Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИРЛИКИЙСКОГО, ЦЕРКОВЬ Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. Боянская церковь. Вид с юга. 1259 г. находится на склоне горы Витоши, некогда в селе (ныне в одном из районов Софии, Болгария). относительно времени ее возникновения единого мнения нет; в наст. время принята широкая датировка от Х до XII в. Предполагается, что Б. ц. была построена на территории крепости Боянос (или Батиль), к-рая упоминается визант. хронистом Иоанном Скилицей и писателем Кекавменом в сер. XI в. К древней части Б. ц. относится наос. Первоначально церковь представляла в плане крест, вписанный в квадрат, имела притвор, к-рый был разрушен к моменту строительства в 1259 г. нового притвора с приделом на 2-м этаже во имя вмч. Пантелеимона; в сер. XIX в. был пристроен экзонартекс (внешний притвор). Указание, сохранившееся в ктиторской надписи 1259 г. на сев. стене притвора, на то, что Калоян, двоюродный брат царя и внук серб. кор. св. Стефана Первовенчанного, «воздвиг от земли» церковь, касается скорее всего постройки им притвора с придельной церковью во имя вмч. Пантелеимона, а не всего храма. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. Севастократор Калоян. Роспись Боянской церкви. 1259 г. При Калояне, о чем также сообщается в надписи, были украшены фресками притвор, придел и обновлена роспись наоса, где под живописью 1259 г. обнаружены следы 2 более древних слоев. Самый ранний только зафиксирован, от 2-го сохранились неск. фрагментов: «Поклонение жертве» - в апсиде, архидиак. св. Стефан - на юж. стене алтаря, фигуры мучеников и «Рождество Христово» - на юж. стене наоса, Распятие - на зап. стене, прп. Иоанн Дамаскин - на юж. своде зап. рукава креста, на вост. стене притвора, к северу от двери - фигура Иисуса Христа в рост, к югу - свт. Николая. Программа росписи 1259 г. в наосе в общих чертах повторяет программу более раннего слоя, но масштаб изображений меньше.

http://pravenc.ru/text/153291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Боянская икона Божией Матери. 1991 г. (мон-рь в честь Боянской иконы Божией Матери) Боянская икона Божией Матери. 1991 г. (мон-рь в честь Боянской иконы Божией Матери) чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) в с. Бояны Новоселицкого р-на Черновицкой обл. Икона была написана в 1991 г. для местного ряда иконостаса обновляемой после 30-летнего запустения ц. Рождества Богородицы (с 1961 служила хранилищем для удобрений). Первое чудо - истечение слез - Б. и. явила во время богослужения 18 дек. 1993 г. в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского. К окончанию службы слезы, наполнившие глаза Богоматери, достигли нижнего края иконы. Множество чудес, происходящих от Б. и., в т. ч. исцелений от рака (первые случаи зафиксированы в кон. 1993 - исцеление отрока Георгия из Хмельницкой обл. и правосл. священника из Польши), были детально изучены и представлены в Синодальную комиссию. 4 окт. 1994 г. на заседании Свящ. Синода Украинской Православной Церкви под председательством митр. Киевского и всей Украины Владимира икона была признана чудотворной и получила название Боянской по месту, где явила свои чудеса; празднование в ее честь установлено 25 сент. 28 дек. 1999 г. при ц. в честь Рождества Богородицы решением Свящ. Синода Украинской Православной Церкви был основан Боянской иконы Божией Матери жен. мон-рь. В наст. время икона находится на своем первоначальном месте; она написана маслом на доске (55 ´ 77 см). Богородица представлена типом Одигитрия, Младенец Христос сидит на левой руке Богоматери, правой Она придерживает Его стопу. Богомладенец облачен в белый хитон и гиматий охристого цвета, правой рукой Он благословляет, левая возлежит на державе. Икона украшена серебряным окладом, изготовленным в 1994 г. мастерами художественно-производственного предприятия «Софрино» РПЦ, и многочисленными пожертвованиями богомольцев.

