Какую всенародную любовь имел старец, видно из следующего. Он, по афонскому обычаю, всю жизнь обувался только в сапоги. От долгих и многих подвигов у него на ногах были глубокие венозные раны. Однажды, когда он стоял у чудотворной иконы Божией Матери, у него на ноге лопнула вена, и сапог наполнился кровью. Его увели в келию, уложили в постель. Пришел знаменитый своими исцелениями игумен Иосиф (в схиме Амфилохий), осмотрел ногу и сказал: “Собирайся, отец, домой” (то есть умирать), и ушел. Все монахи и миряне горячо со слезами молились Матери Божией о даровании здравия дорогому и любимому старцу. Через неделю игумен Иосиф опять пришел к о. Кукше, осмотрел почти зажившую рану на ноге и в изумлении воскликнул: “Вымолили чада духовные!”   В течение трех лет о. Кукша ежедневно совершал раннюю литургию в Пещерном храме, за исключением редких дней болезни. Во время литургии, стоя у престола, он весь преображался, становился каким-то светлым, “воздушным”. Как познавшему Бога Духом Святым преподобному Силуану Афонскому хотелось, чтобы все люди познали Бога, так и старец Кукша, некогда подвизавшийся в одно время с преподобным на Горе Афон, очень желал, чтобы ищущие милости и благости Божией познали, как благ Господь и как неизъяснимо благостно быть с Ним.   Одна духовная дочь старца поведала, что ей очень хотелось узнать, как себя чувствует он во время Божественной литургии. Старцу это было открыто Богом. “Однажды, войдя в Пещерный храм, когда о. Кукша служил в нем Божественную литургию, — рассказывала она, — я сразу почувствовала сильную близость души к Богу, как будто вокруг никого не было, а только Бог и я. Каждый возглас о. Кукши возносил мою душу “горе”, и преисполнял ее такой благодатью, как будто я стояла на небе перед лицом Самого Бога. На душе было по-детски чисто, необыкновенно светло, легко и радостно. Ни одна посторонняя мысль не беспокоила меня и не отвлекала от Бога. В таком состоянии я находилась до конца литургии. После литургии все ждали, когда о. Кукша выйдет из алтаря, чтобы взять у него благословение. Подошла и я к своему духовному отцу. Он благословил меня и, крепко взяв обе мои руки, повел за собой, внимательно с улыбкой вглядываясь в мои глаза, вернее, через глаза в душу, как бы стараясь рассмотреть, в каком она состоянии после такой чистой молитвы. Я поняла, что батюшка дал мне возможность пережить такое же святое блаженство, в каком он сам всегда пребывал во время Божественной литургии”.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=127...

Замечательно то, что до самой его смерти во рту у него были почти все зубы целые, хотя иногда и побаливали, и он свободно кушал вообще твердую пищу. Также и для глаз не имел нужды в очках и ни в каких внешних для них пособиях, но всегда, и днем и ночью, при огне писал и самые мельчайшие слова читал, даже вдали разные предметы яснее молодого видел. В беседе он был слишком сладкоречивым, и, яко источник неистощимой живой воды, полны благодати премудрости Божией словеса из уст его исходили и сердце каждого, слушающего его, обращали духовным умилением и благодатным утешением. Сам он был на вид очень благолепен, и лицезрение его было ангелоподобное, что и являло изображение красоты внутренней души его, и каждого в любовь и благоговение к нему приклоняло. 23 Старец Иероним Он не имел в миру особенного внешнего систематического образования, но всего только три года обучался грамоте. Но благодать Божия так упремудрила его, что никто из смертных ученых мира сего не мог с ним сравниться или препираться, уж не говоря о внешней науке богословия, о духовных Божественных тайнах, которые духовная его опытность и внутреннее его созерцание и Премудрость Божия открыли ему, которых внешний ум человеческий сам по себе не может постигнуть. Но также по премудрости Божией он был и философ, и астроном, и архитектор, и художник, писатель, чтец, и