б. 1:17–3:4 Апостольская проповедь и мудрость мира. 1:17–25. Апостольская проповедь это «слово о кресте» ( λϒος ο σαυρο,1:18). Его не могут воспринять те, кто считает себя мудрыми и умными, ибо «Бог обратил мудрость мира сего в безумие» (1:20), так как «мир своею мудростью не познал Бога…» (1:21). В то время, как «иудеи требуют чудес», а греки (т.е. все язычники) «ищут мудрости» (1:22), апостолы проповедуют Христа распятого, «для Иудеев соблазн, для Еллинов безумие» (1:23). 1:26–31 Вот почему апостол Павел напоминает, что среди верных Коринфа, к которым он обращается, немного «мудрых по плоти» (т.е. с человеческой точки зрения, прим. «Иерусалимской Библии »), немного сильных…(1:26). Потому что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное…(1:27), «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась перед Богом» (1:29). Коринфяне не должны хвалиться перед Богом, потому что ко Христу, который «есть праведность, освящение и искупление (1:30) верных, их привел Бог. 2:1 – 3:4 Сам апостол Павел остерегался проповедовать Благовестие «в превосходстве слова или мудрости» (2:1). «И был я у вас, говорит он, в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией…» (2:3–5). Этот отрывок очень важен, так как из него мы узнаем, что самим своим успехом апостольская проповедь была обязана не таланту убеждать, свойственному проповеднику, но силе Духа Святого, говорившего его устами. Подобную мысль апостол Павел уже излагал в 1Фес.1:5. Мудрости человеческой апостол противопоставляет мудрость Божию, проповедуемую «между совершенными», мудрость, которая не от мира сего (2:6), «тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (2:7). Согласно предвечному замыслу триединого Бога (Быт.1:26), человек создан по образу и подобию Божию, чтобы стать обоженным в Сыне, воплощение Которого было предопределено от века (Еф.1:4–5). 8 Этот предвечный замысел Божий, эта тайная мудрость, оставшаяся сокрытой от людей в течение веков, явилась во Христе и была открыта Духом (2:10). Апостол Павел подчеркивает роль Святого Духа: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (2:11). Именно Дух Святой, исходящий от Бога, нас наставляет (2:12) и научает премудрости (2:13); духовными словами Он повествует о духовных вещах (2:13).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи Такой фразой Иоанн как бы включается в беседу древнего праотца и патриарха Авраама с сыном его Исааком. Доверчиво следуя на гору Мориа, Исаак с недоумением спрашивал своего кроткого родителя: «Где же агнец для всесожжения?» (Быт. 22, 7). Авраам, беспредельно любивший сына, но еще больше доверявший Небесному Отцу, отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца» (Быт. 22, 8). И действительно, не Исаак приносится в жертву. Ибо не он уготован за грехи всего мира. Божию тайну прозрел Иоанн. «Увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (Ин. 1, 36). Жертва – воплотившийся Божий Сын, ставший ради нас Человеческим Сыном. Будущие апостолы еще ловят рыбу, а Иоанн уже прозревает эту священную тайну. В этом смысле Иоанн Предтеча – тайнозритель. И новозаветная тайна Троицы – глас Бога Отца, осязание крещаемого в Иордане Сына, созерцание Духа Святого в образе голубя – открывается именно ему. Он зрит тайны Новозаветного Откровения. Троица и Крестная Жертва Христова – в центре свидетельства Иоанна Предтечи. Итак, обнаженная, правдивая строгость Иоанна произвела чудо – к нему пошли люди. Но он проповедовал не о себе. «Я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня» (Ин. 1, 26–27). Иоанн сокрушал сердца других твердым словом, но его собственная душа мягчела и сокрушалась, когда он говорил о Спасителе. «Я не достоин понести обувь Его» (Мф. 3, 11). Нежность в словах Иоанна проявлялась именно в словах о Христе. Он узнал Христа сразу. Как только в толпе собравшихся грешников появился Спаситель, ошеломленный Иоанн тут же увидел Его – Того, Кто не нуждается в покаянии. «Как, и Он идет креститься, стоя рядом с откровенными грешниками, как бы принимая на Себя участь их?» – Иоанн мог размышлять примерно так. Смирение Христа сокрушило его собственное сердце: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне» (Мф. 3, 14). Он радовался о Христе еще во чреве своей благословенной матери. Ликовал, встретив Богомладенца, когда Тот еще Сам пребывал в лоне Пречистой Девы. Теперь же его душа обрела подлинное успокоение – он встретил Грядущего и Пришедшего, он явил Его миру.