http://pravenc.ru/text/153293.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея " Боянская " Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея " Боянская " (празднование 12/25 сентября). Кондак 1 Взбранной Воеводе и усердной Заступнице рода христианскаго, похвальная пения приносим о явлении Ея иконы. Сия бо слезы источает и сими всяку слезу от очес страждущих и притекающих к Ней отирает, да во умилении присно зовем Ей: Радуйся, Богородице Дево, слезящая о гресех наших. Икос 1 Архангел Гавриил вещаше Тебе, Дево, радуйся, и мы, грешнии, сице Тебе вопием, яко благоизволила еси явити чудотворный Твой образ, в земли Боянстей чудесне просиявший, злобу всякую и неверие человеков посрамивший и научивший всех звати Ти сицевая: Радуйся, Преблагая Заступнице рода христианскаго; Радуйся, преизящнейшая Наставнице наша; Радуйся, Преблагословенная, Господь с Тобою; Радуйся, Препрославленная Царице неба и земли; Радуйся, яко Тобою Ангели удивляются; Радуйся, яко Тобою вси человецы хвалятся; Радуйся, Богородице Дево, слезящая о гресех наших. Кондак 2 Видя, яко мы грешнии в беззакония погружаемся, Ты, Пречистая, благоволила еси слезы источати из Богоматерних очес Твоих, показующи сим великую любовь Твою к нам и милосердие. Священницы же и людие, видяще в церкви плачущую Твою икону, со страхом и любовию воззваша Богу: Аллилуиа. Икос 2 Разум неуразуменный о явлении слезящия Твоея иконы уразумети ищуще, архиереи притекоша в храм Твой, Владычице, и со страхом испытавше вся, яже от Тебе бывшая, со всеми верными воспеша благодарственную песнь Тебе, глаголюще: Радуйся, похваление наше в земнем странствии; Радуйся, Прелюбимая наша Заступнице; Радуйся, породившая нам Царя Славы, Христа; Радуйся, пречудно к небесному Свету нас приводящая; Радуйся, Стамно, Небесную Манну вместившая; Радуйся, Царице, ризами златыми одеянная; Радуйся, Богородице Дево, слезящая о гресех наших. Кондак 3 Силою свыше укрепляеши нас, Богомати, и слезми Твоими исцеляеши души наша и телеса, исхищающи от мрака неверия, ересей и расколов,

http://pravicon.com/info-3726

из его членов. II. Монументальная живопись. Большинство росписей XI-XII вв. сохранились фрагментарно. О бесспорных контактах с визант. столицей свидетельствуют росписи Бачковской костницы, ротонды св. Георгия в Сердике и Боянской ц. Бачковская костница - единственная монастырская церковь-гробница с хорошо сохранившимися росписями, стиль к-рых перекликается с визант. живописью XII в. Фрагменты фресок ц. св. Георгия представляют 2 слоя живописи, датируемые 1-й пол. XI-XII в. Из фресок 1-го слоя частично сохранились 2 фигуры пророков в барабане, фигуры ангелов в куполе. Ко 2-му слою относятся фрески в боковых конхах с изображением праздников и фигур преподобных в зап. части храма, отличающиеся монументальностью и лаконичностью. Сходными чертами обладают фрагменты росписи 1-го слоя Боянской ц. (1259): немногочисленные фигуры святых в 1-м регистре и на арках свода, фрагменты композиций «Распятие» в люнете зап. стены и «Рождество Христово» в люнете юж. стены. В росписи первоначального слоя церквей Земенского мон-ря, в мест. Колуши, и арх. Михаила в Риле прослеживаются черты периферийного художественного направления, для к-рого характерно превалирование линии над цветом, грубоватость в построении форм. Исключение составляют фрески ц. арх. Михаила в Риле, исполненные 2 мастерами, работа одного из них выделяется пластичностью образов. Связь с визант. художественной традицией подчеркивает расположенный в нише жертвенника образ почитавшегося в К-поле св. Патапия. Среди фрагментов росписи церкви в Паталенице выделяются образ св. Феодора Тирона на юж. стене, фигуры преподобных и др. Традиционно с работой живописцев болг. столицы связывают фрески Боянской ц., представляющие образец визант. живописи XIII в. на Балканах. В росписи однонефных церквей-гробниц, построенных местными феодалами, обычно представлены многофигурные ктиторские композиции: ц. свт. Николая в с. Станичене (1331/32), ц. в Долна-Каменице (в наст. время в с. Доня-Каменица на территории Сербии; ктиторы были подданными болг.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЯНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ апракос краткий (РГБ. Григор., 8), среднеболг. рукопись 1-й пол. (сер.?) XIII в.; памятник болг. книжного искусства, важный источник по истории болг. извода церковнослав. языка. Найдено В. И. Григоровичем в 1845 г. в ц. св. вмч. Пантелеимона в с. Бояна близ Софии. Представляет собой остаток пергаменного кодекса без начала и конца (менее половины изначального объема), состоит из 109 листов размером 19 ´ 16 см, содержит чтения на субботы и воскресенья (кроме Страстной седмицы), начиная с недели 16-й по Пятидесятнице, страстные и утренние воскресные Евангелия и месяцеслов (только начало - по 13 окт.). Украшен 3 плетеными заставками южнослав. стиля и многочисленными инициалами в манере, совмещающей элементы старовизант. стиля с тератологическим. Языковые особенности Б. е. указывают на его западноболг. (македон.) происхождение. Листы 1-24, 32-47, 72, 74 представляют палимпсест - нижний текст позднестарослав. Евангелия-апракос написан округлой глаголицей с одноеровой орфографией, датируется кон. XI в. Этот текст был прочитан и опубликован болг. языковедом и палеографом И. Добревым в 1972 г. Инициалы являются разработкой мотивов глаголической орнаментики. Лит.: СКСРК, XI-XIII вв. С. 216-218, 191 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова: «BOOK OF DURHAM» [англ.- Книга из Дарема], 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания) ЕВАНГЕЛИЕ УСПЕНСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ одна из самых известных рус. рукописей времени вел. кн. Московского Василия Димитриевича (1389-1425) ЕВАНГЕЛИЕ ХИТРОВО лицевая рукопись времени прп. Андрея Рублёва, получившая название по имени последнего владельца Б. М. Хитрово; памятник древнерус. книжного искусства МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия

http://pravenc.ru/text/153295.html

Первый в России детский хоспис (г. Санкт-Петербург) Создан по инициативе Русской Православной Церкви. Является единственным в России государственным лечебным учреждением, которое возглавляет священник протоиерей Александр Ткаченко. В настоящее время на хосписном попечении находятся более 150 детей в возрасте от полугода до 18 лет. Все услуги хосписа оказываются бесплатно. С детьми работают врачи, медсестры, психологи и социальные педагоги. Свято-Димитриевское училище сестер милосердия (г. Москва) Первое в современной России православное медицинское учебное заведение, создано в 1992 году. Программа подготовки сестер в училище строится на государственных стандартах, по окончании училища выдаются дипломы государственного образца. Студентки проходят практику в Больнице святителя Алексия и 1-й Градской больнице. Монастырский детский приют в Банченах (Украина) Банченский приют это детский дом семейного типа. Все дети усыновлены или находятся под опекой отца Лонгина (Жара) настоятеля Свято-Вознесенского мужского монастыря и духовника женского Боянского монастыря. В приюте 253 ребенка, из них 46 детей с диагнозом ВИЧ. Четверть всех детей инвалиды. За детьми ухаживают монахини из Боянского женского монастыря, профессиональные педагоги и воспитатели. При монастыре действует богадельня (на 45 бабушек, из которых 12 приняли постриг), в братском корпусе живут 8 дедушек. Осенью при монастыре должен быть открыт дом для инвалидов (на 100 человек). Автобус помощи бездомным «Милосердие» (г. Москва) В летнее время оказывает медицинскую помощь, в зимнее время спасает людей от замерзания. Каждую ночь служба спасает от замерзания от 10 до 30 человек. С 2004 года помощь получили более 22 000 человек. Работают 3 бригады по 5 человек. В состав бригады входят врач или фельдшер, медсестра, два помощника-санитара и водитель. За два последних года ночным автобусом спасено от переохлаждения зимой 4633 человека, госпитализировано по Скорой помощи — 74 человека, отправлено к постоянному месту жительства — 132 человека. Дневным автобусом принято 5525 человек, госпитализировано по Скорой — 31 человек, направлено в здравпункт для бездомных — 629 человек, отправлено на ПМЖ — 82 человека.

http://patriarchia.ru/db/text/1556677.ht...

