В ряду жанров церковной музыки XIX в. особое место принадлежит реквиему, получившему широкое распространение в романтическом искусстве вне богослужения. Драматический пафос, заложенный в тексте песнопений, особенно в его центральном по значимости разд. «Dies irae», позволил трактовать этот жанр то в скорбно-субъективном, то в декоративно-театральном, то в героико-патетическом тоне. Ряд произведений этого типа имеет мемориальный характер: посвящен памяти близких или значительных исторических личностей. И. Брамс. Автограф «Немецкого реквиема». 1868 г. И. Брамс. Автограф «Немецкого реквиема». 1868 г. Одним из первых в XIX в. к реквиему обратился Л. Керубини (1760-1842), написавший 2 произведения в этом жанре (1816, 1836), второе - для муж. хора. Они отличаются классичностью образов, ярким тематизмом, блестящей оркестровкой; первый реквием (c-moll) высоко ценили Бетховен, Берлиоз, И. Брамс. Особой популярностью у слушателей пользуются реквиемы Берлиоза, Дж. Верди (1813-1901), Дворжака. Они выделяются индивидуальностью подхода к избранному жанру и не предполагают исполнения в храме. Реквием Берлиоза (1837), написанный в память жертв Французской революции 1830 г., имеет скорее гражданственный характер, отмечен повышенной экспрессивностью, грандиозностью образов, декоративной живописностью письма. Реквием Верди (1874), посвященный памяти писателя А. Мандзони, близок к оперно-театральной стилистике, его музыка темпераментна и образно конкретна, а нек-рые эпизоды прямо напоминают оперные сцены. Характер музыки Реквиема Дворжака (1890) скромный, доверительный, по-славянски задушевный, в произведении нет внешних эффектов, царит состояние покоя и умиротворенности. Не столь широко известны реквиемы Листа, Брукнера, Сен-Санса, Г. Форе. Реквием Брукнера (1849) принадлежит к числу ранних сочинений композитора, создан в период его службы органистом в мон-ре св. Флориана (Линц, Австрия), отличается строгим, эмоционально сдержанным характером. Реквием Листа (1867-1871) написан для муж.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Скучает душа моя о Господе... 11 сентября 2005 г. 17:38 11 сентября исполняется 70 лет выдающемуся современному композитору Арво (в святом крещении Арефе) Пярту. Он родился в Эстонии, однако уже почти четверть века живет в Германии. С его творчеством связано возвращение современной музыки к духовной традиции Православия, однако многие его произведения остаются почти неизвестным в России. 11 сентября во многих концертных залах Германии, Швеции, Эстонии и других стран будет звучать музыка Арво Пярта. В России юбилей композитора будет отмечен на лучшей концертной площадке столицы — в Большом зале Московской Консерватории. В России впервые будут исполнены «Песнь Силуана», «Магнификат», «Берлинская месса» и ряд других произведений. Среди исполнителей — хор Свято-Николаевского храма при Третьяковской галерее под управлением А.Пузакова и оркестр «Времена года» под управлением В.Булахова. Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. В этом утверждении есть значительная доля истины. Творчество Баха знаменовало собой некий рубеж, после которого западная музыка окончательно отошла от своего религиозного корня и встала на светский путь развития. Хронологически разрыв между музыкой и религией совпал с эпохой Просвещения, и сохранялся он вплоть до недавнего времени. Это не значит, что в век классицизма и романтизма не писали церковную музыку: и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен, и Шуберт, и Брамс (чтобы ограничиться только несколькими именами) были авторами месс и реквиемов. Однако музыка их носила светский характер даже тогда, когда они использовали духовные тексты. Несомненно, они писали прекрасную музыку, эмоционально насыщенную, по временам трогательную или величественную, но все же светскую по происхождению, стилю и форме. Эта музыка тонко передает чувства, переживания, радости и скорби людей, сопряженные с их земным существованием, но она не является выражением божественной реальности и не отражает жизнь души человеческой в Боге. Она способна оказывать мощное эмоциональное воздействие, способна потрясать и приводить в восторг, но вряд ли она может научить человека молитве, вере или покаянию.

