Хлебных запасов в год Игуменьи: ржаной муки по 4 четверти, круп по 4 четверика, солоду по 2 четверика. А монахиням муки 3 четверти, круп 3 четверика, солоду 1 четверик. Это положение мы относим, по соображению обстоятельств, к 1790 годам и к времени вступления в распоряжение Графа Николая Петровича. Наконец, вникнув подробно в положение обители, он, вместе с увеличением штата в 1800 году, дал и новое увеличенное содержание, известное под названием «Штатного положения 1800 года». Прилагаем его здесь для сведения: Штатное положение, сколько ныне полагается иметь при Борисовском Тихвинском девичьем монастыре монахинь, священников, сторожей и скота, и на каком содержании Означенное число по сему штату на жалованье Игуменьи, монахиням, Священникам и прочим монастырским причетникам, равно как и на содержание оного монастыря с запасы и припасы, всего тысячу девятьсот двадцать девять рублей тридцать две копейки, производить ежегодно в два срока: первую половину в начале Января, а последнюю в начале Июня месяца, представляя в полную волю Игуменьи получать запасы от вотчины в натуре, или деньгами, по означенным в сём штате ценам. Сверх же сего семьдесять рублей шестьдесят семь копеек употреблять на содержание экипажа, а остальные за тем, если оставаться будут отда ежегодно ж в монастырь на церковные потребы, с которыми сумма и составит всего содержания ровно две тысячи рублей; а доколе не накопится полный комплект, то производить дачу на наличное только число людей. На подлинном подписано тако: Граф Шереметев. Апреля 27 дня, 1800 года. Получен Мая 7 дня, 1800 года, записан по докладу. Алексей Агапов. Иван Аргунов. Григорий Зубков. В настоящее время получается всего на содержание монастыря из Графской Вотчинской Конторы: 1) на содержание 3-х Священников и 1 Диакона 558 руб. 14 коп.; 2) на содержание 30 штатных монахинь (по 39 руб. 74 коп., в том числе на дрова по 6 руб. каждой) и монастыря 2447 руб. 74 коп.; 3) Да 23 пенсионерки получают особо 802 р. 14 к. в год. Всего 3808 р. 2 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

К числу приснопамятных послушниц принадлежат две девицы: Марфа и Пелагия, родом из Дворян Белогородского Уезда по фамилии Тимошевския, своею набожностию, кротостию, смирением, незлобием, любовию к ближним и состраданием к несчастным, они превосходили многих; окончили свой век в краткое время, оставив по себе благословенную память. Они поступили в обитель в 1816 году, а скончались одна в 1820, а другая в 1821 году, представив сей обители неоценённое сокровище привезённый родным их дедом из Палестины, сребропозлащённый крест, в котором помещены части: древа животворящего Креста Господня, пречистой Крови и Ризы Господней, и, сверх того, 58 частиц мощей разных Святых Угодников Божиих; ими же пожертвована в обитель древняя икона Святителя Николая Чудотворца. Не менее сих памятны две сестры из купеческого сословия города Корочи Елисавета и Анна Ивановны Алёхины. Елисавета, будучи редкой красоты, на 17 году своей жизни убежала тайно от родителей из-под брачного венца и пришла в обитель пешком, осенью, в одном лёгком платье; она прожила в монастыре 3 года; ни просьбы и ласки, ни угрозы и гнев родителей, не могли её извлечь оттуда; уневестив себя мысленно Небесному жениху, Христу, она скончалась вскоре блаженною кончиною; её постоянство в терпении и добродетели достойно удивления. Сестра её, Анна Ивановна, во всём подобная ей, долго, желая поступить в обитель, была удерживаема родителями, впала от скорби в болезнь, и уже пред смертию привезена была в монастырь, где и скончалась блаженною кончиною через 40 дней после своей сестры. Схимонахиня Агриппина, в мире Аграфена Петровна Шеншина, девица из Дворян Орловской губернии Мценского Уезда. Поступила в Нежинский монастырь 20 лет от роду, и по разным скорбям и гонениям, а также и по желанию родителей, в течение 2-х лет перешла из Нежинского монастыря в Каменскую пустынь, оттуда в монастырь Елецкий, и наконец, по неисповедимым судьбам Божиим, поступила, в 1829 году, в Борисовскую пустынь. Её Ангелоподобная кротость и другие добродетели могли быть назидательным примером для многих; но Господу угодно было вскоре отозвать её в лучший мир. Она получила сильную чахотку и страдала ею 8 месяцев, перенося болезнь с удивительным терпением, благодаря Бога за его посещение. Скончалась в добром уповании с напутствием Св. Таин 1831 года, Июля 8 дня, 24 лет от роду, проживя в сей обители 2 года. Перед кончиною пострижена в мантию и схиму с прежним именем Агриппины.