Быт.12:6 . И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, Вступив в пределы Палестины, как полагают, с севера, Аврам прошел большую часть ее к югу до того места, где впоследствии был построен город Сихем, названный сим именем в честь Сихема, сына Емморова ( Быт. 33:18–19 ). Со временем этот Сихем сделался столицей Самарии и не раз выступает пред нами в Священном Писании как Ветхого, так и Нового Завета ( Втор. 11:30 ; Суд. 9:1 ; Пс. 59:8 ; Ин. 4:5 и др.). Во времена Иисуса Христа он назывался также еще Сихарем, а при Веспасиане был переименован в Неаполис, откуда произошло современное название этого местечка Набулус, или Наблус. до дубравы Море. или «Мамре», как она называется в другом месте ( Быт. 13:18 ). Предполагают, что тут идет речь о целой дубовой или теревинфовой роще, принадлежавшей знатному хананеянину, носившему фамилию Море, или Мамре, и достаточно известной по тому времени и месту. Быт.12:7 . И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. Это первое библейское известие о явлении Бога человеку за послепотопный период. Хотя существо Бога невидимо и непостижимо, тем не менее из Священного Писания нам известен целый ряд внешних образов, в которых Он благоволил открывать Себя людям ( Быт. 18:2, 17, 33, 21:17–18, 31:11–13, 32:24–30 и пр.). Одним из подобных же богоявлений было, вероятно, и данное. «Общее основание богоявлений Ветхого и Нового Завета, наипаче в образе человеческом, – говорит митрополит Филарет, – есть предвестник вочеловечения Сына Божия». Отсюда-то большинство святоотеческих толкований и держится той мысли, что главным действующим лицом всех богоявлений является Вторая Ипостась Святой Троицы – Сын Божий. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Он построил жертвенник или алтарь, без сомнения, для того, чтобы принести Господу благодарственную жертву за данное для него и его потомства обетование, а затем и с целью увековечить соответствующим внешним знаком священное место богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В первый раз мы встречаем подобного рода замену в Быт. 2:4 – «…в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…» (…μρ ποησεν θες τν ορανν κα τν γν…). В переводе «Нового Мира» здесь стоит «Иегова Бог» 233 . Такая же подмена осуществлена и во всех последующих стихах этой главы, содержащих слова « θες» или «κριος ο θες». С 3-й главы книги Бытия и далее словом «Иегова Бог» заменены только сочетания «κριος ο θες», в том же случае, если стоит «ο θες», перевод «Нового Мира» оставляет слово «Бог» (Gott – нем.). Начиная с Быт. 4:6 сочетание «κριος ο θες» переводится просто словом «Иегова». То же относится и к слову «κριος», например, в эпизоде об обетовании, данном Господом Аврааму ( Быт.15:1 , и далее) это слово переведено именем «Иегова». Метод перевода «Нового Мира» меняется в эпизоде явления Господа Аврааму у дубравы Мамре. В греческом тексте стоит: «φθη δ ατ θες…», то есть «И явился ему Бог (Господь по Син. Пер.)…» В этом случае переводчики «Общества Сторожевой башни» слово « θες» заменили на «Иегову», создав противоречия с методом перевода предыдущих глав. В тех эпизодах, когда участник событий обращаясь к Богу, зовет Его: «κριε» («Владыка» по Син. Пер.), например, в Быт. 18:3;19:18 , авторы «Нового Мира» также используют слово «Иегова». В описании гибели Содома и Гоморры в Быт.19:24 слова «Господь» заменены на «Иегову», так что получилось «…пролил Иегова на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Иеговы с неба…» Заслуживает внимания и перевод Исх. 3 в изложении «Свидетелей Иеговы». «И явился ему (Моисею прим. автора) Ангел Господень («γγελος κυρου» по Септуагинте) в пламене огня» ( Исх.3:2 ), превращается в «И явился ему Ангел Иеговы в пламене огня». В дальнейших стихах метод перевода прежний, то есть «κριος» становится «Иеговой», а « θες» остается «Богом» (Gott). И так продолжается до известного Исх. 3:14 «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (γ εμι ν). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) ( ν) послал меня к вам». В переводе «Нового Мира» в этом месте слово «Иегова» пропадает: «Darauf sprach Gott zu Moses: «Ich werde mich erweisen, als was ich mich erweisen werde.» Und er fügte hinzu: „Dieses sollst du zu den Söhnen Israels sagen: «ICH WERDE MICH ERWEISEN hat mich zu euch gesandt» 234 (Тогда Бог сказал Моисею: «Я открою, что я есть то, что Я открою».