Без сомнения, в Ветхом Завете часто подчеркивается Божья уникальность (т. е. нет никого во всей Вселенной или за ее пределами, кто заслужил бы титул «Бога», несмотря на множество духовных существ,) и его единство (т. е. неделимость Бога в самом себе – он не состоит из отдельных частей и не зависит от якобы конкурирующих в самом себе стремлений). В Библии тема Божьей уникальности лучше всего освещена в Ис.43–45 . В этих трех главах пророк поясняет значение Божьей уникальности, упоминая о ней одиннадцать раз ( ). Среди прочих отрывков, в которых Божья уникальность занимает особое место, можно назвать Исх.15:11  (где Моисей и Мариам восхваляют Бога, говоря: «Кто, как Ты, Господи, между богами?), Втор.4, 32–40 (где Моисей говорит во Втор. 4, 39 : «.. Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его»), 2Цар.7:22  (где Давид исповедует: «Ибо нет подобного Тебе и нет Бога, кроме Тебя») и 1Цар.8:60  (где Соломон совершает молитву посвящения храма, говоря: «Чтобы все народы познали, что Господь есть Бог и нет кроме Его»). Яснее всего о Божьей уникальности сказано во Втор.6:4–9 , в так называемом Шма Израэль, где Моисей говорит народу: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть». Этот отрывок имел настолько большое значение для веры древнего Израиля, что его стали повторять во время поклонения в продолжение всей последующей истории этого народа. Что касается темы Божьего единства, то эта истина редко упоминается в Библии, так как в подобном упоминании не было острой нужды. Самую важную роль для понимания Бога в Ветхом Завете играл именно процитированный выше отрывок. В отличие от имеющихся свидетельств о Божьем единстве, свидетельства о Троице в Ветхом Завете не настолько четкие и их весьма немного. К тому же ведется немало споров о том, относятся ли эти отрывки к Троице или нет. К примеру, в некоторых отрывках содержаться намеки на множественность в Боге: Быт.1:26  («сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему»); Быт.3:22  («вот, Адам стал как один из Нас»), а также Быт.11:7  («сойдем же и смешаем там язык их»); и Ис.6:8  (где Бог говорит: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?»). Однако все эти отрывки не столь однозначны: множественная форма может означать обращение Бога к ангелам или же указывать на так называемую множественность величия (когда Бог говорит о себе во множественном числе наподобие того, как это делали цари). Среди других свидетельств возможного указания на Троицу в Ветхом Завете – именования «Сын», «Господь» и «Слово» в тех местах, где эти слова могут подразумевать отдельную от Бога личность ( Пс.2:7, 109:1 ; Дан.7:9–14 ). В дополнение к этому, имеющиеся свидетельства о «духе» в Ветхом Завете могут подразумевать личность Духа ( Быт.1:2, 6:3 ; Неем.9:20–30 ; Ис.63:10 ). Обычно я называю эти отрывки косвенными свидетельствами о Троице, а не прямыми.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Избранность иудейского народа подтверждает Господь Иисус Христос, указывая в беседе с самарянкой, что «спасение от иудеев» (Иоан. 4:22). О том же многократно свидетельствуют Писания апостолов: речи св. первомученика Стефана и ап. Петра в книге Деяний, послания ап. Павла к Римлянам и Галатам и другие места Священного Писания. 2. Далее, приготовление к принятию Спасителя состояло в а) утешительных обетования Божиих и б) предсказаниях пророков о Его пришествии. а) Обетования Божии начинаются еще в раю. Таинственный смысл уже имели слова Господа змею о «Семени жены»: вражду положу между тобой и между женой, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). Данное здесь обетование о Семени жены становилось все более ясным для избранников веры по мере умножения дальнейших пророчеств о Спасителе, Который Сам испытает страдания от насилия дьявола (Пс. 21), но поразит его самого (Откр. 12:9 «И извержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной»). Далее идет обетование Адаму — благословятся в семени твоем всем земные народы (Быт. 22:18), — повторенное потом Исааку и Иакову (Быт. 26:4; 28:14); оно также постепенно раскрывалось в своем подлинном значении для иудеев — как обетование о Спасителе мира — в периоды пленений и других бедствий. б) Пророчества . —Благословение Иуды. Патр. Иаков в предсмертном благословении одного из своих сыновей изрекает уже более определенное пророчество о Спасителе в словах: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов (Быт. 49:10). Дотоле не прекратится власть из колена Иуды, пока не придет Примиритель — чаяние народов; — и, следовательно, прекращение власти колена Иудова будет ясным признаком пришествия Спасителя. Древние иудейские учители видели в Примирителе ожидаемого Мессию, Которому и давали это имя (Шило — Примиритель). Дальнейшим пророчеством являются слова Моисея своему народу: Пророка же из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, Его слушайте (Втор. 18:15). Много после Моисея было великих пророков у евреев, но ни к кому из них они не относили этих слов; и то же Второзаконие свидетельствует о времени близком Моисею: И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей (Втор. 34:10). Сам Господь Иисус Христос отнес слова Моисея к Себе: Ибо если бы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне (Иоан. 5:46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

