Епископ Гавриил поселился в Яссах и был как-бы, викарием Амвросия. 11 февраля 1792 г., после заключения Ясского договора (29 декабря 1791 г.), по воле Екатерины II, он был назначен митрополитом молдо-влахийским, и по особому местному чину вступил на митрополичий престол. Молдавия и Валахия в это время были еще заняты русскими войсками, хотя по Ясскому договору должны снова отойти к Турции, и, следовательно, в церковном отношении под власть константинопольского патриарха. Когда, летом 1792 г., русские войска очистили занятые области, константинопольский патриарх потребовал от Гавриила отречения от митрополии. Гавриил, будучи поставлен по воле русского правительства, не согласился сделать этого без указа Екатерины II и Св. Синода, за что 19 июня 1792 г. ночью был арестован новым молдавским господарем Александром и отправлен в Константинополь, где посажен в тюрьму при патриаршем доме. Впрочем, по настоянию русского правительства, он скоро был освобожден. Посвятивший его архиепископ Амвросий 30 августа 1792 г. возвратился в свой кафедральный город Полтаву, где 13 сентября скончался. На его место 10 мая 1793 г. был назначен гонимый м. Гавриил (Банулеску-Бодони), получивший за свою верность Екатерине и Синоду от самой Императрицы крест, украшенный драгоценными камнями и белый клобук. 1105 В качестве митрополита Екатеринославского и херсонского, Гавриил в пределах своей епархии имел только те земли, которые отошли от Турции по Ясскому миру и затем вошли в состав Вознесенской губернии. Они не заходили за реку Днестр. Однако и с этими землями, и с местами, отошедшими от Польши в территориальном отношении Екатеринославская епархия при м. Гаврииле, после 1795 года, оказалась одной из обширнейших. Заключая в себе две губернии, она обнимала весь тогдашний населенный юг России от среднего течения Днестра через низовья р. Дона до калмыцких степей и реки Кубани, где сходилась с Астраханской епархией. Митрополит Гавриил управлял обширной Екатеринославской и Херсонской епархией с помощью викариев, епископов феодосийских и мариупольских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

читании дней воскресных и праздничных в Бессарабии (Исторический очерк) Материалы для биографии митрополита Гавриила» (– 22 и 23); – 3) «Воззвание митрополита Гавриила, первого архипастыря Бессарабии, к духовенству вверенной ему Бессарабской паствы» (– 1891 г. 10) и 4) «Пастырское наставление Гаврила, митрополита Кишиневского и Хотинского, соборянам о достойном исполнении ими своих обязанностей» (– 1893 г. 7 и 8). Самую же диссертацию автор обработал особо и издал отдельною книгою под следующим подробным заглавием: Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808–12 гг.) и митрополит Кишиневский (1813–21 гг.). С фототипическим изображением и автографом м. Гавриила Исследование преподавателя Кишиневской духовной семинарии Авксентия Стадницкого Кишинев, 1894 г. В 8 д.л. Стран. VI+XVI+374+LIV. В состав ее содержания впрочем вошли, конечно в целесообразно обработанном заново виде, и некоторые из вышеуказанных статей и исследований, притом не только из ближайше указанных, прямо относящихся к биографии и деятельности митрополита Гавриила, но и из тех, которые служат к раскрытию и освещению различных сторон жизни Румыно-Бессарабского края, каковы, например; «Бессарабская экзаршеская типография при Кишиневском архиерейском доме»; – «Материалы для истории Кишиневского архиерейского дома» и нек. др. Кроме того для собирания материалов, относящихся к рассматриваемой нашим автором эпохе русско-румынских сношений и к центральной личности этих сношений – экзарха Гавриила, им предпринято было двукратное путешествие заграницу – в Австрию и Румынию, где особенно в последней, он добыл много необходимых для данного вопроса сведений, вошедших в его труд. В Румынии он пользовался радушным гостеприимством знаменитых ученых архипастырей Румынской церкви, воспитанников Гаевской Духовной Академии, известного ученого преосв. Мелхиседека († 1891 г.) и ныне здравствующего преосв. Сильвестра, еп. Гушского, недавно избранного почетным членом Петербургской Академии. Здесь же он познакомился и пользовался услугами известных румынских историков Георгия II. Самуряна, кандидата Петербургского