http://patriarchia.ru/db/text/39822.html

В истории церковной музыки XIX в. определяющими стали 2 тенденции: всеобщее господство романтической стилистики и развитие музыкально-исторического сознания. Так, в лютеран. части Германии празднование 300-летия Реформации послужило стимулом к возрождению старых мелодий и текстов церковных песен XVI и XVII вв., все в большем количестве появлявшихся в богослужебных собраниях песен. Под воздействием растущих патриотических настроений в Г. зрела идея авторитетного общенационального собрания церковных песен, что привело к появлению в 1915 г. «Немецкого евангелического песенника», первого из серии подобных изданий в ХХ в., пришедших на смену региональным и местным песенникам. Во 2-й пол. XIX в. начались активное изучение и публикация собраний сочинений крупнейших лютеран. композиторов прошлого - И. С. Баха, Шютца, Шайна. Высоким уровнем церковной музыки в 1-й пол. XIX в. отличался Берлин - во многом благодаря личным усилиям К. Ф. Цельтера (1758-1832), главы Берлинской певческой академии (с 1800), основателя Ин-та церковной музыки (1822). После долгого забвения под рук. Цельтера в Берлине состоялось исполнение фрагментов мессы Баха (1811-1812). За ним последовало исполнение «Страстей по Матфею» (1829, с сокращениями) под рук. ученика Цельтера Ф. Мендельсона (1809-1847), имевшее большой общественный резонанс. Большинство церковных произведений Мендельсона (кантаты, мотеты, псалмы и др.) были предназначены для хора берлинского кафедрального собора. Их стиль стал образцовым для мн. других менее значимых авторов церковной музыки XIX в. Из знаменитых композиторов-романтиков дань церковной музыке отдали И. Брамс (1833-1897) и М. Регер (1873-1916). Крупнейшее духовное произведение И. Брамса, «Немецкий реквием», может исполняться в церкви (прозвучал впервые в Бременском соборе 10 апр. 1868), однако не имеет определенного богослужебного предназначения; написан на подобранные лично композитором библейские тексты, центральный образ к-рых - утешение страдающих. При этом в сочинении не только избегается тема искупительной смерти Христа, но даже не упомянуто имя Спасителя.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. Опубликованные на нашем портале слова матушки Марии Батовой о композиторе Арво Пярте вызвали неподдельный интерес читателей и желание ближе познакомиться с творчеством композитора. Предлагаем вниманию читателей некоторые записи произведения Пярта и статью епископа Илариона (Алфеева), опубликованную в газете «Церковный вестник». De profundis   Скачать Cantus in memory of Benjamin;  Скачать An den Wassern zu Babel   Скачать Существует мнение, будто религиозная музыка является наследием древности и принадлежит исключительно прошлому. Последним великим духовным композитором, как нередко утверждают, был Бах. В этом утверждении есть значительная доля истины. Творчество Баха знаменовало собой некий рубеж, после которого западная музыка окончательно отошла от своего религиозного корня и встала на светский путь развития. Хронологически разрыв между музыкой и религией совпал с эпохой Просвещения, и сохранялся он вплоть до недавнего времени. Это не значит, что в век классицизма и романтизма не писали церковную музыку: и Гайдн, и Моцарт, и Бетховен, и Шуберт, и Брамс (чтобы ограничиться только несколькими именами) были авторами месс и реквиемов. Однако музыка их носила светский характер даже тогда, когда они использовали духовные тексты. Несомненно, они писали прекрасную музыку, эмоционально насыщенную, по временам трогательную или величественную, но все же светскую по происхождению, стилю и форме. Эта музыка тонко передает чувства, переживания, радости и скорби людей, сопряженные с их земным существованием, но она не является выражением божественной реальности и не отражает жизнь души человеческой в Боге. Она способна оказывать мощное эмоциональное воздействие, способна потрясать и приводить в восторг, но вряд ли она может научить человека молитве, вере или покаянию. В эпоху импрессионизма и авангарда интерес к религиозной теме, как кажется, и вовсе угас. Авангардисты отказались от последнего, что связывало музыку с религией — от представления о гармонии и красоте как основе музыкального искусства. Диссонанс и дисгармония стали тем конструктивным принципом, на котором строились музыкальные произведения таких композиторов, как Берг, Шёнберг и Веберн. Их музыка вполне соответствовала художественным вкусам и мировоззренческим парадигмам времен модерна, с характерным для этого периода отказом от традиций, в том числе религиозных, от проверенных веками стандартов и норм.

