Архив Пн Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Вознесения Господня после Литургии в московском храме «Большое Вознесение» у Никитских ворот 2 июня 2022 г. 15:03 2 июня 2022 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Вознесения Господня («Большое Вознесение») в Сторожах, у Никитских Ворот в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем чтении из Священного Писания, повествующем о Вознесении Господа, содержатся духовно очень значимые слова, имеющие, как сказали бы философы, метафизическое значение. Ангел Господень является апостолам, созерцавшим Вознесение Господа, и говорит: «Что вы, мужи Галилейские, стоите и смотрите на небо?» (см. Деян. 1:10-11). Странно — только что вознесся Господь, Он действительно поднимался на небо, но вот некто говорит ученикам: «Что же вы смотрите? Христос, Который ныне возносится на небо, таким же образом вернется к вам». Эти слова так поразили учеников, что они были в полной уверенности, что Его возвращение произойдет незамедлительно. И с радостью они сошли с горы Елеонской (ибо действительно великой была радость от этого пророчества), но мы знаем: прошел и день, и два, и год, и две тысячи лет, а пророчество как бы не осуществилось… Но ведь на самом деле это совсем не так! Потому что Господь явил себя в Духе Святом. Он являет Себя через Церковь, Которая есть Тело Его. Христос действительно явился роду человеческому, но не в виде Богочеловека, не с человеческим лицом, не в человеческом теле. Он явился нам силой Святого Духа через Таинство Святой Евхаристии, через которое Тело и Кровь Христова являются нам под видом хлеба и вина. Но, более того, Господь явился роду человеческому через продолжение Своей проповеди, которая преломилась и в проповеди церковной, и во многих философских учениях. Именно эта проповедь и создала не что иное, как парадигму нового тысячелетия, в котором произошел полный разрыв с язычеством, с разного рода предрассудками, и вера христианская стала преобладать в роде человеческом.

http://patriarchia.ru/db/text/5932954.ht...

Тель-Мар-Ильяс (холм пророка Илии) — место, где, как полагают, родился пророк Илия. Пророк Илия, как говорится в Ветхом Завете, лично общался с Богом: по его молитвам огонь сходил с неба, начиналась или прекращалась засуха. Он даже воскрешал мертвых.  Рядом с небольшой деревней аль-Иштиб (Лестеб, Тишба, Фесвия Галлаадская), из которой уехали практически все жители, находится большой комплекс их из руин храмов IV–V веков, самый большой из которых посвящен пророку Илие — об этом говорит надпись на мозаичном полу, который сохранился в нескольких местах. Уже в первые века христиане верили, что это и есть место рождения пророка и поэтому построили большой даже по нынешним меркам храм. Его обнаружили в 1990-х годах и до сих под здесь идут раскопки. 4. Место вознесения пророка Илии И сказал ему [Елисею] Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану (4 Цар 2:6).  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо (4 Цар 2:11). Пророк Илия не умер — Бог забрал его живым на небо. Место вознесения пророка совпадает с местом, где в пустыне жил Иоанн Креститель. Поэтому, услышав проповедь Иоанна, люди спрашивали его: не он ли Илия, который должен снова прийти на землю? В VI веке здесь возвели несколько церквей, которые со временем разрушились от постоянных землетрясений. Удивительно, но даже сохранилось имя монаха, который построил обитель в 592 году, — Риториос. Об этом говорит надпись на греческом языке, выложенная мозаикой на полу.  5. Пещера Лота Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли (Быт 19:23–25). И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его (Быт 19:30). На месте печально известных городов Содома и Гоморры теперь находится Мертвое море. Его хорошо видно с горы, на вершине которой в ветхозаветные времена жил Лот с дочерьми. Пещеру удалось найти благодаря той же Мадабской карте — до 1990-х годов никто не знал точное местонахождение. Во время раскопок нашли руины целого храмового комплекса или монастыря, который стоял на горе на нескольких террасах. От него, как и от многих византийских храмов, остался фрагмент мозаики. В ней сказано, что найденная церковь была посвящена Лоту, который почитается в Церкви как святой и праведный — за то, что среди всех развращенных людей оставался верен Богу.  