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 нояб. 2005 г. в Свято-Успенском Кэприанском муж. мон-ре Кишинёвской епархии состоялось его наречение, а 13 нояб. в кафедральном соборе Рождества Христова г. Кишинёва хиротония во епископа Ниспоренского, викария Кишинёвской епархии. Хиротонию возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . В 2006 г. по благословению П. было основано периодическое издание «Благовещение». 6 окт. того же года назначен главой вновь образованной путем выделения из Кишинёвской епархии Унгенской и Ниспоренской епархии. Определением Синода РПЦ от 21 авг. 2007 г. освобожден от управления Унгенской епархией и назначен епископом Хынковским, викарием Кишинёвской епархии, с пребыванием в Хынковском монастыре. 24 дек. 2010 г. вновь избран главой Унгенской и Ниспоренской епархии. В 2011 г. П. назначен председателем Синодальной комиссии по канонизации святых ПЦМ. В 2011 г. в Унгенах было основано ДУ во имя прп. Паисия Величковского, в 2011-2013 гг. П. являлся его ректором. 26 дек. 2012 г. утвержден в должности священноархимандрита Гербовецкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . С 2013 г. член Синодальной комиссии по канонизации святых РПЦ. В 2015 г. назначен председателем Синодальной комиссии по разработке нового Устава ПЦМ. За время управления П. Унгенской и Ниспоренской епархией построены или находятся в стадии строительства 17 храмов. В 2011 г. в г. Ниспорень был основан жен. мон-рь во имя св. господаря Молдавского Стефана III Великого . Проводится миссионерская и благотворительная работа, организуются конференции, благотворительные акции, лекции, круглые столы и культурные мероприятия. Определением Синода РПЦ от 15 июля 2016 г. в лике местночтимых святых были прославлены Кишинёвский и Хотинский митр. Гавриил (Банулеску-Бодони) и блж. Агафия Кушеловская (Маранчук), канонизацию к-рых подготовила Унгенская епархия. В 2012 г. изданы книги по истории Хынковского мон-ря; в 2013 г. опубликованы на румын. языке «Акафист и история чудотворной Гербовецкой иконы Божией Матери», «Акафист и житие святого преподобного Александра Свирского».

http://pravenc.ru/text/2580318.html

Обвиняя Русскую Православную Церковь в приверженности территориальному экспансионизму, румынская сторона ссылается на то, что в XVIII веке Святейший Синод Русской Церкви назначил «в завоеванных румынских княжествах архиереев для управления двумя митрополиями, находившимися под юрисдикцией Вселенской Патриархии, причем не имея на то ее согласия». Действительно, в 1789 году во время второй русско-турецкой войны Святейшим Синодом Русской Церкви была временно учреждена Молдо-Влахийская экзархия, которая возобновлялась в 1808–1812 годах и была окончательно упразднена в 1821 году. Однако нельзя забывать, что сделано это было по желанию самих влахов и молдаван. Согласно уже упомянутому акту Священного Синода Румынской Православной Церкви от 1882 года, «история борьбы (местного населения) с монахами-фанариотами есть целая драма, вызывающая душевную боль во всяком христианском сердце. С одной стороны — простосердечие с другой — неблагодарность, желание давить, абсолютно властвовать и заботы о своих частных интересах, словом, эксплуатация целой нации». В 1792 году во главе экзархии был поставлен молдаванин митрополит Гавриил (Банулеску-Бодони), который всеми силами старался исправить плачевные последствия предшествующего правления в княжествах, однако вскоре был арестован турецкими властями и на некоторое время заточен в Стамбуле. К 1812 году территория современной Молдовы в церковном отношении представляла собой чересполосицу разрозненных приходов, которые, находясь в юрисдикции нескольких Церквей, зачастую являлись предметом их взаимных претензий. В 1813 году Святейший Синод Русской Православной Церкви объединил эти приходы, тем самым воссоздав и укрепив Православную Церковь Молдовы. Учреждение в 1813 году Кишиневской епархии Русской Православной Церкви, явившись следствием горячего желания молдаван и договоренностей между Россией и Портой, никогда не оспаривалось Константинопольской Патриархией. Отношения между Русской и Константинопольской Церквами на протяжении XIX века никогда не омрачал вопрос церковно-канонической принадлежности пруто-днестровского междуречья. Не возникало церковных разногласий и тогда, когда святитель Филарет, митрополит Московский, исполненный заботы о церковном мире в Румынии, поддержал стремление Святейшего Константинопольского Патриарха Кирилла VII решить вопрос об автокефалии Румынской Православной Церкви строго каноническим путем.

