И те усилия, которые привели в конце концов представителей двух частей Русской Церкви за стол переговоров, могли бы закончиться ничем, если бы все эти усилия не были оплодотворены кровью мучеников и исповедников, через которых является нам Божия благодать. Мы — и одни, и другие — были наследниками тех, кто лежит здесь, на этой Бутовской земле, как и во многих неведомых местах по всему лицу Святой Руси. 19 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне вблизи храма Новомучеников и исповедников Российских, а также совершил литию об упокоении приснопоминаемых рабов Божиих, «за веру Христову и правду пострадавших и убиенных», и вознес молитвы ко святым новомученикам и исповедникам Российским. По окончании богослужений, которыми в Москве начались торжества, посвященные пятой годовщине подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей, Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви! Я хотел бы всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, сердечно приветствовать Пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Благодарю Вас, отец Кирилл, за добрые слова, которые Вы только что сказали, и за прекрасный символический образ, который отображает суть того, что произошло пять лет назад в день Вознесения Господня в Храме Христа Спасителя посредством подписания Акта о восстановлении канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. К этому замечательному моменту, пятилетие которого мы будем праздновать в этом году и уже начинаем праздновать сегодняшней службой, мы шли долгим и непростым путем. На этом пути было как бы несколько потоков — люди устремлялись вперед, движимые историософией, политическими концепциями, культурными идеями, богословскими подходами; и каждый из этих потоков не был напрасен, потому что объединение не произошло бы так быстро, если бы, помимо собственно церковнослужителей, в них не принимали участие многие люди, представляющие все эти человеческие потоки.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-krov-n...

Малышево. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Деревня Малышево известно с XVI века. В середине XIX веке она принадлежала княгине Анне Александровне Голициной. 19 февраля 1908 года жители деревень Юрасово, Малышево и Кузнецово обратились с прошением построить новый деревянный теплый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Средства на построение храма дали прихожане и внук княгини Голициной Александр Александрович Прозоровский-Голицин. Был и подписной лист с капиталом в 6850 рублей. Землю под храм и кладбище выделили жители означенных деревень по две десятины в бесплатное пользование причта. В 1910 году состоялась закладка, а в 1912 году храм с трапезной и колокольней был освящен. В начале 1913 года внутри храма сооружены приделы: во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. В советское время храм не закрывался, но несколько лет богослужение в нем не совершалось из-за отсутствия священников, которые были репрессированы. 17 февраля 1838 года на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма Иоанн Алешковский, Архиерейским Собором 2000 года причисленный к Лику Святых как священномученик. Удивительно, что храм долгое время стоял с открытыми окнами и дверями, но не разорялся. Жители близлежащих селений молились в церкви по ночам. Со времени Великой Отечественной войны в храме регулярно совершаются богослужения. С 1981 года проводились различные строительные работы. В храме имеется почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Особое благодарение совершается на 2-й седмице по Пятидесятнице — в память избавления жителей Бронницкого уезда от морового поветрия в XIX веке. Кроме того, почитаются иконы свв. мчч. Космы и Дамиана, архангела Михаила и др. http://www.bronblag.ru/hrami/73 Деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца была построена близ станции Бронницы в 1908-1912 гг. на средства благотворителей (среди которых которых князь А.А. Прозоровский-Голицын) и крестьян деревень Юрово, Малышево и Кузнецово. В 1913 г. в ней устроены приделы св.бессребренников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. Шатровый храм с трапезной и шатровой же колокольней представляет интересный образец т.н. " дачных " деревянных церквей (Шереметьевская, Наташино, Удельная). В 1936-1941 гг. службы в церкви не совершались. Полностью сохранилась внутренняя отделка храма с росписями потолков, иконостасами. Святыни церкви: почитаемые иконы Божией Матери Иерусалимская, " Отрада и Утешение " , Иверская; св. вмч. и целителя Пантелеймона, прп.Сергия Радонежского, свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=15412

