Димитрий (Муретов) – архиепископ Херсонский и Одесский (повторно с 20.02.1882). До 1850 г. был профессором богословия и ректором Киевской духовной академии, известен своей пастырской деятельностью († 14.11.1883); Никанор (Бровкович) – архиепископ Херсонский и Одесский (с 12.12.1883). Известен как духовный писатель, оратор и философ († 27.12.1890). – Ред.  Поклонник (устар.) – поклоняющийся Богу, св. местам, мощам (См.: Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М.: Русский язык. 2000). – Ред.  Практика – по-видимому, лоция – руководство для плавания в определенном водном бассейне. – Ред.  Топхание, или Топ-Хане (т. е. Пушечный двор) – предместье Константинополя. – Ред.  Золотой Рог – бухта, представляющая собой залив Босфора, глубоко вдавшийся в сушу. – Ред.  Иисус Назарянин Царь Иудейский (с греч.). – Ред.  Один русский путешественник так описывает впечатление, производимое внутренностью храма: «Стоит переступить порог, поднять голову и обвести глазами тысячелетний храм, чтобы сразу, мгновенно замереть от изумления». – Авт.  Вертикальная выступающая часть стены, противодействующая своим весом распору сводов, перекрывающих сооружение. – Ред.   Евр. 7, 1 . — Ред.  Там же. 7, 2. — Ред.   3 Цар. 14, 25 — 26 ; 2 Пар. 21, 16 — 17 ; 4 Цар. 14, 13 ; Дан. 1, 1 — 2 ; 4 Цар. 24, 10 — 20 и 25, 1 — 17. — Ред.  Иерусалим после распада Оттоманской империи в 1917 г. был занят англичанами и с 1920 по 1947 г. являлся центром английской подмандатной территории Палестина. После арабо-израильской войны 1948 — 1949 гг. Иерусалим был разделен на две части: восточная отошла к Иордании, западная — к Израилю. В 1950 г. Израиль объявил Иерусалим своей столицей и в 1967 г. захватил и восточную часть города. — Ред.  В Евангелии ( Ин. 18, 1 ) Кедрон назван потоком. — Ред.   Олесницкий А. А. Святая Земля. Киев, 1875 — 1878. Т. I. С. 29. — Авт.  На площадке пред храмом Гроба Господня в Великий Четверг происходит обряд омовения ног. Рассказывают, что около места омовения ставится масличное деревцо, под которым греческий патриарх троекратно преклоняет колена, изображая моление Господа о чаше. Под этим же деревцом читается и Евангелие об омовении Спасителем ног ученикам. После обряда омовения деревцо вмиг расхватывается православными на части, как святыня. — Авт.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Об Алексии см.: РБС. Алексинский—Бестужев (1900). С. 20 и след. Источников по этому периоду, за исключением отчетов обер-прокуроров, почти нет; воспоминания иерархов и других современников, из которых можно было бы почерпнуть ясное представление об эпохе, редки. Возможно, именно это стало причиной отсутствия и специальных исследований. См. § 9. Никанор. 1. С. 60–66; Шомпулев В. Характеристика архиереев Саратовской епархии за шестьдесят лет, в: Русс. ст. 1912. 151. С. 252. В этой работе освещена деятельность и других епископов, начиная с Якова Вечеркова (1832–1847) и до начала XX в. Антоний Николаевский, епископ Енисейский (1873–1881) и Пензенский (1881–1889) (РБС. Алексинский—Бестужев (1900). С. 221); епископ Минский (1877–1880), а затем Астраханский (1880–1889) Евгений Шерешилов (ПБЭ. 2. Стб. 109 и след.); Дионисий Хитров, епископ Якутский (1867–1883) и Уфимский (1883–1896) (Савва. 6. С. 575; Барсуков Н. Дионисий Хитров. М., 1902); епископ Оренбургский (1866–1879) и Новочеркасский (1879–1887) Митрофан Винницкий (ПБЭ. 5. Стб. 5); Иоанникий Руднев, управлявший последовательно шестью епархиями (1864–1900) и скончавшийся митрополитом Киевским (ПБЭ. 6. Стб. 771–784; Шомпулев. Ук. соч. С. 252); Лаврентий Некрасов, епископ Курский (1898–1904) и Тульский (1904–1908) (Ист. в. 1908. 