Или, быть может, " невидимое Бога " есть ничто иное, как вечная сила Его и Божество, имеющие своими громкими глашатаями величественные великолепия тварного мира. Ибо, как исходя из сущих [вещей], мы веруем в то, что есть подлинно сущий Бог, так и исходя из сущностного различия видов сущих, мы научаемся относительно врожденной Ему по сущности Премудрости, лежащей в основе сущих и объемлющей их. И опять же, исходя из сущностного движения видов сущих мы познаём врожденную Ему по сущности Жизнь, [также] лежащую в основе сущих и наполняющую их. И, таким образом, на основании мудрого созерцания творения мы постигаем учение о Святой Троице, то есть [учение] об Отце, Сыне и Святом Духе. Ибо Слово, как единосущное, есть вечная Сила Божия, а единосущный Дух Святой - вечное Божество. Поэтому прокляты те, которые не научились постигать из созерцания сущих Причину их и природные свойства этой Причины, то есть Силу и Божество. Ибо тварь взывает своими делами и как бы возвещает тем, кто обладает духовным слухом, собственную Причину, троично воспеваемую, то есть Бога и Отца, и неизреченную Его Силу и Божество, то есть Единородное Слово и Духа Святого. Это и есть " невидимое Бога " , мысленно созерцаемое от создания мира. Перевод А.И. Сидорова. Текст Вопросоответов приводится без комментариев. Большая благодарность за текст " Вопросоответов " Наталии (LJ-User: Eriss_XIX)   ВОПРОС XIV. Что значит: И поклонялись и служили твари вместо Творца (Рим.1:25)? Что такое почитание и что - служение? ОТВЕТ. Почитание есть поклонение Божеству с верою, а служение есть попечение [о Боге] делами. Вот это почитание, то есть веру, люди перенесли на тварь и стали поклоняться ей вместо Творца, веруя бесам, служа им и принося попечение дурными делами [своими]. Мы же, почитая Бога верой в Него, поспешим принести Ему и чистое служение - доведенное до совершенства житие [наше]. Перевод А.И. Сидорова. Текст Вопросоответов приводится без комментариев. Большая благодарность за текст " Вопросоответов " Наталии (LJ-User: Eriss_XIX)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/949/...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Православный радиоуниверситет. Уроки литературы. Литература 20 г. 20 века. 07.05.2019 23:00 Николай Алексеевич Лобастов 20-е годы - время социальных потрясений, отчасти вызванных и литературой конца 19-начала 20 вв. Раз Бога нет, значит, будем строить жизнь сами. Энтузиазм первых послереволюционных лет наиболее ярко отразился в " Разгроме " Фадеева, " Оптимистической трагедии " Вишневского, в романе " Как закалялась сталь " Островского. По сути, вся история советской литературы уместилась между этим произведением, воспевшим борца за идею, почти аскета Павку Корчагина, и " Пожаром " В. Астафьева как апофеозом крушения социального устройства и нравственности личности, лишенной веры в Бога. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 11.05.2019 - 18:34 Большая благодарность Николаю : Большая благодарность Николаю Алексеевичу! Такое осмысление многое делает понятным в литературе (и не только) прошлых лет и настоящих. Ждем продолжения! Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/05/07/23-0...

