127 Таким образом, мы выяснили, в чем состоит богообразие человека. Но богообразие то же самое, что и богоподобие или между ними есть разница? Ведь перед сотворением Господь сказал: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию» ( Быт. 1:26 ). О самом же создании сказано, что сотворил Бог человека по образу Своему, т.е. не по образу и подобию, а просто по образу Божию сотворил его ( Быт. 1:27 ). «Не заметил ли ты, что это свидетельство неполное? – вопрошает св. Василий Великий . – «Создадим человека по образу Нашему и по подобию». Это волеизъявление содержит два элемента: «по образу» и «по подобию». Но созидание содержит только один элемент. Решив, одно, не изменил ли Господь Свой замысел? Не возникло ли у Него в ходе творения раскаяние? Не проявляется ли в этом немощь Творца, раз Он замышляет одно, а делает другое? – Или это суесловие? Может быть, это то же самое, что и: «Создадим человека по образу и по подобию»; ведь здесь Он сказал «по образу», но не сказал «по подобию». Какое бы объяснение мы ни выбрали, наше толкование написанного было бы неверным. Если речь идет об одном и том же, то не стоило бы дважды повторять одно и то же. Заявлять, что в Писании находятся пустые слова, – опасное богохульство. Да и на самом деле Писание никогда не говорит ничего пустого. Итак, неоспоримо, Что человек создан по образу и по подобию. Почему не сказано: «И создал Бог человека по образу Божиему и по подобию». Что же, Создающий бессилен? – Нечестивая мысль! Что же, Устроитель раскаялся? Рассуждение еще более нечестивое! Или Он сначала сказал, а потом переменил мнение? – Нет! Писание не говорит этого; Творец не бессилен и решение не было пустым. Так какой же смысл в умолчании»? 128 Объективности ради следует заметить, что в Свящ. Писании говорится не только о создании человека по образу Божию без упоминания о подобии, но и о создании по подобию Божию без упоминания об образе. Вот, например, в той же книге Бытия сказано: «Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек» ( Быт. 5:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

II. Об Ангелах сказано: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11 ). III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям. IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:44 ). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским ( Лк.10:18 ; Мф.12:24 ). д) О человеке 81. Кого сотворил Бог после всего? После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей. 82. Из чего состоит человек? Человек состоит из тела и бессмертной души. 83. Из чего сотворил Бог тело человека? Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ ( Быт.2:7 ). 84. Чем было оживлено тело сотворенного человека? Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим ( Быт.2:7 ). Пояснение: В момент смерти душа покидает тело. 85. По какому образу сотворил Бог человека? Бог сотворил человека по образу и подобию Своему ( Быт.1:26–27 ). 86. В чем состоит в человеке образ Божий? Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью. 87. В чем состоит подобие Божие в человеке? Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

   III. У каждого человека есть свой Ангел Хранитель. Иисус Христос сказал: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Мф.18:10). Поэтому каждый из нас прибегает под охрану Ангела Хранителя и поступает по его внушениям.    IV. Дьяволов мы называем также злыми духами. Они отпали от Бога и от Божией правды и полны лжи и грехов. Люди, возлюбившие ложь и творящие зло, соединяются с дьяволом и тем самым становятся, так сказать, его детьми. О том ясно говорит Господь Иисус Христос фарисеям: «Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Будем избегать дьявольских покушений, чтобы не стать рабами греха. В искушении будем молиться. Наивысшего из дьяволов называют сатаной или веельзевулом, князем бесовским (Лк.10:18; Мф.12:24). д) О человеке     81. Кого сотворил Бог после всего?    После всего сотворил Бог человека; мужа Адама и жену Еву, наших прародителей.     82. Из чего состоит человек?    Человек состоит из тела и бессмертной души.     83. Из чего сотворил Бог тело человека?    