представлен, как правило, в левой группе чудотворцев, за прп. Антонием Киево-Печерским, среди иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах, крайним слева в 5-м ряду. Изображается старцем или средовеком в монашеском облачении, куколе: на иконе 2-й пол. XVIII в. (НКПИКЗ), на иконе посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), на иконе кон. XVIII в. (собрание банка «Интеза», Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия; см.: Смирнова Э. С. «Смотря на образ древних живописцев»: Тема почитания икон в искусстве Средневек. Руси. М., 2007. С. 321), на иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР), на эмалевом образе 3-й четв. XIX в. из Нововалаамского мон-ря (Финляндия), на иконе посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария). На иконе 2-й пол. XIX в. из частного собрания И. в правой части иконы, за прп. Феодосием Киево-Печерским, крайний справа в 4-м ряду («И по плодам узнается древо»: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Примеры изображений И. в тиражной графике - гравюра на меди В. Белецкого (1751, РГБ), раскрашенные гравюры 1-й четв. и 1-й трети XIX в. (РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ); тонолитография 1893 г. и хромолитография 1894 г. мастерской Киево-Печерской лавры (ГЛМ, РГБ), хромолитографии кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра). Облик И. чаще всего не индивидуализирован. В академической монументальной живописи XIX в. И. включен в группу подвижников XI в. в стенописи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре (живопись в акад. стиле кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в. и ок. 2010), а также в число 34 Киево-Печерских святых в росписи 70-х гг. XIX в. юж. части зап. крыла храма Христа Спасителя в Москве худож. К. А. Горбунова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996. С. 86). Изображение И. в трапезной части ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских Киево-Печерской лавры (нач.

http://pravenc.ru/text/674768.html

Изображения К. включали в композицию «Собор Киево-Печерских чудотворцев» на иконах и эстампах. Оригинальной композицией отличается Печерская икона Божией Матери с Киево-Печерскими святыми письма игум. Корнилия (Уланова), происходящая из Ризоположенского монастыря в Суздале (1724, ГВСМЗ). На ней К. написан вместе с др. «преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в патерике киевопечерском», молящимся образу Коронования Пресв. Богородицы слева 1-м от центра в верхнем ряду, его голова не покрыта. К. вводили в левую группу преподобных Ближних (Антониевых) пещер, напр. на гравюрах И. Гошемского (работал в типографии Почаевской лавры, 2-я треть XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Нехорошевского (сер. XVIII в.), Я. Кончаковского (1771, 1774) и др. (экземпляры в РНБ, ГМИИ и др.). Оплечный образ К. в клобуке, с окладистой бородой (русой или с проседью) обычно размещали 1-м от центра в 4-м ряду рядом с изображением прп. Илии Муромца, как на киевской гравюре 1756 г. Белецкого (РГБ), на иконах 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ), посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ), кон. XVIII - нач. XIX в. (собрание банка «Интеза», Виченца, Италия), 1-й трети XIX в. (КБМЗ), 1-й пол. и сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР, Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове), посл. четв. XIX в. из ц. Воздвижения Креста в Женеве (Швейцария) и др. На палехской иконе 1-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: Святые образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский; авт. статей: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. С. 142-143, 387. Кат. 87) голова К. покрыта куколем островерхой формы. Редкий образ К. в священнической фелони с Евангелием в руках, на голове скуфья, написан справа в 1-м ряду на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание; см.: «И по плодам узнается древо»: Русская иконопись XV-XX вв. из собр. В. А. Бондаренко: Альбом-кат. М., 2003. С. 497-504. Кат. Существовали резные и эмалевые иконы с этим сюжетом (3-я четв. XIX в., Нововалаамский мон-рь, Финляндия). Известны гравюры (в т. ч. с раскраской) 1-й трети XIX в., тоновые и цветные литографии 1893 и 1894 гг. мастерской Киево-Печерской лавры (оттиски в РГБ, ГЛМ), раскрашенная литография 1883 г. московской мастерской А. Абрамова (ГРМ), хромолитография 1903 г. московской мастерской И. Д. Сытина (ц. вмц. Варвары в Казани), хромолитография кон. XIX - нач. XX в. (Почаевская Успенская лавра), к-рые часто использовались в качестве икон. Положение фигуры К. варьируется, его облик почти не индивидуализирован.

