Сколько первая, столько и последняя Уния, как происками нескольких лиц произведённая, не имела твёрдого основания. Сие оказалось в следующем 1596 году. Когда на новом Брестском соборе епископы, принявшие Унию, с епископами Римскими и сенаторами, в большом числе от короля присланными, старались склонить Православных к своему предприятию; то сии последние, имея предводителями оставшихся в Православии епископов Львовского и Перемышльского, прокляли митрополита и приверженных ему епископов и, отрешив их от должностей, подали к королю прошение об удалении их от епархий, как отступников от веры. Но напрасно – Сигизмунд способствовал всеми силами Униатам, отнял у Православных их права и запретил строить церкви. Сии меры при жизни митрополита Рагозы не имели полного действия – сей пастырь по смерти раскаивался и колебался в принятой Унии; но Поцей, со вступлением на митрополию, приложил все усилия к торжеству Унии. Он исходатайствовал постановление, дабы никого неучёного не посвящать, Православных же в польские училища не принимать. Таковое постановление оказалось гибельным, особенно за последовавшим уничтожением нескольких находящихся ещё православных училищ; а со смертью двух в православии оставшихся архиереев, некому было посвящать православных священников. Началось явное гонение: отнимали Православные церкви и монастыри, отнимали церковные имущества; Православных светских к урядам ни к цехам не допускали, по некоторым городам жить им отказывали; мёртвых на святых местах хоронить запрещали, а даже над вывозимыми телами издевались; священников и монахов ловили, в кандалах и темницах содержали и мучили. Напрасно справедливость исторгала почти на всяком сейме новые в пользу благочестивых постановления – власть королевская, фанатизм Римского духовенства и могущество частных лиц, заставляли молчать конституцию; угнетённая Россия в несчастные времена самозванцев не могла подать руку помощи своим единоверцам, – и половина Православного в Польше народа нашлась принуждённой оставить благочестие. Успехи Униатов облегчались принятием Римского обряда почти всем знатнейшим Православным дворянством – соединение по вере обоих обрядов устраняло всякое препятствие, происки иезуитов и обнадёживание двора представляли довольно побуждений, – и русские князья и вельможи, потомки св. Владимира и Православных князей Литовских, оставив веру своих предков, оставили легко и презренную Унию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

С появлением в Московской Руси линейной нотации в середине XVII века строчные и демественные песнопения стали записываться этим видом нотации. Итак, раннее многоголосие занимает совершенно особое место в литургической культуре Русской Православной Церкви однако со второй половины XVII века оно постепенно было вытеснено партесным многоголосием и уже в XIX веке стало практически неизвестным. Глава IV. Богослужебное пение и духовная музыка в России второй половины веков 1. Русско-украинское партесное пение второй половины XVII – первой половины XVIII веков Исторические предпосылки возникновения партесного пения в России во второй половине XVII века теоретическое и идейно-эстетическое обоснование партесного пения в трудах Н. Дилецкого, И. Коренева партесные гармонизации традиционных роспевов, свободные авторские композиции Исторические предпосылки возникновения партесного пения в России во второй половине XVII века. Воссоединение Украины с Россией ознаменовало принципиально новый этап и в развитии культурной цивилизации России в целом и в становлении иного образа иных представлений о традиционном церковном пении. Что же происходило на Украине в первой половине XVII века? С 1569 г. большая часть Украины вместе с Белоруссией входили в единое государство – Речь Посполитую. В 1596 г. была заключена Брестская уния (союз между православной и католической церковью). Это означало сохранение на Украине и в Белоруссии православного богослужения при догматическом и административном подчинении Римскому Папе. И православные люди в пределах Польско-Литовского королевства находились в непосредственном контакте с католической церковной музыкой – многоголосным «сладкозвучным» церковным пением в сопровождении органа. Это не могло не прельщать православных. Так, например, автор полемического труда второй половины XVII века «О божественном пении» Иоаникий Коренев пишет, что «в Малой России, когда римляне начали прельщать верных органной игрой в своих костелах, ничем иным их (верных – A. К.) не отвратили от них и обратили к соборной церкви только этими многоголосными музыкальными сочинениями и в них умилительными голосами и проповедью божественных слов посрамили эту игру». 131] To есть бороться против унии православные стали организацией таких же многоголосных хоров, но без инструментального сопровождения, тем самым противопоставляя свою певческую культуру «сладким звукам мусикийских органов, сильно увлекавших на свою сторону слабых сынов православной церкви» (прот. Д.Разумовский ) – 19].