Тело человека сотворил Бог из земного праха, т. е. из содержащихся в земле веществ (Быт.2:7).     84. Чем было оживлено тело сотворенного человека?    Тело человека было оживлено душой, т. е. дыханием Божиим (Быт.2:7).     Пояснение:    В момент смерти душа покидает тело.     85. По какому образу сотворил Бог человека?    Бог сотворил человека по образу и подобию Своему (Быт.1:26—27).     86. В чем состоит в человеке образ Божий?    Образ Божий в человеке состоит в том, что душа человека есть существо духовное и бессмертное, одаренное умом, свободной волею и совестью.     87. В чем состоит подобие Божие в человеке?    Подобие Божие в человеке состоит в том, что человек может и должен в своей жизни стремиться стать подобным Богу.     88. Как может человек стать подобным Богу?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Беседа 57.   " После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю " (Быт.30:25)   Добродетели праведников изложены в Писании для нашего подражания им. Кротость Иакова в отношении к Лавану и ея сила. Предложенная Иаковом себе награда и необычайный успех ее. Зависть Лавана и обетование божественной помощи побуждают Иакова удалиться из Месопотамии. Вышняя помощь Иакову, преследуемому Лаваном; свидание с ним Иакова и его напоминание о неусыпных трудах при пасении стад; укор пастырям духовного стада. Договор Лавана с Иаковом, запечатленный именем Божиим.   1. Сегодня надобно передать любви вашей остатки вчерашней беседы, дабы, и из сообщаемого ныне познав и попечение Божье об Иакове, и собственное благочестие праведника, мы поревновали его добродетели. Не без цели благодать Святого Духа сохранила для нас в письменах все эти повествования, – но для того, чтобы побудить нас к соревнованию и подражанию добродетельным мужам. И действительно, когда мы слышим о терпении одного, о смиренномудрии другого, о страннолюбии третьего, и о великой добродетели каждого из них, слышим то, как все они прославились и возвеличились, – то возбуждаемся к соревнованию в этом. Итак, изложим сегодня остальное повествование об этом праведнике и тем заключим нашу беседу. " После того " , сказано, " как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю; отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе " (Быт.30:25-26). Смотри, какое благомыслие в этом праведном муже: видя явное благоволение Божье к себе, он не возгордился перед Лаваном; но с великой кротостью говорит: " отпусти меня, и пойду " . Поистине, ничего нет сильнее кротости, ничего нет ее могущественнее. Вот смотри: как Иаков сам сначала показал кротость, то и Лавана заставил отвечать себе с добрым расположением сердца. " И сказал ему " (Быт.30:27-28) " Лаван: о, если бы я нашел благоволение перед очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Бог проявляет Себя не только в разумной природе человеческих существ, но и в их нравственной природе (см. нравственность: абсолютная природа). Нравственный закон Бога записан в человеческих сердцах. Ибо «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их» ( Рим. 2:12–15 ). Поскольку этическая ответственность предполагает способность отвечать за свои деяния, человек, созданный по образу Божьему, наделён также свободой этического выбора ( Быт. 1:27 ; ср. Быт. 2:16–17 ). Откровение Бога в человеческой истории . Историю называют «божественной историей». Это отпечатки Бога на песке времени. Павел говорит, что Бог назначил «предопределённые времена и пределы их [народов] обитанию» ( Деян. 17:26 ). Бог открыл Даниилу, что «Всевышний владычествует над царством человеческим, и даёт его кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми» ( Дан. 4:14 ). Бог также открыл Даниилу, что человеческая история движется к своей конечной цели – Царствию Божьему на земле ( Дан. 2; 7 ). Таким образом, правильное понимание истории указывает нам на Божий замысел и предназначение. Бог раскрывает Себя в человеческом искусстве. Библия провозглашает, что Бог прекрасен и прекрасно Его творение. Псалмопевец восклицает: «Господи, Боже наш! как величественно имя Твоё по всей земле!» ( Пс. 8:2 ). Исаии открылись чудесные проявления