Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича († 1123). Впервые Г. Я. в летописях упоминается под 1144 г., когда он женился на дочери кн. Всеволодка Городенского (не известной по имени). К 1149 г. не имевший собственного княжества Г. Я. стал одним из влиятельных советников ростово-суздальского кн. Юрия (Георгия) Владимировича Долгорукого в его борьбе за киевский стол с племянником владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , владевшим «отчиной» Г. Я. Последний побуждал Юрия Долгорукого к военным действиям и отказу от мирных переговоров, о к-рых после потери Киева и ряда др. неудач просил кн. Изяслав. В частности, во время осады Луцка в 1149 г. Г. Я. возражал против переговоров о мире, к-рые предлагал начать Изяслав. Обличение позиции Г. Я. летописец вложил в уста блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского , к-рый начал «молитися отцу глаголя, не слушаи Ярославича, примири сыновьца, не губи отчины своея». На этот раз Юрий Долгорукий прислушался к мнению сына, и в Пересопнице был заключен мир (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 325-326; Т. 2. Стб. 391-392). В 1154 г. Юрий Долгорукий послал Г. Я. во главе войска в Пересопницу против Мстислава (Федора) Изяславича, к-рый в результате этого похода был изгнан в Луцк. В правление на юге Руси Юрия Долгорукого Г. Я. не рассматривался как кандидат на стол в Турове, сюда киевский князь посадил на княжение своего сына блгв. кн. Бориса Юрьевича . После смерти Юрия Долгорукого (15 мая 1157) ситуация изменилась. Ростовцы и суздальцы были изгнаны из Киевской земли, и, очевидно по приглашению местных бояр, в том же году Г. Я. стал правителем Туровского княжества. Летом 1157 г. укрепившийся в Киеве черниговский кн. Изяслав Давидович вместе с большой коалицией князей предпринял поход против Г. Я., желая «под ним взяти Туров и Пинеск» и затем передать Туров Владимиру Мачешичу - младшему сыну киевского кн. св. Мстислава (Феодора) Владимировича . Севший в осаду Г. Я. сумел отстоять столицу своего княжества. В 1160 г. Г. Я. вместе с половцами предпринял поход на Путивль - владение северских князей, к-рые претендовали на часть припятских земель, входивших в состав Туровского княжества. Во время похода Г. Я. подчинил Зартый, потерпел неудачу под Вырем, где половецкие отряды в составе его войска были разбиты черниговской ратью во главе с Олегом Святославичем.

http://pravenc.ru/text/164469.html

В 1667-м году открыты были мощи преп. Нила Столбенского, и о них доносимо было митрополиту Новгородскому Питириму: «гроб и тело его (Нила) святое земли предадеся, а мощи святые его целы все»: 2103 ясно, что слова: «а мощи целы все» значат: а кости целы все. В 1677-м году Суздальский воевода досматривал в церкви села Кидекши, находящегося в 4-х верстах от Суздаля и составлявшего усадьбу вел. кн. Юрия Владимировича Долгорукого, гробницу похороненного в ней сына Юриева Бориса и о своем досмотре писал архиепископу Суздальскому, находившемуся в Москве, что «в гробнице лежат мощи, кости целы». 2104 Выражение старых сказаний о мощах святых: «мощи нетленные» понимается в смысле: тело целое, не разрушившееся; а на самом деле оно собственно значит: кости целые: сейчас помянутый нами Суздальский воевода в своем извещении архиепископа Суздальского о досмотре гробницы Бориса Юрьевича сначала говорит, что в гробнице «лежат мощи, кости целы», а потом, что в гробнице лежат «кости нетленные». 2105 Старые наши учителя вовсе не проповедовали этого учения, будто мощи святых всегда и непременно суть целые тела, а необиновено говорили, что они могут быть и одними костями, и укоряли тех, которые проповедовали помянутое учение. Преп. Иосиф Волоколамский в своем —97— Просветителе пишет о мощах: «Сиа кости персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшни, и слепых просвещают, и прокаженных и разслабленных и всякия болезни уврачюют». 2106 Митр. Даниил в одном своем слове пишет о мощах: «въистину чюдо преславно, яко кости нагы источают исцеления». 