http://patriarchia.ru/db/text/385640.htm...

Ко времени пребывания митрополита Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание (по его благословению) города Одессы и закладка в новом городе четырех церквей. 29 сентября 1799 года митрополит Гавриил был назначен на Киевскую кафедру. 7 апреля 1801 года он определен членом Святейшего Синода и награжден орденом апостола Андрея Первозванного. Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны. В 1805 году митрополит из Одессы переехал в Дубосары, где прожил еще четыре года на покое. В 1808 году он был назначен вновь членом Святейшего Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах. Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему митрополии, митрополит Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах. По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык. Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления. Одной из важных забот митрополита Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании Указа Святейшего Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков. Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в Санкт-Петербург. Здесь ему было оказано особое внимание. Он изложил Святейшему Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть – отклонены или изменены. Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как, по заключенному 16 мая 1812 года миру между Россией и Турцией, Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России. Митрополит Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из иноков-подвижников средневековья православными румынами особо почитается афонский монах греко-сербского происхождения святой Никодим Тисманский (1406). В годы подвигов на Афоне святой Никодим был игуменом в монастыре святого Архистратига Михаила. Свою праведную жизнь он закончил в Румынии. Святой Никодим заложил в румынских землях основы организованного монашества, создал монастыри Водица и Тисмана, явившиеся первенцами ряда ныне действующих обителей. В 1955 году Румынская Православная Церковь определила почитать его повсеместно. До времен правления князя Александра Кузы в монастырь мог поступить всякий, стремящийся к иноческому житию, в связи с чем в Румынии в начале XIX века, согласно «Ведомости», представленной Экзархом Молдавии и Валахии Гавриилом Банулеску-Бодони Святейшему Синоду, монастырей насчитывалось 407 . Но в 1864 году был издан закон, по которому монашество разрешалось принимать лишь пресвитерам, окончившим Духовную Семинарию, или тем, кто даст обязательство посвятить свою жизнь уходу за больными. Был определен и возраст для принятия иночества: для мужчин-60 лет, для женщин-50 (потом снизили: для мужчин — 40, для женщин-30). Кроме того, как отмечалось выше, монастырское имущество было изъято в ведение государства. С падением власти Александра Кузы положение монашества не улучшилось: правительство продолжало принимать меры, направленные к сокращению монашества до минимума. К началу текущего века в Румынии осталось 20 мужских и 20 женских монастырей. Только за 12 лет (с 1890 до 1902 года) был закрыт 61 монастырь. «И такие меры против монастырей, -писал в 1904 году Ф. Курганов, — правительство применяет непрерывно. Упраздненные монастыри были обращаемы частью в приходские церкви, частью в тюремные замки, частью в казармы, в больницы, общественные сады и т.д.» . Монастыри в Румынии подразделялись на общежительные и особножительные. К последним принадлежали богатые иноки, строившие в районе монастыря свои дома, в которых и жили по одному или вдвоем. По юрисдикционному положению монастыри делились на туземные, подчинявшиеся местным митрополитам и епископам, и посвященные разным Святым Местам Востока и поэтому от них зависевшие. Управлялись «посвященные» монастыри греками.

