Калугер сыи презвитер, не венчает женитву, неключимо бо есть. ниже приимец бывает детищу, сиречь, да то приимет от крещения. Правило 86. Инок презвитер млад, аще служит. и инокине, недостоит причаститися от него по 22 правилу, святаго Никифора. Завещание Великаго Василия. Правило 87. Аще презвитер, или инок, не чтет часа перваго, 3, 6, 9, несть ясти достоин. и аще не правит всего правила своего, яко мертва вменяет сего Бог , и да запретится, яко же подобает. Аще некнижныи есть инок, да творит на всякии час, поклонов пятьдесят, глаголя, Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй мя грешнаго. Аще ли не может творити поклонов, да глаголет пятьсот молитв, на час, глаголя со вниманием. Господи Исусе Христе Сыне Божии, Богородица ради помилуй мя грешнаго. Паки тогожде святаго другое завещание. Да творит безкнижныи инок, за полунощницу, вервиц десять. за утреню, вервиц десять. за часы, вервиц десять. за девятыи час, и вечерню, десять. за павечерню десять. вервица же да имать узлы, сто и три. на всяком же узле да чтет преднаписаную молитву. канон же им есть, сущим убо малаго образа, поклонов триста. схимником же, поклонов, шесть сот. тогожде святаго. Правило 88. Аще кии инок самоволне смеется. или беседует кроме нужда на правиле, запрещение да имать, поклонов пятьдесят. Правило 89. Аще кии инок стоя на всем соборе церковнем, при концы же не обрящется, да сотворит, поклонов пятьдесят. Правило 90. Инок презвитер, аще и пременит образ. сиречь, в большую схиму поступит, да литургисает. никая же бо сему препона пострижение есть. Архиерей же, аще пременит образ, сиречь, аще будет схимник, да не действует к тому святительское отнюд, ниже священническое, по двадесят девятому правилу. 5, стиха в Матфеи. Правило 91. Инок схимник сблудив, яко прелюбодей запрещается, пятьнадесять лет. малаго же образа сыи, яко блудник, сиречь, седмь лет. Правило 92. Инок аще седит на пиру с мирскими, послушаяи и помогаяи, паче же благословя им неистовства их, запрещается отлучением недель шесть, на всяк день поклонов сто творя, и сухоядение. Правило 93.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/nomoka...

В студии моя коллега – Алла Митрофанова и я – Константин Мацан. Мы прервемся и вернемся к вам буквально через минуту.   А.Митрофанова — Еще раз добрый светлый вечер, дорогие слушатели. Константин Мацан, я – Алла Митрофанова. Напомню, что в гостях у нас сегодня Владимир Легойда – глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО, главный редактор журнала «Фома». Как всегда, по пятницам Владимир Романович здесь, и мы продолжаем разговор. Мне бы хотелось, чтобы мы чуть подробнее остановились на теме периферийного. Вы уж простите, что захотелось мне ее так возвести во главу угла, потому что меня, знаете, волнует вопрос. Вы говорите о том, что свобода – это центральный дар, это самое главное вообще. В.Легойда — Я не сказал, что самое главное, я сказал, что это величайший дар, или великий дар. А.Митрофанова — Величайший дар, а самое главное – это сказала я, но не суть. Суть в том, что, знаете, я пытаюсь понять, почему в нашем сознании так часто вопросы периферийные подменяют главное. Пример приведу. В.Легойда — Приведите, пожалуйста, потому что постановка вопроса очень важная, но она очень-очень общая и очень широкая и люди об этом думают ровно столько, сколько существует человечество. И я был бы… я все-таки человек может быть наивный, но не до такой степени, чтобы за оставшееся время что-то… очень жду примера. А.Митрофанова — Давайте начнем с примера очень смешного и очень локального. В.Легойда — Давайте посмеемся. А.Митрофанова — Я однажды стою в храме, причем в очень хорошем, в большом таком соборе, где я знаю настоятеля, знаю его помощника, знаю, сколько трудов они приложили для того, чтобы создать там максимально дружелюбную атмосферу, чтобы каждый человек… а там много офисов вокруг, чтобы каждый человек, приходящий туда, мог себя почувствовать спокойно и сосредоточиться на главном – на том, зачем он туда пришел. И ко мне подходит некая женщина среднего возраста причем и начинает мне задавать вопросы, которые, как я понимаю, не имеют к ней вообще никакого отношения.