http://pravmir.ru/skuchaet-dusha-moya-o-...

– Потише там швыряйте. Пол проломить захотели? Но грузчик сказал: – Не бойсь! Тут его товарищ принес следующую чушку и опять: «Бряк!» А первый приволок новую: «Шварк!» А тот еще одну: «Буц!» Потом еще: «Дзынь!» Летчик говорит: – Эй вы там! Вы все в хвост не валите. А то я перекинусь в воздухе. Задний кувырок через хвост – и будь здоров. Грузчик сказал: – Не бойсь! И снова: «Бамс!» «Глянц!» Летчик говорит: – Много там еще? – Тонны полторы, – ответил грузчик. Тут наш летчик прямо вскипел и схватился за голову. – Вы что? – закричал он. – Ошалели, что ли! Вы понимаете, что я не взлечу? А?! А грузчик опять: – Не бойсь! И снова: «Брумс!» «Брамс!» От этих дел в нашем самолете образовалась какая-то жуткая тишина. Мама была совершенно белая, а у меня щекотало в животе. «Брамс!» Летчик скинул с себя фуражку и закричал: – Я вам последний раз говорю – перестаньте таскать! У меня мотор барахлит! Вот, послушайте! И он включил мотор. Мы услышали сначала ровное: трррррррррррр… А потом ни с того ни с сего: чав-чав-чав-чав… И сейчас же: хлюп-хлюп-хлюп… И вдруг: сюп-сюп-сюп… Пии-пии! Пии… Летчик говорит: – Ну? Можно при таком моторе перегружать машину? Грузчик отвечает: – Не бойсь! Это мы по приказу Сергачева грузим. Сергачев приказал, мы и грузим. Тут наш летчик немножко скис и примолк. Мама стала желтая, а старушкин поросенок вдруг завизжал, как будто понял, что здесь шутки плохи. А грузчики свое: «Трух!» «Трах!» Но летчик все-таки взбунтовался: – Вы мне устраиваете вынужденную посадку! Я прошлое лето тоже вот так десять километров не дотянул до Кошкина. И сел в чистом поле! Хорошо это, по-вашему, пассажиров пешком гонять по десять верст? – Не подымай паники! – сказал грузчик. – Сойдет! – Я лучше свою машину знаю, сойдет или нет! – крикнул летчик. – Интересно мне, по-твоему, полную машину людей гробить? Сергачева за них не посадят, нет. А меня посадят! – Не посадят, – сказал грузчик. – А посадят – передачу принесу. И как ни в чем не бывало: «Ббррынзь!» Тут мама встала и сказала: – Товарищ водитель! Скажите, пожалуйста, есть у меня до отлета минут пять?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

