Все работы заслуживают самых добрых слов. Обладателем Гран-При, настоящего бронзового колокола «Бородинское поле» стала вместе со съёмочной группой Людмила Гладкая (Минск) за киноповесть « Донбасс. Специальный репортаж». Вот лишь отрывок из рецензии на эту работу: «Минск, суета последних августовских дней. Родители собирают детей в школу. Скоро торжественная линейка, цветы, улыбки, первый звонок, первый урок… Донбасс, здесь школы, детсады, университеты к учебному году готовят, прежде всего, специалисты по разминированию и строители, дежурят силовики, работают системы ПВО. Из-за постоянных обстрелов не для всех детей прифронтовых городов и сел прозвучит первый звонок, а в 1-й класс пойдут мальчики и девочки, никогда не знавшие мира…» – и всё понятно, и всё на русском языке... Остальное смотрите сами. Первый приз по разряду « Славянское братство» вручили Екатерине Габель (Москва) за вторую часть трилогии « Босния и Герцеговина: белая «Аль-Каида » об исламском терроризме в Боснии, где без труда можно увидеть схожие моменты использования радикального политического ислама в Боснии и в целом ряде других стран. Босния в этом плане это пока что законсервированная пороховая бочка, которая рано или поздно рванет в ходе процессов краха существующего мироустройства... Приз просветительского кино вручили Александру Смолко, Сергею Зайцеву и Денису Чуваеву (Москва) за фильм « Семья Аэрофлот ». Авторы не ставили перед собой недостижимой цели рассказать всю историю отечественной авиации в одном фильме, но предприняли попытку бережного прикосновения к некоторым ее славным страницам. Картина повествует о буднях и достижениях советского авиапрома, самоотверженности профессионалов летного дела, влюбленных в свое ремесло, которых объединила и продолжает объединять принадлежность к Аэрофлоту. Аэрофлот – действительно семья! Приз зрительских симпатий достался Дмитрий Гриценко (Краснодар) за фильмы «Сахалин» и «Вода». Это не совсем даже кино, а семейное путешествие в мир красоты нашей необъятной Родины...

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/28/do...

По своим взглядам Г. был близок славянофилам, находился под сильным влиянием А. С. Хомякова . Исторические труды, отличающиеся полнотой материала, использованием новых источников, принесли Г. признание специалистов. Он проявил себя как этнограф, владевший даром острой наблюдательности и живого описания. Г. был увлечен идеей слав. единства на основе распространения Православия, рус. языка и кириллицы. В 1854-1861 гг. он опубликовал цикл статей «Письма об истории сербов и болгар», ставший основой классического труда «История сербов и болгар» (Собр. соч. СПб., 1868. Т. 1), крупные работы «История балтийских славян» (М., 1855) и «Борьба славян с немцами на Балтийском Поморье в Средние века» (СПб., 1861). В цикле очерков «Босния: Путевые заметки» и в кн. «Босния, Герцеговина и Старая Сербия» (СПб., 1859) описал нравы, обычаи, быт и обряды юж. славян, исторические достопримечательности, центры образования. Подготовленные к публикации материалы, собранные Г. в Боснии, Сербии и Македонии, получили высокую оценку, впосл. часть их была опубликована др. исследователями. В работах по истории и лит-ре Чехии доказывал устойчивость кирилло-мефодиевской традиции в чеш. землях (Очерк истории Чехии. СПб., 1862; Гус: Его отношение к Правосл. Церкви. СПб., 1871; Чеш. лит-ра//Поэзия славян. СПб., 1871). Предпринял попытку написать обобщающий труд по истории славян, но не окончил его, был опубликован лишь разд. «Древнейший период истории славян» (ВЕ. 1868. 7, 9). Работы в области языкознания, в частности «Общеславянская азбука» (СПб., 1871), получили сдержанную оценку лингвистов. Признавая ряд верных наблюдений и замечаний Г., академики В. Ягич и И. А. Бодуэн де Куртенэ отмечали поверхностность нек-рых этимологических гипотез, оспаривали целый ряд выводов. Г. являлся членом-корреспондентом С.-Петербургской АН, действительным членом Российского географического об-ва (с 1858), возглавлял его этнографическое отд-ние (с 1870). За время поездок по Балканскому п-ову собрал коллекцию рукописей. В 1868 г. передал 101 слав. рукопись XIII-XVIII вв. Публичной б-ке в С.-Петербурге (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1868 г. СПб., 1869. С. 10-159), в 1873 г. б-ка приобрела у его наследников 2-ю ч. собрания, в составе к-рого находились слав., греч. и вост. рукописи (см. описание: Отчет Имп. публ. б-ки за 1873 г. СПб., 1875. С. 12-19). 3-е собрание было приобретено известным коллекционером А. И. Хлудовым (см. Хлудовы ) (описание см.: Описание рукописей и каталог книг церк. печати б-ки А. И. Хлудова. М., 1872) и ныне хранится в ОР ГИМ. Особое место среди рукописей, собранных Г., занимают памятники, связанные с творчеством слав. первоучителей равноапостольных Кирилла (Константина) Философа и Мефодия и их ближайших учеников: «Македонский кириллический листок» (рубеж XI и XII вв.), «Проглас к Евангелию» св. Кирилла (нач. XIV в.), полный список службы св. Мефодию св. Климента Охридского (кон. XIII - нач. XIV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/165001.html

