бедняков Ломбардии и др.), и быстро распространил свое влияние в И. (к кон. XIII в. здесь существовало 10 орденских провинций). Постепенно орден, подчиненный непосредственно папе Римскому, приобрел черты нищенствующего ордена - создавались конвенты в городах, основными направлениями деятельности августинцев-еремитов стали проповедничество и преподавание богословия. В орден вошли женские мон-ри августинок. Орден сервитов , созданный в 1233 г. «7 святыми основателями»-флорентийцами, следовал уставу блж. Августина. В 1252 г. папа Иннокентий IV утвердил орден, в 60-х гг. XIII в. в И. существовало 4 орденские провинции (Сев. и Центр. Италия), но в соответствии с решением II Лионского Собора, к-рый утвердил 4 нищенствующих ордена - францисканцев, доминиканцев, августинцев-еремитов и кармелитов, орден сервитов был распущен. Возникновение новых орденов и новых форм монашеской жизни было связано с оформлением в XIII в. нового понимания религ. жизни и с более активным участием мирян в делах католич. Церкви, что нашло отражение и в подъеме светских религ. движений. Так, в 30-х гг. XIII в. появился новый тип религ. организаций - городские братства мирян, посвященные к.-л. св. покровителю. Члены таких братств боролись с распространением среди горожан еретических учений, совместно совершали религиозные обряды (покаянные процессии, самобичевание, общие молитвы на улицах и площадях городов и проч.), занимались благотворительностью. С активностью городских братств было связано движение «Аллилуия» (Alleluia), представляющее собой региональную форму движения «Божий мир» и тесно связанное с движением добровольной бедности. Горожане устраивали процессии с пальмовыми ветвями, пели церковные гимны, призывая правителей к примирению и справедливости. Движение достаточно быстро распространилось в городах Сев. и Центр. Италии (Болонья, Падуя, Виченца, Верона и проч.). Под влиянием проповедей францисканцев и доминиканцев оно приобрело ярко выраженный покаянный характер. Др. важной целью участников движения «Аллилуия» была борьба с еретиками.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В борьбе гвельфов и гибелинов Падуя становилась на стороне первых и ратовала против Еццелино, царского наместника, всем страшного. В 1237 году удалось этому наместнику с помощью одной партии в сем городе овладеть им. Тогда он отмстил падуанцам за разрушение прародительского замка его, так что многие благородные семейства пали жертвой его мщения. При помощнике его Ансидио крестоносное войско гвельфов, по распоряжению папы Александра IV, с бою взяло Падую в 1256 году. Еццелино тщетно усиливался отвоевать ее, однако 11000 падуанцев включил в свое войско в Вероне. Когда же он в 1259 году кончил жизнь свою, тогда Падуя опять восстала по совету восьми избранных патриотов, а города Виченца и Бассано приняли от нее правителей (podesta); тогда и университет процвел, и продолжилась постройка церкви во имя св.Антония (†1231), святейшего ученика св.Франциска. С 1260 года владевшая Виченцой Падуя принуждена была уступить сей город гибелинскому кангранду (cangrande), оттого зачалась ожесточенная война с Виченцой и Вероной. Главнокомандующим падуанских полков был Иаков да Каррара, происходивший от древнего рода и во дни Еццелино уже отличавшийся между вождями гвельфов, за что Еццелино обезглавил родственника его, а наследственный замок Карраров разрушил. В 1318 году, 25 июля, он за труды и заслуги свои признан был синьором Падуи. В 1319 году кангранде осаждал сей город и заключил с ним мир под условием отставки Каррара. Но Каррара подчинился немецкому кесарю Фридриху австрийскому, который послал графа Гёрцкого снять осаду, а Ульриха фон-Вальс поставил наместником своим. Во время ссоры сего Фридриха с Людовиком Баварским кангранде опять осадил Падую, но 26 августа 1320 года был отражен Иаковом Каррарой. По смерти сего Иакова в семействе Каррарском произошел разлад; посему Марсилио Каррара в 1328 году передал город кангранду, а этот поставил правителем его могущественного Альберта делла Скала, но не надолго. Власть при тайной поддержке флорентинцев и венециан опять перешла в руки Марсилия. Он после семимесячного управления умер. Преемником его был Убертино с 1338 года по 1345-й. Он был верный союзник флорентинцев и венециан, приобрел города Монтаньяру, Монселице, Бассано, Кастельбалдо, укрепил замок в Эсте, возобновил стены Падуи, построил палаццо де-Принципи, университет сделал цветущим и исправил дороги, мосты и плотины. При его преемнике Иакове кончена была постройка церкви во имя св.Антония Падуанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Для полного замещения частей ординария мессы не было лишь мотета вместо «Kyrie». Т. о., этот цикл мотетов для мессы продолжал традицию амвросианского обряда , в к-ром «Kyrie» не выделялось в качестве отдельного раздела, а пелось сразу после «Gloria». Франкино Гаффурио (см. Гафурий ), с 1484 г. капельмейстер миланского собора и в 1494-1499 гг. преподаватель музыки в Миланском ун-те (Studium), организованном Лодовико Сфорца, собрал в певч. книгах для миланского собора 6 циклов по 6-7 motetti missales в каждом (3 цикла Луазе Компера (ок. 1445 -1518), 2 - Гаспара ван Веербеке (ок. 1445 - после 1516) и 1 - собственного сочинения). Он называл их также motetti ducales, вслед. чего нек-рые музыковеды предполагают, что эти циклы были связаны исключительно с герцогским двором. Однако Гаффурио включил их в первые 3 книги, посвященные муз. практике миланского собора, поэтому скорее всего они исполнялись в соборе, возможно с участием капеллы герцога. Прилагательное «ducales» может означать приношение герцога собору или исполнение исключительно или преимущественно в присутствии герцога. При соборах таких городов, как Верчелли, Падуя, Верона, Виченца, в богослужебную практику которых было включено исполнение высокой полифонии, содержалось часто 1 или 2, редко 4 постоянных певца. Флорентийский собор имел в распоряжении не более 2 певцов до 1438 г., когда их число возросло до 4 в связи с переносом в этот город церковного Собора, проходившего в Ферраре. В главном соборе Милана число постоянных певцов, составлявшее до 1430 г. от 1 до 3, между 1430 и 1450 гг. увеличилось до 4. В 1469 г. для капеллы собора Флоренции был предложен следующий состав музыкантов: 3 сопрано, тенор, контратенор и бас. Дублирование было предусмотрено лишь для партии верхнего голоса, для партий нижних голосов считалось достаточным иметь по 1 певцу. К постоянным певцам могли присоединяться др. певцы и инструменталисты, приглашавшиеся лишь по особым случаям. Папская капелла отличалась большим числом певцов (ок. 20) и оказывала существенное влияние на развитие профессиональной музыки в И., в т.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