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Возложение рук здесь в первый раз в Библии представляется, как знак благословения и преподания благодатных даров; в таком значении оно затем всегда сохранялось в церкви ветхозаветной ( Чис. 8:10, 27:18–23 ) и оттуда перешло в церковь новозаветную ( Мф. 19:13 ; Деян. 6:6, 13:11 ). Благословение Иакова простирается и на самого Иосифа (еврейский текст и русский перевод), и на детей его, которые и в благословении Иакова ( Быт. 49:22–26 ), и в благословении Моисея ( Втор. 33:13–17 ) объединяются под именем Иосифа. Сама форма благословения чрезвычайно знаменательна, поскольку выражает чистые верования и возвышенное миросозерцание библейского патриарха, заканчивающего собою патриархальный период. Здесь, прежде всего, – твердая вера в Бога, как Бога завета, Который требовал от патриархов святой и богоугодной жизни и Которому они угождали такою жизнью (ср. Быт. 17:1 ), – причем Иаков со смирением образцы богоугождения указывает только в отцах своих, а не в себе; затем, столь же твердая и светлая вера в промышление Божье, которое все моменты человеческой жизни ( Быт. 37:35, 43:14 ), даже самые неблагоприятные, объединяет и разрешает в благоприятное целое. Частнее, наконец, вера в Ангела-Избавителя от всех зол, в Ангела-Бога, (поскольку он сопоставляется с Богом), некогда боровшегося с Иаковом ( Быт. 32:24 ). Это троекратное молитвенное призывание Бога при однократном «да благословит» выражает мысль патриарха о единстве божественных действий в мире, и затем может предсказывать и тайну троичности. В ближайшем же смысле каждое воззвание заключало соответствующее молитвенное пожелание духовных и телесных благ, которые, затем, все соединяются в словах: «да будет наречено на них имя мое и имя отцов моих». Иаков отдает предпочтение Ефрему Быт.48:17–18 . И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; и прискорбно было ему это. И взял он руку отца своего, чтобы переложить ее с головы Ефрема на голову Манассии, и сказал Иосиф отцу своему: не так, отец мой, ибо это – первенец; положи на его голову правую руку твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евр.11:5 . Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти 2881 ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, – то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжении трехсот лет до своего переселения ( Быт.5:21–24 ср. Сир.44:15 ). —297— Евр.11:6 . А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, – не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его. 2882 Евр.11:7 . Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, – и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, – и та же вера соделала Ноя наследником обетования ( Быт.6:8 сл.). Евр.11:8 . Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное. Евр.11:9 . Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, – в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того ( Быт.12:1 сл.). Евр.11:10 . Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющего твердые основания, коего художник и строитель есть Бог. Евр.11:11 . Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже бесплодная, родила 2883 то есть, силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это всё совершилось с нею потому, что она, живя среди —298— Хананеев язычников, верным почитала Того, Кто обещал ей дать это ( Быт.17:19 ). Евр.11:13 . По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, – как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас ( Быт.23:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам» ( Быт.17:1–5 ). И после того, как Бог дал ему это имя, Он сразу же добавил: «И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» ( Быт.17:7 ). И после этих слов прибавляет: «Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу» ( Быт.17:10–11 ). 