Взгляд невольно задерживался на ликах святых, глядящих из вечности. Древние иконы - немые свидетели минувших веков, они помнят наше Царство, наши взлеты и падения. Они столетиями пронзали сербские души - души тех, кто приходил сюда с великим горем и страданием помолиться Господу и поклониться драгоценным мощам короля-мученика Стефана. Память об этом хранят святые иконы. Мы словно погрузились в бездну, наводненную мыслью и чувствами наших предков, в тот духовный океан молитвы, берега которого сегодня опустели. Здесь душа сербства. Чего только не переживала она за протекшие столетия. На некоторое время мы забыли о сегодняшней страшной судьбе нашего народа и душой отдохнули ото всех мук и ужасов - смирение посетило нас. Пока монах коленопреклоненно молился за сербский род, мысленно перенеслись мы во времена Неманичей, и нас охватило душевное умиление. Мы обратились к прошлому, чтобы осознать настоящее. Мы искали причины и смысл безмерных страданий сербского народа, нынешнего его Распятия. " Сербы в Видов день 1389 года победили османское войско и выгнали турок из Косова " , - неожиданно вдруг произнес Наставник. Мы встрепенулись, отвлеклись от наших мыслей и стали внимательно его слушать, приблизился к нам и монах. " Та часть Косова поля, где развернулась битва, принадлежала Вуку Бранковичу, но земли эти подпали под вассальную зависимость от турок только спустя три года. Свою власть турки установили в Косове по прошествии шестидесяти шести лет после битвы, в 1455 году. В Косовской битве не было предательства, но три наших войска слаженно боролись с врагом, победили его и изгнали из пределов сербских. В центре нашего фронта, которым командовал князь Лазарь, погибший в битве, было больше всего потерь. Именно сюда пришелся самый жестокий удар турок. На правом крыле сражался Вук Бранкович 2, а на левом - Влатко Вукович с войском короля Стефана Твртка I, здесь было проще побороть неприятеля. О подготовке турок к походу было известно еще за два года до сражения на Косовом поле. Они снарядили сильные рати (как полагали), надеясь своей победой подчинить сербов и открыть себе путь в Западную Европу 3.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Совершенно бессмысленным явилось позднее распространенное турками в сербском народе мнение, что Милош Обилич коварно нанес смертельную рану султану Мурату. Совершенно невероятно, чтобы во время большой решающей битвы предводитель турок принял неизвестного или малоизвестного сербского воеводу, да еще со спрятанным кинжалом. Для того, чтобы оправдать свое поражение, турки пустили в ход этот слух, поскольку подвиг сербских витязей свидетельствовал о превосходстве наших воинов, кроме того, средневековая рыцарская мораль просто не допускала подлого убийства. По следам ложного слуха о коварстве Милоша и была сложена народная песня " Королевич Марко и Муса Кеседжия " , в которой рассказывается, как уже почти поверженный Марко воспользовался скрытым в одежде кинжалом, чтобы убить Мусу. Как будто Марко-Сербин не мог, как настоящий богатырь, просто так, без хитрости победить турка. Никто из историков не изучал специально последствий брака Оливеры, дочери князя Лазаря и княгини Милицы, с сыном Мурата Баязидом. Сколько лжи проникло в наше сознание вследствие этого события? Туркам просто было распространить байку о предательстве Вука Бранковича после его смерти (1396), когда произошла ссора Бранковичей и Лазаревичей " . Отшельник, с удивлением: " Почему же Косовская битва опутана такой ложью в сознании сербов? " Наставник: " Это легко понять, если хорошо изучить умоначертание турецких завоевателей и их политику, где ложь и разжигание ссор и столкновений в народе были чуть ли не главным способом ведения войны и давления на народ. Турецкие султаны не вступали в битву, их командные позиции были крепко защищены, с них открывался хороший обзор