Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Продолжение Евангелия о Милосердном Самарянине 08.04.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Икона Божией Матери «Одигитрия» Слово в день празднования иконы Божией Матери «Одигитрия» («Смоленская») Праздник иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») показывает, как действует благодать заступничества Божией Матери в душе человеческой и в истории. Мы знаем о чудесной помощи через этот образ Богородицы нашему Отечеству. Он так и называется Смоленским. Но на самом деле Ее участие в человеческих судьбах гораздо шире, потому что касается всех людей. Спасения каждого из нас. В Богородичные праздники за литургией, как правило, читается Евангелие о Марфе и Марии. Обращали ли мы когда-нибудь внимание, что этот драгоценный для нас рассказ следует сразу же после повествования о Милосердном Самарянине, являясь как бы непосредственным его продолжением? Евангелие о посещении Господом дома Марфы и Марии начинается словами: «В продолжении пути их». Христос идет Своим путем, который ведет в Иерусалим, то есть к Его Пасхе. «Когда же приближались дни взятия Его от мира, — сказано ранее в Евангелии, — Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское, чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим» (Лк. 9, 51—55). Господь идет дорогой, которая ведет ко всем людям. А теперь Он приходит к двум женщинам, двум сестрам Марфе и Марии. Заметим также, что Он приходит, чтобы дать нам возможность осмыслить то, что совершает самарянин, именуемый милосердным. Этот человек имел дерзновение назвать ближним своим иудея, умирающего на пути в Иерихон. Он взял на себя заботу о нем, он спас его от смерти. Все предыдущее повествование помогает нам увидеть в этом самарянине образ Христа. Через него Христос раскрывает Свой замысел, Свое служение: Он должен стать Ближним для всех людей, чтобы не дать им умереть. Как хочет Он осуществить это? Гостеприимство, забота, труд, проявленные самарянином, дают ответ на этот вопрос.

http://moral.ru/odigitria-icon/

Многие века Богородица не устаёт отыскивать заблудших чад Церкви и собирать их во Христе. Она плачет в Своих иконах о погибающих и, как Мать, строго вразумляет их, напоминая грозное пророчество Своего Сына: Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают ( Ин.15:6 ). Своим апостольским подвигом Богородица- Церковь исполняет древнее обетование о Себе: Возведи очи твои и посмотри вокруг. – все они собираются, идут к тебе. Жив Я! Говорит Господь, – всеми ими ты облечешься, как убранством, и нарядишься ими, как невеста ( Ис.49:18 ). Иверская икона Божией Матери Иверская икона Божией Матери одна из наиболее прославленных афонских святынь, которая хранится там уже тысячу лет – по преданию, с 999 года, когда чудесным образом пришла по водам в огненном столпе в монастырь иверитов (грузин). Согласно древнейшему грузинскому сказанию 74 , в Иверском монастыре во времена второго иконоборческого гонения 75 принял постриг некий благочестивый муж из Византии. Он поведал историю о семейной святыне – иконе Божией Матери Одигитрии, лик которой поразил копьём еретик, и из раны истекла кровь. При виде этого страшного явления он раскаялся и, чтобы спасти икону, опустил её в море. Иверская икона Божией Матери. Прорись После прибытия иконы на Афон её поставили в алтарь, но Богородица перенесла образ на врата обители. Иноки воздвигли надвратный храм, где икона пребывает и поныне. Она именуется Портаитиссой (Вратарницей) и освящает монастырские врата как символ входа в Небесный Иерусалим. Сейчас афонская «Вратарница» закрыта двумя окладами. Первый, серебряный, грузинской работы начала XVI века с неё не снимается, но он очень хорошо передаёт основные линии рисунка. В этом образе Богомладенец на руке Матери сидит значительно ниже, чем на других иконах Одигитрии. Его фигура почти полностью входит в контур изображения Богородицы, Которая не держит Сына, а едва прикасается к Его одеждам. Богомладенец свободно восседает как бы внутри Богоматери, опираясь ногами, словно на подножие, на полукруглую складку свисающего с Её рук мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