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Здесь-то Борис Петрович объявил Монарху сердечный обет, данный им, перед битвой Полтавской, Матери Божией, если останется победителем, основать в Борисовке, в честь чудотворной Тихвинской иконы, иноческую девическую обитель. Государь, одобрив сию благочестивую мысль своего Полководца, сам избрал место для построения обители. Он, как утверждает предание, обозревая, вместе с Фельдмаршалом, живописные окрестности Борисовки, обратил особое своё внимание на ту гору, которую занимает ныне обитель, и, повелев сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил оный на вершине горы, назначая тем место то для церкви, во имя любимого им праздника – Преображения Господня, что по времени и было исполнено построением в ней тёплого храма сего наименования; главная же церковь , согласно первоначальному намерению Графа Бориса Петровича, была устроена во имя Тихвинской Богоматери; от чего и самая обитель получила наименование Борисовской Тихвинской. Всякий, кто посещал Борисовскую обитель, неоспоримо должен сознаться, что выбор для неё места делает честь вкусу Государя, указавшего оное. Гора эта, будучи выше других, стоит отвесно над рекою, возвышаясь над нею как неприступная скала; она почти отделена от цепи проходящих здесь холмов: с юго-востока обтекает её река Ворскла, живая свидетельница славной битвы Полтавской; на противоположном берегу её привольно раскинута Борисовская слобода; на юге, под горою, расстилаются на дальнее пространство живописные луга, прорезанные ручьями. С запада горы и дебри, покрытые густым лесом; лишь с севера гора эта соединяется небольшим перешейком с грядою холмов, также покрытых лесом. Взглянув на нерукотворную картину, открывающуюся взорам с вершины сей горы, тщетно самый взыскательный вкус стал бы искать в окрестностях Борисовки места более удобного и красивого для иноческой обители. Итак, следуя благочестивому местному преданию, не заключающему в себе ничего сомнительного в связи с другими событиями того времени, обитель Борисовская, была основана по мысли, Графа Бориса Петровича Шереметева, подтверждённой согласием Монарха на месте, им самим избранном 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

14-го Декабря, 1825 года, находился в строевых войсках гвардейского корпуса, собранных против мятежников на дворцовой и Исакиевской площадях в Петербурге. В 1827 г. произведён в Поручики, а в 1830 в Штаб-Ротмистры. В 1831 г. участвовал в походе против Польских мятежников и находился с полком при взятии Варшавы. В 1833 г. назначен Флигель-Адъютантом к Его Императорскому Величеству, а в 1834 г. произведён в Ротмистры. В 1838 г. женился на Анне Сергеевне Шереметевой, Фрейлине Императрицы Александры Феодоровны и дочери дальнего родственника своего, Сергия Васильевича Шереметева. В том же году перешёл в гражданскую службу и пожалован Камергером. В 1843 г. скончался в Москве старший и единственный тогда сын его, Николай (род. 1839 г.). В 1844 г. (14-го Ноября) родился сын Сергий. Пять лет спустя скончалась в селе Кускове Графиня Анна Сергеевна (11-го Июня, 1849 г.). В 1856 г. имел счастие принимать в селе Останкине Государя Императора Александра Николаевича и Императрицу Марию Александровну, которые прожили у него неделю и говели перед коронованием. В том же году назначен Гофмейстером и получил Св. Станислава 1-й степени. В 1857 году вторично принимал Государя и Императрицу в селе Останкине, где они провели три дня. В том же году получил Аннинскую ленту. В том же 1857 году вступил во второй брак с Александрою Григорьевною Мельниковою. В 1859 году родился третий сын Александр (27 Февраля). В 1860 году родилась дочь Екатерина, которая скончалась в следующем году. В 1860 году отпраздновал пятидесятилетний юбилей Странноприимному Дому. Граф Дмитрий Николаевич значительно расширил круг благодеяний предназначенных его родителем (О сём подробно в Исторических записках о Странноприимном Доме Графа Шереметева, сост. Гл. Д. В. Тарасенковым. Москва, 1860). В 1871 году награждён орденом Св. Владимира 2-й степени. 12-го Сентября, 1871 г., Граф Дмитрий Николаевич Шереметев скончался в селе Кускове, и похоронен в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, рядом с могилою Графа Николая Петровича.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

