Много дум, чувств и желаний пробудилось в душе под сильным впечатлением этого редкого церковного торжества. Припомнилась тут и наша западно-русская окраина... Как хорошо было бы, думалось, если бы этот чистый музыкальный звон проник и в тот край, православно-церковная жизнь которого до сих пор должна считаться с враждебною силой воинствующего латинства; как хорошо было бы, если бы эти мерные мелодичные звуки, раздаваясь все громче и громче с православных наших храмов, покрыли собою нестройное гуденье колоколов, раскачиваемых на гордо высящихся латинских костелах. Гармонически настроенные колокола в с. Ваулове В архиве Александро-Свирской церкви, в селе Ваулове Романово-Борисоглебского уезда, Ярославской губернии хранятся следующие любопытные документы о гармонически настроенных колоколах: I. Из рапорта церковного причта села Ваулова Романово-Борисоглебского уезда Вашему Высокопреосвященству, от 13 ноября 1891 года, ярославскому епархиальному начальству не безызвестно, между прочим: 1) что на вновь сооруженную в названном селе, согласно указу Ярославской духовной консистории от 16 сентября 1889 года за 6816, церковную при Александро-Свирской того села церкви звонницу, освященную, по окончательной ее постройке, 20 июля 1891 года, навешаны все исстари принадлежащие сей церкви и значащиеся по церковной описи 1857 года пять колоколов, в коих весу: в первом 10 пудов 3/4 фунта, во втором 2 пуда 1/2 фунта, в третьем 1 пуд 4 фунта, в четвертом 22 фунта и в пятом 9 фунтов; 2) что все эти пять колоколов размещены по брусьям, расположенным в пролетах верхнего яруса звонницы, и 3) что в том же верхнем ярусе звонницы, по средине оного, положен еще особый деревянный, также предназначенный для помещения церковного колокола, квадратный соснового дерева брус, толщиною в 6 вершков, концы утверждены в восточной и западной стенах звонницы, поверх упомянутых выше пролетов. Нотные примеры из книги: Сооружение и освящение в 1892 и 1893 годах четырнадцати колоколов, музыкально настроенных протоиереем Аристархом Александровичем Израилевым на звоннице при церкви во имя преподобного Александра Свирского в усадьбе Владимира Павловича Мордвинова с. Ваулове Романов-Борисоглебского у. Ярославской губ. – СПб., 1893. – С. 41–42.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Своей апологетической деятельностью известен архиеп. Херсонский Иннокентий (Борисов) († 1857). Во время преподавания в СПбДА архим. Иннокентий в лекциях «смело касался рационалистических идей... Студенты были увлечены этими лекциями, заслушивались их и выходили из класса в полном очаровании от них» ( Ростиславов Д. С. Цит. по: Смолич И. К. История русской Церкви. 1700-1917. М., 1996. С. 442-443). (Об апологетической деятельности архиеп. Иннокентия см. также: Буткевич Т. И. , прот. Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский. СПб., 1887; Ястребов М. Высокопр. Иннокентий (Борисов) как профессор богословия Киевской Духовной Академии//ТКДА. 1900. 12. С. 522-566.) Др. ярким апологетом в СПбДА был проф. Иоанн Соколов († 1860), впосл. еп. Смоленский. Его лекции по догматическому богословию были скорее апологетическими беседами, в к-рых он стремился пробудить у студентов мысль к разумному обоснованию богооткровенных истин. Он резко выступал против различных видов мистицизма, внешней обрядности и др. духовных болезней своей эпохи, обличая их остро и безжалостно. В СПбДА кафедру философии на протяжении мн. лет возглавлял проф. прот. Феодор Сидонский († 1873). Его лекции были опубликованы под названием «Генетическое введение в православное богословие». В КДА кроме упомянутого архиеп. Иннокентия на поприще философии и философской А. подвизались преподаватели архим. Феофан (Авсенев) († 1852), проф. Ф. Ф. Гусев (бывш. проф. СПбДА), оставивший работу «Изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра, основателя современного философского пессимизма». Выпускник КДА О. М. Новицкий († 1884) написал первую рус. историю философии - «Постепенное развитие философских учений в связи с развитием языческих верований» (1860-1861. 