Требн.). При одевании срачицы и опоясании престола вервией поется псалом 131-й: «Помяни, Господи. Давида и всю кротость его» (Дополн. Требн.), потом надевается, по окроплении святой водой, индития при пении псалма 92-го: «Господь воцарися» (Больш. Требн.). Затем полагаются на престол: св. Евангелие и крест. После облачения престола украшается жертвенник одеждами, которые сперва окропляются св. водой. На жертвенник ставятся священные сосуды, по освящении св. водою и жертвенник, как престол, покрывается пеленой (Требн., гл. 107). Затем священники снимают запоны, и отворяются Царские двери (Чин освящ. храма, от архиерея творимаго, л. 19 на обор.). Начальствующий кропит алтарь и храм весь святой водой и кадит алтарь и храм весь (Больш. Требн., гл. 107), при пении псалма 25-го: «Суди ми, Господи, яко аз незлобою моею ходих» (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго, л. 19). При освящении храма священником стены ныне помазываются миром, как и престол (Опред. Св. Синода 1732 г., июля 18, и. 4, сн. Большой Требн., Посл. на освящ. храма в конце, а теперь см. выше). После кропления и каждения алтаря и всего храма, начальствующий входит в алтарь. Ему приносят свещник с невозженной новой свечей. Он возжигает ее своими руками и ставит на ем месте возле престола (Доп. Тр. Чин осв. храм. архиер.). Затем начальствующий говорит: «С миром изыдем» и берет иконы, как обыкновенно в крестном ходе; потом начальствующий, окадив освященный антиминс (Больш. Требн.), лежащий пред образом Спасителя, у Царских врат, на аналогии на дискосе, покрытом звездицей и покровом (Больш. Требн., гл. 107). берет его на главу и, предшествуемый крестным ходом, обходит кругом храма 1329 . «Вторый иерей, последуя» (предхоля – Чин освящ. храма, от архиер. твор.) «вносящему антиминс, помазует стены миром, третий кропит св. водой храм» (Больш. Требн., гл. 109). При крестном ходе певцы поют: «Иже на камени веры». «Святии мученицы». – «Слава Тебе, Христе Боже» (Больш. Требн.). Прийдя к западным великим вратам, начальствующий снимает с головы своей дискос и поставляет его на столе пред Царскими вратами, на котором по углам стоит четыре свечи, и поклоняется трижды (Чин освящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

храма). И, обратясь к востоку (Больш. Требн., гл. 109), стоя пред святыми мощами (Чин освящ. храма), он говорит: «Благословен еси, Христе Боже наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Певчие, войдя внутрь храма, отвечают: «Аминь». Начальствующий священник говорит: «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата, вечная, и внидет Царь славы», и певчие (однажды) поют, вопрошая: «Кто сей Царь славы?» (Больш. Требн., гл. 109). Протодиакон говорит: «Господу помолимся». Певчие: «Господи, помилуй» . Начальствующий читает вслух молитву: «Боже и Отче Господа, нашего» и при главопреклонении всех, тайно (Чин освящ. храма, от архиер. творимаго) читает молитву Входа: «Владыко Господи Боже наш» . Обе эти молитвы те же, что читаются при освящении храма архиереем. После прочтения молитвы Входа, начальствующий говорит, отвечая на вопрос певцов: – «Господь сил, Той есть Царь славы». Певцы поют то же, и начальствующий опять говорит: «Господь сил. Той есть Царь славы» и знаменует врата храма антиминсом (на дискосе) со святыми мощами, крестообразно, и входит в храм (Требн., гл. 107). По входе в храм певчие поют тропарь: «Яко вышния тверди благолепие, и нижнюю споказал еси красоту святого селения славы Твоея, Господи». Начальствующий входит с антиминсом в алтарь и полагает на престоле антиминс, и на нем (антиминсе) полагает святое Евангелие (Больш. Требн.); и, покадив, по возглашении диакона: «Паки и паки преклонше колена, Господу помолимся», читает молитву с коленопреклонением, из числа двух, читаемых при архиерейском освящении храма