«И падут враги ваши пред вами от меча» ( Лев.26:8 ). О врагах мы сказали выше; теперь рассмотрим меч, от которого они падут. Апостол Павел научает нас, что это за меч, когда говорит: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр.4:12 ). Это и есть меч, от которого «падут враги» наши. Ибо меч этот – слово Божие, которое низвергает «всех врагов» и повергает их «под ноги Свои» (ср. 1Кор.15:25 ), «и весь мир становится виновен пред Богом» (ср. Рим.3:19 ). Хочешь увидеть, что и в другом послании Павел утверждает, что меч этот – слово Божье? Послушай, что он говорит о том, как воинам Христа должно собираться на брань: «и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь» ( Еф.6:17–18 ); очевидно, что этими словами он снова заявляет, что именно «слово Божье» есть тот «меч обоюдоострый» (ср. Евр.4:12 ), от которого падут враги наши пред нами (ср. Лев.26:8 ). «И призрю на вас и размножу вас» ( Лев.26:9 ). Уже само то, что Бог призирает, есть наивысшее блаженство. Хочешь увидеть, какое это благо, когда Бог призирает на человека? Некогда Петр чуть не погиб и не лишился апостольского достоинства, по наущению дьявола устами служанки первосвященника (ср. Лк.22:56 ; Мк.14:66 ); но как только Иисус «взглянул на Петра», когда обратил к нему Свой светлый лик, он тут же пришел в себя и, вспомнив о своем падении, отошел от пропасти и, как сказано, «горько заплакал» (ср. Лк.22:62 ). Как видим, стоило Господу взглянуть на Петра, как своим плачем он восстановил свое апостольское достоинство, утраченное им отречением. Потому и сказано: «Призрю на вас и размножу вас» ( Лев.26:9 ). И как солнце взирает на хлебную ниву, приносящую плоды, – и напротив, если не взирает, то не приносит она плода, – так и Господь призирает на ниву сердца нашего, просвещая нас лучами Своего слова, размножая и взращивая нас, чтобы мы не были больше «младенцами» (ср. Евр.5:13 ), но чтобы мы стали такими великими, как Исаак (ср. Быт.26:13 ), великими, как Моисей (ср. Исх.11:3 ), и великими, как Иоанн (ср. Лк.1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Апостол Павел писал в Послании к Галатам: Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Гал. 3, 16). – И Блаженный Феодорит Кирский учит: «И ветхозаветное Писание называет обетование, бывшее Аврааму, заветом Божиим. Посему невозможно, чтобы последовало в нем какое-либо или прибавление, или нарушение вследствие законоположения, бывшего по прошествии многого времени. Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраамовым; а это Семя есть Сам Владыка Христос. Ибо Им обетование сие приведено в исполнение и народы прияли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели, Моисей, Самуил, Илия, одним словом, все, ведущие род от Израиля по естеству, хотя и называются семенем Авраамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо сие говорит божественный Апостол: не глаголет: и семенем, яко о мнозех, но яко о единем: и Семени твоему, Иже есть Христос . Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Авраамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет сие наименование, как единый имевший по обетованию даровать благословение народам. Бог сказал: благословятся о семени твоем всиязыцыземнии (Быт. 22, 18). Но ни от кого другого не прияли народы сего благословения. Посему-то божественный Апостол доказывает, что обетование сильнее закона» . Далее Господь говорит, почему Он благословляет Исаака: За то, что Авраам [отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои (Быт. 26, 5). Не сможете вы найти в Книге Бытия, когда Господь бы преподавал Аврааму, что такое повеления, уставы, законы со всеми градациями и тонкостями. Но Бог был истинным Наставником Авраама. В Духе Святом Авраам знал Закон Бога, поэтому то, что мы называем Священным Преданием, – это присутствие Духа Святого среди народа Божьего. Ведь Дух Святой – это Тот, Кто научает и наставляет нас на всякую правду! Сказано: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14, 26). Итак, Исаак поселился в Гераре (Быт. 26, 6). Он (Исаак) не идет в Египет, он поселился в Гераре, но здесь когда-то был и Авраам. Авраам намолил, вымолил у Бога и это место. Здесь же были проблемы у Авраама в связи с Саррой.