2107 Зиновий Отенский в Истины показании пишет о мощах: «чюдо преславно во истинну: кости голы сухи на всякия недуги и болезни исцеления точат и бесов прогоняют». 2108 Захария Копыстенский в своей Палинодии, поясняя слово или название мощи, пишет: «мощи, то есть кости и тела святых». 2109 Об укорах проповедникам помянутого учения см. у составителя 2-й Софийской летописи под 1472-м годом. 2110 Проповедующие помянутое учение хотят утверждать, будто именно и собственно нетление мощей составляет доказательство святости святых.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лета 7079 Мая в 24 день преставился раб Божий Иоанн, Боярина Василия сын Михайловича Юрьева. Лета 7079 Мая в 24 день преставился раб Божий Феодор Боярина Василия, сын Михайловича Юрьева. Лета 7079 Мая в 24 день преставилась раба Божия Боярыня Анна, Боярина Данилова, жена Романовича Юрьева другая. Лета 7084 Октября в 24 день преставился раб Божий Протасий Васильевич Юрьев. Лета 7089 Апреля в 4 день, преставилась раба Божия Боярыня Евдокия, Боярина Никитина жена Романовича Юрьева, а дочь Боярина Князя Александра Борисовича Горбатова. Лета 7094 Апреля в 23 день преставился раб Божий Боярин Никита Романович Юрьев Захарьич, в иноцех Нифонт схимник. Лета 7094 Декабря в 6 день преставилась раба Божия Княгиня Анна, Боярина Никитина дочь Романовича Юрьева, а Князя Иоанна Княгиня Феодоровича Троекурова. Лета 7101 Ноября в 20 день преставился раб Божий младенец Борис, Боярина Феодоров сын Никитича Романова. Лета 7101 Ноября в 29 день преставился раб Божий младенец Никита Федорович Романов. Лета 7103 Февраля в 5 день преставился раб Божий Иоанн Никитич Романов, прозванием Лев. Лета 7105 Августа в 1 день преставилась раба Божия Боярыня Евдокия, Боярина Александра жена Никитича Романова первая, а дочь Князя Иоанна Юрьевича Голицына. Лета 7106 Сентябри в 21 день преставился раб Божий младенец Лев Феодорович Романов. Лета 7107 Июня в 7 день преставился раб Божий младенец Иоанн Феодорович Романов. Лета 7109 Февраля в 15 день преставился раб Божий Василий Никитич Романов, молитвенное имя ему Никифор, в заточении от Царя Бориса в Сибирском городе на Пелыме. Лета 7109 Апреля в 8 день преставилась раба Божия Княгини Евфимия Боярина Князя Иоанна Васильевича Ситского, в инокинях Евдокия; уморил в заточении поселением Царя Бориса Михаилко внуков; а погребена была Соловецкого монастыря в вотчине в Сумском остроге, и повелением Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России принесены многострадальные мощи её в монастырь к Спасу на новое и погребены в 7125 году, Марта в 28 день, под церковью Пресвятой Богородицы честного её Знамения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вторая похвала, помещенная непосредственно после рассказа о погребении Андрея, представляет его образ в неизреченной небесной славе рядом с его сродниками Романом и Давидом (Борисом и Глебом) и завершается молитвою за семейство правящего князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо († 1212 г.), третьего сына Юрия Долгорукого и брата убиенного князя Андрея. Оценка княжеских усобиц 1177 г. напоминает решительное осуждение Святополка, убийцы Бориса и Глеба, прежним летописцем 1063 : Бог дает князьям власть по своему благоусмотрению, праведная земля и князя получает праведного, и ради этого праведного князя стране простятся многие ее грехи, ибо князь есть истинная глава страны 1064 . В связи с поставлением того или иного епископа летописец неоднократно пытается нарисовать образ “пастыря доброго” на конкретных примерах. Первым поводом для этого служит история Луки, бывшего настоятеля монастыря в Берестове, которого ввиду его добродетелей великий князь Всеволод Юрьевич хотел поставить епископом Ростова и Владимира-Суздаля. Однако, поддавшись соблазну симонии (“на мзде”), митрополит Никифор II поставил Николу “Гречина”, и только сопротивление Всеволода заставило Николу отказаться от кафедры и сделало