Не удалось извлечь искомое из базы (((

Совершаются крестные ходы — как к местам служения новомучеников, так и к местам массовых захоронений жертв репрессий, среди которых есть священнослужители и миряне, а среди них и те, кто прославлен Церковью. Там также устанавливаются поклонные кресты. К этим местам совершаются и паломничества. В этом отношении общецерковное значение имеет Бутовский полигон, где погребены многие новомученики. В определенные дни совершаются панихиды по всем невинно пострадавшим, например, в день памяти жертв политических репрессий, 30 октября, когда в храмах епархий совершаются панихиды по невинно убиенным в годы гонений, а за Литургией возносятся о упокоении их душ особые прошения. После богослужения произносятся проповеди, в которых разъясняется содержание и значение подвига новомучеников. Одним из удачных нововведений можно назвать установление билбордов с изображениями новомучеников и с цитатами из их творений. Только три епархии сообщили, что они пользуются этим методом просвещения населения. Наиболее успешен опыт города Старый Оскол в Белгородской митрополии. В этом году в подавляющем большинстве епархий прошли также конференции, посвященные теме " 1917-2017: уроки столетия " , в которых приняли участие представители властных структур и работники сферы образования. В докладах говорилось о новомучениках и исповедниках как известных общецерковно, так и служивших или пострадавших в конкретном регионе. Были опубликованы буклеты с описанием жизни и подвига новомучеников, которые раздаются участникам мероприятий. В Московской епархии совместно с подмосковным Министерством образования была издана книга " Подвиг новомучеников и исповедников земли Подмосковной " для бесплатной раздачи школьникам. Во многих епархиях устраиваются выставки, посвященные подвигу новомучеников. Некоторые экспозиции — передвижные, что позволяет демонстрировать их на многих приходах, в зданиях школ и библиотек. Устраиваются книжные выставки. На регулярной основе священниками проводятся беседы с педагогами общеобразовательных школ, колледжей, профессиональных лицеев по теме " новомученики и исповедники " , устраиваются конференции педагогических работников и руководителей общеобразовательных школ и детских дошкольных учреждений. В воскресных школах регулярно проводятся уроки, посвященные памяти новомучеников. В некоторых епархиях уже созданы музеи новомучеников.

http://patriarchia.ru/db/text/5062955.ht...

Как только 90-е годы в массовом сознании были замазаны ровным слоем черной краски, под этим слоем оказались и главные темы перестроечных журналов – репрессии, ГУЛАГ, депортация народов, уничтожение крестьянства, Лубянка, «ежовщина», «10 лет без права переписки»… Теперь показывают телесериалы «Сталин. Live » и «Звезда эпохи», в которых изображается клюквенный, игрушечный Сталин, словно пародирующий свой прототип. Как только риторика властей стала державной и патриотичной, обслуживающие власть историки и публицисты стали «пиарить» фальсифицированную линию преемства между Российской Империей и Советским Союзом Сталина, а его прямой наследницей выставлять нынешнюю Россию, забывая, что никакой преемственности между православной Империей и богоборческим Советским Союзом быть не может. Все, что сохранилось от «той» России, сохранилось не благодаря, а вопреки новым хозяевам страны. Естественное и прекрасное желание гордиться историей своей страны трансформируется в беспочвенную, болезненную гордость – «плохонькое, зато свое». Сталин «свой» – и этим оправдывают его деяния. Однако как можно считать сильным правителя, который из страха перед собственным народом физически истребил миллионы людей? Как можно гордиться человеком, при котором за Христа пострадали десятки тысяч мучеников? Сегодня слово « новомученики » понятно только воцерковленным христианам, да и то не всем. Церковная история XX века – неизвестна современным школьникам и студентам в той же степени, как и их родителям. А ведь без этой истории – без подвига новомучеников, без исповедничества священнослужителей и мирян, без ежедневной жертвенности тайных монахов и священников, без мужества бабушек, прятавших по домам святыни – не было бы ни краха коммунизма, ни церковного возрождения 90-х, ни объединения с Зарубежной Церковью. Случается, что родители крещаемых расстраиваются, когда священники нарекают детей именами «неизвестных» святых. Бутовский полигон не входит в обязательную карту паломника по московским святым местам. А ведь если бы народное почитание новомучеников пришло в некоторое соответствие с масштабом их подвига, камертон общественной совести стал бы более чувствительным к фальши, и возвеличивание Сталина с духовной и нравственной точки зрения стало бы невозможным. Если бы писатели писали большие романы не только о христианах, спасавших евреев от Холокоста, но и о подвигах православных христиан в страшные для нашей страны годы. Если бы режиссеры снимали не кичевые мелодрамы о войне, а просто честное кино о судьбах пострадавших за веру и идеалы царской России в прошедшем столетии.