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

229. КЛИМЕНТ VIII Римские Папы. Список 229. КЛИМЕНТ VIII. 1592—1605. Ипполито Альдобрандини. Родился 24 февраля 1536 г. в Фано, около Флоренции. Получил юридическое образование. В 1585 г. был назначен кардиналом и выполнял функции папского легата в Польше, где поддерживал кандидатуру Габсбургов после смерти Стефана Батория. Он сурово осуждал практику непотизма, но, став папой, назначил кардиналами четырех своих родственников. Одним из них был Пьетро Альдобрандини, который получил пурпур в 22 года и замещал папу во всех важнейших делах. Папа и его непот осуществляли соуправление как в политических, так и в религиозных делах. Связи с Испанией несколько ослабли, и апостольская столица снова сблизилась с Францией. Шаги, предпринятые папой, позволили расширить территорию папского государства. В религиозной области господствовала инквизиция, гася любое проявление прогрессивной мысли и развитие свободной, не подчиненной теологии науки. В 1600 г. был сожжен на костре выдающийся итальянский философ Джордано Бруно (род. в 1548 г.). В 1596 г. в Польше была заключена Брестская уния — суррогат объединения обеих ветвей христианства — восточной и западной. Она не оправдала надежд, которые возлагал на нее папа, рассчитывая на обращение в католичество всей Руси. В доктринальной области папа безуспешно пытался разрешить спор между теологами-иезуитами и доминиканцами, дискутировавшими о границах влияния милости божьей на волю человека грешного и спасенного. После длительных прений и столкновения разных точек зрения папа, познания которого в теологии были весьма ограниченными, решил не оглашать окончательного решения. Вопрос остался открытым. В 1600 г. Климент VIII с огромной помпой открыл Юбилейный год, на который прибыло почти 3 миллиона паломников. Тогдашние хронисты отметили «пышность». Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442619/

В таких обстоятельствах Даяна Лазаревич, молодой исследователь и переводчик, настойчиво следит за выступлениями Владимира Путина, переводит их на сербский язык, получает одобрение администрации президента и даёт рукописи название «Z – непобедимое лицо России». Таким образом, это первая книга самого Владимира Путина а не о нём, как это было ранее. Это является своего рода подвигом переводчика. Таким образом, читатели могут ознакомиться с подлинными взглядами, мыслями, идеями, знаниями, желаниями и предложениями Путина как для западных политиков, так и для вопросов внутренней политики. Мы бы не стали слишком много указывать на всё самое ценное в этой книге, потому что этого достаточно, и тем самым мы лишили бы читателя очарования чтения, но, всё же, выделим некоторые мысли Путина по вопросу Украины. Именно Украины, потому что на этой территории идет битва не только за выживание Российской Федерации и русских как народа, но и других народов Европы и мира, особенно нас, сербов. Просто у русских и сербов есть то, что можно назвать законом Объединенных судов. Путин неоднократно говорил об историческом единстве русских и украинцев, но его одноимённая статья на эту тему от 2021 года, которую, по его словам, он написал сам на основе открытых источников, является важным свидетельством. Во-первых, потому что он опирался на традиционную науку, лишенную подделок и мифов. Верно констатирует, что проблема возникла в XIV веке, когда элита Литвы обратилась в Римско-католическую веру, и усугублялась рядом церковных уний, наиболее тяжелые последствия которых для русской идентичности на Украине и частично в Белоруссии имела Брестская Уния, подписанная православными епископами и священниками в 1596 году. С тех пор проводилась полонизация и латинизация населения (ассимиляция), а Православие подавлялось. Важно отметить, что Путин заявляет, что украинец – это не этническое имя, а профессия - пограничник, то есть он обозначает человека, живущего на окраине, на границе. Все последующие действия различных центров силы, в том числе большевистских, создавали социальными средствами украинскую идентичность, но как антироссийскую, а государство Украина как анти-Россию.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/16/no...