возможным назначение Луки. Последний изображается как “муж молчалив, милостив..., ласков..., смерен же и кроток словом и делом”. Он утешает печалующихся, бескорыстно и осмотрительно денно и нощно пасет свое стадо, молитвою побеждает князя мира сего, несет в себе Царство Божие и молится за вверенный ему народ христианский, за князей и “за землю Ростовскую” 1065 . Сообщая о смерти другого ростовского епископа, Пахомия, летопись прямо ссылается на притчу о Пастыре добром ( Ин.10:1–17 ). Пахомий не только был свободен от любостяжания и властолюбия, но и, подобно Златоусту, клеймил “грабителя и мздоимца”; не только был для всех открыт, но и отличался, как бывший черноризец Киево-Печерского монастыря, “книжным ученьем” и аскетическим образом жизни 1066 . К другому епископу, Кириллу, бывшему не “наимником”, а “истинным святителем”, в полной мере относится евангельское речение: отдайте кесарю кесарево, а Богу Богово ( Мф.22:21 ), ибо польза от него была не только князьям, боярам “и всем вельможам”, но и церкви 1067 . Упомянув о пожаре во Владимире в 1185 г., жертвою которого стала и церковь Богородицы, богато украшенная Андреем Боголюбским (как в свое время Ковчег Завета стал жертвою филистимлян: 1Пар.4–7 ), летописец пускается в пространное рассуждение о греховности человеческого рода: Бог желает покаяния и обращения грешников, но никогда не наказует соразмерно греху, даже в тех случаях, когда первое наказание не оказало никакого воздействия на преступника 1068 . Одним из таких неискоренимых грехов со времен Каиновых и Авелевых является желание власти ценой смерти брата, которое вновь и вновь заставляет возвращаться к примеру Бориса и Глеба 1069 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

МИХАИЛА АРХАНГЕЛА, собор, в уездном городе Переяслове. Он построен каменный в 1089 году св. Ефремом, Епископом Переясловским, и освящен, 1091, Ефремом (Скопцем) Митрополитом Кевским. Построение сего храма было особенно замечено летописцем Нестором потому, что св. Ефрем сделал эту церковь с куполами и оградил каменною стеною, что составляло в тогдашнее время необыкновенную редкость, и чего даже самая Печерская обитель не имела. В XI, а частью и в XII веке церковь св. Михаила была престольною митрополитов Киевских, живших более в Переяслове. В 1123 году, мая 10, она упала, и после того возобновлена. При ней, быть может, с самого основания ее, устроена была иноческая обитель, известная под именем Михайловского Переясловского монастыря, которая упразднена в 1786 году. В этом древнем Михайловском Соборе погребены сыновья в. к. Владимира Мономаха : князья Андрей и Святослав и внук его, кн. Ростислав Юрьевич. Здесь же почивали прежде мощи: основателя, св. Ефрема, епископа Переясловского, и Преподобномученика архимандрита Макария, из коих первые находятся теперь в Киево-Печерской Лавре, а св. Макария перенесены были сюда 17 марта 1688 из Овруцкого Каневского монастыря, а в 1786 перенесены в Вознесенский Переясловский. ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА, церковь , в уездном городе Переяслове; была построена каменная в 1008 году. МУЧЕНИКА ФЕОДОРА, на вратах Церкви в уездном городе Переяслове; были построены в 1091 году митрополитом киевским Ефремом (Скопцем) АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО БОРИСА И ГЛЕБА, церковь существовавшая в древности в двух верстах от уездного города Переяслова, на берегу реки Алты, где погиб св. князь Борис. Она построена была в 1117 году в. к. Владимиром Мономахом ; при ней он и скончался в 1125 году. Во время нашествия Батыя, в 1239, церковь эта разорена до основания – и место это освященное кровью св. Страстотерпца, оставалось впусте ровно шесть столетий: в 1839 году предположено соорудить на сем месте новый храм. Сюда ежегодна совершается из Переяслова крестный ход в день памяти св. князей Бориса и Глеба, 2 мая; и после водоосвящения, многие из верующих недужных входят в реку Алту и исцеляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В