Таким образом, «уподобление» истолковывается Оригеном как этическая задача. 171 Особенно ясно и строго это различие проведено у Григория Нисского в его проповеди на слова «Сотворим Человека...»: «Об­раз» (eikon) есть онтологическая и субстанциальная сущность че­ловека и означает дух, ум; «подобие» (omoiosis) означает этиче­скую задачу и добродетель. Окончательная формула, подводящая итог этим мыслям, принадлежит Иоанну Дамаскину и является для православной теологии основоположной. Её мы находим у него в «Православной вере» (De fide orthodoxa): «Бог сотворил человека Своею собственной рукой из видимой и невидимой природы по Своему собственному образу и подобию – из земли Он сформиро­вал его тело, но душу, логическую и умную (logiken kai noeran), Он дал ему в Своём Собственном дыхании, поэтому мы называем её божественной иконой (образом)». «По образу означает, таким образом, разум и свободу; по подобию означает возможное уподоб­ление в добродетели». 172 Это фундаментальное различие образа и подобия ещё глубже выражено и последовательно проведено у поз­днейшего великого византийского богослова Григория Паламы в его оригинальной антропологии. Оно и до наших дней остаётся ос­новоположной точкой зрения православной теологии. Кирилл Александрийский остаётся тем единственным греческим отцом Церкви, который отклоняет это различение как необоснованное и рассматривает оба еврейских термина (Be-zalmenu, ki-dmutenu) как синонимы. Существует двоякое основание для этого строгого различения «образа и подобия». Во-первых, ясное и решительное противопо­ставление онтологического и нормативного значения образа в двух группах библейских текстов; во-вторых, что ещё важнее, неизбеж­ность этого различения для понимания сущности греха. Ибо возни­кает вопрос, что происходит с образом Божиим в грехе. Остаётся ли образ Божий неуничтожимым и неповреждённым в падшем че­ловеке или же он совершенно уничтожается и теряется? Восточная церковь даёт следующий ответ: образ (eikon) остаётся неизменным и у грешника; подобие же (omoiosis) исчезает.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

242 Моя рецензия на книгу: Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: Hismorical, Theological and Social Problems: Collected Studies. London, 1974, была напечатана в Византийском временнике» (1977. Т. 38. С. 190–191) безотражения в «Содержании», будучи скрыта «шапкой»: «Несколько новых сборников в серии Variorum Reprints». 247 Книга была выпущена в свет издательством «Наука»: Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978; переиздана издательством «Алетейя» в качестве первого тома двухтомника: Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Т. 1: Повесть о Митяе. СПб., 2000. 248 Имеется в виду, очевидно, моя статья: Иллюминированный греческий Акафист Богородицы//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. М., 1977. С. 153–174. 250 Речь идет, очевидно, о книге: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russiä A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridgë Cambridge University Press, 1981; русский перевод: Мейендорф И. , прот. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке. Paris: YMCA-Press, 1990. 252 The Three Lithuanian Martyrs: Byzantium and Luthuania in the Fourteenth century//Eikon und Logos. Beiträge zur Erforschung byzantinischer Kulturtraditionen/Hrsg. von H. Goltz. Halle (Saale), 1981. Bd. 2. S. 179–197. 255 Имеется в виду моя рецензия на книгу: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russiä A Study of Byzantino-Russian Relations in the Fourteenth Century. Cambridgë Cambridge University Press, 1981//BSl. T. 43. P. 233–239. 258 Имеется в виду, очевидно, моя статья: К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина//ТОДРЛ. 1972. Т. 27. С. 120–149. 263 Имеется в виду летописное «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русского». 264 Речь идет, по-видимому, о сборнике «Литература и искусство в системе культуры» (М., 1988), где напечатана статья о. Иоанна «Тема “Премудрости” в восточноевропейской культуре и ее наследие» (с. 244– 252).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

