Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Его служителем; когда же Бог просветит господина твоего, то он сам даст тебе отпуск. Беспрекословно послушался Агапий старца Божьего. Удивился варвар, увидев неожиданно возвратившегося раба... – Как ты ушёл и как решился возвратиться? – спросил он его. Агапий подробно рассказал ему всё дело. Магометанин поражён был этим рассказом, так наглядно выражавшим всю высоту святой христианской веры; душа его смягчилась и возвысилась до Божественного постижения. В скором времени, взяв с собой Агапия и двух сыновей своих, он отправился на Святую гору к старцу Агапиеву и пожелал принять от него крещение себе и своим детям. Впоследствии все они приняли и иночество и достойно подвизались до самой кончины. По-видимому, старец инок действовал против указания Самой Божией Матери... Но – кто может исследовать глубины и пути Духа, действующего в храме своём – чистой душе человеческой, «ходатайствующего о спасении человека воздыханиями неизреченными?» Между-тем, не Духом ли Господним старец провидел, что указание Божией Матери Агапию «возвратиться к своему старцу» совмещало и другое указание – приобрести души неверующих этим же путём... Не покинувший своего господина Агапий не мог бы совершить и такое многозначительное, увенчанное такими благими плодами возвращение к своему господину... Посредством этого возвращения проявились: величайшая правда старца, свойственная ему, как христианину, величайшее послушание Агапия, послушание сопряжённое с полным самоотвержением, которые оказались доступными ему, как христианину, и которые так поразили его господина, что он воспламенился стремлением приблизиться вместе с детьми своими к источнику такой душевной красоты и... променял свою свободу на рабство Христу или – единую истинную, спасительную свободу... † Преп. Домнины Чудная Домнина, пишет блаженный Феодорит , ревновала житию св. Марона 1 . Она в саду матери построила себе маленькую хижину, покрытую соломой. Постоянными слезами омочала она не только колена свои, но и одежду власяную, – такая одежда покрывала тело её.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, есть в этой истории недосказанность. Ведь у Алексея после встречи со священником было достаточно времени для переосмысления. Возможно, в какой-то момент своей жизни он сделал или сделает правильный выбор. История третья Некоторое время назад в Сергиев Посад переехала из Белоруссии мама с двумя дочками. Они хотели жить при лавре, быть поближе к преподобному Сергию. Купили квартиру. Старшая дочка, Людмила, устроилась работать в столовую Московской духовной академии. Здесь она познакомилась с семинаристом, они искренне полюбили друг друга. С мамой и младшей сестрой она была просто счастлива от того, как складывается их жизнь. Но вот однажды вечером Людмила шла за лаврой в низине, рядом с оврагом. Неожиданно из-за кустов появился человек с ножом. Девушку парализовал страх, она тут же протянула преступнику свою сумочку. Но бандит сказал: «Мне не нужны твои деньги. Я проиграл тебя в карты и должен убить». В преступном мире бывает всякое. Этот бандит, проигравший всё в карты, поставил на кон чью-то жизнь. Ему, собственно, было всё равно, кто появится на пути в пустынном и темном месте. Карточный долг для бандита – долг чести. Оставалось только подкараулить жертву. Вот такой жертвой и оказалась эта бедная девушка. Вокруг никого, темнота, тут же – овраг, в который преступник мог сбросить бездыханное тело. А бедная девушка тихо, сквозь слезы произносила: «Мамочка, прощай» – и молилась, как могла. А мама, надо сказать, была далеко, в отъезде, и там, в далеком городе, она уже легла спать. И вдруг она в этот самый момент увидела во сне, что ее дочь лежит в гробу. Нестерпимая тревога и боль в сердце пробудили маму. Она упала на колени перед иконой Божией Матери и стала слезно молиться: «Пресвятая Богородица, помоги, спаси мою дочь!» Мы не знаем, как долго молилась мать, но только преступник вдруг потерял весь свой грозный вид и решимость. Он стоял как вкопанный, и только тихо сказал: «Иди». Так Людмила спаслась и пришла домой живой и здоровой. Так Людмила спаслась и пришла домой живой и здоровой. Молитвы матери остановили руку злодея