западной Европе знали, что в Московском государстве царь всемогущ, никто не может остановить его воли. Подданные привыкли повиноваться ей без размышления, и считают справедливым то, что царь таковым почитает. Отец царя Ивана Грозного, Василий, по поводу войны с Литвою, завел сношения с римским двором, принимал папских послов, посылал в Рим своего, и обращался к папе с вежливыми письмами. Из этого папа и католический мир заключили, что Московский государь уже готов признать власть папского престола. Иван Грозный во время войны с польским королем Стефаном Баторием, обратился к посредничеству папы, который послал к Баторию иезуита Антония Поссевина. Устроивши мир Московского государя с Баторием, Поссевин отправился в Москву с намерением осуществить заветное желание пап присоединения к католичеству Московской церкви. Эта попытка не удалась. Но папская политика не теряла из виду Московии. Обращение Московских государей к главе римско-католической церкви показывало, что рано или поздно, может представиться счастливый случай, когда он будет поставлен в условия благоприятные для папских видов. И вот этот случай представился. Казалось, не только вера православная, а и само государство Московское подчинилось Польше, утратило свою самобытность. III. Феодор Иванович. Вступление на царство Бориса Годунова. Начало царствования Бориса Годунова. Подозрительность Годунова По смерти Ивана Грозного вступил на престол сын его Феодор, хотя и возрастный, но слабый здоровьем, неспособный к государственной деятельности. В то время рядом с княжескими фамилиями, пользовавшимися почетом, стояли две фамилии московских бояр, приблизившихся к престолу посредством родства с царям, и фамилии Романовых и Годуновых. Борис Годунов приблизился к Грозному, женившись на дочери царского любимца – известного опричника Малюты Скуратова-Бельского. Еще более приблизился Годунов к царскому семейству после брака сестры его Ирины с царевичем Феодором. В начале, при Феодоре Ивановиче, самым сильным влиянием пользовался дядя царский, Никита Юрьевич Романов, который вскоре заболел и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В городе Владимире Залесском княжил внук Владимира Мономаха, Всеволод Юрьевич. На него восстали два племянника, Мстислав и Ярополк Ростиславичи (в 1175 г.), которые пришли из Великого Новгорода, тайно призванные ростовцами на княжение. И пошли они войною на Всеволода, дядю своего, ко граду Владимиру, желая изгнать князя из его отчины и получить себе большую область. После великой битвы Ростиславичи были поражены Всеволодом, захвачены в плен и приведены во Владимир. Всеволод приставил к ним стражу, но позволил им ходить на свободе. Владимирцы, видя сих пленных князей на свободе, а не в темнице, возроптали и, придя с оружием на двор князя своего Всеволода, восклицали: — Зачем, князь, держишь ты врагов наших не в узах, а на свободе? Или казни их смертью, или ослепи, или отдай их нам. Будучи милостивым, Всеволод не хотел причинить зла плененным на войне князьям, но для народа велел посадить их в темницу, чтобы утишился мятеж народный. Спустя некоторое время, опять владимирцы стали взывать к великому князю Всеволоду: — Выдай нам Ростиславичей, хотим их ослепить. Великий князь опечалился, но не мог удержать народ от мятежа. Владимирцы разметали темницу и, схватив Мстислава и Ярополка, ослепили их и отпустили. Так несчастные Ростиславичи, Мстислав и Ярополк, хотевшие большей славы и власти, были усмирены и ослеплены. И вот пошли они к Смоленску и пришли на Смядыню в церковь святых мучеников Бориса и Глеба. Был же тогда день памяти убиения святого Глеба, 5 сентября. И молились князья Богу с великим усердием и призывали на помощь святых мучеников, как сродников своих, чтобы святые послали им облегчение, так как язвы на месте очей гноились у них. Когда они молились, сначала облегчилась боль, а затем неожиданно им было даровано прозрение. Ясно видя, начали Ростиславичи славить и