   Смоленская икона Божией Матери («Одигитрия», или Путеводительница) была привезена в XII веке в Смоленск. Тогда совершилось возвращение Российской державе города, сто десять лет пребывавшего под властью литовских князей.    В XIII веке Феодоровская икона спасла Кострому от нашествия татар. Князь Василий велел нести сей образ во главе своего войска.    Яркие лучи, исходящие от святой иконы, ослепили врагов, и нашествие было разгромлено. Прославилась она и во время стихийных бедствий, моровых язв, чумы и холеры, распространявшихся в народе.    Неисчислимые чудодеяния происходили по всей стране нашей от списков с чудотворных икон Божией Матери — Феодоровской, Боголюбской и Смоленской, приносимых в места, охваченные поветрием страшных болезней.    И особенно надо отметить чудесное явление иконы Божией Матери «Державная». Это произошло в год отречения от престола последнего русского императора, 2 марта 1917 года, в селе Коломенском под Москвой. В руках у Матери Божией были царские скипетр и держава. И сказала Она, что отныне Сама будет охранять Россию. И теперь в России царство не от мира сего, теперь вместо царя правит страной Матерь Божия. И мы с вами ощущаем на себе Ее державный Покров и заботу о русском народе.    Матерь Божия всегда защищала и миловала Русь, наказывала и вновь возвращала Свою любовь людям, прошедшим ради грехов своих сквозь страдания, покаянием и страданием очистившим свои сердца. Но в нынешнее тяжкое время, когда земля состарилась, отягчилась неверием, беззаконием и невежеством в познании повелений Божиих, не отступила ли от нас Заступница наша Усердная, ревнуя о славе Сына Своего и Бога? Нет, дорогие мои, быть этого не может. Для матери бедствующее чадо еще дороже. И пока на Руси хоть «малое стадо» несет и сохраняет верность заветам Христа, надежду на заступление Матери Божией — мы не погибнем. Мы не должны ни сомневаться, ни смущаться всем тем, что видим и слышим теперь. «На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему — Бог», — так говорят святые отцы. И нынешние события — это не такое уж открытие для всех нас, ибо это подтверждение того, что ни одно слово Божие не изнеможет, но все совершится до малейшей подробности в свое время. Разве не читаем мы с вами двадцать столетий назад написанные апостолом Павлом слова, обращенные к его ученику апостолу Тимофею. Наверное, апостол Тимофей тогда удивился им и не понял во всей полноте, а нам остается тоже удивляться, видя сбывшимися слова, сказанные в глубокой древности: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся». И последние слова — заповедь нам: «Таковых удаляйся!» (2Тим.3:1—5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3258...

Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия глас 4 К Богородице прилежно ныне притецем,/грешнии и смиреннии, и припадем,/в покаянии зовуще из глубины души:/Владычице, помози, на ны милосердовавши,/потщися, погибаем от множества прегрешений,/не отврати Твоя рабы тщи,/Тя бо и едину надежду имамы. Кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия глас 6 Предстательство христиан непостыдное,/ходатайство ко Творцу непреложное,/не презри грешных молений гласы,/но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти:/ускори на молитву и потщися на умоление,//предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. Ин кондак Божией Матери пред иконой Ее Одигитрия глас 6 Не имамы иныя помощи,/не имамы иныя надежды,/разве Тебе, Владычице,/Ты нам помози,/на Тебе надеемся/и Тобою хвалимся,/Твой бо есмы раби,/да не постыдимся. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/v-smolenske-proxodyat-...

Икона Божией Матери «Одигитрия " , похищенная в городе Устюжна в 1994 году, возвращается в Россию Москва, 1 июля 2005 г . Икона Божией Матери «Одигитрия " середины XVI века, похищенная в 1994 году из краеведческого музея города Устюжна Вологодской области и незаконно вывезенная за границу, будет в пятницу вечером возвращена из Лондона в Москву, передает «Интерфакс». Икону доставит заместитель руководителя службы Анатолий Вилков, говорится в сообщении управления по сохранению культурных ценностей федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура). В Росохранкультуре напомнили, что серия краж икон из Устюженского краеведческого музея произошла в 1991-1994 годах. Всего было украдено девять древнерусских икон. " Все они были заявлены в международный розыск. Одну из них – икону " Борис и Глеб " XV века – службе по сохранению культурных ценностей удалось обнаружить в Германии и вернуть в Россию в 2000 году " , – отмечается в сообщении. По информации управления, в рамках работы по поиску и возвращению утраченных произведений российского происхождения икона " Богоматерь Одигитрия " была обнаружена Росохранкультурой в галерее " Темпл " (Лондон) в июне этого года. В результате мер, принятых Росохранкультурой совместно с российским НЦБ Интерпола, удалось решить вопрос о ее безвозмездной передаче российскому государству. В сообщении говорится, что всего подразделением по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры в течение 1997-2005 годов было обнаружено за рубежом и возвращено в Россию свыше 5 тыс. художественных ценностей, икон, антикварных изданий и архивных материалов, похищенных и незаконно вывезенных, общей стоимостью более млн. Кроме того, возвращено около 90 тыс. единиц хранения предметов культурного наследия (музейных ценностей и архивных материалов), покинувших Родину в силу различных исторических обстоятельств, говорится в сообщении. В том числе обнаружено за рубежом и возвращено в Россию 31 художественное произведение, которое было утрачено в период Второй мировой войны, а также Смоленский архив.