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВФИМИЙ (1743/44 - 20.07.1792, близ Ярославля), организатор старообрядческого беспоповского согласия странников (бегунов). Ряд источников свидетельствует, что Е. род. в Переславле-Залесском, происходил из духовного звания, возможно был архиерейским певчим, имел семью. Более поздняя история страннического согласия возводит родословие Е. к крестьянам Крайневым из центра согласия - с. Сопелки Ярославской губ. Следственная комиссия гр. Стенбока установила, что Е. происходил из крестьян помещика Мотовилова из Переславского у. Владимирской губ. Е. был крещен, по-видимому, в правосл. Церкви. В 1-й рекрутский набор после 3-й ревизии (проходила в 1764-1765) он попал в солдаты, вскоре дезертировал, появился в Москве ок. 1767 г. и укрылся у московских филипповцев (см. ст. Филипповское согласие ), приняв старообрядческое крещение (возможно, с именем Евстафий) и став членом «братства» Ивана Алексеева , к-рый также был родом из Переславля-Залесского. Е. быстро приобрел авторитет в общине как знаток Свящ. Писания, искусный иконописец и каллиграф. В 1776 г. по совету Ивана Алексеева он предпринял поездку в филипповский Топозерский скит в Поморье, где 8 авг. 1777 г. принял постриг с именем Евфимий от настоятеля скита инока Андриана. Пока Е. находился в Поморье, в Москве в кон. 1776 г. начался конфликт между филипповскими общинами Ивана Алексеева и Алексея Яковлева , обусловленный разной степенью строгости в исполнении общинами дисциплинарных установлений. Весной 1777 г. Алексей Яковлев закончил работу над Стостатейником - сочинением уставного характера, которое должно было способствовать объединению. Текст устава в том же году был одобрен на большом филипповском соборе, но Иван Алексеев его не подписал. Противостояние усиливалось из-за отсутствия в согласии единого мнения о возможности для старообрядцев «записываться в раскол» (при проведении ревизии населения записываться в ревизских книгах «раскольниками» и платить двойную подать) или «укрываться за попами» (через подкуп правосл. священников получать свидетельства о принадлежности к правосл. Церкви). Настоятель Топозерского скита Андриан поддержал Алексея Яковлева, Е. оправдывал Ивана Алексеева. Перед отъездом Е. из скита между ним и Андрианом произошло столкновение, во время к-рого Андриан сорвал с головы своего постриженика камилавку, после чего Е. ее на себя надел, или, как говорили потом его противники, сам «возложил на себя иноческий чин». В кон. янв. 1778 г. Е. отправился к Ивану Алексееву с докладом об этих событиях.

http://pravenc.ru/text/187701.html

Крови брата твоего взыщу от руки твоея. Франция познает в Боге Господа отмщений, а Россия восчувствует, исповедает, воспоет к Нему: Авва Отче! Царю небесный! Ты изведеши яко свет правду Монарха и судьбу России яко полудне. Августейший монарх! всеподданейший усердный богомолец Платон, Митрополит М. Июля 23, 1812 года. Вифания. РЕЧЬ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕМУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ АЛЕКСАНДРУ ПАВЛОВИЧУ САМОДЕРЖЦУ ВСЕРОССИЙСКОМУ, по совершении АВГУСТЕЙШЕГО ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОНОВАНИЯ, говоренная Преосвященным Платоном Митрополитом Московским, в большом Успенском Соборе, 1801 года, Сентября 15 дня Итак, сподобил нас Бог узреть Царя своего венчанна и превознесенна! Что же теперь возглаголем мы? Что сотворим, о Российстии сынове! Возблагодарим ли Вышнему Царю Царей за таковое о любезном Государе нашем и о нас благоволение? И мы благодарим всеусерднейше. Возслем ли к Нему моления, да доброте сей подаст силу? И мы молим его всею верою нашею. Принесем ли что либо в дар Господу? И Он благих наших не требует: а и сей самый Венец, и Скипетр, и Державу, и Россию, и всех нас сердца и утробы приносим ему и вручаем ему. Приветствовать ли ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО с сим облечением славы? И мы приветствуем всеподданейше. Изъявлять ли нам ВАШЕМУ ВЕЛИЧЕСТВУ свое усердие и верность? И мы то свидетельствуем пред лицом Неба и Земли: пред лицом сего Олтаря, и пред лицом Бога и Ангелов Его. Пожелать ли ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ счастливого и долголетнего царствования? О! забвенна буди десница наша, аще не всегда будем оную воздавать к небесам в жару молений наших. Молиться ли, да Бог сам управляет Тобою, просвещая мысль и удобряя сердце? О! прилпни язык наш к гортани нашей, аще на что другое он будет обращен, а не на таковыя токмо моления. Пасть ли нам пред Престолом величества Божия, да находя в Монархе своем чадолюбивого отца, будем мы к Нему привержены любовию, яко чада? И мы падаем, и громко пред Ним вопием: Премудрый художник! мы пред Тобою брение – сотвори из брения сего сосуды не в бесчестье, но сосуды в честь!