4 . И так как мы достигли этого места, мне хотелось бы спросить, когда всемогущий Бог, Властитель неба и земли, возжелал поставить завет с этим святым, сделал ли Он главным в нем обрезание крайней плоти и то, что будущие его потомки мужеского пола должны быть обрезаны. Сказано: «Будет завет Мой на теле вашем» ( Быт.17:13 ). Было ли это тем, что Бог неба и Бог земли ( Быт.24:3 ) передал в вечном Своем завете тому, кого Он избрал из всех смертных? Ведь это – то единственное, в чем учителя в синагогах видели славу святых. Но пусть придут они, если захотят, и послушают, как Церковь Христова, которая через пророка провозгласила: «Но для меня друзья Твои, о Боже, прославятся», славит друзей Жениха, и Его слава передается им, в них отражаясь. Поэтому мы, наученные апостолом Павлом, говорим, что как многое было сделано в образе и подобии будущей истины, также и обрезание крайней плоти имело форму духовного обрезания, о котором «Бог славы» ( Пс.28:3 ) дал Свои заповеди смертным. Послушайте же, как Павел – учитель «язычников в вере и истине» ( 1Тим.2:7 ) – учит Церковь Христову тайне обрезания. «Берегись обрезания», – говорит он об иудеях, обрезающих крайнюю плоть, – «потому что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» ( Фил.3:2–3 ). Это один взгляд Павла на обрезание. Рассмотри и другой: «Не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» ( Рим.2:28–29 ). Разве не кажется тебе, что такое понимание обрезания более подходит святым и друзьям Бога, чем обрезание плоти? Однако новизна этого выражения может отпугнуть не только иудеев, но и даже некоторых из наших братьев, ибо Павел, говоря об «обрезании сердца», похоже, допускает невозможное. Ибо как можно обрезать внутренний орган, скрытый от взоров людей? Обратимся к словам пророков, которые, вашими молитвами, могут пролить свет на интересующие нас вопросы. Пророк Иезекииль говорит: «Никакой сын чужой, необрезанный сердцем и необрезанный плотью, не должен входить во святилище Мое» ( Иез.44:9 ). И также говорит с укором в другом месте не меньший пророк: «Все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем» ( Иер.9:26 ). Итак, сказано, что с необрезанным сердцем и плотью «не должен входить во святилище» Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

И сестра Тувалкаина Ноема ( Быт.4:20–22 ). Мы видим, что, живя в искусственном мире, в искусственном городе, потомки Каина начинают создавать ремесла, давшие потом начало промышленности. И если ранее мы говорили, что земледелие учреждено Господом, то здесь мы видим, что промышленность – дело рук потомков Каина. Нетрудно предположить, что Тувалкаин, который был ковачем всех орудий из меди и железа, ковал не только орудия труда, но и орудия убийства – оружие. Не случайно в этом роде так возрастают масштабы убийств, и расцветает кровная месть. Ламех, напуганный собственным грехом, грехом многоженства, а затем и убийства, говорит своим женам: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро ( Быт.4:23–24 ). Мы видим, что грех порождает грех, подобно лавине, начинающейся с малого комочка снега. Всемеро превратилось в семьдесят раз всемеро! Древние учили, что Господь Сам открыл Каину, что его по прошествии жизни семи поколений убьют. Убийство Каина совершает его потомок, Ламех, который на охоте перепутал пожилого Каина с диким зверем и убил его стрелой из лука. Зло всегда настигает того, кто его сотворил. Сыны Божии Вернемся к Авелю. Господь восстанавливает праведную ветвь Авеля. О восстановлении рода праведных в Писании сказано: И познал Адам еще [Еву] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин ( Быт.4:25 ). Другое семя – другой народ. Появляются две родовые линии: каиниты и сифиты . Каиниты следуют человекоубийце Каину. Сифиты продолжают традиции праведного Авеля. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бог] ( Быт.4:26 ). Вот только когда изгнанное из рая человечество вновь стало призывать имя Господа! До этого оно обходилось без Него. Вот родословие Адама; когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их… Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер ( Быт.5:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, было важно, чтобы первозданные люди осознанно и свободно выбирали добро. С этим, кстати, связана и сама способность людей к совершению зла, ко греху. Не имей человек способности грешить, он не имел бы и возможности добровольного нравственного выбора между добром и злом, предпочтения добра злу. Стало быть, эта способность обнаруживала (и обнаруживает) одну из сторон человеческого совершенства (подчеркнём: именно совершенства, а не несовершенства). Если бы Бог изначально укоренил в природе человека «инстинкт праведности», как бы запрограммировав его на безусловную невозможность