архиереем, именно: «Господи Боже наш, иже тварь единым словом создавый». После сей молитвы бывает малая ектения: «Заступи, спаси, помилуй». После возгласа: «Яко свят еси», – начальствующий, взяв честный крест и став посреди осеняет им по трижды на четыре стороны: на восток, на запад, на юг и на север. При этом диакон кадит честный крест, как, обыкновенно, бывает при крестных ходах. Он говорит: «Господу помолимся». Клирики же поют (и людие, кийждо в себе глаголет), при осенении на каждую сторону: «Господи, помилуй», по трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

163 Впрочем, по рукоп. требн. Соф. б. 1071, во время освящения антиминсов полагается «развлачать» св. трапезу и действовать над нею почти так же, как и в чине освящения храмов. По крайней мере, св. трапеза, при освящении на ней антиминсов, должна была окропляться св. водою, помазываться св. миром и проч. Указ. требн., л. 96 об. и далее. 167 Мы описываем этот чин по следующим рукописям XVII в. – Киево-Соф. Собора арх. чинов. 77, 75, л. 13 об. – 14 об., Служ. арх. 647, л. 391–395, арх. чинов., 76, л. 13–15: Синод. б. арх. требн. 271, л. 109–111. 168 См. греч. печатн. Εχολογιον, Enet. 1720 ετ. Тот же чин излож. в Евхологионе Гоара. стр. 517–518; в Εχολογιον 1684 г. σελ. 284 – 287. Соврем. греческий Евхологион содержит тот же Чин освящения антиминсов. См. Εχολογιον Μγα, 1902, σελ. 344 –347. 169 См. протоиерея Никольского «Пособие к изъяснению устава Богослужения прав. Церкви», СПБ. 1907 г, стр. 825. 170 Большой Требник, изд. М. 1897, гл. 93, л. 237. Нам, впрочем, думается, что молитва современного требника «Во обновление Божия Храма» должна иметь иное назначение, о чем будет речь ниже. 174 Ibid, гл. 42. Эта же молитва, по замечанию требника, глаголется и «на отверзение храма, в нем же животно безсловесное, по закону ветхому, нечистое и нежертвенное, или умре, или роди». В таком случае, некоторые выражения молитвы подвергаются соответственным изменениям. См. Больш. Требник, изд. Μ. 1897 г. л. 157 об.–158. 175 По Указу св. Синода от 13-го августа 1753 г. «и священно- и церковнослужители без дозволения епархиального Архиерея не должны делать таких починок и поправок внутри алтаря, кои соединены с повреждением или поколебанием престола, по коим без освящения храма обойтися не можно. Должно об исправлении их испрашивать у преосвященных Архиереев благословения» (Указ 1774 г. мая 5 дня), см. прот. Никольского. Пособие к изъяснению Устава Богослужения» стр. 825. 178 Требн. ркп. Синод. биб. 268, л. 110 и 112, Солов. библ. 1085, л. 26–28 (Опис., стр. 102), 1105, л. 224 и 226 (Опис., стр 142): Соф. библ. 1070, л. 343 об. и 345 об.; библ. Киев. дух. Акад. Аа. 193, стр. 61 и 65.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Начальствующий же целует честный крест, а по нем, и прочии сослужители, и кропит святой водой. Люди же целуют честный крест в руце его, и кропит люди святой водой и начинает часы (Больш. Требн., гл. 109). В новоосвященном храме службу, обыкновенно, совершают семь дней. В Чиновнике сказано: «Антиминсы же лежат на престоле семь дний, божественней службе, совершаемой на всяк день 1330 (Чиновн. Чин освящ. антиминса, в конце). В Большом Требнике подробно говорится, в какие дни можно святить храмы. Более общие правила, касательно дней для освящения храмов, следующие: освящение храма (великое) не должно быть в тот самый день, в который празднуется намять святого, или событие, во имя которого церковь построена: не дозволяется же освящение в эти дни для того, чтобы не смешивать службу освящения храма со службой храмовой в честь праздника 1331 . Но это правило не простирается на освящение храмов, построенных во имя Воскресения Христова. Храмы во имя Воскресения Христова не иначе положено освящать, как только в воскресные дни, «а во иныя дни простыя, кроме