Чтобы закончить этот западный экскурс, который нам еще понадобится, скажу, что в конце 16 века, в 1596 году заключается Брестская уния, т. е. епископы киевской митрополии подписывают новый инвариант флорентийской унии. На этот счет были большие споры, но большинство епископов и митрополит подписывают соединение с западной церковью и начинают считать римского Папу своим главой. Но это не разделяется большинством мирян, и культурных горожан, и частью православных аристократов, и простых сельским населением. Сельскому украинскому и белорусскому населению тогда особенно плохо, потому что с середины 15 века, намного раньше московского царства, в литовских землях происходит полное закрепощение крестьянства, крестьяне становятся фактически рабами. Не только православные, католики тоже, но большая часть крестьян литовского княжества, четыре пятых, это православные. Соответственно помещики большинство это католики и протестанты. Казачество всё православное, Тараса Бульбу все читали. Это вызывает не только религиозно-социальный антагонизм в западных землях. Поэтому то, что делают епископы, и, к сожалению, не по богословским соображениям, а по соображениям власти, дело в том, что католические епископы и монастыри имели все привилегии, и на них распространялись права, которые имели светские аристократы и светские поместья. Это огромные богатства, деньги, привилегии, право заседать в сейме. И очень многие этим польстились. А народ, который, может, плохо разбирался в богословии, но понимал, что это религия его поработителей: не политических, литовцев и русских, а социальных – его помещиков. И в этом смысле не шел за своими епископами, произошел драматический раскол, когда светская западная часть Руси осталась православной, а высшее духовенство перешло в унию. Лидером православного движения сопротивления стал знаменитый князь Константин Острожский, один из высших аристократов в Польше, православный. До этого было принято решение, что все светские аристократы члены сейма независимо от религиозной принадлежности, в этом смысле в Литве была веротерпимость, и формально даже в отношении крестьян была веротерпимость, просто так получилось – распалось общество. Права были одинаковые и у православных, и у католических крестьян – то есть их не было ни у тех, ни у других.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Польский король Сигизмунд III Характер Декларации позволяет говорить о том, что составившие ее епископы по уровню своего религиозного сознания не могут быть сочтены ни православными, ни католиками. Если бы их стремление перейти в унию было следствием искреннего признания истины за католицизмом, то западнорусские епископы должны были бы просто обратиться к Папе с просьбой принять их в лоно Католической Церкви. Это подразумевало бы принесение покаяния за прежнее заблуждения, под каковым бы в данном случае понималось их пребывание в Православии. Если же епископы поднимали бы тему унии в духе восстановления общения и единства церковного между Восточной и Западной Церквями, то в таком случае с необходимостью вставал бы вопрос об участии всех Православных Церквей и их Предстоятелей в соборном обсуждении этой проблемы. Именно это предлагал князь Острожский, когда первоначально высказывался за унию, которую он понимал как подлинное восстановление церковного единства, нарушенного Расколом 1054 г. Между тем, даже глава Киевской митрополии в 1590 г. еще не был в курсе затеваемой его епископами акции и не мог считаться ее приверженцем. При этом архиереи, вероятно, изначально предполагали, что уния не будет популярной среди народа церковного и рассчитывали в деле ее утверждения в Речи Посполитой на помощь со стороны королевской власти, что косвенно подтверждает пункт Декларации об утверждении артикулов унии Сигизмундом III. Таким образом, можно полагать, что идея заключения унии, тайно высказанная архиереями Киевской митрополии в 1590 г., не носила характера перемены в их религиозном сознании. Скорее, она рассматривалась ими как один из вариантов решения проблемы сохранения своей власти в Православной Церкви Речи Посполитой в условиях противостояния с братствами и активного администрирования Константинопольского Патриарха в Киевской митрополии, что угрожало недостойным иерархам низложением. В связи с вопросом об отношении западнорусских православных епископов к возможной унии с Римом также обращают на себя внимание события, происходившие в 1591 г. Судя по имеющимся свидетельствам, в это время наметилось некоторое сближение прежде враждовавших сторон — высшего духовенства и братчиков-мирян. Это вполне проявилось в ходе собора в Бресте в октябре 1591 г.(18) Программа реформ на сей раз обсуждалась архиереями уже не тайно, а совместно с представителями мирян. Епископы на этом соборе уже не только выступали с предложениями по укреплению внутренней дисциплины в Церкви, которые в целом стали более радикальными и даже демонстрировали готовность иерархов отказаться от ряда собственных привилегий, но и поддержали инициативы братств в отношении книгопечатного дела и устроения школ. Кроме того, на соборе были приняты три судебных определения по поводу противостояния епископа Гедеона Балобана и Львовского братства — во всех случаях дело было решено не в пользу Львовского архиерея, что также создавало почву для примирения между епископатом и братствами.