5. С. 778); Исидор Никольский, митрополит Петербургский (ПБЭ. 5. Стб. 1071–1074); Антоний Вадковский, митрополит Петербургский (см. библиогр. к § 9, прим. 461 к гл. 2). Этот список можно было бы продолжить, см.: Smolitsch. Russisches Mönchtum. S. 466. Anm. Среди епископов было немало талантливых проповедников. Проповеди на церковно-политические темы в XVIII в. говорили Феофан Прокопович и иногда Стефан Яворский, в XX в.— Антоний Храповицкий. Выдающимися мастерами чисто церковной проповеди в XVIII в. были Гедеон Криновский, Арсений Могилянский, Димитрий Сеченов, Иннокентий Нечаев, Амвросий Протасов и Анастасий Братановский; в XIX в. — Филарет Дроздов, Иннокентий Борисов, Михаил Десницкий, Амвросий Ключарев, Виссарион Нечаев, Кирилл Богословский-Платонов, Иоанн Доброзраков, Александр Светлаков, Никанор Бровкович, Иустин Вишневский и др. Подробно о проповеди см. соответствующую главу в т. 2.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

1512 Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9. С. 164. Ср.: Флоровский. С. 194 и след.; Барсов Н. И. Прот. Г. П. Павский — биография по неизданным материалам, в: Рус. ст. 1880. 1—6; Чистович (1857). С. 354 и след., 396. 1513 Относительно «дела Павского» см.: Сборник. 113. 1. С. 133—138 (об учебниках для наследника); ответ Павского на замечания Филарета: Чтения. 1870. 2. Смесь. С. 175—208; замечания Филарета: Собрание мнений. 2. С. 342—358; письма Павского к В. А. Жуковскому, воспитателю наследника: Рус. арх. 1887. 7. С. 310—326 (здесь также письмо Жуковского императору Николаю I); см. также: Чистович. С. 372. По вопросу о переводе см. т. 2. 1514 Базаров И. И. Воспоминания, в: Рус. ст. 1901. 5. С. 278; Ростиславов, в: БЭ. 1872. 9. С. 162; 1883. 8. С. 590; Родосский. С. 131 и след. В целом о Петербургской Академии в 30—50-е гг.: Чистович (1857). С. 180—331; Никанор. 1. С. 121—192; Ростиславов, в: ВЕ. 1872. 9; 1883. 8. 1515 Сборник. 113. 1. С. 73] и след.[; 2 ПСЗ. 17. 15803. О преподавании в 1842—1870 гг.: Знаменский. История Казанской Духовной Академии. 3 т. (1891—1892); Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 722—750, 702—711. 1516 Цит. по: Рождественский Д. В. Преосв. Иоанн, еп. Смоленский, в: В память столетия (1814—1914) Московской Духовной Академии (Сергиев Посад, 1915). Т. 1. С. 237. 1517 Знаменский. Ук. соч. 1. С. 139—146, 157, 161 и след.; ср.: Харлампович, в: ПБЭ. 8. Стб. 708 и след. О Бухареве — там же. Стб. 734 и след.; ср.: ПБЭ. 7. Стб. 146 и след., 143 и след. 1518 О Никаноре Бровковиче: ПБЭ. 8. Стб. 710 и след.; РБС. Нааке-Николай (1914). С. 279—288; ср. ниже § 21. Иннокентий является автором четырехтомного критического исследования западных исповеданий (Обличительное богословие. Казань, 1859—1864). 4 т.; ПБЭ. 8. Стб. 709 и след., 735; 5. Стб. 962. 1519 О системе преподавания и о студенчестве см.: Титлинов. 1. С. 122 и след., 261—292; 2. С. 4—35, 47—64, 80—139, 173—192; Смирнов (1879). С. 150—247, 484—489; Чистович (1857). С. 185—330; Знаменский. Ук. соч. 1—2; ПБЭ. 8. Стб. 722—750, 753—768; Никанор. 1; Киприан Керн, в: Истина. 1956. С. 254—265. В 1824—1828 гг. в Германию из Московской Академии были посланы четыре студента, которые изучали право у Савиньи; позднее они были профессорами в России (Смирнов. (1879). С. 484 и след.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

