Мы призваны помнить, что сопротивление злу силой — это скорее исключение, а не правило: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5, 43-48). Нравственные заповеди христианства во многом схожи с нравственными нормами других религий. И только слов «любите врагов ваших» мы не найдём нигде, кроме христианства. В том же наставляет нас в своих Посланиях и святой апостол Павел: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес. 5, 15), «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. …Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 19-21). В уже гораздо более близкое к нам время словами молитвы Оптинских старцев мы просим Господа научить нас «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Христианство — это не религия слабых, как думают некоторые, не тёплая печка для стариков, а жизнь, требующая великого мужества и веры, путь за Господом Иисусом Христом, который сказал о Себе: «Я есть путь и истина и жизнь». Михаил Устюгов Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 июня, 2021 31 мая, 2021 20 мая, 2021 27 апреля, 2021 14 апреля, 2021 12 апреля, 2021 3 апреля, 2021 26 марта, 2021 22 марта, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/protoierej-aleksandr-b...

Назван в Ветхом Завете и Предтеча грядущего Мессии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете, вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1). Жители Палестины знали Священное Писание и в Иоанне, проповедовавшем покаяние, видели предвещанного пророками Ангела покаяния: со всего Иерусалима, всей Иудеи и всех окрестностей Иорданских приходили они к нему. Из Писания было известно место рождения Мессии (Вифлеем), колено (Иудино) и род (Давидов), из которого Он произойдет. Книжники тщательно изучали все такие места у пророков, чтобы принять истинного Мессию и отвергнуть ложного, если таковой явится. Однако для правильного понимания пророчеств, внушенных Святым Духом, была нужна не начетническая эрудиция, а чистая, незамутненная вера, всецелая обращенность к Богу. Представления об ожидаемом Мессии у иудеев того времени соответствовали их нравам и господствующим жизненным настроением. " Почти все начали ожидать в лице Мессии всемирного завоевателя, который для того и явится во всем могуществе Посланника Божия, окруженный знамениями и чудесами, чтобы низложить и упразднить все тогдашние царства на земле, составить из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место и быть Его наперсниками. Крайние притеснения от царей, сирийских, египетских и, наконец, от римлян еще более усиливали в иудеях таковое ожидание: чем более терпели в настоящем, тем больше надеялись на будущее. Между прочим, воображали, что пришествие Мессии должно быть предварено явлением Илии, имеющего помазать Его на царство, Иеремии, Исаии и многих других пророков. Касательно лица Мессии существовало у многих грубое заблуждение, состоящее в том, что Он будет человек, подобный прочим, только с необыкновенными силами и дарами от Бога; другие представляли Его существом высшим, но, однако, не Богом... Плодами пришествия Мессии почиталось, между прочим, немедленное чудесное собрание в Палестину иудеев из рассеяния их по всему свету, не исключая и десяти колен Израилевых, изведение из ада и воскресение всех умерших иудеев, восстановление царства Давидова, обновление Иерусалима и устроение нового великолепного храма, покорение всех народов иудеями, учреждение великолепных вечерей, чрезвычайное плодоношение земли, уничтожение болезней и смерти и прочее " . [Иннокентий (Борисов), архиепископ. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. СПб., Б. г., с. 10-12.]