поля боя. Гибель султана Мурата и его сына Якуба, который командовал частью фронта, свидетельствует лишь о катастрофическом поражении турецкого войска. Князь Лазарь со своими ратниками буквально ворвался в самый центр схватки. При таком ведении боевых действий главнокомандующий может погибнуть и от более слабого неприятеля, который попросту сосредоточит все свои силы в той точке поля боя, где находится полководец противника. Князь Лазарь не попал в плен, но погиб в битве, так уж случилось. Турки выдумали, что в битве произошел перелом: вначале успех сопутствовал сербам, как раз тогда и было послано известие в Париж, а затем, когда Баязид вывел резервное войско, якобы победа досталась османам. Это один из их вымыслов, сфабрикованный с тем, чтобы опровергнуть донесения европейцев о поражении турок, как будто слишком рано (т.е. до исхода битвы) посланные.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

в детстве). При дворе царей Душана и его наследника Уроша Л. имел невысокий чин «ставильца», близкий к визант. чину стольника: носитель этого чина помимо церемониальных обязанностей мог исполнять и др. поручения правителя. Так, в 1362 г. Л. участвовал в царском посольстве в Дубровник для подтверждения мирного договора, а в 1363 г. выступал свидетелем и исполнителем («милостником») при обмене владениями между кн. Воиславом Войновичем и своим зятем (мужем сестры) чельником Мусой. Возможно, во время службы при дворе Л. совершил паломничество на Св. землю (если признавать это предание достоверным), во всяком случае традиц. дата паломничества (1372) представляется совершенно невероятной в силу ситуации на серб. землях. В 1363 или 1365 г., после того как Вукашин Мрнявчевич получил от Уроша королевский титул и стал его соправителем, Л., по всей видимости, оставил придворную службу: неясно, по своей инициативе или нового короля. Неизвестно, получил ли Л. от царя при отставке какое-то земельное пожалование (в равной мере это неизвестно в отношении его отца), возможно даже, что он лишился наследственных владений в районе Ново-Брдо ( 1984. С. 45). Из дальнейших событий становится ясно, что владения Л. располагались в Моравской Сербии, к северу и северо-востоку от Косова. Вероятно, в это время он принял титул князя (серб. «кнез»), к-рым не обладал от рождения, достаточно скромный в системе сербской властительской иерархии XIV в. (см.: Он же. 2001. С. 88-103). Вновь в источниках Л. появляется не ранее 1371 г., когда кор. Вукашин и его брат серрский деспот Иоанн Углеша погибли в битве с османами на р. Марица. Через неск. месяцев царь Урош скончался, и Сербия осталась без верховного правителя (сын Вукашина Марко, обладая королевским титулом, не мог претендовать на верховенство, не имея войска, погибшего в Марицкой битве). В феодальной войне 1-й пол. 70-х гг. XIV в. Л. принимал участие в составе коалиции, в к-рую входили помимо него и его вассалов (зятя Вука Бранковича и племянников братьев Мусичей) боснийский бан Твртко I Котроманич, Дубровник, и к-рую поддерживала Венгрия (Л.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

378). 42 Прим. ред. – Крестоносцы Запада, полностью разгромившие и разграбившие Константинополь в 1204 г., дали такой «прилив культурных и политических сил», что мало не показалось. Помнили это византийцы. 43 О событиях после смерти Uoahha VIII см. с. 57–58. О восстановлении стен см. с. 86–87 u Van Mil. 2 (автор называет императора Иоанном VII, а не VIII). Часть восстановительных работ была осуществлена на средства деспота Сербии Георгия Бранковича. 44 Прим. ред. – Ошибка. Кукурузу (маис) завезли в Европу из Америки в конце XV в. Откуда она взялась в Малой Азии до плавания Колумба? Возможно, ошибся переводчик. 58 Не так уж невероятно, как это полагает Кёпрюлю, что у династии Османов могли оказаться предки как из Сельджукидов, так и Комнинов; но если это справедливо, то последние, вероятно, появились позднее, в результате брака Баязида I с одной гермиянской княжной. 