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Итак, никто не восходил на неба до крестной смерти Сына Божия, а со времени Его смерти и воскресения, небо стало отверстым для всех верующих – и в него невозбранно входят по смерти все, оправданные пречистою кровию и благодатью Сына Божия. Итак еще скажу: небесное царство отверсто, рай опять отверст, старайтесь войти в него верою, покаянием, добродетелью. Теперь не стоит у дверей рая Херувим с пламенным мечом, возбраняя вход в него. И сколько вошло в рай людей со времени смерти и воскресения Сына Божия доселе! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда же пойдем. А необходимо надобно идти, пробиваться всеми силами, – если не пойдем, то в ад попадем – никуда больше. – Идите, идите спешно, бодро, твердо, не озираясь назад. Дние лукави суть 314 , да и кратки (сегодня жив, а завтра, пожалуй, и в большой угол положат на стол). А это что значит: «как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесено Сыну человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную?» Здесь указывает Господь на действие пророка Моисея в пустыне Аравийской, именно на вознесение медной змеи на древо, по повелению Божию, дабы смертельно ужаленные змеями Евреи взирали на этого медного змея и – исцелялись. Это вознесение Моисеем медного змея на древе прообразовало вознесение, воздвижение на кресте Искупителя мира Иисуса Христа и победу Его над змеем искусителем или диаволом и наше избавление крестом Спасителя от смерти вечной, ибо семя жены, т. е. Христос должен был стереть главу змия, т. е. диавола, под образом змия прельстившего Еву. Смотри, грешник, какая ужасная, кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, поноснейшая смерть на кресте единородного Сына Божия. И ты доселе беззаботно, нераскаянно живешь, без страха грешишь, не исправляешься, не льешь слез покаяния, нерадишь о добрых делах, распинаешь в себе Сына Божия?... Но для поправших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников 315 . Бойся, трепещи, грешник!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Итак, никто не восходил на небо до крестной смерти Сына Божия, а со времени Его смерти и воскресения, небо стало отверстым для всех верующих – и в него невозбранно входят по смерти все оправданные Пречистой кровью и благодатью Сына Божия. Итак, еще скажу: небесное царство отверсто, рай опять отверст, старайтесь войти в него верой, покаянием, добродетелью. Теперь не стоит у дверей рая Херувим с пламенным мечом, возбраняя вход в него. И сколько вошло в рай людей со времени смерти и воскресения Сына Божия – доселе! Бесчисленное множество. И мы по примеру их туда не пойдем. А необходимо, надобно идти, пробиваться всеми силами, – если не выйдем, то в ад попадем – никуда больше. Идите, идите спешно, бодро, твердо, не озираясь назад. Дние лукави суть 645 , да и кратки; (сегодня жив, а завтра, пожалуй, и в большой угол положат на стол). А это что значит: «Как Моисей вознес змею в пустыне, так должно быть вознесену Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную?» Здесь указывает Господь на действие пророка Моисея в пустыне Аравийской, именно на вознесение медной змеи на древо, – по повелению Божию, – дабы смертельно ужаленные змеями евреи взирали на этого медного змея и – исцелялись. Это вознесение Моисеем медного змея на древе преобразовало вознесение, воздвижение на крест Искупителя мира, Иисуса Христа и победу Его над змием искусителем или дьяволом и наше избавление крестом Спасителя от смерти вечной, ибо семя жены, т. е. Христос должен был стереть главу змия, т. е. дьявола под образом змия, прельстившего Еву. Смотри, грешник, какая ужасная кровавая жертва потребовалась правосудием Божиим для искупления твоего от греха и вечной погибели: мучительнейшая, поноснейшая смерть на кресте Единородного Сына Божия. И ты доселе беззаботно, нераскаянно живешь, без страха грешишь, не исправляешься, не льешь слез покаяния, не радеешь о добрых делах, распинаешь в себе Сына Божия?... Но для поправших кровь Сына Божия нет больше жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готоваго пожрать противников 646 . Бойся, трепещи грешник!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