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Именно так объясняет это Григорий Нисский : Бог есть Вседержитель, «ибо Он держит в ладони земную сферу и измеряет рукой глубину моря; Он объемлет в Себе всякое духовное творение, дабы все могло пребывать в бытии, управляемое Его вседержительной властью» 21 . Эта же мысль звучит и у Псевдо-Дионисия в объяснении Символа веры , предназначенном для мирян. Бог называется Вседержителем, «ибо все пребывает в Нем, Он содержит и обнимает все... Он все творит из Себя, подобно источнику, который все сохраняет и все возвращает в Себя Самого, и подобно опоре, которая все подпирает, Он поддерживает мир, как вседержитель... дабы ничто не исчезло и не лишилось своего совершенного местопребывания» 22 . Нельзя не заметить, насколько отчетливо этот же «вседержительский» аспект Творца выражен в образе Пантократора: расположенный в вогнутой чаше свода, он буквально охватывает пространство под ним, где находится тот, кто на него смотрит. Пантократор в куполе – это всеобъемлющий Христос. В мандале вокруг абсолютно Единого показаны ступени трансформации проявления его сущности в тварном мире. В соответствующем же ярусе византийской космограммы мы находим небесные силы, ангелов, которые являются посредниками, передающими божественную волю в тварный мир. Ангелы могут быть изображены в соседних куполах, как это имеет место, например, в киевском большом соборе Св. Софии или в скромной скальной церкви Эльмали-Килиссе в Каппадокии. Когда сооружение имеет лишь один купол, ангелы обычно занимают зону барабана, располагаясь под изображением Пантократора. Император Лев Мудрый определяет их как «Его слуг, чье бытие превыше материального... посредников в отношениях человека и Бога» 23 . Смысл мандалы, однако, двойствен: по Туччи, он одновременно и экзои эзотеричен. Это не только космограмма, но и психограмма; то есть это не просто условный чертеж устройства мироздания, и схема, указывающая, как человеку вырваться из сетей майи, как выйти из временного мира и снова слиться со Всеединым 24 . Это средство для осуществления преобразования.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Само это событие говорит о большом значении единого языкового фактора в деле не только развития славянской литературы, но и миссии среди восточных славян. Языковая общность между славянами в немалой степени способствовала тому, что как до, так и после Крещения Руси у «россов», помимо храмов и церковной утвари, стали появляться библиотеки. В них можно было найти как литургическую – богослужебную, богословскую, так и гражданскую – светскую литературу, соотношение между которой, правда, было не в пользу последней 259 . Возникновение библиотек было связано с социальным положением многих новых русских христиан, стимулировавших приток и накопление книг в русских землях. В то время князья и купцы не жалели денег для того, чтобы иметь у себя в личном пользовании рукописи «душеспасительного» содержания. Как пишет один из историков, еще Владимир, по свидетельству летописца, «любил словеса книжная», а преемник его Ярослав до того предан был книгам, что читал их днем и ночью. Он окружил себя целым обществом «писцев», то есть, образованных людей, и поручил им перевести с греческого языка на славянский «книги многы», а другие, уже переведенные (как, например, Св. Писание), списывать, чтоб ими поучались не только князья и пастыри, но и вообще, «вернии людье» (то есть христиане). Для удобного пользования этими книгами, он положил их в Софийском соборе Киева и так основал первую в русском отечестве публичную библиотеку. Заметим здесь, что русские церкви и в позднейшее время были книгохранилищами, которыми, естественно, заведовало духовенство. Одно это уже указывает на преобладающий религиозный характер литературы, которой пользовались и на которой воспитывались наши предки. Св. Владимир, – говорит летописец, – взорал и умягчил землю русскую святым крещением, Ярослав же «насеял книжными словесы сердца верных людей " 260 . Потомки Ярослава также наследовали от него любовь к душеполезным книгам, а к Св. Писанию – особенно. В летописях и изборниках об этом можно много поучительного прочесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slavjan...