1195 Dujcev I. Slawische Heilige in der byzantinischen Hagiographie//Südost-Forschungen: Internationale Zeitschrift für Geschichte, Kultur und Landeskunde Südosteuropas. Bd. 19. München, 1960. S. 71–86. 1196 Более детальный разбор этого вопроса см. в: Meyendorff J. The Three Lithuanian Martyrs: Byzantium and Lithuania in the Fourteenth Century//Eikon und Logos: Beitrâge zur Erforschung byzantinischer Kulturtraditionen hrsg. H. Goltz. Halle, 1981. S. 179–197. 1198 Сперанский М. Н. Сербское житие литовских мучеников//Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1909. Кн. 1. [Отдел] И. С. 1–47. Более поздняя русская версия основывается на сербском оригинале, включенном в Четьи-Минеи митрополита Макария Московского ; см.: Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Апрель, дни 8–21. М., 1912. Стлб. 438–443. 1199 политическое и военное соперничество Московского и Литовского княжеств. Значительную часть последнего составляли земли Юго-Западной и Западной Руси, откуда и нередкое в историографии именование его Литовско-Русским государством. 1201 См.: Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 187–199 [Византия и Московская Русь. С. 465–471, 473–474]. 1202 Ср.: Мошин Б. Житие старца Исаии, игумена Русского монастыря на Афоне//Сборник Русского археологического общества в королевстве Югославии. Вып. 3. Белград, 1940. С. 125–167. Мысль о возможном тождестве монаха Исаии с автором жития была мне подсказана доктором Германом Гольцем из Галле. 1203 Сперанский М. Н. Сербское житие. С. 36. Греческий энкомий был дважды опубликован М. Гедеоном в: Να βιβλιοθκη των κκλησιαστικν συγγραφων. T. 1. Κωνσταντινοπολη, 1903. Σ. 85–102; A­ ρχεον τς κκλησιαστικς ιστορας. Κωνσταντινοπολη, 1911. Σ. 152–174. 1206 Ср. его превосходное воспроизведение в: Bank A. Byzantine Art in the Collections of Soviet Museums. Leningrad, 1977. Pl. 12–18. 1207 Белоброва О Л. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому//Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Вып. 2. Загорск, 1958. С.12–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре. Специалисты считают, что цикл апокрифов о Плате Вероники возник под влиянием преданий об эдесском царе Авгаре. На это указывает и тот факт, что в поздних вариантах этой легенды изображение Спасителя было отослано в Эдессу и передано дочери царя Авгаря по имени Вероника. Ганс Мемлинг. Св. Вероника. XV в. Легенда о Веронике появляется не ранее VII века. Согласно латинскому апокрифу «Смерть Пилата» («Mors Pilati»; VII-VIII вв.; гл. 2-3), Вероника решила заказать художнику портрет Христа, но Спаситель, узнав ее желание, приложил холст к Своему лику и запечатлел на нем Свой Образ. В других рукописях VII века история самоотпечатка описывается совершенно по-разному; кроме того, во всех них речь идет о прижизненном, а не о посмертном изображении лика Христа. Католический ксендз Мечислав Пиотровский (ks. Mieczysaw Piotrowski, TChr) пишет, что «Плат Вероники» попал в Рим в VIII веке. В 753 году в папских хрониках «появилась запись, что папа Римский Стефан II шел босиком в процессии, неся нерукотворное изображение на ткани лика Христа». Эта реликвия называлась «первой иконой», «платком из Камулиана» (город недалеко от Эдессы), «мандилионом из Эдессы». Все были убеждены в нерукотворности этого образа. Реликвия хранилась в капелле святой Вероники в базилике святого Петра в Риме. Данте Алигьери (1265-1321) в «Vita nuova» писал, что толпы людей приходили посмотреть на Божественный лик Христа на Плате Вероники. Неоднократно упоминает он о нем и в «Божественной комедии». О Божественном лике на Плате Вероники писал Франческо Петрарка (1304-1374) в «Familiari canzoniere». Об образе на Плате упоминает и святая Бригитта Шведская, побывавшая в Риме в 1350 году. В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим. Однако Вильсон считает, что в действительности всё было иначе. В 1011 году в Константинополе с Мандилиона была сделана копия, которую привезли в Рим, где для нее был сооружен специальный алтарь, освященный папой Сергием. Эту копию стали называть Покрывалом, или Платом, Вероники. Лингвистический анализ показывает, что слово «Вероника» содержит в себе латинское Vera (истина) и греческое eikon (образ). Таким образом, речь идет о копии изображения Христа, истинной иконе, нарисованной художником византийской или западной школы, затем размноженной под названием Плата Вероники в более поздние времена.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

