Что касается статистики, то по данным 1900, 1903, 1905, 1908 и 1910 гг. число православных сербов карловецкой митрополии колеблется между 1.045,550 и 1.176,230 человек. Именно, венгерская статистика в 1900 г. насчиты­вала в Венгрии сербов 1.045,550 душ, а в 1903 г. 1.079,000 5 . По „шематизму“ (календарю) восточно-право­славной сербской митрополии карловецкой за 1900 г., в карловецкой архиепископии душ мужского и женского пола 173,011, в бачской епархии 135,504, в будимской – 18,584, в вершецкой – 133,375, в горне-карловецкой – 333,830, в пакрацкой – 124,564 и в темишварской 144,000, а всего 1.062,868 6 . Проф. Л. Нидерле в 1903 г. насчитывал сер­бов в Венгрии 1.052,180, проф. Флоринский, принимая во внимание естественный ежегодный прирост населения, пола­гал в Венгрии в 1907 г. 1.127,895 сербов 7 . Матвей Косовац в официальном издании „Српска православна мumponoлuja карловачка по податцима од 1905 годные. У Карловцима, 1910“ исчислил сербов митрополии в коли­честве 1.176.230 душ, в частности в карловецкой архи­епископии 199,972, в бачской епархии 146,965, в будимской 23,388, в вершецкой 139,410, в горне-карловецкой 870,546, в пакрацкой 138,475 и в темишварской 154,157, сверх того в монастырских приходах 3,317, откуда и получи­лась вышесказанная сумма 1.176,230 человек. Но по „Ка­лендарю Матице српске за годину 1908“ число душ в карловецкой митрополии 1.060,217: в архиепископии карло­вецкой 186,198, в епархии бачкой 38,344. в будимской 22,350, в вершецкой 135,000, в горне-карловецкой 293,961, в пакрацкой 136,364 к в темишварской 184,000 8 . У Нидерле напечатаны следующие, полученные академиком И. В. Ягичем от статистического отделения патриаршей карловецкой канцелярии, вычисления относительно право­славных сербов Венгрии и Хорватии-Славонии (по данным 1905 года): 1. Архиепископия карловецкая. а) протопресвитериат 9 карлопецкий . . . . . . 46,628 б) протопресвитериат митровнцкий . . . . . . 55,572 в) протопресвитериат земунский. . . . . . . 48,868 г) протопресвитериат вуковарский .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

находился видный церковный канонист еп. Георгий ( Летич; впосл. епископ Банатский), который в 1907 г. реформировал систему церковных школ в епархии и во всей Карловацкой митрополии. По итогам первой мировой войны (1914-1918) территория Темишварской епархии была разделена между 3 гос-вами - Венгрией, Королевством сербов, хорватов и словенцев и Р. Три общины, оказавшиеся в Венгрии, вошли в состав Будимской епархии СПЦ. Однако примерно равное деление общин между Королевством сербов, хорватов и словенцев (36) и Р. (40) не соответствовало разделению серб. паствы бывш. Темишварской епархии по численности: 80% паствы оказалось на территории Королевства сербов, хорватов и словенцев и только 10% - на территории Р. Т. о. появились 2 Темишварские епархии СПЦ: одна действовала на территории Р. с сохранением кафедры в г. Тимишоара, а 2-я - в Королевстве сербов, хорватов и словенцев, где кафедрой был определен г. Велика-Кикинда (ныне Кикинда, Сербия). По решению еп. Вршацкого Гавриила (Змеяновича) от 7(20) дек. 1919 г. 14 серб. общин и 3 мон-ря (Базиаш, Златица и разрушенный Кусич), находившиеся на территории Р., из состава Вршацкой епархии были переданы румын. Темишварской епархии. Согласно Уставу СПЦ, принятому в 1931 г., часть Темишварской епархии, находившаяся на территории Королевства Югославия, была объединена с Вршацкой епархией в единую Банатскую епархию с кафедрой в г. Вршац. Еп. Георгий (Летич) после первой мировой войны продолжал управление Темишварской епархией из Велика-Кикинды и потом возглавил Банатскую кафедру. Темишварской епархией, действовавшей на территории Р., после окончания первой мировой войны управляли только администраторы: еп. Бачский Ириней ( Чирич; в 1935-1952; в годы второй мировой войны епархией фактически управлял прот. Слободан Костич), еп. Банатский Виссарион ( Костич; в 1952-1979), еп. Браничевский Хризостом (Войинович; в 1979-1980) и еп. Шумадийский Савва ( Вукович; в 1980-1996). Согласно переписи населения 2002 г., в Р. проживало более 22 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