http://pravenc.ru/text/2462223.html

Свт. Николай Чудотворец. Икона. 1916 г. (Свято-Пантелеимонов мон-рь, Афон) В простонародной среде пользовались чрезвычайной популярностью иконы-краснушки из с. Холуй и др. сел Владимирской губ., в которых при всей примитивности «пошиба» в классическом изводе святого с т. н. Никейским чудом сохраняются приемы, восходящие к образцам искусства барокко (школы Оружейной палаты Московского Кремля кон. XVII - 1-й пол. XVIII в.) с имитацией золоченой резьбы оклада, фактуры дорогих привозных тканей в исполнении облачений: иконы 2-й пол. XIX в.: в собрании ГосНИИР ( Красилин М. М. Иконопись и декоративно-прикладное искусство//Духовная среда России: Певческие книги и иконы XVII - нач. XX вв. М., 1996. С. 142. Ил. 53) в собрании банка «Интеза» (Виченца, Италия). Наиболее дешевым вариантом «расхожих икон» были написанные прямо на досках, без грунта, «подфолежные» (под оклад из фольги, шитых риз, бумажных цветов), также в паре с Богородичной иконой, напр. с образом Владимирской Божией Матери, вероятно как семейное благословение (парные иконы из Карелии, кон. XIX - нач. XX в., ГРМ),- более традиционные по иконографии, они ценились среди старообрядцев. На рубеже XIX и XX вв. расцвет церковного строительства, продолжение тенденций историзма и ретроспективных увлечений, касающихся традиц. форм церковного искусства (храмоздательства, иконописи, лицевого шитья в средневек. вариантах), привели к оживлению иконографии св. покровителя императора, возникновению изводов, помогавших раскрытию новых тем. Покушение 29 апр. 1891 г. в г. Оцу на цесаревича Николая Александровича во время его визита в Японию привело к созданию икон Н. и святых, чья память приходится на 29 апр., среди них - прежде всего Кизические мученики, популярные в иконописи как молитвенники при излечении от «трясовичных», инфекционных заболеваний (икона худож. М. Н. Кормильцева, переданная в Аничков дворец С.-Петербурга, ныне в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П. В. Алабина, см.: Иконы Самарского края: Самарский обл.

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Со 2-й пол. XVIII в., несмотря на распространение изображений Е. как «императорской» святой, ее житийные иконы создавались лишь в провинциальных центрах; среди них заметное место занимают произведения, исполненные по частному заказу (вероятно, в связи с установлением почитания святой как помощницы при трудных родах). Во всех иконах этого времени присутствуют сцены обращения Е., иногда образующие подробные минициклы: на иконе 1795 г. (14 сцен, в среднике - Е., святители Иоанн Златоуст и Иоанн Милостивый) из Климентовской церкви Усть-Кожского погоста на Онеге (СГИАПМЗ) представлены приход Е. к отшельнику, получение иконы Богоматери, моление перед ним, 2-й приход к старцу (принятие христианства) и еще одна сцена моления перед образом (обручение Христу?); на палехской иконе 1-й пол. XIX в. с 16 сценами (собрание банка «Интеза», палаццо Леони Монтанари, Виченца) изображены моление святой перед иконой в палате, крещение и обручение Христу (Екатерина на коленях перед сидящей Богородицей с Сыном на руках); на иконе с 12 клеймами и фигурами Е., ап. Иоанна Богослова, свмч. Харалампия, прор. Анны, мучеников Кирика и Иулитты (1796, частное собрание) - вручение иконы старцем, 1-е видение Богоматери и 2-й приход Е. к старцу; на иконе (1-я пол. XIX в.) из ГРМ (12 клейм, в среднике - Е. и сцена перенесения ее мощей на Синай) - вручение иконы, обручение и крещение. Все перечисленные циклы, сохраняя и даже умножая характерную для Жития Е. тему чудес, в то же время превращаются в почти законченную биографию (начатую с крещения или заменяющих его сцен), из которой исключены сцены перенесения мощей ангелами и предсмертного моления, а сюжеты, посвященные царице Августе и воеводе Порфирию, в большинстве случаев (кроме иконы из ГРМ) минимизированы или опущены. Отдельное изображение усекновения главы Е. включено в состав праздничного ряда иконостаса придела Максима Исповедника вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке (ок. 1779, ВГМЗ; Рыбаков. 1995), где, по-видимому, оно располагалось над местной иконой святой; это драматическая композиция в стиле барокко с развитым пейзажным фоном, фигурой Христа с большим крестом в облаках и натуралистической сценой казни.