— Известные в России рок-музыканты относят себя к верующим. Зачастую свои концерты они совмещают с проповедью. Как Вы относитесь к идее «православного рока»? — Я воспитывался в традициях классической музыки и рок-музыкой никогда не увлекался. Мне гораздо ближе музыка классическая. Современная молодежь, к сожалению, классику слушает мало. А ведь это огромный пласт мировой культуры. — Как Вам кажется — почему молодежь отторгает классическую музыку? — Чтобы принять музыку, надо ее понимать. Но если ты воспитан на каких-то иных образцах, сделать это непросто. Хотя я бы не сказал, что интерес к классической музыке падает. Концертные залы полны, компакт-диски раскупаются быстро, значит, классика тоже востребована. Более того, думаю, многие рок-музыканты, чьи имена гремят сегодня на всю Россию, со временем забудутся, а вот Бах, Бетховен, Шуберт, Брамс остаются в веках. Человечество будет вновь и вновь обращаться к этим колоссам классической музыки. — По-вашему, рок-музыкант не может влиять на умы благотворно? — Почему же. Если он верующий человек, то может. Слова о вере, о христианской нравственности из уст рок-музыканта на каких-то его почитателей, думаю, произведут впечатление или заставят задуматься. Это своего рода миссия. И потом, любой христианин, чем бы ни занимался, может всегда оставаться с Богом, все его дела, да и вся его жизнь может быть освещена Им. — Для Вас сочинение музыки, книг — это хобби? — Хобби предполагает наличие свободного времени. А его и раньше-то у меня практически не было, а теперь — после назначения Председателем ОВЦС — и вовсе нет. — Так уж совсем — ни полчасика? — Если постараться, то полчасика найти можно. За долгие уже годы служения Церкви я разработал целую систему для выкраивания свободной минутки. — Секретом поделитесь? — Надо вставать пораньше, а ложиться попозже. — Для Вас это какое время? — Все зависит от обстоятельств, но сон не должен превышать шести часов. Конечно, можно спать еще меньше, но это уже для таких подвижников, к каким я себя отнести не могу. Потом у меня с армии выработалась привычка быстро «принимать пищу». В армии на обед отводилось шесть минут. Сейчас я обычно обедаю минут за 10. Экономия времени по мелочам в конечном итоге может дать полчаса, может час, а то и два. К тому же немало времени мне приходится проводить в дороге. В самолетах, в аэропортах, в машине. Стараюсь распланировать и использовать даже эти часы. Ведь перелет может и полдня занять, и день, и даже сутки — в Австралию, например.

http://patriarchia.ru/db/text/718178.htm...