http://pravmir.ru/na-smert-tirana/

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

До этого докторская диссертация о. Дамаскина (Орловского) " Слава и трагедия русской агиографии " в ступор меня повергла, не привыкну никак к " новым научным подходам " . Попробую объяснить. Массовая канонизация новомучеников и исповедников в МП 23 года назад казалась какой-то важнейшей вехой, а оказалась вроде этих " тысячи дней на камне " , неработающим символом. И это всё, что нужно знать про " научный подход " к канонизации. До революции народное почитание и чудеса на могиле были основанием для канонизации, а если только на протоколы допросов опираться, то таких дров можно наломать - не разгребёшь. Самый научный подход - " Мартиролог Гомельской епархии 1917-1953 " А.В. Слесарева, где все перечислены: и канонизированные МП, и неканонизированные оставшиеся, и ушедшие направо-налево, и даже отрекшиеся от сана и всё равно репресированные. Ровно такой же подход, как в мартирологах " Покаяния " М.Б. Рогачёва, точнее, там все репрессированные независимо от вероисповедания, как и было, как в тех же бутовских рвах лежат. Канонизировать на основании протоколов, которые даже не все члены Комиссии в руках держали, а только один или некоторые, полностью отстранившись от народного почитания - это субъективизм иили бюрократия, вот и всё. А сказки про преподобного Серафима с медведем - это народное творчество, и где тут золотая середина - вопрос, по-моему, сугубо личный, по вере вашей да будет вам, и что сойдёт с рук простецам, не сойдёт книжникам и фарисеям. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 3. Много мыслей осталось не вслух... Ощущение, что в статье лишь отдельные мысли " прорвались " вслух, а прочие остались у автора - потому статья не воспринимается как связный текст. Часто не очень понятно, о чём вообще автор хочет сказать. А что касается медведя у преп. Серафима, и стояния преподобного на камне - так уж точно летописи сщмч. Серафима Чичагова я поверю более, чем досужим исследованиям ради докладов на конференциях.

http://ruskline.ru/opp/2023/08/03/krizis...

— Что может и должно сделать общество, в частности, церковная общественность, власти, СМИ, чтобы все встало на свои места? — Несомненно, в Бутове необходимо создать музей памяти, мы об этом говорим и пытаемся этот вопрос решать. Ведь нужно, чтобы мы знали и помнили об этой странице нашей истории, но в то же время нельзя допустить превращения подобных мест в туристические объекты, куда станут заезжать туристы и где будут палатки с сувенирами. Как-то на полигоне работала группа волонтеров из общества «Мемориал», часть из них — члены немецкой организации «Акция искупления». И одна девушка из Германии сказала, что здесь обстановка иная, чем в Освенциме. Концлагерь Освенцим превратился в один из туристических объектов — а это страшно, так не должно быть! Подобные места должны оставаться местами памяти, светлой памяти, где можно подумать и  помолиться. — Полезно ли задавать себе вопрос: а выдержал бы я такое испытание? — Если мы порой не в силах пройти достойно мимо киоска с мороженым в постный день, то о каких подвигах может быть речь?! Для многих, кто пострадал в те годы, это оказалось непросто; это было действительно страшным мучением, — и не только и не столько физическим, сколько моральным. Как я уже сказал, на Бутовском полигоне расстреляны самые разные люди: и простые рабочие, крестьяне, и интеллигенция, священники. Многие убитые здесь даже не понимали — за что? почему? Ощущение абсурда и бессмыслицы — мучительно. Тем, кто понимал, в чем дело, — священникам, интеллигенции — было тоже тяжело. Каково осознавать, что на воле остались твои близкие — семья, духовные чада?! Как им теперь жить? Останутся ли они верными Богу? А что если их начнут травить, преследовать? Многие боялись смерти. Это не было бравадой: пойдем умрем за веру. Люди реально испытывали страх и ужас. Сохранилось жизнеописание одного высокопоставленного духовного лица; этот человек еще в юности принял постриг, то есть всю жизнь сознательно готовился к смерти, старательно исполнял монашеские обеты, строгий пост, воздержание, молитву. Когда он был поставлен перед фактом расстрела, ему вынесли смертный приговор, он оставил дневниковую запись, признался, что был не готов к смерти, что он ее боялся. Значит — вся жизнь прожита зря, нет плодов?.. Это было страшное разочарование...

http://foma.ru/proshloe-kotoroe-nado-vor...