грешить, человек пусть и не был бы грешным, но не был бы и добродетельным: ведь добродетельность подразумевает охотное, непринужденное стремление к Добру. II. В чём заключалось грехопадение человека и при каких обстоятельствах оно было совершено? Стало быть, дальнейшее духовно-нравственное совершенствование первозданных людей, укрепление их личностных отношений с Богом подразумевало соблюдение заповеди о невкушении плодов дерева добра и зла. Адам понимал, что соблюдение данной заповеди – хорошо, что это соответствует уровню добра, и что нарушение заповеди – плохо, что ослушание Бога есть зло. Знал он и то, чем ему это грозит, помня слова Вседержителя: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт.2:17 ). Другое дело, что до нарушения заповеди ни Адам, ни Ева не имели опытного соприкосновения со злом. Диавол, желая навредить человеку (не только по нелюбви к Богу, но и по зависти, ибо «завистью диавола вошла в мир смерть» ( Прем.2:24 ), ведь он видел, какой высокой чести был удостоен человек, поставленный владыкой видимого мира), решил разладить отношения людей с Богом. Для этого он обманом и хитростью вкрался в доверие к Еве, обольстил её и сумел вызвать в ней недоверие к Творцу. Обращаясь к первой и единственной на тот момент времени женщине устами змея, смешивая правду и ложь, он спросил её: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт.3:1 ), на что та ответила: «плоды с дерев мы можем есть только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт.3:2–3 ). И вот, наконец, изобретатель греха внедрил в её воображение извращенный образ будто бы лживого и эгоистичного Бога: «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» ( Быт.3:4–5 ). Поддавшись дерзкому искушению со стороны сатаны, прельстившись красотой и предполагаемой ценностью дерева добра и зла, будто бы способного дать знания, Ева «взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Но весьма ясно открывается (из Писания), что Логос был Воспитателем и Иакова. Он говорит к нему: И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе, не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28:15). Рассказывается также, что Он с ним боролся. И остался, говорится, Иаков одна. И боролся Некто с ним (это Педагог) до появления зари (Быт. 32:24). Боровшийся здесь был Сын человеческий — Руководитель и Промыслитель; и боровшегося с Ним Иакова Он ободрил на борьбу со злом. А что подготовитель Иакова к этой борьбе со злом Логос, был Педагогом и человечества, открывается из следующего: Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: да что ты спрашиваешь о имени Моем? (Быт. 32:29)? Свое новое имя сохранял Он и для народа нового, для народа чад. Тогда Господь Бог был почитаем еще без имени, потому что в то время Он еще не принял вида человеческого (Иоан. 1:14). Все же нарек Иаков имя месту тому: Пэнуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт. 32:30) Но лицо Божие есть Логос, в котором Бог является и познается (Иоанн. 14:9). И получил тогда Иаков имя «Израиль», так как он видел Бога Господа. Явившимся был Бог Слово (Логос), Педагог, опять к Иакову говоривший позднее: не бойся идти в Египет (Быт. 46:3). Обращай внимание (т. е. в последующем рассказе книги Бытия), как последовательно Педагог дело ведет, борца выучивая и ему показывая, как он противнику должен ногу подставлять. И Моисея Педагог научил, как должно руководить детьми. Потому что Господь говорил к Моисею: кто согрешил предо Мною, изглажу из Моей книги. Итак, иди, (сойди), веди народ сей куда Я сказал тебе (Исх. 32:33–34). В этом месте Господь оказывается Учителем педагогики. И в самом деде через личность Моисея Господь был Педагогом ветхозаветного народа; лично же, лицом к лицу, Он состоит Руководителем новозаветного народа; потому что вот, говорит Бог Моисею, Ангел Мой пойдет пред тобою (Исх. 32:34). В образе доброго Ангела и Руководителя, во главе ставится власть Логоса; но при этом Логос сохраняет достоинство и величие Властителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

