28 ноября 1943 года постановлением Совета Народных Комиссаров разрешалось открыть в Москве трехгодичный Православный богословский институт для лиц со средним образованием и богословские пастырские двухгодичные курсы для лиц с неполным средним образованием (пока только в Москве). Видимо, с целью составления тайных досье на возможных нарушителей закона председатель Совета по делам РПЦ Карпов 7 июля 1949 года просил Трушина и его секретарей заполнить приложенные 380 карточек на всех зарегистрированных в действующих приходах лиц (то есть служителей Церкви), при этом «духовенство об этом в известность не ставить и с вопросами к нему не обращаться». Уполномоченный по Москве и Московской области А.А. Трушин, как, очевидно, и остальные уполномоченные, составляли ежеквартальные и ежегодные отчеты (или доклады), которые отсылались на имя председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова, а в копиях — председателю Мособлисполкома и секретарям обкомов или горкомов, а также «пасхальные» и «рождественские» докладные и разные справки, которые содержат довольно интересные сведения о состоянии Русской Церкви, ее деятелях и клириках, о деятельности Совета и т. п. Рассмотрим «пасхальные» докладные, которые дают некоторые представления о численности православных в Москве. Во всех церквах Москвы (30 православных и 1 обновленческая) ориентировочно присутствовало 115–120 тыс. человек, из них 25–30% мужчин, 25–30% молодежи. Службы прошли без происшествий. Лишь в Павшино в Николаевской церкви группа хулиганов во время выхода с крестным ходом закрыла двери и объявила, что в церкви пожар — в результате паники пять человек получили ушибы, из коих двое отправлены в больницу. Выборочные данные о числе посетителей храмов Москвы на Пасху 15/16 апреля 1944 года выглядят следующим образом: Название храма Мужчин Военных (чел.) (чел.) Иоанна Воина на Якиманке Богоявленский Елоховский собор Св. Троицы на Пятницком кладбище Ризоположения на Донской ул. Петра и Павла в Лефортово Петра и Павла на Яузе Воскресения Словущего (Брюсов пер.)

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Преставился почетный настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Владимир Романов 07.02.2014 В ночь на 6 февраля 2014 года после тяжелой, продолжительной болезни отошел ко Господу клирик Московской епархии, почетный настоятель храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Владимир Романов , сообщает епархиальный сайт. Отпевание почившего протоиерея Владимира Романова состоится в храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов пер., д. 15/2) в субботу, 8 февраля, в 10:00, после Божественной итургии, которая начнется в 8:00. Накануне вечером будет совершен парастас. Начало богослужения в 17:00. Господь да ублажит и упокоит новопреставленного раба своего в селениях праведных и сотворит ему вечную память! Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 11.04.2014 02:13:27