Участники дискуссии поддержали идеи социальной ответственности. Силами активных верующих людей ведутся работы по созданию общероссийского места памяти на месте захоронений жертв массового террора на Бутовском полигоне под Москвой. Директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» И.В. Гарькавый рассказал о проекте создания Общероссийского мемориального музея подвига и исповедничества в ХХ веке «Русская Голгофа». И.В. Гарькавый подчеркнул, что такого проекта, реализуемого на федеральном уровне, еще нет. Есть отдельные инициативы епархий, но все они достаточно разрозненные. А нужна единая площадка, которая объединит все данные в интернет-пространстве. Исследователь отметил, как важно искать новые формы для почитания святых. Тех людей, которые могли бы что-то рассказать о подвиге пострадавших во время сталинских репрессий, практически не осталось. Но еще можно услышать очевидцев хрущевских гонений. Нужно уделить внимание людям той эпохи, записывать интервью, поддерживать проекты семейной памяти, чтобы внуки и правнуки общались со своими бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками и мы могли что-то передать следующему поколению. Это нужно делать в ближайшее время, так как, по мнению историков, народная память живет всего 90 лет. «Мы сейчас приблизились к тому порогу, когда народная память может умереть, и если мы не предадим новому поколению визуальные символы, не сохраним историю народа в видимых и осязаемых предметах, то наступит полное забвение новомучеников», — заявил И.В. Гарькавый. По итогам этого выступления состоялась большая дискуссия об организации «Бессмертных полков» на территории России и за ее пределами. Прозвучало мнение, что акция существует как форма проявления гражданского долга, явного секуляризма и желания явить миру новых героев. Однако Русской Православной Церкви нужно активнее говорить о своих героях, которые послужили и земному отечеству. Было предложено принимать участие в шествии «Бессмертного полка» с фотографиями новомучеников, в дни памяти жертв политических репрессий или в дни чествования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской организовывать крестные ходы, в которых верующие будут нести не только иконы, но и фотографии святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5489544.ht...

Те же самые большевики, военные, были на стороне режима, но вдруг все оборачивалось против них, и их мордовали, мучили. Были репрессированы и большевики-атеисты, расстреливали и мусульман, иудеев и других. Одним словом, это место, где покоятся представители разных религий и неверующие люди. И сейчас на эти могилы приходят их родственники — также совершенно разные люди. Собираясь здесь для того, чтобы почтить память убиенных, мы понимаем: мы все братья. Именно здесь мы чувствуем подлинное единство — кровь наших дедов и прадедов удивительным образом нас объединяет. И найти общий язык с религиозным иудеем или представителем другой религии и национальности, который пришел сюда почтить память отца или матери, оказывается очень просто. У нас общая история, общая трагедия. — Что может и должно сделать общество, в частности, церковная общественность, власти, СМИ, чтобы все встало на свои места? — Несомненно, в Бутове необходимо создать музей памяти, мы об этом говорим и пытаемся этот вопрос решать. Ведь нужно, чтобы мы знали и помнили об этой странице нашей истории, но в то же время нельзя допустить превращения подобных мест в туристические объекты, куда станут заезжать туристы и где будут палатки с сувенирами. Как-то на полигоне работала группа волонтеров из общества «Мемориал», часть из них — члены немецкой организации «Акция искупления». И одна девушка из Германии сказала, что здесь обстановка иная, чем в Освенциме. Концлагерь Освенцим превратился в один из туристических объектов — а это страшно, так не должно быть! Подобные места должны оставаться местами памяти, светлой памяти, где можно подумать и помолиться. — Полезно ли задавать себе вопрос: а выдержал бы я такое испытание? — Если мы порой не в силах пройти достойно мимо киоска с мороженым в постный день, то о каких подвигах может быть речь?! Для многих, кто пострадал в те годы, это оказалось непросто. Это было действительно страшным мучением. И не только и не столько физическим, сколько моральным. Как я уже сказал, на Бутовском полигоне расстреляны самые разные люди: и простые рабочие, крестьяне, и интеллигенция, священники.

http://patriarchia.ru/db/text/6026676.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010