Пер.: Догматические творения Тертуллиана, еп. Карфагенского: (Пер. с предисл. и примеч.)//ТКДА. 1908. Янв. С. 1-16; Февр. С. 17-31; 1909. Май. С. 67-80; Март. С. 33-48; Апр. С. 49-59; 1910. Апр. С. 81-84; Блаженного Августина, еп. Иппонского, «Две книги евангельских вопросов»//Там же. 1917. Сент.-дек. С. 1-16. Ист.: Протоколы заседаний Совета КДА за 1882-1883 учеб. год. К., 1883. С. 87-88 (отд. изд.); Попов К. Отзыв о соч. проф. КДА Дм. Ив. Богдашевского «Послание св. Ап. Павла к Эфессянам». К., 1904; Киево-Могилянский сб.: (По случаю 25-летия ученой деятельности проф. прот. Д. Ив. Богдашевского). К., 1913; Лunkibcьkuй В. Biдpoджehhя Церкви в Ykpaïhi. Торонто, 1959; Сосуд избранный. Вып. 1. С. 156-157, 208-209, 242-243, 263-264, 278-280, 283-284, 286-288, 289-291, 292-294; Акты свт. Тихона. С. 445, 965; Перший Всеукраïнський Православний Церковний Собор УАПЦ 14-30 жовтня 1921 року: Док-ти i мат-ли. К.; Льbib, 1999; ЖМП в 1931-1935 годы. М., 2001. С. 174. Лит.: Жураковский А. , свящ. Мат-лы к житию. П., 1987. С. 224; Мануил (Лемешевский). Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 77-84; Ульяновський В. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр. (доба Украïнськоï Центр. Ради). К., 1997; он же. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр. (доба Гетьманату Павла Скоропадського). К., 1997; Андрусишин Б. Церква в Ykpaïhcьkiй Дepжabi, 1917-1920 рр. (доба Дupekmopiï УНР). К., 1997; Фотиев К. , прот. Попытки Украинской церк. автокефалии в ХХ в.//Правосл. Церковь на Украине и в Польше в ХХ ст., 1917-1950 гг. М., 1997; Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï Православноï Церкви. К., 1998. Т. 4. Ч. 1. О. В. Косик, А. С. Небольсин, В. И. Петрушко Рубрики: Ключевые слова: НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам АМВРОСИЙ (Зертис-Каменский Андрей Степанович; 1708-1771), архиеп. Московский и Калужский, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/150699.html

Филарет Гумилевский , архиепископ черниговский Время было особенно счастливо для наук исторических, и особенно для истории русской. Ещё история Карамзина, сама явившаяся результатом стремлений своего времени, дала сильный толчок к изучению родной старины. При Николае I признано было потребным усилить изучение русской церковной истории в семинариях. Тогда же, в 1850 году, святейший синод сделал распоряжение, чтобы по епархиям были составлены историко-статистические описания, а чтобы появление их было возможно, рекомендовалось учредить епархиальные историко-статистические комитеты. Эти комитеты собрали массу дорогого материала, пробудили интерес к изучению местной истории, открыли множество совершенно неизвестных дотоле документов и открыли возможность появления историко-статистических описаний епархий, которых вышло в свет немало 357 . Теперь сделано было распоряжение об описании консисторских архивов. В 1865 году высочайше учреждена, по докладу обер-прокурора, графа Дмитрия Толстого, комиссия для разбора и описания синодального архива, из учёных архивистов, и стала выпускать две серии своих трудов: подробное описание архива и полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания. В 1855–1869 году издано описание московской синодальной библиотеки, протоиерея Александра Горского и профессора Невоструева. Сильно подогревали интерес к родной истории и ежегодно регулярно появлявшиеся тома истории России Соловьёва, выходившей в свет с 1851 года и наряду с гражданскими и военными занимавшейся в значительной степени и духовными делами. Всё это способствовало появлению исторических трудов. Из духовных ораторов наиболее выделились преосвященный Димитрий Муретов , епископ тульский, потом архиепископ херсонский, ярославский, волынский и снова херсонский, скончавшийся в 1883 году, представитель учительной проповеди, и представители проповеди публицистической с разными у каждого оттенками, преосвященные: Иоанн Соколов , епископ смоленский, ранее ректор петербургской академии, скончавшийся в 1869 году, Амвросий Ключарев , сначала московский священник, потом московский викарий и затем архиепископ харьковский, и Никанор Бровкович , архиепископ херсонский, скончавшийся в 1890 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