славы Божьей в его видении, где он увидел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм» ( Ис. 6:1 ). Писание призывает нас «поклониться Господу в благолепном святилище Его» ( Пс. 28:2 ; ср. Пс. 26:4 ). Соломон указывал, что «всё соделал Он [Бог] прекрасным в своё время» ( Ек. 3:11 ). Псалмопевец говорит, что город Сион «есть верх красоты» ( Пс. 49:2 ). То, что сотворил Бог, хорошо, как и Он ( Быт. 1:31 ; 1Тим. 4:4 ), а благо Его прекрасно. Поэтому творение, в той мере, в какой отражает Бога, тоже прекрасно. Кроме того, что прекрасны Бог и сотворённый Им мир, Бог также наделил Свои создания способностью воспринимать красоту. Они, как и Он, могут создавать прекрасное. Люди – это, так сказать, «вторичные творцы». Бог наделил определённых людей особым творческим даром, в котором раскрываются некие истины о Его прекрасной сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Быт.1:26–27 – “И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, [и зверьми] и скотами, и всею землею. И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его”. Это говорит о том, что человек занимает некоторое особое место в творении. Для того чтобы понять, что это за особое место, Библия говорит нам более подробно, как происходил акт творения. Человек носит как бы царственный, владычественный характер, находясь на грани двух миров (мира видимого и мира невидимого), соединяя в себе оба эти мира. Быт.2:7 – о том, как это творение происходило. “И созда Бог человека, персть [взем] от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу”. Сразу же говорится о двойственном характере человека. С одной стороны, персть земли. Что это такое, мы не знаем: взята ли обезьяна, или глина, или еще что-то. Но что-то от земли. Это было сотворено в такой степени, что там было лицо, а в это лицо была вдунута жизнь от Бога. Что это за дыхание Бога? Мы веруем, что это есть невидимая сотворенная душа человека. Об этом мы еще будем говорить. “И рече Господь Бог: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. . И наложи Бог изступление на Адама, и успе и взя едино от ребр его, и исполни плотию вместо его. И созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену и приведе ю ко Адаму” ( Быт. 2:18,20–21 ). Здесь речь идет о взятии ребра. Что это такое, какая часть плоти Адама взята, в конце концов, это большого значения не имеет. А важно то, что Ева была создана из той же самой природы, что и Адам. Конечно, взята была плоть и душа, и мы видим здесь новое существо, Еву. Мы можем твердо сказать, что они одной природы. Кстати, на этом мы основываемся, говоря о единосущии рода человеческого. Здесь есть много разных теорий, которые хотели бы свести все это сказание на нет. Выделяя часть, догматически важную для нас (то, что люди одной природы и созданы особым образом), можно, как Ориген , толковать это аллегорически. Можно придумывать разного рода схемы, которые можно прочесть в нашей литературе, достаточно богатой, чтобы показать, что это носит не исторический характер. Дарвинизм говорит о другом. В последнее время модны разного рода оккультные течения, которые говорят о том, что в человеке важна душа, а тело – это лишь одежда для нее или темница. Не буду сейчас разбирать эти учения подробно, хочу лишь прочесть из “Шестоднева” Василия Великого одну цитату:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

(Быт 50:20–24).   Еще одно особое пророчество. Иосиф умирая, говорит, что будет время, когда Господь посетит народ Израильский и выведет его из этой земли. И это завещание Иосифа свято хранилось в сердце, может не у всех, но у многих потомков Израиля.   «И вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт 50:25–26).   Но не захоронили, только положили в ковчег, ожидая, когда его кости будут перенесены в землю Ханаанскую, туда, где покоятся Авраам, Исаак, Иаков. Вторая книга Моисеева. ИСХОД ЛЕКЦИЯ 11 Книга Исход относится к тем книгам, которые входят в состав Торы. По-еврейски книга называется от начальных своих слов — «елле шемот», в славянском переводе «сии суть имена», т. е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое название этой книги «Exodus», что и означает слово «Исход», т. к. основная тема этой книги — исход Израиля из Египта при пророке Моисее. Вторая книга Моисея представляет собою прямое продолжение первой его книги «Бытие».   