Митрополит Иларион: Бутово — это Русская Голгофа Вся Русская земля освящена мученической кровью. 18 августа, 2014 Вся Русская земля освящена мученической кровью. 8 августа 2014 на Бутовском полигоне вспоминали годовщину первого дня расстрелов в 1937 году. Божественную литургию в храме Воскресения Христова и новомучеников Российских возглавил митрополит Восточноамериканский и Нью-Йоркский Иларион, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, который совершает в эти дни паломническую поездку по святым местам Земли Русской с небольшой группой духовенства и прихожан из Америки, Австралии и Новой Зеландии. В поездке Владыку сопровождал директор Мемориального центра при нашем храме Гарькавый Игорь Владимирович. Накануне памятного богослужения он взял у митрополита Илариона интервью для приходского сайта. Гарькавый И. В.: Дорогой Владыка, мы с Вами сейчас находимся в паломническом путешествии. И это уже далеко не первый раз, когда Вы возглавляете такие группы из Русского Зарубежья. В течение многих лет уже эти группы собираются, и Вы путешествуете вместе с паломниками, какое это имеет значение для Вас и вообще в жизни Русской Зарубежной церкви? Владыка Иларион: Да, я довольно часто принимал участие в таких паломничествах на Русской Земле. Как и все православные христиане, я испытываю духовную потребность посетить те места, где подвязались Святые угодники, о которых мы читаем всегда в монастыре во время трапезы уставное чтение. Для православных людей, которые живут вне России, в разных странах по всему миру это особенно важно. Важно, чтобы они тоже приобщились к той благодати, которая существует на Святой Русской Земле. Можно сказать, что эти путешествия для чад Русской Зарубежной церкви важны, как способ узнать Россию и воссоединиться с русским миром. Мы желаем, чтобы они также участвовали в духовной жизни России, знакомились не только издалека, но своим присутствием увидели и познали прошлое и настоящее России, научаясь примерами тех подвижников, которые здесь подвизались.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-but...

Патриарх Кирилл: Если исключить из нашей жизни Пасхальное измерение, то все теряет смысл 16 мая, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Если бы новомученики отказались от веры, от Христа, то, может быть, и у народа не хватило бы духовной силы сопротивляться врагу. 16 мая 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в храме Новомучеников и исповедников Российских на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Только что отец Кирилл (протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских в Бутово, — прим.ред. )  сказал очень правильные слова о том, что новомученики и исповедники — как защитники Родины. Когда в Великую Отечественную войну погибали за Родину и воины, и мирные жители, они отдавали жизнь свою не только за землю, за воду, за воздух, за деревья. И не за фабрики, заводы или мосты они отдавали свою жизнь, ведь и фабрики, и заводы, и мосты с легкостью взрывались и нашими партизанами, и нашими войсками при отступлении, когда нужно было помешать врагу действовать эффективно. Что же тогда есть Родина? Родину осознавали как некую великую святыню, а потому и были готовы отдать за нее жизнь. Родина воспринималась, во-первых, как место, овеянное памятью о родных и предках, населявших ее на протяжении веков, и во-вторых, как место, где сформировалась нация, вернее, то лучшее, что этой нации присуще, ведь худшему не поклоняются и за худшее не отдают жизнь. Жизнь отдают за лучшее. А самым лучшим было то, что жило в сердцах защитников земли нашей, даже тех, кто не держал в руках оружие, но кто всячески содействовал победе, зная, что именно на этом месте, несмотря на огромные скорби, гонения на Церковь и репрессии, пребывает нечто возвышенное и святое. В сердцах и умах людей была некая доминанта, ради которой они были готовы и жизнь свою отдать. А поскольку эту доминанту нельзя осязать, значит, она принадлежит миру не физическому, а духовному.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-esli-i...