Война эта тянется вот уже два года и своими потерями, своею напряженностью захватила жизнь в такие тиски, что даже здесь – в тылу – не знаешь: действительность вокруг тебя, или ужасный кошмарный сон. Неужели проповедь любви, мира и правды Божией на земле в течении двух тысяч лет не могла удержать людей от этих ужасов переживаемого нами исторического момента? Кто из нас не задавался мыслью: почему, зачем и для чего этот ужас жизни -- современная война? Мы намерены сегодня с Вами, дорогие слушатели, и, верю, в самом недалеком будущем, доблестнейшие воины, побеседовать на эту тему и чтобы лучше понять причины войны, мы и выясним себе: кто её главный виновник. В конце мая 1914 года в гор. Сараеве – Босния – был убит наследный принц Австрии, – Франц-Фердинанд. Босния вместе с Герцеговиной были в 1912 году «анексированы», т.е. насильственно присоединены Австриею к своим владениям. Обе эти провинции, бывшая Турция, населенные Сербами, со временем должны были войти в состав Сербского королевства. Россия, главная покровительница славянских народов, и Сербия заявили свой протесты, к сожалению он не дал должных результатов. Миролюбие России взяло верх над обидой, но беззаконие не осталось безнаказанным и через два года наследный принц делается жертвой политики своего правительства... Не смотря на то, что убийцей принца Фердинанда был австрийский подданный, коварное австрийское правительство всю ответственность за смерть принца – Фердинанда сложило на Сербию и потребовало от Сербии удовлетворения в такой форме, которая не только унижает достоинство самостоятельного Государства, но ведет к уничтожению самой самостоятельности и свободы. Россия, естественно, стала в защиту Сербии. Пошли, так называемые, дипломатические переговоры. В них приняли участие все европейские Государства. Переговоры затянулись и начали принимать благоприятное для общего мира направление... Но вдруг, совершенно неожиданно, когда французский президенты ехал из Петрограда – (он делал визит Государю) – и был на море, Англичане были поглощены своими домашними делами, а наш Государь собирался ехать в Шхеры Финляндии, Австрия предъявила Сербии «ультиматум т.е. такое (условие) требование, за не выполнением коего следует война. Сразу почувствовалась в воздухе гроза и возможность общеевропейской войны стала ясна для всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Босния и Чечня – вот начало ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. - РНЛ )! Вот где наточили ножи те, кто сегодня терзает Сирию и Европу. Информационное агентство «REGNUM» в материале «Террористические организации обосновались в Боснии и Герцеговине» констатирует: «Террористические структуры в Боснии и Герцеговине создавались при поддержке местных политических организаций, а также при содействии западных спецслужб и разведывательных сообществ США, Британии и Франции». Об этом сообщил директор Боснийского отделения Экспертного совета по противодействию терроризму и преступности в юго-восточной Европе Джевад Гальяшевич. «Инфраструктура «Боснийской паутины» создавалась с 1990 г. – информирует он. – В ее составе миссионеры, радикальные хаджи, а с другой стороны гуманитарные организации с их необычными методами создания кризисов, периодических терактов и ведения гибридной войны. Активную поддержку террористическим структурам оказывают политики и исламская община». Ожесточенная гражданская война в Боснии с участием в ней террористических исламских структур изгоняется из памяти и сознания наивной Европы. И для России смертельная схватка сербов, мусульман и хорватов – непознанная трагедия. И пока в моем родном Кургане не арестовали серба Ратко Самаца, ветерана боснийской войны, с которым я знаком больше восьми лет, я не осознавал, что в девяностые годы мы с ним находились на первой линии борьбы с исламскими террористами: сербы в Боснии, мы, россияне, в мятежной Чечне… Так вот, вернемся немного назад: 10 марта 2016 года УФМС России по Курганской области, показав гражданскую незрелость, отказало Ратко Самацу, инвалиду войны в Боснии, в политическом убежище, сообщив в официальном отказе, что «Верховные судебные органы в современной Боснии и Герцеговине находятся под контролем органов ОБСЕ, стремящихся координировать работу судов низших инстанций в рамках отдельных частей Федерации, и что Босния и Герцеговина имеют неоднозначную политическую ситуацию, а большое количество политических партий продолжает делать и без того раздробленную страну еще более разрозненной».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/09/se...