    «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, – ответил им Христос. – Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:7—8). Иными словами, не старайтесь предугадывать, когда и какие именно внешние перемены должны произойти в мире. Вашим делом будет подготовить нужные условия для их наступления, чтобы люди поверили в Меня, как Спасителя мира, и приняли Мое учение. Дело это будет большое и трудное, но Бог-Отец укрепит вас благодатной силой.    Сказав это, Иисус Христос благословил их и стал отделяться от земли, поднимаясь на их глазах все выше и выше. Видя это, ученики поклонились Ему, а Господь, удаляясь, продолжал благословлять их. Апостолам не хотелось оторвать своих глаз от Христа и после того, как Он совсем скрылся за облаками. Тогда явились им два Ангела в белоснежных одеяниях и сказали: «Мужи Галилейские! Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся сейчас на небо, придет так же, как вы видели Его восходящим на небо!» (Деян.1:11)    Обрадованные этим обещанием, апостолы спустились с горы и вернулись в Иерусалим. Здесь они ежедневно собирались в Сионской горнице, в молитве и чтении Священного Писания ожидая сошествие на них Святого Духа (Деян. 1-я глава). С ними тут собирались и другие ученики Христовы и некоторые из жен-мироносиц. Очевидно это было то помещение, где месяца два тому назад, накануне Своих крестных страданий Господь Иисус Христос совершил Тайную вечерю.    Так, Своим вознесением Спаситель закончил Свое земное служение, которое Он совершил для искупления грешных людей. Пребывание на земле было временем Его добровольного унижения, нищеты и скорбей, которые завершились позорной и мучительной смертью на кресте. Теперь Он вернулся в мир Своей вечной славы. Будучи всегда равным Отцу по Своей божественной природе, с вознесением на Небо Он «воссел одесную» Бога Отца – т.е. и как Человек воспринял ту власть, величие и славу, которые подобают Ему, как Сыну Божию. С этого времени Он, как Глава основанной им Церкви, управляет судьбами мира. Оттуда перед концом мира Он снова придет во всей Своей Божественной славе, окруженный ангелами и святыми, чтобы воскресить всех людей и каждому воздать по делам его. Тогда спасенные войдут в Его Царство славы, которому не будет конца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Видим, что один и тот же ангел может совершать совсем различные служения. Сходны и слова обращения ангела к Иоанну в обоих случаях: «Подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею» (17,8) и пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца . В 19,7 мы видим жену – невесту Агнца, приготовившую себя для брака, ожидающую великое таинство. Теперь же видим их теснейшее блаженное общение. Что тогда было радостным ожиданием, то теперь – блаженная действительность. Ангел говорит Иоанну: пойди, я покажу тебе... О чистые очи тайнозрителя, удостоенные этого дивного видения! Воистину «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф. 5:8 ). На земле видят небо, из времени созерцают вечность! Жена – здесь должно разуметь не вообще женщину, а именно замужнюю женщину. Невеста Агнца – это тайна тайн Нового Завета. Это – Мать рождающая и остающаяся Девой. Это – Дева и Мать в одном лице. Две сущности в одной ипостаси. В тайне Троицы три ипостаси в одном существе. В тайне Богородицы-Церкви два существа (Девы и Матери) в одной ипостаси (см. толкование на 12,1–2). Мать – образ земли, мать – сама земля, порождающая жизнь. Дева – образ неба, Дева – само небо, чистое и нетленное. Дева-Мать, это – таинственный, священный, неизреченный союз неба и земли. Это – Боговоплощение, это – обожение твари. От словесного приглашения ангел переходит к действительности. Откр.21:10 И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Совершается это не телесно, но в духе . О «перенесении своего духа» в видениях Иоанн упоминал уже и ранее (1,10; 4,2; 17,3). Подобное вознесение в духе на гору для получения откровения о храме пережил некогда Иезекииль. Возносится дух тайнозрителя на великую и высокую гору , ибо велик и славен новый город Иерусалим и обозреть его можно только со стороны, с большой высокой горы. Вознесение на гору духа Иоанна означает, что мысль его была устремлена от земли к небесному. Вавилон-блудница показан ангелом Иоанну в духовной пустыне (17,3).