В ряду жанров церковной музыки XIX в. особое место принадлежит реквиему, получившему широкое распространение в романтическом искусстве вне богослужения. Драматический пафос, заложенный в тексте песнопений, особенно в его центральном по значимости разд. «Dies irae», позволил трактовать этот жанр то в скорбно-субъективном, то в декоративно-театральном, то в героико-патетическом тоне. Ряд произведений этого типа имеет мемориальный характер: посвящен памяти близких или значительных исторических личностей. И. Брамс. Автограф «Немецкого реквиема». 1868 г. И. Брамс. Автограф «Немецкого реквиема». 1868 г. Одним из первых в XIX в. к реквиему обратился Л. Керубини (1760-1842), написавший 2 произведения в этом жанре (1816, 1836), второе - для муж. хора. Они отличаются классичностью образов, ярким тематизмом, блестящей оркестровкой; первый реквием (c-moll) высоко ценили Бетховен, Берлиоз, И. Брамс. Особой популярностью у слушателей пользуются реквиемы Берлиоза, Дж. Верди (1813-1901), Дворжака. Они выделяются индивидуальностью подхода к избранному жанру и не предполагают исполнения в храме. Реквием Берлиоза (1837), написанный в память жертв Французской революции 1830 г., имеет скорее гражданственный характер, отмечен повышенной экспрессивностью, грандиозностью образов, декоративной живописностью письма. Реквием Верди (1874), посвященный памяти писателя А. Мандзони, близок к оперно-театральной стилистике, его музыка темпераментна и образно конкретна, а нек-рые эпизоды прямо напоминают оперные сцены. Характер музыки Реквиема Дворжака (1890) скромный, доверительный, по-славянски задушевный, в произведении нет внешних эффектов, царит состояние покоя и умиротворенности. Не столь широко известны реквиемы Листа, Брукнера, Сен-Санса, Г. Форе. Реквием Брукнера (1849) принадлежит к числу ранних сочинений композитора, создан в период его службы органистом в мон-ре св. Флориана (Линц, Австрия), отличается строгим, эмоционально сдержанным характером. Реквием Листа (1867-1871) написан для муж.