I. Из дошедших до нас творений св. Ипполита самую большую часть составляют полемико-догматические его творения. 1) Полемическое – против Ноэта, отрывок из обширного сочинения Ипполитова «Против всех ересей» (32 ерес.). В этом отрывке Ипполит сначала сообщает сведения о Ноэте, который почитал Отца и Сына за одно лицо, и потому утверждал, что Отец вочеловечился и был распят и т. п., – за что и был отлучён от Церкви. После сего св. Ипполит объясняет места Писания, которые Ноэт несправедливо приводил в подтверждение своих лжеумствований (1–8). За опровержением его еретического учения следует пространное изложение и защита церковного учения о Святой Троице (г. 8–18) 287 . 2) Полемическое – против Верона и Геликса, последователей Валентина, сохранившееся только в отрывках, обращает на себя внимание особенною ясностью и определённостью, с каковыми изложено в нём православное учение о двух естествах во Христе, вопреки мнению Верона и его последователей, допускавших «слияние двух естеств во Христе в монаду действия», утверждавших, что Слово стало плотью чрез изменение Божества в человечество и человечества в Божество. Анастасий, Апокрисиарий Римский, пишет, что, во время пребывания его в Константинополе, нашёл он сию книгу св. Ипполита, хотел списать её всю, но Монофелиты отняли её, и он успел извлечь только 8 мест из сочинения: «о Богословии и о воплощении, против Верона и Геликса» 288 . Святой Никифор Исповедник те же восемь отрывков сохранил в сочинении против иконоборцев 289 . Слог и образ мыслей в нём те же, какие и в сочинении против Ноэта. 3) О Христе и Антихристе писано по просьбе некоего Феофила, которому и посвящено сочинение (гл. 1). В нём мало говорится о Христе (гл. 2–5). В последовании об Антихристе св. Ипполит решает следующие вопросы: кто будет Антихрист? в каком виде явится он? и как будет обольщать людей? Объясняет видение Навуходоносора, пророчество Исаии о Вавилоне, некоторые видения Иоанна Богослова, описывает, как и сын беззакония явится в виде Бога, будет владычествовать над народами, гнать избранных Божиих, и погибнет (гл.5:49). Наконец говорит о кончине мира, о последнем судии и о царстве небесном (гл. 50–67) 290 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