16) Самуил Маширевич. Не желая, чтобы преемник Иосифа носил титул патриарха и в то же время находясь в 1862 г. не в таком положении, чтобы раздражать сербов отказом, правительство извернулось тем, что на время назначило администратора патриархии, а в 1861 г., когда улучшило свои дела, приказало избрать митрополита, в каковые и выбран был Самуил Маширевич, управлявший кафедрой в продолжение 7 лет и умерший в прошлом 1870 году. После него до настоящего времени кафедра остается вакантною. Сколько было епископских кафедр у венгерских или австрийских сербов перед прибытием в Австрию патр. Арсения Черноевича, как уже мы говорили выше, положительным образом остается неизвестным. Императорским указом от 1 марта 1695 г. было постановлено, что на будущее время диоцез сербо-австрийской православной архиепископии имеет состоять из следующих 7 епархий, не считая собственной епархии архиепископа: 1) иенопольско-(арадско)-темешварской, 2) карлштадтской и аринопольской, 3) будимской или офенской и стольно-белградской, 4) шегединско-бачской, 5) могачской и сигетской, 6) вершецкой и 7) великоварадской и егерской 350 .  Перемены относительно числа епархий, происходившие после 1695 г., были следующие: 1) вскоре после 1695 г. была вновь замещена остававшаяся в сем последнем году праздною и предполагавшаяся было правительством к упразднению епархия вараждинская или кроатская; 2) перед 1707 г. была закрыта епархия великоварадская и егарская, быв разделена между епархиями иенопольской и шегединской; 3) в 1708–10 г. была открыта епархия пакрачская, ставшая продолжением прежней епархии пожегской; 4) в 1713 г. была открыта епархия костайничская, быв отделена от епархии карлштадтской; 5) в 1722 г. епархия иенопольско-арадско-темешварская была разделена на две: арадско-иенопольскую и темешварскую; 6) после 1731 г. была закрыта епархия могачско-сигетская, быв присоединена к епархии будимской; 7) после 1749 г. была закрыта епархия вараждинская или кроатская; 8) в 1771 была закрыта епархия костайничская; 9) в 1783 г. подчинены были правительством ведению архиепископа сербского трансильванская и буковинская епархии-германштадтская и радауцкая или черновицкая; 10) в 1815 г. с присоединением к Австрии далматинских владений бывшей республики венецианской поступила в ведение архиепископа епархия, далматинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЛЯРИЧ [серб. Гаврило (1842, Эстергом (Гран), Венгрия - 13.01.1906, Мохач, там же), свящ., преподаватель Закона Божия, проф. серб. церковного пения. Закончил 7 классов гимназии, Богословский фак-т в Сремски-Карловци, один курс юридического фак-та Белградского ун-та. Рукоположен во диакона в 1868 г., во иерея - в 1869 г., в сан протоиерея возведен в г. Сараево в 1893 г. митр. Дабро-Босанским Георгием (Николаевичем) . Был членом консистории Будимской епархии, учителем Закона Божия в Кечкемете, затем в гимназии в Сараеве. Преподавал правосл. серб. церковное пение в учительской семинарии в Сараеве (Релево). В 1894 г. избран окружным протопресвитером в Мохаче. Был известен как проповедник, тексты его проповедей печатались в богословских журналах. С целью сохранить традиц. серб. церковное пение делал его нотные записи, к-рые публиковал совместно с Николо Тайшановичем. 