Недели, храма Воскресения Христова не святити, занеже воскресней службе петися не достойно» (Больш. Требн., гл. 108). Впрочем, и освящение храма Воскресения Господа позволяется не во все воскресные дни. В воскресные дни, бывающие в продолжение Пятидесятницы, Четыредесятницы, в Недели Св. праотец и Св. отец, и в Богородичные праздники не позволяется освящение храма Воскресения Христова, как и других храмов, «занеже в стихирах, и в славах, и в канонех, и в хвалитных стихирах бывает велико утеснение». Потому же самому «не вместно быти освящению храму святого и святей, на все Господския праздники и Богородицы, и великих святых полиелейных». «В великий пост и в простыя дни священия церкви не творим ни которым храмом, качества ради пищнаго, яже да не разрешим на рыбу, и вино, и масло» (Больш. Требн., гл. 108». Великое освящение церкви бывает не только по создании церкви, но и тогда, когда: 1) церковь осквернена от насилия языческого или еретического 1332 ; 2) когда, при исправлении и возобновлении храма, бывает поврежден или поколеблен престол 1333 . И при этом великом освящении храма, всенощное бдение накануне дня освящения храма бывает пред Царскими вратами, а утром звон к освящению как к водосвятию. Малое освящение храма

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1346 В уставе Московских Патриархов, при указании чина водоосвящения, совершенного в навечерие Богоявления в 1668 году Патриархом Паисием, замечено: «а в освящении Патриарх погружал крест, а погружал на восток, не обращая к себе» (Древн. Росс. Вивлиоф., изд. II, Москва, 1789 г., τ. X, стр. 154). 1347 На малом водоосвящении, бывающем пред освящением храма, даются всем священникам и диаконам свечи (Больш. Требн., гл. 109). 1349 Кроме этих молитв иногда читается еще особая. В книге: «Служба Пресвятей Богородице, совершаемая в Боголюбовской обители в день празднества святой чудотворной Боголюбской иконе Божией Матери (июня 18), Спб., 1874 г.) – после молитвы: «Боже, Боже наш, Великий в совете», пред молитвойю, тайно читаемой, находится еще: «Молитва на освящение воды». Она следующая: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и посли Духа Твоего Святого и освяти воду сию: и даждь пиющым от нея и приемлющым и кропящымся ею рабом Твоим пременение отрастем, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякия скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков» (стр. 82 – 83). Эта молитва находится и в Требнике м. Петра Могилы и в Львовских Требниках XVII и XVIII столетий, но в особом чине, озаглавливаемом: «Возследование краткое освящения воды». В Требнике м. Петра Могилы замечено об этом восследовании, что оно может совершаться только в крайнем случае и не пред народным собранием (Подробнее см. в моей книге: «О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослуж. книгах, 1885 г., стр. 275). Особая молитва к освящению воды при малом водоосвящении положена в чине, бываемом на основание храма – в Дополнительном Требнике (см. выше). 1350 Иногда к молебнам в домах берут из храма святые иконы. Но св. иконы дозволяется, по желанию, приносить из церкви в дома не иначе, как иа руках или в карете и без громогласного пения (Св. Зак., τ. XIV, Уст. о пред. и пресеч. прест., ст. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