Книга начинается со смерти Иосифа: «И умер Иосиф и все братья его и весь род их» , (Исх 1:6) После переселения Иакова в Египет, во время Иосифа, небольшое племя выросло в многочисленный народ, пользующийся у египтян почетом и уважением. После смерти Иосифа в течение нескольких столетий нам почти ничего не было известно определенного об этом народе, но было отмечено особо два фактора: что народ Израиля сильно размножился из маленького племени, которое насчитывало всего 70 душ, которые пришли с Иаковом (Быт 46:27).   В течение нескольких столетий, приблизительно около 400 лет, вырос народ, который насчитывал 600 тысяч человек, не считая женщин и детей. Т. е. если мы предположим, что почти все взрослые мужчины имели свою семью, имели жену, и в каждой семье было минимум два ребенка, может и больше, плюс старые люди старше 60 лет, которые тоже в счет не шли, то получим примерно 3–4 миллиона по самым скромным подсчетам. «Вот имена сынов Израилевых, которые вошли в Египет с Иаковом

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. В точности исполнилось пророческое слово: родился мальчик; мальчик рос и подрос на столько, что в один день уже пошёл в поле к отцу своему, бывшему при жнецах. Здесь его сразил солнечный удар и он, повторяя младенческими устами одно и тоже: «голова моя! голова моя болит!» умер на коленях матери. Огорчена у неё душа. Зачем нужно было пророку потревожить долголетнюю болящую рану надеждой на исцеление: закрыть на время эту рану, чтобы – вдвое болезненнее она вскрылась? Только обманутой в надеждах матери может быть понятно и ею оценено бесслёзное горе Сонамитянки, которое эта, – ухватившись за ноги человека Божия, обещавшего ей сына, так скоро отнятого от неё, – выразила в немногих словах: просила ли я сына у господина моего? Не говорила ли я: не обманывай меня? ( 4Цар.4:8–28 ). Эта потребность материнства, как неумолкающий голос, то тихо и стройно, то бурно ( Быт.19:31, 38 . Второз.25:5–10) проходит по всей исторической жизни евреев… Перед вопросом: за что исчезать имени отца нашего от племени его, потому что нет у него сына? не отступают с ложной стыдливостью пять дочерей Салпаада. И конечно недаром нам даны и сами имена этих отважно – целомудренных дев; и вот имена дочерей его (Салпаада): Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца ( Числ.27:1–11; 36:2–11 ). Они даны в свидетельство того, что эти дочери – прямые дочери Евы – матери всех живущих, – долженствующие быть в свою очередь и время такими же матерями, как и та. Но это – события древние… Даже писатель книги Руфь, и тот говорит, что только прежде такой был обычай у Израиля ( Руфь 4:7 ). Обычаи же изменяются… Нельзя скрывать того, что было. А был у евреев Онан ( Быт.38:8–10 ). И у евреев был обычай: поела и обтёрла себе рот, и говорит: я ничего худого не делала. (Притчи Сол.30:20). Так характеризовалась упрямая дочь, которая, как томимый жаждой путник, отверзала уста и пила всякую близкую воду ( Сир.26:10–12 ). Правда, об этих «поевших и обтеревших себе рот» с особой развязностью, ходили в народе не особенно лестные для них песни ( Ис.23:15–16 ); но суровый обычай ( Быт. 38:24 ) и писаный закон ( Исх.22:16–19 ; Лев.21:9 ; Втор.22:18–29 ) должны были сдерживать чудовищ, рождающих, но не дающих сосцов своих, не желающих кормить детей своих (Плач Иер.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