68-71; ср.: 2. 11, 30; 3. 6). По Евангелию от Луки, эта новая эра спасения открывается, однако, уже с рождением Иоанна Крестителя, поэтому евангелист подробно рассказывает о том, как было предсказано его рождение и как Иоанн во чреве Елисаветы возрадовался, услышав приветствие Пресв. Девы (Лк 1. 41). Согласно пророчеству Мих 5. 2, мессианский Царь должен родиться в Иудее, в легендарном городе Давида Вифлееме . Причиной, побудившей Иосифа и Марию, уже ожидавшую скорого рождения Младенца, отправиться из Назарета в Вифлеем, стала объявленная рим. оккупационными властями перепись населения, по правилам к-рой каждый должен был записаться по месту исконного проживания своего рода (Лк 2. 4). Там, в Вифлееме, и рождается И. X.- в хлеву, «потому что не было им места в гостинице» (Лк 2. 7). Рождество Христово. Икона. 1475 г. (Галерея Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия) Рождество Христово. Икона. 1475 г. (Галерея Палаццо Леони Монтанари, Виченца, Италия) Евангелист Лука, рассказывая о Рождестве И. Х., сообщает о явлении ангелов пастухам, к-рые, услышав весть о Рождении Спасителя, отправляются в Вифлеем, чтобы увидеть все своими глазами (Лк 2. 8-20). На 8-й день по Рождестве Младенец был подвергнут обряду обрезания (см. ст. Обрезание Господне ) и получил имя Иисус (нареченное ангелом прежде зачатия Младенца во чреве) (Лк 2. 21). По истечении 40 дней Его принесли в Иерусалимский храм (Лк 2. 22-38) для посвящения Богу и во исполнение ветхозаветного предписания (Лев 12. 1-8), согласно к-рому женщина, родившая первого сына, после 40 дней должна принести в храме очистительную жертву. Здесь Он был узнан праведным старцем Симеоном Богоприимцем , всю жизнь ожидавшим пришествия Мессии (Лк 2. 22-33). Симеон произносит благодарение Богу и слова: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему...»; Богородице он открывает судьбу Ее Божественного Сына, Который станет причиной «падения и… восстания многих в Израиле», говорит о предстоящих Ей страданиях: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу...», предрекая крестную смерть И.

http://pravenc.ru/text/293939.html

2. Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательский Совет Русской Православной Церкви для издания. 3. Выразить благодарность членам Синодальной Богослужебной комиссии за понесенные труды по составлению Служб общих новомученикам и исповедникам Российским XX века. ЖУРНАЛ 15 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о создании Православной духовной семинарии во Франции. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить создание Православной духовной семинарии в г. Париже, Франция. 2. Канцлером Православной духовной семинарии в г. Париже, Франция, назначить Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия. 3. Ректором Православной духовной семинарии в г. Париже, Франция, назначить иеромонаха Александра (Синякова), клирика Корсунской епархии. ЖУРНАЛ 16 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: I. Корсунская епархия: Протоиерея Ореста Павзюка в связи с окончанием срока командировки освободить от должности клирика Корсунской епархии и направить в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины Владимира. II. Приходы Московского Патриархата в Италии: 1. Общину Рождества Пресвятой Богородицы в г. Падуя, Троицкую общину в г. Фиденца и Николаевскую общину в г. Виченца включить в состав приходов Московского Патриархата в Италии. 2. Иеромонаха Алексия (Никонорова), клирика Бакинской и Прикаспийской епархии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на должность клирика прихода св. Амвросия Медиоланского в Милане с поручением ему пастырского окормления Свято-Николаевской общины в Мерано. 3. Протоиерея Иоанна Гребэносу, клирика Молдавской митрополии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на пастырское служение в Италию для окормления молдавской православной диаспоры.

