А каковы прогнозы на возврат Церкви ее былых земельных владений? Как полагает Александр Бугаевский, «большую часть землевладений вернуть уже невозможно, особенно в городах: многие участки застроены жильем, часто много этажными домами, различными объектами социального назначения. Огромное количество храмов и монастырей просто перестали существовать. Выходом здесь может быть обращение к властям с прось — бой не застраивать свободные участки земли, примыкающие к храмам или монастырям, а передавать их церковным общинам. Но даже если такая практика будет принята, Церкви вернется менее десяти процентов прежних земель». Архимандрит Иоанн: «В XVI-XVII веках Ипатиевский монастырь был четвертым в России по величине принадлежавших ему земельных наделов. Во время секуляризации церковного имущества XVIII века большая часть земель перешла государству. Сегодня мы прекрасно понимаем, что и те угодья, которыми владел монастырь перед революцией, не вернуть: в XX веке Ипатиевская слобода активно застраивалась жилыми домами. Но сейчас мы ведем переговоры с администрацией области о передаче 10 гектаров земли, примыкающих к монастырю и не застроенных. Этот участок мы будем использовать для дальнейшего развития обители: там будет устроен скит, духовно — просветительский центр , небольшое подсобное хозяйство. Я уверен, что этот вопрос решится положительно» . А что делать, если тот или иной объект, принадлежавший Церкви, за послереволюционные годы перешел в частные руки? Можно ли его вернуть? Здесь эксперты настроены гораздо менее оптимистично. Александр Бугаевский: «С точки зрения законодательства это абсолютно тупиковая ситуация. Вернуть Церкви объекты, ставшие частной собственностью во время обвальной приватизации девяностых годов, почти невозможно. Есть, пожалуй, только один способ: сделать так, как поступило московское правительство с домом причта храма Софии Премудрости Божией на Софийской набережной. В девяностые годы здание купила нефтяная компания. Когда же встал вопрос о передаче его Церкви, власти Москвы нашли другое здание и просто обменяли его на дом причта. Однако с точки зрения закона это не очень очевидная процедура: обмен частной собственности на государственную или муниципальную запрещен. Так что можно полагаться лишь на добрую волю властей».

http://pravmir.ru/otdast-li-gosudarstvo-...

П. Гурьянова для домовой церкви Мраморного дворца (1902, частное собрание; «И по плодам узнается древо». 2003. Кат. 67. С. 564-570). В рус. подлинниках П. А. описывают нагим, с бородой до пояса, с препоясанием «листвием с багрова», смотрящим на прп. Онуфрия ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 106); в иллюстративной части он представлен обнаженным, без препоясания, руки сложены перед грудью (Там же. С. 166). В Ерминии (1730-1733) в главе о преподобных и отшельниках о П. А. говорится как о старце, нагом, с бородой до колен, с крестом в руке, на свитке текст о монашеском подвиге (Ерминия ДФ. § 13. 53). В сводном подлиннике палехской редакции нач. XVIII в. (по списку Г. Д. Филимонова) упоминается его нагота, но с пояснением - «обросл власы», с отсылкой к житийному тексту о зарастании его тела волосами по подобию зверя (волосы на голове должны быть ниже колен, борода так же), т. е. по подобию прп. Онуфрия ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 366); эти рекомендации сохраняли силу и в Новое время ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 314). Чудо о военачальнике Петре свт. Николая Чудотворца и св. Симеона Богоприимца Или «Чудо свт. Николая Чудотворца о схоларии (начальнике схолы) Петре, принявшем постриг в Риме», известно по визант. рукописям Энкомия свт. Николаю ( Бугаевский А. В. «Обратясь к визант. источникам...»: Опыт агиогр. реконструкции//Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире. М., 2011. С. 20-22). На Св. Горе Афон с 1322 г. известно письменное сопоставление спасенного Мирликийским святителем Петра с П. А. из-за того, что свт. Григорий Палама посвятил этому чуду Слово на Житие П. А. (Там же. С. 11). Высказано предположение о том, что контаминация 2 св. монахов-соименников - принявшего постриг в Риме Петра и П. А.- произошла еще в IX в. ( Виноградов А. Ю. Источники, используемые свт. Григорием Паламой//Свт. Григорий Палама. Св. Гора Афон, 2007. С. 143; Бугаевский А. В. Греч. тексты деяний и чудес свт. Николая как ист. источник//Добрый кормчий: Почитание свт. Николая в христ. мире. М., 2011. С. 77. Примеч. 106). В стенописях Протата фигура П. А. находится в юго-зап. компартименте, и, судя по соседним фигурам, его местоположение было обусловлено особой программой: пустынник написан на сев. стороне проходной вост. стены, а на юж. стороне - свт. Николай Чудотворец. Рядом с П. А. была помещена фигура прп. Афанасия Афонского, на окне противоположной стены - ктиторская надпись, т. е. можно утверждать, что эта часть храма имела мемориальный характер, где память покровителей и устроителей сочеталась с памятью об основателе святогорского монашества и об одном из самых суровых аскетов.