певец, и сочинитель нотного пения, также духовный и телесный был врач. И ни одной на земле премудрости не было, познанием которой бы Премудрость Божия его не одарила. Поистине и он мог ученым века сего мудрецам вопрос задать, подобно преподобному Антонию Великому : “Что прежде стало – ум или письмена?” И при всем этом имел такое великое смиренномудрие, что даже от самого младшего с любовию советы принимал и ничуть этого не презирал. И был до такой степени милостив, что невозможно и словами и пером исчесть и поведать великие его благодеяния и милости! И такую имел любовь к ближнему своему, что часто сам себя лишал своей пользы ради пользы других, что и сам высказал в предсмертном своем завещании. И великое имел терпение и слишком был снисходительным к немощам других, но к себе был чрезвычайно строг. Но не терпел тех, которые на других клевещут и осуждают. И не допускал никогда, чтобы на кого гнев или раздражительность им возобладали, но всегда и во всякое время по данной свыше ему благодати он свободно возобладал над всеми страстями своими. Неоднократно при беседе с ним случалось, что говорил он по своему смиренномудрию: “С таким-то братом нужно бы поступить строго за такую-то его вину или поступки”, но, боясь, чтобы, строго с ним поступивши, самому не раздражиться и чрез то бы и не заболеть (сие он говорил, собственно, для успокоения других) 39 , поручал еговоле Божией: “Господь Сам имиже весть судьбами его исправит”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

Тропарь священномученику Антипе, епископу Пергама Асийского, глас 4 Идольския лести упразднил еси, Антипо,/и диавольскую поправ силу,/пред богоборцы дерзновенно Христа исповедал еси./Темже со ангельскими чины в вышних водворялся,/Владыце всех славословие принося,/и о нас молебное благодарение предлагавши,/благодать цельбы даруя./Сего ради тя чтим,/священномучениче Антипо,/моли Христа Бога,/да спасет души наша. Или сей, глас тойже И нравом Причастник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Апостолов сопрестольник и святителей украшение/был еси, блаженне,/мученически прославився,/возсиял еси якоже солнце, всех просвещая,/Антипо священне,/разрушил еси безбожия нощь глубокую./Сего ради тя почитаем,/яко Божественнаго суща священномученика/и целеб подателя. Величание Величаем тя,/священномучениче Антипо,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иоанну, ученику Григория Декаполита , глас 8 В тебе, отче, известно спасеся... (общий преподобному). Кондак, глас 4 Воздержанием, отче, житие украсив, и плоть умертвил еси./Темже и победил еси вражия прилоги, преблаженне,/и прешел еси к Богу в безскорбный и вечный живот,/яко достоин наследник, Иоанне./Емуже молися спастися нам. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Иоанне,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Иакову Железноборовскому, глас 4 Небеснаго желая,/земная возненавидел еси/и, взем крест свой, последовал еси Христу/и от Него прием дарования чудес,/исцеляти недужныя; но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/испроси православным Христианом здравие и спасение,/на враги же победу/и не забуди, посещая чад своих,/припадающих к цельбоносному гробу твоему,/Иакове, преподобне отче наш. Кондак, глас 8 Сердечная очи, досточудне, ко Господу вперив/и телесныя страсти из корене исторгая,/неболезненную жизнь в болезнех восприял еси, преподобне,/болезнем же лютым даеши исцеление, просящим с верою у тебе./Темже молим тя, досточудне,/исцели наша болезни душевныя и телесныя, да зовем ти:/радуйся, Иакове Богомудре, отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Радуйся, от потопления силою Божией сохраненный. Радуйся, от чрева матери на служение Богу предызбранный. Радуйся, Промыслом Божиим в жизни твоей всегда водимый. Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий. Кондак 3 Чудо преславное тобою сотвори Господь, егда ты бысть вверженый в реце, силою Божией держимый на версе воды невредимый и, аки в колыбели мягцей, на волнах безмятежно спал еси. Девица же, ввергшая тя, исполнися страха и умиления, возопи дивному Богу: Аллилуиа. Икос 3 Боящеся принести тя в дом к жестокой матери твоей, девица со слезами жалости к тебе, осени тя крестным знамением и паки вверже тя спящаго в воду. И паки чудо произыде: волны речныя аки крыла ангельския понесоша тя к брегу земли. И девица, аки Моисея, взя из воды тя и понесе в дом твой, трепеща и ужасашеся. Мы же, дивящеся таковому промышлению Божию о тебе, глаголем: Радуйся, яко тобою дивен Бог во святых Своих прославляется. Радуйся, яко ангел твой хранитель пестуном бысть тебе. Радуйся, яко ты Моисею, волнами речными носимому, уподобивыйся. Радуйся, яко и тебе, аки Ноя, от потопления Бог сохранивый. Радуйся, сим чудом в страх и трепет окрест живущих приведый. Радуйся, яко тобою и мы уповати на Бога научаемся. Радуйся, преподобне отче наш Феофиле, подвигом юродства твоего на путь спасения нас наставляющий. Кондак 4 Бурю ярости и злобы воздвиже на тя мати твоя, егда видя тя жива и здрава после потопления, и сама своима рукама возжеле погубити тя, святый младенче; побеже, окаянная, к реце и вверже тя в воду под самое колесо мельничное. Обаче и на сей раз Господь дивно сохрани тя жива, дабы вси, видящие чудо сие, воспевали Ему благодарственно-хвалебную песнь: Аллилуиа. Икос 4 Рече псалмопевец, яко " Господь сохранит тя от всякого зла. Господь сохранит вхождение твое и исхождение от ныне и до века " , и " не убоюся, что сотворит мне человек " - сии словеса сбышася воочию на тебе, предивный отче Феофиле. Силою Божией колесо водное остановися, а вода воспенишася. Мельник же в изумлении побеже и, видя тя лежаща под колесом, взяша тя, аки драгоценный дар Божий, взывая к тебе тако:

http://pravicon.com/info-3798

Бывали, впрочем, минуты, когда Платон пробуждался от самозабвения и дремоты душевной, слёзы, более чем слова, выражали его чувства. Сознавая сам Своё положение, он говаривал: «Каков бывал прежде Платон, а теперь хуже богаделенного старика. Вот слава наша!» Тогда в этом старце, согбенном и дряхлом, едва передвигавшем ноги, говорившем косно и отрывисто, можно ли было узнать того Платона бодрого, сановитого и в сединах, который не давно перед тем священнодействовал во всем величии святительского сана и со всем достоинством и воодушевлением, поразительным и для предстоявших и для сослуживших, гремел с амвона церковного словом истины? Видевшие и слышавшие его прежде теперь невольно спрашивали: «неужели это Платон?» Так старость и скорбь его изменили! Архипастырь одевался в поношенный тёплый полурясок тёмного цвета, не возлагал уже на себя ни панагий, ни орденов, и вместо Митрополичьего клобука с бриллиантовым крестом, украшавшего седины его, надевал на голову шапочку вроде скуфьи; по видимому, во дни общей печали России, хотел он носить, по старине, смирное платье 130 . По какому то предчувствию, которое редко обманывало его, он твердил, что умрёт на ногах но, казалось, не хотел умирать прежде решения судьбы своего Отечества, тогда ещё сомнительной, – ибо кто думал, чтобы с падением Москвы устояла Россия? В конце Сентября Платон слушал в Махрищском монастыре вечерню, иногда сидя, иногда стоя у левого клироса; надобно было петь стих Дамаскина: Твоя победительная, запели по ошибке другое. Тогда Платон вдруг встал, как бы оживлённый какою-то утешительною мыслью, и воскликнул: пойте Твоя победительная, но вдруг зарыдал; все предстоявшие тронулись сим его движением и заплакали 131 . Недолго оставалось гореть светильнику этому на свещнике. Наступил Октябрь месяц и с ним вместе морозы, каких давно не запомнили в России. Наполеон ещё гнездился в Москве; отряды войск его в Дмитрове и Богородске разоряли, грабили и жгли по дорогам, ведущим в Троицкую