Преодоление Патриарх Алексий II и Митрополит Лавр. Бутово 2004 год. У Русской Православной Церкви появился реальный шанс воссоединиться с Церковью Зарубежной (РПЦЗ). В начале мая 2006 года в Сан-Франциско должен состояться IV Всезарубежный Собор РПЦЗ, который и должен дать ответ на главный вопрос – объединится или нет Русская Православная Церковь? Если ответ будет положительным, то русские духовники, похоже, создадут мировой прецедент – в истории Христианской Церкви еще не было случая, когда удавалось полностью преодолеть раскол. Для России, пережившей за время раскола не один тяжелейший кризис, начиная с революции и кончая развалом Союза, это может означать духовное примирение со своим прошлым и новый импульс для развития нации. Речь идет прежде всего о возвращении того весомого положения нашей страны в мире, каким оно было до революции. История раскола или история объединения? Русская Православная Церковь за границей официально была создана в 1924 году на основании указа патриарха Тихона как временное церковное образование. Ключевым моментом в размежевании стало подписание в 1927 году Декларации, призывающей к отказу от конфронтации с советской властью митрополитом Сергием, который являлся главой Церкви в России. Зарубежная Церковь из эмиграции категорически отвергла Декларацию, разорвала связь с СССР, «до упразднения в России безбожной власти». Формально нынешнее размежевание сравнивают с расколом XVII века, когда тогдашний патриарх Никон начал внутрицерковные реформы. Но фактически эта историческая параллель некорректна. Противоречия между двумя частями одной церкви заключались скорее в неких оценочных категориях по отношению к определенным историческим событиям. «Зарубежники», к примеру, хотели, чтобы РПЦ осудила Декларацию Сергия и канонизировала ряд церковных деятелей, замученных в ГУЛАГе. Московскую Патриархию трудно упрекнуть в нежелании идти навстречу. На следующий день после прилета в Москву глава Русской Православной Церкви за рубежом митрополит Лавр был приглашен на патриаршее богослужение на Бутовский полигон, по случаю закладки церкви новомучеников и исповедников Российских. И хотя РПЦ подчеркнула, что специально не «подгоняла» мероприятия к приезду делегации, символизм происходящего был очевиден – патриарх Алексий II и митрополит Лавр рука об руку положили первые камни в фундамент церкви, стоящей на месте, где НКВД убил тысячи людей, в том числе сотни священников. Что касается Декларации, то еще раньше патриарх Алексий II осудил ее, признав, что «неправда замешана в… Декларации и Русская Церковь больше не руководствуется ею».

http://pravoslavie.ru/4946.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Бог готов каждому дать удивительный дар веры, но человек должен быть готов его принять 16 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили клирики храма. На сугубой ектении прозвучали молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Далее митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с этим воскресным днем, который совпал с днем памяти преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Господь сподобил меня в предыдущую неделю посетить места, связанные с жизнью и служением этого святого в Новгородской земле, а также побывать в Варлаамо-Хутынском монастыре, где нес свои подвиги преподобный Варлаам Хутынский, небесный покровитель нашего святого храма. Вы, конечно, знаете, что храм, который изначально построили на этом месте, был посвящен именно Варлааму Хутынскому. Стоял он там, где сейчас находится правый придел, освященный во имя преподобного Варлаама. Со временем храм постепенно перестраивался, достраивался, расширялся; были возведены главный придел в честь Преображения Господня и придел в честь иконы «Всех скорбящих Радость». Но почитание преподобного Варлаама в нашем храме всегда продолжалось благодаря чтимой иконе, которая находится в правом приделе. Один из настоятелей этого храма священномученик Константин Любомудров был горячим почитателем преподобного Варлаама Хутынского, и его мученическая кончина на Бутовском полигоне произошла в день памяти этого подвижника.