1-я книга этого издания посвящена барону Федору Николичу из Рудны, старосте церковной общины в Пеште. 2-я книга не имеет посвящения, однако авторы выражают свою благодарность за оказанную помощь Петру Петровичу, сараевскому жителю и старосте церковной общины. Собрание сделанных Б. записей греч. напевов исчезло в Сараеве во время первой мировой войны. Муз. соч.: Мелография: Српско православно njehuje по карловачком старом начину. 1. Св. 1: [Лumyprujcke песме]; Св. 2: Ирмоси; Св. 3: [Из општег nojahja]; Св. 4: Уз часни пост, О Васкрсу и празницима; Св. 5: Cjeдaлhu и noлujeлejhu. Capajebo, 1887; 2: Св. 1-8: Октоих; Св. 9: [Из општег nojahja]; Св. 10: Beлuчahja и две kamabacuje. Capajebo, 1891. Соч.: Предговор: (Ucmopuja српског nojahja)//Српско православно njehuje. Сараево, 1891. 2: Октоих. С. I-VIII; Мала kamabacuja (пиказ Т. вила. Сараево, 1893. Т. 8. Св. 18. С. 275-276; Св. 19. С. 293-294. Лит.: J. П. Српско православно njehuje по карловачком старом начину//Босанска вила. Сараево, 1887. Т. 2. Св. 13. С. 206-207; Д. Српско православно njehuje//Там же. 1892. Т. 7. Св. 15. С. 236-237. Д. С. Петрович Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149725.html

Известна епископия в Гидрунте (в Калабрии, или Великой Греции). 264 Кроме митрополий, непосредственно подчиненных константинопольскому патриарху, в пределах турецкой империи были митрополии, или архиепископии, так называемые автокефальные, т. е., не зависевшие от патриарха ни во внешнем, ни во внутреннем управлении, Таковы митрополии: 1. Ахридская, в Болгарии 265 ; митрополит по древним постановлениям императоров 266 и канонам соборов, имел αυτοκεφλιαν и назывался патриархом; в 15 и 16 веках он большей частью назывался архиепископом 267 ; кафедра и местопребывание его в Ахриде. Патриарху ахридскому подчинено было 18 епархий, из коих 7 митрополий и 11 епископий 268 . Митрополии следующие: касторийская, пелагонийская, водинская, селасфорская, белоградская и канинская, струмницкая (тивериапольская) и гребенская. Из епископий известны: сиханийская, мегленская и молихская, дебрьская и преснинская, кичавская и горская 269 . 2. Пеккская, в Сербии, была весьма обширна и заключала в себе епархии частью в турецкой империи, частью в австрийских владениях 270 ; это разделение митрополии обозначить трудно: оно постоянно изменялось по мере того, как в следствие постоянных войн между оттоманской портой и австрийскою империей изменялись границы этих государств. Народонаселение пеккской митрополии, как и ахридской, было славянское. Митрополия имела 18 епископий 271 ; из них в конце 17 стол. 12-ть находились в пределах оттоманской порты, а 6-ть в австрийских владениях. Епископии эти следующие: А) в турецких владениях: скопионская, призренская, ерсекская, рашковская, старовлахийская, боснисерайская, белоградская, темешварская, валиовская, самаковская, кестелыгицкая, нисская, себешская; Б) в австрийских владениях: будимская, карловачская, бачская, ековская, липовская и посегская 272 . 3. Молдовлахийская, в Молдавии; титул митрополита: молдовлахийский и экзарх плагинский; кафедра в Сочаве (Στζαβα, Sotzawa), в последствии в Яссах. Митрополии подчинено три епископии в городах: Романе, Радауцах и Хуши 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1815 г. число епархий оставалось одним и тем же до 1864 г., и как видно из предыдущего, оно было следующее: 11) арадская, 2) темешварская, 3) карлштадтская, 4) будимская, 5) щегединская, 6) вершецкая, 7) пакрачская, 8) германштадтская, 9) буковинская и 10) далматинская. Об епархиях арадской – вершецкой и германштадтской с буковинскою говорено было выше, и остается прибавить только, что резиденция будимского