ширины, 1 ½ вер. вышины), в ризах накладного серебра с позлащёнными венцами, все в деревянных позлащённых рамах за стеклом. Над царскими дверями открытая арка, под нею изображение Св. Дух, в виде голубя, в резном позлащённом сиянии; над аркою икона Тайной вечери, в золотом сиянии, по сторонам её на карнизе резные золотые изображения символов Ветхого и Нового Завета. Сверх иконы Тайной Вечери деревянный крест, с изображением распятого Господа. Над северною и южною дверями по сторонам арки небольшие иконы в фольговых ризах: Спасителя, несущего крест и моление о чаше. А над боковыми местными иконами круглые клейма, и в них живописные иконы Воскресения и Вознесения Господня. В алтаре сень круглая на 4-х колоннах с позолотою; на горнем месте в нише образ Спаса Вседержителя в ризе накладного серебра 38 , и по сторонам большие же иконы Матери Божией и Иоанна Богослова в ризах золочёных фольговых, работы здешних монахинь, по стенам живописные изображения во весь рост Преподобных Антония и Феодосия Печерских . Каждый клирос закрыт двумя большими киотами; в одном из них помещается местно чтимая икона Тихвинской Божией Матери, пожертвованная в обитель основателем её, Генерал-Фельдмаршалом, Графом Борисом Петровичем Шереметевым; риза на ней сребропозлащённая, две звезды, с бурмицкими зёрнами, корона убрана стразами с двумя аметистами, а убрус низан мелким Китайским жемчугом, перед нею горит неугасимая лампада, сребропозлащённая о четырёх ветвях. Перед киотом правого клироса устроен род гробницы, в коей под стеклянным покровом помещены две серебряные дски, разделённые на квадраты, в коих между позлащёнными звёздами вложены частицы св. мощей разных угодников Божиих, имена коих значатся в вырезанных там же надписях: в одной дске 42, в другой 30 частиц. Перед киотом левого клироса поставлена плащаница искусной работы, шитая по малиновому бархату жемчугом, битью и разными простыми камушками; устроена иждивением и усердием сей пустыни монахини Маргариты Соломенцовой в 1854 году, с употреблением церковного жемчуга 7 ½ золотников.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Три года несчастная Наталья оплакивала мужа, не зная участи, его постигшей. Императрица Елисавета Петровна возвратила ей свободу и прежнее звание, но не могла возвратить счастия: Долгорукого не было уже на свете! Узнав об его мученической кончине неутешная супруга соорудила над могилою его, вне города, на крови, каменную церковь во имя Рождества Христова. По возвращении из Сибири Наталья Борисовна проживала постоянно в Петербурге, в доме своего брата, Графа Петра Борисовича. Тщетно Государыня, для рассеяния скорби неутешной вдовы, приглашала её к своему Двору, принуждая разделять увеселения оного. Наталия, верная памяти своего супруга, казалась ещё более несчастною среди радостей и забав, чуждых её сердцу. Когда же и младший сын её подрос и пришло время выпустить его в свет, она сама свет покинула, удалилась в Киев (Марта 20), и там, во Фроловской девичей обители, приняла Ангельский образ под именем Нектарии (27 Сентября, 1753 г., на 45 г. жизни своей). Повествуют, что накануне пострижения, взойдя на высокий берег широкого Днепра, она сняла с руки своей обручальное кольцо, и бросила его в быстрые волны Днепровские. И в монастыре предлагались ей почести: Нектария смиренно их отвергнула. Через десять лет, испытав себя в подвигах иноческих, монахиня Нектария пожелала принять схиму Марта 18-го, 1767 года, и в ней провела остаток дней своих, приготовляя себя сугубыми трудами постничества к переходу в тот мир, где нет печали, ни воздыхания. Когда Екатерина Великая вступила на престол, и новый век начался для России, старица Нектария из сени уединения приветствовала новую Монархиню письмом, и получила в ответ следующий рескрипт: «Честная мать! Письмо ваше, от 12-го Июня, я получила, за которое и за присланную при сём икону Пресвятой Богоматери, также за усердные желания ваши, много вам благодарна. О сыновьях ваших будьте уверены, что по справедливости милостию и покровительством Моим оставлены не будут. Впрочем, поручаю себя молитвам вашим и пребуду вам всегда благосклонна.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Колокол. 1649 г. Троице-Сергиев монастырь Нам трудно представить, как выглядел этот несохранившийся колокол, но, по всей вероятности, он принадлежал к лучшим памятникам колокололитейного дела. Он был отлит мастером из прославленного рода потомственных литейщиков, отцом знаменитого Ивана Федоровича Моторина, создавшего знаменитый «Царь-колокол». Нам неизвестно также, был ли орнаментирован этот колокол. Только зафиксированное Арсением расположение надписи позволяет хотя бы частично восстановить его несохранившийся облик. Надпись опоясывала верхнюю часть его тулова, продолжалась под верхней строкою в четырех клеймах и заканчивалась внизу по краю колокола. «Корноухий» колокол 1683 