И так как это свыше было предопределено ему, то и Ревекка, давая ему имя, назвала его Иаковом, что значит запинание, как и Исав, после благословений, данных Иакову отцом, рыдая, говорил: “ Не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул меня уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое. И [еще] сказал: неужели ты не оставил мне благословения? ” (Быт.27:36). Заметь, какая у древних была проницательность, или - лучше - сколь велика премудрость Божия, которая так устрояла, что и жены не просто, не как случится, давали имена рожденным от них, а заключали в имени дитяти предзнаменование того, что имело быть с ним. И редко найдешь, чтобы дети назывались одними именами с родителями их, или, может быть, и нигде не найдешь этого. Но когда отец намерен был наречь имя дитяти, то давал ему какое-нибудь необычайное, новое прозвание, так чтобы чрез него предзнаменовать какое-либо будущее событие. Так же поступала и мать. Так Ламех, нарекая своего сына, назвал его Ноем и присовокупил: сей “ утешит нас ” (Быт.5:29). Таким образом, тщательно исследуя каждое имя, непременно найдешь в нем какое-либо предзнаменование, - не так, как делают ныне, нарекая детям имена без цели и как случится, или только по именам их родителей. У древних же всегда целью было то, чтобы в прозвании детей заключить постоянное напоминание о чем-либо. Но посмотрим далее, что, после перемены в первородстве, повествует нам блаженный Моисей об отце Иакова и Исава, как и он, подобно Аврааму, при наступлении голода, удостаивается великого попечения свыше, сколько за свою собственную добродетель, столько же и по обетованию, которое было дано праотцу. “ Был , - говорит Писание, - голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама ” (Быт.26:1). Чтобы ты не подумал, что Писание говорит о прежнем голоде, оно и поясняет: “ сверх прежнего голода, который был во дни ” праотца - то есть, теперь, при Исааке, другой такой же голод постиг землю, какой был и при его отце. Скудость в необходимых (потребностях) подвергла всех величайшей опасности, принудила переселяться из своих стран в те места, где можно было найти обилие в жизненных потребностях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Лавану это условие понравилось, и, так как сделка казалась ему выгодной, он охотно согласился. Иаков был прекрасным скотоводом, и вскоре стада Лавана стали умножаться, как никогда прежде. Семь лет для влюбленного Иакова пролетели, как семь дней. Пришло время Лавану расплачиваться. Он заверил Иакова, что сдержит обещание и созвал гостей на свадьбу Рахили. Свадьбу отпраздновали шумно, соблюдая все обычаи того времени. К концу дня, согласно обряду, жених ушел в темную комнату, куда ему должны были привести невесту. Все совершилось точно по обряду. Но утром, когда в комнате стало светло, Иаков проснулся и с ужасом обнаружил рядом с собой не Рахиль, а Лию. Он сразу понял, что Лаван подло обманул его, пристроив таким образом свою некрасивую дочь. Возмущенный, он бросился к тестю с резкими упреками. Но старый хитрец сказал с невозмутимым видом: «В нашем месте так не делают, чтобы младшую дочь выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других» (Быт. 29:26–27). Как ни возмущался Иаков, но все же ему пришлось смириться. Он понял, что поплатился за свой обман. Свадьба с любимой Рахилью состоялась неделю спустя после первой свадьбы. Таким образом, у Иакова сразу оказались две жены. Конечно же, он отдавал предпочтение Рахили, а с Лией обращался плохо. Дома не было согласия, сестры ревновали его друг к другу, и каждая старалась расположить мужа к себе. Из-за этого часто возникали ссоры. Господь, видя невинность и безропотность, кротость Лии, благословил ее чадородием, между тем как гордая Рахиль оставалась бесплодной. У Лии уже родилось четыре сына — Рувим, Симеон, Левий и Иуда, а у Рахили еще не было ни одного. В отчаянии Рахиль обратилась к Иакову: «Дай мне детей, а если не так, я умираю». Иаков рассердился и ответил резко: «Разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?» (Быт. 30:1–2). Рахиль, не видя иного выхода, решила воспользоваться старинным обычаем своего народа: она взяла служанку Валлу и дала ее Иакову в наложницы. Валла вскоре забеременела. Когда она рожала, Рахиль держала ее на своих коленях, чтобы, согласно обычаю, ребенок рабыни считался ее ребенком. Так родился мальчик, по имени Дан. Рахиль не скрывала своей радости и говорила: «Судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына» (Быт. 30:6). Спустя некоторое время Валла родила второго сына, которого Рахиль назвала Неффалимом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2355...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010