благодарить Бога, Пречистую Богородицу и святых князей Романа и Давида. И возвратились они с радостью в дома свои, рассказывая всюду о милости Господней, поданной им по молитве святых мучеников. В городе Турове жил в древние времена старец некий, именем Мартин, бывший прежде поваром у епископов Туровских, Симеона, Игнатия, Иоакима и Георгия. Епископ Георгий освободил Мартина ради старости его от службы. Прияв иноческий образ, Мартин стал жить в епископском монастыре у церкви святых мучеников Бориса и Глеба, один в келии. И страдал он часто от болезни живота. Когда страдания приступали к нему, старец лежал, крича от боли, не имея сил встать и позаботиться о теле своем. Однажды, хворая тем недугом, лежал он в келии и изнемогал от жажды. Но никто не посетил его, так как вокруг монастыря тогда разлилась вода. На третий день вошли к нему святые мученики Борис и Глеб, в том виде, как они были изображены на иконе, и сказали:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

В 1677-м году Суздальский воевода досматривал в церкви села Кидекши, находящегося в 4-х верстах от Суздаля и составлявшего усадьбу вел. кн. Юрия Владимировича Долгорукого, гробницу похороненного в ней в 1159-м году сына Юриева Бориса и о своем досмотре писал архиепископу Суздальскому, находившемуся в Москве, что «в гробнице лежат мощи, кости целы» 561 . Выражение старых сказаний о мощах святых: «мощи нетленные» понимается в смысле: тело целое, неразрушившееся; а на самом деле оно собственно значит: кости целые: сейчас помянутый нами Суздальский воевода в своем извещении архиепископа Суздальского о досмотре гробницы Бориса Юрьевича сначала говорит, что в гробнице «лежать мощи, кости целы», а потом, что в гробнице лежат «кости нетленные» 562 . Старые наши учители вовсе не проповедывали этого учения, будто мощи святых всегда и непременно суть целые тела, а необиновенно говорили, что они могут быть и одними костями, и укоряли тех, которые проповедывали помянутое учение. Преп. Иосиф Волоколамский в своем Просветителе пишет о мощах: «Сиа кости персть видятся и земля, но обаче бесом суть страшни, и слепых просвещают, и прокаженных и расслабленных и всякия болезни уврачюють..., аще узрим коего от святых или кость от тела его или персть от гроба его: то всечестно и свято имамы и с страхом покланяемся и целуимь любезно» 563 . Митр. Даниил в одном своем слове пишет о мощах: «Вистину чюдо преславно, яко кости нагы источают исцеления» 564 . Зиновий Сиенский в Истины показании пишет о мощах: «Чюдо преславно воистинну: кости голы сухи на всякия недуги и болезни исцелении точат и бесов прогоняют...; несть ли явственно се, яко грешничи кости оскверняют прикасающихся им, праведнича же святость прикасающихся мертвых костей его освящает паче, а не оскверняет»? 565 Захария Копыстенский в своей Палинодии, поясняя слово или названии мощи, пишет: «мощи, то есть кости и тела святых...; мощи, то есть части костей и тел святых» 566 . В одном «лексисе» или азбуковнике, содержащем толкование «словенских слов просто», слово мощи толкуется: «мощи- кости святых» 567 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Скачать epub pdf 203. Федор I Первый Иванович, царь и великий князь всей Руси сын царя Ивана IV Васильевича Грозного от первого брака с Анастасией Романовной, дочерью окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина и жены его Ульяны, известной только по имени. Родился в Москве 11 мая 1557 г.; потеряв мать, переселен с старшим братом, царевичем Иваном (см. 99), из «Верха», царских хором, на «особный» двор в 1560 г.; встречал на подъездном стану в с. Крылацком отца своего, победоносно возвращавшегося из Ливонии, в 1563 г.; жил с отцом и опричниками в Александровой слободе (ныне Александров, уездный город Владимирской губернии) в 1565 г.; если верить свидетельству иноземцев-современников (Таубе и Крузе), предназначался наследником опричной половины Русского царства в 1566 г.; «сидел в большом месте» на третьей свадьбе отца