http://pravoslavie.ru/36437.html

Весь ход истории, начиная от бесконечных шведских войн, нашествий польско-литовских интервентов, Наполеона и заканчивая Гитлером, ярко иллюстрирует стратегию, основанную на ненависти к России и желании подчинить ее себе.И надо признать, однажды Запад на этом поприще достиг успехов. В 1596 году путем обмана, подкупа, угроз и предательства была заключена «Брестская уния», когда часть русских земель, являющаяся сегодня Западной Украиной, приняла католичество и перешлапод духовное окормление Ватикана. Важно отметить, что эти предатели и их потомки, стремясь хоть как-то оправдать в своих глазах это позорное деяние, стали говорить о якобы правильном«цивилизационном»выборе и заложили основы славянской русофобии, а также к череде дальнейших предательств, венцом которых стали события на Украине начала XXI века». Итак, налицо многовековая, укоренившаяся на уровне подсознания и пронизывающая все слои западного общества русофобия Запада, которая продолжается и в наши дни, основой которой являются : отход от истинного христианства и введение еретических догматов, уход в раскол, желание ,путем лжи и инсинуаций взвалить вину за раскол на Византию, а затем транслировать свою мировоззренческую позицию на Православную Русь как преемницу Византии , жажда политического реванша и установления политического и религиозного главенстваЗапада над Востоком и , как итог- полное духовное , нравственное и экономическое подчинение себе Русской Цивилизации. Первая и очевидная группа людей, проявляющих явную русофобскую позицию- это потомки фарисеев и книжников-иудеев, которые не только распяли Христа, взяв ответственность за это преступление на себя, но на метафизическом уровне сделав ответственными за содеянное своих потомков, заявив Пилату: Кровь его на нас и на детях наших (Мф 27;25). Именно эти люди, как в 1917 году, так и сейчас проявляют свою ненависть к России и к её православной традиции. Прекрасно понимая, что нынешняя Россия не могла состояться как государство без наследования от Византии Православия, эти деятели оскверняют именно самую суть русской православной цивилизации.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/30/...

В XVI веке Европа предлагала восточным славянам: «Прими нашу веру – и войдешь в Рай». Это был Евросоюз XVI столетия Но мне хочется метнуться мыслью во времена более отдаленные, нежели времена Кутузова и Бонапарта. Метнуться в XVI век. Конкретно – в год 1596-й. Это год Брестской унии. В те благословенные времена европейцы не требовали признавать в качестве брака однополые союзы. Что вы?! Они сами за это делали больно всем несогласным. Они просыпались по звону соборных колоколов, вслушивались в каждое слово папских энциклик и не представляли себе, как можно жить в браке, не будучи венчанным. Их тогда не интересовали заводы, потому что заводов тогда не было. Богатство измерялось количеством и качеством земель и умением подвластных людей на земле работать. Рай и ад были реальностью. Жизнь была трудна, грязна, коротка, но очень интересна. Подлинная власть в те времена полагалась в сфере идеологии. А идеология в благословенном XVI веке была насквозь церковной. Итак, в XVI веке католическая Европа с центром в Риме (точнее – Ватикане) предлагала восточным славянам союз (унию, если на латыни) и говорила: «Прими нашу веру, ибо мы выше тебя. Без нас и нашей веры ты не спасешь свою душу. Без нас ты будешь раб и свинопас. А с нами ты будешь такого же достоинства, как мы, и войдешь в Рай по смерти. Прими нашу веру и покорись нам добровольно. Если же нет, то мы покорим тебя силой для твоего же блага, потому что такое право мы имеем от Бога через Папу». Это был Евросоюз XVI столетия. Ни угля, ни стали, ни ЛГБТ, ни потребительских кредитов. Но та же гордость колонизатора в отношении к папуасам; та же гордость и нераскаянность. По сути, там – скрытый сатанизм под маской христианства, а сегодня – уставший скрываться сатанизм под маской либеральной филантропии. Наши малограмотные предки не были лишены ни мудрости, ни природной интуиции, ни чувства достоинства. В ответ на предложение таких союзов они закатывали рукава и шли драться. Так было в благословенном XVI веке, который плавно перетек в благословенный век XVII-й и перетащил туда все свои нерешенные вопросы. В целом идея унии потерпела поражение. Но не сразу и не везде. Часть прежде здорового тела эта болезнь успела заразить. Уния закрепилась на Западной Украине и частично в Западной Белоруссии. В этих местах родился феномен: Восточная вера с вкраплением Западных обрядов и послушанием Риму или, наоборот, Западная вера с Восточной обрядностью. Никто уже не разберется, как правильно.