епископа не в г. Будиме или Офене, а в местечке Сент-Андре, а резиденция карлштадтского епископа не в г. Карлштадте, а в Плашках, бедной деревне, находящейся от Карлштадта в 7 часах. По штату 1777 г. в существовавших тогда епархиях положено было протопопий: 1) в карловицкой шесть: 1) Карловец, 2) Земун, 3) Митровица, 4) Шид, 5) Вуковар, 6) Дааль; 2) в темешварской десять: 1) Темешвар, 2) Чаковар, 3) Шебель, 4) Кикинда, 5) Чанад, 6) Липпово, 7) Хасиаш, 8) Фашет, 9) Бечкерек, 10) Панчова; 3) в вершецкой шесть: 1) Вершец, 2) Уйпаланк, 3) Варадия, 4) Лугош, 5) Караншебеш, 6) Мехадиа; 4) в арадской четырнадцать: 1) Арад, 2) Вилагош, 3) Заран, 4) Бутчен, 5) Тотварадиа, 6) Борошенö, 7) Великий Варад, 8) Белленош, 9) Мезеад, 10) Пат-Мезеö, 11) Пештеш, 12) Беел, 13) Лунка, 14) Халмач; 5) в будимской две: 1) Будим, 2) Могач; 6) в бачской четыре: 1) Новый Сад, 2) Зомбор, 3) Сегедин, 4) Шабля; 7) в пакрачской девять: 1) Дарувар, 2) Пакрац, 3) Трещановси, 4) Брачевце, 3) Борово, 6) Градишка, 7) Северин, 8) Пааусинац, 9) Нарта; 8) в карлштадтской девять: 1) Лики, 2) Горбавия, 3) Кореница, 4) Валлич, 5) Плашки, 6) Пудацки, 7) Кирин, 8) Глипа, 9) Костайница (приложение к Регуламенту 1777 г. Б.; в самой большой епархии арадской 481 приход, в самой меньшей будимской 48 приходов, в остальных от двух сот до полусотни, ibid.). По сведениям, сообщаемым г. Павловичем (Slavonien II, 71), которые относятся к 1811–1817 годам и новее которых мы не имеем, жителей и священников в епархиях было: – карловицкой 148,945 ж., 202 свящ. – темешварской 386,690 ж., 543 свящ. – вершецкой 251,586 ж., 264 свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Виктор Орбан удостоен высшей награды Сербской Православной Церкви Будапешт, 5 сентября 2022 г. Сербский Патриарх Порфирий 5 сентября в резиденции правительства в Будапеште вручил премьер-министру Венгрии Виктору Орбану высшую награду Сербской Церкви – орден Святого Саввы I степени.      Как сказано в решении Священного Архиерейского Синода, венгерский политик удостоен высшей церковной награды в знак благодарности за продвижение традиционных христианских ценностей, за самоотверженную поддержку епархии Сербской Православной Церкви и за исключительный личный вклад в укрепление дружбы между двумя соседними народами. В церемонии приняли участие епископы Бачский Ириней и Будимский Лукиан, по предложению которого и была присуждена высокая награда. На вручении награды Патриарх Порфирий обратился к Виктору Орбану с речью, в которой подчеркнул важность позиции полититка по фундаментальным вопросам общественной жизни. «Все мы знаем, – сказал Патриарх, – что каждый человек и каждое сообщество живет в соответствии со своей собственной системой ценностей. С помощью этих ценностей они организуют частную, общественную и культурную жизнь, формируют общественную нравственность, устанавливают приоритеты и нормы, выстраивают отношения с другими и другими, словом, строят и взращивают свою подлинную идентичность. Однако сегодня мы сталкиваемся с волнами новых систем ценностей, которые часто агрессивно навязываются глобально с целью разрушить любой существующий природный и цивилизационный порядок, установить новую парадигму. В этом вихре намерение состоит в том, чтобы разрушить основы и столпы идентичности людей и сообществ, сделать все относительным, хрупким и текучим. Вы, с другой стороны, поддерживаете христианскую систему ценностей, проистекающую из Евангелия, которое установил Бог. Это ценности, которые создали как венгерский, так и сербский народы, ценности, которые создали Европу такой, какой мы знали ее до вчерашнего дня, в какой мы жили до вчерашнего дня. В этом мы одинаковы; между нами нет разницы.