http://pravenc.ru/text/189599.html

На нашей иконе действие происходит во внутреннем дворе, при входе во Святое. Захария в священническом облачении стоит перед завесой Святого на первой ступени лестницы (пятнадцать ступеней храмовой лестницы соответствуют «пятнадцати псалмам степеней» 264 ). Внизу Пресвятая Дева, простирая руки к Захарии, начинает подниматься на ступени, ведущие к Святому Святых. Наверху Она изображена уже сидящей на верхней ступени лестницы при входе в Святое Святых. Навстречу Ей спешит ангел, чтобы сопровождать Ее. Это степень созерцания, «обручения Богу», начало пути к единению, на котором Пречистая будет питаться «небесным хлебом» (ср.: Утреня, стихира 3-я нахвалитех, глас 1-й). Дважды изображенная на нашей иконе, Пресвятая Дева не Имеет ничего детского в Своем облике, хотя Ее малый рост указывает на детский возраст (три года). Она уже совершенная личность, Богоматерь, одетая в мафорий, как Ее изображают, например, на иконах Благовещения. Говорит же свт. Григорий Нисский , что Песнь Песней соответствует духовной зрелости, возрасту созерцательной жизни, вводящей душу в божественные святыни 265 . Посредине двора за Приснодевой идут к Захарии свв. Иоаким и Анна, чтобы передать ему свою Дочь. За ними следуют девы, сопровождающие Богоматерь с горящими свечами (см.: Вечерня, стихира 2-я на Господи, воззвах, глас 1-й). В отличие от св. Анны и Богоматери, девы, сопровождающие Ее в Храме, изображены с непокрытыми головами. На нашей иконе только одна из них кажется одного возраста с Приснодевой, но выглядит она по-детски, соответственно своему возрасту 266 . Здание храма заполняет фон. Знаменательно, что Святое Святых изображено как русская церковь с луковичным куполом. Это русская икона XVI в. Рождество Христово Рождество Христово. Новгород. Конец XV в. Палаццо Леони Монтанари. Виченца (Италия) Прототип классической иконографии Рождества Христова, которую мы видим на воспроизведенной здесь иконе, находится на ампулах V и VI столетий, в которых паломники приносили домой из Святой Земли масло от лампад, горевших во святых местах 267 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Христос допустил сие ради их братской любви, чтобы они стали подобны друг другу в подвигах, как были похожи друг на друга именами; чтобы они стали братьями в святости, как были братьями по крови» 19 (проповедь 15). Недалеко от южных стен Аквилеи находился храм, посвященный памяти мучеников Феликса и Фортуната, двух братьев, происходивших из Виченцы и замученных в Аквилее. Упоминание их имен в одной частично сохранившейся проповеди святителя Хроматия Аквилейского сыграло не последнюю роль для идентификации святителя Хроматия как автора новооткрытого корпуса текстов (см. далее). На надгробных памятниках, найденных рядом с базиликой в честь мучеников Феликса и Фортуната, сохранились надписи, содержание которых предполагает, что в базилике хранились мощи мучеников 20 . Их имена стоят под 14 августа в иеронимовском «Мартирологии» 21 ; христианский поэт Венанций Фортунат так говорит о них в своих Песнях: «Феликса по праву Виченца, ликуя, уносит, а Фортуната своим Аквилея считает» 22 . Время жизни всех этих мучеников, почитавшихся в Аквилее и за ее пределами, невозможно установить с точностью; их многочисленность говорит о широком распространении христианства в Аквилее в дохристианскую эпоху. О расцвете христианства в Аквилее на рубеже III-IV веков свидетельствуют также археологические данные. В 1909–1912 гг. под полом Патриаршей базилики, храма XI-ro века были открыты следы древней базилики, построенной Аквилейским епископом Феодором, который известен как участник Арелатского (Арльского) собора 314-го года. Пол северной и южной аулы (aula) этой двухчастной базилики был покрыт мозаикой, богатейшей по