—94— того Петра (по латинско-немецки называемый «Санктпетербург, где Вы были несколько раз, и 2 года (1883–1885 г.) присутствовали в Св. Синоде, где и я имел счастье познакомиться с Вами (23 апреля и 31 мая 1885 г. на синодальном Митрофаниевском подворье), где слишком много обласкали меня, подаривши множество книг, портрет Ваш, и письмо к епископу одесскому Никанору Бровковичу (с 1886 г. архиепископу, † 27-го декабря 1890 года), чего я никогда не забуду во всю мою жизнь… Всё это, как сказано мною выше, наводит на мысль о высшем святительском служении Вашем в одной из трех столиц России (в Новгороде, первой столице России, 862–879 г.г., Вы были короткое время, и близ Новгорода молится о Вас ангел Ваш, Св. Савва вишерский, память которого Св. церковь празднует 1-го октября, когда и Вы приняли иноческий ангельский чин, 1-го октября 1848 года, в Сергиевской Лавре; при чем отцом по иночеству был нынешний архиепископ одесский Сергий Ляпидевский , бывший Вашим начальником, наставником и предшественником по ректуре и профессуре в Московской дух. академии, а во Владимире, третьей столице России, Вы учились, рукоположены во священника, и во Владимирской епархии родились, учились, служили), т. е. в Киеве, или Москве, или Петрограде, в сане митрополита… Это мое письмо, полное многословия, пусть служит как бы приветствием к будущему торжеству 50-летнего юбилея Вашего в священном сане. Я очень хорошо знаю, что утомляю Вас, благостнейший и любвеобильнейший Владыко, но вместе с этим прошу Вас великодушно простить все мои прегрешения вольные и невольные по истинной христианской любви всепрощающей, терпящей, выразительными чертами изображаемой Св. Павлом – «апостолом языков», ученейшим новозаветным священным писателем… У меня в мыслях – написать и напечатать, если даст Бог средства и силы, 4 тома моих «Воспоминаний о России»; там уделена Вам добрая часть; думаю печатать и по-русски и по-румынски, сперва в одном повременном издании, а потом отдельною книгою. Своё обещание, данное Вам, об отзыве относительно сино-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аминь. Источник : Епископ Никанор. Поучение на вечерне в первый день Светлой Пасхи.//«Странник», духовный журнал. – СПб., 1883. – Том I. – С. 642–652. Беседа в неделю православия о почитании св. икон 3 . Ныне благочестия светлость всем распростреся, разгоняющи лесть нечестия, яко облак, просвещающи же сердца благочестивых: приидите вси припадем благочестиво-мудренно, честным иконам Христовым покланяющеся, православнии (Стихира). Всегда, а в день православия особенно, святая Церковь приглашает чад своих благочестиво-мудренно поклоняться честным иконам Христа Спаса и святых Его. Между тем к последнему времени распространяется и в нашей православно-русской земле давно распространенное в других землях заблуждение, будто кланяться святым иконам богопротивно, будто поклонение иконам есть не иное что, как идолослужение, будто древняя христианская Церковь икон не чтила, не употребляла и даже не знала. Мы же, в опровержение этого анафематствуемого в день православия заблуждения, ставим себе задачею показать, что древняя христианская Церковь даже в первые века христианства знала св. иконы и употребляла, и чтила. Для чего возьмем касательно сего предмета совершенно научные выводы церковной археологии 4 . Тесно связанное с языческой религией, античное искусство, ко времени пришествия Христова на землю, стало падать. Художники, вместе с остальным миром, нуждались в духовном обновлении и