Арсений (показывая их простертыми). Вот этим манером, так и молиться надлежит. Я. По-твоему это верно – так; а по свидетельству Феодорита, приведенному в 31-й главе Стоглава, запрещено эти персты иметь простертыми; там повелено их наклонить, как наклонил ты три перста. Мы с тобой слагаем персты по Феодориту. Как велит он, так и слагай: оба эти персты наклони. Арсений. Это все равно, если и один перст мало нагнуть. Я. Значит, для тебя не все равно, когда ты отказываешься слагать персты по Феодоритову свидетельству в Стоглаве. Арсений. Мы так не слагаем для молитвы персты свои. Я. Как ты слагаешь, это дело твое. Не о том речь наша. Теперь мы с тобой слагаем персты так, как требуется слагать по свидетельству Феодорита, которое содержит повеление иметь три перста равны вкупе, – наклоненными, значит, – и два перста тоже наклоненными, а не простертыми. Арсений. Так слагать персты неудобно и для крестного знамения неблагоприлично. Я. Совершенно верно ты сказал. Если бы по приведенному в 31-й главе Стоглава свидетельству от Феодоритова слова стали мы слагать двуперстие, то вышла бы большая несообразность и даже соблазн для немощных совестию. Посуди здраво сам: три перста – большой и два дольних равны имети вкупе, значит, их нужно наклонить, и два перста – указательный и великосредний – по Стоглаву нужно тоже наклонить, – что же из этого выйдет? Все пять перстов наклонить, а тогда (показываю наклоненными все пять перстов руки) что же мы видим? Все. Кулак. Арсений, с негодованием обращаясь к народу, сказал: «Нужно сокрушаться, а вы смеетесь, – плачьте!» Я. Сказал же я тебе, что всякое старание наше даже со всяким натягательством сложить двуперстие по Феодоритову свидетельству, приведенному в Стоглаве, для немощного – соблазн, а для узревшего истину – печаль. Арсений. Все же в этом незначительная разность. По 31-й главе Стоглава повелевается оба перста иметь наклонными, и мы, хотя один, но тоже имеем наклоненным. Я. Разность незначительная – это верно, но все же разность. Все же ты являешься противником Стоглавого собора. Если сам ты противишься Стоглавому собору, зачем же винишь Московский собор? В 31-й главе Стоглавого собора повелевается иметь наклоненными два перста, а ты наклоняешь один, да и то, не тот, какой повелевается по Стоглаву наклонять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

—338— кумент, доказывающий его мысль, или истолковать в по­добном роде какой-нибудь уже издавна известный доку­мент, т. е. расшифровать его (другими словами: тоже сделать открытие, но не по части обогащения науки источ­никами, а по части обогащения ученого мира новыми сведениями). Автору не удалось сделать открытие первого рода, а потому он вынужден был удовольствоваться открытием второго рода. В сущности и открытие этого второго рода доставило бы автору (говорю это без малейшей иронии) неувядаемую славу в ученом мире; но, к сожалению слава достается в удел лишь немногим лицам, а по­тому неудивительно, если такой славы не достиг молодой автор со своим открытием, ибо его открытие оказывается грубой фальсификацией… О влиянии догматических воззрений Евсевия, поскольку они выражены в его известном послании к кесарийцам (написанном в 325 г.) автор решается судить на осно­вании документа, который он и сам называет «очень странным» – по «посланию западного императора Валентиниана», написанному к азийскому обществу (в 370 году). Но прежде всего приведем собственные слова автора по этому поводу. «Иллирийские (православные) епископы, пи­шет автор, кажется в 370 году собрали большой со­бор в Иллирике. Здесь один из членов собора сообщил епископам о печальном состоянии Востока, находившегося под управлением (императора) Валента. От­правляя (потом) послов к Валентиниану, собор, вероятно, просил этого последнего обратить внимание на положение восточных. Валентиниан приложил к соборным (илли­рийским) актам от себя послание к восточным епи­скопам. Это послание существенно важно для доказательства, что западные омии 1169 были последователями Евсевия кесарийского » 1170 . Нужно сказать, что