Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Информация об иконе Сюжет иконы восходит к одному из эпизодов жития преподобного Александра Свирского (1448–1533), основателя и строителя Свято-Троицкого монастыря на реке Свирь в Обонежской пятине Новгорода, великого чудотворца и подвижника, сыгравшего значительную роль в развитии севернорусского монашества. Рано сложившееся представление о преподобном как об идеале монашеского благочестия и духовного подвижничества сказалось в создании вскоре после его кончины жития, написанного по благословению митрополита Макария в 1545 г. учеником и преемником святого игуменом Иродионом (Кочневым), а также изображений Александра Свирского, появившихся еще до его общерусской канонизации на Соборе 1547 г. Это во многом объяснялось пристальным вниманием к его личности сначала великокняжеской, а потом царской семьи, глубоко чтившей старца еще при жизни. Духовный авторитет Александра Свирского неразрывно соединился с крупнейшей военной и дипломатической победой XVI в. – взятием Казани и переходом Казанского ханства под власть московского царя: первая крупная победа над войсками Епанчи 30 августа 1552 г. совпала с днем памяти недавно канонизированного святого. Первый в столице престол в его честь в храме Покрова на Рву был освящен через два года; к тому же времени относится создание огромной житийной иконы Александра Свирского для Успенского собора Московского Кремля (ГММК. Инв. 1149 соб.), среди ста двадцати девяти клейм которой три (55–57) посвящены явлению чудотворцу Святой Троицы. Свирский пустынник единственный среди всех православных святых сподобился, подобно ветхозаветному праотцу Аврааму, явления Бога в виде трех ангелов, что не могло не получить широкого отражения в русской иконографии. Видению «Святыя Троицы, еже преподобный виде и слыша… в лето 7016 (1508)», предшествовавшему закладке в основанной им пустыни деревянной церкви Святой Троицы, посвящена отдельная глава жития. Во время ночного бдения и молитвы старца его келья озарилась «невыразимым светом»: «…и зрит три мужа, вшедша к нему, въ одежу белу оболчена чистотою, лепа же зило и освещены славою небесною неисповедимою, и коегождо их жезл в руце своей дръжаща преподобный страхом велиимь одержим и поклонися има до земля. Она же имша и за десную руку, въстависта и глаголюще: “…да съзиждеши церкви, и братию събери, и монастырь съградив, и келии постави, яко благоволившу ми тобою многы душя спасти и в разум истинный привести”. Преподобному же на земли лежащу и сиа глаголющу, и пакы же имша и за десницу, въстависта его, глаголющи: “Стани на ногу своею… да въздвигнеши церкви въ имя Отца и Сына и Святаго Духа, неразделимыа Троица”». Яркий и выразительный текст видения, часто в житии сопровождаемый миниатюрой, послужил основой самостоятельных иконных изображений «Александрова видения», иконография которых сложилась уже в середине XVI в. и впоследствии оставалась неизменной.

http://pravicon.com/info-1559

17 апр. 1641 г. состоялось обретение мощей А. С. В 1644 г. царь Михаил Феодорович пожертвовал для них серебряную раку. А. С. весьма почитался как людьми простого звания, так и царственными особами. Дважды (в 1703 и 1721) Александро-Свирский мон-рь посетил Петр I Fktrcttdbx , Александр I Павлопич побывал в нем в 1820 г., Александр II Николаевич - в 1858 г. В XIX в. А. Ф. Ковалевским, основателем казанского Высочинского мон-ря, был составлен акафист А. С. В дек. 1918 г. мощи А. С. были изъяты из раки и увезены из мон-ря, в кон. нояб. 1998 г. мощи возвращены в основанный преподобным мон-рь. В наст. время мощи находятся в ц. прор. Захарии - единственном пока отреставрированном храме возобновленной обители. С 1682 г. Типикон предписывает отправлять А. С. общецерковную службу со славословием. Служба А. С. (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 294-314) - бденная (малая вечерня, лития, 2 канона). В ней святой прославляется как целитель «страстей неисцелимых», великий молитвенник, сподобившийся «видения светлости Святыя Троицы». Известна также «Молитва преподобного Александра Свирского Господу Богу и Пресвятей Богородице» и его же «Молитва по вся дни» (Там же. С. 315-316). Молитвы отличаются особым покаянным характером. Иконография Сообщение о преставлении А. С. в Новгородской летописи под 1539 г. сопровождается миниатюрой с изображением преподобного, лежащего на ложе, на фоне деревянных построек. Одна из первых икон А. С. была написана к прославлению святого и находилась у его раки, что отмечено в житии в «Чуде исцеления детей Созомона и Ариста». О почитании А. С. за пределами Обонежья до его общерус. канонизации свидетельствует упоминание иконы- пядницы с образом А. С. в Описи Иосифо-Волоколамского мон-ря 1545 г. Наиболее ранняя из сохранившихся икон - «Преподобный Александр Свирский с клеймами жития и чудес» 1547-1554 гг. (ГММК. Инв. 1149 соб.). В небольшом среднике - поясное изображение святого, облаченного в хитон, мантию и схиму; лик обрамляют короткие пряди волос и широкая округлая борода, лоб высокий, с морщинами; правой рукой А. С. благословляет, в левой - развернутый свиток. Вокруг средника - 129 клейм (по 4 ряда с каждой стороны), подробно иллюстрирующих текст жития: представлены все прижизненные и 13 посмертных чудес. Внизу помещены наиболее важные события: видение старцу Даниилу, явление Богоматери А. С. Многие клейма посвящены событиям из жизни Александрова Свирского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/64396.html

Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент плащаницы. 1600 г. Мастерская Д. И. Годунова (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Фрагмент плащаницы. 1600 г. Мастерская Д. И. Годунова (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Покров. Кон. XVII — нач. XVIII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ГМЗРК) Свт. Исаия, еп. Ростовский. Покров. Кон. XVII — нач. XVIII в. Мастерская А. П. Бутурлиной (ГМЗРК) Серебряную раку И. украшали 2 накладные сюжетные композиции в овальных картушах, выполненные московским ювелиром А. И. Ратьковым в 1799 г. Сохранилось клеймо с изображением чуда перенесения ангелами И. на облаке в Киево-Печерский мон-рь на освящение Успенской ц. (ГМЗРК; см.: Рус. серебро XVIII в. в собр. ГМЗРК/Авт.-сост.: В. М. Уткина. М., 2009. С. 51-52. Кат. 34). На утраченном клейме была представлена встреча И. с жителями Ростова после освящения Успенской ц. в Киеве. На серебряном с позолотой окладе нижней крышки Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (происходит из ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове, ГМЗРК) в 15 медальонах помещены чеканные поколенные изображения русских (гл. обр. Ростовских) святых, в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери Ростовскому епископу Трифону». В левом верхнем углу в большом медальоне прямолично представлен И. с Евангелием в руке (Там же. С. 104-106. Кат. 74). Раннее изображение И. в лицевом шитье - поясной образ в медальоне на кайме плащаницы 1600 г., созданной в мастерской Д. И. Годунова (ГМЗРК). И.- 2-й сверху с правой стороны, десница перед грудью в двуперстном благословении, Евангелие на покровенной левой руке, у святителя темная борода средней величины; надпись: «стль ucaiu». На саккосе 1655 г., изготовленном в мастерской царицы М. И. Милославской и пожалованном царем Алексеем Михайловичем патриарху Никону (ГММК), на подольнике передника вышиты поколенные изображения К-польских и рус. святителей, в т. ч. И. ( Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. С. 318-319. Кат. 108). Изображения И. встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из мастерских Строгановых во 2-й пол. XVII в.: напр., на воскрылиях клобука митр. Ростовского Ионы (Сысоевича) (1665, ГМЗРК) И.- в молении, рядом со свт. Леонтием. На палице сер. XVII в. помещен сюжет «Богоматерь с Младенцем, в молении святителей Леонтия, Исаии, Игнатия Ростовских» (ЯИАМЗ). В Преображенский собор Н. Новгорода Г. Д. Строганов вложил пелену «Ростовские святители Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков и свт. Стефан Великопермский» (кон. 50-х - 60-х гг. XVII в., НИАМЗ), на которой святители представлены в рост, фронтально, в архиерейских облачениях, каждый с Евангелием в руке. На саккосе митр. Казанского и Свияжского Лаврентия, исполненном в 60-х гг. XVII в. в мастерской А. И. Строгановой (ГОМРТ), образ И. вышит среди изображений избранных святых на вставной полосе, дополнившей подольник в XVIII в.