http://pravoslavie.ru/111168.html

Главные черты православного учения об этом венце творения Божия следующие: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). И сотворил Бог тело первого человека Адама из земли, вдунул в лице его дыхание жизни; ввел Адама в рай; дал ему пищу, кроме прочих райских плодов, плоды древа жизни; наконец, взял у Адама во время сна ребро, из него создал первую женщину Еву... Бог сотворил человека с тем, чтобы он познавал Бога и созданную Им вселенную, любил и прославлял Его, и через то вечно блаженствовал... Но поскольку человек не сохранил заповеди Божией в раю, когда был невинным, а взял от запрещенного плода и вкусил, то за это лишился своего достоинства и того состояния, какое имел в своей невинности... И поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в греховное состояние. А посему не только подвержены греху, но и наказанию за грехи”.. (Простр. Хр. Катех. О чл. Первом и Правосл. Исповед. ч. 1, отв. На вопр. 22, 24). Таким образом учение православной Церкви о человеке, как творении Божием, слагается, в частности, из учения: 1) о происхождении природы человека; 2) о назначении и невинном состоянии человека; 3) о самовольном падении и следствиях падения человека. 3.1. Происхождение и природа человека. § 77. Сущность и смысл Моисеева сказания о происхождении первых людей, Адама и Евы. Священный Бытописатель свидетельствует, что Бог сотворил первых людей, Адама и Еву, особенным образом, отличным от того, каким произвел прежде все прочие свои создания, и притом иначе сотворил мужчину и иначе женщину. О сотворении человека, в частности, говорит Бытописатель следующее: и сказал Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию..., – и сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его; мужа и жену сотворил их Бог ( Быт. 1:26–27 ). В частности о сотворении мужа: и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). О сотворении жены: и навел Господь Бог на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к Адаму (21–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Аналогичные указания на множественность Лиц содержатся в следующих стихах: И сказал Бог: сотворим (множественное число. – О. Д.) человека по образу Нашему (множественное число. – О. Д.) и по подобию Нашему (множественное число. – О. Д.) ( Быт.1:26 ) 313 . И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас , зная добро и зло ( Быт.3:22 ); «из Нас» – тоже множественное число. О Вавилонском столпотворении: И сказал Господь: ...сойдем же и смешаем там язык их ( Быт.11:6–7 ); слово «сойдем» – во множественном числе. Свят. Василий Великий следующим образом комментирует эти слова: «Подлинно странное пустословие – утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительски и настоятельно» 314 . Указанием на Три Лица в Боге, но без различения Их, может служить явление трех Ангелов Аврааму (см.: Быт.18:1 ). Библейский текст говорит, что Аврааму явился Бог, в еврейском тексте стоит имя «Яхве». В святоотеческой экзегезе существуют две традиции толкования этого текста. Некоторые древние авторы (свят. Иларий Пиктавийский , Евсевий Кесарийский , блаж. Иероним и др.) 315 считали, что Аврааму явился Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении двух ангелов. Другие полагали, что это было явление Пресвятой Троицы, первое Откровение человеку о триединстве Божества 316 . Св. Кесарий Арелатский (VI в.) писал: «Авраам встречает Трех, поклоняется Единому. Узрев Трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому – исповедал Единого Бога в Трех Лицах» 317 . Второе из этих мнений нашло свое воплощение как в церковной гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4-го гласов), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога, так и в иконографии (икона «Троица ветхозаветная»). К числу ветхозаветных Откровений о триединстве Божием может быть отнесено и видение пророка Исаии (см.: Ис.6:1–7 ), которому открылось в Иерусалимском храме, как серафимы, окружая Престол Бога, взывали: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! ( Ис.6:3 ). Слово «свят» повторяется здесь трижды, а «Господь Саваоф» именуется единожды, в чем древние христианские авторы видели указание на триединство Бога 318 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Вот почему Церковь Православная, основываясь всецело на слове Божием, установила поклоны, употребление при Богослужении Фимиама, крестные ходы, освящение воды, светильники и т. д. Так поклоны не вымышлены учителями Церкви, как говорят сектанты, а имеют основание в примерах, указываемых Св. Писанием. О поклонах вообще говорится во многих местах Св. Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» ( Быт. 24:26 ). Так, Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоговения ( Быт. 17:3 ). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои ( Числ. 16:22 ). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу повергся на землю и, пав на лице Свое, молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей в 26 гл., 39 стихе. Вот образец и начало земных поклонов, употребляемых православными, особенно во время прилежной молитвы. Но если бы мы и не находили примеров для поклонения в Св. Писании, и тогда мы не имели бы права осуждать и отвергать их, потому что они суть необходимые знаки или выражения чувств благоговения, благодарности, прошения, смирения, раскаяния, повиновения воле Божией. В ознаменование благодарности, смирения и преданности мы часто преклоняемся и пред людьми. Почему же не воздавать такой чести высочайшему Богу, нашему Творцу и Искупителю? Потому-ли, что Бог видит сокровенные чувства наши? Но в таком случае и сами сектанты не должны бы употреблять коленопреклонений и воздеяния рук. Значит, сектанты сами себе противоречат, когда в принципе утверждают одно, а на практике допускают другое. 2. Каждение фимиама. Что касается употребления при Богослужении Фимиама, то и для этого обрядового действия Православной Церкви существуют также указания в Св. Писании. Из книги Исход видно, что, Бог заповедал кадить Фимиамом пред кивотом. «Аарон будет курить благовонным курением каждое утро. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» ( Исх. 30:7–8, 40:5 ). Бог заповедал кадить Фимиамом над жертвенником кадильным, находящимся против завесы, на которой были изображения херувимов. «Поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» ( Исх. 40:26–27; 2 Парал. 26:16–18). Пророк Малахия, возвещая славные времена Мессии, говорил от лица Господня: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему; чистую жертву» ( Малах. 1:11 ). Некогда велико будет имя Мое, т. е. будет славимо и достойно чествуемо.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Он связывает Исаака, и что мы видим? В конце Книги Бытия люди клянутся страхом Исаака. Сказано: Иаков поклялся страхом отца своего Исаака (Быт. 31, 53). Почему они не клянутся послушанием Авраама? Почему они клянутся страхом Исаака? Потому что Исаак, которого связали и положили на жертвенные дрова, в этот момент не думал о смерти, он не думал о жертвенном каменном ноже, он не думал об огне, который был в руках отца. Он боялся в этот момент ослушаться отца своего! Вот что такое «страх Исаака». Этот страх приводит нас в священный трепет, когда мы говорим о нем. Он боялся в этот момент не смерти, он боялся ослушаться своего отца и нарушить Божию заповедь: Почитай отца твоего (Исх. 20, 12). Вот почему страх его – священный. И потом люди клялись страхом Исаака. Это не паника в человеческом понимании этого слова, это именно богобоязненность (страх Божий). Так как почтительное отношение к родителям означает почтительное отношение к Богу, Который и есть всеобщий Отец! И, самое удивительное (!), в действительности здесь в лице Исаака приносится в жертву весь еврейский народ, включая, по плоти, и Господа нашего Иисуса Христа. Если Исаак сейчас будет убит – ни один еврей, кроме Авраама, не появится на земле! Весь народ, включая пророков Божиих, псалмопевца Давида, предка по плоти Господа нашего Иисуса Христа, Деву Марию и двенадцать апостолов, положен в этом Исааке на жертвенные дрова, и нож поднят уже! И страх, священный страх Исаака, который он испытывал в этот момент… Это очень трагическое событие, о котором мы читаем. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего (Быт. 22, 10) – и всех его возможных потомков. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам ! (Быт. 22, 11) Я как-то вам уже объяснял, что повторение имени свидетельствует об особом Божием отношении: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? (Деян. 9, 4; 22, 7; 26, 14). Или: Самуил, Самуил! (1 Цар. 3, 10), когда Бог призывал пророка, отрока, служившего Ему при Илии. Или, например, из середины горящего куста: Моисей! Моисей! (Исх. 3, 4).