в рассматриваемом —339— документе (послании Валентиниана) ведется довольно об­стоятельная речь о каких-то арианах, их воззрениях; этих-то ариан автор признает именно «омиями», (вооб­ражаемыми) последователями Евсевия. Для подтверждения своего мнения, что характеризуемые в этом послании ариане действительно верные ученики Евсевия в догмати­ческом отношении, автор сравнивает два послания: Валентинианово и Евсевиево (к кесарийцам) – одно с другим. А в результате этого сравнения у автора получается за­мечательное будто бы сходство воззрений Евсевия и мнений, приписываемых арианам в послании Валентиниана. «Группа ариан на Западе с буквальной точностью повторяли мысли, раскрытые в послании Евсевия к кесарийцам», уверяет автор под влиянием своего сравнения двух указанных документов. Не то получится в результате, если мы по обязанности рецензента, возьмем на себя скучный труд сличения тех же двух посланий, – в результате окажется нечто совсем неожиданное: сходства между посланиями нет никакого, различие между ними полное – до противо­положности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еще в первой половине века создается стихотворный «Домострой» -некое очередное нравственное завещание отца к сыну, которыми было богато средневековье 479 . Во второй половине века подобная нравоучительная поэзия расцветает пышным цветом. Особенно ею увлекался Симеон Полоцкий , но и у других авторов (многие из них не оставили нам своих имен) мы находим многочисленные нравоучительные вирши и сентенции. Не обошел этические вопросы и большой московский собор 1667 г. 480 Уже цитировавшийся «Алфавит духовный» большей частью составлен из этических заповедей и наставлений. Все нравственные нормы, утвержденные христианством в качестве социальной основы человеческой жизни: любовь к ближнему, почитание родителей, справедливость, покорность и послушание старшим, сострадание и милосердие к слабым, больным, нищим, благотворительность, благочестие, целесообразное ведение хозяйства, уважение к священным книгам, а также избегание всего греховного (участия в убийствах, кражах, прелюбодеяниях и т. п.), -все эти вопросы в яркой образной форме, часто ритмизованной, на все лады звучали в книжности второй половины века. Утвержденная Средневековьем этическая система столетия, существовавшая в качестве общепризнанного идеала, который на практике, однако, был трудноосуществим в масштабах всего общества, -эта система подвергалась теперь (в который уже раз!), как и все остальные ценности прошлого, проверке на истинность. Все снова и снова пропуская ее через многословное и пестрое сито риторики или силлабических виршей, авторы переходного века как бы пытаются отсеять из нее все то, что перестало «рабоФ тать» на человечество в их время, и оставить все наиболее актуальное, действенное. уз Показательно в этом плане стихотворное сочинение конца XVII-haчaлa XVIII в. «Лествица к небеси» Его автор начинает с философских размышлений о смерти, из бежать которой не удалось даже самым выдающимся героям древней истории-ни Александру Македонскому, ни Гектору, ни Ксерксу, ни легендарному Самсону. Затем образно, опираясь на хорошо разработанную в живописи иконографию, описывает день «Страшного суда», когда:

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Масштаб и пропорции этого сооружения дают ощущение постепенного облегчения архитектурных масс снизу вверх, чему способствует графическая ордерная декорация её фасадов, подчёркивающая их поэтажное построение. Уступчатость ярусов колокольни не столь выражена по сравнению с её горизонтальными членениями. Наиболее нагруженные опорные пилоны нижних ярусов зрительно акцентированы горизонтальным рустом, а середина фасада с входной аркой - широкими гладкими лопатками и увенчана строгим классическим фронтоном, что ещё больше усиливает ощущение массивности и монументальности основания колокольни. В обработке арочных пролётов звонов использованы сдвоенные пилястры тосканского ордера, облегчающие массив пилонов. Верхний ярус колокольни венчает широкая полоса антаблемента, на