250 Так мы передаем греческое migades (“разночинцы”). 251 Букв. “в руке Которого дыхание всего существующего”. Ср. Дан. 5:23. 252 Букв. “в блаженной нищете”. 253 Ср. Мф. 5:18. 254 Ср. 1 Кор. 9:2. 255 Речь идет о таинстве Евхаристии (Причащения). 256 Ср. Мф. 23:26—27. 257 Ср. Ин. 13(слав. “и тотчас по хлебе вниде в онь сатана”). 258 Ср. 1 Тим. 4:2. 259 Т.е. в храм. 260 Ср. Мф. 10:26; 1 Кор. 4:5. 261 Здесь игра слов: кто возлюбил Христа (christon) и отринул золото (chryson). 262 Симония, т.е. взимание денег за рукоположение в священный сан, являлась одним из наиболее распространенных пороков высшего духовенства разных эпох. Ср. 29-е Апостольское правило: “Если епископ или пресвитер или диакон получит это достоинство при помощи денег, да будет извержен и он, и тот, кто его поставил, и да будет отсечен от общения, как Симон-волхв (был отлучен) Петром”. 263 Церковные каноны (8-е правило Ефесского Собора, 9-е правило Антиохийского собора и др.) запрещают епископу одной епархии вмешиваться в дела других епархий. 264 Епископ, священник или диакон, употребивший “влияние мирских начальников” для получения священного сана, по церковным канонам, должнн быть извержен из сана (см. 30-е Апостольское правило, 3-е правило Никейского собора). 265 Т.е. Евхаристию. 266 Ср. 1 Ин. 2:15. 267 Ср. Мф. 16:25. 268 Это аллюзия на молитву, читаемую во время Литургии священником: “Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемлемый и раздаваемый, Христе Боже наш...” 269 Ср. Мф. 8:20. 270 Переводя так, мы следуем чтению Дионисия Загорейского. 271 Византийская юридическая практика предусматривала тюремное заключение за неуплату долгов. 272 Т.е. седьмого тысячелетия “от сотворения мира”, по византийскому календарю. Согласно этому летоисчислению, Христос родился в 5508 г., а время жизни преп. Симеона приходилось на 6457—6530 гг., т.е. середину седьмого тысячелетия. 273 Ср. Мф. 18:10; Лк. 9:48. 274 Т.е. этого смиренного человека, который велик перед Богом. Ср. Лк. 1:52. 275 Ср. Мф. 23:26. 276 Букв. “вы украшаете внешний облик”. В этом тексте облик (agalma — изображение, статуя) противопоставляется образу (eikon — образ, икона).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

I. Происхождение христианского образа Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным 1 монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входит в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, – предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого. Таким образом, говоря об иконах, мы будем иметь в виду церковный образ вообще, будь он писан красками на доске, исполнен на стене фреской, мозаикой или же скульптурный. Впрочем, и русское слово «образ», как и французское «image», имеют смысл очень широкий и относятся ко всем этим видам изображений. Прежде всего нам придется вкратце остановиться на тех расхождениях, которые существуют в вопросе происхождения христианского искусства и отношения к нему Церкви первых веков. Научные гипотезы о возникновении христианского образа многочисленны, разнообразны и противоречивы; противоречат они часто и точке зрения Церкви. Взгляд же Церкви на этот образ и его возникновение – один-единственный и неизменный от начала до наших дней. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим. Противоречие этому церковному взгляду распространяется в науке с XVIII века. Известный английский ученый Гиббон (1737–1791), автор книги «История упадка и падения Римской империи», заявил, что первые христиане питали непреодолимое отвращение к изображениям. По его мнению, причиной этого отвращения было еврейское происхождение христиан. Гиббон думал, что первые иконы появились лишь в начале IV века. Мнение Гиббона нашло многих последователей, и идеи его, к сожалению, в той или иной форме живут и до наших дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