Впрочем, как представители югославянской идеологии, так и авторы, стоящие на православных (иравно и католических) позициях подвергают критике «Богомильскую концепцию». Во-первых, «богумильская концепция» позиционирует нынешних боснийских мусульман не просто чем-то иным, а вовсе не потомками исламизированных славян-католиков (или православных сербов), но, эта концепция позволяет позиционировать нынешних боснийских мусульман вообще не славянами, а... готами, воспринявшими славянский язык (штокавский диалект) и славянскую же письменность (в основном - кириллическую традицию). Интересно, что несмотря на то, что сами боснийские мусульмане не идентифицировали себя славянами (о чём будет сказано ниже), но они славянизировали разноплеменный мусульманский элемент этого уголка Османской империи. Затирание сербского самосознания в среде мусульман Боснии и Герцеговины Жизнь среди иноверного окружения католиков хорватов и православных сербов привела к тому, что боснийские мусульмане отождествили себя не с единоязычным окружением, но с единоверными им турками. Проблему затирания сербского самосознания в среде мусульман Боснии и Герцеговины предметно исследовал наш коллега профессор Зоран милошевич. Приводим обширную цитату из его работы «Йован Цвийич и боснийско-герцегоинские мусульмане» «Когда Цвийич исследовал этническое состояние Боснии и Герцеговины, он пришёл к заключению, которое неустанно высказывал в разных местах, что боснийско-герцеговинские мусульмане являются этническими сербами, а Босния и Герцеговина - сербские земли. Между тем, Цвийич обращает внимание на то, что сербское самосознание среди них поблёкло, а некоторые и вовсе утратили его. Особенно это заметно среди мухаджиров (переселенцев) из Боснии и Герцеговины в Турцию после оккупации этого края Австро-Венгрией. «Не помогает и то, что говорят они на нашем языке. Нет и следа от ощущения того, что они представляют с нима единое целое. Если им напомните об этом, ясно увидите- насколько это далеко от их сознания; так же далеко, как ясно и близко то, что из-за веры они - то же самое, что и турки. Идут, стало быть, в далёкий и совсем чужой край, заблуждаясь на свой счёт, считая себя турками».

