Возможно, Мелхиседек был последним представителем первобытного священства, о котором упоминает история Еноса и Ноя (Быт.4:26; 9.9). Мелхиседек назван в книге Бытия служителем Бога Всевышнего. Сохраненный Писанием образ Мелхиседека позволяет видеть в нем прообраз Господа Иисуса Христа. Мелхиседек (с евр. – царь правды) был священником и царем Салима («шалом» – с евр. мир, благополучие). Так и Христос является Первосвященником и истинным Царем правды и мира, принесшим Искупительную Жертву за всех людей„оправдавшим и примирившим их с Богом. Хлеб и вино, которые Мелхиседек преподнес Аврааму, прообразуют Евхаристические дары. Отсутствие других сведений о Мелхиседеке и неизвестность происхождения также делает его образ близким Христу, происхождение Которого таинственно: « Род же его кто изъяснит ?» (Ис.53:8). Завет Бога с Аврамом Как ни славна была победа Аврама, но она могла повлечь за собой мщение со стороны потерпевшего поражение царя, и потому теперь Аврам более чем когда-либо нуждался в поддержке. И сказал Господь Авраму: « Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика » (Быт.15:1). В ответ на жалобу Аврама о том, что он до сих пор бездетен, Господь обещал ему рождение наследника и повторил обетование о многочисленном потомстве. « Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их … столько будет у тебя потомков » (Быт.15:5). И « Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность » (Быт.15:6). Вновь подчеркивается вера Аврама и теснейшая связь веры с праведностью, что позволило потом апостолу Павлу говорить об Аврааме, как об отце всех верующих, которым, как и Аврааму, вменилась праведность по вере в пришедшего Спасителя (см. Рим., гл. 4). Великое обещание было подтверждено заветом , заключенным между Богом и Аврамом по обряду того времени через рассечение животных. В это время напал на Аврама глубокий сон, и во сне Господь открыл праведнику дальнейшую судьбу его потомства (Быт.15:12–16). Господь сказал, что потомки Аврама будут находиться в рабстве в чужой стране в продолжение четырехсот лет. Но из страны порабощения они возвратятся опять сюда, в свою землю, которую Бог дает им и которая по обетованию Божию будет простираться « от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата » (Быт.15:18). После этих слов Господа, с наступлением темноты, Аврам увидел, что между рассеченными животными прошел дым и пламя в знак заключения завета.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Глава 25 Дети Авраама от Хеттуры Быт.25:1 . И взял Авраам еще жену, именем Хеттуру. Этот новый брак, по-видимому, состоялся уже после смерти Сарры; хотя, впрочем, он мог быть заключен и при ее жизни, так как Хеттура и ее потомство, так же, как и Агарь с ее потомством, не имели всей полноты прав законного супружества, с каковою единственно оставались супружество с Саррой и потомство от нее. Быт.25:2 . Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Шесть сынов Хеттуры были родоначальниками целого рода новых кочевых племен Аравии; но имена этих племен, за исключением только разве мадианитян, остались почти неизвестными в последующей библейской истории. Раздел его имущества Быт.25:5 . И отдал Авраам все, что было у него, Исааку [сыну своему], Единородному сыну единственно полноправной жены – Сарры, Авраам передает все свои как духовные, так и материальные блага ( Быт. 21:10, 24:36 ). Быт.25:6 . а сынам наложниц, которые были у Авраама, дал Авраам подарки и отослал их от Исаака, сына своего, еще при жизни своей, Вот мудрое предсмертное распоряжение Авраама: он не оставляет без некоторого обеспечения и детей своих наложниц; но в то же время удаляет их от Исаака, заблаговременно показывая этим, что они не имеют части в имении законного наследника. на восток, в землю восточную. Под этим именем, обыкновенно, понимают Аравию, жители которой, вообще, назывались «бене-кедем» – «сыновья востока» ( Суд. 6:3 ; 3Цар. 4:30 ; Иов. 1:3 ). Впоследствии они получили арабское имя «шаркиин», т.е. восточные, откуда возникло и слово «сарацины». Смерть и погребение Авраама Быт.25:7–8 . Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему. Образное и сильное выражение, показывающее на исполнение Авраамом своего жизненного предназначения, о чем впоследствии в подобных же, только более ясных, словах говорит о себе и апостол ( 2Тим. 4:7–8 ). Последняя мысль данного текста имеет особенно важное значение, поскольку она характеризует собою существование веры в загробное бессмертие души даже и в тот отдаленный патриархальный период (ср. Втор. 32:50 и 3Цар. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