http://pravenc.ru/text/2580372.html

14  Таким образом, можно сказать, что каноны Николаю Чудотворцу на 3-й и 1-й плагальный гласы не писались вовсе – за исключением венков канонов, когда сама избранная форма вынуждала песнописцев включать и каноны на эти гласы в один общий ряд. 16  Протоиерей Б. Рыбаков, Евхаристи Томадакис, И. Паттерсон-Шевченко. См.: Рыбаков Б., прот. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002 (посмертное издание). С. 271–282; Τωμαδκης Ε. . ωσφ μνογρφος· Βος κα ργα. θναι, 1971. Σ. 52–54; Patterson-Ševenko N. Canon and Calendar: The Role of a Ninth-Century Hymnographer in Shaping the Celebration of the Saints//Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive? Papers from the Thirtieth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1996/Ed. L. Brubaker. Aldershot, 1998. P. 101–114. 21  Диакон В. Василик в своей публикации канона из Минеи синайского происхождения [Василик В.В. О неизвестной службе святителю Николаю: Публикация текста службы святителю Николаю (рукопись РНБ. Греч. 89, 1000 г.)//«Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиепископа Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии/А.В. Бугаевский, сост. и общ. ред. М., 2004. С. 285–336) приводит свои доводы в пользу атрибуции Иосифу содержащегося в этой Минее анонимного канона святому Николаю (см.: Там же. С. 285–314); тем не менее с этой атрибуцией согласиться нельзя: акростих этого канона – Τος Νικολου θαυμτων πλκω κρτους – не включает в себя характерное для иосифовых канонов имя автора в девятой песне; содержание канона, как будет показано ниже, не соответствует иосифовым и, вероятно, соответствует традиции не ранее начала Х в.; приведённые диаконом В. Василиком языковые параллели между этим и иосифовыми канонами недостаточны и не могут служить основанием для атрибуции. Иосифу не может принадлежать и сохранившийся в единственной рукописи канон Николаю Чудотворцу и Трём святителям, 4-го плагального гласа, с именем Иосиф в акростихе девятой песни, но без акростиха в других – праздник Трёх святителей был установлен позднее времени жизни преподобного Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