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

Ряд митрополитов Валахии и Молдавии с краткой характеристикой их деятельности представлен у профессора Е. Голубинского. Указ. соч. С. 354 — 362 и 376 — 382. 8 См.: Кантемир Д. Описание Молдавии. М, 1789. С. 367 -369. 9 Константинопольский Патриарх именовал Румынского митрополита: «Преосвященный митрополит Унгро-Влахийский, многочестный Экзарх сопредельных областей и местоблюститель Кесарии Каппадокийской». 10 Головы казненных были выставлены в городе, а тела их брошены в море. Рыбаки выловили их и погребли в монастыре Халки. Позднее они были перенесены в Бухарест в храм святого Георгия Нового, где почивают и ныне (см. о Константине Брынковяну и ниже). 11 Сл. о сем в издании: Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. Православный Восток. СПб., 1901. С. 441 - 446. 12 Арсений, еп. Указ. соч. С. 337. 13 Лебедев А. П., проф. История Греко-Восточной Церкви под властью турок. От паден Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. СПб., 1903. С. 143. 14 Петров А. Война России с Турцией 1806 -1812 гг. Т. I. С. 194. 15 История Балканских Церквей. IV курс МДА. Троице-Сергиева Лавра, 1966. Машинопись. С. 35. 16 «Преклоненные» монастыри встречаются только в Румынии. Первые документы о них относятся к концу XV века. Подробно о них см.: Арсений, еп. Гавриил Банулеску-Бодони. Кишинев, 1894. 17 См.; Курганов Ф. Указ. соч. С. 115 - 117. 18 История Христианской Церкви в XIX веке. Указ. изд. С. 469. 19 См.: Малицкий П. И. История Христианской Церкви. Тула, 1913; Лопухин А. П. История Христианской Церкви в XIX веке. Т. II. СПб., 1901; Курганов Ф. Наброски и очерки из новейшей истории Румынской Церкви. Казань, 1904; и др. 20 «Голос». 1863. 347; см.: «Московские Ведомости». 1864. 1. 21 Курганов Ф. Указ. соч. С. 24 — 25. 22 Тексты их и ответ князя А. Кузы с криическим раэбором этого ответа митрополите» Московским Филаретом и ректором Московской Духовной Академии профессором прото иереем А. Горским см.: Колокольцев В. Устройство управления Румынской Православной Церкви (со времени ее автокефальности). Исторнко-каноническое исследование. Казань 1897. С. 21-31, 44-56.

http://sedmitza.ru/lib/text/441207/

В день памяти преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Ириней и Святейший Патриарх Кирилл совершили Божественную литургию в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Святейший Патриарх Ириней встретился с председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкиным. Предстоятель Сербской Православной Церкви посетил Новоспасский, Покровский и Высоко-Петровский монастыри Москвы, художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино», совершил Божественную литургию на подворье Сербской Православной Церкви в Москве. С 18 по 22 июля делегация Сербского Патриархата посетила Санкт-Петербург, где поклонилась святыням города. Святейший Патриарх Ириней совершил Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе в праздник Казанской иконы Божией Матери. По окончании мирного визита Предстоятель Сербской Православной Церкви и сопровождавшая его делегация приняли участие в торжествах по случаю 1025-летия Крещения Руси. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за дарованную радость сослужения и братского общения Святейшего Патриарха Сербского Иринея и Предстоятеля Русской Православной Церкви. 2. Отметить важность состоявшегося визита Его Святейшества для укрепления связей между двумя Церквами.    100 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Первосвятительском посещении Православной Церкви Молдовы. Справка: С 7 по 9 сентября 2013 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Православную Церковь Молдовы. В состав официальной делегации, сопровождавшей Его Святейшество, в частности вошли: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда. 7 сентября Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в торжественном акте, посвященном 200-летию Кишиневско-Молдавской митрополии. Его Святейшество совершил в Успенском Каприянском монастыре заупокойную литию на могиле выдающегося иерарха и просветителя Молдовы митрополита Гавриила (Бэнулеску-Бодони), возложил цветы к памятнику святому Cmeфahy III Великому в Кишиневе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3275890...