символическому содержанию. Это храмовое здание, построенное вскоре после Миланского эдикта, является «одним из первых публичных проявлений христианского искусства, вышедшего за пределы владений частных лиц и кладбищ» 23 . Известно, что святитель Хроматий построил храм в честь святых апостолов; вероятно, именно в нем хранились мощи некоторых апостолов. Среди новооткрытых текстов присутствует одна проповедь , которая была произнесена в день памяти святого апостола Иоанна Богослова перед его мощами (Проповедь 21); также в слове на освящении базилики в Конкордии 24 Хроматий говорит, что он привез из Конкордии в Аквилею мощи апостолов Иоанна, Андрея, Фомы, Луки, а также Иоанна Крестителя (Проповедь 26). Примечательно, что Хроматий говорит о мощах святого апостола Иоанна Богослова. Нужно заметить, что версия жития апостола, которую кратко пересказывает Хроматий, не настаивает на вознесении апостола вместе с телом, а сообщает о том, что он умер согласно естественным законам. Такая версия жития не исключает возможности существования его мощей (см. далее); более того, святитель Хроматий сообщает, что останки апостола почитаются в месте его упокоения, очевидно, имея в виду Ефес: «Не удивительно, что благодать его действует там, где положено его тело, ведь она действует даже там, где хранится малая часть его останков» (Проповедь 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМАГОРА И ФОРТУНАТ [лат. Hermagoras, Fortunatus; итал. Ermacora, Fortunato], мученики (пам. зап. 12 июля). Почитались как покровители Аквилейского Патриархата и Сев.-Вост. Италии. По преданию, Е. был 1-м епископом Аквилеи, Ф.- диаконом кафедры. Достоверные сведения об их жизни не сохранились. Наиболее ранние упоминания о мучениках содержатся в италийской редакции Мартиролога блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 12 июля и 22/23 авг., причем имя Е. искажено (Armagerus, Hermogenas) и стоит после имени Ф. Под 14 авг. Ф. упоминается вместе с мч. Феликсом, к-рый почитался в г. Вицеция (ныне Виченца). В сочинениях свт. Венанция Фортуната Ф. назван одним из св. покровителей Аквилеи ( Venant. Fort. Carm. VIII 3. 166//MGH. AA. T. 4/1. P. 185; Idem. Vita S. Martini. IV 658-660//PL. 88. Col. 424). Свт. Венанций упоминает о том, что в Аквилее находились мощи Ф. Возможно, первоначально Ф. был более известным и чтимым святым, нежели Е. По предположению С. Ритига, Е. и Ф. приняли мученическую кончину в г. Сингидун (ныне Белград) во время гонения (303-305) при имп. Диоклетиане . Ф. был диаконом Сингидунской кафедры, Е.- чтецом. В V в. мощи мучеников были перенесены в Аквилею, впосл. Е. и Ф. стали почитаться как основатели местного еп-ства ( Ritig S. Martirologij srijemsko-pannonske metropolje//Bogoslovska smotra. Zagreb, 1911. Vol. 2. P. 358-360). Это предположение основано на факте мученичества в Сингидуне святых диак. Фортуната и мирянина Доната. По мнению П. Паскини, Е. действительно был 1-м епископом Аквилеи и жил в сер. III в. ( Paschini. 1909). Вероятно, сведения о мучениках были утрачены после ряда бурных событий в истории Аквилеи: начала аквилейской схизмы (553), перенесения Патриаршего престола в Градо - Нов. Аквилею (568), разорения города лангобардами (590) и раскола внутри Патриархата (606). Возможно, во время церковной смуты начала формироваться легенда об основании Аквилейской кафедры ап. Марком, к-рая упоминается в соч. Павла Диакона «Деяния Мецских епископов» (сост. ок. 782-784). В грамоте имп. Карла Великого (803) Патриархат в Градо назван «престолом св. евангелиста Марка и св. епископа Ермагоры» (MGH. Dipl. Kar. T. 1. P. 269). В актах Мантуанского Собора (827), к-рый подтвердил права Патриархата в Аквилее, основание кафедры также приписано ап. Марку и Е. (Synodus Mantuana// Mansi. T. 14. Col. 493-498).