котором покоится широкий восьмидольный купол, несущий лёгкую фонарную надстройку с крестом. В упругости линий его силуэта ещё чувствуется некоторая барочная напряжённость. Толщина стен основания колокольни достигает 2 м, массивные устои сдерживают распор сводчатых потолков ярусов. В одном из устоев находится винтовая кирпичная лестница, ведущая на первый ярус звона. Отсюда уже по деревянной лестнице можно попасть на площадку второго яруса. Колокольня отличалась редким подбором колоколов, которые славились мелодичным звоном. Массивные устои позволяли разместить на двух ярусах до 15 колоколов. Среди них на первом ярусе находился самый большой, изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе и весивший свыше тысячи пудов. За свой зычный голос он был прозван Сибирским царь-колоколом. Остальные, отлитые ещё в XVII веке московским мастером Фёдором Дмитриевичем Моториным, имели вес 500 и 300 пудов. Здесь же находились четыре дарственных колокола, присланные Тобольску царями Алексеем Михайловичем, Фёдором Алексеевичем и Петром Алексеевичем. Некоторое время на перекладинах соборной колокольни висел и сосланный сюда угличский колокол, но спустя время его поместили на сооружённую специально для него колоколенку (о ней речь ещё впереди). В 1809 году верхотурский ямщик Илья Баянов устроил в куполе колокольни часы, отбивавшие каждую четверть часа. Нижний ярус колокольни первоначально со всех сторон имел входные арки с железными створками. Позднее северный и южный входы были заложены. В 1961 году Софийско-Успенский собор с колокольней был передан Тобольскому музею-заповеднику с последующей реставрацией под руководством московского архитектора Ф. Г. Дубровина.

http://sobory.ru/article/?object=17154

Следует отметить, что в отличие от Воплотившегося Сына Отец не имеет не только материального, вещественного тела, но и вообще никакого. Он – чистейший, неизмеримый, бесформенный, всё наполняющий, всесовершенный Дух. Следовательно, познать, Каков Он есть Сам в Себе, в Своём вечном бытии, мы и действительно не в состоянии, как и не в силах воспроизвести идентичный Его Лицу иконографический образ. Участники Собора так и установили: впредь не писать образ Господа Саваофа (Отца) «зане Саваофа (сиречь Отца) никтоже виде когда воплоти». Однако, здесь есть на что возразить. Невозможность изобразить Бога Отца по Его существу (природе, естеству) отнюдь не означает, что Он совершенно не изобразим и не может быть представлен в символической форме. Согласиться без оговорок с таким утверждением, значит перечеркнуть весь многовековой опыт пророческих видений . Ведь будучи невидимым для телесных очей по Своей сущности, Бог способен являть Себя людям посредством энергий, особых сверхъестественных действий: при помощи создаваемых Им либо в пространстве, либо в сознании человека специальных символических образов. И линия здравой, христианской, логической мысли не может не привести к заключению: коль скоро Древний Бог ( Втор.33:27 ) открывал Себя в визуальных образах людям, и эти образы нашли словесное отображение в Священном Писании , то что препятствует отобразить эти символы линиями и красками? Опять же, если пророки, созерцая Божественный образ, усматривали в нём конкретные, вполне определенные контуры и цвета, и эта конкретика не нарушала собой правил Православной Догматики (ведь Источником Откровения был Сам Господь), то почему та же самая конкретика, воспроизведенная на иконе, должна априори считаться противоречащей догматам? Другим важным мотивом запрета служило стремление представителей Собора оградить верующих от ложного понимания роли и достоинства Каждого из Божественных Лиц, изображаемых на иконах типа «Отечество», а также Их взаимных отношений. Так, Единородный Сын изображался восседающим на коленях Старца, на фоне Его чрева. С одной стороны, это иконографическое решение могло подводить к пониманию, что Сын пребывает в Отце. Между тем при этом не учитывалось свидетельство Сына, что не только Он пребывает в Отце, но и Отец в Нём ( Ин.14:10 ). Более того, согласно учению Церкви, и Святой Дух пребывает в Отце и Сыне, и Отец и Сын в Духе, чего не скажешь, всматриваясь в образ голубя, расположенного или в руках Отрока, или на уровне груди Ветхого днями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Клин. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор, Свято-Троицкий собор Собор. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной , Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1802 и 1836. Ссылки:   Адрес: Московская область, Клинский район, город Клин, площадь Советская, д. 18. Координаты: 56.336097, 36.73377 Проезд:Из Москвы по Ленинградскому шоссе до Клина (примерно 86 км.), на развилке шоссе " Москва-Петербург " и " ул. Чайковского " взять правее, по ул. Чайковского (по указателю " Дом-музей П.И.Чайковского) до поворота на ул. Папивина (на трассу А-108) до Советской площади (Троицкий соборный комплекс) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Собор Троицы Живоначальной являлся доминантой Соборного комплекса, который располагался в самом центре города Клин на Советской площади. В далекие царские времена эта площадь называлась Соборная. Это название ей было дано не случайно, так как именно на этой площади находился большой пятиглавый собор - Троицкий. В 1910 году Соборная площадь была переименована в Долгоруковскую, а уже после революции в Советское время ей дали название Советская. Соборный комплекс состоял из 4 объектов. В него входили: Троицкий собор; колокольня;  Воскресенская церковь; гостиница. До наших дней Соборный комплекс дошел в сильно измененном виде. Собор Троицы Живоначальной. В обиходе также имеет названия: Троицкий собор; Свято Троицкий собор; Собор Троицы Живоначальной. Был построен в 1802 году на средства клинских купцов. Являлся доминантой Соборного комплекса и всей площади. Первоначальная архитектура собора: большой кирпичный четырехстолпный собор в стили классицизма с одной апсидой. Его высота составляла 25 метров. Имел два яруса, объединенные пилястрами. В нижнем ярусе собора окна имели прямоугольную форму, а в верхнем ярусе окна были арочного типа. Над вторым ярусом, под треугольным фронтоном, располагались небольшие круглые окна – отдушины. Стены собора были оштукатурены и выбелены. Нижняя часть стен - рустована. Крыша собора была увенчана пятью массивными световыми барабанами с продолговатыми окнами. В центре крыши располагался самый большой барабан, промежутки между окнами которого, украшали полуколонны. Световые барабаны были увенчаны куполами округлой формы с крестами. По бокам собор украшали портики, с боку была пристроена просторная трапезная, которая в 1858 году перестраивалась, и в ней были образованы два придела: Казанский и Никольский. К трапезной примыкала еще одна небольшая пристройка с крылечком. По словам местных жителей – эта пристройка должна была служить основанием большой шестиярусной колокольни. Но она так и не была построена.

http://sobory.ru/article/?object=08570

Перетрухин: «Трудно Вас понять. Говорите, что ни Собор 1656, ни Собор 1667 годов не проклинали и не прокляли двуперстия. Как же Большой Московский Собор в 22м правиле называет двуперстие составленным «от некоторого расколника и скрытаго еретика арменския ереси» 130 и повелевает его искоренить из печатных и письменных книг? Если бы восточные святители и Собор русских иерархов 1656 года не прокляли двуперстия, то те и другой не выразились бы так: «...кто по Феодоритову писанию и ложному преданию творит, той проклят есть» – и не усмотрели бы в двуперстном сложении неравенства Лиц Святыя Троицы и двух сынов, по Несториевой ереси. По всему видно, что двуперстие проклято». Миссионер: «В 22м правиле Большой Московский Собор называет не двуперстие, – слышите – не двуперстие, а «писание», то есть именуемое «Феодоритово слово» о двуперстии, о немто, то есть о писании, а не о двуперстии Собор и говорит, что оно сложено «от некоторого расколника и скрытаго еретика арменския ереси... да не приимете сие (писанието) и да никтоже от ныне сему писанию верует, ниже да держит, но искоренити повелеваем