http://pravoslavie.ru/148086.html

Значение лит. творчества и личности Г. было преувеличено в работах 60-70-х гг. XX в., в эпоху увлечения исследователей национальными и региональными вариантами барокко как лит. стиля, прежде всего в мистификаторских по своей сути сочинениях и публикациях серб. писателя и литературоведа М. Павича, необоснованно превратившего этого позднесредневек. книжника в отца и родоначальника новой (барочной) серб. лит-ры, церковного поэта и драматурга. Тексты, изданные Павичем как оригинальные сочинения Г., представляют собой переводы и переработки памятников, традиц. для средневек. правосл. слав. лит-ры и приписываемых известным ранним авторам (напр., названная им «первая сербская драма» является переводом Слова на Благовещение, приписываемого в слав. традиции св. Иоанну Дамаскину, содержащего рубрицированные диалоги арх. Гавриила, Богоматери и Иосифа). Мифотворческие измышления Павича подверглись разбору и серьезной критике в работах Й. Деретича, Ч. Миловановича и Дж. Трифуновича. Г. активно занимался перепиской и иллюминацией церковных богослужебных книг. Известно свыше 20 рукописей, переписанных им в 1711-1747 гг. Большинство этих книг находится в собрании архива Сербской академии наук и искусств (САНУ) в Белграде (см.: Каталог рукописа и старих штампаних Зб. Српске Akaдeмuje. Београд, 1901. 31/140, 71/13, 77/134, 78/132, 84/270, 89/146, 92/267, 93/268, 94/271, 95/135, 96/133, 97/136, 98/272, 99/139, 100/269, 101/137), 7 служебных Миней из годового комплекта 1-й четв. XVIII в.- в б-ке Будимской епархии Сербской Православной Церкви в Сентендре (Венгрия) ( Синдик Н. Р. , М. , Мано-Зиси К. Опис рукописа и старих штампаних б-ке Српске правосл. enapxuje Будимске у Cehmahдpeju. Београд; Нови Сад, 1991. С. 4, 109-118, 120-121, 250-259, 267-270, 368; 71-76, 78), Служебник 1711-1716 гг.- в РГБ. Ф. 256. 401 ( Востоков А. Х. Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 606-607), Акафистник погиб в 1941 г. вместе с собранием Народной б-ки Сербии в Белграде. В переписываемых богослужебных книгах Г. использовал, за исключением послесловий, церковнослав. язык серб. извода преимущественно с одноеровой (ъ) орфографией и массовыми примерами серб. вокализации. Г. следует традициям рачанского центра книгописания сер.- 2-й пол. XVII в. ( Синдик Н. Р. , М. , Мано-Зиси К. С. 109; Шкори К. С. 11-34), использует полуустав и в колофонах и маргиналиях - курсив с обилием лигатур. В качестве иллюминатора он традиционен, часто помещает копии сюжетных гравюр и заставок из серб. изданий XVI в., прежде всего венецианской типографии Вуковичей.