После перевода коломенского епископа и перенесения кафедры из Коломны в Тулу, Коломенский архиерейский дом оставался пустым; с ним вместе должен был запустеть ветхий по постройкам Голутвин Богоявленский монастырь, в 5 верстах от Коломны, приписанный к архиерейскому дому. Считаясь с древностью как архиерейского дома в Коломне, так и приписного к нему Голутвина монастыря, основанного около 1385 года, Св. Синод перевел монастырь со всем его штатом в бывший Коломенский архиерейский дом, передав монастырю все домовые церкви и строения. Московское подворье Коломенского архиерейского дома передано Тульскому архиерейскому дому. Таким образом, память о древнейшей и в свое время знаменитой Коломенской архиерейской кафедре с её домом сохранялась и в Коломне, и в Туле. На Тульскую кафедру 31 декабря 1799 г. назначен епископ коломенский Мефодий (Смирнов) с титулом епископа Тульского и Белевского. Его епархию составили известные города Тульской губернии. Учреждением Тульской архиерейской кафедры и открытием самостоятельной епархии в пределах Тульской губернии Св. Синод осуществил желание Екатерины II, по окончании войны с Турцией, учредить особую епископию в Туле, где архиерейская кафедра предполагалась еще в 1681 году. VI. Житомирскому епископу, по знатному числу церквей в Волынской губернии, составляющей его епархию, велено быть самостоятельным и не именоваться викарием Минской епархии. Епархия его поставлена в числе епархий III класса в составе одной Волынской губернии, где в начале XIX в. было 1582 церкви. 1171 VII. Викариатство Астраханской епархии – епархия Моздокская, за малочисленностью церквей – 69, закрыта и причислена к Астраханской епархии, о чем уже была речь. VIII. Точно также упразднено было Новороссийское – бывшее Екатеринославское викариатство – Феодосийская епархия. Она прикрыта в силу того, что, помимо малочисленности церквей (66), в гражданском отношении места, составлявшие Феодосийскую епархию, были приписаны к Новороссийской губернии. Св. Синод, не считая нужным назначать туда даже викарного архиерея, причислил область Феодосийского викариатства к Новороссийской епархии и передал все церкви его в непосредственное ведение епископа новороссийского Афанасия, преемника м. Гавриила (Бодони).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Археологические раскопки, проведенные в 1993 году, доказали, что Петру Рареш полностью снес старую церковь и на ее месте воздвиг новое строение. Новая церковь, по сравнению с внушительной церковью XV века, была гораздо меньших размеров. Она просуществовала до 1819 года. В XVII веке Молдова страдала из-за османского владычества, бесчисленных налогов и податей. Истощали государство и грабежи казаков и поляков. Войны за престол усугубляли тяжелое положение страны. К 1630 году Каприянский монастырь находился в плачевном состоянии. К концу XVII века экономическое положение Каприянского монастыря стало катастрофическим. И решением Антиоха Кантемира 20 января 1698 года он был передан монастырю «Зографу» со Святой Горы Афон со всей собственностью. Во время русско-турецких войн Каприянский монастырь получил постоянную поддержку русских военных властей и был защищен от разбоя. Так, к концу XVIII века Каприянский монастырь владел огромной собственностью и разворачивал деятельность, направленную на улучшение духовной жизни обители. Был установлен чудесный колокол из бронзы, на котором были выгравированы слова: «Этот колокол изготовил архимандрит отец Игнатий со святого монастыря «Каприян» на свои средства. Здесь имеется храм Успения Пресвятой Богородицы, 1786 год». В начале XIX века Каприянский монастырь переходит в новую историческую фазу – огромное влияние Российской Империи с 1812 года. И в 1813 году он стал епархиальным центром. Митрополит Гавриил с помощью архитектора Кирилла Адрианополя сделал колоссальный объем работ по реконструкции, и монастырь стал еще прекраснее. Митрополит Гавриил Бэнулеску-Бодони 12 июля в 1818 году поручил отремонтировать зимнюю Георгиевскую церковю. 12 мая в 1819 году начались работы по перестройке старой церкви Успения Пресвятой Богородицы и Девы Марии. Церковь была перестроена почти с основания. Только в некоторых местах сохранились стены, отстроенные Петром Рарешем. И 19 ноября 1820 года работы были завершены. От первоначальной церкви XV века мало, что осталось. Лишь часть фундамента. Сейчас перед нами церковь, полностью перестроенная в XIX веке.

http://sobory.ru/article/?object=19015

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010