просветлении; и свет пришел с востока. Одновременно с разложением и падением многобожия, мало-помалу, распространялось новое учение веры христианской, а с ним вместе созидалось, скромно и незаметно, и новое искусство, под влиянием новой христианской веры. Началось оно в могильной тишине катакомб. В древнем языческом обществе места погребения были местом периодических собраний родственников, друзей покойного и сочленов погребального товарищества. Для христиан же катакомба была не только кладбищем, но вместе и первым храмом. Такие помещения обыкновенно украшались живописью издавна. Но христиане постепенно стали изглаждать языческия украшения и вносить уже в свои собственно христианския изображения содержание, заимствованное из евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

В 1889 г. владыка Никанор решил систематически изложить свои взгляды на догматические уклонения Римо-католической Церкви. К этому отчасти побудило его синодское начальство, не раз прибегавшее за помощью к его легкому полемическому перу. Сам Никанор писал, что К.П.Победоносцев и В.К.Саблер " заваливают " его учеными поручениями: " Не хотелось мне, - признается он, - вынужден был писать " Воззвание братьям славянам " . Там Владимир Соловьев представил вздор о подчинении России папам; напиши, мол, ответ " Вот в связи сочинением Соловьева Никанор и опубликовал в которой подверг критике высказывания неназванного по имени лица, возбудившие " пышные похвалы " папистов. Все разумеется догадались, что имелся в виду Вл.С.Соловьев... В 1883 г. в газете " Русь " он напечатал несколько статей под названием " Великий спор и христианская политика " , в которых высказался в пользу соединения Восточной и Западной Церквей, полагая, что догматические новации католицизма суть естественный результат развития догматов. Эти статьи вызвали оживленную дискуссию, на которую Соловьев ответил сочинением " Догматическое учение Церкви в связи с вопросом о соединении Церквей " (1886). Никанор был единственным архиереем, вступившим с Соловьевым в публичную полемику. Он начинает с определения понятия ересь как явного искажения церковного учения или прибавления к нему нового. Именно латинская Церковь усвоила себе, по Никанору, теорию развития догматов. Эта теория, которая " выяснена и утверждена в булле папы Пия IX ведет к утверждению в латинской Церкви частных мнений в качестве богооткровенных догматов " Таковы, в частности, учение о Непорочном Зачатии Девы Марии, о первородном грехе, " о непосредственном творении каждой в отдельности души человеческой " , о Filioque, о непогрешимости папы. Сылаясь на Грамоту восточных патриархов, а также на митрополита Макария (Булгакова), Никанор утверждает, что Православная Церковь эту теорию развития совершенно отвергает. Далее он погружается в подробный исторический обзор отмеченных особенностей латинского учения, и прежде всего Filioque, беря в союзники и западных писателей, в частности, Алкуина, назвавшего прибавление к Символу веры " Испанским заблуждением " и отвергая как еретическое даже выражение " чрез Сына " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   В 1883 году вышла обстоятельный курс основного богословия профессора Н. Рождественского «Христианская апологетика». Этот труд отличается особенной полнотойв изложении материала.    