Лавру, где в праздник Покрова Божией Матери учреждено было крестное хождение вокруг Сергиевского посада, по просьбе жителей оного и по соизволению Платона. Толпы окрестных жителей Московские и Можайские выходцы стеклись по звону, начатому в 7 часов утра. В этом священнодействии, соединяясь с братиею лаврскою, приходские священники из Троицкого посада и из Москвы совершили с коленопреклонением и слезами молебное пение всемилостивому Спасу, Божией Матери и Преподобному Сергию. Вера и упование их не посрамились. В этот самый день, назад тому два века, Поляки отбиты были от ворот Московских, и в этот же день Французские отряды оставили Дмитров и Богородск. Таково было начало их бегства и гибели! Октября 6 они поражены Русскими в одно время под Тарутиным и Полоцком; сии победы ускорили истребление полчищ Наполеоновых. Одиннадцать дней Октября сделались достопамятнейшими в 1812, как и в 1805 году, ибо были причинами таких явлений, коим нет подобных в новейшей истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

40. Другая смущалась тем, что на работе, когда ей поручались дети, невозможно было соблюдать посты. Батюшка посоветовал ей заменить качество количеством, то есть значительно уменьшить его. Она говорила, что ждала с нетерпением того времени, когда можно постом или в постные дни вволю наесться картошки, да поддобрить ее жареным лучком — и вкусно, и досыта, и с чувством исполненного долга, а то лизнешь молочной каши — и не наешься (раз батюшка велел чуть-чуть поесть, чтобы других не возмущать), и на душе нехорошо. 41. Многим батюшка благословлял читать акафист Божией Матери каждый день. Многие жаловались, что привычка к словам мешает проникать в смысл произносимых слов. Спросить трудно бывает, мешает многолюдство, постоянное неспокойствие: придет ли на исповедь, удастся ли спросить что-нибудь на ходу, когда он спешит на службу. При первой возможности спрашиваю о том, можно ли вместо обычного Благовещенского читать другой акафист Матери Божией. " Можно " . Из этого делаю вывод, что важнее всего внимание к словам — чтобы только молитва была обращением ума и сердца, а не машинальным повторением написанных слов, давно знакомых и потому легко убегающих из сознания. 42. Как-то на слова Евангелия: Ваши же блаженны очи [ 9 ]... батюшка сказал, что это к нам, ко всем христианам, относится. Ветхозаветные пророки только предполагали, видели в символах, как через тусклое стекло, то, что дано христианам. Мы можем всем сердцем ощущать близость Господа в храме, при чтении Евангелия, в Таинствах, особенно в момент причащения. Ему сказали, что мы, рядовые верующие, тонем в суете, а вот священникам дана благодать особая. На это батюшка возразил: " Нет, это всем. Благодать та же.... " Конечно, так. Бывает, к сожалению, что неопытный священник внушает другим мысль о своем избранничестве, но это — увы — от скудости понятий, духовного невежества всех — и говорящего, и слушающих. Не случайно в " Невидимой брани " [ 10 ] подчеркивается необходимость развивать ум и совершенствовать свои понятия, чтобы различать добро от зла. К сожалению, основной массе верующих надо делать это самостоятельно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Выслушал он их и... обвенчал. Без штампа в паспорте. Но монах тот знал, что делал. Вика говорит, что он ещё раньше ей сказал, что будет у неё мужем именно такой человек. Приобрели они в глухой деревне Калужской области маленький домик и стали жить. Она детей рожала, он — руками работал, где мог. И все думали, как бы документы ему сделать. Детей же куча уже. А он по закону — не муж, не отец. Да и вообще непонятно кто. Как будто бы нет его. В итоге, после десяти лет жизни без документов, начались у них по этому поводу разные суды. Установление личности, гражданства и т.