от таковых печатных и писменых книг» 131 . О «Феодоритовом слове» по праву ли так выразился Большой Московский Собор? Кто написал «Феодоритово слово», до сих пор не знают ни ученые, ни Святая Церковь . Вы, Климент Афиногеныч, скажите, пожалуйста, по совести, положа руку на сердце, кто написал именуемое «Феодоритово слово»?» Перетрухин: «И я не знаю». Миссионер: «Отлично. Благодарю. Это же самое сказал и Большой Московский Собор с некоторым только добавлением. Видя мнимое «Феодоритово слово», не имеющее за собою действительного лица, его составившего, – а на Блаженного Феодорита, как творца его, солгано, – повествующее о двуперстии, по сходству напоминающем двуперстие еретиков армян, Собор после этого мог гадать более или менее основательно о составителе «Феодоритова слова» как о скрытом неизвестном лице, подставном армянской ереси. У отцов Собора, может быть, были и другие более серьезные основания, но только нам неизвестные, подозревать в составителе «Феодоритова слова» еретика армянской ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Преображенский собор (Дивеево) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Преображенский собор (Дивеево). Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Содержание История [ править править код ] Батюшка Серафим говорил дивеевским сестрам: «Выстроится большой, холодный собор и будет теплый». В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй, зимний, собор в конце Канавки в одну линию с летним Троицким и с колокольней. Вопреки указанию святого старца, распоряжавшийся в Дивееве после его кончины Иван Толстошеев построил на заповеданном месте Тихвинскую церковь, тесную и неудобную. И когда встал вопрос о постройке нового теплого собора, действующую Тихвинскую церковь ломать не стали; собор заложили южнее, напротив начала Канавки. При закладке нового собора игумения Александра (Траковская) послала к блаженной Паше Саровской за советом. Прасковья Ивановна сказала пророческие слова: «Собор-то, собор, а я усмотрела: черемуха по углам собора-то выросла. Как бы не завалили и собор-то». Строился собор на крупные пожертвования, начавшиеся со взноса, сделанного императором Николаем II при посещении Дивеева в 1903 году. Значительную сумму на собор пожертвовал московский купец Федор Васильевич Долгинцев. Он даже переехал жить из Москвы в Дивеево, чтобы непосредственно наблюдать за ходом строительных работ. В год завершения строительства в 1916 году Федор Васильевич отошел ко Господу, незадолго до этого приняв монашеский постриг с именем Серафим. Храм выполнен в неорусском стиле по проекту московского архитектора Александра Ефимовича Антонова. В конструкции собора был применен железобетон, еще не имевший в ту пору широкого распространения: четыре железобетонных столпа поддерживают железобетонные оболочки малых сводов. Прообразом нового собора Серафимо-Дивеевского монастыря послужила архитектура храмов владимиро-суздальского периода, ком­позиционные приемы и детали древнерусского зодчества. Крестово-купольная система собора, соединяя воедино множество пространственных ячеек храма, символизирует вселенскую Церковь, объединяющую в себя все человечество. Характерная черта архитектурного образа Преображенского собора – ощущение его необыкновенной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иоанн Московский, Большой колпак, блж. Описания иконы Иоанн Московский, Большой колпак, блж. - житие Блаженный Иоанн Московский, Христа ради юродивый, по прозванию Большой Колпак (память 3 июля по старому стилю) Родился в первой половине XVI века в Вологодской земле и в молодости трудился на солеварнях. Юродствовать начал, переселившись в Ростов. Носил тяжелые вериги и на голове железный колпак, за который и получил свое прозвище. Около 1580 г. посетил блаженного Иринарха, затворника Ростовского (U 1616 г.; память 13/26 января) и предсказал ему нашествие поляков и их поражение. Последние годы жизни провел в Москве, где даже в самые жестокие морозы ходил почти обнаженным, не снимая с себя железных вериг. Он безбоязненно говорил правду всякому, часто обращаясь с обличительным словом к сильным мира сего, не щадя и царей. Перед самой смертью у блаженного открылся дар исцелений. Так, однажды на пути из храма исцелил не владевшего ногой человека: блаженный как бы нечаянно наступил на ногу, и она стала здорова. Предсказал свою кончину, испросив у настоятеля Покровского собора место д[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Ростов. XVII.] Избранные святые (прпп. Зосима Соловецкий, Антоний Римлянин/часто ошибочно именуется Савватием Соловецким/, св. Иоанн Большой Колпак и прор. Илья). Икона. Ростов. 