91  А также в современных греческих изданиях Параклитика, где вытесняет собой канон Иосифа 2-го гласа. 95  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Scorial. X. IV. 8. Fol. 76 v –79. 99  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Vatic. Reg. gr. 64. Fol. 69–71 v . 102  Изд.: AHG. T. IV. P. 179– 189 и Ibid. P. 190–195 вторая редакция канона). 103  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 89–92 v и Sinait. gr. 679. Fol. 111–118. 104  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vatic. gr. 1853. Fol. 96 v –100 и Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 165 v –166. 105  Составители Ταμεον указывают одну рукопись, содержащую канон – Chalc. Panaghias 60. 106  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 152–153 v и Vatic. reg. gr. 64. Fol. 103–105 v . 107  Составители Ταμεον указывают две рукописи, содержащие канон – Mediussensis gr. 1. Fol. 215–219 v и Vatic. Reg. gr. 54. Fol. 153–154. 109  Составители Ταμεον указывают пять рукописей, содержащих канон – Patm. 197. Fol. 25 v –29; Hieros. Sab. 207. Fol. 16 v –18 v ; Sinait. gr. 583. Fol. 36 v –38; Vatic. gr. 2309. Fol. 76–79; Vindob. Theol. gr. 148. Fol. 154–155 v . 111  Канон издан Ф. Антонопулу: Antonopoulou Th. A Kanon on Saint Nicholas by Manuel Philes//Revue des etudes byzantines. P., 2004. Vol. 62. P. 197–213. 112  Датировки основаны на времени жизни известных авторов песнопений, датировках содержащих эти песнопения рукописей и представленном выше исследовании. 113  О рукописи см.: Stevenson H.M. Codices manuscripti Palatini Graeci Bibliothecae Vaticanae. R., 1885. P. 67–70. 116  Но не ирмосы, так как молебные каноны, согласно уставу, исполняются без ирмосов, сопровождаясь указаниями на ирмосы лишь для обозначения напева, на который должны исполняться тропари. Читать далее Источник: Добрый кормчий : Почитание Святителя Николая в христианском мире : Сборник статей/Сост. и общ. ред. А.В. Бугаевский. - Москва : Скиния, 2010. - 600 с./Свящ. Михаил Желтов. Святитель Николай Мирликийский в византийской гимнографии. 208–221 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

А. В. Пономарев Крещальные формулы «во Имя» в Новом Завете А. А. Ткаченко Врачевание в античной средиземноморской культуре и раннехристианской традиции Л. Л. Граббе Синагоги в Палестине до 70 г.: Новый взгляд Публикации А. Ю. Виноградов Неизданное слово Симеона Метафраста на преставление св.Иоанна Богослова по рукописи Monac. gr. 226, XIII в. диак. Михаил Желтов Чины рукоположений по древнейшему славянскому списку: Рукопись РНБ. Соф. 1056, XIV в. А. В. Шишкин Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. тип. (ф. 381). 220, XVI в. Д. В. Денисов Практика подготовки к Причащению на Руси в XVI в.: Статьи по евхаристической дисциплине в рукописи РГБ. ТСЛ. 793, XVI в. О. С. Гринченко Задостойник «Владычице, приими» в рукописном Обиходе Антониево-Сийского монастыря ГИМ. Син. певч. 1243, 70-е гг. XVII в. И. А. Кукота Русский перевод критического текста восточно-сирийской анафоры апп. Аддаи и Мари Рецензии The Galatians Debate: Contemporary Issues in Rhetorical and Historical Interpretation/M. D. Nanos, ed. Peabody (Mass.), 2002. (А. А. Ткаченко) Dunn J. D. G. Jesus Remembered. Grand Rapids (MI), 2003. (Christianity in the Making; 1). (А. А. Ткаченко) Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах/Подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого. М., 2004. (диак. Михаил Желтов) Smyth M. La liturgie oubliée: La prière eucharistique en Gaule antique et dans l’Occident non roman/Préface par M. Metzger, postface par M. dels Sants Gros i Pujol. P., 2003. (coll. «Patrimoines. Chrismianisme»). (А. А. Ткаченко) «Правило веры и образ кротости...»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии/Ред. А. В. Бугаевский. М., 2004. (М. М. Бернацкий) Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901–1903)/С. М. Половинкин, ред. М., 2005. (К. М. Антонов) Хроника Круглый стол «Философские вопросы формирования образовательных программ в православной школе» V Ежегодная конференция учащихся Богословско-пастырского факультета ПСТГУ