http://mospat.ru/ru/news/45444/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 февраля (10 марта) Преподобномученица Мстислава (Фокина) Преподобномученица Мстислава родилась 23 марта 1895 года в сельце Малое Уварово Бо яркинской волости Коломенского уезда Московской губернии в семье отставного ефрейтора Семёна Ивановича Фокина и его супруги Евдокии Сергеевны. Через день после рождения, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, она была крещена в приходской Рождества Богородицы церкви и наречена Марией в честь преподобной Марии Египетской. Крестил ее священник Иоанн Соловьев, отец священномученика Александра, родившегося на полгода раньше Марии и так же, как и она, претерпевшего мученическую кончину на Бутовском полигоне.  В сельце у Семёна Ивановича был свой земельный надел, но поскольку он, работая на коломенском заводе, сам крестьянством не занимался, то сдавал этот надел в аренду. Мария окончила сельскую школу и с 1908 года стала работать на шелкокрутильной фабрике в Коломне, где девочки в те годы начинали работать с четырнадцати лет. Однако из-за болезни матери она в 1913 году оставила работу на фабрике и всецело посвятила свое время и силы уходу за матерью. После кончины родителей Мария поселилась у братьев.  Наступила новая эпоха, когда многие показали себя людьми, не верующими в Бога, некоторые вступили в Коммунистическую партию и стали гонителями Церкви. Вступили в партию и братья Марии. Это явилось причиной, из-за которой Мария в 1923 году покинула их дом. Теперь она помогала в храме, зарабатывая на жизнь шитьем одежды и стиркой белья. В это время она приняла твердое решение посвятить всю свою жизнь служению Богу. Отправившись впоследствии в город Ижевск, она 15 апреля 1930 года в Никольском храме была пострижена в монашество с именем Мстислава. После пострига она вернулась в Коломну и снова стала прислуживать при храме.  На праздники она нередко отправлялась молиться в Иоанно-Богословский монастырь, расположенный в Рязанской области в селе Пощупово. Одна из жительниц села предложила монахине Мстиславе поселиться у нее и предоставила ей свободною комнату. После этого монахиня Мстислава стала ежедневно посещать монастырский храм, где сохранялось уставное богослужение и был монахами организован хор, регентом которого стал местный священник. 

http://fond.ru/kalendar/278/mstislava/

Серпухов. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская кладбищенская Занарская церковь Карта и ближайшие объекты Спасский храм построен в 1893-96 гг. на средства серпуховского купца Василия Фёдоровича Астапова на Занарском кладбище (возникло во 2 половине XIX века на городских выгонных землях вдали от жилых построек). Церковь была украшением Занарья. Проект комплекса выполнен известным московским архитектором Р.И. Клейном. Архитектурный ансамбль представляет собой яркий пример " русского стиля " конца XIX — начала XX века. Престолы в приделах освящены во имя празднования иконы Божией Матери " Знамение " и Трех Святителей. Отдельно стоящая колокольня с парадными воротами (ее верхний ярус разрушен в советское время) образует вход на кладбище, рядом с ней стоят невысокие дома причта. Иконостас был цинковый, позолоченный, иконы в нем представляли изображение событий Страстной Седмицы. В советское время храм был закрыт, лишился шатра и главок. Его использовали под рыбный склад с коптильней. Вокруг храма построено около 50 гаражей. Из интерьера сохранились сильно закопченные фрагменты настенной росписи в стиле академической живописи 2 половины XIX века. Настоятель Спасской церкви протоиерей Николай Боголепов был арестован в 1925 г. Священник Спасской церкви о. Николай Ищенко был расстрелян 23.02.1931 г. в Москве. Священник Пантелеймон Алексеевич Савельев (перед арестом служил уже в г. Кашире) расстрелян 21 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой. В наше время храм восстанавливается. Богослужения проводятся по субботам, воскресеньям и великим праздникам. Историческая справка XIX в., 2-я пол. — Занарское кладбище г. Серпухова возникло на городских выгонных землях, вдали от жилой застройки близ Боровской дороги. До 1896 г. при кладбище не было храма, строительство которого во имя Спаса Нерукотворного Образа началось в 1893 г. 1893 г., 22 мая — Астаповым В.Ф., серпуховским купцом 2-й гильдии, получено Удостоверение из Серпуховской Городской Управы на производство " предположенной им постройки на Занарском Городском кладбище в г. Серпухове каменной церкви и при ней небольшой каменной же богадельни с сторожкою за его собственный счет.