http://pravenc.ru/text/190139.html

12  Литературу о нём указывает Э. Легран (Е. Legrand. Bibliographie Hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés par des Grecs au XVII e siècle, t. V. Paris, 1903, p. 426–427). 13  K. Σθας, Νεοελληνικ Φιλολογα, Βιογραφαι τν ν τος γρμμασ διαλαμψντων λλνων, π τς καταλσεως τς βυζαντινς ατοκρατορας μχρι τς λληνικς θνεγερσας (1453–1821). ν θναις, 1868, σελ. 332. 15  Е. Legrand. Bibliographie Hellénique ou description raisonnée des ouvrages publiés en grec par des Grecs aux XV e et XVI e siècles, t. II. Paris, 1885, p. 392. 16  Этот факт мы устанавливаем путём сравнения следующих данных. Маргуний некоторые свои письма 1601 г. помечает: κ Μουσουλντου (Р.К. Enepekides. Maximos Margunios an deutsche und italienische Humanisten. – JÜBG, X, 1961, S. 128–129). В том же году Мануил Мосхиотис пишет из Муссоленте, небольшого итальянского города провинции Виченца, своё послание Гавриилу Северу (копия этого послания находится в рукописи ГИМ см. архим. Владимир. Указ, соч., стр. 310). 17 л. 1: κ τν τς μονς το Βροντησου. л. 2: βιβλου τς μονς το γου ντωνου το Βροντησου. л. 2: τ παρν στ τς μονς το Βροντισου. Все эти пометы сделаны рукой XVII b. 18  С.М. Briquet. Les filigranes. Dictionnaire historique des marques du papier, 2 ème éd. Leipzig, 1923. 19  Многочисленные рукописи с пометами о принадлежности их Досифею и Хрисанфу или являющиеся их автографами (мы не указываем те рукописи, которые были приобретены Хрисанфом и вложены им в Святогробский монастырь после 1707 г., когда он стал иерусалимским патриархом) описаны в кн.: А. Παπαδπουλος-Κεραμες. εροσολυμιτικ Βιβλιοθκη τοι κατλογος τν ν ταζ βιβλιοθκαις το γωττου ποστολκο τε κα καθολικο ρθοδξου πατριαρχικο θρνου τν εροσολμων κα πσης Παλαιστνης ποκεμνων λληνικν κωδκων. ν Πετρουπλει; т. I, 1891, 27. 94, 150, 157, 222; т. II, 1894, т. III, 1897, т. IV, 1899, 31, 34, 35, 43, 44, 51, 80, 94, 121, 124, 174, 177, 193, 196, 198, 200, 202, 205, 216, 248, 249, 254, 260, 261, 271, 276, 317, 326, 328, 332, 334, 337, 343, 352, 357, 402, 416, 423; т. V, 1915, 457, 473, 527, 531, 535, 540, 553, 570, 615, 621, 622, 638, 641, 643, 645, 664, 668, 671, 692, 771, 775, 787.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЭТАН ТИЕНСКИЙ [Гаэтан Тиенский, де Тьене; лат. Caetanus (Gaetanus) Thienaeus, de Thiene] (окт. 1480, Виченца, Сев. Италия - 7.08.1547, Неаполь, Юж. Италия), св. католич. Церкви (пам. 7 авг.), деятель Контрреформации в Италии, основатель ордена театинцев . Младший сын виченцского кондотьера Гаспара де Тиене и гр. Марии ди Баттисты да Порто. Потеряв в возрасте 2 лет отца, воспитывался матерью, терциаркой доминиканского мон-ря св. Венца (Санта-Корона) в Виченце. Учился в Падуанском ун-те; в 1504 г. получил степень д-ра канонического и гражданского права (in umroque jure). В том же году стал клириком, приняв тонзуру от Пьетро Дандоло, еп. Виченцы. В 1505 г. на принадлежавшей семье земле в Рампаццо (близ Виченцы) основал ц. во имя св. Марии Магдалины. В нач. 1507 г. приехал в Рим. Ок. 1508 г. при поддержке знатного генуэзца Джованни Баттисты Паллавичино, епископа Кавайона (с 1517 кардинал), К. Т. приобрел должность апостольского протонотария в Римской курии, ведал папской корреспонденцией. Осенью 1508 г. папа Римский Юлий II даровал ему в качестве бенефициев приходы Пресв. Девы Марии в Мало и Брессанвидо. В 1509 г. участвовал в переговорах с целью примирить власти Венецианской республики и папу Римского (в 1508 папа был одним из организаторов Камбрейской лиги, действовавшей против Венеции). В 1515 г. папа Римский Лев X передал К. Т. на 6 месяцев в качестве комменды мон-рь св. Колумбана в Бьяндрате, неск. позднее предоставил ему каноническую диспенсацию , и в течение 3 дней (27-30 сент. 1516) К. Т. был последовательно посвящен в субдиакона, во диакона и рукоположен во пресвитера (1-ю мессу он отслужил в ц. Санта-Мария-Маджоре на Богоявление (6 янв.)). Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание) Католич. св. Каэтан Тиенский. Икона. XXI в. (Частное собрание) В 1515-1517 гг. К. Т. принимал активное участие в деятельности оратория (от orare - молиться) Божественной любви, сложившегося при рим.