http://pravoslavie.ru/125158.html

После он рассказывал, что прошел всю Европу, но в первый раз в жизни видел такое смирение; а о прозорливости даже и не подозревал никогда; между тем, старец раскрыл пред ним всю его жизнь до тайных подробностей. А когда кресты свалились с груди его, то батюшка сказал ему: " Это потому, что ты получил их незаслуженно " . Однажды пришли к нему управляющий имением одного помещика, его же крепостной Н. с женою. Они стали просить у батюшки благословения на поездку в Москву к господину своему, чтобы он отпустил их на волю или по крайней мере освободил его от трудной службы. Но о.Серафим взял управляющего за руку, подвел его к иконе Умиления Божией Матери и сказал: - Прошу тебя ради Божией Матери: не отказывайся от должности. Твое управление - к славе Божией: мужиков не обижаешь. А в Москву нет тебе дороги. А вот твоя дорога: я благословил одного управляющего проситься на волю по смерти господина... Когда господин тот скончался, госпожа отпустила управляющего на волю и дала ему доверенность на управление имением такую, что только себя не вручила ему. Посетитель исполнил приказание батюшки; а впоследствии с ним самим произошло все то, что старец говорил прикровенно о другом будто лице. К подчиненным, особенно к крепостным крестьянам, о.Серафим всегда заповедовал относиться с вниманием и жалостью. - Не противны ли Богу законные, по-видимому, наказания? - спросил его некий начальник. - И как сохранить нравственность людей, мне подчиненных? - Милостями, облегчением труда, а не ранами, - ответил кроткий старец, - напои, накорми, будь справедлив! Господь терпит (то есть его самого), и ты прощай... Исаак, Авраамов сын, не злобился, когда у него колодцы засыпали, и отходил. Тяжкое было то время для крестьян... И нужно было особенно настойчиво повторять о милости господ к рабам. Но если кто-либо из крепостных уходил от своих помещиков самовольно, то батюшка не покрывал таких. Одна девушка, желая скрыться от своих господ, надела на себя послушнический подрясник, остригла волосы в кружок и в таком виде бродяжничала по миру. А когда ее узнало начальство, то она сослалась на преподобного Серафима в надежде, что из уважения к святому старцу простят и ее. Наряжено было следствие над батюшкою: все это оказалось неправдою. А старец даже огорчился по поводу всего происшедшего и целый день не выходил из кельи своей, проводя время в молитве.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

После можно было наблюдать такую картину, как эта «модница» оделась скромно и потянулась сама к старцу – ей, видимо, еще хотелось услышать благодатное слово. Вскоре на исповеди отец говорил опять о христианской любви: надо иметь в душе желание всем спасения. Как же можно пройти мимо бедных душ, тонувших в пучине заблуждений и неверия? Надо поддержать добрый порыв души и укрепить появившуюся в человеке веру. За спасение погибающего получите великую награду! Вот как он жаждал всем спасения! Такое чудное пение во время молебна. Служит отец, одна из молящихся скорбит, что не имеет голоса петь со всеми вместе. А батюшка, утешая ее скорбящую душу, говорит: «У кого нет голоса, пусть поет душой!» У одной не было денег даже свечку поставить, и она скорбит об этом. А старец, проходя мимо, заметил ей: – А если денег нет на свечку, сама как свечка! Другая по скупости не захотела поставить свечи Успению Божией Матери и преподобномученику Корнилию: «Необязательно каждый день ставить», – рассуждала она. В это время батюшка купил свечи у ящика и потом дает ей как раз две большие свечи, говоря: – Поставь их Успению Божией Матери и преподобномученику Корнилию, смотри, чтобы всегда горели! Пораженная знамением ее мыслей и прося прощения у Матери Божией и преподобномученика Корнилия, эта раба Божия стала после этого ставить им свечи каждый день. Эта способность зреть сокровенное является у человека только при чистом сердце. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Даже в начале своего пастырского служения в нем была заметна эта способность узнавать мысли. Однажды в Трапезном храме в лавре преподобного Сергия одна из приезжих молящихся в скорбном настроении от тяжести своих грехов в неслужебное время просматривала живопись, где по простенкам между окон были изображены картины из евангельских сказаний, и тронула ее особенно картина возвращения блудного сына к своему отцу. Она долго стояла здесь с покаянным чувством и жаждой найти себе такого духовного отца, который не осудил бы ее. И вдруг откуда взялся отец, заглянул ей в лицо и быстро отошел. Она не поняла тогда Промысла Божьего, что Господь указал ей просимого отца духовного. Ее смутила его живость и молодость тогда, когда он показался ей. Но после, спустя много лет, она оказалась в его пастырской ограде и теперь очень радуется, что наконец нашла себе верного и доброго пастыря, надежного ходатая о спасении грешницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Приведенные мысли преп. Максима извлечены из первого сочинения его “Слова на Люторы”, известного и под другим заглавием: „Слово о поклонении свя­тых икон“. Другое сочинение преп. отца против лютеран озаглавливается: “Слово на хульники пречистыя Божиея Матери”. Последнее „Слово” не соответствует ни своему содержанию, ни назначению. Дело в том, что полемист вооружается против тех христиан неправославного образа мыслей, которые держатся особенных, отличных от наших, представлений о достоинствах Божией Матери; мнения эти можно назвать заблуждениями, но отнюдь не хульными, какими считал преп. Максим в порыве увлечения; тем более не­справедливо причислять к хульникам Богоматери лю­теран, не отвергавших ее святости, славы и досточтимости; не отвергали и не отвергают тех же достоинств и лютеранские богословы, утверждая только, что пресвятая Дева Мария, равно как и все святые Божии, non sunt religiose, suppliciter et fiducialiter invocandi aut adorandi. “Конечно, говорит М. Лютер, Божия Матерь была чистая, св. Дева, благословенная в женах, как величал ее Ангел, и как сама она говорила в своей песне: „отныне ублажат Мя вси роди”; мы высоко уважаем пресвятую Деву: но она не страдала за нас, не распялась за нас. Христос искупил нас своими страданиями и молился за нас на кресте“. Это говорил М. Лютер в опро­вержение папистов, приписывавших, по его мнению, Богоматери величие и славу, принадлежащие одному Богу. Между тем преп. Максим Грек относился в вопросе о почитании Божией Матери одинаково, как к лютеранам, так и другим инославным христиа­нам, хотя и менее благоговейно почитавшим Бого­матерь, но все-таки не хулившим ее. На основании этого можно думать, что второе “Слово” преп. Максима направлено было против тех, кто думает учить о Богоматери несогласно с православною церковью, уни­жая ее достоинства, к каким “хулителям” принад­лежали и русские „жидовствующие“, не исключая и магометан, извращавших христианскую истории и до­гматы. Преп. Максим обличает заблуждения тех, “кото­рые отметают неприкладныя высоты, святости и славы пречистыя и всепетыя Божия Матери, высшия небес и всех небесных умных сил, иже глаголет: тогда точию бывшу ея святу и преславну, в елико время ношаше в пречистей утробе ея Еммануила, а по еже родити и отдоити Его, бывшу прочее ея акы едину от прочих жен?“ Приведенные и подобные неверные мнения преп. отец опровергает многоразличными ссыл­ками на ветхозаветные пророчества и прообразы, кото­рые, по объяснениям отеческим, относятся к Божией Матери, которая “и прежде, еже зачати Еммануила и во чреве носити, и по еже родити Его, и по своем священном преставлении, славна бе, и есть выну, и будет, и елика, аще просит у Сына и Творца своего, вся сильна есть совершити призывающим ея на по­мощь с верою и надеждою твердою”. 17