http://patriarchia.ru/db/text/60880.html

Перед нами традиционная в античности датировка событий по годам правления императора, но Евсевий четко говорит о том, что причиной гонений стал " императорский указ " , то есть говорит о личной ответственности правителя за происходившие страшные преследования. Четко связывает эпоху гонений с именем Диоклетиана и такая важная часть церковного предания, как жития святых. Вот отрывок из жития святителя Николая, составленного А.В. Бугаевским по рукописям IV-X веков,: " Но завистливое око дьявола не может спокойно смотреть на процветание благочестия. Враг рода человеческого всегда старается причинить вред Церкви Христовой. И на этот раз он не оставил ее в покое. Злой демон вселился в царей, державших скипетр Римской империи, и началось яростное гонение на Церковь: повсюду были разосланы указы императоров Диоклетиана и Максимиана, предписывающие христианам отречься от веры в единого Бога " . Мы сознательно выбрали в качестве примера не мученический текст, чтобы показать распространенность отрицательной характеристики личности Диоклетиана в церковном предании. Этот римский император уподобляется дьяволу, а его действия объясняются с помощью классического житийного топоса – мотивировки поступка злодея вмешательством бесов. С точки зрения агиографов, а значит и всей Церкви, Диоклетиан – абсолютный злодей, подобный Иуде Искариоту. Иными словами, уже к первой половине IV века, то есть уже через несколько лет после смерти Диоклетиана, христиане относились к этому человеку отрицательно. Церковь однозначно восприняла его как гонителя и навсегда связала личность правителя со страданиями мучеников и исповедников. " Лучше гонители, но свои, римские, с легионами, наукой и танцами, чем варвары и упадок государства? А Церковь как-нибудь выживет " , – было ли подобное настроение присуще христианам, пережившим за век после Миланского эдикта и реванш язычества при Юлиане Отступнике, и борьбу Православия и арианства, и упадок экономики государства, и готов вместо римлян на ведущих должностях, и чудовищное расслоение между богатыми и бедными? Прощали они своих бывших палачей? Да, но стокгольмский синдрома по отношению к ним не испытывали.

http://religare.ru/2_101399.html

Рядом расположен населенный пункт, где святитель Николай служил и проповедовал – город Мира или Миры Ликийские, в настоящее время – Демре. Интересно, осталось ли что-то от древнего поселения, от зданий и улиц, по которым ходил святой? В окрестностях Демре Говорят, что нет, хотя Миры были одним из крупнейших городов Ликийского союза (создан в начале II века до Р.Х.). Правда, собственными глазами видела сохранившиеся здесь развалины греко-римского театра и высеченные в скалах ликийские гробницы. Это обязательно показывают туристам. Захоронения эти впечатляют одновременно своей монументальностью и изяществом! Может быть, они помнят святителя Николая? Развалины греко-римского театра Вообще, в нынешней Турции много таких мест – осколков древности – языческой Римской империи и христианской Византии. Чудеса Древние ликийские гробницы Годы епископства святого Николая в городе Миры относятся к периоду относительной терпимости к христианам – после 311 года. Это уже территория не Римской, а Византийской империи. Христианские общины росли и развивались, святитель Николай пользовался большой любовью и уважением жителей города. Это было связано, в первую очередь, с его щедрой благотворительностью. Некоторые чудеса святого, сотворенные им еще при жизни, относятся к периоду царствования императора Константина. Одна история, подлинность которой доказана историками и которая не вошла в широко известный текст жития, очень впечатлила меня. Она описана в книге А. В. Бугаевского «Новый опыт составления жития святителя Николая» (2004 г.): «В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя все новых и новых денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту. Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована.

http://pravoslavie.ru/157844.html

Бугаевский А.В. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям. — М.: Скиния, 2005. — 64 с., 25000 экз. 11 мая 2005 г. 17:09 Житие святителя Спиридона Тримифунтского написано А.В. Бугаевским заново для будущих Четьих-Миней. При подготовке текста была использована вся совокупность дошедших до нашего времени древних греческих житий святителя и исторических сведений о святом и событиях его времени. Житие написано при участии ведущих специалистов в области агиографии и древней истории, среди которых особую помощь оказал к.и.н. А.В. Виноградов. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/9043.html