http://pravoslavie.ru/109426.html

Тогда он взял с собою [сынов и] родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад. Иаков «похитил сердце у Лавана Арамеянина» (согласно еврейского текста; у греков и славян подобного оборота нет, ст. 20) – игра слов (ср. ст. 19); смысл выражения определяется второю половиною стиха: ушел тайком, взяв все же родных его дочерей (ср. ст. 26). Название Лавана «арамеянином» (слав. «Сирин " ) здесь и ниже (24 ст.) имеет цель, по замечанию Клерика, не отечество Лавана определить, а отметить нравы сего мужа, так как сирийцы издревле почитались самыми хитрыми и лукавыми из всех народов; Иаков же перехитрил хитрейшего (Rosenmuller, р. 487). Иаков перешел реку, т.е. Евфрат, и направился на юго-запад – к горе Галаад. Последнее название здесь (21 ст.) употреблено пролептически, 5 так как по ст. 47 только Иаков дал горе это имя. Место, где Иакова через 10 дней после его бегства догнал Лаван: 3 дня последний еще не знал о побеге Иакова, ст. 22, и 7 дней он гнался за ним до горы Галаад, ст. 23. Позже, как известно, вся заиорданская страна называлась Галаадом, и потоком Иавоком разделялась на северную и южную части. В данном случае разумеется, вероятно, самая северная часть территории, ближайшая к Месопотамии, а не теперешний Джелаад на Иавоке: дойти сюда в 10 дней Иаков, при медленности движения его каравана (ср. Быт. 33:13 ), не мог. На одной и той же горе, может быть, на разных холмах ее, располагаются особыми станами Иаков с семьею и Лаван с родственниками-спутниками (25 ст.). Лаван преследует его, догоняет, имея намерение мстить зятю своему, но, вразумленный свыше, примиряется с совершившимся и заключает, пред окончательною разлукою с зятем, дочерьми и внуками, дружественный союз с Иаковом Быт.31:24 . И пришел Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого. Ограждая неприкосновенность своего избранника, Бог (называемый здесь общим именем Elohim, а не специально-теократическим именем Иегова) является во сне язычнику Лавану предостеречь его от насилий Иакову, как ранее являлся Авимелеху ради Авраама ( Быт. 20:3 ). Мидраш усматривает различие этих богоявлений от тех, которых удостаивались члены избранного народа, в том, что первые бывали только во сне (ср. Иов. 4:13–16 , Beresch. r. Par. LXXIV, s. 361–462), но бывало и наоборот: ср. видение Иакову ( Быт. 28:11–16 ) и откровение Валааму ( Чис. 23–24 ). Точнее будет сказать: первые богоявления относятся к области общего промышления Божия, последние имеют теоретический и сотериологический отпечаток; первые связаны с ветхозаветной идеей Элогима, Бога природы, последние – с идеей Иеговы, Бога спасения. Во всяком случае, факт, что сириец Лаван удостаивается богоявления, указывает на то, что в душе его было доброе расположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010