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Стоим мы хорошо, то есть удобно для нас: и хор слышен, и чтецов, и служащих без напряжения воспринимаем. Конечно, не без сопутствующих всему и везде искушений, цель которых — рассеять, отвлечь внимание, раздражить, помешать сосредоточиться и в результате — пропустить мимо ушей такую службу. Мешали ребятишки: вертелись, разговаривали, безобразничали. Мать их печкой стояла, хотя посторонние делали им замечания. Отрешиться от этого, не замечать или хотя бы не рассеиваться, слыша и видя все, не просто. Надо уйти в службу целиком. Слава Богу, хорошо пел хор, видно было и икону Божией Матери с редким названием " Похвала Богоматери " . Обычно видишь ее мельком, а тут есть время. Удивительно, как продумывали раньше всякую деталь! Крупные иконы видны с порога. Когда икону видишь, где бы ни пришлось стоять, легче отрешиться от земной суеты и прислушаться к службе. Здесь, на этой иконе, Богоматерь сидит на троне чуть склонив голову (знак внимания), Ее окружают пророки со свитками своих писаний. Жест Ее рук выражает сразу много оттенков Ее реакции на похвалу. Основной — это как бы передача ее Творцу ( не нам, Господи, не нам, но имени Твоему [ 5 ]...). Лик и силуэт передают открытость, преданность, внимание и служение. Когда вспыхивает белый свет — загорается золотой фон, когда хор включает свой местный свет, боковой,— блики бегут по золотой разделке, оживляя окружение Божией Матери — цветы, фигуры предстоящих. Все хорошо, и даже очень: звучание юношеского хора, высокий золоченый иконостас, местный ряд икон, убранная белыми цветами сень над Плащаницей Божией Матери, сама Служба. Требуются и свои усилия, чтобы не слышать шум толпы, возню рядом, разговоры о всяких пустяках. Усилия эти тогда увенчаются успехом, когда поможет Господь, а без того можно только устать от старания. Пока рядом канонарх, можно слушать Службу, не заглядывая в книжечку, где она напечатана, а когда все вышли к Плащанице читать похвалы, тут уже придется уткнуться в нее, чтобы не пропустить ни слова. Читают все служащие, естественно, по-разному — кто разборчиво и четко, а кто и нет. Но это все мелочи. Особенно хорошо звучит третья статья, где стихи псалма читает один отец Владимир Назаркин, а хор поет похвалы на мотив греческого " Агиос о " Феос " . Не так легко приспособить текст, но все-таки звучит очень торжественно, душевно...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Сам епископ Игнатий, назначая своим духовным чадам это келейное правило, иногда несколько сокращал и изменял его. В одном из писем он советует некой монахине следующее: «Относительно правила после вечерних молитв, полагай 10 поклонов земных с молитвою Иисусовой, а потом твори 30 молитв Иисусовых неспешно, со вниманием, шепотом. Затем 5 поклонов земных с молитвою: Пресвятая Владычице моя Богородице, спаси меня грешную . Потом по 3 поклона поясных Ангелу Хранителю и всем святым». Чтение акафиста Иисусу Сладчайшему, кроме собственного своего достоинства, является, по убеждению епископа Игнатия, превосходным приготовлением новоначального к занятию молитвой Иисусовой. Акафист на всем своем пространстве в разнообразных формах изображает прошение грешника о помиловании Христом Спасителем. Он показывает, какими мыслями может сопровождаться Иисусова молитва, которая для многих новоначальных кажется первое время очень сухой. 263 В акафисте Божией Матери прославлено вочеловечение Бога Слова и величие Божией Матери, Которую ублажают «вси роди» ( Лк. 1, 48 ). «Удачным освещением, – пишет епископ Игнатий, – оживляется всякая картина, и необыкновенным светом благодати озарен акафист Божией Матери. Всё это действует сугубо: им просвещается ум, от него сердце исполняется радости и извещения. Непостижимое приемлется как бы вполне постигнутое, по чудному действию, производимому на ум и сердце». 