http://pravoslavie.ru/13964.html

Вместе с тем последование Смоленской иконе Божией Матери имеет свое лицо, в песнопениях широко представлены мотивы различных богородичных праздников. Так, в стихирах на стиховне взяты идеи Покрова Божией Матери, причем 1-я стихира не заимствована из службы Покрова. В литийных стихирах звучат идеи Благовещения; в тех и других употребляются выражения из акафиста с частым упоминанием обращения к Божией Матери “радуйся”. Это последнее обстоятельство дало Ф. Г. Спасскому основание предполагать, что стихиры, напоминающие структуру канона Одигитрии, могли принадлежать также творчеству монаха Игнатия 94 . Несомненно оригинальными представляются строки седальнов, когда в первом из них предлагается “христоименитым соборам” приступить “припадающе Божия Матери образу” 95 , а во втором говорится о радости верных, которые должны “ликов­ствовать”… “видяще многоименно сияющия праздники Божия Матери” 96 . Это очень образное, почти живописное изображение того, что имело место на Руси — многоименные храмы и отсюда — многоименные праздники Божией Матери — по всему необъятному пространству земли русской. Стихиры на Господи, воззвах отличаются краткостью и выразительностью. “Златая кадильнице”, поется в первой из них, “ручко и жезле, и светильниче светозарный: свитче божественный, в немже перстом Божиим написася Слово, спаси нас Тебе величающих” 97 . Пустынные иноки, разлучаясь со своей обителью, где имелся престол Одигитрии, со слезами вспоминали пение этой стихиры. Златая кадильнице было для них выражением всех их иноческих упований, утешения и радости 98 . Канон Одигитрии творения монаха Игнатия сообщает всей службе Смоленской Богоматери состояние крепкого и верного празднования, которое не убывает от первой до последней песни. “Радостно, Чистая, ныне наставшее хваление приношаю радуяся”, восклицает творец канона в первой песни. “И тихим гласом, Одигитрие, вопию Ти: радуйся, и исполни мя разума пети начинающа” 99 . Эта радость будет содержаться на протяжении всего канона и закончится в 9-й песни следующим восклицанием: “Радуйся, тайных цветов прекрасный сущий раю радуйся, Отроковице, радуйся Одигитрие, всемирное чудо и слышание” 100 .

http://pravmir.ru/russkoe-pesnotvorchest...