http://pravenc.ru/text/180654.html

– 1913, 1914, 1915, 1916. – 1. 502 . Греческий рукописный Евангелистарий из собрания проф. И.Е. Троицкого . – СПб.: Типо-лиг. Пухира, 1897 (обл. 1898). – 256 с. 503 . Греческий язык Библии – особенно в Новом Завете, по современному состоянию науки. – СПб., 1902. – 34 с. – Авт. установлен по изд.: Словарь псевдонимов рус. писателей/И.Ф. Масанов. – М., 1957. -Т. 2. – С. 226. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1902. 504 . Греческий язык Нового Завета в свете современного языкознания. – Пг.: Тип. Смирнова, 1915. – 36 с. – Из: Гермес. – 1915. – Экз. в РГБ с автогр. 505 . Дело священника Иоанна Сёмова с Орловским епархиальным начальством при архиепископе Орловском Смарагде (Кры-жановском)//Христиан, чтение. – 1913. -Апр. – С. 526–540, 650–672. – С автогр. 506 . Дидаскалия и Апостольские Постановления по их происхождению, взаимоотношению и значению//Христиан, чтение. – 1916. – Март. – С. 339–360; Апр. – С. 434–456. То же. – София, 1935. – 127 с. 507 . Дорогой памяти неутомимого искателя правды писателя и изобретателя врача Матфея Никаноровича Глубоковского. – СПб.: Тип. Монтвида, 1904. – 15 с. – Отт. из: Странник. – 1904. 508 . Достопочтенный Майрон Уинслоу Адаме: Словарь св. Апостола Павла. Св. Апостол Павел как словообразователь//Христиан, чтение. – 1897. – Июнь. – Библиогр.: С. 961–965 509 . Евангелие и Евангелия: Конспект.-руководств, обзор//Вера и разум. – 1896. – 7. – С. 417–424. Тоже. – Харьков, 1896. 510 . Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе и Его искупительном деле. – София, 1932. – 160 с. 511 . За тридцать лет (1884–1914): К столетнему юбилею Имп. Московской Духовной Академии: (1 окт. 1914 г.). – М.: Тип. Сытина, 1914. – 19 с. – Отт. из кн.: У Троицы в Академии. – М., 1914. 512 . Замечания о 1-м Послании св. Апостола Иоанна Богослова. 1. О тексте, лжеучителях и толковании 1Ин. 11 . К литературе о 1-м Послании св. Апостола Иоанна Богослова//Христиан, чтение. – 1904. – Июнь. – С. 857–877. 513 . Из лекций по Священному Писанию Нового Завета, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1896– 1897 учеб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„запечатлевая, то есть помазуя святым миром“, она несомненно уже не признавала действительными их священных степеней. Вот почему нет ни одного канонического правила, где после предписания приёма через миропомазание говорилось бы о сохранении принятыми их иерархического сана 2592 . С другой стороны, в послании к Мартирию, еп. Антиохийскому, прямо говорится: „Арианы, македонианы, и наватианы глоголющя себе чистыа и чистейшыа, и четыредесятники, реквие средники, и аполлинарианы, приемлюще, написающих свою ересь, и проклинающе ю,.... помазуем их первое святым миром,.. и потом потщаливии мирстии человецы поставляются в сан, в немже беша, или презвитери или диакони, или ино что“ 2593 . (Ετα ς σπουδαοι λαο χειροτονονται т. е. „потом, как добрые миряне рукополагаются“ и т. д.). – Папа Иннокентий I определял, что арианских клириков не должно принимать в их степенях. Хотя арианское крещение и можно признать действительным, так как оно правильно совершается во имя Отца и Сына и Св. Духа; но той полноты благодати, которая потребна для священства, ариане, вследствие отпадения от кафолической веры, не имеют 2594 . – Правило 79-е Карфагенского собора свидетельствует, как мы видели, что даже и клирики раскольников-донатистов не всегда принимались в церковное общение с сохранением их степеней, ибо церкви римская и медиоланская напр. отвергали действительность их рукоположений. – Итак, относительно того разряда ересей и расколов, крещение которых признавалось действительным, правила и практика церкви по вопросу о признании их рукоположений не представляют, очевидно, строгого единообразия; а потому, если мы знаем, что крещение, совершённое в том или другом неправославном обществе, церковь признаёт и не повторяет,– это совсем ещё не даёт нам права заключать, что она также принимает и преподанные в этих обществах рукоположения. Приведённые нами факты показывают, что такие рукоположения иногда церковь признавала действительными, иногда нет. Прежде чем делать попытку к разъяснению причины этого разнообразия, мы имеем возможность, на его основании, сделать всё-таки один, весьма для нас существенный, вывод.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Закрыть itemscope itemtype="" > О подлинной дате начала блокады «96-й день Великой Отечественной. Ленинград выстоял 25.09.2021 608 Время на чтение 12 минут Фото из открытых источников Сегодня мы отмечаем 80 лет со дня остановки немецко-фашистских войск под Ленинградом. 25 сентября 1941 г. фельдмаршал фон Лееб доложил Адольфу Гитлеру, что войска под Ленинградом выдохлись и дальше наступать не могут. Фронт стабилизировался. Это был первый случай в истории Второй Мировой войны, когда немецко-фашистские войска были остановлены на определенном рубеже на целых два с половиной года. Михаил Иванович Фролов, герой Великой Отечественной войны и основатель школы изучения блокадного Ленинграда, считал 25 сентября, день Отдания Рождества Пресвятой Богородицы, подлинной датой начала Ленинградской блокады. Сегодня в этот памятный день, который можно причислить к дням воинской славы России, мы републикуем его статью . Источник: Православие.ру 25 сентября 1941 года немецко-фашистские войска были остановлены под Ленинградом, точнее – под тем городом Петербургом, который «фюрер решил стереть с лица земли». По мнению ряда историков именно этот день, а не 8 сентября следовало бы считать подлинным началом Ленинградской блокады – крестного пути сотен тысяч петербуржцев и воинов Советской Армии. Этой дате посвящен материал известного историка блокады, ветерана Великой Отечественной Войны Михаила Ивановича Фролова. План «Барбаросса» 25 сентября 1941 года на 96-й день войны, командующий немецкой группой армий «Север» фельдмаршал фон Лееб доложил штабу Верховного командования вермахта (ОКВ), что он имеющимися силами не может продолжать наступление на Ленинград. Впервые в истории Второй мировой войны именно под Ленинградом была окончательно остановлена крупная группировка немецких войск. Немецкие и финские войска перешли к обороне по всему фронту вокруг Ленинграда. Рухнула важнейшая из ближайших оперативно-стратегических задач «плана Барбаросса». Однако в последние годы наблюдаются тревожные симптомы искажения исторической правды в угоду сиюминутной конъюнктуры. Одной из подобных попыток переписать историю героической Ленинградской эпопеи является утверждение, что Гитлер не пытался захватить Ленинград, что немецкие войска не вступили в город не из-за самоотверженного сопротивления Красной армии, его защитников, а по приказу Гитлера не брать город.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/25/o_podl...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Северо-Западные епархии Русской Православной Церкви после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. День Победы в Ленинграде Свидетельства правящего архиерея Лидия Александрова-Чукова   Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков)   00:16 10.05.2019 1780 Время на чтение 65 минут Состояние духовенства и храмов Ленинг рада и Ленинградской области во второй половине 1944 года. В результате антицерковной политики советского государства, к концу 1930-х годов Русская Православная Церковь, в том числе и ее Северо-Западные епархии, понесла большие человеческие и материальные потери. С наступлением немецко-фашистских захватчиков, окормление верующих Русской Православной Церковью МП в оккупированных районах, было и вовсе прекращено.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