264 Преуспевшим инокам, ощутившим некоторое просвещение ума, рекомендуется уже не чтение акафистов, а псалтири. Псалтирь надо читать также очень неспешно – так, чтобы на одну кафизму уходило около 20 минут. Древние иноки совершали молитвенное чтение псалтири с такой неспешностью, что называли его псалмопением. Псалмопение не было в полном смысле пение псалмов (по гласам или по нотам), а неспешное чтение, протяженностью своей напоминавшее пение. 265 Келейное молитвенное правило, какое бы оно ни было и в какое бы время ни совершалось, прочитанное со вниманием и при сочувствии сердца, оставляет в душе монаха глубокий благотворный след и постепенно приучает его к постоянной молитве; оно ограждает его от пагубной праздности и дивно усвояет Христу Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Похвальная беседа в честь Божией Матери. Преподобного Ефрема Сирина В великое изумление, возлюбленные, приидет всякий, кто размыслит о том чуде, как Бог снизшел, и в матернем чреве уготовал Себе жилище, – как Божие естество облеклось человеческою плотью, и не погнушалось девять месяцев обитать во чреве, – как чрево, будучи плотью, могло носить в себе огонь, – как в слабой утробе пребывал пламень, и не опалил ее. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога: так Мария во чреве носила Христа. Чрез слух всецело вошел во чрево Бог, и из чрева чисто изшел в мир Богочеловек. Дева зачала во чреве Бога, вместе с Девою носила во чреве и неплодная; и сын неплодной взыграл, сретив Плод девственного чрева. Новое чудо творит Бог среди земнородных: и Сам рождается от не познавшей мужа, и провозвестник Его рождается не по чину естества. Небо измеряет Он Своею пядью, и полагается в яслях на протяжении земной пяди. Море объемлет Он Своею горстью, и рождается в вертепе. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величием Его. Моисей желал видеть славу Его, но не мог увидеть, как хотелось бы ему ( Исх. 33:18 ). Теперь пусть приидет и увидит ее, потому что она в яслях повита пеленами. Не мог тогда человек видеть Бога и остаться живым ( Исх. 33:20 ); теперь всякий, кто видит Его, спасен будет от смерти второй (Апокал. 20:6). Моисей изобразил сию тайну, потому что увидел огнь в купине. Волхвы увидели исполнение тайны, потому что узрели свет в пеленах. Глас воззвал Моисею из купины: иззуй сапоги от ног твоих ( Исх. 3:5 ); звезда, молча, возвещала волхвам, чтобы шли на место Святое. Моисей не мог видеть Бога лицом к лицу, волхвы пришли, и увидели Бога в лице человека. И тот и другой вертеп сходны между собою: и Моисей был подобен волхвам. Слушатель скажет: какое сравнение между Моисеем – главою пророков, и волхвами – персидскими князьями? В таком сомнении успокоивает его Бог, премудрейший решитель недоумений. Если бы не Сам Он заранее избрал волхвов быть проповедниками Его, то не принял бы даров из рук несвятых.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Отец Алексий, чувствуя, что конец приближается, полагал, что прямое его монашеское дело еще не завершено. Это тревожило его и заставляло думать об уединении. После нескольких попыток, как мы уже сказали, он получил благословение на затвор. Об этом в обители стало известно 3 июня, в пятницу, то есть только за три дня до самого события, поэтому проститься со старцем Бог привел лишь тех, кто приехал в пустыньку поговеть на 3–5 июня, да еще кое-кого из близживущих. Некоторые из них простились с батюшкой в воскресенье, но большинство осталось на понедельник б июня, чтобы подольше побыть вблизи нашего дорогого старца и проводить его до самого «затвора». Все они, хотя и не так долго, побывали у батюшки, простились с ним, может быть, навсегда, получили от него его последние советы и