63 Bab. 4; Koprulu, c. 125–126. Дата смерти Орхана точно неизвестна. Узюнчаршили (Ozuncarsili, I, с. 62) называет 1360 г. Виттек, ссылаясь на [На греческом] (Chronica Minora), датирует ее 1362 г. (Wit. 2, с. 44, 54). 69 Taf. 2, с. 283–286; Charanis, с. 301; Jirecek, II, с. 99 и сл.; Osmr., с. 485; Bab. 1, с. 65 и сл. 70 Bab, 1, с. 1, 24; Jirecek, II, с. 119 и сл. Дата битвы на Косовом поле носит дискуссионный характер, но 15 июня, похоже, соответствует действительности. Ссылки на источники см.: Atiya 2, с. 5, u Osmr., с. 486, примеч. 1. 76 Лучшее изложение событий этого периода см.: Jorga 2, 1, с. 325 и сл. См. также: Kramers, с. 657–658. 78 Ducas, XXXIII, с. 285; Бертрандон де ля Брокьер пишет: «Они говорили мне, что он не любит войн, и это кажется мне правдой». Лаоник Халкокондилас утверждает, что перед битвой под Варной Мурад дал обет вступить в религиозный орден, хотя это свидетельство осталось неподтвержденным. Однако деятельность Мурада в связи с созданием корпуса янычар (см. ниже, примеч. 39) заставляет думать, что он был в хороших отношениях с дервишским орденом бекташи (см.: Bertrandon de la Broquiere.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При Баязиде I (1389-1402), к-рый получил прозвище Йылдырым (Молниеносный) за стремительность своих военных операций, углубились противоречия между тюркской военной аристократией, с одной стороны, и вассальными христ. князьями и корпорацией «капыкулу» (государевых рабов), занимавших важные гос. посты,- с другой. Беи пограничных территорий настаивали на продолжении завоеваний на Балканах, а противостоящая им группировка подталкивала Баязида к завоеванию бейликов М. Азии. Сам Баязид, сын гречанки, был в значительной мере ставленником своих христ. вассалов. Анатолийские беи, прежние союзники Мурада, откололись от Баязида и заключили союз с Караманом и кади Бурханеддином, правителем Сиваса. Не пытаясь добиться подчинения Сербии, Баязид довольствовался тем, что серб. деспот Стефан, сын Лазаря, правитель Приштины Вук Бранкович и князья Сев. Албании признали верховную власть О. и. Используя войска своих балканских вассалов, оснащенные огнестрельным оружием, Баязид в 1390-1392 гг. быстро завоевал бейлики Зап. Анатолии (Сарухан, Айдын, Ментеше, часть Карамана и Исфендияр с городами Синоп и Кастамону). Потом султан задействовал войска анатолийских беев на Балканах, где венг. кор. Сигизмунд атаковал тур. крепости на Дунае и привлек на свою сторону болгарского царя Шишмана. В 1393 г. Баязид захватил Тырново, столицу Второго Болгарского царства. В 1394 г. турки впервые перешли Дунай и вторглись в Валахию и Венгрию. В 1395 г., после смерти кор. Марко, Македония перешла под прямое управление О. и. В сент. 1396 г. в битве под Никополем османы разгромили совершавших крестовый поход европ. рыцарей, венгров, валахов и болгар под командованием венг. кор. Сигизмунда. В том же году был взят Видин, последний очаг государственности Болгарии. Баязид неск. раз осаждал К-поль и в 1396 г. возвел на вост. берегу Босфора крепость Анадолухисары, закрывавшую подступы к визант. столице с Чёрного м. Сокрушив врагов на западе, Баязид снова повернул на восток, выступив против Карамана. Отклонив мирные предложения караманского бея, Баязид разгромил его и казнил (1397), а обширные земли Карамана вплоть до Киликии и Приевфратья включил в состав своих владений. Вскоре О. и. захватила и земли бывшего гос-ва кади Бурханеддина (Сивас, Кайсери, Токат, Никсар), к-рое распалось в 1398 г.