423 Потребник, изд. М. 1651 г, л. 138 об. См. прот. Никольского «О службах, бывших…» стр. 289–290. Подобное наставление дается и в современном Требнике. См. в Чине исповедания о «канонах противу согрешения» кающихся. Больш. Требн. Изд. М. 1897 г., л. 24. 425 В рукоп. Требн. Синод. библ. 310 (л. 166) начальный возглас другой: Господи, Иусусе Христе, молитв ради Пречистыя...». Очевидно, такое начало было приноровлено к тому случаю, если рассматриваемое Чинопоследование совершал один мирянин. 426 Нет положительных данных признать эти молитвы действительно творением св. Иоанна Златоустог о. Вполне допустимо предположение, что имя св. отца поставлено в надписавш этих молитв потому, что от него мы имеем свидетельство о чудесных свойствах Богоявленской воды. А, быть может, это сделано по аналогии с «последованием ко святому причащению», в коем некоторые молитвы также надписываются именем Св. Иоанна Златоуста . 427 Служ. ркп. Синод библ. 612, л. 102–105 об.; 615, л. 113–115 об.; 616, л. 122–125, Требн. ркп. той же библ. 848, л. 202–205, Чудов. библ. 54, л. 146–148; Типогр. библ. 214, л. 358 об.–360 об.; библ. Киев. дух. Акад. Аа 193. стр 1171–1175; Троиц.-Серг. Лав. 225, л. 109 об.; Солов. библ. 1025 (714), л. 260–263; 1085 (825), л. 455–456 об. и мн. друг. Печатные: Служ. Моск. 1602 и 1616 гг., Потребники – изд. М. 1625, 1636, 1639 (мирской) и 1651 гг. 431 Нам удалось встретить Чинопоследование причащения богоявленской водой в одном югославявском рукописном Требнике Хиландарской библ. 183, л. 448 об. Кроме того, означеннон Чинопоследование находится в одной Следованной Псалтири югославянского издания. «Псалтирь Со Возследованием», изд. Петинье, 1495 г, тетр. 19. л. 4–5. См. Каратаева «Описание Славяно-русских книг, напечатанных Кирилловскими буквами», т. 1. 8-й. 432 В греческих венецианских печатных богослужебных книгах этого чина нет. См. также проф. Алмазова. «Тайная Исповедь» т. II, стр. 144. 433 Л. 620 об.–621. В этом же Требнике, в отделе «Заповеди Святых Отец», о «сущих под запрещением», говорится, что они на Рождество Христово, на Богоявление, в великий четверг, в великую субботу и на Пасху, на Петров день и на Успение могут приобщаться агиазмою «Таковой, – замечается далее, – в сих днех да ясть целу неделю мяса, аще ли есть мних, да ясть сыр и рыбу». Требник Стрят. л. 638 и об. В южнорусской церкви агиазмой приобщали еще тех из больных, которые находились пред смертию в онемении, но не теряли сознания и знаками выражали свое желание причаститься Св.Таин. (Акты Зап. Росс. т. IV, 232, прав. 16. Цит. по статье Крыжановского: «Повреждение церк. обрядности в южнорусск. Митрополии». Полн. собр. сочин. т I, стр. 44. примечание).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

§ 108. Если св. кровь уканет на подножном постланном ковре или сукне, то мокрота, образующаяся на них в этом случае, отирается прежде всего губою, потом то место, на котором уканула св. кровь, измывается хорошенько водою над антидорным блюдом, затем все обмоченное место должно быть отрезано и сожжено на камне; пепел же и вода, которой оный был измыт, всыпаются в землю под престолом и покрываются землей. § 109. Если по какому-либо особенному случаю приключится священнику пролить всю св. кровь из чаши, то если хоть несколько капель таковой останется в чаше, священник должен причаститься ею и продолжать службу по обычаю. Но если ничегоне останется в чаше, в таком случае священник должен снова влить в нее вина и немного воды и, начавши с проскомидийных слов: «И абие изыде кровь и вода...» и т. д. опять освятить, как указано выше (в § 80) и т. об. снова пусть причастится по уставу. § 110. При этом священник должен строго следить за собой во всех означенных случаях, и если что произойдет по его вине, от невнимания или рассеянности и нерадения, то во всех этих обстоятельствах он должен тяжко сожалеть о случившемся и усердно со слезами просить Господа Бога, чтобы он простил ему его оплошность и впредь не давал ему впасть в подобное искушение (Учит. Извест.). Как строго смотрела на подобные обстоятельства древняя церковь христианская, об этом свидетельствует следующее суровое постановление Иоанна Китрского (XIII в.), излагаемое в нашем Номоканоне: «Священник, аще по действу сопротивничу (т. е. диавола) пролиет святая (т. е. дары), шесть месяцев да будет празден (т. е. запрещен от священнослужения) по II-мy правилу св. Иоанна Епископа, Китру. Аще ли самохотне пролиет я, да извержется» (Номоканон при больш. требн. пр. 158). Потому священник, с которым случилось бы подобное несчастье, должен прежде довести об этом до сведения епархиального архиерея и вместе с сим исповедаться об этом духовнику своему и свою вину искупить сокрушением сердечным и слезами раскаяния, а также и соответствующею епитимиею, буде таковая будет назначена от архиерея (Дополнение к Учит. Извест.). Статья 3