К числу популярных детских игр относились игры, имитирующие военные действия: ампра и петрополемос. В ампре принимали участие две команды, каждая из которых имела своего вождя, место, окруженное рвом, и склад (ампра) для пленных. Выигрывала та команда, в которой никто из игроков, преследовавших своего противника, не попал в плен. Петрополемос проводился за городскими стенами. Две команды, разделенные рвом, метали друг в друга камни руками или пращой. После окончания сражения победители с триумфом входили в город. В XIV в. эта опасная игра была запрещена. Византийцы воспринимали игры, особенно ристании, как выражение связи со славным древнеримским прошлым, поэтому всякие попытки церкви бороться с этими развлечениями зачастую оказывались тщетными. Иешу Стилит (конец Vnepbaя половина VI вв.) – уроженец сирийского города Эдессы, греческий монах, представитель умеренного монофиситства. Он – автор хроники, написанной в форме послания «священнику и архимандриту Саргису». В ней описываются события ирано-византийской войны конца Vhaчaлa VI вв., осада города Эдессы, очевидцем которой был автор, природные катаклизмы (чума, голод во время налета саранчи); массовые выступления маздакитов в Иране (498529 гг.); содержатся важные сведения о дипломатических отношениях Византии с Ираном, видимо, основанные на сообщениях членов посольств и переводчиков. Иешу Стилит излагал события в хронологической последовательности с обозначением дат и годов. Он выступал как сторонник Византии, глубоко переживавший ее военные поражения. Но как гуманный человек, он осуждал жестокость и насилие со стороны византийской армии, сочувствовал бедствиям и страданиям простых людей. Хроника Иешу Стилита, основанная на личных впечатлениях и наблюдениях автора, отличается правдивостью, достоверностью и простотой изложения исторического материала. Ее считают одним из лучших источников для изучения периода правления императора Анастасия (491518). Икона Византийская (греч. eikon – изображение, образ) – живописное или мозаичное изображение Христа, Богоматери, святых, сцен Священного Писания , ставшее в христианстве предметом поклонения как символ, который способствует духовному приобщению к Богу. Ее происхождение связывают с фаюмским портретом IV в. до h.э.II в. н.э.: на лицо усопшего клали дощечку с его портретом, выполненным энкаустикой (восковыми красками). Иконы писались на скреплённых с тыльной стороны липовых, реже сосновых, еловых или дубовых досках. На стыки досок наклеивали ткань – паволоку, и наносили сначала белый грунт – левкас, изготовленный из порошка мела и животного клея, затем – коричневый из минеральных и органических соединений различных цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С Рождеством Христовым! Владимир Берхин Жестокость можно временно прекратить, как это делают полиция и армия. Но превосходя злодея силой, мы просто отдаляем момент, когда и эта сила будет употреблена во зло. Из мира жестокости можно только выйти по другую его сторону — став слабым, как Бог стал Младенцем. Тот, Кто сказал, что нас не занесет серым песком времени Владимир Берхин Христос воскрес, а значит, наше маленькое добро не пропадает и не заносится песком. Значит, мы можем напрягаться не только ради того, чтобы вырвать у жизни еще маленький кусочек покоя и счастья. Сегодня не только Сретение Владимир Берхин Мы запросто терпим ужасные вещи, пока они происходят не с нами, и нас нисколько не веселят прекрасные события, случившиеся с кем-то другим. Но чем ближе подходит счастье, чем ближе подступает горе — тем они реальнее. С Рождеством Христовым! Владимир Берхин Христос родился в коровнике, будучи бездомным от рождения. И это повод вспомнить, что и среди тех, кто не вписан в приличное общество, может светить настоящий Свет, такой, который не откроется тем, кто доволен собой и своей и жизнью. Зачем Богу ангелы Владимир Берхин Бог есть Любовь. И люди, падшие и грешные люди, сотворены из Любви, и она заложена в нас как принцип. Снижаясь и огрубляясь, этот принцип в нас остался: мы живём не целесообразно, а избыточно. Нам мало собственной жизни и просто того, чтобы жить. Как правильно лежать «аки свиния в калу» Владимир Берхин Общеизвестно, что всякий человек видит в окружающем мире прежде всего то, к чему склонен сам. Блудник везде различает непристойности, сребролюбец моментально видит возможности заработать, гордец замечает поводы для обид, а чистому – все чисто. Главная икона Владимир Берхин Главной иконой, главным образом Божьим в мире стал сам по себе человек. Это не я придумал, это книга Бытия: " Сотворим человека по образу и подобию Нашему " - так сказал Господь, и стало так. Собственно, " образ " по-гречески " eikon " , икона. О короткой памяти Владимир Берхин Старая трагедия заслоняется новой. Ужас сменяется ужасом. Новости - новостями. Мы устаём и больше не можем на это смотреть. Мы не помним радостей и горестей. Мы забываем слёзы раскаяния и радость Божьего присутствия.