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Он оказывал Кантемиру публично знаки любви, обнимал и целовал его. Кантемир воспользовался этим, чтобы очернить перед государем своего давнего соперника Бранкована, к нему в этом присоединился двоюродный брат Бранкована Кантакузин, замышлявший свергнуть своего господаря, чтобы самому сесть на его место. От этого случилось следующее: Бранкован присылал предложение примириться с Турциею; сам султан, узнавши о вступлении русских сил, поручил ему сношение с Петром; но Петр, настроенный против Бранкована, отверг предложение. Тогда валахский господарь рассчитал, что на русскую помощь надежды мало: враги успеют вооружить против него Петра; гораздо безопаснее оставаться на турецкой стороне. Русским пока мало было пользы от вступления в Молдавию. Кантемир издал манифест о вооружении молдавского народа, и народ по религиозному побуждению откликался сочувственно на такое воззвание, но невоинственные и плохо вооруженные поселяне не великие силы могли внести в общее дело. Русское войско в Молдавии не нашло обильного продовольствия, какое думало было там найти, потому что край был опустошен саранчою, и царь послал отряд под начальством Ренне к Браилову добыть сложенные там, как ему доносили, турецкие запасы. В это время вдруг пришло неожиданное известие, что сильное турецкое войско идет на русских, а с ним и хан крымский со своею ордою. У русских было всего 38 276 человек, у визиря 119 665, а у хана до 70000, - силы чересчур неравные. Петр поспешно двинулся назад, но неприятели догнали русских и осадили. Петр помышлял уйти из стана вместе с Екатериною и пробраться в отечество через Венгрию; предложено было предводителю молдавского войска Никульче взять на себя обязанность проводника царских особ. Никульче не взялся за это, находя невозможным избегнуть турецких сил, окружавших стан. Турки сделали нападение; русские отразили его. Но это не могло подавать больших надежд Петру. У него не было провианта; турки могли переморить русских осадой. В таком отчаянном положении министры Петра увидали единственное средство попытаться склонить визиря к миру подарками, так как турки были на них чрезвычайно падки.

http://sedmitza.ru/lib/text/537253/

Первой мыслью султана было немедленно осадить и захватить Константинополь как наказание за дерзость со стороны Византийского царя. И лишь Халил-паша, тайный агент Византии в султанском окружении, убедил своего господина не торопиться, а подождать результатов заграничного турне императора Uoahha VIII 810 . Между тем призыв Римского папы нашел отклик в сердцах латинян. На этот раз, казалось, поход обречен на успех. Главой его стал юный король Польши и Венгрии Владислав III Варненьчик (1424–1444), которого венгры именовали Уласло I. А душой кампании стал венгерский полководец Янош Гуниади. Многочисленную венгерскую армию пополнили отряды поляков, германцев, итальянцев и французов. Понтифик направил своим представителем и духовным окормителем крестоносцев кардинала Юлиана Цезарини, который также пришел с сильным отрядом наемников. Всего так называемый «Варнский Крестовый поход» насчитывал около 25 тысяч воинов. У города Ниша в 1443 г. состоялось кровопролитное сражение, успех в котором сопутствовал латинянам. Они освободили Софию и часть Болгарии, но у Траяновых ворот зимой того же года были остановлены турками. На восточном склоне этого ущелья 24 декабря 1443 г. разыгралась битва между Бранковичем, которому помогала польская конница, и зятем султана Магомедом Челеби. Яростный порыв рыцарской кавалерии отдал успех в кровопролитном сражении западным христианам, но они были истощены и не имели сил преследовать врага, хотя и захватили Магомеда Челеби в плен. Позднее он будет выкуплен за баснословные деньги своим тестем 811 . Посчитав цель Крестового похода достигнутой, король Владислав вернулся в Венгрию и в 1444 г. заключил с Мурадом II договор, согласно которому ему отходила Валахия, а Бранковичу Сербскому – Босния. Оба правителя поклялись – Владислав на Библии , а Мурад II – на Коране, что не станут нарушать мира в течение 10 лет 812 . Для