г. завершает коллекцию троицких колоколов XVII в. Часовые колокола 1781 г. Троице-Сергиев монастырь Как известно из ряда источников и неоднократно отмечалось исследователями, указ Петра I о сборе колокольной меди (одну четверть от общего веса колоколов) для литья пушек (вместо артиллерии затонувшей под Нарвой) 19 ноября 1700 г. принес большой ущерб колокольному делу в России 266 . И хотя Троице-Сергиев монастырь находился в период петровских преобразований на особом положении, тем не менее часть колоколов из собрания Троице-Сергиева монастыря также пошла на пушечное дело. В этом отношении показательны данные монастырской описи 1701 г., составленной, как надо полагать, уже после выполнения петровского указа. Опись свидетельствует: «Подле же церкви Сошествия Святаго духа колокольня каменная на пяти столпех, над нею шатер, и под главою крыто черепицею, крест, глава обшиты железом, а против колокольни, на деревянных столбах колокол новопостроенный большой весу в нем подписано 3555 пуд да на колокольне колоколов: колокол воскресной вкладной царя Борисовской весом без подписи, колокол палиелейной уши железные, подписано весу 1275 пуд, колокол словет лебедь повседневной вкладной царя Борисовской же, подписано весу 625 пуд. Колокол застольной без подписи, да на колокольне же средних и мелких четырнадцать колоколов». Там же значатся колокольчик медный вестовой при Трапезной и три медных колокола при церкви Зосимы и Савватия Соловецких 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

К этим бесчинно ходящим присоединились два архиерея, рукоположенные в своё время без ведома и благословения Святейшего Патриарха Тихона бывшим Преосвященным Уфимским Андреем [Ухтомским] и его викариями (Иоанном Поярковым Давлекановским и др.), – Алексий [Буй], назначенный архиепископом Угличским Серафимом временно управляющим Воронежской епархией, и Иерофей [Афоник], бывший викарий Велико-Устюжской епархии, – принятые в своё время милостию, снисхождением и любовию почившего Святейшего Патриарха Тихона. Подписавшие Ярославское заявление Преосвященные, как на причину своего отделения от нас, указывают на то, что 1) якобы ни церковные каноны , ни практика Церкви далеко не оправдывают, как Заместителя Патриаршего Место- блюстителя, – стояния митрополита Сергия у кормила высшего управления на- шею отечественною Церковью; 2) незаконно организован Временный Священный Патриарший Синод, в состав которого включены-де случайные лица; 3) посланием от 16(29) июля 1927 г., коим якобы подчинено начало духовное и божественное в церковном домостроительстве началу мирскому и земному и тем якобы Церковь лишена свободы, которую Она получила вследствие своего отделения от государства; 4) по личному якобы усмотрению митрополита Сергия совершаются ничем не оправдываемые перемещения епископов, вопреки желанию их самих; 5) предписано особым указом возносить молитву за «безбожную и неверующую власть». Помимо этих обвинений митрополит Ярославский Агафангел в беседах с членами Временного Патриаршего Синода – Тверским архиепископом Серафимом [Александровым] и Вятским архиепископом Павлом [Борисовским], – указывал на незаконность запрещений епископов, ибо-де существуют правила, коими разрешается запрещать в священнослужении клириков, но не епископов (1-е правило Св. Кирилла Александрийского ), указывал на то, что «во всем этом деле много и личного момента». Б. Ленинградский митрополит Иосиф [Петровых] указывает на «незаконное якобы удаление его от ленинградской паствы» и на «плачевное рабское послушание чуждому Церкви началу» (из письма от 17/30 октября 1927 г.). Заявив сначала, что он «не думает именоваться более Ленинградским, на что имел право до получения указа» о перемещении в Одессу (из письма от 17/30октября 1927 г.), митрополит Иосиф [Петровых] в обращении своём от 26 января (8 февраля) 1928 г. из Ростова Ярославского к викариям Ленинградской епархии объявляет себя Ленинградским митрополитом, поручая временное управление Ленинградской епархией епископу Гдовскому Димитрию [Любимову], заявляя о своей готовности возглавить все епархии или отдельные приходы, если последние отделятся от митрополита Сергия, и не только даст согласие на рукоположение неведомого ему клирика в сан епископа в не подлежащей его ведению Велико-Устюжской епархии, но и руководит в этом направлении зловредной деятельностью епископа Иерофея (Никольского), уволенного на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 МЕФОДИЙ (ПЕТРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Астраханский Мефодий Мефодий (Петров) ( 1700 - 1776 ), епископ Астраханский и Ставропольский В миру Мелетий, родился в 1700 году в семье о. Петра, священника Холуйской слободы Суздальской епархии. С юных лет он жил в монастырях в числе послушников ; в 1718 году был пострижен в монашество в Борисовской пустыни и наречен Мефодием. В 1724 году был рукоположен во иеродиакона , а в 1728 году - во иеромонаха в Троицком монастыре г. Шуи . В 1731 году прибыл в Астрахань вместе с своим родственником, новопосвященным Астраханским епископом Иларионом . 