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > Подлинно общенародный проект Сергей Лавров принял участие в торжествах в связи с началом строительства Центра русско-сербского духовного единства в Баня-Луке 25.09.2018 1022 Время на чтение 4 минуты 21 сентября Баня-Лука - главный город Республики Сербской (Босния и Герцеговина) торжественно встретил министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Казалось бы, зачем Лаврову при его колоссальной занятости посещать довольно небольшой городок, находящийся вдали от мировой политики. Но дело в том, чтоздесь произошло событие для нынешней ситуации беспрецедентное. В то время как большинство европейских государств соревнуются в измышлениях и обвинениях в адрес нашей страны, в Баня-Луке начато строительство Центра русско-сербского духовного единства памяти Царственных Страстотерпцев Романовых. Здесь не скрывают, чтоэтой акциейхотели бы выразить благодарность сербского народа России и царской семье Романовых засамоотверженные и бескорыстные дела на благо Сербии, атакже заявить освоей поддержке нынешней российской политике по отстаиванию традиционных духовных ценностей. Заметьте, это происходит в стране, находящейся фактически под международным, точнее западным, управлением, а посол США чувствует здесь себя полноправным хозяином. Кстати, ранее Республика Сербская не допустила присоединение Боснии и Герцеговины к общеевропейским санкциям против России. Такое поведение боснийских сербов можно понять, если приглядеться к их истории, попытаться, например, осмыслить следующий факт. За последние 700 лет у боснийских сербов было всего несколько десятилетий, когда они могли беспрепятственно быть православными христианами. Все остальные годы оставаться православными - означало идти наперекор очередным властителям. Босния пережила пять веков турецкого владычества, австрийскую оккупацию, короткий, но страшный период в составе Независимого государства Хорватия, а также эпоху социализма. На всех этих исторических отрезках, при определенных различиях, в отношении православных осуществлялась одна и та же политика «кнута и пряника». Жесткие меры вплоть до уничтожения – для тех, кто оставался преданным православной вере, и привилегии тем, кто от нее отказывался. Сохранить православие в таких условиях можно было только путем огромного самопожертвования. Сербский народ пошел на это, чем, как представляется, заслужил поддержку Высших сил. Иначе как объяснить, что боснийские сербы в одиночку не только выстояли в гражданской войне 90-х годов, но и создали свою Республику Сербскую. При том, что на стороне их противников был коллективный Запад, да и руководства России и Сербии ориентировалось зачастую на США.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/09/25/po...

Володька-Бес и Сашка К. по-прежнему в госпитале. Первый никак не оправится после контузии, полученной 12 апреля (головные боли, сильное головокружение). Второй лечится после полученного в тот же день ранения в голову (почти полная потеря зрения, едва видит стоящую перед ним пепельницу). Володька Р. (разрыв барабанных перепонок и легкое сотрясение мозга) близок к выписке. Скоро вернется в отряд и пулеметчик Пашка, единственный уцелевший из смены, что держала оборону в крайне правом бункере на высоте Заглавок 12 апреля24. Боснийская тетрадь. Часть 7 Решено. Через два дня уезжаем! К собирающимся домой прибавилось ещё несколько человек. Мотивы их отъезда уже знакомы: «Повоевали, посмотрели, хватит». Дорога будет нелегкая. От Вышеграда рейсовым автобусом до Ужицы. От Ужицы поездом до Белграда. От Белграда до Москвы. До Белграда дорога бесплатна (на нас распространяются какие-то льготы). От Белграда до Москвы надо будет приобретать билет. За свои деньги. И ещё, оказывается, выбраться из зоны боевых действий не так-то просто. Необходима специальная бумага. Сербы называют её «дозвола». Прежде чем получить дозволу, нам необходимо сдать оружие и обмундирование. Каптёр требует поштучного возвращения всего ранее полученного – от автоматов до башмаков и курток. Оружие мы сдали безропотно. С вещами сложнее. За время ночевок у костра, скитаний по горным склонам и т.д. и т.п. многие вещи пришли в негодность (что-то прогорело, что-то порвано о сучья и камни) и были попросту утеряны. Есть желание оставить что-то из вещей на память, в качестве сувениров. От нас же требуют возвращения полного комплекта всего выданного. Процедура объяснения с каптёром Славко унизительна, но результативна. В итоге желанная дозвола (пропуск с перечнем наших фамилий, с подписью начальника и круглой печатью) у нас на руках. Прощай, Вышеград, прощай, Босния. Счастливо оставаться нашим. Дай Бог всем им вернуться по домам. Живыми, целыми, невредимыми! На меня возложена обязанность отвезти в Москву и передать родным сумку с вещами Кости Богословского. Поручение не из легких (мягко сказать), но отказаться язык не повернулся. В Москве живут мать, брат, отчим Кости. Что я скажу им? Какие слова выбрать в богатом родном языке, чтобы объяснить, почему их сын и брат остался навсегда на югославской земле? Не могу представить себе – как произойдет моя встреча с этими людьми. Лучше сходить лишний раз в разведку.