Злоупотребляя так называемою «свободою слова», бывшая татарская газета в Ташкенте «Тараккы» печатала резкие, лживые и возбуждающие статьи, которые охотно читались туземцами дома, на базаре и за пределами Ташкента, а в русских газетах почти не встречалось заметок о современной татарской периодической печати, очевидно, потому, что не придавали ей должного значения... Но это – большая ошибка со стороны русской печати. Издающийся при Императорском Обществе, Востоковедения, журнал «Мир Ислама» восполнил этот недостаток и заслуживает за это внимания и благодарности. Всего низших туземных школ (мактаб) и высших (мадраса) школ в Туркестанском крае на 1е января 1913 года считалось: В областях Мадрасы Учащиеся Мактабы Учащиеся Сырдарьинской Ферганской Самаркандской Закаспийской Семиреченской Итого: Не смотря на столь значительное число мусульманских школ в Туркестанском крае, большая часть зданий, даже мадрас, совершенно неудовлетворительны: стены с трещинами, дворы грязны, большинство аудиторий (дарсхана) и студенческих комнат (худжра) без окон с плохими дверями. Вместо стекол в дверях чаще всего наклеена бумага, вследствие чего учащиеся занимаются в полумраке. У многих мутаваллиев (приходорасходчиков) не заведены приходорасходные книги, и получаемые ими вакуфные доходы совершенно не записываются, вслдствие чего нет никакой возможности проверить правильность их расходов. Во многих мадрасах численность мударрисов и мутаваллиев не пропорционально числу учащихся. Вследствие этого большая часть вакуфных доходов уходит на учащих, в том числе и суммы, предназначенные на поддержание и ремонт самых зданий. Кроме того, известны и злоупотребления со стороны мутаваллиев и старших мударрисов. Часто в мадрасах проживают студенты преклонного возраста лет 35 и старше. Эти последние занимают худжры и лишают возможности молодых людей получать высшее образование. Во многих мадрасах до сих пор существуют продажные худжры, что служит причиной постоянных споров и раздоров. Особенно большие затруднения создаются при выборах новых мударрисов, так как, обыкновенно, учащиеся, которым предоставлено право выбора мударриса, разбиваются на несколько групп, из которых каждая стремится провести своего кандидата, причем дело не обходится без подкупа. Особенно такими дрязгами отличаются ферганские мадрасы. Все мударрисы единодушно отстаивают неприкосновенность древнего учебного курса мадрасы: в личных беседах инспекторов с мударрисами о необходимости введения в курс мадрасы преподавания русского языка, мударрисы обычно отвчают принципиальным согласием, а в своих донесениях начальству, постоянно указывают на отсутствие в вакуфных граматах оснований к изучению русского языка... Объясняется это тем, что мударрисы опасаются потерять свой авторитет в глазах темной мусульманской среды 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Гимназия была построена так, что с одной стороны, она должна была придерживаться системы образования немецких гимназий, с другой стороны, она учитывала советскую десятилетку и царскую дореволюционную гимназию. У нас преподавали латынь, Закон Божий, чего не было в советских школах. Из языков преподавали русский, немецкий, английский. Объем изучения математики соответствовал немецким гимназиям, кажется, был более широким, чем в советской школе. Там я познакомилась со скаутским движением. Естественно, в него целиком и полностью вошла и буквально одушевилась. Вообще, я девочка была очень тихая, спокойная. Достаточно было, чтобы на меня посмотрела учительница, это для меня было уже очень большое предупреждение. Я уже сразу краснела и чувствовала, что я себя нехорошо веду. Но в русской гимназии я себя показала, я просто ожила. Я с таким счастьем восприняла русскую среду, русскую речь, русское окружение после немецкой школы, где я очень страдала. И не потому, что ко мне плохо относились, мне просто все было чужое, чужое и непонятное, неинтересное. Итак, я могу сказать, благодаря скаутскому движению, скаутским идеалам и стремлениям, у меня очень сильно развился такой именно патриотизм, любовь к православию, и очень большое уважение к природе и человеку. И вот, кстати, когда был съезд нашей гимназии и меня попросили написать отзыв об этом съезде, я написала, что самая большая благодарность нашим педагогам, что нас воспитывали человеком, человеком с большой буквы. Может, это не каждый поймет, но для меня это самое главное было. Будучи православным, будучи русским, все равно с уважением относиться к другим религиям, культурам и к каждому человеку. Это заслуга отца Александра, конечно. И в таком духе, я бы сказала, работали все педагоги. Педагоги многие были из старых эмигрантов, частично из сербской гимназии, многие были из советских школ. Некоторые были не педагоги даже, а например, журналисты, но с большой любовью относились к своему делу, и нам старались передать эту любовь. Большая заслуга отца Александра Киселева в том, что он преподавал нам Закон Божий именно верой, сердцем, а не книжкой. У нас одно время преподавал отец Александр. Потом отец Александр по занятости, может быть, не все классы вел. Естественно, на нем лежала очень большая ответственность. Как он сам уже при нашей последней встрече в Москве сказал, что ведь он не только о нас заботился, а он еще заботился о картошке, о морковке, чтобы как-то нас прокормить. Он организовывал в 1946 г. в Гаутинге скаутский лагерь. Он, конечно, получил на это лицензию или разрешение властей. Это было в лесу, раскинули много палаток. Это было все не как-нибудь, а идеально, и очень хорошо организовано.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