23 октября кардинал Анджело Скола дал обед в честь митрополита Кирилла. В ходе состоявшейся беседы стороны обсуждали вопросы, связанные с необходимостью взаимодействия православных и католиков перед лицом вызовов современного мира, а также касающиеся пастырского окормления верующих Русской Православной Церкви в Венеции. Во второй половине дня 23 октября в зале Скуола Гранде Сан Теодоро состоялась презентация Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, на которой присутствовали кардинал А. Скола, представители католического и православного духовенства и мирян. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им Венской и Австрийской епархии и освящении после капитального ремонта и реставрации храма святого Лазаря Четверодневного на венском кладбище. Справка: Храм во имя святого Лазаря Четверодневного был построен в 1895 году на средства, собранные настоятелем русской посольской церкви в Вене протоиереем Михаилом Раевским. Храм находится на русском участке кладбища. В течение многих десятилетий храм не реставрировался и к концу 1990-х годов пришел в аварийное состояние, в результате чего был закрыт городскими властями. Реставрационные работы в храме начались осенью 2004 года и продолжались в течение двух лет. Отныне в Лазаревском храме будет каждую субботу совершаться заупокойная литургия и панихида. Центральное кладбище — одно из самых посещаемых мест Вены. На нем захоронены австрийские композиторы Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус, имеется символическая могила Моцарта. Отдельные участки кладбища отведены под захоронения русских воинов, погибших в Первой мировой войне, и советских солдат, погибших в боях за Вену в конце Второй мировой войны. 12 октября 2006 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в сослужении епископа Венского и Австрийского Илариона , представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, совершил чин великого освящения храма во имя святого Лазаря Четверодневного на Центральном кладбище Вены. На освящении храма присутствовал Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Австрийской Республике С.В. Осадчий и другие официальные лица.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204211...