http://pravoslavie.ru/140338.html

19 вымоют одежды свои. Омовение одежд символизирует очищение ( Быт. 35,2 ). 19 быть готовыми к третьему дню. Бог требует, чтобы израильтяне были готовы к богоявлению. сойдет... на гору Синай. Гора Синай является лишь местом встречи Господа со Своим народом, а не Его постоянным местопребыванием. 19 не прикасайтесь к женам. При половом сношении мужчина и женщина становились на время нечистыми ( Лев. 15,16 ; 1Цар. 21,4 ). 19 трубный звук весьма сильный. Позднее громкий, протяжный звук бараньего рога стал сигналом того, что Бог присутствует при поклонении Израиля. Упоминание о гончарной печи (ст. 18) свидетельствует о том, что в данном случае речь идет не об извержении вулкана. Это огонь присутствия Господа, Который появляется вместе с густым и слепящим дымом ( Ис. 6,4 ) и нисходит на гору, а не восходит вверх. вострепетал. Сильное колебание горы, которым сопровождалось появление Самого Бога, символизирует сотрясение всей природы (см. напр., Мих. 1,3.4 ). 19 И сошел Господь. Ст. 20–22 предваряют Десять Заповедей. 19 чтобы... не порывался к Господу видеть Его. Увидеть незримого Бога можно только глазами веры, а именно ее израильтянам недоставало. Желание «заглянуть» в духовный мир и попытки сделать это положили начало оккультизму насильственному проникновению в запредельные сферы бытия. 19 священники. Вероятно, имеются в виду люди, которые выполняли обязанности священников. Но даже им не позволялось приближаться к месту появления Бога. Глава 20 20:1–26 Одним из величайших событий в истории Израиля и всего человечества явилось получение закона. Закон был дан израильтянам не для того, чтобы соблюдением его они достигли праведности ( Рим. 3,20 ; Гал. 3,11 ). Праведность (оправдание) пред Богом всегда обреталась верой в Него и доверием к Нему (см. Быт. 15,6 ; Рим. 4,3.22 ; Гал. 3,6 ). Закон, как воспитательное средство, был дан человеку для осознания им своей греховности ( Рим. 3,20; 5,13; 7,7.25 ) и своего несоответствия тому образу, по которому Господь Бог создал его. Закон помогает человеку познать самого себя и прийти к выводу, что «не живет во мне... доброе» ( Рим. 7,18 ). О законе сказано: «Для чего же закон? Он дан ... по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование... закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» ( Гал. 3,19–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Апостол предостерегает христиан от пристрастия к вину, дающему ложную эйфорию, но исполняться подлинной радостью в Духе Святом» ( Еф.5:18–20 ): «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ), назидая себя молитвами и духовными песнопениями. Так проводили время первые христиане (в широком смысле под «опьянением вином» можно понимать всякое пристрастие к земному, временному, обманчивому благу). 3. Семейные и гражданские обязанности христиан (Еф.5:22–6, 9) а) Тайна христианского брака ( Еф.5:22–23 ) В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) ап. Павел изложил свое учение о семейной жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака ( Еф.5:22–23 ). Апостол указывает на Божественное установление брака: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Быт.2:24 ). Глубина единства обеих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, – они вдвоем составляют одно тело. Брак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: «Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ). Ведь каждый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т. е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, «едина плоть», прилепляются Христу. Брак как таинство заключается в том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви. Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам – послушание, а мужьям – любовь ( Еф.5:22–28 ). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который «предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» ( Еф.5:25–26 ), т. е. крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Читай Быт.1:26 ст.: „и сказал Бог: – сотворим человека по образу нашему“... К кому это обращается Бог ? Кто с Ним учавствовал в творении человека? Яков заметил: – Бог никого не приглашает к участию в создании людей. Он просто кому-то объявляет волю Свою. Я возразил: – неправду ты говоришь, друг! Если бы „кому-то“ Бог „просто“ объявлял Свою волю, – Он сказал бы: „Я сотворю человека“; а то написано иначе: „сотворим“... Стало быть, кого-то Бог приглашает в сотрудники Себе, с кем-то советуется. Кого же бы Бог звать стал таким образом? – Ангелов, ответил Яков. Я сказал: – разве ангелы творили людей? – Не творили, а советы Богу давали, – промолвил Яков. Я ответил: – Это совершенная неправда. У пр. Исаи написано: „Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию и указывает Ему путь мудрости?