и мать его взяла ему жену из земли Египетской. Вот один из типичных примеров того, как высоко в библейской древности стоял авторитет родительской власти в брачном вопросе (ср. Быт. 27:46 ). Авраам и Авимелех заключают союз близ Вирсавии Быт.21:22 . И было в то время, Авимелех с [Ахузафом невестоводителем и] Фихолом, военачальником своим, Имени Ахузафа невестоводителя не имеет здесь ни один из текстов, кроме LXX и славянского; но оно встречается при другом подобном же случае ( Быт. 26:26 ). Но эпитет νυμφγωγος, «невестоводителя», приложенный к Ахузафу, по-видимому, представляет собой неправильный перевод еврейского термина «мерса», означающего «друга, доверенное лицо, советника, стоящего сбоку» ( 3Цар. 4:5 ; 1Пар. 27:33 ), Очевидно, Авимелех, вступая в важный союз с Авраамом, взял с собою для этой цели двух главнейших своих сановников. сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; Убеждение, сложившееся на основании случая с Саррой (гл. 20), чудесного рождения Исаака и общего благополучия Авраама. Замечательно здесь также исповедание Авимелехом веры в Элогима, истинного Бога вселенной. Быт.21:23 . и теперь поклянись мне здесь Богом, Глагол «клясться», по-еврейски schaba, шаба, происходит от числительного шеба – «семь» и этим самым указывает, с одной стороны, на священный характер данного числа, с другой – или на наличность семи жертв ( Быт. 21:28 ), или же на присутствие семи свидетелей при заключении клятвенного договора. что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. Славянский текст имеет незначительный вариант: «не обидите мене, ниже семени моего, ниже имене моего», смысл которого тот же самый, что и предшествующего выражения, т.е. указание на фамилию или потомство ( Иов. 18:19 ; Ис. 14:22 ). Быт.21:24 . И сказал Авраам: я клянусь. Авраам торжественно обещал исполнить эту просьбу; но со временем мы видим, что земля филистимлян отдается в наследие коленам Израиля ( Нав. 13:1–2 ); по всей вероятности, к этому времени уже прекратилось самостоятельное существование герарского царства, так что и договор потерял всякое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И что же делает? Находит змея, который превосходил смыслом всех зверей, что засвидетельствовал и Моисей сими словами: Змий же бе мудрейший всех зверей, сущих на земли, их же сотвори Господь Бог ( Быт.3:1 ). Воспользовавшись змием, как орудием, дьявол чрез него вступает в беседу с женою и увлекает в свой обман этот простейший и немощнейший сосуд. Беседуя со змеем, Ева говорила, что Бог запретил не только вкушать от плодов древа познания добра и зла, но прикасаться к сему дереву; и сказала жена змею: Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог: не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы не умереть ( Быт.3:2–3 ). В этих ее словах обнаружилась тайна ее душевного состояния, подмеченная искусителем: страх смерти только сдерживал ее в повиновении Богу. Посему-то отвечает змей жене: Нет, не умрете ( Быт.3:4 ). Рассеян страх смерти, дьявол уже без труда привлекает Еву на свою сторону; он говорит ложь и клевещет на Бога: Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете как боги, знающие добро и зло ( Быт.3:5 ). Ева не противоречит дьяволу: она ему верит, а потому не возражает. Услышав, что Бог будто бы из зависти запретил вкушать от дерева, надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева возмечтала о себе слишком много: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знание ( Быт.3:6 ). Заговорила в Еве похоть человеческой природы ( Ин.2:16 ), заговорила похоть плоти: дерево казалось хорошим для пищи; заговорила похоть очей: дерево казалось приятным для глаз; заговорила и гордость: дерево казалось дающим знание. «Бедствия произошли не от дерева, но от произволения человека, от беспечности и невнимательности, какие он показал по отношению к заповеди» (Иоанн Златоуст). «Дерево в раю было для того, что нужна была заповедь для испытания нашего послушания» (Св. Василий Великий). Вина не в дереве, а в нас, в нашем преслушании; сама Ева взяла плодов и ела; и дала также мужу своему, и он ел ( Быт.3:6 ).