пастор Андрей Добрянский (протестантам было невыгодно объединение униатов и православных), жаловавшийся на то, что М. запрещал своим прихожанам посещать кальвинист. молитвенный дом. Претензии к М. предъявлял слуцкий урядник С. Бучинский, архим. Михаил (Загоровский) написал Радзивиллу о самовольном отъезде М. на Собор в Киев. К. Радзивилл послал вместе с М. в Киев Г. Куницкого, к-рый должен был контролировать протопопа, в частности предупредить его возможный переход на сторону униатов. О раздражении К. Радзивилла против М. позволяет судить текст инструкций Куницкому от 30 июня 1629 г. (ГПБ. Собр. автогр. Дубровского. 242. 44). К. Радзивилл выражал недовольство тем, что М. «bez wiadomoci naszey iachal, nie wiem po co, do Kijowa» (без нашего разрешения неизвестно зачем поехал в Киев). Куницкому предписывалось в случае его нежелательных действий «iawnie przeciwko temu protestowa» (решительно этому препятствовать). Князь также позаботился, чтобы никто из слуцкого духовенства не поехал на объединительный собор во Львов. Из реляции А. Киселя известно, что М. на Соборе в Киеве ничем не отличился. Однако в Слуцке его противники распространили слухи о его отступничестве от Православия. 23 сент. 1629 г. митрополит написал письмо Слуцкому братству, в к-ром засвидетельствовал приверженность М. правосл. вере. Вернувшись из Киева, М. привез письма К. Радзивиллу от Иова (Борецкого), к-рые должны были успокоить князя, но из-за потери доверия Радзивилл уже не поручал М. к.-л. дела в Киеве. После смерти митр. Иова (Борецкого) 2(12) марта 1631 г. быстро распространились известия о том, что М. является кандидатом на Киевскую кафедру. Такие слухи вызвали беспокойство в Варшаве вслед. антиуниат. позиции М. и его связей с казачеством. 23 июня 1631 г. кор. Сигизмунд III в письме киевскому воеводе Я. Тышкевичу приказал сделать все возможное, чтобы помешать поставлению на кафедру М. Киевским митрополитом стал Исаия (Копинский) , известный своими контактами с Россией. М. принял постриг с именем Анатолий в Киево-Печерском мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

СПРАВКА: 21-23 октября 2006 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл находился с визитом в Венеции по приглашению кардинала Анджело Сколы, Патриарха Венецианского. Целью поездки было ознакомление духовенства и верующих данной католической епархии, многие из которых испытывают искренний доброжелательный интерес к возрождению Православия в России, с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви, принятыми Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году. 23 октября кардинал Анджело Скола дал обед в честь митрополита Кирилла. В ходе состоявшейся беседы стороны осуждали вопросы, связанные с необходимостью взаимодействия православных и католиков перед лицом вызовов современного мира, а также касающиеся пастырского окормления верующих Русской Православной Церкви в Венеции. Во второй половине дня 23 октября в зале Скуола Гранде Сан Теодоро состоялась презентация Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, на которой присутствовали кардинал А. Скола, представители католического и православного духовенства и мирян. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о посещении им Венской и Австрийской епархии и освящении после капитального ремонта и реставрации храма святого Лазаря Четверодневного на венском кладбище. СПРАВКА: Храм во имя святого Лазаря Четверодневного был построен в 1895 году на средства, собранные настоятелем русской посольской церкви в Вене протоиереем Михаилом Раевским. Храм находится на русском участке кладбища. В течение многих десятилетий храм не реставрировался и к концу 1990-х годов пришел в аварийное состояние, в результате чего был закрыт городскими властями. Реставрационные работы в храме начались осенью 2004 года и продолжались в течение двух лет. Отныне в Лазаревском храме будет каждую субботу совершаться заупокойная литургия и панихида. Центральное кладбище — одно из самых посещаемых мест Вены. На нем захоронены австрийские композиторы Бетховен, Шуберт, Брамс, Штраус, имеется символическая могила Моцарта. Отдельные участки кладбища отведены под захоронения русских воинов, погибших в I Мировой войне, и советских солдат, погибших в боях за Вену в конце Второй мировой войны.

http://mospat.ru/archive/86322-zhurnaly-...