4 ч.). Из др. его сочинений можно выделить «О разуме, как высшей познавательной способности» и «Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческой религии». Талантливым и разносторонним апологетом был проф. Киевского ун-та прот. Павел Светлов . Ему принадлежат работы по различным богословским вопросам, к-рые, как правило, рассматривались им в апологетическом освещении: «Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума» (СПб., 1896); «Мистицизм конца XIX века в его отношении к христианской религии и философии» (СПб., 18972); «О выработке миросозерцания в учащейся молодежи по руководству проф. Н. И. Кареева» (Каз., 1896); «Христианское вероучение в апологетическом изложении» (К., 19103); «Религия и наука» (СПб., 1912). Им составлен справочник «Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы на рус., нем., франц. и англ. яз.» (К., 1907), включающий 1820 наименований трудов, изданных до 1906 г., практически по всем вопросам А. В КазДА

http://pravenc.ru/text/75696.html

Тело Спасителя лежит на глазетовой плащанице; опоясание вышитое золотом, убрано разными камушками, сияние стразовое; у тела 6-ть фигур поясных; одежды на них вышиты золотом и жемчугом и простыми камушками: лица живописные: Иосиф, Матерь Божия, Мария Магдалина, Мария Клеопова, Иоанн Богослов и Никодим. Тёплая каменная же церковь во имя Преображения Господня, третья сего наименования по времени построения. Судя по надписи в напрестольном Евангелии, первая тёплая церковь во имя Преображения Господня, деревянного здания, была современна основанию обители; предание же утверждает, что она построена по мысли Царя Петра Алексеевича, на месте, им указанном, собственноручно водружённым здесь крестом. Церковь эта простояла более ста лет. Второй храм каменного здания заложен в 1831 году, а освящён в 1834 году, Ноября 4 дня, при Игуменьи Анатолии, построен иждивением содержателя обители, Графа Дмитрия Николаевича Шереметева, а в 1846 году, по просьбе той же Игуменьи, по причине быстрого умножения числа насельниц обители, был распространён почти вдвое, на счёт же Графа. Преемница Анатолии, Игуменья Арсения, в 1848 году устроила в сём храме (в трапезе, на правой стороне) придел, во имя Трёх Вселенских Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. По тесноте этой церкви, для ежегодно умножающегося числа сестёр, в 1857 году, Настоятельница обители, Игуменья, Макария, в бытность свою в Петербурге, лично исходатайствовала у Графа Дмитрия Николаевича пособие на распространение церкви и устроение при оной колокольни. Вследствие сего церковь сия была сломана в Марте 1859 года и заложена новая двупрестольная 6 Мая, 1859 года, благочинным Борисовской церкви, Протоиереем Петром Козминым, в присутствии Игуменьи и всех сестёр. В 1861 году церковь уже была окончена вчерне, освящена в 1862 году, Сентября 21 (в день Ангела храмоздателя, Графа Дмитрия Николаевича), Преосвященным Сергием, Епископом Курским и Белогородским; к храму пристроена величественная колокольня, вместо бывшей на святых вратах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Как ни чувствительна была для сестёр обители потеря добрейшей матери, но Матерь Небесная утешила их сиротство исполнением общих надежд, внушив Преосвященному Илиодору посвятить в Игуменьи Казначею обители, Макарию Новосильцову, в которой давно уже привыкли все видеть будущую свою Игуменью; ибо с самого вступления своего в обитель она посвятила все свои способности и средства на служение обители в славу Божию. Монахиня Макария посвящена в Игуменьи 1852 году, Февраля 3 дня. При особенном её даровании к домостроительству, в её управление монастырь в короткое время принял иной вид, будучи улучшен извне и внутри: она прибавила в саду ещё ряд двуэтажных келий; в