д. И как-то очень долго не могли они получить одну очень важную справку. Нужно было делать запросы в разные инстанции, их «футболили» туда-сюда. Необходимо было ехать по месту бывшего жительства мужа (а это было невозможно), потом в Москву, а потом все равно ничего не получалось. А ещё куча маленьких детей на руках. И, как известно, бюрократию нашу может победить только Бог. Или Богородица. Так в итоге получилось. Стали они читать акафист «Троеручице». В Феклину пустынь к ней ездили. Параллельно опять отправили запрос, чтобы выслали им эту справку. В суде же им сказали, что ждать надо минимум 3 месяца. 11 июля, в самый день памяти Божией Матери «Троеручица», нам прислали эту самую важную справку — Отправили мы письмо в первых числах июля. Молились. И 11 июля, в самый день памяти Божией Матери «Троеручица», нам прислали эту самую важную справку. Вместо трёх месяцев. Мы поверить не могли! Вот такая история о том, как Божья Матерь победила российскую бюрократию. Прошёл уже год, у парня сделаны все документы, они с Викой расписались (после 9 лет венчанного брака), и он даже подтвердил отцовство собственных многочисленных детей... «Батюшка Серафим! Вылечи меня!» Хотела я на этом закончить, но решила ещё немного о Вике и ее судьбе рассказать. Тем более что там другая история о чуде имеется. Правда, по молитвам уже к преподобному Серафиму Саровскому. Но чтобы два раза не вставать... Воспитывала ее одна мама, человек в то время совершенно нецерковный. Но потом у женщины случился крутой поворот, и она уверовала.

http://pravoslavie.ru/154725.html

— А если человеку является Богородица, как Она явилась преподобному Сергию Радонежскому? — Когда придет человек, который скажет, что какое-то время назад вечером у него было какое-то особое состояние, которое длилось короткий промежуток времени, он почувствовал какое-то явление, и это было один раз и длилось несколько минут, и больше никогда не повторялось, понятно, что психиатры найдут некие слова, термины, но это не будет достаточным для того, чтобы говорить, что у человека есть психическое отклонение. Это отдельный феномен, который длился короткий промежуток времени, отдельные минуты. Другое дело, если человек говорит о том, что с ним постоянно общается Божия Матерь, а исходя из духовного опыта Церкви мы знаем, что явления Божией Матери — это совершенно уникальные чудеса в истории всего человечества, что Божия Матерь являлась всегда особым людям, особым подвижникам, которыми абсолютное большинство из нас не является. И предположить, что мы с Вами в жизни встретимся с преподобным Сергием или с преподобным Серафимом Саровским или с кем-то из подвижников, — очень сомнительно. Неслучайно многие явления, которые были описаны в XX веке в католическом мире: и Фатима, и явление Божией Матери в Междугорье, в Югославии, когда Божия Матерь являлась в определенное время чуть ли не по расписанию, мы, как люди православные, все-таки ставим под сомнение. — У меня как священника в связи с этим возникает вопрос не теоретический, а по ситуациям, с которыми приходится сталкиваться в пастырской деятельности. Если вдруг человеку какой-то внутренний голос говорит уйти от жены, перестать причащаться — это скорее всего бесовское искушение или психиатрическое состояние? — Есть четкие понятия, когда мы говорим про психическую патологию. Все руководства по психиатрии говорят о том, что когда человек говорит, что он слышит некий голос, мы должны у него много-много раз переспросить, что он имеет в виду под голосом, который слышит. Когда человек говорит, что у него есть некий голос совести или у него некое внутреннее ощущение, что нужно менять свою жизнь, голос души говорит ему что-то такое — это наши нормальные переживания. А вот если человек говорит, что слышит некий голос или голоса внутри головы, которые его оскорбляют, дают приказания, комментируют его поступки, то это скорее всего слуховые галлюцинации.

http://patriarchia.ru/db/text/5769661.ht...