CLXXXVII Я — обживающий. Вы голы на ледяной земле. Скорбный народ мой, затерянный в ночи, цвель на трещиноватой коре склона, что задержал каплю влаги, спускаясь в пустыню. Я сказал тебе: «Вот Орион, вот Большая Медведица, Полярная звезда». И ты запомнил свои звёзды, между собой вы говорили друг другу: «Вот Большая Медведица, Орион, Полярная звезда», говорили: «Неделю вела меня Большая Медведица», и понимали друг друга, а значит, жили в обжитом пространстве. Обжитым был и замок моего отца. «Сбегай в подвал за инжиром», — приказывал он мне, мальчишке. И я сразу ощущал сладкий запах спелого инжира и мчался со всех ног. Вот я сказал тебе: «Полярная звезда», и внутри у тебя словно бы повернулась стрелка компаса, ты различил бряцанье сабель северного племени. И если я предназначил восточное плоскогорье для празднеств, южные солончаки для казней, а отвоёванную пальмовую рощу для отдыха караванов — то ты уже живёшь у себя в доме. Ты хочешь иметь колодец, чтобы он служил твоим нуждам, — тебе нужна вода. Но присутствие воды куда менее значимо, чем её отсутствие. Кто не умирал от жажды, не родился к жизни. Лучшим жителем будет тот, кто иссыхал от пустынного безводья, мечтая о знакомом колодце, слыша в горячечном бреду скрип ворота, а не тот, кто всегда пил вдоволь из водопровода и не подозревает, как сладка колодезная вода, к которой ведут звёзды. Я чту жажду не потому, что она открыла тебе телесную необходимость воды, а потому, что принудила тебя читать звёздную карту, ловить ветер, присматриваться к следам врага на песке. Пойми главное. Речь не о том, чтобы лишениями и надругательством над жизнью заставить тебя ценить жизнь дороже. Просто, лишив тебя воды, я делаю главным в тебе желудок. Но я хочу, чтобы жажда и возможность утолить её приобщили тебя к священнодействию: ты идёшь при свете звёзд, скрипит ржавый ворот, и его песня преображает твою дорогу в молитвословие: вода — необходимость для желудка, но она питает и душу. Ты не вол в хлеве. Этот хлев можно переменить на другой, та же кормушка, та же подстилка из соломы. Волу в нём не лучше, но и не хуже. Но твоя пища должна питать не только тело, но и душу. И если ты умираешь с голоду, а друг распахнул перед тобой дверь, подтолкнул к столу, налил в кувшин молока и разломил хлеб, ты впиваешь его улыбку, еда становится для тебя священнодействием. Конечно же, ты насытился, но ещё и расцвёл благодарностью за человеческое добросердечие.

http://azbyka.ru/fiction/citadel/?full_t...

Святейший Патриарх Кирилл: «В условиях глобализации самая большая опасность — это разрушение традиции». Во многих странах имеет место христианофобия — не просто отказ от традиционного христианского культурно-исторического контекста, а его замена безбожным и секулярным. Атеистические взгляды в таком обществе можно исповедовать открыто, а религиозные — нет. 22 марта, 2010 Во многих странах имеет место христианофобия — не просто отказ от традиционного христианского культурно-исторического контекста, а его замена безбожным и секулярным. Атеистические взгляды в таком обществе можно исповедовать открыто, а религиозные — нет. 18 марта 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Ереванский государственный университет. В актовом зале университета состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с профессорами, преподавателями и студентами главного вуза Армении. «Существует только одно место, где тебя могут остановить и сказать: «это не так», и доказать что это не так — это научное сообщество. Ваше Святейшество! Уважаемый господин ректор! Уважаемые профессора, преподаватели, студенты! Я хотел бы поблагодарить Его Святейшество и господина ректора за саму возможность провести такую встречу. И, конечно, особые слова благодарности за присуждение мне диплома и звания почетного доктора университета — это большая честь. Я знаю, что в этом зале присутствуют не только представители Ереванского государственного университета, но и представители других высших учебных заведений, а значит, для меня создана прекрасная возможность увидеть людей, которые составляют элиту современного армянского общества, и разделить с вами свои мысли. Как вы слышали из моей биографии, я в течение десяти лет был ректором Ленинградской (в то время) духовной академии, поэтому все, что связано с высшей школой, мне очень близко. Я себя чувствую дома, находясь в стенах высшей школы, а потому и честь, которая воздается со стороны интеллектуального сообщества, мною ценится очень и очень высоко. Я привык к тому, что именно в сообществе ученых людей человек должен очень быть внимателен к тому, что он говорит. В отличие от писателей, которые могут позволить себе многое, ученый не может себе позволить ничего такого, что не отвечало бы требованиям научного подхода к той или иной идее. Я привык к тому, что существует только одно место, где тебя могут остановить и сказать: «это не так», и доказать что это не так — это научное сообщество.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-k...