http://pravoslavie.ru/1697.html

Свт. Иннокентий (Борисов) в толковании молитвы св. Ефрема говорит в частности о том, что человек произносит слово, и думает, что оно рассеялось в воздухе и исчезло. А между тем слово пошло в путешествие сквозь дни и столетия, сквозь умы и сердца. Оно доживет до Страшного Суда и станет с нами рядом, чтобы исполнилось сказанное: «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Златоуст замечает, что велика благость Бога, Который будет нас судить не по чужим словам о нас, но нашим собственным. Вот один из мессианских текстов Исайи: «Будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:3-4) То есть не к сплетне приклонится ухо Судьи, но суд будет истинным, и наши слова, а не слова других о нас вынесут нам приговор – оправдательный или осудительный. Еще говорит Иннокентий (и в этом дополняет Златоустовы слова о суде), что из всех сказанных нами слов можно вполне составить наш правдивый портрет. Это будет точный портрет внутреннего человека, который и будет судим. Можно ли что-то сказать в свое оправдание? Можно. Мы родились в празднословную эпоху, когда слово обесценилось изнутри и превратилось в «прикрасу неправды». (Иак. 3:6) В этой эпохе мы сформировались и воспитались, к смраду ее принюхались с детства и сочли его за здоровый воздух. Только по мере прикосновения к нам Духа, Который «дышит, где хочет» (Ин.3:8) мы можем ощутить иную жизнь и переоценить эту. Теперь, когда Дух совершил прикосновение и дохнул, мы знаем, что безмерно виноваты в слове. Мы не сказали нужных слов и сказали ненужные. Как оправдаться? Если ты должен деньги, верни деньги. Если же виноват в слове – рассчитайся словами. Одни слова нужно заменить другими, некоторые вовсе вычеркнуть, вытереть из сознания, и полюбить разумное, посильное молчание. Слову нужно постараться вернуть изначальное достоинство. Если мы разучимся прислушиваться к урокам Соломона, Давида, Павла и Иакова, то пусть поучат нас лакедемоняне или жители африканских джунглей. Что до первых, то у них вместо денег (деньги спартанцев были тяжелы и громоздки, над чем смеялись все окрестные народы) была валюта слова. Люди с детства учились втиснуть большой смысл в малые звуки, так чтоб слово было делом. «Если мы войдем в ваш город», – писали однажды в послании неприятели, – «мы сожжем ваши дома, заберем все, что увидим, изнасилуем женщин и юношей сделаем рабами». Спартанцы ответили: «Если…»

http://pravoslavie.ru/60329.html

Скачать epub pdf На главном церковном богослужении – Божественной Литургии, мы слышим возгласы о поминовении властей. Они основаны на словах Апостола Павла: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте...» ( 1Тим.2:1–2 ). Слова о поминовении властей трижды повторяются на Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста : Великая ектенья в начале Литургии: О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся. Сугубая ектенья на Литургии оглашенных: Еще молимся о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте . Молитва иерея (священника) во время пения «Достойно есть» или задостойника: Еще приносим Ти словесную сию службу […] о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Возникает вопрос, в какой мере уместна молитва за власти, особенно, если это явные безбожники? Рассматривая в целом вопрос о поминовении тех или иных конкретных людей, а также социальных или религиозных групп, важно различать: 1. Содержание молитвенных прошений. О чём мы молимся. Если о вразумлении, о том, чтобы они не вели активную богоборческую деятельность, то ничто не мешает молиться за иноверцев, еретиков, даже сознательных сатанистов. 2. Живы эти люди или уже предстали пред Богом . Если человек в своей жизни сделал сознательный выбор, то нелепо пытаться его воцерковить после смерти. 3. Форму поминовения . Например, на проскомидии принято вынимать частицы только за православных христиан (и не за отпавших ). Ведь Церковь в первую очередь духовный организм, а уже затем организация (семья – это в первую очередь кровные связи, а во вторую – проживание в одной квартире). Как кровь попадает только в те члены, которые являются частью тела, так и в Таинстве Евхаристии мы поминаем только членов Тела Христова – Церкви. Да, Господь пролил Свою Кровь за грех всего мipa, но не весь мip принял эту жертву. Мы не можем насильно включить в организм Церкви тех, кто от этого отказывается.

http://azbyka.ru/otechnik/chtec_Kirill/o...