http://sobory.ru/article/?object=07308

Сообщение делегации РПЦЗ о визите в Россию Москва, 28 мая 2004 г. По приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Президента Русской Федерации В.В. Путина, делегация Русской Православной Церкви заграницей во главе с ея первоиерархом, Высокопреосвященнейшем Митрополитом Лавром, посетила Россию для встречи с Патриархом, архипастырями и духовенством Церкви в России, для ознакомления с церковной жизнью и для совершения молитвы у святынь нашей Родины, сообщает официальный сайт Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей . В состав нашей делегации входили представители почти всех епархий Русской Зарубежной Церкви: кроме Митрополита, еще два архипастыря, маститые протоиереи и молодые священники, протодиаконы и чтецы. Кроме одного, все родились и выросли за пределами России. Вместе с тем, все, кроме одного, в Россию прибыли не впервые. Поездка дважды откладывалась, и только по нашем прибытии в Россию стало ясно, почему мы совершили ее, по промыслу Божию, именно в мае. Первое богослужение за которым мы молились, была Божественная литургия на Бутовском полигоне, на месте убиения безбожниками тысяч и тысяч русских православных людей, в том числе архиереев и священников. Патриарху сослужил сонм архиереев и более 300 священников. После литургии один протоиерей Московского Патриархата нам поведал: " Сегодня земля нам служила живым антиминсом " . Кровь Новомучеников стала тем знамением, под которым затем проходила вся наша поездка-паломничество. Помимо молений на месте массовых расстрелов в Бутово, мы в Москве молились у мощей дорогого всем верным Русской Зарубежной Церкви св. Патриарха Тихона Исповедника; в Троице-Сергиевой Лавре у преподобного Сергия Радонежского; в Екатеринбурге на русской Голгофе, где зверски была убита семья Царственных Мучеников; у шахты в Алапаевске, куда сброшены были свв. преподобномученицы княгиня Елизавета, инокиня Варвара и иже с ними; у мощей великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского, Всероссийского пастыря св. праведного Иоанна Кронштадтского; у Блаженной Ксении на Смоленском кладбище и на месте явления Курско-Коренной Чудотворной иконы Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/9939.html

Состоялись собеседования между Патриархом Алексием и Митрополитом Лавром Фоторепортаж: (щелкните мышью для увеличения) Фото: Православие.Ru Москва, 18 мая 2004 г. В светлые Пасхальные дни в Россию по приглашению Русской Православной Церкви прибыла официальная делегация Русской Зарубежной Церкви во главе с ее Первоиерархом митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. 14 мая 2004 года, в день прибытия делегации в Москву, Высокопреосвященнейший митрополит Лавр имел встречу со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Беседа прошла в теплой атмосфере взаимопонимания. На следующий день члены делегации молились за богослужением, совершенным Святейшим Патриархом на Бутовском полигоне - месте убиения неисчислимых мучеников безбожного режима, многие из которых причислены к лику святых. Члены делегации совершили также паломничество в Донской и Свято-Данилов монастыри, Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, к святыням Московского Кремля. 17-18 мая 2004 года в Москве состоялись собеседования членов делегации Русской Зарубежной Церкви с делегацией Московского Патриархата. 18 мая собеседования проходили под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Со стороны Московского Патриархата в собеседованиях принимали участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых; митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Корсунский Иннокентий, председатель Синодальной комиссии по диалогу с Русской Зарубежной Церковью; председатель Историко-правовой комиссии Московского Патриархата протоиерей Владислав Цыпин; наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов); благочинный церквей Преображенского округа Москвы протоиерей Леонид Ролдугин; секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов ; преподаватель Санкт-Петербургской Духовной семинарии протоиерей Георгий Митрофанов и доцент Московской Духовной академии протоиерей Максим Козлов.

http://pravoslavie.ru/9808.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010