В области богословской апологетики и христианской философии глубиной и оригинальностью мысли отличается трех томное сочинение архиепископа ХерсонскогоНиканора (Бровковича) «Положительная философия и сверхъестественное откровение». В нем ведется аргументированный спор с позитивизмом и материализмом радиоправдания веры разума. Архиепископу Никанору принадлежит также «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви». Архиепископ Никанор был такжезамечательным проповедником. В проповедях о Завете Божием, произнесенных в 70-е годы, он развивает мысль о том, что до сотворения мира, в вечности, уже " Совершилась сущность творческого, искупительного, спасительного Завета». И Пресвятая Дева «прежде века стала посредницей между миром, человеком,воплощенным Сыном Божиим и Божеством. В своем гомилетическом наследии архиепископ Никанор ближе всего к митрополиту Филарету.    Ему принадлежали также мелизарный труд «Воспоминания», в которых живо и интересно повествуется о важных событиях церковной жизни, свидетелем которых былавтор. В «Воспоминаниях» дан ряд талантливо очерченных портретов церковных и государственных деятелей, которых знал мемуарист архиепископов Смарагда(Кржановского), Афанасия (Дроздова), митрополитов Макария (Булгакова), Платона (Городецкого), Исидора (Никольского), обер-прокуроров К.П. Победоносцева,В.К. Саблера.    Первым опытом полного изложения догматики в XIX веке стал вышедший в 1848 году труд ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Антония (Амфитеатрова),впоследствии архиепископа Казанского, «Догматическое богословие».    В 1852 году вышла пятитомная «Полная система догматического богословия» пресвященного Макария (Булгакова). МитрополитМакарий родился в 1816 году в Тамбовской епархии. Образование получил в Киевской Академии, с 1842 года преподавал в Петербургской Академии, несколько летсостоял ее ректором.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1883 году вышел обстоятельный курс основного богословия профессора Н. Рождественского «Христианская апологетика». Этот труд отличается особенной полнотой в изложении материала. В области богословской апологетики и христианской философии глубиной и оригинальностью мысли отличается трехтомное сочинение архиепископа Херсонского Никанора (Бровковича) «Положительная философия и сверхъестественное откровение». В нем ведется аргументированный спор с позитивизмом и материализмом ради оправдания веры разума. Архиепископу Никанору принадлежит также «Разбор римского учения о видимом главенстве в Церкви». Архиепископ Никанор был также замечательным проповедником. В проповедях о Завете Божием, произнесенных в 70-е годы, он развивает мысль о том, что до сотворения мира, в вечности, уже «Совершилась сущность творческого, искупительного, спасительного Завета». И Пресвятая Дева «прежде века стала посредницей между миром, человеком, воплощенным Сыном Божиим и Божеством. В своем гомилетическом наследии архиепископ Никанор ближе всего к митрополиту Филарету. Ему принадлежали также мемуарный труд «Воспоминания», в которых живо и интересно повествуется о важных событиях церковной жизни, свидетелем которых был автор. В «Воспоминаниях» дан ряд талантливо очерченных портретов церковных и государственных деятелей, которых знал мемуарист архиепископов Смарагда (Кржановского), Афанасия (Дроздова), митрополитов Макария (Булгакова) , Платона (Городецкого) , Исидора (Никольского) , обер-прокуроров К.П. Победоносцева , В.К. Саблера. Первым опытом полного изложения догматики в XIX веке стал вышедший в 1848 году труд ректора Киевской Духовной Академии архимандрита Антония (Амфитеатрова) , впоследствии архиепископа Казанского, «Догматическое богословие». В 1852 году вышла пятитомная «Полная система догматического богословия» пресвященного Макария (Булгакова) . Митрополит Макарий родился в 1816 году в Тамбовской епархии. Образование получил в Киевской Академии, с 1842 года преподавал в Петербургской Академии, несколько лет состоял ее ректором.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010