“ ( Ис.40:13,14 ст.). Никто: ни ангелы, ни люди. Бог „и святым своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его“ ( Иов.15:15 ). Яков ответил: – Разума Господня не постигают только беззаконные люди. Благочестивым же избранникам Бог открывает Свою волю. – И благочестивые-то люди знают волю Господню в самой ничтожной доле, – сказал я. Советовать Богу они никак и ни в чём не могут. О непостижимости Божией премудрости вот что написано у древнего мудреца: „первый человек не достиг полного незнания её: не исследует её также и последний“ ( Сир.24:30 ). Если так, каким родом слабые люди могут давать советы Премудрому Богу?.. Яков возразил: – А как же Бог совещался с ангелами о погибели Ахава ( 3Цар.22:19–22 ст.)? Я ответил: – Ты, друг мой, искажаешь Писание. В 3 кн. Царств рассказывается о том, как Бог предлагал ангелам пойти и погубить Ахава. Он испытывал их произволение и готовность служить Правде Божией. Самая же погибель нечестивого израильского царя была предрешена Богом единолично. В этом легко убедится всякий, если прочтёт внимательно 3Цар.22:19–22 . Таким образом, не доказано, что Богу ангелы могут давать советы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

...Пока, наконец, тишина ночного сада не разорвалась Его молитвенным воплем: «Не Моя воля, но Твоя Да будет!» ( Мф.26:39 ; Мк.14:35,36 ; Лк.22:42 ; Флп.2:8 ; Евр.5:7–9 ). А с чела Его па землю крупными каплями скатывался Кровавый Пот. Земля была готова поглотить вместе с теми каплями и Источавшего их. А Он был готов уйти в неё. Воистину, Он ел Хлеб исполнения воли Отца до возвращения Своего в землю. Исшедший из Вифлеемской пещеры теперь уходил в Гробную. ...А на землю падали капли Пота. В них был весь пот Адамов, весь пот рода человеческого. Все муки и труды Адамова пота ощутил в себе и перенес второй Адам, Божественный Сын и Сын Человеческий. …«И был пот Его как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ). Пот Адамов не мог быть искуплён таким же потом. Пот второго Адама растворен Кровию. Только Кровавый Пот мог искупить обычный пот согрешивших. То был Пот Гефсиманского Страдальца. ...А в бесконечных просторах Космоса нёсся шар Земли. На него падали капли Кровавого Пота, искупившего пот согрешивших. И шар Земной уносил эти драгоценные Капли навстречу открывающимся ему бесконечным пространствам. О чем ещё страждешь, Христе, Божественный Сыне и Сын Человеческий? Шипы Тернового Венца Они вонзались в Чело Великого Страдальца, Божественного Сына и Сына Человеческого. Они источали из Главы Его Кровь. Вместе с Терновым Венцом «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни... Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём» ( Ис.53:4–5 ; Мф.8:17 ; 1Пет.2:24 ; Рим.4:25 ). По Терновому Венцу били тростию, и терния всё глубже вонзались в Страждущую Главу. Ах, терния, откуда взялись вы? Как оказались вы на Челе Лучшего из сынов человеческих?.. ...И опять Эдем. Согрешившему Адаму говорит Бог: «Проклята земля за тебя: со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт.3:17–18 ). Вот откуда взялись тернии, эти страшные шипы! По велению Божию при творении мира земля произрастила зелень, траву и деревья благие ( Быт.1:12 ). Терниев не было. Человек был создан как венец творения. Но он согрешил. И его грех извел из земли терния и волчцы. Это проклятие земли за грех Адамов. И это проклятие берёт на Себя второй Адам. Венец из терниев увенчал Его Чело, и шипы терниев ранят Его, вонзаются. По Терновому Венцу бьют тростию. Всё глубже страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда я говорю, что отныне живу по заповедям Божиим, а не так, как мне вздумается, я действительно отвергаюсь себя, потому что отвергаюсь своей воли. Это не значит, что я становлюсь безвольным существом. Это значит, что я свободно подчиняю свою волю воле Божией, ставлю заповеди, данные мне Богом, на их законное место — приоритетное. И это — мощное свидетельство любви человека к Богу. Именно такую любовь к Богу Отцу проявил Господь Иисус Христос. Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца , — говорил Он иудеям (Ин 5:30). И подтвердил истинность этих слов в Гефсиманском саду, когда, несмотря на естественный страх и нежелание умирать, выбрал исполнить волю Отца, ведущую Его на Голгофу . Не как Я хочу, но как Ты  (Мф 26:39)… Тезис 3. Любви к Богу не бывает без любви к ближнему Бог есть любовь  (1 Ин 4:8) — это главное, что мы знаем о Нем. А человек создан по образу и подобию Божию (Быт 1:26, 27), и это значит, что каждый из нас тоже призван быть любовью. И не только по отношению к Богу, но и ко всякому ближнему. К любому, кого Бог вводит в нашу жизнь, хотя бы ненадолго. Без любви и доверия Богу невозможно наше спасение. А ближнего-то зачем нам любить? Ответ на этот вопрос дает апостол Павел, назвавший Церковь телом Христовым, где все члены заботятся друг о друге: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. ...Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены  (1 Кор 12:21, 24–26). Не кто-нибудь, а мы сами должны быть руками, сердцем, устами Господа. Он спасает нас для жизни вечной не столько чудесами или невидимыми благодатными воздействиями, сколько через нас же самих — одних людей с помощью других. Лично для меня это стало когда-то одним из самых поразительных открытий в Евангелии: любовь человека к Богу и любовь к другому человеку Христос не то что не разделяет — Он фактически уравнивает одно с другим! В Евангелии от Луки эти две заповеди просто объединены: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя  (Лк 10:27). У евангелистов Матфея и Марка они названы «подобными» друг другу и равнозначными (Мф 22:37—40, Мк 12:29—31). А из притчи о Страшном Суде  мы узнаём, что проявившие милость к ближним, оказывается, облагодетельствовали в их лице Самого Христа. И кто прошел мимо ближнего — прошел мимо Господа (Мф 25:31–46).

http://foma.ru/ljubit-boga-chto-jeto-zna...

Глава 11 1–8. Пороки Соломона. 9–13. Гнев Божий на Соломона и предречение разделения царства его. 14–22. Начало осуществления суда Божьего над Соломоном и домом его; первый противник Соломона – Адер Идумеянин. 23–25. Второй враг Соломона – Разон, узурпатор царской власти в Сирии. 26–28. Третий враг Соломона – Иеровоам Ефремлянин. 29–39. Предсказание пророка Ахии Иеровоаму будущего его царствования над 10 коленами. 40–43. Бегство Иеровоама в Египет от гнева Соломона и смерть последнего. 3Цар.11:1 .  И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, 3Цар.11:2 .  из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью. 3Цар.11:3 .  И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Несметные богатства Соломона ( 3Цар.10:14–29 ) и ослепительный блеск его царствования вообще, что поставило еврейского царя на один уровень со славнейшими современными ему царями языческих народов, расположили царя к подражаниям им сначала в культурной вообще стороне жизни, а затем и в области религии, в противность положительному запрещению закона. Такими запрещенными законом ( Втор.17:16–17 ) нововведениями Соломона были упомянутое уже умножение конницы и колесниц (ср. замечание к ( 3Цар.10:23–26 ) ), а еще более безграничное многоженство: у Соломона было до 1000 жен (700 жен первого ранга и 300 наложниц (ст. 3) ). Это чрезвычайное многоженство объясняется не столько чрезмерным женолюбием Соломона (LXX: φιλογνης, слав.: «женолюбив», ср. И. Флав. Иудейские Древн. VIII, 7, 5), сколько мотивами политического свойства – суетным желанием возвысить славу двора своего увеличением гарема и превзойти в этом отношение других царей 10 . Задавшись целью наполнить свой гарем, Соломон не делал различия между национальностями и совершенно пренебрег запрещению в законе браков с хананейскими женщинами ( Исх.34:16 ; Втор.7:1–4,23:3 ). В греко-слав. текстах, кроме названных в (ст. 1) евр. -русск. текстах народностей, упомянута еще Аморрейская, что может быть общим названием хананеев (ср. Быт.48:22 ; Нав.24:15 ; Втор.1:7 ). Весьма возможно, что многие из этих жен не были действительными, служа лишь для украшения и пышности двора; в поэтическом выражении кн. Песнь Песней ( Песн.6:8 ) упомянуто, что у Соломона было 60 цариц и 80 наложниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Прор. Даниил возвещает не только о пробуждении от сна смерти, но и о воздаянии праведникам и грешникам. «Многие из спящих в прахе земли,- описывает он свое откровение,- пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Мученичество, порожденное гонением со стороны царя Антиоха IV Епифана , обнаруживает, что вера в В. м. живет в среде простого народа. 