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

храма, от архиер. творимаго, л. 4), и Царские двери затворяются (Больш. Требн.). Священнодействующие приступают к утверждению престола. При этом священник не произносит тех молитв, какие читает архиерей при устроении престола. Эти молитвы были произнесены архиереем при освящении им антиминса. «Приемлют священницы дску трапезы». Начальствующий кропит доску с обеих сторон и столпы, ничто же глаголя, и укрепляется доска трапезы якоже лепо (Больш. Требн.). Полагается доска на столпцах церковных при пении псалма 144: «Вознесу Тя, Боже мой». Затем на углах доски в проверченные для гвоздей гнездышки столпов вливается воскомастих и очищается (ножами). При этом поется Псалом 22-й: « Господь пасет мя». Потом приносятся четыре гвоздя, полагаются на трапезе», кропятся святой водой и влагаются в столпы. Засим приносятся четыре камня. Начальствующий и прочие священнослужители, взяв камень, утверждают трапезу (Дополн. Требн. Освящ. храма архиереем). По утверждении престола следует омовение его. Приносится возливальник с теплой водой и священнослужители омывают ей трапезу и отирают (Больш. Требн.) платами 1326 . При этом поется псалом 83-й: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи, сил» 1327 . Бывшая в прежнее время при освящении храма священником отмена поливания престола розовой водой с красным вином и помазывание св. миром престола и стен храма 1328 ныне не действует, все совершается по-прежнему: и поливание священником розовой водой, и помазание св. миром престола и стен храма. После омовения и окропления святой водой, престол облачается в одежды также, как и при освящении храма архиереем. Сперва окропляется святой водой срачица внутри и вне (Дополн. Требн.), окропляется вервь и надевается поверх срачицы. «Обвязывается престол вервиею просто» (Больш. Требн.), т. е. кругом престола как поясом, а не так, как при архиерейском освящении храма; обыкновенно, предстоятель держит в руке конец верви и по окончании троекратного опоясания диаконом делает узел у правого столпа престола (сн. Дополн.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В Дополнительном Требнике, изданном в Киево-Печерской Лавре в 1866 году, кроме указанных чинов и молитвословий, находятся: чин благословения нового дома, в немже хощет кто первее вселитися; чин благословения при начале сеяния; возследование молитвенное во время губительного мора скотов 258 . Кроме указанных Требников, издан в 1870 г. в Москве: Требник (малый) в двух частях Этот Требник содержит извлечения из упомянутых трех требников. В 1-й части его находится все то, что обыкновенно печатается в Малом Требнике, и при этом присовокупляются некоторые молитвы, чины, последования из Большого и из Дополнительного Требников, именно: молитва на всякую немощь (из Больш. Требн.); молитва святых седми отроков на немощного и не спящаго; последование, егда крест творит Священник на страсть недуга со святым копием; чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет (из Больш. Требн.); молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи; молитва на раздробление артоса в субботу Святыя Недели (из Дополн. Требн.); последование над пещию; молитва о храмине, стужаеме от злых духов; молитва , умиревающая во вражде сущих; чин, бываемый