Пользуясь фортепиано, легче осуществлять исполнительский контроль над всеми действиями дирижирующего. Это относится прежде всего к слуховой ориентации дирижера, внутреннему слышанию партитуры. Дирижер должен слышать – вот первое условие его профессиональной работы. Студент учился корректировать исполнение (это касалось и эпизодических поправок, и выяснения разночтений музыкального текста). В дальнейшем это требование переносилось и на оркестровые репетиции, на которых развивалось умение самостоятельно работать над произведением и при этом реально слышать оркестр, то есть выравнивать строй, балансировать ансамбль, корректировать звучание. Гаук был исключительно требователен к слуховой ориентации дирижирующего, к быстроте его реакции. Если студент не замечал неточностей в исполнении – взгляд педагога не предвещал ничего доброго. Слышалось «Стой, стой!», и происходил придирчивый опрос по партитуре Знакомясь с учеником, А.В. Гаук всегда сам проверял его слух за фортепиано. Иногда он намеренно играл фальшивые ноты, тренируя остроту слухового восприятия. В воспитании неослабного слухового самоконтроля Гаук следовал наставлениям своего учителя Ф.М. Блуменфельда: «Слушать себя и контролировать во время игры», 32 придавая этому указанию особое значение в дирижерской работе. Репертуар, изучаемый в классе А.В. Гаука, был очень разнообразным, но всегда педагогически направленным, проверенным многолетней практикой. Многие произведения изучались как обязательные, некоторые – по желанию самого учащегося. К «обязательным» относились также инструментальные аккомпанементы и некоторые оперы. Бетховенские симфонии и увертюры рассматривались как лучшая школа дирижерской техники. Но исполнительский горизонт учащихся, разумеется, не ограничивался Бетховеном. Изучались Гайдн, Моцарт, Шуберт, Шуман, Мендельсон, Брамс, симфонические поэмы Листа, увертюры Вебера и Вагнера. Из русской музыки – особенно любимый им Глинка, Балакирев, Бородин, Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов, Танеев, Рахманинов, Скрябин – то есть, почти вся русская симфоническая музыка.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Дочитал «Игру в бисер». Потрясающее впечатление. Только что звонил Колтунов. Я объяснил ему, что слишком долго все затянулось, и рассказал об объединении Чухрая. Он несколько скис и обещал через 10 дней дать исчерпывающие сведения насчет «Ариэля». Будут они или не будут заключать с нами договор. Посмотрим. Надо позвонить Тито Калатозову. Неужели он не получил моего письма? Иначе — ответил бы. 29 сентября Сегодня получил письмо от Тито. (А ночью приснился Лёва Кочарян. Тяжелый какой-то сон.) Я думаю, с северной заявкой все будет в порядке. Романову нравится предыдущая картина Тито. Противно все-таки зависеть от идиотов. С Японией и Биби как будто утрясается. На днях был у отца. Все в порядке. Очень его люблю. 30 сентября Сегодня меня просили прийти на студию подписать договор на «Ариэля». Если меньше — не подпишу. Вчера был у отца — он подарил мне много прекрасных пластинок — Бах, Моцарт, Брамс, Монтеверди, Шуберт, Палестрина и еще что-то. Праздник души. Нужно уже взять у Фридриха то, что он написал для «Соляриса». Скорее бы расплатиться с долгами, а у меня их много. 1. Макаровой Т. Ф. Миле Мак[аровой] Жанне П[рохоренко] Соловьеву В. Лагуткину В. Тамаре (100) 150 В «Искусство» Хуциеву Ломбард 350? (225+70) Овчинникову Половина долгов — срочные. Ужас! 14. Ромадину М. Горенштейну (выяснить) Рыкалову Вере Фед[оровне] Телевизор Светлане Грузия Еще нужны деньги: 1. Ремонт дома в Мясном Ремонт квартиры Мебель Одежда Заплатить за квартиру Сегодня один деятель, журналист, сказал Козлову: «Говорят, что Тарковскому разрешили взять на „Солярис“ приговоренного к смерти, с тем, чтобы он умирал на экране». (!!!?) Октябрь 1970 2 октября Студия отказалась подготовить для нас выноски декораций в Ялте. Не в состоянии. Теперь студия будет писать в Комитет с просьбой утвердить на картину лимит сметы 1800 тыс., и плюс шесть месяцев подготовительного периода. Это довольно серьезные претензии. Боюсь, что как бы они не стали поводом для закрытия картины. Срочно нужен хороший директор. Кто? Где он, этот директор?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Анна Франк P.S. Я буду держать тебя в курсе последних событий! Ночью и сегодня утром в тыл немцев с самолетов были спущены манекены и соломенные чучела, которые взорвались, коснувшись земли. Также спускается много парашютистов, они вымазаны черным, чтобы их ночью не заметили. Утром в шесть часов высадились первые десантники, а перед этим на побережье было сброшено пять миллионов килограмм бомб. Двадцать тысяч самолетов вступили в бой. Уже до высадки прибрежные батареи немцев были выведены из строя, образовался небольшой плацдарм. Все проходит замечательно, несмотря на плохую погоду. Армия и народ объединены единой волей, единой надеждой.   Пятница, 9 июня 1944 г. Дорогая Китти, Десант проходит более, чем успешно! Союзники заняли Байо, деревню на французском побережье, и сейчас отвоевывают Кан. Задача ясна: отрезать полуостров, на котором расположен Шербур. Каждый вечер военные обозреватели рассказывают об энтузиазме и мужестве солдат, о трудностях, невероятных подвигах, а также о раненых, которых уже перевезли в Англию — некоторые их них выступили по радио. Вопреки скверной погоде налеты продолжаются. Мы слышали по Би-би-си, что Черчилль сам хотел принять участие в высадке, и отказался от этого лишь под давлением Эйзенхаура и других генералов. Подумать только, какой он храбрый — ведь ему не меньше семидесяти! Возбуждение немного улеглось, и все же мы надеемся на победу к концу года. Госпожу Ван Даан с ее хандрой вынести невозможно, сейчас нытье о десанте сменилось жалобами на плохую погоду. Так и хочется посадить ее в ведро с холодной водой на чердаке! Все обитатели Убежища за исключением Ван Даана и Петера прочитали трилогию «Венгерская рапсодия». В этой книге рассказывается о судьбе композитора, виртуоза и гения Ференца Листа. Роман очень интересный но, по моему мнению, слишком много внимания уделяется женщинам. Лист был не только великим пианистом, но и — даже в свои семьдесят лет — величайшим соблазнителем своего времени. У него был роман с графиней Мари д’Агу, Каролиной Сайн-Витгенштейн, танцовщицей Лолой Монтес, пианисткой Агнес Кингворт, пианисткой Софи Ментер, черкесской княгиней Ольгой Яниной, баронессой Ольгой Мейендорф, актрисой Лиллой (фамилию забыла) — и это еще далеко не полный список. Страницы книги, посвященные музыке и другим видам искусства, гораздо занимательнее. Героями книги являются также Шуман и Клара Вик, Гектор Берлиоз, Иоганнес Брамс, Бетховен, Иоахим, Рихард Вагнер, Ганс фон Бюлов, Антон Рубенштейн, Фредерик Шопен, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, Гиллер, Гуммель, Черни, Россини, Керубини, Паганини, Мендельсон и еще многие другие.