Ныне, вступая в Москву, я не могу не выразить прежде всего глубокой благодарности за старую хлеб-соль. Примите меня в вашу любовь, в ваши молитвы. Да сохранит и благословит вас Господь Бог всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Слово при вступлении на Московскую кафедру, сказанное в Московском Большом Успенском соборе, 23 декабря 1912 года Мир граду сему! Говорю эти слова по заповеди Господа нашего Иисуса Христа ( Мф.10:12–13 ; Лк.10:5–6 ). Власть преподавать верующим мир, данная святым апостолам, другоприимательно перешла от них ко всем законно поставленным пастырям до нашего времени – значит, мир, преподаваемый пастырями Церкви, когда они говорят: «Мир вам! Мир всем!» – не пустые слова, не простой житейский привет, подобный рукопожатию, а некое священнодействие, заключающее в себе силу благословения, силу, действенную для тех, кто достоин того, кто приемлет этот привет мира с верою, как от Самого Господа. Итак, да будет мир граду сему и обитателям его, наипаче же сущим в вере. Мир честному пресвитерству, во Христе диаконству, мир всему церковному клиру. Да будут светильники их всегда горящими, да светит свет их всем, иже в храмине Церкви суть. Да исполняют неустанно всю волю Божественного Домовладыки, питая вверенных им домочадцев пищею слова Божия и молитвы, и да согревают своею любовью, непрестанно ожидая прихода Господина своего, имеющего воздать должное Своим верным домоправителям. Да будет мир всем, сущим во власти, данной им от Бога чрез верховную власть для установления и сохранения порядка в семействах, в обществе и в государстве. Да будет мир всем, суд творящим и правду между людьми. Да не коснется весов правосудия их никакое пристрастие или корысть. Да будет мир всем, куплю деющим и приобретение; да почиет Божие благословение на честной купле и продаже. Да будет мир и благословение на всяком честном ремесле, на всяком честном, хотя и черном труде. Да будет мир и благословение нанимающим и нанимаемым – те и другие да сохранят честность и справедливость, как подобает истинным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Но если с большим трудом о. Алексей Осипович вырабатывал в себе способность к импровизаторскому проповедничеству, то еще с большим трудом пришлось ему приобретать уменье писать проповеди. Главное затруднение заключалось, впрочем, в том, что за исполнением пастырских обязанностей и многочисленностью частных уроков по преподаванию закона Божия, в первое время службы у него совершенно не было свободного времени. Он почти ничего не писал для печати в течение первого десятилетия по поступлении в Москву на место приходского священника, а проповеди писал, как мы сказали выше, только очередные, по назначению консистории для произнесения в Большом Успенском соборе. Вот что писал в 1897 году сам преосвященный Амвросий в своих «Воспоминаниях» о своих первых опытах в писании проповедей. «Московскому духовенству памятно, какое тщательное внимание митрополит Филарет обращал на очередные проповеди священников, а также и диаконов, при их прошениях на священнические места. По проповедям он оценивал способности священнослужителей и выбирал людей. И никто не мог сказать, чтобы кто-нибудь из даровитых людей был им не замечен. Все должности по епархиальной службе были замещаемы им достойнейшими людьми. Мне же самую строгую школу пришлось пройти именно в деле проповеди. С самого начала, по сравнению с академическими диссертациями, мне казалось нетрудным написать небольшую проповедь. Я и написал первую проповедь без особенной заботливости. И вот, когда я пришел получить ее от владыки обратно, он вышел ко мне гневный и, отдавая вчетверо сложенную рукопись, сказал: «На, – у меня диаконы лучше пишут. Надо больше рассуждать». Это – первый урок. Потом между также неудачными проповедями одна заслужила одобрения владыки, и он, отдавая ее, сказал: «Хороша твоя проповедь, спасибо тебе». Но после этой пошли одна за другой неудачнее. От того ли, что я ничего не писал, кроме очередных проповедей, назначаемых раз в год для Успенского собора, и отвык от сочинений, или хитрил в выборе тем и от лишнего старания осложнял дело, или, наконец, не умел разбираться в хаосе представляющихся мыслей (чем всегда затруднялся), только почти все, что было представляемо, не было разрешаемо для произнесения, и владыка все напоминал мне об удачной проповеди: «Ты прежде лучше писал». Раз он отдал мне проповедь со словами: «Учение изложено правильно», но все-таки произносить не дозволил. Но особенно памятен мне один случай. Я представил длинную проповедь. Владыка, держа ее в руках, говорит: «есть частные мысли хорошие: но кто станет слушать такую немецкую проповедь?» Я сказал в свою защиту:

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Он был чуток и отзывчив к каждому общественному движению. Он все принимал близко к своему сердцу, во всем участвовал, все освещал своим гениальным умом и талантливо разъяснял своим красноречивым словом. «В бытность его в Москве (время жизни его – особенно нам памятное), – говорит достопочтеннейший о. протоиерей П. А. Смирнов , – не было комитета по учреждению того или другого дела в епархии, где бы он не участвовал в качестве или председателя, или правителя дел... Не занимая ни одного начальнического по управлению епархией места, ни члена консистории или попечительства о бедных духовного звания, ни благочинного, он был всеми чтим только за великие таланты и заслуги, царил над всеми своими собратиями силою ума и даром слова. Такого рода предпочтение пред всеми другими ясно отдавали ему и гениальный Филарет, и апостол Сибирских стран Иннокентий». Митрополит Филарет, как мы видели, первоначально относился к нему как будто сухо и даже сурово; но, узнав его ближе, он оценил его дарования и труды по достоинству и награждал его с любовию. К протоиерейскому сану, как мы видели, он представил его за проповедь «О воспитании характеров», произнесенную в большом московском Успенском соборе 1-го января 1864 года. Но как представил? Вот что рассказывает об этом сам преосвященный Амвросий в своих «Воспоминаниях». «Вскоре, говорит он, на рождественских праздниках, я, с разрешения владыки, отправился в Петербург для развлечения в моей однообразной жизни во вдовстве и свидания с добрыми знакомыми, переехавшими из Москвы туда на службу и занимавшими видные места. В числе их оказывал мне особое расположение князь Сергей Николаевич Урусов, бывший тогда товарищем обер-прокурора Святейшего Синода. В первое посещение я не нашел князя дома; он был в Москве. Узнав о возвращении его, я снова отправился к нему. С первых же слов после приветствия он спрашивает меня: – Что вы сделали с вашим митрополитом? – Ничего, отвечал я. – Не понимаю вашего вопроса. – А вот я вам расскажу. Я был у митрополита по делам Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Патриарх поделился воспоминаниями о визите на Кубу, который состоялся в прошлом году. «Нынешний Президент Кубы Рауль Кастро принимал участие во многих мероприятиях, и это дало возможность глубже познакомиться с ним, иметь очень продолжительные и очень содержательные беседы, – засвидетельствовал Патриарх Кирилл. – Я также мог познакомиться с жизнью кубинского народа и, конечно, православной общины на Кубе». Оттуда Предстоятель Русской Православной Церкви направился в Парагвай. «Эта страна особым образом связана с нашей страной, – констатировал Патриарх. – Вы, конечно, знаете, что после октябрьской революции очень многие люди, которые революцию не приняли, отправились в эмиграцию, и значительная группа русских эмигрантов поселилась в Парагвае. Во главе этой большой русской общины был русский генерал Иван Беляев, он сделал очень многое для организации жизни православных русских людей в Парагвае. Я с особым чувством совершил Литургию в Асунсьоне в нашем православном храме, в котором молились русские люди, жившие в Парагвае в послереволюционные годы. Как вы знаете, русские сыграли очень важную роль в организации вооруженных сил Парагвая, в частности, участвовали в военных действиях, которые вела эта страна. Имена многих из них запечатлены на досках почета в специальном Зале славы в Асунсьоне, который я также имел возможность посетить. Я дважды встретился с Президентом Парагвая Орасио Картесом, и он мне многое рассказал о вкладе русских эмигрантов в жизнь парагвайского общества, в развитие науки, образования и вооруженных сил этого государства». В завершение состоявшейся в 2016 году поездки по странам Латинской Америки состоялось посещение Бразилии. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал в Бразилиа, Сан-Пауло и Рио-де-Жанейро, встречался с тогдашним Президентом страны, с католическими иерархами, при очень большом стечении православных людей совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в Сан-Пауло, который находится в юрисдикции Антиохийского Патриархата. Центральным событием Патриаршего визита в Бразилию было совершение Предстоятелем Русской Православной Церкви молебна в Рио-де-Жанейро у статуи Христа Спасителя на горе Корковадо. «Мы, в первую очередь, молились о гонимых христианах, о тех, кого сегодня преследуют за религиозные убеждения, – рассказал Патриарх. – Мы говорили о тех, кто погибает за христианскую веру на Ближнем Востоке, в Северной Африке, о христианах, которые чувствуют, что их ограничивают в праве исповедовать свою веру даже в тех странах, которые считаются демократическими».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010