http://drevo-info.ru/news/16654.html

Он говорил о «мраке» (tenebrae), наступившем с упадком Др. Рима, заложив тем самым основу для будущего 3-частного деления всемирной истории - на древнюю, среднюю и новую (выработанную, правда, столетиями позже) (см.: Mommsen. 1942). Наследие П. велико и дошло до наст. времени в значительном объеме. Многие рукописи и книги из его б-ки сохранились, поскольку попали в руки высокопоставленных современников - ценителей творчества П. Сам поэт переписывал свои и чужие сочинения, его «полуготическое» письмо повлияло на создание гуманистического минускула. П. перерабатывал и систематизировал свои произведения в подражание древним авторам. Он оставил неск. сот писем: «К близким» (Familiares, или Familiarium rerum libri, между 1325 и 1361; 350 писем), «Старческие» (Seniles, между 1361 и 1374; 125 писем, в их числе - адресованное потомкам автобиографическое соч. «Posteritati», написанное после 1351, но подвергавшееся редактированию до конца жизни П.) и «Анонимные» (Sine nomine, между 1342 и 1358; 19 писем). В сб. «Разные» (Variae) вошли 65 писем, собранных поклонниками поэта после его смерти. Ему принадлежат сочинения «Об уединенной жизни» (De vita solitaria, 1346), «О религиозном досуге» (De otio religioso, 1347), «Сирийское путешествие» (Itinerarium breve de Ianua usque ad Ierusalem et Terram Sanctam, 1358) о маршруте из Италии на Св. землю, полемические послания «О невежестве» (De sui ipsius et multorum ignorantia, 1367) - против аверроистов, «Инвектива против некоего врача» (Invectivarum contra medicum quendam libri IV, 1355), 12 эклог «Буколических песен» (Bucolicum carmen, 1346-1357). Посмертная слава неизменно сопровождала мн. сочинения П., но особое предпочтение потомки отдавали его итал. поэзии. К XVI в. сложилось целое направление его подражателей - петраркизм. В России не столько подражали П., сколько переводили его сонеты: в числе переводчиков П.- Г. Р. Державин (1743-1816), К. Н. Батюшков (1787-1855), В. Я. Брюсов (1873-1924), О. Э. Мандельштам (1891-1938) и др. Соч.: Opere latine. Torino, 1975. 2 vol.; Opere: Edizione nationale. Firenze, Vol. Canzoniere/A cura di G. Contini. Torino, 200815; Автобиография. Исповедь. Сонеты/Пер.: М. О. Гершензон, Вяч. Иванов. М., 1915; Избр. лирика/Пер.: А. Эфрос. М., 1953; То же/Пер.: Е. Солонович. М., 1970; Избранное: Автобиогр. проза; Сонеты/Сост., общ. ред. и коммент.: Н. Б. Томашевский. М., 1974; Эстетические фрагменты/Пер., вступ. ст. и примеч.: В. В. Бибихин. М., 1982; Африка/Пер.: Е. Г. Рабинович. М., 1992; Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. М., 1996; Триумфы/Пер.: В. Микушевич. М., 2000; Письма/Пер.: В. В. Бибихин. СПб., 2004; Диалоги на гендерные и эстетические темы/Сост.: Н. И. Девятайкина, Л. М. Лукьянова. Саратов, 2008; Канцоньере/Пер.: А. Бердников. М., 2017.

http://pravenc.ru/text/2580460.html

Ант. Но, – Двойник. (Вражья сила). Пер. с фр., СПб. 1904. – В. [П]. Свенцицкий , – Антихрист. Записки странного человека. СПб. 1908. – Вал. [Я.] Брюсов , – Огненный Ангел, М. 289 По народному выражению, бес зовется «тошною силою» , т. е. такою, которая вызывает тошнотье, тошноту ( Даль , T. 4, ст. 816). Народное речение это ухватывает самую суть впечатления от нечисти: это не столько страх или ужас, сколько глубокое, непередаваемое и невообразимое ощущение тошноты. Всякое соприкосновение с явлениями магии, даже с теориями и книгами по оккультизму и т. п. течениями мысли, неминуемо оставляет в душе какую-то «грязнотну», какое-то нечистое чувство, – чувство нечистоты, отвращение, пресыщение и тошноту. Есть глубокая, хотя и непонятная, связь между органическим ощущением тошноты и тем, что оставляет после себя запретная область темного знания. Сюда же относятся и свидетельства старых экзорцистов, что «les démons sont puants », т. е. что бесы вонючи , т. е, опять-таки, возбуждают тошноту. М. б., и физическая тошнота и тошнота бесовская коренятся в каком-то противоестественном раздражении одних и тех же центров симпатической нервной системы? М. б., мы сталкиваемся в магии с excessus a plexu solari, каковым является и распутство? Трудно сказать об этом что-нибудь решительное, но самый факт какого-то соотношения между восприятием нечисти, прелюбодеянием, тошнотою и зловонием безусловно верен (см. Фреймарк , – Оккульт. и сексуальность.. – П. Флоренский , – О суеверии и чуде, «Новый Путь», 1903, 8, стр. 120 и др.). И, какова бы ни была физиологическая подкладка этой тошноты, метафизически она вполне понятна. Бес – и все, с ним связанное, – есть ходячее извращение естественного порядка твари, – сама противоестественность. Принять в себя, хотя бы и без соизволения воли, без соуслаждения чувства, нечто противоестественное, это значит именно вызвать естественную реакцию всего существа к извержению принятого, – онтологическую рвоту, первый признак которой, после предостерегающего от принятия страха и ужаса соединения, есть именно тошнота, – стремление изблевать из себя нечисть и восстановить естественный ход духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Коноплёв Виктор Александрович; 28.01.1910, г. Павловск Воронежской губ.- 7.10.1988, Калинин), митр. Калининский и Кашинский. С 1924 г. прислуживал в храме, по окончании средней школы в 1928 г. служил регентом. 24 окт. 1929 г. вик. Воронежской епархии, еп. Россошанским Памфилом (Лясковским) назначен псаломщиком к Преображенскому собору, а в 1933 г. указом архиеп. Воронежского Захарии (Лобова) - псаломщиком к Покровскому храму г. Павловска (обе церкви сохранились, последняя - действующая). С окт. 1933 по окт. 1936 г. служил в Красной Армии, после увольнения в запас до 1941 г. состоял на гражданской службе. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. воевал в действующей армии, был дважды ранен и, по собственному признанию, находился «в двух шагах от смерти, но по милости Божией выжил». Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне» и др. В 1946-1947 гг. иподиакон еп. Воронежского Иосифа (Орехова). В 1947-1951 гг. обучался в МДС. 13 июня 1948 г. рукоположен во диакона, служил в московских храмах ап. Петра и Павла в Лефортове, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище. 1 июля 1951 г. рукоположен во священника, служил в московском храме Илии Пророка в Обыденском пер. В 1953 г. Святейшим Патриархом Алексием I (Симанским) назначен штатным священником московского Воскресенского храма на Успенском Вражке (совр. Брюсов пер.), а в дек. 1953 г.- настоятелем Свято-Троицкой ц. на Ленинских (совр. Воробьевых) горах. В 1955 г. экстерном окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Богодухновенность Священного Писания Ветхого Завета (по святоотеческому учению)». 6 июня 1956 г. в ТСЛ наместником архим. Пименом (Извековым, впосл. Патриарх Московский) пострижен в монашество с именем А., 14 июня, в день Вознесения Господня, возведен в сан архимандрита. 20 июля 1956 г. в зале заседаний Свящ. Синода Московской Патриархии А.