латинян договор был очень выгоден. На тех условиях, на каких был заключен мир, Сербия вполне могла восстановить свои силы, а Венгрия – сплотиться для новой войны с османами. В течение 10 лет, на которые был заключен договор, многое могло бы измениться с учетом Ферраро-Флорентийской унии, прекращавшегося «Великого раскола» Западной церкви и возрастающего сопротивления христиан османскому натиску. Нельзя было забывать и о Караманском эмире, с которым османам так до сих пор и не удалось справиться. К сожалению, в этом акте был весь латинский Запад, нисколько не задумавшийся о судьбе греческих христиан. Даже папа Евгений IV был возмущен тем, что венгры и сербы «забыли» византийцев. Это был открытый вызов в первую очередь ему, как организатору и идейному вдохновителю Флорентийской унии, о которой мы будем говорить ниже. Получается, что все обещания апостолика – пустые слова, и даже самые преданные католики готовы ослушаться его для обеспечения собственных интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грозный Тимур потребовал от Баязета смириться перед ним – грозой востока. «Не лучше ли будет, думал султан, если одержу победу над врагами? Тогда и восток, и запад будут в моих руках». И послал жестокий отказ Тимуру, – а к Стефану послан гонец, чтобы Стефан спешил с войском к нему. Стефан хотел быть верным благодетелю. В страшном сражении Анкирском войска Тимура окружили Баязета. Стефан три раза врубался в ряды неприятеля, чтобы спасти Баязета. Когда отряды его уменьшились и не было уже никакой надежды на победу, Стефан пробился сквозь ряды неприятеля, спас жизнь сыну Баязета Сулейману, и прибыл в Константинополь. Царь-Град также трепетал Тимура; но тот обратился на Египет и, разгромив его, пошёл в Азию. Стефан отправил посла к Тимуру с просьбой освободить сестру его, жену Баязета. «Что значит герой Македонский? Он обошёл всю землю и ничего не удержал за собой, на стыд себе», так говорил Тимур послу Стефанову. И прибавил, что «придёт к ним назад не морем с востока, а сухим путём с севера и пройдёт весь запад». Так высоко о себе думал Тимур: и однако освободил Марию, которая до того времени, нагая до пояса, подносила питьё Тимуру, тогда как Баязет под столом с собаками питался крошками 246 . Стефан утверждён был в звании деспота и со стороны Византийского императора. Сыновья Баязета скоро перессорились: Сулейман занял западные долины, а старший брат – восточные. Сулейман стерёг Стефана на пути его из Константинополя в Сербию. Стефан отправился в Митилену и оттуда на корабле прибыл в Албанию. Юрий, женатый на тётке Стефана, на этот раз дал ему отряд свой, и Стефан благополучно прибыл с братом Буком в свой стольный город Сребреницу 247 . – Но после того Бранкович соединился с пашами Сулеймана, чтобы покорить Сербию – султану. Стефан отдал половину войска под команду брата Вука, а с другой вступил в бой с пашами и ловким манёвром разбил на голову пашей; Вук не был счастлив; Юрий истребил почти весь отряд его. Это было в 1402 г. Старший сын Баязета вступил после того в союз с Стефаном, уже как независимым владельцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

—99— тою патр. Арсения III. В главе седьмой (141151) г. Попович старается защитить патр. Арсения III от различных нареканий на него по поводу переселения сербов и для этого изображает бедственное положение Старой Сербии после удаления сербов в Австрию. Но при сем автор с одной стороны захватывает и более раннее время, а с другой стороны говорит о церквах и монастырях не только в Старой Сербии, но вообще о сербских, даже фрушкогорских. Из изложения автора видно также, что положение православной церкви в завоеванных провинциях не было на первых порах особенно печальным. Части второй глава первая (152164) не соответствует своему заглавию, так как собственно о патриархе Арсении III здесь ничего не говорится. Речь