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Ибо я наименьший из апостолов, я, который недостоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию. Но благодатию Божией я есмь то, что я есмь, и благодать Его во мне не оказалась тщетной, но я больше всех их потрудился, впрочем не я, но благодать Божия со мною. Итак, я ли, они ли, — мы так проповедуем, и вы так уверовали» (ст. 1–11) . Апостол Павел напоминает коринфянам и, конечно, всем православным христианам, в том числе и нам, что наша вера основана на знании о воскресении из мертвых Господа Иисуса Христа и о явлении Его многим людям. Около шестисот человек — а это очень большое число — стали свидетелями Воскресения Спасителя. Но я хочу обратить внимание на слова апостола Павла, которые он говорит о самом себе. В один ряд с явлениями ученикам воскресшего Христа, бывшими до Вознесения, он ставит то явление Спасителя, которого удостоился он сам и которое, как мы знаем из Деяний апостольских, произошло спустя длительное время после Вознесения Христова. Значит, с точки зрения апостола Павла, это явление ничем не отличается от тех, которые были другим апостолам в другое время. И для нас, для людей, живущих спустя почти два тысячелетия с того времени, это чрезвычайно важно: это говорит о том, что нет никакой разницы между ближайшими учениками Спасителя и теми, кто обратился к вере позже. Даже познание истины через откровение, даже свидетельство о Воскресении Христовом и непосредственное опытное знание Его Воскресения в последующие времена может быть таким же, каким оно было для святых апостолов, например, на Фаворе. Если мы обратимся к описанию явления Господа апостолу Павлу евангелистом Лукой (см. Деян.9:1–9 ), а потом самим апостолом Павлом (см. Деян.22:6–10 ), то увидим, что это явление очень похоже на то, как Господь преобразился перед своими избранными учениками, апостолами Петром, Иаковом и Иоанном, на горе Фавор. Из сравнения этих событий — Преображения Господа на Фаворе и явления Его святому апостолу Павлу можно заключить, что они равнозначны, а значит, апостол Павел был равен не только прочим апостолам, но и избранным ученикам Господа.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

«Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, – ответил им Христос. – Но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святой и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:7—8). Иными словами, не старайтесь предугадывать, когда и какие именно внешние перемены должны произойти в мире. Вашим делом будет подготовить нужные условия для их наступления, чтобы люди поверили в Меня, как Спасителя мира, и приняли Мое учение. Дело это будет большое и трудное, но Бог-Отец укрепит вас благодатной силой. Сказав это, Иисус Христос благословил их и стал отделяться от земли, поднимаясь на их глазах все выше и выше. Видя это, ученики поклонились Ему, а Господь, удаляясь, продолжал благословлять их. Апостолам не хотелось оторвать своих глаз от Христа и после того, как Он совсем скрылся за облаками. Тогда явились им два Ангела в белоснежных одеяниях и сказали: «Мужи Галилейские! Что стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся сейчас на небо, придет так же, как вы видели Его восходящим на небо!» (Деян.1:11) Обрадованные этим обещанием, апостолы спустились с горы и вернулись в Иерусалим. Здесь они ежедневно собирались в Сионской горнице, в молитве и чтении Деян. 1-я глава). С ними тут собирались и другие ученики Христовы и некоторые из жен-мироносиц. Очевидно это было то помещение, где месяца два тому назад, накануне Своих крестных страданий Господь Иисус Христос совершил Тайную вечерю. Так, Своим вознесением Спаситель закончил Свое земное служение, которое Он совершил для искупления грешных людей. Пребывание на земле было временем Его добровольного унижения, нищеты и скорбей, которые завершились позорной и мучительной смертью на кресте. Теперь Он вернулся в мир Своей вечной славы. Будучи всегда равным Отцу по Своей божественной природе, с вознесением на Небо Он «воссел одесную» Бога Отца – т.е. и как Человек воспринял ту власть, величие и славу, которые подобают Ему, как Сыну Божию. С этого времени Он, как Глава основанной им Церкви, управляет судьбами мира. Оттуда перед концом мира Он снова придет во всей Своей Божественной славе, окруженный ангелами и святыми, чтобы воскресить всех людей и каждому воздать по делам его. Тогда спасенные войдут в Его Царство славы, которому не будет конца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2611...