http://pravenc.ru/text/64662.html

Место проведения: конференц-зал гостиницы «Даниловская», Большой Староданиловский переулок, дом 5, м. «Тульская», выход посл. вагон из центра. 3. Презентация программ и практических дел добровольческих (волонтерских) молодежных организаций Ведущие: Жуков Василий Иванович, ректор Российского Государственного Социального Университета; Общественный Совет Центрального Федерального Округа. Место проведения: Российский Государственный Социальный Университет, м. Ботанический сад, ул. Вильгельма Пика, д. 4. 4. Научно-техническое творчество молодёжи Ведущие: Крикалев Сергей Константинович, НПО «Энергия».   Место проведения: Учебно-лабораторный комплекс МГТУ им. Баумана (Рубцовская наб., д. 2/18, м. Бауманская). 5. Круглый стол «Роль православных негосударственных образовательных учреждений в воспитании детей и молодежи» Место проведения: школа-пансион «Плёсково», Московская область, Подольский район, деревня Плёсково. Время  работы секции: 12.00-17.00 (автобус «ВРНС» отъезжает из Москвы в 10.00 от ст. м. Беляево, первый вагон из центра, выход на право к остановкам общ. транспорта.)  6. Практический семинар «Молодая семья» Ведущие: Игумен Иоасаф (Полуянов), руководитель Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи. Место проведения: Патриарший центр духовного развития молодёжи, метро «Тульская» (выход из посл. вагона из центра), Даниловский вал, 13а, помещение Воскресной школы Данилова монастыря. 7. Творческая мастерская по изобразительным видам искусств Ведущие: Церетели Зураб Константинович, президент Российской Академии Художеств. Место проведения: Российская Академия Художеств, ул. Пречистенка, д. 21. 8. Творческая мастерская музыкального искусства Ведущие: Казенин Владислав Юрьевич, народный артист России. Место проведения: Союз композиторов России,  Брюсов пер., д. 8/10, м. Охотный ряд, м. Пушкинская. 9. Творческая площадка «Молодой дублер» Ведущие: Мэрия г. Москвы и Студенческое Правительство дублеров. Людмила Ивановна Гусева — руководитель Департамента семейной и молодёжной политики Правительства Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/364999.htm...