По облечении людей в кожаные одежды Господь изгнал их из рая: « и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни » (Быт.3:24), которого они через свой грех сделались теперь недостойными. Человек впредь не допускается к нему, « как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно » (Быт.3:22). Господь не хочет, чтобы человек, вкусив плоды древа жизни, остался вечно пребывающем во грехе, ведь телесное бессмертие человека только лишь утвердило бы его духовную смерть. И этим показывается, что телесная смерть человека есть не только кара за грех, но и благодеяние Бога по отношению к людям. Начало истории падшего человечества Духовно-нравственное состояние допотопного человечества. Каин и Авель. Каиниты и сифиты. Всемирный потоп. Завет Бога с Ноем. Сыновья Ноя. История Хама. Благословение Сима и Иафета. Вавилонское столпотворение и рассеяние народов  Сыновья Адама: Каин и Авель, Сиф « Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила » сына, которому дала имя Каин, что значит: « приобрела я человека от Господа » (Быт.4:1). Адам и Ева, вероятно, надеялись, что в лице Каина они видят исполнение обетования об Искупителе, но их надежда не оправдалась. Второго сына Ева назвала Авелем, что значит «призрак, пар». Каин стал обрабатывать землю, а Авель занимался скотоводством. Падшесть человеческой природы не замедлила проявить себя с жестокой силой уже в первом поколении людей. Однажды Каин и Авель принесли жертву Богу. Каин принес в жертву плоды земли, а Авель — первородного овна из своего стада. Но Авель, в отличие от Каина, приносил жертву с верою (Евр.11:4) и взял для жертвы наилучшее. Каин же не позаботился о качестве жертвы (см. ц.-сл. текст: « Еда аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси? » (Быт.4:7)). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату, Каин сильно огорчился. Милосердный Бог, предостерегая Каина от злого дела, сказал ему: « Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое?… у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним » (Быт.4:6–7 – см. русский текст). Но Каин не послушался Божьего призыва и позволил греху господствовать надо собой. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, совершив невиданное еще землею злодеяние.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Попробуем, однако, рассмотреть этот отрывок и раскрыть его смысл. Мы не можем сомневаться, что злословить Бога есть больший грех, чем упоминать Его имя. Остается показать, что принять грех и «понести» его есть более серьезное наказание, чем смерть. Смерть как наказание за грех очищает от самого греха, за который оно назначено. Таким образом, наказание смертью освобождает от греха, и не остается ничего, что можно было бы найти в Судный день и покарать вечным огнем. Но если кто-то принимает и несет в себе грех, то вина за него, не смытая наказанием, остается на нем и после смерти; а так как здесь он не расплачивается за совершенный грех временным наказанием, то там он претерпевает вечную кару. Ты видишь, насколько серьезней «понести грех», чем быть наказанным смертью. Ибо здесь смерть дается за провинность, а «Господь, праведный Судия» (ср. 2Тим.4:8 ), как говорит пророк, дважды за один и тот же грех не наказывает (ср. Наум.1:9 ); но, где нет освобождения наказанием, остается искупить грех только вечным неугасимым огнем. И чтобы показать тебе, что это так, мы можем привести свидетельства из Божественных книг о том, как патриархи Рувим и Иуда говорили со своим отцом Иаковом, когда они хотели взять с собой Вениамина и вести его в Египет, исполняя обещание, данное ими брату Иосифу (ср. Быт.42:20 ). Рувим говорит отцу так: «Убей двух моих сыновей, если я не приведу его [Вениамина] к тебе» ( Быт.42:37 ). Иуда же говорит: «Если не поставлю его пред лицем твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» ( Быт.43:9 ). Их отец Иаков, зная, что то, что пообещал Иуда, сказавший: «Останусь я виновным пред тобою», намного серьезней того, что сказал Рувим: «Убей двух сыновей моих», не поверил сыну своему Рувиму (ср. Быт.42:38 ), потому что он выбрал себе наказание легче. Иуде же поверил (ср. Быт.43:13 ), зная, что избрал он себе наказание более тяжкое (ср. Лев.24:15 и далее). Хочешь и из Евангелия узнать о том, что кто «понес грех свой» в этой жизни, тот уже больше не несет за него наказание; и, наоборот, для того, кто не «понес» его здесь, он остается там? Оно учит нас на примере нищего «именем Лазарь» и богача, которому патриарх Авраам сказал «в аде»: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» ( Лк.16:20–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010