Только что сел он в свою лодку, как показалась лодка с посланными от Святополка злодеями. Глеб сделал им привет; но они, не отвечая ему, стали грести прямо на него. Поравнявшись с его лодкой, начали перескакивать в неё с обнаженными в руках мечами. Спутники Глеба схватились было за оружие, чтобы защитить любимого князя, но Глеб сказал им: «братья, если мы не будем драться с ними, то они возьмут только меня; если же вступим в бой, то они всех нас убьют». А сам между тем, как и брат его Борис, в виду убийц, обратился со слезною молитвою к Богу словами псалмов: «Господи, будь соперником против соперников моих; срази сражающихся со мною. Возьми оружие и щит, и восстань на помощь мне. Скажи душе моей: Я твое спасение». 4 В первом чувстве испуга юный Глеб молил злодеев не убивать его, но отвезть к брату Святополку, пред которым, говорил он, не был ничем виноват. Потом, мысленно простившись со всеми близкими, обратясь к убийцам, сказал: «делайте, что вам велено». И собственный повар его Торк, не то, что слуга Борисов Георгий, по повелению начальника злодеев Горясера, взял за голову своего господина, и как незлобивому агнцу перерезал ему горло ножом. Так убит был и Глеб 5-го сентября. Тело его не было погребено: вытащив из лодки, убийцы бросили его на берегу реки Смядыни между двумя срубленными деревами, слегка закрыв хворостом, и не сказали никому о том. «Видите ли, братия, пишет преподобный летописец Нестор в заключении сказания о мучениках Борисе и Глебе, как высока покорность к старшему брату. Если бы они сопротивлялись, то едва ли бы сподобились такой, т. е. небесной, мученической награды от Бога». Но как добро и здесь еще на земле Господь награждает, так равно и зло и здесь еще не остается без наказания – карается Богом. Так было и со Святополком. Ярослав, четвертый из сынов Владимира, предупреждавший Глеба о злом умысле против него брата Святополка, с надеждою на помощь Божию решился пресечь злодейства злаго брата. За кровь братнюю пошел он против него войною. Долго – 4 года – продолжалась между ними кровавая война.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Хочется только пожелать членам этой семьи, чтобы прошли они благополучно путь свой земной и получили право сказать вместе с апостолом Павлом: «Подвигом добрым я подвизался, стр. 50 течение (т.е. прохождение жизненного пути) совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный». Дорогой читатель! Брат! Сестра! И тебе желаем мы того же, ибо Господь не хочет смерти грешника, а всем желает спастись ( Иез.33:11 ). Заметим, что это не единственная семья из близких Старцу, из которой вышли монахи. Нет, есть некоторая закономерность: у самых близких чад, которые жили по благословению и молитвам Старца, рождались в поколениях дети, посвященные Богу. В следующих главах мы расскажем о двух таких семьях. Старец был для них как благодатный дождь. А к вам – просьба: молитесь о старце Сергии, заказывайте панихиды. И будет у вас еще один сильный молитвенник перед Господом. VIII «Бог свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа». Флп.1:8 До сих пор мы пользовались богатейшим материалом, собранным сестрами Манаевыми. Существенно и то, что сами девочки Манаевы, несмотря на юный возраст, были полноправными чадами Старца и ходили к нему четыре года. В этой же главе мы используем воспоминания детей духовных чад. Многого они не помнят и все с сожалением говорят одно: «Ну что я тогда понимала? Мамка пошлет спросить что-нибудь, я бегу. Вот, если б сейчас к нему можно было ходить!» Еще все вспоминают, что родители говорили, когда Старца не стало: «Как жили-то под Старцем! Никакой заботы не было. Случись что – сразу к нему! И как он скажет, так и поступали. Он все наперед знал. И от арестов и от болезней спасал». Вдумайся, дорогой читатель, в эти слова. Их говорили люди, пережившие все: и гонения за веру, и голод, и страх ареста, и сам арест, и тюрьму. А говоря о Старце, всегда говорят, что это было счастье. Почему же? Да потому что в силу своей прозорливости и любви к чадам, он сам решал их проблемы. Оставалось только слушаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что касается рассказа о создании жены из ребра мужа ( Быт. 2, 21–22 ), то, принимая во внимание характерный для древних жителей Востока менталитет (простоту и образность мышления), можно думать, что у бытописателя, хорошо знавшего свой народ, не было намерения объяснить происхождение жены в биологическом смысле. Символический рассказ, не приоткрывая тайны фактического ее происхождения, содержит в наглядной форме выраженную истину о двуединстве человека, реализуемом в брачном союзе равносущных, соединенных любовью мужа и жены . «Как это происходило, Моисей не говорит, и это тайна, – замечает в своем сочинении «О человеке» архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) . – Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида – мужа и жену» 19 . Слова «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» ( Быт. 2, 23 ) указывают на кровное родство, на родство по рождению 20 .   В Книге Бытия говорится: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника , соответственного ему» ( Быт. 2, 18 ). Однако слово «помощница», также как и соответствующие слова в переводе 70-ти (βοηθς) и в Вульгате, не передают точно глубокого смысла еврейского подлинника. Более точный перевод был бы: «Сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним ». «Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии. Жена прежде всего нужна мужу, как его alter ego («второе я») 21 . «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт. 2, 24 ). Это слова Адама, но их подтверждает Сам Христос:   «И будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мф. 19, 5–6 ). Эти слова говорят не о временном телесном единении в родовом акте, а о постоянном метафизическом единстве супругов . Слово (σαρξ) (плоть) означает здесь не одно лишь тело (σμα), а как бы одно существо, одного человека… Когда же говорится лишь о физическом единении мужчины и женщины (не в браке, а в блуде), то употребляется иное выражение, а именно, что они – одно тело (εν σμα εστν) ( 1Кор. 6, 16 ) 22 .  