здесь об обстоятельствах, при которых совершилось переселение сербов в Австрию и о числе епископских кафедр в Австрии перед прибытием сербов. Глава вторая (164180) говорит об устройстве сербов в Австро-Венгрии за время патр. Арсения III, – в частности о привилегиях, данных сербам австрийским императором на бумаге и неисполненных на деле. Глава третья (181196) говорит о происках римско-католической пропаганды среди австрийских сербов и о мерах против нее со стороны патр. Арсения. Глава четвертая (196220) представляет перечень и обзор четырнадцати писем патр. Арсения к различным лицам и учреждениям и нескольких писем к Георгию Бранковичу, причем попутно излагаются обстоятельства жизни этого австрийского графа и сербского деспота. Глава пятая (220235) частнее говорит о письмах патр. Арсения и значении их для характеристики личности этого видного деятеля, а в конце главы сообщаются сведения о последних годах жизни и о кончине патриарха. Глава шестая (235265) содержит обзор мнений различных историков относительно переселения патр. Арсения в Австро-Венгрию. Вопреки мнению большинства сербских писателей, осуждающих патр. Арсения за этот поступок, автор старается защитить патриарха, и из личного опыта, как бывший учитель в Ипеке в 18951896 г., приводит несколько примеров насилия и зверств турецких по отношению к сербам даже в нынешнее время, когда Порта стоит под надзором евро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

История нынешней Черногории, как особой земли или земельки, начинается со второй половины XIV столетия. Когда созданное Стефаном Душаном обширное, но слишком эфемерное царство распалось после смерти своего основателя на несколько отдельных владений или государств, то образовала из себя такое отдельное владение между прочим и область Диоклея или Зета (называемая в актах этого времени исключительно вторым своим именем). В правление преемника Душанова Уроша и вероятно еще при нем самом Зетой управляло боярское семейство по фамилии Бальшичи; эти-то Бальшичи, которых с 1362 г. называются три брата Срацимир, Георгий или Юрий и Бальша, не позднее как с 1367 г. и отложились от власти государя всей Сербии, чтобы объявить себя независимыми владетелями. Сначала правил (с титулом жупана) старший брат Срацимир; после его смерти (вероятно, в 1369 г.) второй брат – Георгий или Юрий (принявший титул господина – dominus), а после смерти сего последнего (между 1375 и 1379 гг.) младший – Бальша. Преемником Бальши с 1385 г. был сын старшего брата Георгий или Юрий, которому наследовал в 1403 или 1404 г. его собственный сын Бальша младший; первый из сих двоих, опасаясь необходимости уступить восточную подгорную часть своих владений туркам, поспешил в 1396 г. продать ее венецианцам, а второй после продолжительных, сначала несчастных, а потом счастливых, войн с венецианцами успел отнять у них все проданное им, за исключением города Скутари. После смерти Бальши, который умер в 1421 г., не оставив наследников (и едва ли не быв отравлен агентами венецианцев, которые объявили цену за его голову), сначала всю Зету захватили венецианцы, а потом (в 1423 г.) половина ее отнята была у венецианцев сербским деспотом Стефаном, после которого, во время беганий от турок его преемника Юрия Бранковича, одна часть им завоеванного снова возвращена была венецианцами, а другая была захвачена холмским воеводой Стефаном Косачей. Дальнейшим после сего было, во-первых, то, что вся нижняя или подгорная Зета и все зетские города (Будва, Антивар, Дульчинье, Скутари и Дриваст) остались за венецианцами; от которых потом постепенно перешли к туркам, – во-вторых, то, что в верхней Зете или нынешней Черногории возникло под именем воеводства новое особое владение, восстановленным продолжением которого служит нынешнее княжество чер- ногорское.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010