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/13/...

Среди торгового сословия крупную торговлю держали православные, мелкую и ремесленничество - мусульмане. Австро-венг. переписи населения империи дают следующую картину конфессионального состава населения БиГ: в 1879 г. православных было 42,88%, мусульман - 38,75, католиков - 18,08, др. вероисповеданий - 0,31%; в 1885 г.- соответственно 42,76%, 36,88, 19,88 и 0,47%; в 1895 г.- 42,94%, 34,99, 21,31 и 0,76%; в 1910 г.- 43,49%, 32,25, 22,87 и 1,39%. В условиях гнета то Османской империи, то Австро-Венгрии среди хорват., серб. и словен. народов возникла идея консолидации юж. славян. На роль лидера в национально-освободительном движении претендовали и Сербское княжество, к-рое добилось автономии еще в 1830 г., а с 60-х гг. XIX в. стало центром антиосманского движения на Балканах и оказывало значительное влияние на серб. население БиГ, и Хорватия, где с начала века господствовало движение иллиризма, основной идеей к-рого было создание «Великой Хорватии» на южнослав. и части неслав. территории. БиГ стала предметом особого внимания и борьбы за влияние идеологов и руководителей разных направлений национально-освободительных движений как Хорватии, так и Сербии. В БиГ на фоне углубления процесса конфессиональной дифференциации населения у появившихся на рубеже веков партий (с 1905 профсоюзы, с 1909 Социал-демократическая партия, с 1910 революционная орг-ция «Молодая Босния» и др.) не было четких политических программ, добиваться ли широкой автономии османской провинции или стремиться к южнослав. объединению. 10 июня 1908 г., после младотур. революции и восстания в Албании, Австро-Венгрия, опасаясь подъема восстания в БиГ, законодательно оформила ее аннексию, вызвавшую т. н. Боснийский кризис, обостривший отношения между Австро-Венгрией и Сербией, Антантой и Тройственным Союзом. В 1910 г. БиГ была дарована конституция, по к-рой наряду с правительством края созывался и парламент. Однако он был лишен законодательного права и контроля над правительством. Боснию охватило антиавстр. восстание, нек-рые члены «Молодой Боснии» использовали террористические способы достижения своих целей.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Воеводина, Босния и Краина – историко-географические понятия, под которыми подразумеваются определенные территории. Веками на этих землях компактно проживали православные сербы. Вышеперечисленные территории в разное время подчинялись Австрийской или Австро-Венгерской монархии. Латиница служила в буквальном смысле орудием латинизации православного сербского населения этих земель. Фактически в этих землях проходил и проходит до сих пор рубеж между православной и католической традициями. Вуковица – кириллический алфавит сербского языка, созданный Вуком Караджичем в начале XIX века и с тех пор не изменявшийся. Ныне действующая Конституция Республики Сербии часто называется Митровданской конституцией (серб. – Митровдански устав). Была окончательно принята 8 ноября 2006 года, в день памяти вмч. Димитрия Солунского, по-сербски – Митров дан. БиГ – общепринятое и часто используемое сокращение названия «Босния и Герцеговина». Имеются в виду Автономный край Косово и Метохия, Автономный край Воеводина в составе Республики Сербии и Республика Сербская в составе Боснии и Герцеговины. скрыть способы оплаты Комментарии Eduard Shpak 6 марта 2014, 00:16 Не страшно под пулями замертво лечь Не страшно остаться без крова Мы сохраним тебя, Русская Речь Великое Русское Слово Инна 9 января 2014, 07:02 господину, Сергею Петренко, латиница не подходит для русской фонетики, 26 букв, вместо 33... может быть Вы болеете и Вам просто трудно запомнить все буквы? Родной язык это последнее средство самоидентификации у человека, его признак принадлежности к роду и племени. А Ваш комментарий лишь попытка раздуть спор на пустом месте. Вспомни иероглифические языки, напримеряпонский - тут кроме тысяч и тысяч иероглифов используют две слоговые азбуки хирагану и катакану, по 46 символов в каждой, и ни одному японцу в кошмарном сне не приходит в голову отказаться от них. И я наше ё никому не отдам. Сергей Петренко 7 ноября 2013, 01:44 Лучше всем, в том числе и русским, украинцам и белорусам поскорее перейти на латинский алфавит и закрыть эту искусственно раздуваемую тему. Оба эти алфавита очень похожи и общего происхождения. 2 алфавита очень неудобно на клавиатуре, да и иностранцам будет легче учить восточнославянские языки и они поднимутся в международном статусе.