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

По поводу явления двойного сонма Ангелов Иакову Английская Библия совершенно согласно с митрополитом Филаретом говорит, что когда Иаков бежал от Исава в Падан-Арам, он имел видение Ангелов Божиих восходящих и нисходящих – это было для него таинственное указание, что Господь хранит его и что есть путь, связующий небо с землёю. Возвращаясь снова в страну, где он мог попасть во власть Исава, он опять видит таинственное видение, успокаивающее его и доказывающее ему, что он не предоставлен исключительно своим собственным силам. «Ангел Господень (говорит песнопевец Давид) ополчается вокруг боящихся Его (Бога) и избавляет их» ( Пс. 33:8 ). Маханаим, форма двойственного числа, понималась различно комментаторами: так, Абен-Езра говорит, что два лагеря были лагерь Иакова и сонм Ангелов; мы видели выше, что Иархи под двумя сонмами разумел Ангелов двух областей. Наконец, Английская Библия разумеет, что Иаков видел себя окружённым с обеих сторон сонмами Ангелов, охранявших его (см. комментарий к Быт. 32:4–6 ). Место, называемое Маханаим, находилось в стране племени Гада и было назначено в удел левитам ( Нав. 21:38 ). Путешественник Робинсон говорит, что доселе имя это принадлежит урочищу, на которое предание указывает, как на место древнего библейского города. Быт. 32:3 И послал Иаков пред собою вестников к брату своему Исаву в землю Сеир, в область Едом, Весьма вероятно, говорит Англ. Библия, что Исав ещё не удалялся из Ханаана, который он оставил лишь впоследствии, предоставив его Иакову, чтобы исполнить завещание Исаака, выраженное в благословении Иакова, и ушёл в Идумею ( Быт. 36:1–8 ). Во время пребывания своего в Ханаане он, как охотник и смелый вождь, овладел, вероятно, гористою стороною Сеир и вытеснил хоритов или подчинил их своей власти. Этим объясняется и его появление ( Быт. 32:6 ) с 400 вооружёнными людьми. Быт. 32:4 и приказал им, сказав: так скажите господину моему Исаву: вот что говорит раб твой Иаков: я жил у Лавана и прожил доныне; Быт. 32:5 и есть у меня волы и ослы и мелкий скот, и рабы и рабыни; и я послал известить о себе господина моего [Исава], дабы приобрести [рабу твоему] благоволение пред очами твоими.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Пришёл – вероятно, из Вирсавии. Некоторые ставили вопрос: прилично ли было Аврааму оплакивать Сарру и рыдать по ней? На это мы ответим, что всякое искреннее человеческое чувство достойно великого душою человека, и если закон Моисеев впоследствии ( Лев. 21:10 ) не позволил Великому Священнику, помазанному елеем, совершать обряды рыдания и плача (которые, вероятно, перешли к Израилю от Египта) вследствие особого величия его звания, то он не запрещал даже священникам выражать скорбь свою и прикасаться к трупам ближайших родственников своих ( Лев. 21:1–5 ). Быт. 23:3 И отошел Авраам от умершей своей, и говорил сынам Хетовым, и сказал: Хет – первенец Сидона, сына Ханаана, сына Хамова ( Быт. 10:15 ). Почти нет сомнения, что хетты, или хеттеи, суть кхеты египетских памятников, владевшие Сирией при Сети I. Из Суд. 1видно, что земля хеттеев находилась к северу от Палестины, и надо полагать (как думает Кларк), что Иавин, царь ханаанский, который царствовал в Асоре ( Суд. 4:2 ) и у которого военачальником был «Сисара, живший в Харошеф-Гоиме» (Харошеф язычников), был царём тех именно потомков Хета, которые при Аврааме занимали Палестину. Быт. 23:4 я у вас пришлец и поселенец; дайте мне в собственность место для гроба между вами, чтобы мне умершую мою схоронить от глаз моих. Первое место в собственность в Палестине, которое приобрёл отец верующих, было место для гроба. Этим действием он как бы предсказал, что в грядущих веках, когда исполнятся все Божии обетования, опять в Палестине останется единою драгоценною собственностию верующих гроб Того, в Котором исполнение обетований. Приобретение места для погребения в Палестине было действием важным в жизни патриархов, потому что оно осязательно напоминало в будущем народу израильскому, что Палестина есть земля обетования, что там дарован Иеговой удел своему народу. Вот почему и Иаков ( Быт. 49:29 ), и Иосиф ( Быт. 50:25 ) завещали нести туда, в землю благословения, свои тела. Авраам был странником и пришлецом в земле сынов Хета, не основывая нигде поселения, хотя казалось бы, после войны с Кедорлаомером ему бы легко было основать его. Но он не получал на то благословения Иеговы, Который лишь в будущем обещал эту землю его племени, и он остался в стране Хеттеев кочевником, пользуясь для пастьбы и жилья землями лишь по договорам ( Быт. 21:27 ) или незанятыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Разделы портала «Азбука веры» Грехопадение — первое преступление человека, связанное с нарушением Божьей заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла, повлекшее за собой катастрофические последствия как в отношении самого человека, так и в отношении окружающего мира. Как произошло грехопадение первых людей? Известно, что  Бог , обустроив вселенную, создал человека и поселил его в особом саду — Раю, в «Эдеме на востоке». Человеку надлежало «возделывать и хранить» этот сад ( Быт.2:15 ). Первозданные люди были нравственно чистыми и невинными. Их душевное и телесное состояние целиком соответствовало предначертаниям Божьим о человеке. Прародители не испытывали ни малейших бесчинных движений в душе, не имели стремлений ко злу. Чтобы они смогли осознанно и свободно сделать свой нравственный выбор, а затем и утвердиться в Добре, Бог назначил им испытание, дал  заповедь , сообщив о последствиях возможного ослушания: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:16-17 ). Но  диавол , будучи клеветником и завистником, имея желание навредить человеку и разрушить Бого-человеческий союз, подступил к жене посредством змея (по некоторым толкованиям, в образе змея), чтобы хитростью и обманом ввести её в соблазн и побудить нарушить эту заповедь, и завел разговор: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю»?» ( Быт.3:1 ). На что Ева  ответила: «плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт.3:2-3 ). Ответ Евы на вопрос диавола, свидетельствует, что первым людям было хорошо известно, как они должны пользоваться плодами райских деревьев ( Быт.3:2-3 ). Слова Евы: «и не прикасайтесь к ним» (т. е. к плодам древа познания), чего Бог не говорил, интерпретируется некоторыми исследователями как свидетельство, что в отношениях с Богом первых людей уже присутствовал элемент страха. Диавол же, устами змея, сказал «жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:4–5 ).