Тихвинской церкви на все местные иконы сделала медные посеребрённые ризы в рамах за стеклом; обнесла церковь решёткою и завела вокруг её цветники; насадила по монастырю аллеи разных дерев; оградила кладбище деревянною решёткою и обсадила деревьями и все могилы усеяла цветами; за кладбищем развела новый сад для обители; в монастыре завела везде особую чистоту, опрятность и порядок. Священнические домы по близости их к монастырю отнесла далее, также и дворы сторожей. В 1855 году её старанием выстроена новая гостинница, через что старая гостинница, будучи поправлена, поступила в число келий для монашествующих. В том же году, по её ходатайству, иждивением усердного благотворителя обители, Графа Дмитрия Николаевича, построилась деревянная на каменном фундаменте больница, наименованная Сергиевскою, с помещением на 10 человек; при больнице старанием Игуменьи Макарии устроена церковь во имя Святителя Николая, которая освящена в 1856 году, Августа 5 дня, Преосвященным Архиепископом Илиодором. Иждивением же Графа устроен на монастырском дворе новый колодезь близ тёплой церкви, в роде часовни, с железною крышею, с деревянною вокруг решёткою. В 1857 году предпринято ею распространить монастырь на север, с тою целью, дабы ввести внутрь монастырь-корпус старой гостинницы (обращённый в жилые келии для монашествующих) и корпус, выстроенный ею для себя, на своё иждивение, и сложить новую каменную ограду со святыми вратами, вместо же стоявшей тогда над ними колокольни предположено было пристроить новую колокольню к тёплой церкви, во имя Преображения Господня, с распространением этой церкви, и приобрести для неё колокол в 200 пудов, взамен колокола того же весу, отданного одною из Настоятельниц в церковь Борисовской слободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Иеромонах Герман, сделанный потом архимандритом Дмитровск. Борисоглебского монастыря; 2) Соборн. Иером. Дионисий, в конце 59 г. переведенный на ту же должность в Заиконоспасск. училище. Он же был и учител. в старш. отделении греческ. яз., З. Б., Св. И. У многих учеников он оставил только память, как человек жестокого обращения. 3) Соборн. Иер. Антоний. Инспекторами: Николай Добронравов . 2-й разряд М. Д. С., он же учит. в пят., а потом и высш. – по лат. яз. С 1859 г. Алексей Баженов, студ. Семин., сначала учит. в низш. по гр. яз. и помощник инспектора. Учителями: В высш. отдел.: Виктор Беляев (до 1857 г.); в низшем отд. Николай Уразов, помощник инспектора и учит. гр. яз. С 1857 г. Ив. Соловьев, студ. семинарии. В приходском училище: Ив. Цветков, 2-й разр. М. Д. С., занял – по уходе Уразова его место. С 59 г. Лавр Орлинков, Николай Шкинский. Не могу в немногих словах не почтить память Лавра Матвеевича Орлинкова. Из Перервинск. училища он впоследствии перешел в Донское Училище, где и был инспектором в течение многих лет. Это мой по Донск. училищу – инспектор и учитель. Педагог редких достоинств. Он умел заставить работать весь класс. Только с его помощью я еще мог понимать такую науку, как арифметика. Спасибо этому дивному труженику, увы! – давно уже отошедшему в вечность. 89 До 1859 г. педагогический персонал Перервинск. училища получал следующее содержание: смотритель 28 р. 60 к. в месяц, инспектор 19 р. 6 к., учитель низшего отделения 12 р. 51 к., учитель 2-го приходского класса 8 р. 94 к., учитель 1-го приходск. класса 7 р. 15 к. В конце 1859 г. эти оклады, более чем скромные, были увеличены в такой мере, что смотрительское жалование стало равняться 57 р. 20 к., инспектора 47 р. 70 к., учителей от 22 р. до 30. Скудость содержания остается уделом духовных педагогов и в настоящие, безумно дорогие дни. 90 Можно, впрочем, думать, что Ал. Лебедев, поступив в Колом. училище, долгое время проживал дома. Хотя он числится принятым в училище в 1852 г., но только в 1853 г. в ведомостях об успехах, поведении учеников появляются и его имя и фамилия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Догматы – часть сочинения Феодорита – будут, думаю, скучны и не соответствуют потребностям настоящего времени. История Феодорита и Боголюбец напечатаны недавно в Петербурге. Рассудите о сем с редакционным комитетом и скажите, что вам рассудится» 2041 . Последствием этих замечаний митрополита Филарета и рассуждений комитета было то, что в 1857 году комитет делал такое представление в Духовно-учебное управление: «С 1855 г. редакционный комитет издает в русском переводе творения блаженного Феодорита . В течение двух лет с половиной успев передать на русском языке важнейшие из его истолковательных творений на Ветхий Завет, комитет на будущее время, для избежания однообразия, полагает: 1) Перевод творений блаж. Феодорита нынешним 1857 годом окончить, присовокупив к изданным доныне толкованиям слова Феодорита о Промысле 2042 . 2) Затем остающиеся толкования Феодорита на послания апостола Павла издать отдельно от четырех книжек ежегодного издания, по примеру того, как прежде изданы были комитетом стихотворения и письма св. Григория Богослова 2043 . 3) На следующий 1858 год избрать для академического издания творения современного Феодориту св. Нила Синайского , духовно-нравственного содержания. Сие предположение было представляемо комитетом на благоусмотрение высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского, который изъявил на оное свое согласие» 2044 . Таким образом другие писания блаженного Феодорита составили собой в академическом издании дополнительные две части (VI и VII), изданные в 1859 и 1861 годах, а творения Нила —471— Синайского, изданные в 1858–1859 годах, вышли в 3-х частях. За творениями преп. Нила следовали творения св. Исидора Пелусиота , изданные в 1859 и 1860 годах в 3-х частях, а с 1861 года началось издание творений св. Григория Нисского , брата св. Василия Великого , которые в переводе издаваемы были попеременно с творениями св. Епифания Кипрского . На переводе этих творений и застала П. С. Делицына кончина, среди неутомимых, как прежде, работ по производству перевода и по редакции переводов других лиц, так что творения св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12. Григорий Постников , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 1 окт. 1856 перев. из Казани; † 17 июня 1860. Погребён в Александро-Невской Лавре. 13. Исидор Никольский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 1 июля 1860 перев. из Киева. I. Викарии С.-Петербургской Епархии Епископы Ревельские 1. Филарет Дроздов 5 авг. 1817 хирот. из архим. Новоспасского монастыря; 15 мар. 1819 перев. в Тверь архиепископом. 2. Владимир Ужинский 11 мая 1819 хирот. из архим. Юрьева монастыря; 12 апр. 1822 перев. в Курскую епархию. 3. Григорий Постников 7 мая 1822 хирот. из архим. Иосифова монастыря; 4 янв. 1826 перев. в Калужскую епархию. 4. Никанор Клементьевский хирот. 28 мар, 1826 из архим. Высокопетровского монастыря; в авг. 1831 перев. в Калужскую епархию. 5. Смарагд Крыжановский 20 сент. 1831 хирот. из архим. Пинского Богоявленского монастыря; 14 мая 1833 перев. в Полоцкую епархию. 6. Венедикт Григорович 11 июня 1833 хирот. из архим. Боровского Пафнутиева монастыря; 14 нояб. 1842 перев. в Олонецкую епархию. 7. Иустин Михайлов 14 нояб. 1842, из викариев Новгородских; 11 авг. 1846 перев. в Костромскую епархию. 8. Нафанаил Савченко 26 авг. 1845 хирот. из архим. Костромского Богоявленского монастыря; с 25 февр. 1850 викарий Новгородский. 9. Христофор Еммауский 25 мар. 1850 хирот. из архим. Новоторжского Борисоглебского монастыря; 31 июля 1856 перев. в Вологодскую епархию. 10. Платон Фивейский , 31 июля 1856, из викариев Новгородских; 15 февр. 1857 перев. в Костромскую епархию. 11. Агаоангол Соловьев 31 мар. 1857 хирот. из ректоров Казанской духовной акад.; 6 февр. 1860 перев. в Вятскую епархию. 12. Леонтий Лебединский 13 мар. 1860 хирот. из ректоров С.