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Энергии – это сущностное движение (природы), проявления Божества, Божественные действия (проистекающие от Отца через Сына в Духе Святом). Энергии, направленные на спасение мира и человека, обыкновенно именуют благодатью. Несмотря на то, что Бог вездесущ – пребывает всюду как сущностью, так и энергиями, – соединение с Богом по природе для тварей невозможно (в противном случае мы стали бы Богами по естеству. Выражаясь иначе, пребывали бы «одновременно» и тварными, и нетварными (и созданными, и несозданными); и обусловленными пространством и временем, и не зависящими от таковых... Однако соединение с Богом по благодати ( Богоуподобление , Богопознание , Богообщение ) не только не невозможно, но и является Божественным призывом, заветной целью каждого из нас. Бог есть Любовь и желает спасения всем без исключения людям. Между тем, для того чтобы его достичь, необходимо личное желание спасаемого, активное участие в общецерковной жизни, в том числе – в Таинствах Церкви . Способность человека стяжать благодатные дары зависит от его добродетельности, праведности, святости. Срастворяясь с нашей плотью и кровью, обóженные, преисполненные благодати Тело и Кровь Искупителя очищают, исцеляют и преображают наше естество: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин. 6:53–56 ). Евхаристия есть особая благодатная трапеза, единящая верующих с Богом и между собой: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 )). Одна из молитв ранней Церкви гласит: «Как этот преломляемый хлеб был рассеян по горам и, будучи собранным, стал одним, Так да будет собрана от концов земли в Твоё Царство и Твоя Церковь . Потому что через Иисуса Христа Твоя во веки есть слава и сила».

http://azbyka.ru/otechnik/chtec_Kirill/c...