1 августа того же произведен в архимандрита Астраханского Спасо-Преображенскаго монастыря . Около 1755 года он становится духовным руководителем послушника Николая Кондратьева, будущего игум. Назария Валаамского . Архим. Мефодий своею жизнью и деятельностью привлек к себе всеобщую любовь, так что, по смерти еп. Илариона, все статские и военные власти, все граждане и все духовенство обратились к императрице Елизавете Петровне с просьбою назначить в Астрахань епископом архимандрита Мефодия. Просьба их была уважена. 10 мая 1758 г. хиротонисан во епископа Астраханского в г. Казани, а 12 августа прибыл в Астрахань. Будучи и монахом, и архимандритом, и епископом, он не пропускал ни одной службы - ни утрени, ни литургии, ни малой вечерни, ни всенощного бдения, кроме случаев тяжкой болезни. Простота его в обращении с людьми и во всей его жизни простиралась до того, что он сам участвовал во всех монастырских работах: как простой монах, в одной свитке, с заступом или с лопатою в руках, он копал гряды, сажал виноград вместе с другими монахами, так что трудно было узнать, кто из них епископ. И при таких трудах он никогда не пропускал ни церковного, ни келейного правила, мало давая себе отдыха. Особенно прославился своим милосердием к бедным, без различия звания и вероисповедания. Кроме среды и пятницы, в которые соблюдался строгий пост, в архиерейском доме ежедневно предлагалась обильная трапеза всем приходящим бедным. Почти каждое утро рабочий народ, идя на работу, заходил прежде в архиерейский дом, где получал хлеб и квас, а нуждающиеся здесь же получали одежду и обувь, которой в архиерейском доме, в особых помещениях, всегда было много заготовлено. Во дни же великих праздников, особенно в храмовой праздник Успения Божией Матери, бывало угощение всех приходящих, при чем всегда находился сам преосвященный. Если обедавшие брали с собою и посуду, то сердобольный владыка не возбранял этого.

http://drevo-info.ru/articles/13671974.h...

2 . Преосвященных – Одесского митрополита Иосифа [Петровых] и бывшего Никольского Иерофея [Афоника], открыто порвавших общение с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя и вступивших явно на путь раскола, – первого, как не только не подчинившегося данному ему Высшей Церковной Властью назначению на Одесскую кафедру и тем способствовавшему росту церковной смуты и расколу в Ленинградской епархии, не проявившему и после братского увещания 20 января (2 февраля) с. г. посланных к нему Преосвященных архиепископов Вологодских Сильвестра [Братановского] и Самарского Анатолия [Грисюка] сознания своей виновности, но и заявившего после этого, что он «решительно отходит и отмежёвывается от митрополита Сергия, игнорирует его распоряжения», призывает всех отделяющихся от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя объединиться около него, причём преподал благословение Преосвященным бывшему Шадринскому Виктору [Островидову] и бывшему Никольскому Иерофею [Афонику] на рукоположение игумена Антония в сан епископа, предназначая последнего в епархию, не порученную ему и находящуюся в ведении другого, законного архиерея, что видно из письма самого митрополита Иосифа [Петровых] на имя епископа Иерофея, распространяемого в копии; подтверждается это и заявлением члену Патриаршего Синода Вятскому архиепископу Павлу [Борисовскому] митрополитом Ярославским Агафангелом [Преображенским] (копия письма митрополита Иосифа Петровых и доклад Преосвященного архиепископа Павла Борисовского имеются в делах Патриаршего Синода), и тем углубляющего раскол и смуту в Православной Церкви, и на основании 34, 35, 36-го правил Святых Апостол, 9, 13, 17, 19, 21 и 22-го правил Антиохийского Собора, 15-го Сардикского, 1-го правила Василия Великого , 6-го правила 2 Вселенского Собора и 14–15-го правил Двукратного Собора, согласно журнального постановления от 10 февраля с. г. за 38, – уволить на покой, предать каноническому суду православных архиепископов, запретив в священнослужении впредь до раскаяния или до решения дела судом архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010