Калоян с супругой Демиславой. Ктиторская композиция в Боянской церкви. София. 1259 г. Калоян с супругой Демиславой. Ктиторская композиция в Боянской церкви. София. 1259 г. В то же время К., соблюдая условия мирного договора с визант. имп. Алексеем III, не признавал претензии его племянника Алексея V Мурзуфла, ставленника крестоносцев, на К-польский престол. Через К-польского патриарха Иоанна Х Каматира (1198-1206) император выразил готовность признать царское достоинство К. и возвести архиеп. Тырновского Василия в сан патриарха. Однако осада К-поля крестоносцами и бегство имп. Алексея III обесценили это предложение, и К. обратился к крестоносцам, обещая им предоставить 100-тысячную армию. Но совет баронов во главе с Балдуином (Бодуэном) Фландрским и Бонифацием Монферратским не принял предложение болгарского царя. В апр. 1204 г. визант. столица была взята и разграблена крестоносцами, а избранный имп. Бодуэн вторично отказался заключить мир с Болгарией. В окт. того же года папское посольство во главе с кардиналом Св. Креста пресв. Львом прибыло в Тырново, и 8 нояб. 1204 г. К. был торжественно коронован царской диадемой и получил от папы скипетр и знамя. Днем ранее архиеп. Василий был миропомазан по лат. обряду и возведен в сан примаса Болгарии, в свою очередь миропомазав 2 митрополитов и 4 епископов. Прежде таинство Миропомазания при хиротонии во епископа в Болгарии, как и в Византии, не совершалось, а Болгарская Церковь не имела права варить миро. В Рим были направлены для обучения 2 мальчика, один из которых, Вифлеем, был внебрачным сыном болг. царя. Добившись от папы подтверждения легитимности Болгарского царства и патриаршего статуса Тырновской архиепископии, К. при помощи половецких отрядов повел борьбу за главенство на Балканах против созданной крестоносцами Латинской империи. Его усилия были поддержаны выступлениями греч. населения городов Фракии против лат. завоевателей. 14 апр. 1205 г. под Адрианополем, сражаясь под знаменем, к-рое ему прислал папа, К. нанес поражение крестоносцам во главе с имп.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

В древнейшей кириллице буква «зело» имела неск. начертаний. Самым распространенным было начертание   к-рое использовалось для обозначения числа 6 (Саввина книга, Супрасльская рукопись, Остромирово Евангелие, Изборник Святослава 1073 г. , Галицкое Евангелие 1144 г., Успенский сборник XII-XIII вв. и др.). Это начертание восходит к греч. лигатуре «стигма» употреблявшейся в числовом значении 6. Зеркальное видоизменение этого начертания , возникшее под влиянием формы глаголической буквы , встречается реже. При этом если в рус. памятниках (как и  ) служило только для передачи числа ( Архангельское Евангелие 1092 г., Минея 1097 г., Юрьевское Евангелие 1120 г., Стихирарь 1157 г. и др.), то в южнослав. памятниках употреблялось также и в словах:     ( Охридский Апостол , кон. XII в.),       ( Боянское Евангелие , 1-я пол.- сер. XIII в.) и др. памятники кон. XII - XIII в. (Слепченский Апостол, Орбельская Триодь, Псалтирь Григоровича, Дечанское Евангелие). Только в написании слов в южнослав. памятниках использовалось еще одно начертание «зело», представляющее собой видоизмененный вариант буквы «земля» с крючком справа в середине - :    (Хиландарские листки, XI в.),    (Болонская Псалтирь, 1230-1241),    (Погодинская Псалтирь, 2-я пол. XIII в.),  (Охридский Апостол) и др. (Боянское Евангелие, Евангелие Сречковича (XIII в.), Пражский Македонский Апостол (XIII в.), Псалтирь Григоровича (2-я пол. XIII в.), Дечанское Евангелие (2-я пол. XIII в.), молд. Венское Четвероевангелие 1502 г.). В южнослав. и рус. рукописях попадается особый вид такого начертания - перечеркнутая буква «земля»: (южнослав. списки: Листки Ундольского XI в., Мирославово Евангелие ок. XI в., Слепченский Апостол кон. XII в., Хроника Георгия Амартола 1388-1389 гг.; рус. списки: Евангелие учительное Константина Болгарского (2-я пол. XII в.) и др.). Такое начертание «зело» употребляется только в словах. В новгородских берестяных грамотах представлены различные варианты буквы «зело»: -образное начертание преобладает во все периоды, наряду с ним в XI-XIII вв. встречается начертание в виде перечеркнутой буквы «земля»: , в XII в.- в виде перечеркнутых и   , в XIII-XIV вв. распространяется  -образный начерк. В грамотах засвидетельствованы также единичные примеры особых моделей: «зело» в виде восьмерки: (XII в.) и горизонтального, лежащего на строке (кон. XIV в.) ( Зализняк. 2000. С. 166-167).