В 17 верстах от Харькова. Вероятно, получило свое название по фамилии первых поселенцев Циркунов – кузнечиков. Как потому, что с именем села Циркуны известны по делам 1681 г. , так и по числу прихожан 1724 г., нельзя сомневаться, что первый храм в честь Свят. Николая построен здесь не позже 1670 г. По надписи на подпрестольном кресте возобновленный храм освящен был июля 16 1752 г. преосвященным Иоасафом. В 1816 г. на место деревянной построена каменная церковь с таковою же колокольней и оградой. Благотворителем сего нового храма был Донского войска кошевой генерал Федор Яковлевич Михайловский-Бурсак, уроженец сего же села, сын диакона. Иконы в нынешнем храме не старее 120 лет; таковы Тихвинская икона Божией Матери и образ Святителя Христова Николая. Число прихожан по исповедным росписям: в 1730 г. – 508 душ муж., 475 жен., в 1750 г. – 561 муж., 553 жен., в 1770 г. – 775 муж., 753 жен., в 1790 г. – 802 муж., 807 жен., в 1810 г. – 861 муж., 966 жен., в 1830 г. – 1038 муж., 1129 жен., в 1850 г. – 987 муж., 1000 жен. Метрики с. Циркунов начинаются с 1728 г. В 1848 г. от холеры умерло 120 человек семейства тех прихожан, которые приносили в дома свои икону Озерянскую Божией Матери и слушали молебен, по вере своей испытывали на себе небесную защиту; если же некоторым из таковых и приключалась болезнь; то немедленно выздоравливали. От цинги 1849 г. умерло не более 5 человек. Приход 4-го класса. Из священников с. Циркунов Степан Бугаевский известен тем, что в 1736 г., когда Харьковский полк отправился в Крымский поход, он добровольно отправился вместе с ним в поход, так говорит указ консистории от 7 мая 1736 г. ЧЕРКАССКИЕ И РУССКИЕ ТИШКИ Первые в 16 верстах от г. Харькова на р. Харькове, вторые – в 20. В межевой выписке 1663 г. читаем: «Били че­лом Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея великия и малыя и белыя России Самодержцу, села Тишков русские помещики,– испомещены они в селе Тишках с черкасы и пахали до сего числа пашню чрез межу; а как де они в деловую, в сенную и пахатную, пору бывают на службе великаго Государя в походах, и после де их того села черкасы в земли и в сенных покосах детей их и братьев изобижают и бывают в том ссоры большия; и чтобы Великий Государь пожаловал их землею и сенными покосы, от черкас отмежевал, и межи их и грани учинил» и проч. Так являются два особых села – Черкасские и Русские Тишки. По названию Тишков селом несомненно, что в Тишках суще­ствовал храм уже в 1663 г., тогда как храм Рож­дества Христова Русских Тишков построен не прежде 1680 г. По бумагам с самого начала XVIII ст. видим в Черкасских Тишках два храма – храм Рождества Богородицы и храм Введе­ния Богоматери во храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Издано житие священномученика Ипатия Гангрского, изложенное по древним греческим рукописям 12 февраля 2008 г. 12:11 Бугаевский А.В. Священномученик Ипатий, епископ Гангрский, славный чудотворец и целитель. Его жизнь, подвиги и чудотворения, изложенные по древним греческим рукописям. — М.: Скиния, 2008. Житие священномученика Ипатия написано заново А.В. Бугаевским для будущих Четьих-Миней. При подготовке текста была использована вся совокупность дошедших до нашего времени древних греческих житий святителя и исторических сведений о святом и событиях IV века, которые содержатся в списках участников Гангрского собора, книге правил, трудах древних церковных писателей и историков. Житие написано при содействии ведущих специалистов в области агиографии и древней истории, среди которых особую помощь оказали кандидат исторических наук А.Ю. Виноградов, кандидат богословия диакон Михаил Желтов. Святитель Ипатий почитается как великий заступник и избавитель от многих бед и напастей. Он покровительствует монастырям и приходам в благополучном устроении земельных и имущественных дел, говорится в Житии. Память священномученика Ипатия, епископа Гангрского, празднуется 13 апреля (31 марта — по ст. стилю). Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/362734.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010