7 братьев вместе со своей матерью мужественно идут на смерть за «отеческие законы», имея непоколебимую уверенность в том, что «Царь мира воскресит (их.- М. И.)... для жизни вечной» (2 Макк 7; 9. 11, 22). Для мучителей же «не будет воскресения в жизнь» (2 Макк 7. 14), т. е. не воскресения вообще, а «воскресения жизни», вместо к-рого их ожидает «воскресение осуждения» (Ин 5. 29). По мнению нек-рых библейских комментаторов (блж. Иероним Стридонский , свт. Епифаний Кипрский ), веру в В. м. выражает прав. Иов (19. 25-26), однако свт. Иоанн Златоуст выражает др. мнение (ср.: Ioan. Chrysost. In Ep. 1 ad Cor. 38. 3). В скрытом виде идея В. м. содержится и в др. местах ветхозаветного Писания. На это указывал Иисус Христос, обличавший саддукеев: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф 22. 31-32; Мк 12. 26-27); ап. Павел, отмечавший силу веры Авраама: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака... ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр 11. 17-19); ап. Петр, усмотревший в Пс 15. 10 указание на воскресение Иисуса Христа (Деян 2. 27-31). Святоотеческая экзегеза находит в ВЗ прообразы буд. В. м.: в спасении Ноя в ковчеге (Быт 7. 23), в избавлении израильтян от преследований фараона при переходе через Чермное м. (Исх 14), в спасении прор. Ионы от кита, во чреве к-рого пророк пробыл «три дня и три ночи» (Иона 2. 1-11), в чудесном избавлении 3 иудейских мужей, брошенных Навуходоносором «в печь, раскаленную огнем» (Дан 3. 12-28), во взятии прор. Илии на небо (4 Цар 2. 11) и др.

http://pravenc.ru/text/155306.html

2.1. Послушаем, однако, что Божественное слово говорит Моисею. Написано: «И сказал Господь Моисею, говоря: вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых вместо всех первенцев, разверзающих ложесна из сынов Израилевых; левиты должны быть Мои, ибо все первенцы – Мои; в тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской, освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны быть Мои. Я Господь» ( Чис.3:11–13 ). Левиты взяты вместо первенцев, притом что сами первенцами не являются. Ведь Левий рожден Лией третьим; первый – Рувим, Симеон – второй, а Левий – третий (ср. Быт.9:32–33 ). Теперь же те, кто не есть первенцы, взяты как первенцы. 2.2. Следует ли нам верить, что все это написано в законе Божьем бесцельно? Разве не научает это нас тому, что у Бога первенцы не те, кто суть первые по плотскому рождению, но те, кого Сам Бог , исследовав устроение их ума, принимает в число первенцев? Так, Иаков, рожденный позднее, был признан Богом первенцем и вследствие слепоты отца принял по Божественному произволению благословение первородства (ср. Быт.27:1 и далее). Ибо по устроению его сердца, открытого Богу, «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого» ( Рим.9:11 ), Господь говорит о них: «Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел» ( Мал.1:2–3 ). Таким образом, сыны Левия не первенцы по плоти, но взяты вместо первенцев, и потому быть взятым вместо первенцев – участь много слаще, чем родиться первым. 2.3. Сказано: «Вот, Я взял левитов из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ). Скажи просто: «Я взял левитов из сынов Израилевых». Зачем прибавляешь «из среды» сынов Израилевых? Из какой же «среды»? Как мы сказали выше, Левий – третий из сынов Израиля. И потому я хочу знать, из какой «среды» взяты левиты. В Писании я нахожу, что благословенная сонамитянка, взявшая некогда на себя заботу о пророке, твердо ответила израильскому царю, хотевшему что-то сделать для нее, сказав: «В среде своего народа я живу» ( 4Цар.4:8–13 ). И еще более чудесным видится мне написанное в Евангелии о Господе нашем и Спасителе, когда Иоанн говорит: «Стоит в среде вашей Некто, Которого вы не знаете» ( Ин.1:26 ). И потому я думаю, что можно сказать «стоит в среде» о Том, Кто никогда не сворачивал «ни направо, ни налево» (ср. Чис.20:17 ), Кто «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ). А так как Он стоит всегда, сказано, что Он «стоит в среде»; и если кто-то подражает Ему, как все святые, как та благословенная женщина, о которой мы говорили выше, то о нем не говорят, что он «стоит» – ведь не может быть, чтобы он никогда не сворачивал «ни направо, ни налево», ибо никто не «родится чистым от нечистого, даже если дней жизни его – один» ( Иов.14:4–5 ), но говорят, что он живет «в среде своего народа» ( 4Цар.4:13 ). Поэтому и левиты взяты «из среды сынов Израилевых» ( Чис.3:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010