на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов; молитва молебная на всякую литию; молитва , во еже благословити стадо; молитва, во еже благословити мрежи; молитва, во еже устроити корабль (из Больш. Требн.); чин благословения нового кладезя; чин благословения пчел: благословение роев пчельных, в улия нова всажденных; молитва, еже освятити на нивах, или винограде, или вертограде, аще случится вредитися от гадов, или иных видов 259 ; молитва молебяая на всякую литию; молитва , во еже благословити стадо; молитва, во еже благословити мрежи; молитва, во еже устроити корабль (из Болып. Требн.); чин благословения нового кладезя; чин благословения пчел; благословения роев пчельных, в улия нова всажденных; молитва, еже освятити какое-либо благовонное зелие; молитва на освящение всякия вещи (из Дополн. Требн.). Кроме того в Требнике Малом, в двух частях изданном в Москве, находится алфавит имен всех святых, празднуемых Православною Греко-Восточною Церковию, с показанием в которыя числа они празднуются. Часть указанного Требника составляет содержание Дополнительного Требника. Чинопоследование соединяемым из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Сколько именно надобно восприемников для крещения? Можно ли крестить без восприемников? Могут ли быть восприемниками сами священники, крещающие детей. Как поступать священнику, если его просят крестить кого-либо с, так называемыми, заочными восприемниками. О восприемниках из иноверных. Можно ли допускать при крещении по несколько пар восприемников? Какие лица у нас вовсе не могут быть восприемниками? Могут ли муж и жена крестить детей у одних и тех же родителей вместе? Могут ли быть восприемниками лица, облеченные саном монашеским? Общие замечания о нравственных и религиозных качествах, какими должны отличаться лица, допускаемые к восприемничеству. § 28. Издревле в Церкви христианской вообще требовался для крещения только один восприемник (Постан. Апост. кн. III, гл. 16). Потому и в ваших больших требниках в последовании св. крещения прямо говорится: «Восприемник един токмо да будет мужеский или женский пол, или вящши два: един и едина» (смотр, болш. Требн. Москва 1862 г. лист 6). Вследствие этого, в силу особых распоряжений Св. Синода, священники и в настоящее время могут даже в самых метрических книгах записывать только по одному восприемнику для каждого крещаемого (Указ Св. Синода 1834 г. Июля 18). Всякий священник должен только наблюдать при этом, чтобы, согласно древнему обычаю и постановлениям, при крещении младенца мужеского пола восприемником по преимуществу был мужчина, а при крещении младенца женского пола восприемницей была женщина (Постан. Ап. кн. III, гл. 16; срав. Требн. П. Могилы стр. 11; Московский Требн. 1677 г. л. 27). При этом мы говорим, что для младенца мужеского пола восприемником должен быть по преимуществу мужчина и, наоборот, для женского пола – женщина, потому что и это правило с древних времен не всегда практиковалось неизменно, и «при крещении детей не было повода устранять от восприемничества и лиц не одного пола с крещаемым» (Новокан. при больш. Требн. А. Павлова стр. 195), особенно в случае неизбежной надобности. Ставить вместе для восприятия одного младенца от купели двух мужчин, или двух женщин отнюдь не дозволяется (Требн. П. Могилы стр. 11, и вообще, в больших наших Требн. в последов. крещения). В случае же крайней надобности крещение может быть совершено и вовсе без всякого восприемника, и тогда крещение так же признается несомненным, как и при совершении оного с восприемниками, по обычаю (там же: сравн. опред. Св. Синода 1774 г. Окт. 17; Ук. 1834 г. Сент. 30-го). Также точно, по желанию, сами крещающие священники могут принимать на себя звание восприемников (Письма по паст. Богосл. Пр. Попова, стр. 64) и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010