55 Паустовский К. Собр. соч. Т.7, М., 1970, с. 508. 50 Станюкович Вл. В.Э.Борисов-Мусатов, с. 5. 38 Державин Г.Р. Стихотворения, с. 360.     Литература В.Борисов-Мусатов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. М., «Изобразит. искусство», 1989. Врангель Н.Н. Борисов-Мусатов. Спб., 1910. Евдокимов И. Борисов-Мусатов. М., 1924. Кочик О.Я. Живописная система В.Э.Борисова-Мусатова. М., «Искусство», 1980. Мочалов Л. В. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л., 1976. Неклюдова М. Борисов-Мусатов. Сер. «Образ и цвет». М., 1971. Петров В.Н. В.Э.Борисов-Мусатов.— В кн.: История русского искусства. Т.10, кн.1. M., 1968. Русакова А. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л.— М., «Искусство», 1966. Русакова А.А. Борисов-Мусатов. Л., 1974. Станюкович Вл. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Спб., 1906. Шилов К. Борисов-Мусатов. Сер. «Жизнь замечат. людей». М., «Мол. гвардия», 1985.   Список иллюстраций 1. В.Э.Борисов-Мусатов, 1901г. 2. Эльпидифор Борисович Мусатов, отец художника. 3. Евдокия Гавриловна Мусатова, мать художника. 4. Дом Шахматовых в Саратове, где родился Виктор Мусатов. 5. Виктор Мусатов с матерью и младшими сёстрами, Агриппиной и Еленой. Саратов, 1880-е годы. 6. Страница письма В.Э.Борисова-Мусатова Л.П.Захаровой. 1899г. 7. Ф.Кормон в своей мастерской. 8. В.Э.Борисов-Мусатов, А.Д.Захаров. 1896 г. 9. Г.П.Баракки, Ф.Корнеев, В.Борисов-Мусатов, В.Коновалов. Саратов, 1890-е годы. 10. В.Э.Борисов-Мусатов среди участников выставки Московского Товарищества художников. 1890-е годы. 11. В.Э.Борисов-Мусатов в Зубриловке. 1901 г. 12. В.Коновалов, С.Иванов, В.Борисов-Мусатов. Саратов, 1890-е годы. 13. Анна Воротынская. 14. Елена Мусатова в старинном платье. Фотография В.Э.Борисова-Мусатова. 1890-е годы. 15. Елена Мусатова и Е.В.Александрова у зубриловского водоема. Фотография В.Э.Борисова-Мусатова. 1901 г. 16. Памятник на могиле В.Э.Борисова-Мусатова. Скульптор А.В.Матвеев. 17. Молебен на станции железной дороги. 1894. Третьяковская галерея. 18. Натурщицы. 1896—1897. Третьяковская галерея.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОРИСОВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Борисов был основан в 1102 году полоцким князем Борисом Всеславичем на левом берегу реки Березины и назван его именем. Вскоре он становится крепостью Полоцкого княжества . Его историческое предназначение – дозор – отразилось в городском гербе, данном ему в 1792 году: две сторожевые башни с открытыми между ними воротами, что символизировало стойкость, неприступность и открытый путь для добрососедства и торговли. Благодаря своему географическому положению, уже к середине XIII века Борисов входит в число известных торгово-ремесленных центров. Под польско-литовским владычеством С конца XIII века - город в составе Великого княжества Литовского . В 1563 г. Борисов получил «магдебургское право», т.е. право на самоуправление, город входил в Оршанский уезд Виленского воеводства. С 1569 года после подписания Люблинской Унии , вплоть до конца XVIII века находился в пределах Речи Посполитой . Этот период примечателен процессом насильственного ополячивания православного населения Борисовщины. Вводилось униатство . Во многих местах Борисовского уезда население выступало против насильственного ополячивания, препятствовало строительству костелов и униатских церквей. В начале XVIII века Борисов стал свидетелем событий Северной войны между Россией и Швецией. Под Борисовом через Березину была осуществлена переправа войска короля Карла XII . В составе Российской империи После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Борисов становится уездным городом Российской империи . На протяжении многих веков борисовские земли переходили от одного хозяина к другому. Это был и виленский воевода Ян Глебович, князья Казановские, Служковы, Огинские, Радзивиллы, и наконец, великие князья из дома Романовых. Глубокий след в истории города оставила Отечественная война 1812 года. Здесь в 15 км северо-западнее Борисова на реке Березине у деревни Студенка была разгромлена армия Наполеона. В самом городе со времен Отечественной войны сохранились остатки артиллерийской батареи русских войск.

http://drevo-info.ru/articles/17402.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010