С этого момента она стала совершенно здоровой. Благодарные родители отслужили преподобному Сергию молебен, за которым со слезами молились Господу, исцелившему их дочь предстательством преподобного Сергия. У врача Москвичка Ольга Петровна осенью 1906 года обратилась к известному профессору по глазным болезням Гуревичу, потому что ослепла на один глаз. Профессор рекомендовал удалить этот глаз, чтобы не заразился другой и она не потеряла бы зрение полностью. Расстроенная больная пошла в Кремль помолиться, отслужила молебен перед иконой Бо-жией Матери " Нечаянная Радость " . По пути домой она ощутила неодолимое желание зайти в часовню на Ильинской улице, где она заказала молебен преподобному Сергию Радонежскому. Дома она, почувствовав усталость, легла и заснула. Видит во сне: входит к ней Старец с необыкновенно добрым лицом и ласково говорит: " Не бойся за глаз. Предстательством Божией Матери твой глаз будет здоров " . Она проснулась, закрыла здоровый глаз рукой, взглянула больным — видит! Дома темно, уже ночь, но она видит в комнате все, что видела раньше. На другой день пошла она к профессору. Тот подтвердил, что глаз здоров, но просил приходить еще, так как бывали случаи временного улучшения. Она пришла через неделю, потом через месяц — глаз видел так же хорошо. Профессор удивлялся, просил прийти к нему еще ради научного интереса... Глаз был здоров. " Кайся! " В 1894 году к наместнику Лавры преподобномученику Крониду зашел односельчанин Яков Иванович. Отец Кронид сразу же обратил внимание на то, что он грустен, чем-то подавлен. На вопрос отца наместника о причине его переживаний Яков Иванович рассказал о странных припадках сына Васи, мальчика восьми лет. Он вдруг начинает так сквернословить, что страшно слушать, а лицо делается черным, смотреть жутко. Когда отец, рассердившись, начинает его " учить " , бросив в подвал, он и оттуда выкрикивает страшные ругательства, хуля все святое. Отец Кронид сказал отцу мальчика, что есть особая причина, позволившая диаволу приблизиться к невинной душе мальчика.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

преподобномученик Кронид (Любимов) Близость Спасителя и Божией Матери к больным и скорбящим Близость Спасителя к больным и скорбящим Спаситель грешную душу к Себе призывает Вразумленная в сонном видении женщина принесла покаяние в неверии и скончалась в мире Зинаида Николаевна Курихина была воспитана в вере и благочестии. Она искренно любила храм Божий и своих родителей. Но, вступив в замужество, она была увлечена неверием и совершенно отошла от Бога. В полном расцвете сил Зинаида Николаевна после какой-то случайной простуды вдруг заболела скоротечной горловой чахоткой. Изнемогая от чахотки и к тому же терпя болезненные приступы от рака желудка, она нигде не могла найти себе покоя, так как с утратой веры в Бога у нее не было и смиренной покорности Его воле. Душа ее страдала безгранично, и она была близка к отчаянию. А смерть уже близилась к ней. Ночь перед кончиной она провела в неописуемом страдании. К утру в изнеможении забылась легким сном, и ей видится удивительный сон. Будто бы она на необъятном поле, которое заполнено бесчисленным количеством народа. Казалось, весь мир был собран здесь. С бесконечного пространства небесной высоты, видит она, внезапно заблистал молниеносный свет. В нем явился, подобно молнии, Спаситель мира – Господь Иисус Христос . Лик Его настолько был добр и милостив, что передать это человеческим языком невозможно. Весь народ со слезами и радостью воскликнул: «Господи! Прииди и спаси нас». Он в сиянии света приближался к плачущим. Вблизи стояла старушка с простертыми к Нему руками, сквозь рыдания она говорила: «Господи, возьми меня к Себе. Я всего лишена, и страданию моему нет предела». И слышит она ответный голос Господа: «Успокойся, раба Моя. Лютая твоя скорбь сменится вечной неизреченной радостью». Приблизившись к больной, Господь милостиво воззрел на нее и сказал: «Что с тобой, Моя раба?» Она, чувствуя виновность перед величеством Его славы, свое сердечное удаление от Него, испугалась и не знала, что Ему сказать. Только одно успела проговорить: «Господи, у меня нестерпимо болят горло и желудок». Еще милостивее воззрел Он на нее и сказал: «Завтра же после покаяния ты будешь совершенно здорова»,– и стал невидим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010