http://pravmir.ru/dnevniku-anny-frank-70...

Сам по себе стиль повседневной жизни великогерцогской семьи, забота друг о друге, ожидание отца семейства после официальных поездок, совместное чтение и музицирование, встречи за большим обеленным столом, доброта и уют в быту, — все это благотворно действовало на детей. В сосредоточенной серьезности отношения великой герцогини к своему материнскому долгу кроется один из основных источников будущего духовного процветания ее детей. Началом всех начал в системе воспитания великой герцогини было систематическое формирование особого отношения детей к больному человеку. «Каждое утро по субботам, — вспоминал Эрнст Людвиг, — мы должны были относить букеты цветов в ее (Алисы — И.К.) госпиталь на Мауэрштрассе и, поставив цветы в вазы, дарить их разным пациентам. Таким образом, мы преодолевали робость, часто свойственную детям, когда встречающиеся больные люди и мы становились друзьями со многими пациентами и безусловно обучались иметь симпатию к другим. Здесь не было возрастных ограничений; даже самые юные среди нас должны были идти в больницу… Регулярные посещения детьми больницы учили их не только милосердию, но и культуре общения с людьми разных социальных слоев. Наверное, невозможно и некорректно судить о всей совокупности мотивов этих посещений. Но важно обратить внимание на слова Эрнста Людвига о качественном изменении отношений с пациентами больницы — «мы становились друзьями», что говорит о сознательном стремлении матери преодолеть формализм в общении детей c людьми, В великогерцогском доме возле Алисы всегда было множество талантливых людей: музыканты, артисты, художники, педагоги, врачи, ученые. Здесь собиралось уникальное по духовной и культурной глубине сообщество. В такой среде росли дети принцессы Алисы, делая свои первые, робкие шаги в искусстве. Нельзя не вспомнить в связи с этим особого отношения в этом доме к музыке. “Моя мама, — писал Эрнст Людвиг, — не только играла на пианино, но обладала прекрасной манерой исполнения… Если это было возможно, я присоединялся к ней… Однажды я сидел в углу музыкальной комнаты на софе, чтобы послушать человека с большой рыжей бородой, который играл моей маме… Он поставил ноты и просил ее аккомпанировать ему… просто импровизировать, если будет слишком сложно. Потом они играли… Это был Брамс, а я, таким образом, стал первым человеком, который слушал Венгерские танцы».

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-i-podvig-...

  001     002    003    004    005