http://pravoslavie.ru/89805.html

6. История подготовки и осуществления унии церквей в конце XVI в. выявила взаимное непонимание католиков и православных. История Брестской унии – история иллюзий. Исторически эти иллюзии были столь же закономерны и неизбежны, сколь закономерен и неизбежен был их крах. Православные епископы и другие православные сторонники унии вовсе не хотели становиться католиками, хотя и не отдавали себе отчета ни в том, что на самом деле разделяло их и католиков, ни в том, в каким последствиям приведет их отчаянный маневр. Католики не хотели и не могли – настолько, насколько они оставались католиками! – пойти на то, чтобы христиане, признавшие власть, авторитет и правоту папы, оставались бы не-католиками. Они, как и православные, не понимали, в чем состоят глубинные различия двух христианских традиций и к каким катастрофическим последствиям может привести заключаемая уния. Взаимное непонимание православных и католиков во времена Брестской унии коренится в особенностях и различиях двух христианских ментальностей, исторически сформированных конфессионально-культурными традициями византийско-православной и латино-католической цивилизаций. 7. Последствия взаимного непонимания и иллюзий стали выявляться уже в 1595 г. Одним из них был фактический отказ католической стороны от проведения общего собора, на который так надеялись православные. Другим – поворот событий, который ждал Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого в Риме. Однако пути назад уже практически не было ни для православных инициаторов унии, которые всё поставили на одну карту, ни для католиков, которые по природе своего экклезиологического мышления не могли отказаться от счастливо представившейся перспективы «обращения» из «схизмы» в истинную веру миллионов «заблудших овечек». Глубокий раскол православной церкви (и следовательно, всего общества!) во время Брестских соборов октября 1596 г. стал, по сути, первым публичным крахом унионного плана и ярчайшим выражением взаимного непонимания двух сторон. История украинско-белорусского православия и Брестской унии позволяет, таким образом, выявить некоторые исторические реальности, определявшие особенности развития католических и православных обществ и противоречия в их взаимодействии в Средние века и в «эпоху конфессий».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Провозглашенная на Брестском соборе 1596 года уния с Римом была принята королем Сигизмундом III, до изуверства преданным католичеству, под особое покровительство. Внешние обстоятельства благоприятствовали распространению и укреплению унии, встреченной в начале с страшным негодованием большинством православного населения. Во главе униатской церкви скоро стал митрополит Ипатий Поцей, человек знатного рода, с католическими убеждениями, получивший воспитание в Краковской иезуитской академии и отличавшийся умом и сильной волей. Не желавших принять унию Поцей считал ослушниками королевской воли. Непокорных священников он подвергал истязаниям и преследованиям, изгонял из приходов и предавал проклятию. У православных братств насильно отнимались школы и храмы со всем имуществом, и передавались униатам. Наиболее ревностными помощниками Поцея и врагами православия явились ученики иезуитов – Иосиф Вельямин-Рутский, сын Московского воеводы Вельяминова, и Иосафат Кунцевич. Сделавшись митрополитом, Рутский, истый католик по воспитанию и убеждению, первый занялся внутренним устройством униатской церкви. Прежде всего он решился преобразовать униатское монашество по образцу латинских орденов. С целью истребления православия, поддержания и упрочения унии и теснейшего сближения с латинством, он учредил братство, или чин (орден) святого Василия. Почти все базилианские монастыри, вопреки обычаям и правилам древней восточной церкви, были подчинены одному начальнику – протоархимандриту, или генералу, который не зависел, от униатского митрополита и сносился непосредственно с Римом. В основание ордена были положены правила и постановления иезуитов. Последние должны были присутствовать на собраниях базилиан и давать руководствующее направление их деятельности. Учителями базилиан в деле окатоличения униатов явились также и босые кармелиты. Папа разрешил вообще всем латинянам поступать в базилианский орден (15 июля 1613 года), с целью подготовить преобразование унии в чистое латинство. Для более успешного развития унии и католичества базилиане должны были занимать высшие иерархические должности в епархиальном и церковном управлении и всецело сосредоточить в своих руках общественное воспитание. Рутский намеревался также ввести безженство между светским клиром, для большей его независимости в житейском отношении, и дать ему приличное образование. Но эти планы его затормозили базилиане, опасаясь встретить себе соперников в безженных и образованных униатских пастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010