Водами сей благодати ороси, напой, очисти и оживотвори душу мою, валяющуюся в бездне греховней. Не дай мне погибнуть в этой бездне и от тли (от погибели) возведи мя». Такова должна быть молитва кающегося грешника, как выражение упования на спасающую благодать Божию. Но есть поговорка: «на Бога надейся, а сам не плошай ». С молитвою надежды на помощь Божию, соединяй собственное усилие для своего спасения, подражая мореходам. Когда им угрожает кораблекрушение от страшной бури на море, что они делают? Не надеясь спастись одними собственными силами, они тоже молятся Господу о помощи, отсюда произошла поговорка: «кто в море не бывал, тот хорошо не моливался». Но ограничиваются ли они одною молитвою? Нет. Они из сил выбиваются, чтобы спастись от потопления: убирают снасти, выбрасывают груз, выкачивают воду и т. п. И Господь приходит к ним на помощь, внемлет их молитвам о спасении. Также должны поступать все плавающие по житейскому морю, обуреваемые волнами страстей, утопающие в бездне греховней. Они могут надеяться на помощь Божию только в том случае, если и сами крепко подвизаются в борьбе с греховными искушениями. Благодатная помощь готова только для упражняющихся в этих подвигах, а не для тех, которые в надежде на нее сами ничего не делают. Благодать помогает только трудящимся, – ленивым и праздным она не помогает. Они не стоят этой помощи. Леность и праздность есть грех. Греху Господь не потворствует. Одигитрия Поучение в праздник Смоленской иконы Богоматери 28 июля Пресвятая Богородица, согласно Ее предсказанию: отныне ублажат Мя вси роди, прославляется церковью многочисленными празднествами в честь Ее, службами и похвальными именами, указующими на Ее достоинства, как Матери Божией, и на Ее бесчисленные благодеяния людям в нуждах телесных и духовных. К числу таковых имен относится наименование Одигитрия, присвоенное Ей в Смоленской Ее икони, в честь которой совершается сегодняшнее празднество. Греческое слово Одигитрия значит путеводительница. По какому случаю усвоено Богоматери это наименование? По случаю исцеления двух слепцов, которых сама Богоматерь провела к своей иконе во Влахернском Константинопольском храме: они приложились к ней и получили прозрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Советский сапер на Большой Советской улице в освобожденном Смоленске. Сентябрь 1943 г. 25 сентября 1943 года вместе с передовыми частями армии Западного фронта в родной Смоленск вошел поэт-фронтовик А.Т. Твардовский: «Первым было впечатление, будто город горел все эти два года. Кварталы заволокло дымом, едкая пыль от взорванных зданий стояла в воздухе». Поэт Александр Твардовский на пепелище родного дома на хуторе Загорье Смоленской области Житель Смоленска А.П. Хомич, свидетель и участник борьбы за Смоленск, вспоминает о первом дне освобожденного города: «Если бы вы видели Смоленск 25 сентября 1943 года, в день его освобождения! Передвигаться по городу было невозможно: всё горело, рвалось, грохотало. На этом самом месте вместо сада – штабеля дров, трупы людей и лошадей. Там, где до войны был льнокомбинат, стояли ряды виселиц. На каждой по нескольку повешенных… Полуразрушенные дома просвечивали выбоинами окон и казались черепами с пустыми глазницами. В дымящихся развалинах люди не узнавали своих домов. Только зубчатые стены Кремля говорили, что это он, наш Смоленск. Обо всем этом вспоминать тяжело, но и забывать ничего нельзя» . Панорама разрушенного Смоленска после отступления фашистских войск В том же сентябре 1943 года в Смоленском Успенском соборе пустующее место древней иконы занял ее старинный список, сделанный еще в 1535 году, – чудотворный образ Надвратной иконы Божией Матери Одигитрии. ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ После войны Смоленск отстроился заново и трепетно хранит память о своих защитниках, которые стоят на его площадях и в парках, отлитые в бронзе, высеченные в граните… Памятник партизану, Герою Советского Союза Владимиру Куриленко (1924–1942). Смоленск В самом центре города у крепостной стены расположен сквер, в котором соединилась благодарная память потомков о защитниках Родины – воинах двух Отечественных войн: 1812 и 1941–1945 годов. Он так и называется – Сквер Памяти героев. Это единство делает смоленский мемориал уникальным. Такого нет даже в Москве, хотя смоленский мемориал Великой Отечественной войны во многом подобен московскому: крепостная стена из кроваво-красного кирпича, Вечный огонь, обелиски городов-героев…

http://pravoslavie.ru/156238.html

Кондак, глас 8-й Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда, и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная. 16/29 июля Иконы Божией Матери Чирская (Псковская) Тропарь, глас 4-й Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4-й Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. 18/31 июля, 2/15 июля Иконы Божией Матери Калужская Тропарь, глас 4-й Заступнице от враг иноплеменных необоримая Калужския земли и избавительнице от смертоносныя язвы, Милостивая! Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, и спаси души наша. Кондак, глас 6-й Не имамы песней, ниже Словес, како достойно восхвалити Тя, Мати Христа Бога нашего, явления ради чудотворныя иконы Твоея земли Калужстей, токмо можем вопити Тебе: не отврати милости Твоея от нас и низпосли ю всем притекающим к цельбоносней иконе Твоей. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» Тропарь, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Другой тропарь, глас 4-й Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Гребневская

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010