http://sedmitza.ru/lib/text/429925/

2. Направить утвержденные богослужебные тексты в Издательский Совет Русской Православной Церкви для издания. 3. Выразить благодарность членам Синодальной Богослужебной комиссии за понесенные труды по составлению Служб общих новомученикам и исповедникам Российским XX века.   Журнал 15 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о создании Православной Духовной семинарии во Франции. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить создание Православной Духовной семинарии в городе Париже, Франция. 2. Канцлером Православной Духовной семинарии в городе Париже, Франция, назначить Преосвященного архиепископа Корсунского Иннокентия. 3. Ректором Православной Духовной семинарии в городе Париже, Франция, назначить иеромонаха Александра (Синякова), клирика Корсунской епархии.   Журнал 16 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей, о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Корсунская епархия: Протоиерея Ореста Павзюка в связи с окончанием срока командировки освободить от должности клирика Корсунской епархии и направить в распоряжение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира. Приходы Московского Патриархата в Италии: 1. Общину Рождества Пресвятой Богородицы в городе Падуя, Троицкую общину в городе Фиденца и Николаевскую общину в городе Виченца включить в состав приходов Московского Патриархата в Италии. 2. Иеромонаха Алексия (Никонорова), клирика Бакинской и Прикаспийской епархии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на должность клирика прихода святителя Амвросия Медиоланского в Милане с поручением ему пастырского окормления Свято-Николаевской общины в Мерано. 3. Протоиерея Иоанна Гребэносу, клирика Молдавской митрополии, направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на пастырское служение в Италию для окормления молдавской православной диаспоры.

http://mospat.ru/archive/86314-zhurnaly-...

Веским основанием для такого предположения может служить барельеф на раке из слоновой кости, найденной в городе Пула на полуострове Истрия [xi] . Усыпальница сильно повреждена ( фото 2) . Однако можно разглядеть низкий барьер прямо под изогнутыми колоннами, увенчанными архитравом. Даже если это и не является изображением алтаря храма Святого Петра, этот барельеф все же дает нам ясное представление о том, как выглядел подобный алтарь. Арочные архитравы над входом в алтарь также известны на Западе, например, в часовне св. Просдоция в городе Падуя и в часовне Санта-Мария-Матер-Домини в городе Виченца [xii] . В Константинополе свидетельств намного меньше. Имеется, однако, пример выступающей алтарной части, представленной на миниатюре, иллюстрирующей рукопись бесед св. Григория Богослова IX века, хранящейся в Национальной библиотеке в Париже [xiii] . На ней секции ограждения поддерживаются низкими квадратными столбиками; здесь нет ни колонн, ни архитрава. Вполне возможно, что эта миниатюра является копией подлинника доиконоборческого периода, потому что этот вид алтаря после Торжества православия встречается редко. В Соборе Святой Софии также выступающий алтарь. Много было попыток перестроить его внушительную алтарную преграду. Основным свидетельством этого является высокопарный стихотворный экфрасис Павла Силенциария [xiv] . К сожалению, сочиняя его, Павел не учел будущие достижения в области археологии, также как, впрочем, и паломники, оставившие свои воспоминания о посещении Константинополя. Паломники стремились поклониться иконам и святыням, присутствовать на богослужении, а не подробно изучить строение алтарной преграды. Например, Антоний Новгородский сообщает нам только то, что Царские врата оставались открытыми, когда пели заутреню [xv] . Однако из стихотворения Павла Силенциария ясно, что в Соборе св. Софии был архитрав по крайней мере в передней части алтаря. Он был достаточно широким, чтобы возжигатель свечей мог добраться до стоявших на архитраве светильников. Дважды по шесть серебряных колонн поддерживали этот архитрав.