Иларион: Когда я получаю книгу из типографии, не испытываю никакой эйфории. Более того, первое, что обычно происходит со мной в таких случаях: я открываю какую-нибудь страницу и тут же обнаруживаю опечатку, которую не нашли при вычитке ни я, ни редактор, ни корректор. РГ: Возвращаясь к началу нашего разговора — о притягательности церкви для молодежи. Как вы считаете, способствуют ли этому священники, которые в недавнем прошлом были кумирами молодых? Иларион: Каждый священнослужитель привносит в Церковь свой собственный опыт. Этот опыт может оказаться ценным и востребованным. Действительно, есть священнослужители, которые вышли из среды ученых, музыкантов, артистов или представителей других профессий. Часто такие священники способны наладить диалог с представителями своего прежнего круга гораздо лучше, чем священнослужители, не имеющие подобного опыта. Однако суть не в этом. Принято почему-то считать, что Церковь — это только священники. На самом же деле Церковь — это вся полнота верующих людей: и епископы, и священники, и диаконы, и монахи, и миряне. Каждый священнослужитель должен использовать досвященнический опыт и весь свой творческий потенциал во славу Бога и Церкви и для пользы людям. И это относится не только к священникам, но и ко всем членам Церкви. Будучи мирянином и занимаясь каким-либо светским делом, также можно принести пользу и Церкви, и другим людям, воспринимая свою мирскую профессию как форму служения Богу. РГ: Известные в России рок-музыканты относят себя к верующим. Зачастую свои концерты они совмещают с проповедью. Как вы относитесь к идее «православного рока»? Иларион: Я воспитывался в традициях классической музыки и рок-музыкой никогда не увлекался. Мне гораздо ближе музыка классическая. Современная молодежь, к сожалению, классику слушает мало. А ведь это огромный пласт мировой культуры. РГ: Как вам кажется — почему молодежь отторгает классическую музыку? Иларион: Чтобы принять музыку, надо ее понимать. Но если ты воспитан на каких-то иных образцах, сделать это непросто. Хотя я бы не сказал, что интерес к классической музыке падает. Концертные залы полны, компакт-диски раскупаются быстро, значит, классика тоже востребована. Более того, думаю, многие рок-музыканты, чьи имена гремят сегодня на всю Россию, со временем забудутся, а вот Бах, Бетховен, Шуберт, Брамс остаются в веках. Человечество будет вновь и вновь обращаться к этим колоссам классической музыки.

http://pravmir.ru/simfoniya-vneshnix-cer...

489 . Благовестив христианской славы в Апокалипсисе св. Апостола Иоанна Богослова: Сжатый обзор. – Посмерт. изд. – Jordanville, Holy Trinity monastery, 1966. – 115 с: портр. 490 . Блаженный Августин в изображении русского светского историка: О книге проф. В. Герье « Блаженный Августин ». М., 1910: Рец. – Киев: Тип. «Петр Барский», 1911. – 38 с. 491 . Блаженный Феодорит , епископ Киррский: Его жизнь и литературная деятельность: Церковно-историческое исследование. Т. 1–2. – М.: Унив. тип., 1890. Т. 1: Жизнь блаженного Феодорита , епископа Киррского. – 349 с. Т. 2: Литературная деятельность блаженного Феодорита , епископа Киррского. – 510 с. 492 . Был ли допущен Иуда предатель к соучастию в самом Таинстве Евхаристии при установлении его Господом Спасителем на Тайной вечере//Христиан, чтение. – 1897. – Май. – С. 812–813. 493 . Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству//Путь. – 1928. – 10. 494 . Вновь найденный пурпуровый список Евангелия//Христиан, чтение. – 1897. – Кн. 2. 495 . Высокопреосвященный архиепископ Смарагд (Крыжановский) на Орловской и Рязанской кафедрах и его кончина//Христиан, чтение. – 1913. – Февр. – С. 175–191; Март. – С. 310– 324: Апр. – С. 526–540. 496 .  Высокопреосвященный Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский: Его жизнь и деятельность: С 7 портр. и 3 автогр. – СПб.: Тип. Меркушева, 1914. – 558 с: портр., факс. – Библиогр.: С. 504–539. 497 .  Бог – Слово: Экзегетический эскиз Пролога Иоаннова Евангелия (1, 1–18)//Правосл. мысль. – 1928. – Вып. 1. – С. 29–121. 498 . Вера по учению св. Апостола Павла: По поводу сочинения протоиерея И. Беляева «Учение Апостола Павла о вере» (М., 1900)//Христиан, чтение. – 1902. – Май. – С. 686–715. 499 . Возрождение папства и его настоящее положение по сравнению с прошлым. – Воронеж: Тип. Исаева, 1891. – 47 с. – Перепеч. из: Воронеж, епарх. ведомости. – 1891. 500 . «Война и мир» в Финляндской Православной Церкви. – София, 1929. – 16 с. 501 . Годичные обзоры русского богословия в газете «Новое время»//Новое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010