Иаков на пути из Сихема в Вефиль употребил сей обряд, как приготовление к действию Богослужения 103 . 2 . Посвящение камней. Совершалось чрез возлияние на них елея. Обыкновение сие весьма древнее и у язычников; но имя βαιτλια, которым называли сии камни Финикияне, кажется, доказывает, что и самый обряд заимствован ими от Иакова, который двукратно совершил его в Вефили 104 . 3 . Обеты. Иаков положил обет по первом данном ему откровении. Без сомнения, это не был договор с Богом о Его благодеяниях, но смиренное изъявление готовности принимать их и благодарности 105 . 4 . Десятины. Давались в знак подчинения и благодарности, так что их приношение был как бы некоторый выкуп права пользоваться остальным. Происхождение обыкновения сего теряется в древности; ибо десятина Авраамова, по признанию Иудеев, была не новая. Иаков отнес сие царское преимущество к Царю царей, посвятив Ему обетом десятину всего своего имения, которую принес, вероятно, в жертвоприношении 106 . 8 . Клятвы произносимы были во имя Божие с поднятием руки 107 , а часто с положением её под стегно 108 того, кому клянутся. Первым из сих обрядов, конечно, изображалось призывание Бога в свидетели; последний большая часть Иудеев относят к обрезанию; но Августин и некоторые Христианские Учители к обетованному семени, то есть Мессии. Особенный обряд клятвы показан был Богом Аврааму при вступлении с ним в завет: он состоял в прохождении между двумя половинами рассеченного животного; и употреблялся после в важных случаях между самыми язычниками. 6 . Рукоположение. В первый раз представляется в благословении детей Иосифовых Иаковом, и притом в виде крестообразном 109 . Через него ясно изображается сообщение даров благодати, так как простертие рук обыкновенно предшествует даянию. 7 . Обряд брака. О сем известно только, что при нем употреблялись дары и вино; и что он заключался властью отца семейства в присутствии свидетелей 110 . 8 . Обряды погребения. Отправлялись с особенным вниманием. К ним относить можно закрытие глаз умершего ближайшим из родственников 111 , семидневный плачь 112 , и общее во всех печальных случаях обыкновение – раздирать одежду и возлагать на себя вретище 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Младшие должны чувствовать уважение, подчинение и благодарность старшему необходимостью. Старшие, в свою очередь, должны питать к младшим любовь, помогать и защищать их. Когда младший уважает старшего, а старший любит младшего, то создаётся прекрасная семейная атмосфера. Когда ребёнок маленький, он не делает никакой работы. О его пище, одежде и тому подобном заботятся родители. Родители помогают ребёнку от любви. Ребёнок не работает – он может выполнить лишь небольшое поручение по дому. Но разве эта работа может сравниться с тем трудом или затратами, которые делают ради него родители? Если, став взрослым, ребёнок не понимает, что дали ему его родители, то это очень большая благодарность! Раньше родители наказывали ребёнка телесно, и он принимал телесные наказания без помыслов [обиды]. Часто он даже не понимал, за что его били. Но сегодняшние дети – это одно сплошное «зачем и за что?» Одно сплошное пререкание. У них нет простоты. Всё происходящее подвергается суду и оценке. Однако Божественная Благодать подобным образом не приходит. Если ребёнок не чувствует своего отца отцом и не принимает отцовского наказания, то он — ребёнок незаконный. Некоторые дети, стоит лишь родителям сделать им маленькое замечание, сразу начинают угрожать: «Я вскрою себе вены!» И что остаётся делать родителям? Они уступают, а в конечном итоге дети портятся и гибнут. Ребёнок должен понять, что если иной раз родители и дают ему подзатыльник, то делают это не по злобе, но по любви – для того чтобы он исправился, стал лучше и впоследствии радовался. Мы, будучи маленькими, принимали всё: и родительскую ласку, и родительские оплеухи, и родительские поцелуи. Мы понимали, что все это родители делали для нашего блага. Мы имели к [нашим родителям] большое доверие. Иногда бывало и такое: в чем-то был виноват один брат, а мать ругала другого, потому что она не успевала провести «судебное разбирательство». Однако виновный, видя, что из-за него досталось другому – невиноватому, признавался в вине, потому что его обличала совесть. И таким образом виновный брат или сестра получали оправдание.

http://pravmir.ru/ob-uvazhenii-i-lyubvi-...

Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли (5я заповедь Закона Божия). О почитании родителей Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи. Так говорится в Притчах: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда и она состарится». Святой Апостол учит: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем». Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему. Потому святой Апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть слушать о том, что угодно Господу: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе». Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Поведение с отклонениями: не попади в беду! Как христианин, ты знаешь, что люди неверующие, не огражденные Божией благодатью и крестом Спасителя, могут находиться в зависимости от нечистой силы, бесов. Бесы, вселяясь в таких людей, толкают их на некрасивые, гадкие поступки, от которых может быть большая беда. Чтобы беда не коснулась тебя, ты всегда, во-первых, молись и проси у Бога защиты и милости, а во-вторых, знай и соблюдай некоторые правила и меры предосторожности. Правило 1. Избегай безлюдных мест. Старайся не уходить далеко от дома один. Никогда не задерживайся на улице дотемна. Правило 2. Избегай общения с незнакомыми людьми. Не соглашайся на то, чтобы тебя прокатили на машине или чем-нибудь вкусным угостили, или что-то интересное пообещали показать. Даже если тебя попросят помочь, будь внимателен и лучше, если нет рядом никого из надежных знакомых, не соглашайся. Правило 3. Перед тем как войти в парадную, во двор, в лифт, открыть квартиру, помолись: «Господи, спаси, помилуй и сохрани меня Твоею благодатию» и оглядись, чтобы никто не шел за тобой. Если заметишь подозрительное, не заходи, а пережди или попроси, чтобы тебя проводили.

http://azbyka.ru/deti/uroki-o-zdorove-i-...

Спрашиваете: целы ли рукописи, привезенные Арсением Сухановым и под какими нумерами находятся в нашей библиотеке? – Если не все, то большая часть из них целы, что подтверждает сделанная и до сих пор на большей части греч. рукописей, сохранившаяся подпись Арсения, так что из 467 греч. рукописей, только на 65-ти нет подписи. Что касается до указанных преосв. Макарием в его Истории раскола рукописей, то первая из них, т. е. Евангелие, которому считали в XVII ст. 1050 лет, значится по нашему каталогу под 399; так же Евангелие 1054 г. под 43; третья Псалтирь X век. под 356. – Из греческих служебников у нас нет древнее XIV в. и древнейший из них значится под 279. Потерпите немного: из моего указателя увидите все секреты (arcana) патриаршей библиотеки. В конце алфавитного указателя библиотеки, я думаю приложить хронологический перечень рукописей с годами: это, по моему мнению, будет не бесполезно для ученой братии – археологов. Палеографические работы мои начались и идут успешно. К концу июня хотелось бы мне выпустить в свет мое произведение: не знаю, как Бог поможет. Редакционному комитету, за безмездное пожертвование мне экземпляра Творений святых отцов, приношу мою глубочайшую благодарность. Рад и я, со своей стороны, от всей души стараться о пользах комитета, что и доказал недавно на самом деле. P. S. Сообщаю вам прискорбную весть о Василии Ивановиче Романовском: 301 он лишился своей доброй супруги. Вчера, 18-го ч., в 10-ть час. утра, скончалась мирно истинная страдалица – София Петровна. Завтра её погребение». Окончив составление Указателя для обозрения Синод. библиотеки, я предпринял издание палеографических снимков с греческих и славянских рукописей той же библиотеки. 12-го ч. писал я профессору Московской дух. академии А. В. Горскому; «Ваше высокородие, Милостивый государь, Александр Васильевич ! Принося вам мою душевную благодарность за доставленную мне чрез Капитона Иваныча очень интересную для меня брошюру вашу о древних словах на св. четыредесятницу, прошу взаимно принять и от меня сию небольшую книжицу. Извините, что я замедлил исполнением этого долга. Я надеялся иметь удовольствие видеть вас на светлой неделе в Москве и лично вручить вам мое произведение: но, к сожалению, ожидание мое не исполнилось. Если у вас выпадет свободный час и достанет терпения просмотреть мою, исправленную и дополненную, книжицу, то я покорнейше просил бы вас заметить и сообщить мне недосмотры и ошибки, каких, без сомнения, не мало встретит в ней ваш опытный археологический взор. При следующих изданиях моей книги я с искреннею благодарностью воспользовался бы вашими замечаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010