http://bogoslov.ru/article/5350584

5. 16–28. 30. 31. У Коптов также известны доселе «38 правил Абулида Ипполита»; на Сирском, известны «постановления Апостолов, (переданные) Ипполитом», а на Арабском «учение Апостолов (переданное) Ипполитом». Текст греческих рукописей тот же, чт и в изданной 8 книге постановлений, исключая незначительные разности. 492 Фабриц издал текст Апостольского учения о дарованиях и хиротониях, между сочинениями св. Ипполита. Ничего основательного нельзя представить против подлинности сего сочинения: напротив известно, что во время Ипполита еретики издавали постановления под именем Апостольских и это без сомнения могло расположить св. Ипполита к тому, чтобы описать чистые предания Апостолов, по сведениям, дошедшим до него от Иринея и подобных ему. Заключение второго сочинения ясно показывает, что сочинитель имел в виду монтанистов. § 54. б) Догматико-полемические: против ересей и против Верона Из числа догматико-полемических сочинений св. Ипполита ныне известны то в целом, то в частях: а) о воскресении, б) против Иудеев, где пророчествами доказывается достоинство Мессии Иисуса, в) против Платона о начале мира, где Ипполит пишет: «мы верим, что тело воскреснет не такое, каково ныне, но чистое и не подлежащее повреждению. Всякому телу возвратиться своя душа... Все, праведные ли или неправедные, поставлены будут пред Богом Словом. Он Судья придет сотворит над всеми праведный суд Отца»... Души праведных до общего воскресения остаются в некотором месте покоя, не восходя на небо», г) против ересей, д) против Верона и Гелика, е) сочинение о Христе и Антихристе и ж) Беседа на Богоявление ( " Εις Θεοφανειας). Последние четыре сочинения очень важны и должны быть ближе рассмотрены. Евсевию, Иерониму и Фотию известно было сочинение св. Ипполита против всех ересей 493 и последний писал: «сочинение против 32 ересей начинается с досифеан и оканчивается Ноэтом и ноэтианами». До недавнего времени известна была по изданиям только последняя часть этого обширного сочинения – рассуждение против Ноэта, все же прочее считали потерянным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Полчища его, безпрепятственно пройдя ущелья Юлийских Альп, разлились по Италии, оставляя за собою кровавые следы. Аквилея, отважившаяся противостать их силе, была взята и жестоко наказана за свое сопротивление. Падуя, Верона, Павия, Милан, страшась подобной участи сдались безпрекословно, – никто не смел защищать своего отечества, – всякий спешил его оставить. Сам Валентиниан бежал из Равенны в Рим, и в отчаянии предложил Сенату и народу бежать вместе с ним из Италии. При столь бедственном положении дел – искать защиты в оружии – не могли и думать: оставалось одно средство – начать переговоры, или лучше сказать, просить Аттилу, чтоб оставил он в покое беззащитную Италию. Сие-то трудное дело возложено было на св. Льва. И когда все бежали от свирепого варвара, святой старец, крепкий упованием на милость Божию, бесстрашно пошел, в сопутствии двух сенаторов, предстать Аттиле. Его сильная и пламенная речь поразила варвара. «Великий Государь, говорил Первосвященник, Император и народ Римский, некогда такой же победитель мира, как ты, теперь послали меня просит у тебя милости и пощады. Удовольствуйся тем, что видел ты христианского пастыря, предстоятеля и ходатая Римлян, поверженным пред тобою». Потом изобразив величие побед Атоллы, св. Лев представил ему славу победы над самим собою и величие милости, которую он сделает, дав мир Италии. Когда св. Папа говорил это, небесный огонь сиял в его взорах, и свирепый царь Гуннов смирился пред величием Христова пастыря. «Старец, сказал Аттила, возблагодари Бога, Которому ты служишь: Аттила признается, что он побежден тобою и Им». В несколько дней мир был заключен, гунны опять перешли за Альпы, и удалились в Паннонию на берега Дуная 98 . Так великий старец доказал на самом деле истину слов своих, что в общественных бедствиях добрый пастырь есть лучшая помощь своему стаду 99 . По окончании сих смятений, св. Лев немедленно опять обратился к делам Церковным. Деяния Собора Халкидонского, писанные по-гречески, для многих на Западе были не вразумительны по языку; в отвращение сего неудобства, по повелению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010