-Петербургской семинарии 63 ; 20 дек. 1863 перев. в Подольскую епархию. 13. Герасим Добросердов 13 янв. 1864 перев. из викариев Новгородских; в июле 1865 повелено именоваться «епископ Ладожский»; 25 янв. 1866 перев. в епархию Самарскую. Епископы Ладожские 14. Аполлос Беляев 21 февр. 1866 перев. из викариев Новгородских, а 12 дек. перев. в Вятскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно сказать, что для святителя Феофана это был своего рода уход в затвор, ибо в столице другого государства непроизвольно ограничивались контакты с миром. «О Константинополе и делах, иже в нем, ничего почти не знаю», – напишет он с нового места своего служения архимандриту Антонину (Капустину) в Афины в январе 1857 г. 776 . А должность настоятеля позволяла будущему вышенскому затворнику устанавливать для клира посольского храма распорядок и правила общежития, наиболее удобные для несения духовного подвига. К тому же настоятельство не предполагало такого обилия обязанностей и попечений, как ректорство. И это давало отцу архимандриту время для работы над духовными сочинениями. Будущий святитель искренне радовался такому повороту судьбы, о чем на ходим свидетельство в его письме семье Бурачков от 4 июня 1856 г.: «Как я обрадован, на Троицын день, пред обедней, узнав о бумаге, решающей моё дело! Слава Богу!» – писал он об освобождении от ректорства, и далее в тексте подчёркивал, что теперь он «архимандритишка миссейский завалящий» 777 . В состав клириков и причта посольской церкви помимо архимандрита Феофана были назначены иеродиакон Акакий 778 и причётники Александр Василевский, Яков Славолюбов, Василий Левитский 779 . Из Петербурга они отправились в октябре 780 и два месяца спустя уже были в Константинополе 781 . Они следовали через Одессу, где архимандрит Феофан встретился со святителем Иннокентием (Борисовым) , который интересовался разгоравшейся распрей между греками и болгарами 782 . Стоит отметить, что архимандрит Георгий (Тертышников) уделил основное внимание освещению именно этой стороны константинопольского служения святителя Феофана по его письму к архиепископу Иннокентию. В ходе работ по изданию Полного собрания творений святителя Феофана к изучению данного вопроса были привлечены новые документы 783 . Но первым делом по прибытии к месту служения архимандрит Феофан занялся благоустройством храма при русском посольстве. «Дайте поставить церковь на ноги – и все наладить… Тогда – и о прочем», – писал он накануне нового 1857 г. 26 . А несколько дней спустя спрашивал у архимандрита Антонина (Капустина) об организации церковного пения: «Хор Ваш славится… Расскажите, как Вы его устроили. Греченков ли набрали? Как их выучили? Платите им что, или одеваете и питаете, или ещё что? Скажите, Господа ради. И самому хочется, чтобы пение было позвучнее. Мой клир не худ, но слабогласен» 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Над притвором – каменная, осьмигранная колокольня, обшитая железом и увенчанная шпилем и крестом. Дверей в церковь трое; у северных и южных дверей – по две колонны, а над ними небольшие фронтоны, крыльцо – из дикого камня. Западное крыльцо в 6 ступеней, а остальные – в 5. Алтарь отделен каменною стеною, с 3 пролетами для дверей. Пространство алтаря – 8 квадр. саж. Потолок устроен в нем сводом, в виде продолговатого колпака. Потолок в церкви также устроен сводами, опирающимися на 4 шестигранные колонны. Иконостас деревянный, в 4 яруса. Царские двери резные, вызолоченные. Солея отделена деревянными перилами. На южной стороне – ход на колокольню, на северной – кладовая. Окна в церкви большие, продолговатые, о 8-ми стеклах: в алтаре их – 2, в церкви – 6, в кладовой и на лестнице на колокольню – по одному. До 30-х годов нынешнего столетия, почти посреди храма, к северной стороне его, было устроено по шести деревянных полок. На них прихожане ставили свои иконы и пред ними молились, зажигая свечу каждый пред своей иконой. Полки эти уничтожены