в 1571 г.; находился при отце в ливонском походе осенью 1572 г.; числился между кандидатами на польский престол в 1573, 1576 и 1577 гг.; женился в 1580 г.; по смерти старшего брата своего, царевича Ивана, признавался отцом за неспособного царствовать в 1581 г.; по смерти отца вступил на престол 19 марта и коронован 31 мая 1584 г.; велел строить г. Архангельск в 1585 г.; принял присягу на подданство от Александра, царя иверского (грузинского) и заложил Белый город в Москве в 1586 г.; даровал англичанам право беспошлинной торговли в русской земле и наименовал новопостроенный Тобольск столицей Сибири в 1587 г.; согласно желанию Бориса Годунова (см. 39), шурина и руководителя своего, учредил на Руси патриаршество, посвятив первым патриархом Иова, митрополита московского, 26 января 1589 г.; лично водил рать на шведов, взял Ямь (Ямбург) 27 января, добыл к тому Ивань-город и Копорье, уступленные шведами по договору 25 февраля 1590 г.; кончив дело о убиении царевича Дмитрия (см. 74) в Угличе пострижением матери царевичевой (см. 132) и ссылкой всех ее родичей, Нагих, равнодушно смотрел из своего терема на кипевшую под самой Москвой битву Бориса Годунова с Казы-Гиреем крымским, но, по одержании победы, указал строить на месте битвы нынешний Донской монастырь в 1591 г.; запретил крестьянам переход от одного помещика к другому (Юрьев день) в 1593 г.; утвердился дружбою с Аббасом, шахом персидским, в 1594 г.; послал полки воевать Дагестан в 1595 г.; заложил каменные укрепления Смоленска в 1596 г. Умер в Москве 7 января 1598 г. Тело его погребено в московском Архангельском соборе. Царь Федор I был женат на Ирине Федоровне Годуновой (в иночестве Александра, см. 109), от которой имел одну дочь, умершую в младенчестве. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Летом 1447 г. князь Дмитрий Юрьевич заключает еще одно докончание с Василием II. Текст договора не сохранился, но о некоторых его положениях можно судить по их изложению в декабрьском послании иерархов 1447 г. Докончание Шемяки с Василием II напоминало аналогичное докончание, которое несколько позже (в сентябре) снова заключил с Василием II князь Иван Андреевич. Можайский князь, равно как и ранее галицкий, признавал Василия II «старейшим братом», обязывался «не канчивати ни с кем, ни сылатися» без ведома великого князя (в том числе «Орды не знати»). Со своей стороны Василий II гарантировал галицкому и можайскому князьям владение их уделами и обязывался жить «по душевной грамоте деда нашего великого князя Дмитрея Ивановича», что в общем-то было программой галицких князей. Особое место в планах Дмитрия Шемяки занимала идея создания союзного с ним Нижегородско-Суздальского княжества. Нижний Новгород приковывал к себе мысли еще его отца, князя Юрия. К 1447 г. за преобладание в этом краю боролись между собой две ветви потомков великого князя суздальски-нижегородского Дмитрия Константиновна, известные позднее под фамилиями Шуйских и Горбатых. Первая, старшая ветвь представлена была двумя братьями — Василием и Федором Юрьевичами. Согнанные Василием II со своих престолов, они стали князьями-«изгоями». Старший из них, князь Василий, еще в 1443 г. боронил Новгород от соседей, а в 1446 г. наместничал в Кашине. Под благосклонным покровительством Василия II находились некоторые князья из второй ветви. В общем-то и судьба детей Василия Горбатого (Александра Глазатого, Ивана Горбатого, Романа, Андрея Лугвицы, Бориса и Василия Гребенки) была сходной. Князь Александр позднее (в 1452 г.) выдаст свою дочь замуж за князя Бориса Тверского, а Василий II возьмет его «в докончанье». Андрей Лугвица, служивший князю Ивану Андреевичу, погиб в 1445 г., тогда же, когда и его брат Борис, служивший в 1430 г. на Волоке, а в 1435 г. по поручению Василия II в Пскове. Василий Гребенка с 1448 г. княжил в Пскове, но покинул его в 1455 г. и в 1456 г. возглавлял в Новгороде войска, сражавшиеся с Василием II.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010