наставления... Старец принимал народ безвыходно с 3 часов утра до 12 часов дня. У собравшихся в обители духовных чад старца возникло желание помолиться сообща о здравии и спасении нашего дорогого батюшки и о даровании ему благодатной помощи в его новом подвиге. Среди приехавших на прощание с батюшкой оказалось четыре священнослужителя: один иеромонах – отец Игнатий (Садковский) , два священника – А. Зверев, отец Илия Четверухин и один диакон (отец А. Шишкин) – все его духовные дети. Их и попросили отслужить о батюшке молебен. Ровно в 12 часов старец закончил прием народа, Царские врата главного храма открылись, и священнослужители вышли на середину храма служить молебен. К тому времени в храме собрались и все бывшие в пустыньке богомольцы, и многие из братии обители. Старец, в епитрахили, встал на правом среднем клиросе, позади чудотворной Смоленской иконы Божией Матери. Начался молебен о помощи, благодати и даре Пресвятого Духа в начале доброго дела иеромонаха Алексия. «Во славу Твою вся творити повелевай, Господи, – молились все, – рабу Твоему иеромонаху Алексию, к Твоей славе дело свое начинающему, благословением Твоим поспешество благополучное к совершению подаждь, здравие с долгоденствием даруй. Ангела Твоего хранителя пристави делу сему, благоуветливе Господи, и еже воспятити воспрепятия видимых и невидимых врагов... молимся, преблагий Спасе, услыши и помилуй...» Согласно желанию старца,  молебны служились Спасителю,  Божией Матери, архангелу Рафаилу, Преподобному Сергию Радонежскому, преподобному Зосиме Соловецкому и всем святым. Горячо, со слезами на глазах, молились о старце все присутствовавшие. Ревностно молился и сам старец, часто делая земные поклоны. После молебна священник Илия Четверухин обратился к батюшке со следующими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Богъ же всемилостивый, хотяй всмъ человкомъ спастися и в разумъ истинный приити, положи ему въ ум, и начат помышляти, дабы его несли къ преподобному Мартиниану, и боашеся, да нкако желаемаго не получитъ и не послушають его о семъ братиа. Начат же паче велику вру прилагати и моление къ милости Божией и къ преподобному Мартиниану и слезами многыми и желаниемъ святаго на молитву к Богу призываа бяше. Нгд бо и келиа его близъ гроба святаго прилучися. Бывшу же ему иногда единому в келии своей, и въ едину от нощей зжаливси о живот своем, нача плачем велиемъ к Богу молитися и Пречистую Богородицю на помощь призывати и къ преподобному молениемъ вперив си умъ и многаго разсужениа, начатъ полъзти ис келиа своеа, елика сила можаше, къ гробу преподобнаго. И бывшу ему у гроба святаго, валяшеся с плачемъ многымъ, въпиа, глаголаше: «Помилуй мя Господа ради, угодниче Христовъ! Помолися за мя гршнаго, преподобне отче, дабы на мн показалъ милость свою молитвами твоими святыми! Помяни, отче, колико послужилъ есми святыни твоей, еще ти живу сущу, и въ обители твоей колико лт послужилъ есми!». И на многъ часъ велий плачь простираа бяше и прилагаа главу свою къ гробу святаго, и акы забывъ болзнь, всею крпостию моляшеся. О, великых твоих судебъ, Христе царю! Акы от сна въставъ братъ он весь здравъ, ни слда болзни на себ видвъ, и съ многыми слезами и желаниемъ и любовию объемля гробъ святаго, страхомъ и радостию лобъзаше, припадаа, хвалу же и благодарение велие бяше принося Господу Богу и того пречистй Матери. Смерти уже чааше внезапу и, не надашеся, здравие получи молитвами преподобнаго отца Мартиниана, отиде в келию свою с радостию многою. На утрии братиа, видящи брата оного здрава, дивляхуся скорому его предложению на здравие и въпрашающе его намноз. Он же имъ вся повда, како милость Божию получи молитвами святаго. Прилучивый же ся ту братъ слыша, тъ мн повда всю истину. Вси же славящи и благодарящи Христа, Бога нашего, и Пречистую Его Богоматерь, написахом чюдеса преподобнаго отца нашего Мартиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010