по приказанию благочинного. Храм находится в 20 саженях от помещичьего дома. Между храмом и селом находится пруд с ключевой водой; на нем освящается вода 6 января и 1 августа. Метрические книги ведутся с 1783 года. Причт всегда состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни. Из прежних священников известны: Иоанн Васильев, поступивший сюда, как указано им самим на метрической книге, в 1782 году. Он умер в Гостилицах в 1801 г.; Василий Иванов, служивший здесь с 1802 по 1805 г. и в этом году скончавшийся; Иоанн Андреев, из диаконов Копорского Преображенского собора, сюда перешедший из Дятлиц; по ревизской сказке за 1815 год показан выбывшим в Дятлицы; потом вступил в один из Новгородских монастырей; славился примерно благочестивою жизнью; Андрей Андреев, служивший сперва священником в Крестецком уезде новгородской епархии, потом в Парголове; отсюда перешедший в единоверческую, в Петербурге, церковь купца Милова, а в Гостилицы поступивший в 1815 году, в 1833 году он уволен за штат и, скончавшийся в 1838 году на 88 году возраста, погребен подле алтаря Гостилицкой церкви; Иоанн Степанов, из дьячков Линдозерского погоста Повенецкого уезда, Олонецкой епархии, бывший сперва священником Типиницкого погоста Петрозаводского уезда, сюда определен в 1833 г.; в 1854 г., сдав место зятю, перешел в Петербург, к домовой церкви Татьяны Борисовны Потемкиной; Владимир Николаев Ильинский, зять Иоанна Степанова, поступивший сюда в 1854 году, а в 1857 году переведенный к Волковско-кладбищенской церкви; Павел Яковлев Тихомиров, рукоположенный сюда в 1857 г., в конце семидесятых годов перешел в окрестности Петербурга, в церковь Смоленской слободы, что на Шлиссельбургской дороге.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Жуковский Василий Андреевич (1783–1852), поэт Журавский Иаков Львович (1879 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество 3 Заборовский Иоанн Иванович (1882-?),протоиерей Западалов Алексий Иосифович (1870 – расстрелян 1938), протоиерей Зинкевич Стефан Иванович (1885 – расстрелян 1937; в монашестве с 1926 – Сергий), священник, впоследствии – епископ Зиновьев Григорий Евсеевич (1883 – расстрелян 1936) Зубарев Леонид Васильевич (1881–1952), протоиерей И Иаков, работный человек Иаков (Пятницкий Иван Алексеевич; 1844–1922), митрополит Иван IV Грозный (1530–1584), русский царь Игнатий (Грицько), иеромонах Игнатий (Семенов Матфей Афанасьевич; 1791–1850), епископ (с 1835 – архиепископ) Олонецкий и Петрозаводский в 1828–1842 Иероним (Экземплярский Илья Тихонович; 1836–1906), архиепископ Иерофей (Померанцев Иван Юрьевич; 1880 – не ранее 1938), епископ; уклонился в обновленчество Иларион Гдовский († 1476), преподобный Иларион (Вельский Иван Иванович; 1893 – расстрелян 1937), епископ Иловайский М. С. Ильинский Александр Матвеевич – см.: Артемий (Ильинский) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич; 1862–1913), архиепископ Иннокентий (Борисов Иван Алексеевич; 1800–1857), архиепископ Иннокентий, св. (Вениаминов Иван Евсеевич ; 1797–1879), митрополит Московский Иннокентий (Тихонов Борис Дмитриевич; 1889 – расстрелян 1937), архиепископ Иоаким (Левицкий Иван Иоакимович (1853 – убит 1921), архиепископ Иоаким (Савелов Иван Петрович; 1620–1690), Патриарх Московский и всея Руси в 1673–1690 Иоанн Константинович (1886 – расстрелян 1918), князь императорской крови, правнук императора Николая I Иоанн (Булин Николай Александрович; 1893 – расстрелян 1941), епископ Иоанн (Кратиров Иван Александрович; 1839–1909), епископ Иоанн Кронштадтский , св. – см. Сергиев Иоанн Ильич. Иоанн, св. (Максимович; митрополит Тобольский и Сибирский Иоанн, св. (Поммер Иван Андреевич ; 1876 – убит 1934), архиепископ-священномученик Иоанн (Смирнов Иван Ксенофонтович; 1844–1919), архиепископ Иоанникий (Дьячков Иван Иванович; 1857-?), епископ; уклонился в обновленчество

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010