Спросите: Вы объясняете образ вознесения Иисуса как «исчезновение из вида», но не логичнее ли сказать, что Он вознесся физическим и зримым образом и вследствие этого «исчез из вида»? Аналогично, разве из Деян.1:9–11 не ясно, что при втором пришествии Христос придет телесным и зримым образом и явит Себя всем? Упоминание об облаке в Деян.1:9 имеет большое значение, потому что в Новом Завете облака часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров: Когда Иисус беседовал с учениками на горе Преображения, «облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте!» ( Мф.17:5 , курсив автора). По поводу Своего второго пришествия Иисус сказал: «...тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» ( Мф.24:30 , курсив автора). Отвечая первосвященнику на суде, Иисус сказал: «...отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 , курсив автора). В Ветхом Завете облака тоже часто ассоциируются с видимой славой Бога. Вот несколько примеров: «И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке» ( Исх.16:10 , курсив автора). Когда скиния в пустыне была построена, на нее опустилось облако славы, и люди не могли туда войти: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания, потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию» ( Исх.40:34–35 , курсив автора). Божия слава явилась в виде облака и во время освящения храма Соломонова: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 , курсив автора). Все приведенные выше цитаты свидетельствуют о следующем: преображение ( Мф.17 ), вознесение ( Деян.1 ) и второе пришествие ( Мф.24 ) – это три последовательных явления божественной (зримой) славы Христа человечеству. Таким образом, упоминание об облаке в 1-й главе Деяний указывает на явление видимой славы Христа при втором пришествии 835 . Экзегет Ф. Ф. Брюс поясняет: «В каждом случае [преображение, вознесение и второе пришествие] под облаком, вероятно, следует понимать облако Шехины – то самое облако, которое во времена Моисея окутывало скинию собрания, являясь для Израиля видимым признаком того, что в ней пребывает слава Господа ( Исх.40:34 ). Таким образом, в последний раз, когда апостолы видели своего Господа внешним зрением [при Вознесении, в 1-й главе Деяний], им было дано „Богоявление: Иисус, окутанный облаком Божественного присутствия " " 836 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

чтобы нам не совсем попасть под осуждение, чтобы нам избавиться от последствий своих грехов, надо исправиться. Начнем с самих себя. У каждого из нас своя жизнь, свое пространство, в котором он может действовать. Будем же каждый в своем пространстве людьми мирными, доброжелательными, чуткими. Могу привести пример того, что не надо делать. Приходит в церковь человек никому незнакомый, и притом молодой, а ему кто-нибудь скажет: «Ты чего здесь стоишь? Уходи отсюда!» Или скажет: «Что ты занял мое место и мешаешь мне смотреть?» Это очень нехорошо. Так нельзя обращаться с людьми. Людей надо принимать с любовью, с хорошим расположением. Так же и в семье – должен царствовать дух благожелательства, дух добрых слов, хороших отношений. Необходимо исключить все насмешки, которые могут быть по отношению друг к другу. Это, казалось бы, дело маленькое, но нам подвластное. Из маленьких наших добрых дел может вырасти большое дело и повлиять на то, чтобы гнев Божий еще не обратился на нас. Буде же, празднуя день Вознесения Господня, помнить о Втором Пришествии и о том, чтобы мы оказались бы людьми добрыми в день, в который Христос Спаситель снова придет на землю. Аминь. Слово на праздник Вознесения Господня 16 июня 1983 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своем Послании говорит о том, что Апостолы – это свидетели земной жизни Господа Иисуса Христа. Он пишет: «О том, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наша… о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам» ( 1 Ин.1:1,3 ). Итак, когда Господь наш Иисус Христос ходил по Святой Земле, Его можно мыло видеть, с Ним можно было разговаривать, к Нему можно было прикасаться и вместе можно было участвовать в трапезах. Но и в это время надо было в Него верить! И святые Апостолы поверили в то, что Он – Сын Божий. Затем наступило другое время: Христа распяли, Христос умер за наши грехи; Его положили в пещере, а на третий день Он воскрес. И опять от Апостолов требуется вера, а именно, что Христос Воскрес. Он теперь уже не все время был со Своими учениками, а иногда к ним являлся, беседовал с ними о Царствии Божием; а тем, кто сомневался в истинности Его Воскресения, Он давал прикасаться к Себе. Чтобы убедить учеников, что Он телесно воскрес, он даже вкусил меда и печеной рыбы при Апостолах, и они поверили, что Воистину Христос Воскрес.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010