http://pravenc.ru/text/2509415.html

Город Земен своим живописным расположением и средневековым духом напоминает В. Тырново. Монастырь, основанный во второй половине XIV в., обновлен и расписан деспотом Деяном. Церковь, уникальная по архитектуре крестовокупольная постройка с кубическим решением, расписана прекрасными фресками XI-XII и преимущественно XIV вв. 5 мая. Боянская церковь. Археологический музей в Софии. Боянская церковь (XII-XIII вв.). На этом месте в XII в. существовала небольшая крестовокупольная церковь в честь свт. Николая. После освобождения Болгарии от византийского владычества в XIII в. севастократор Калоян перестроил храм, переосвятив его в честь вмч. Пантелеимона. После его смерти церковь была обращена в монастырский храм. Во время нашествия турок в 1382 г. монастырь чудом уцелел, однако был распущен, собор приспособлен под приходской храм близлежащего села Бояна. Фрески, одни из лучших в Болгарии и имеющие изображения многих исторических лиц - Калояна и его супруги Десиславы, царя Константина Асена и царицы Ирины, выполнены в 1258-1259 гг. Фреска в крипте архиеп. Серафима На субботнее всенощное пошла в Русскую церковь свт. Николая, где в крипте покоится новопрославленный народом, хотя еще и не канонизированный Церковью святой старец Серафим (Соболев). О нем я узнала вот как. Перед отъездом ко мне подошла одна раба Божия, которая работает у нас в трапезной в «Православной энциклопедии», и говорит: «Александра, в Болгарию поедешь? Я вот тебе батюшке Серафиму письма написала. Ты купишь цветов и иди к нему, записки мои в ящичек опустишь. Он всем помогает» - «А где же найду его?» – «Его все знают!» Действительно, знают все. Это для в целом не религиозной страны говорит о многом. Крипта церкви свт. Николая открыта весь день, и весь день к нему приходят люди, приносят цветы, молятся, пишут ему письма, а батюшка читает. Меня вначале смутила эта в чем-то языческая традиция, а потом я вспомнила историю из жизни моего любимого греческого святого - свт. Нектария Эгинского. Когда он был маленький и один без родителей оказался в Константинополе, он был вынужден в лавке подмастерьем зарабатывать себе на кусок хлеба, терпя издевательства и побои хозяина.

http://pravoslavie.ru/39688.html

По учению Отцов Церкви, добровольный характер страданий Спасителя был доказательством Его божественной природы. Полемизируя с арианами, отрицавшими божество Христа на том основании, что он страдал во плоти, Григорий Богослов пишет: Это ставишь ты в вину Богу – Его благодеяние? Потому Он мал, что для тебя смирил Себя, что к заблудшей овце пришел Пастырь добрый, полагающий душу за овец ( Ин.10:11 )… Может быть, кто-нибудь и врача обвинит за то, что наклоняется к ранам и терпит зловоние, только бы исцелить больных? О Нем говорится, что предан ( Рим.4:25 ), но написано также, что и Сам Себя предал ( Еф. 5:2, 25 ). Говорится, что Он воскрешен Отцом и вознесен ( Деян.3:15 ; Деян.1:11 ), но написано также, что Он Сам Себя воскресил, и восшел опять на небо ( 1Фес.1:14 ; Еф.4:10 ) – первое по благоволению, второе по власти. Но ты выставляешь на вид унизительное, а обходишь молчанием возвышающее. Рассуждаешь, что Он страдал, а не добавляешь, что страдал добровольно 897 . В связи с выражением «за жизнь мира» протопресвитер Александр Шмеман задает вопрос: «О какой жизни мы, христиане, говорим, какую жизнь возвещаем и проповедуем, когда исповедуем, что Христос умер за жизнь мира?» Некоторые полагают, что речь идет о духовной, религиозной жизни. Другие – что имеется в виду жизнь мира сего, которую христианство призвано улучшить в социальном плане. Ни то, ни другое понимание, по мнению богослова, не является верным 898 . Тайная вечеря. Роспись Боянской церкви. Болгария. 1259 г. Можно полагать, что выражение «за жизнь мира» связано прежде всего с учением о том, что смерть Христа избавила людей от вечной смерти и даровала им вечную жизнь. Слово «жизнь» здесь выступает в качестве синонима спасения, вечного блаженства и Царства Небесного. Однако «жизнь мира», как и Царство Небесное, это не только эсхатологическая реальность «жизни будущего века». Вера во Христа дает человеку ту жизнь «с избытком» ( Ин.10:10 ), которую он проживает уже здесь, на земле, благодаря участию в Евхаристии и других таинствах Церкви, через которые соединяется со Христом и приобщается к Царству Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010