Чем Вы там занимались? Что из себя вообще представляла работа в издательстве?  Сначала я был младшим референтом. В Водяной башне в углу тогда был филиал Издательского отдела, был склад литературы, в котором я был кладовщиком. И параллельно мы занимались переизданием. Вот «Настольная книга священнослужителя», да. Я застал 1-й том, 2-й и 3-й тома – это уже житийные справки, тогда я уже помогал в этой минейной группе. Потом репринтно переиздавали Октоих, Триодь постную и цветную. Отец Иннокентий меня посылал в типографию, я там проверял и сличал две пленки. На одной пленке была красная краска, на другой – черная, чтобы не было совмещений, они накладывались.... Я достаточно долго занимался этим (просматривал все пленки), а потом появилась возможность издания богослужебных миней. Потом наш богословский отдел был расформирован. Отец Иннокентий стал больше заниматься представительской работой, у него был большой проект «Русская Библия». Минеи передали владыке Тихону (Емельянову), он тогда тоже возглавлял минейную группу. Сейчас он, по-моему, митрополит Владимирский и Суздальский. Когда владыка епископом стал, возглавил отец Андроник (Трубачёв). А в последние месяцы заведующим отделом был назначен уже я, и последние минеи за июль и август заканчивал я.  Издательский отдел того времени – это же такое средоточие интеллектуальной жизни Церкви, можно сказать. Что Вам вспоминается с тех времен особенно? Вы знаете, вспоминается, конечно, общение с теми людьми, многие из которых уже ушли в потусторонний мир. Конечно, владыка Питирим – для меня он был (да и не только для меня) авторитет. Я, будучи сотрудником Издательского отдела, был по совместительству его иподиаконом. Мы ездили вместе на богослужения. Конечно, его такт, его аскетическая манера служения – все это было на виду, он реально подавал нам пример пастырства. И он очень чутко относился к близким. Вот, просто деталь… Мы были иподиаконы, 5 или 6 человек. Владыка специально для нас нашел одного чтеца, который, как он считал, очень хорошо читает шестопсалмие, и приглашал его в Издательский отдел. Этот чтец, мужчина, сейчас не помню его фамилию, видимо, на Нежданова читал (в храме Воскресения Словущего на ул. Неждановой (ныне Брюсов пер.) – ред. ) и показывал нам пример чтения шестопсалмия. Таким образом, владыка до тонкостей вникал, так сказать, и смотрел на нас как на будущих пастырей, наверное.

http://bogoslov.ru/article/6192209

Басовский. 150-Й ПСАЛОМ Н. Басовский 150-Й ПСАЛОМ Аллилуйя! Всевышнего славьте во Храме, всемогущество Господа славьте над нами. Славьте всюду, куда приведёт вас дорога, на земле и на небе величие Бога. Трубным звуком шофара Всевышнего славьте, звонкой арфой и лирой звучанья добавьте, под тимпан и киннор, славя Бога, пляшите, Божий дар нашей жизни восславить спешите. Прославляйте источник чудес небывалых, прославляйте Его на звенящих кимвалах. Пусть всегда и везде, громогласно ликуя, славит Бога живая душа. Аллилуйя! В. Горт. ПСАЛОМ 150 В. Горт ПСАЛОМ 150 Аллилуйя. Хвалите Властителя мира сего на троне святилища истинного за множество им сотворенных чудес!, за мощь и за легкость над нами небес! Напропалую хвалите, дыша вплоть до хрипа в шофар!, хвалите дрожанием скрипок и арф!, хвалите, танцуя под буйный тимпан!, хвалите свирелью и уймой цимбал! Ликуя, любая душа и людская молва, хвали уникальность Его естества!!! Аллилуйя. ПСАЛОМ 151 Канонический русский перевод (с греческого) [Псалом Давида на единоборство с Голиафом.] 1 Я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего; пас овец отца моего. 2 Руки мои сделали орган, персты мой настраивали псалтирь. 3 И кто возвестил бы Господу моему? — Сам Господь, Сам услышал меня. 4 Он послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего. 5 Братья мои прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них. 6 Я вышел навстречу иноплеменнику, и он проклял меня идолами своими. 7 Но я, исторгнув у него меч, обезглавил его и избавил сынов Израилевых от поношения.] В. Брюсов. ПСАЛОМ ДАВИДА В. Брюсов ПСАЛОМ ДАВИДА  Меж братьями я меньший был; В дому отца был самый юный. Овец я в поле выводил, Перстам моим привычны были струны.  Кто б господу о мне сказал? Он, сильный, сам о мне услышал! Меня иноплеменник клял, Но я с пращой ему навстречу вышел.  Семь братьев — все сильней меня, Но бог не их призвал из кущи. Предстал мне ангел в свете дня, Святил меня елеем всемогущий.  Смеялся грозный Голиаф, Глумился посредине стана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Андрей Белый, вспоминая 1903 год, пишет: «Появление ко мне тройки «апокалиптиков», – Эрна, Флоренского и В. Свенцицкого … Вся суть в Флоренском… по мере того, как я слушал его, он меня побеждал… говорил умирающим голосом, странно сутулясь и видясь надгробной фигурой, где-то в песках провисевшей немым барельефом века и вдруг дар слова обретшей… Я в «Весах» позднее заставал его с Брюсовым, он разговаривал… поясняя какой-то штрих: деталь гравюры XIV столетия, что-нибудь вроде рисунка Упрата со скромной подписью. И Брюсов почтительно слушал… Оригинальные мысли его во мне жили; любил он говорить о теории знания и укреплял во мне мысль о критической значимости символизма; что казалось далеким ближайшим товарищам, – Блоку, В. Иванову, Брюсову и Мережковскому, – то ему виделось азбукой» 9 . К этой выписке из Белого можно добавить, что Флоренскому было тогда немногим более 20 лет. Символисты были для него людьми, мистически гораздо более чуткими, чем позитивисты науки, они что-то давали для его мистического реализма. В 1904 году, он поместил в их журнале «Весы» статью «Об одной предпосылке мировоззрения», в которой говорится о биологии, термодинамике, молекулярной физике и в которой есть фраза: «Мы, видевшие зарю «нового искусства», стоим и на пороге «новой науки " » Но самое драгоценное в этой статье, – это ее эпиграф, вскрывающий всю тоску века, всю жажду его истинных слов Господних, истинного Знания и Хлеба жизни. В эпиграфе он привел слова из восьмой главы книги пророка Амоса: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог , когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» ( Ам.4:11–1 7. – К. И.) В 1933 году о. Павел Флоренский был сослан в Сибирь, в лагерь села Сковородико за Байкалом. От него требовали публичного отречения от веры. Вскоре, он был переведен на Соловецкие острова, откуда писал семье до 1937 г. Потом прекратились и письма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