http://azbyka.ru/grehopadenie

Архив Пн Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия» 24 июня 2019 г. 15:02 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на  официальном сайте   Межсоборного присутствия , на интернет-портале «Приходы» ( http://mnenie.prichod.ru ) и в  официальном блоге  Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года. О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия 1. Священное Писание о начале человеческой жизни Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2:7, Ис. 42:5, 57.16, Иов 27:3, 32:8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1:28-31, 9:1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14:46). В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25:22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13:5-7, 16:17), Давид (Пс. 21:9-10), Соломон (Прем. 7:1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49:1,5), Иеремия (Иер. 1:4-5; Сир. 49:9), весь народ (Ис. 44:2, 24; 46:3; Пс. 71:6; Пс. 138). В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138:13-16).

http://patriarchia.ru/db/text/5459449.ht...

Начало творения мира, о к-ром повествует 1-й стих Свящ. Писания ВЗ: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1. 1),- есть и начало В. как творения Божия. Сам Бог Творец существует в вечности, к-рая вне В.: перед Ним «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс 89. 5), Он не зависит от В., не нуждается в нем, но Сам «изменяет времена и лета» (Дан 2. 21). От Творца «не сокрыты времена», т. е. будущее мира, как скрыто оно от человека, но тварь, знающая своего Творца, «не видит дней Его» (Иов 24. 1; ср.: Иер 29. 11). Бог установил В. как течение, продолжительность событий. Преходящий характер В. противопоставляется в Свящ. Писании вечности Бога. «Дни мои,- восклицает псалмопевец,- как уклоняющаяся тень... Ты же, Господи, вовек пребываешь...» (Пс 101. 12-13). Всеобщей мерой течения В. Господь положил ритм движения небесных светил, сотворенных в 4-й день: «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной... для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт 1. 14; ср.: Пс 103. 19; 135. 7-9; 148. 3, 5-6; Сир 43. 1-11). «Во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8. 22), день и ночь приходят «в свое время» - это не человеческое установление (Иер 33. 20); «Твой день и Твоя ночь,- обращается к Богу псалмопевец,- Ты уготовал светила и солнце... лето и зиму Ты учредил» (Пс 73. 16-17). Творение мира происходит за 6 дней (Быт 1). Установление Творцом 7-го дня, субботы как дня покоя (Быт 2. 2-3), определяет временной цикл седмиц (7-дневных недель). Священность богоустановленных космических циклов отражается в праздновании древними израильтянами суббот (Исх 20. 8-11), новолуний (1 Цар 20. 5; Ис 1. 13-14; Ам 8. 5), дней годового сельскохозяйственного круга (Исх 23. 16, 19; 34. 22; Лев 23. 9-14; Втор 16. 13 и др.), 3-летнего (Втор 14. 28), 7-летнего (Лев 25. 1-4; Втор 15. 1), 49-летнего «юбилейного» (Лев 25. 8-13) циклов. Циклическая периодизация В. подробно представлена в апокрифической «Книге Еноха» и «Книге Юбилеев».

http://pravenc.ru/text/155438.html

179. И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1:5). 180. Физика. 181. Зародыш мой видели очи Твои (Пс. 138:16). 182. Ср.: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. — В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога (Ин. 1:1–2). 183. Патерик Скитский. 184. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры. Книга 2, 3. Об Ангелах. 185. Святой Иоанн Дамаскин. Изложение Православной Веры Книга 4, гл. 13. 186. Сущий (Исх. 3:14). 187. Это относится к одним плотским людям, в которых душа не оживлена действием Божественной благодати. Оживленные этим действием имеют о душе более ясное понятие. 188. Ипотезы [гипотезы]. 189. Трупом называется тело человеческое в первых степенях разложения по оставлении его душою, но еще не разложившееся окончательно. 190. Декарт и его последователи признают душу субстанциею, совершенно противоположной телу, не имеющею с ним ничего общего, не имеющею никакого отношения к пространству и времени; мы признаем такою субстанциею единого Бога. 191. Святой Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 4, гл. 13. 192. Мф. 6:27. 193. Мф. 5:36. 194. Ср.: Сей бе искони к Богу. — Оно было в начале у Бога (Ин. 1:2). 195. …если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными… Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободил вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31,34, 36;. 14:6). 196. Быт. 2:5–6. 197. Быт. 3:16. 198. Быт. 3:16–19. 199. Пс. 50:7. 200. Вереи ея заклепи вечнии — запоры ее (земли) навек (навсегда) стали мне преградой (Иона. 2:7). [Запорами земли пророк Иона называет подводные морские скалы, к которым пророк спустился, когда был брошен с корабля, и которые служат как бы преградою морю — Ред.]. 201. Откр. 22:11, 15. 202. Быт. 2:7, 22;. 3:11–12. Пс. 118:125;. 89:13, 16; 37 и пр. 203. Рим. 5:10. 204. …у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (2 Пет. 3:8). 205. …ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6:38).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010