http://pravenc.ru/text/1683995.html

СПб., 2003; Чугреева Н. Н. «И бывает ход большой»: О почитании иконы Богородицы Казанской в царствование Михаила Феодоровича//Светильник: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2003. 2/3. С. 23-52; она же. О почитании Казанской иконы Богородицы в Свияжске//Свияжские чт. 2009. [Вып.] 1. С. 62-64; она же. Изображения архиеп. Казанского и Свияжского Германа - основателя Свияжского Успенского мон-ря//Там же. 2010. [Вып.] 2. С. 9-22; Рощектаев А. В. История Св.-Успенского мон-ря, что на Зилантовой горе г. Казани. Каз., 2004; Куприянов В. Н., Копсова Т. П., Агишева И. Н. Свияжск. Каз., 2005; они же. Раифа. Каз., 2008; Рус. искусство XVII - нач. XX в.: Живопись: Кат./ГМИИРТ; авт.-сост.: Г. А. Могильникова. Каз., 2005; Филарет (Златоустов), игум. Путев. по Раифскому Богородицкому мон-рю. Раифа, 2005; Вздорнов Г. И. Реставрация и наука: Очерки по истории открытия и изучения древнерус. искусства. М., 2006; Вадим (Чинилкин), иером. Свято-Вознесенский Макарьевский муж. мон-рь. Каз., 2007; Барков А. Г., Сарабьянов В. Д. Раскрытие иконы «Святые равноапостольные Константин и Елена». Виченца, 2008; Девятых Л., Павлов М. Раифский Богородицкий муж. мон-рь. Каз., 2008. (Сокровища Казанской епархии; 1); Квливидзе Н. В. «Собор Богородицы» в росписи Успенского собора Свияжского мон-ря//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого/Ред.-сост.: О. А. Дьяченко, Л. М. Евсеева. М., 2008. С. 217-234. (Тр. ЦМиАР; 3); она же. Сотворение мира и история Адама и Евы в росписи Успенского собора Свияжского мон-ря: К проблеме интерпретации сакрального пространства в рус. искусстве XVI в.//ДРИ. М., 2009. [Вып.:] Идея и образ: Опыты изучения визант. и древнерус. искусства. С. 343-366; она же. Фрески Успенского собора Свияжского монастыря: Программа росписи. Иконография и стиль//Фрески и иконы свияжского Успенского собора. СПб., 2009. С. 37-71; Вайсфельд Я. Х. Иконостас Успенского собора//Там же. С. 188-191; Ключевская Е. П. Словарь казанских художников: 2-я пол.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010