На вечере у Бальмонта Брюсов встретил Минского; он ему не понравился. «Паукообразный человечек с черной эспаньолкой и немного еврейским акцентом… Его характер верно выразился в следующем его изречении по поводу моей книги: „Ждешь появления привидения, а выходит дядюшка и говорит: " Здравствуйте " !“» 11 декабря Брюсов записывает: «На похоронах Полонского собрались все поэты. Им сказал Случевский: „Вот умер тот, у кого мы собирались по пятницам, будем теперь собираться у меня“». На вечере у Случевского Брюсов попал в большое общество; тут были: дряхлый старец Михайловский, Бальмонт, Бунин, Аполлон Коринфский, Сафонов, Мазуркевич, Грибовский, Сологуб, Лихачев, Гайдебуров и Соколов. Брюсов прочел стихотворение «На новый колокол», и все присутствующие нашли его «архи-декадентским». «Едва я кончил, — пишет Брюсов, — Сафонов дико вскочил с места и закричал: „Господа! Вот вопрос: что это — искание новых путей или что иное?..“ Под конец читал сам Случевский, читал удивительно плохо, но стихи иной раз любопытные. После пришел Ясинский, красивый, могучий зверь с красивой длинной остроконечной бородой… И говорят, это еще лучший вечер, ибо не было Мережковского, а то он терроризирует все общество». Выйдя от Случевского, Брюсов, Бальмонт, Ап. Коринфский и Сафонов зашли в трактир. Подвыпивший Сафонов спросил московского символиста: «Скажите, Брюсов, шарлатан вы или искренний?» Из всех петербургских встреч самой значительной для Брюсова была встреча с поэтом Ореусом (Ив. Коневским). Он познакомился с «молодым студентом Ореусом» на вечере у Ф. Сологуба, и стихи этого юноши сразу же его поразили. На следующее утро Брюсов к нему отправился. «Болезненный юноша, — записывает он, — с нервными подергиваниями; немного напоминает Добролюбова былых дней, но менее привлекателен. Весь занят новейшими французскими поэтами Vielé-Griffin, Régnier, Verhaeren…» Рано погибший Ив. Коневской оказал большое влияние на Брюсова. С благодарной любовью вспоминает он о своем юном друге в «Автобиографии». «Если через Бальмонта, — пишет Брюсов, — мне открылась тайна музыки стиха, если Добролюбов научил меня любить слово, то Коневскому я обязан тем, что научился ценить глубину замысла в поэтическом произведении, его философский или истинно символический смысл».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=833...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010