1 половина XVII в. 181 х 118. Из Борисоглебского монастыря под Ростовом. ГТГ. Файл 6688.jpg:   Размер: 751x1200, 0.9 MPix, 269 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (166) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Св. Иоанн Большой колпак. Рисунок (прорись с иконы). Россия. XVII век. Сийский лицевой подлинник, л. 147. Ретушировано. Файл 6689.jpg:   Размер: 879x1200, 1.05 MPix, 194 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (170) , (3) . Описание: [Русь. XVII.] Св. Иоанн Большой колпак, Максим и Василий Блаженные. Рисунок (перевод с иконы). Россия. XVII век. ГРМ, ПМ-4246. Ретушировано. Файл 6690.jpg:   Размер: 1042x1200, 1.25 MPix, 123 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (146) , (2) . Описание: [Москва. XVII.] " Боголюбская " с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн.). Истома Савин. Икона - Складень трехстворчатый. Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. ГТГ. Файл 6691.jpg:   Размер: 589x1155, 0.68 MPix, 185 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (160) , (3) . Описание: [Москва. XIX.] Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Файл 6692.jpg:   Размер: 923x1200, 1.11 MPix, 173 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (198) , (3) .

http://pravicon.com/icon-1957

Сергиевский собор — см. Святого Сергия Радонежского всей артиллерии собор. Смольный — см. Воскресения Христова Всех учебных заведений собор (Воскресенский Смольный собор). Собор — см. Свя го–Троицкий собор Александро–Невской лавры Спас на Бору собор в Кремле — Спаса Преображения на Бору собор; построен в 1330 г. на месте существовавшей с 1272 г. деревянной церкви; разрушен в 1933 г. — 270 Троицкий собор — Святой Троицы собор в Петербурге; построен архитектором С. А. Волковым в 1743–1746 гг., находился на Троицкой площади, снесен в конце 1920–х гг. — 142 Успенский собор в Кремле — Успения Божией Матери собор; построен в 1479 г. на месте прежнего Успенского собора, возведенного Иваном Калитой в 1326–1327 гг.; современный адрес: Соборная площадь; закрыт в 1918 г. — 247, 256, 259, 265, 268, 270, 276, 277, 295 Храм Спасителя — кафедральный собор митрополита Московского; построен архитектором К. А. Тоном в 1839–1883 гг. близ Пречестенских ворог на месте бывшего Алексеевского монастыря; уничтожен в 1931 г., выстроен заново в 1995 г.; современный адрес: Волхонка, 15 — 112, 206, 274, 276, 279 ЦЕРКВИ Академическая церковь — Святой Екатерины церковь при Академии художеств в Петербурге; построена архитектором К. А. Тоном в 1837 г. — 115 Благовещенская церковь — Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в Александро–Невской лавре в Петербурге; построена архитектором Д. Трезини в 1717–1725 г. — 224, 231 Богоявленская церковь в Елохово — Богоявления церковь в Елохове; построена в 1722–1731 гг. царевной Прасковьей Ивановной; современный адрес: Спартаковская улица, 13 — 267, 274 Большая церковь в Зимнем дворце в Петербурге — см. придворный собор Спаса Нерукотворного образа. Больше–Охтенская, Духовская церковь — Сошествия Святого Духа («Духовская») церковь на Большой Охте в Петербурге; построена в 1844 гг., находилась на Большеохтенском проспекте; уничтожена в 1933 г. — 152, 204 Большое Вознесенье в Москве — церковь Вознесения Господня, именуемая «Большим», у Никитских ворог, впервые упоминается в 1685 г.; современный адрес: Герцена, 36; закрыта в 1931 г. — 289

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010