http://pravoslavie.ru/29984.html

И эти несчастные мухаджиры, только лишь добравшись до Турции, ощущают себя иноплеменниками, не турками, и что с турками - кроме веры - не имеют ничего общего. Показателен случай, который Цийич отметил о возвращении одного мухаджира из Турции в Боснию. «Однажды утром», отмечает Цвийич, «приехал на железнодорожный вокзал Топчин в южной Македонии, чтобы попасть на поезд, следующий из Салоник в Белград. Удивился, увидев на станции одного боснийца средних лет, который намеревался ехать в том же напрвлении, что и я. Обычно боснийцы едут в другую сторону - из Белграда в Салоники. Стоило мне обратиться к нему по-сербски, как он тут же увязался за мною. Моим спутником оказался мухаджир, который возвращался в Боснию. Переселился с женой и четырьмя детьми двадцать лет назад, был зажиточен. Дети поумирали, и поэтому он часто менял места жительства в Македонии. В конце концов остался без детей и без всего... Теперь он понимал, что турки - настоящие турки - это нечто совсем другое, и что с ними у него нет ничего общего, кроме веры. Ему сейчас ясно, что мы ему ближе, нежели османы. Этот растерянный человек возвращается в Боснию, чтобы там умереть... Когда ему напомнил о том, что предупреждали же о том всех, кто собирался перселяться, он лишь стукнул себя по лбу и воскликнул: - Твёрдая боснийская голова никого не слушала. И мне говорили то же самое, но не верил!» Попытки вернуть боснийских мусульман в сербский национально-культурный корпус Сразу после воссоединения всех сербских краёв в одном государстве - Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев - возникла надежда, что мусульмане Санджака, Боснии и Герцеговины вновь станут сербами. Надежда эта подкреплялась убеждённостью в том, что критерием принадлежности к одному народу является языковая общность. Вся история как первой, королевской, так и второй, коммунистической Югославий, показывает, что такая постановка вопроса является следствием целого ряда утопических представлений об устроении человеческого общества. После развала Югославии и фабрикации отдельного государства в административных границах союзной республики Босния и герцеговина, славяне-мусульмане вернулись к использованию самоназвание «босняки».

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010