http://pravenc.ru/text/161317.html

Недостаток священников, кроме будимской епархии, замечается ещё в епархиях пакрачской и горно-карловицкой. В пакрачской епархии по отчёту епархиальной консистории к 1 января 1900 г. было 36 приходских мест без священников. В горно-карловицкой епархии не лучше того 995 . Где причины этого прискорбного явления? Указывают на слишком большие требования, предъявляемые к кандидатам священства, вследствие чего немного находится охотников поступать в духовное звание, на неустройство священнического материального положения, постоянные задержки священнической платы. Да и одной семинарии недостаточно. Сами священники указывают на настоятельную потребность основать по крайней мере ещё одну семинарию в Пакраце или Платком, хотя бы с низшей подготовкой для сельских приходов 996 . Карловицкая семинария с высшей подготовкой 997 могла бы давать кандидатов священства для епархий сремско-карловицкой, бачской, темишварской и вершецкой, а другая – для будимской, пакрачской и горно-карловицкой 998 . Как видно из 11-го отчёта о состоянии православно-серб- —368— ского богословского училища (семинарии) в Карловцах за 1899–1900 учебный год, в семинарии состояло 11 преподавателей и 83 ученика, именно – в I классе 30, в II – 15, в III – 18 и в IV – 20. По епархиям – из архиепископии было 34 воспитанника, из бачской епархии 22, темишварской 10, горнокарловицкой 8, вершецкой 5, пакрачской 2 и будимской 2. Стипендиатов было 57. На стипендии и различные пособия ученикам израсходовано 15585 корон (франков) и кроме того значительная сумма – на пособия и лечение больных – из общества св. Иоанна Милостивого. Есть особый фонд для выдачи наград за письменные работы. К концу 1899–1900 года его было 535 кор. Награждены два сочинения по два дуката, а шесть получили похвальные отзывы. К экзаменам допущены были 76 учеников, выдержали экзамен 60. 13-го июня после молебствия розданы были ученикам свидетельства об успехах. – В 1900–1901 учебном году занятия начались 23 августа. В первый класс поступило 39; в том числе из архиепископии 12, из бачской епархии 9, темишварской 6, вершецкой 2, будимской 1, горно-карловицкой 7 и пакрачской 2, а всего в четырёх классах 89 слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Настолонование нового Будимского епископа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Православие.Ru Настолонование нового Будимского епископа 15 сентября 2002 г., в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Сентандрее (Венгрия) состоялось настолонование преосвященного Лукиана (Пантелича) на Будимскую кафедру. Преосвященный Лукиан По сообщению информационной службы СПЦ, 15 сентября 2002 г., в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Сентандрее (Венгрия) состоялось торжественное настолонование преосвященного Лукиана (Пантелича) на Будимскую кафедру. Настолонавание совершено епископом Банатским Хризостомом. Вдадыка Лукиан родился в 1950 г. в Моле (Бачская епархия). По окончании гимназии учился на юридическом факультете Белградского университета, а затем на Богословском факультете СПЦ, который закончил в 1980 г. В 1979 г. в монастыре Дивостине принял монашеский постриг и был рукоположен епископом Шумадийским Саввой в сан иеродиакона, а затем иеромонаха. В 1984 г. решением Архиерейского Собора назначен викарным епископом Моравичским, а в 1985 г. получил назначение на Славонскую кафедру. Во время распада Югославии разделил судьбу своей паствы. Славонская епархия оказалась на территории Хорватии. До начала военных действий добивался возвращения отобранного ранее у Сербской Церкви имущества. Ревностно боролся за людские, религиозные и национальные права сербов в Хорватии, свидетельствуя о происходящем геноциде сербского населения перед мировой общественностью. За свою активную деятельность в октябре 1991 г. был арестован вместе с 20 священниками СПЦ хорватскими властями. Был освобожден под давлением международной общественности. Преосвященный Лукиан явился свидетелем культурной трагедии сербского народа на территории Хорватии. Хорватами была уничтожена епархиальной библиотеки в Пакраце. В этой одной из самых дорогих сербских библиотек находились рукописи XVI, XVII и XVIII вв. Были уничтожены кафедральный собор Святой Троицы, епархиальное управление (1732г.) и епархиальная ризница. Владыка Лукиан покинул вверенную ему епархию вместе с последними сербскими беженцами после падения Западной Славонии в результате военной операции хорватской армии. Решением Архиерейского Собора СПЦ назначен администратором Темишоарской епархии (территория Румынии), а в 2002 г. избран на вдовствующую после смерти епископа Даниила (Кстича) Будимскую епрахию. Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010