http://blog.predanie.ru/article/writer/b...

О почитании мищой VII Вселенский Собор дал следующее определение: " Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, — да низложатся, а если иноки и миряне — да лишатся причащения! " 4.11. Почитание святых икон Священные изображения в христианской Церкви имели место уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскопках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что была практика особого почитания и поклонения этим изображениям. Всем известно обвинение православных протестантами в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декало-га. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что христианские иконы действительно суть идолы или кумиры, поскольку в греческом языке слова " икона " ( " eikon " ) и " идол " ( " eidolon " ) — это совершенно разные понятия. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить слова ап. Павла: " ...как же ты, ...гнушаясь идолов, святотатствуешь? " (Рим. 2, 21-22). Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на создание и почитание изображений. Это было исторически обусловлено условиями жизни богоизбранного народа, который находился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосредственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Святая Святых храма, также по непосредственному указанию Божию были сделаны изображения двух херувимов: " там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым " (Исх. 25, 22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым образам безусловно предполагало благоговейное почитание. В Ветхом Завете описывается случай поражения Озы, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу Завета был поражен смертью (2 Цар. 6, 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

I. Происхождение христианского образа Приводится по изданию: Л.А.Успенский. Богословие иконы Православной Церкви. I. Происхождение христианского образа К оглавлению Слово «икона» греческого происхождения. Греческое слово eikon означает «образ», «портрет». В период формирования христианского искусства в Византии этим словом обозначалось всякое вообще изображение Спасителя, Богоматери, святого, Ангела или события Священной Истории, независимо от того, было ли это изображение скульптурным монументальной живописью или станковой, и независимо от того, какой техникой оно было исполнено. Теперь слово «икона» применяется по преимуществу к моленной иконе, писанной красками, резной, мозаической и т.д. Именно в этом смысле оно употребляется в археологии и истории искусства. В Церкви мы также делаем известную разницу между стенной росписью и иконой, писанной на доске, в том смысле, что стенная роспись, фреска или мозаика, не является предметом сама по себе, но представляет одно целое со стеной, входи г в архитектуру храма, тогда как икона, писанная на доске, — предмет сама по себе. Но по существу их смысл и значение одни и те же. Разницу мы видим лишь в употреблении и назначении того и другого. Таким образом, говоря об иконах, мы будем иметь в виду церковный образ вообще, будь он писан красками на доске, исполнен на стене фреской, мозаикой или же скульптурный. Впрочем, и русское слово «образ», как и французское «image», имеют смысл очень широкий и относятся ко всем этим видам изображений. Прежде всего нам придется вкратце остановиться на тех расхождениях, которые существуют в вопросе происхождения христианского искусства и отношения к нему Церкви первых веков. Научные гипотезы о возникновении христианского образа многочисленны, разнообразны и противоречивы; противоречат они часто и точке зрения Церкви. Взгляд же Церкви на этот образ и его возникновение — один-единственный и неизменный от начала до наших дней. Православная Церковь утверждает и учит, что священный образ есть следствие Боговоплощения, на нем основывается и потому присущ самой сущности христианства, от которого он неотделим.

http://sedmitza.ru/lib/text/440323/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010