http://pravenc.ru/text/674806.html

В результате начавшихся в городе волнений был убит 2-й казанский воевода Б. Я. Бельский, протестовавший против присяги «тушинскому вору», торжественное погребение Бельского совершил Е. По-видимому, под давлением большей части дворянской и городской общин Е. принял у казанцев присягу Лжедмитрию II (к-рого в это время уже не было в живых). 12 июня 1611 г. Е. отправил с казанским отрядом воеводы В. П. Морозова в Первое ополчение список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери . После гибели Бельского и ухода Морозова Е. остался во главе гражданской власти в Казани и крае. В нач. сентября казанцы во главе с Е. осудили убийство казаками одного из предводителей Первого ополчения, П. П. Ляпунова, и отказались присягать сыну Лжедмитрия II. Грамоты Е., направлявшиеся в разные города, способствовали формированию Второго ополчения во главе с К. М. Мининым и кн. Д. М. Пожарским . Венчание на царство Михаила Феодоровича. Миниатюра из «Книги об избрании...». 2-я пол. XVII в. (ГММК) После гибели патриарха Ермогена в польск. плену 17 февр. 1612 г. Е. стал 1-м по чести архиереем Русской Церкви. Земское правительство Минина и Пожарского, сформированное в Ярославле, рассматривало Казанского митрополита как временного главу Церкви. В марте-апр. 1612 г. «по боярскому указу» Е. возглавил хиротонию Герасима , игум. Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря , во епископа Суздальского и Тарусского. 29 марта 1612 г. земское правительство направило в Казань игумена Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря Исаию и просило Е. о хиротонии его во епископа Крутицкого. По мнению митр. Макария (Булгакова) , Е. не исполнил этой просьбы. Др. историки полагали, что Исаия был хиротонисан, но из-за смерти или болезни не занял кафедру. По мнению С. Ф. Платонова , Е. не был приглашен в Ярославль для участия в земском правительстве потому, что своим присутствием он сдерживал в Казани сепаратистские силы. В кон. 1612 г. имя Е. перестает упоминаться в грамотах, по-видимому, он был отстранен от участия в управлении Казанским краем дьяком Н. Шульгиным, выступавшим против избрания царем Михаила Феодоровича и не допустившим поездки Казанского митрополита в Москву на Земский собор. В Казани произошел переворот после получения известия об избрании царя: Шульгин был арестован и 26 апр. 1613 г. Е. в Троице-Сергиевом монастыре встречал Михаила Феодоровича и его мать царицу-инокиню Марфу. Подпись Е. стоит 1-й на соборной грамоте об избрании царя, датированной 21 февр. 1613 г. (грамота была составлена и подписывалась в мае 1613). 24 мая церковные иерархи во главе с Е. подписали грамоту Строгановым с призывом уплатить налоги и дать взаймы денег, хлеба и товаров на содержание войска (ААЭ. Т. 3. 4). В кон. мая в Москве на Крутицкую кафедру был хиротонисан Иона (Архангельский) с возведением в сан митрополита. В последствии он стал местоблюстителем Патриаршего престола.

http://pravenc.ru/text/182117.html

А. А. Лукашевич Иконография Имя святой без описания ее внешности упоминается в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разделе «Мученицы» (Ч. 3. § 18). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) о виде Г. сказано: «…риза киноварь, испод празелень темна, крест в руках»; изображение святой показано в лицевых святцах: в правой руке крест, левая - покровенная. Подробное описание облика Г. дает Филимоновский сводный иконописный подлинник (XVIII в.): «Мученица Гликерия… подобием млада, лицем прекрасна и светла бяше, риза багряная, испод зеленая, на главе плат, концами висящи назад, власы из под плата распущены по плечам, в руке крест», в к-ром также сообщается о виде стража Лаодикия «подобием рус, власы кратки, брада невелика, риза красная, испод дикая, штаны желтыя, сапоги черны, в руке меч». В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих», составленном В. Д. Фартусовым, Г. предлагается изображать так: «Одежды богатые, в тунике и тоге, волосы подвязаны, концы волос рассыпаны по плечам. Можно писать у ней на челе изображенный крест, в руках хартию с ее изречением», а Лаодикия, как средовека,- в короткой подпоясанной тунике и плаще, «…на поясе ключ, в руке копье; можно ему писать на руках и ногах кандалы, которые он сам на себя надел». Единолично в рост Г. представлена в минейных циклах (под 13 мая): на миниатюрах - в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 113 об., XV в.); в росписи - в настенном минологии в ц. свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг.; на иконах - XVI в. (ВГИАХМЗ), нач. XIX в. (УКМ); в гравированных Святцах - работы Г. П. Тепчегорского, 1714 и 1722 гг. и работы И. К. Любецкого, 1730 г. Образ Г. нередко включался в состав избранных святых, гл. образом на полях икон: напр., на левом поле на иконе «Богоматерь Казанская» (XIX в., Черемисский историко-лит. музей), на иконе «София Премудрость Божия с избранными святыми» (кон. XIX в., ЦАК МДА). Резное изображение Г. в рост помещено на оборотной стороне ковчега кн. Ивана Андреевича Хворостинина, Москва, 1619-1621 гг. (ГММК).

http://pravenc.ru/text/165129.html

М. Лидов. М., 2000. С. 77. Кат. 18 (автор описания - Л. А. Беляев)). Святыня принадлежала имеретинским правителям, в 1681 г. царь Арчил II привез ее в Россию. В Астрахани гвоздь Господень и др. сокровища царской казны пострадали от пожара, после чего царь Арчил создал для Страстной реликвии новый («вторицею») драгоценный ковчег (Там же; см. также: Пятницкий Ю. А. Грузинская реликвия в России//Никодим Павлович Кондаков: 1844-1924: Личность, научное наследие, архив: К 150-летию со дня рождения. СПб., 2001. С. 87; о вкладах груз. правителей в рус. храмы и мон-ри см.: Белоброва О. А. О нек-рых грузинских вкладах в рус. мон-ри и храмы//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневековой Руси. С. 287-294). Гвоздь был привезен в Казань посланцами вдовы царя Арчила, царицы Екатерины, монахами Панкратием и Арсением, к-рые путешествовали в свите А. П. Волынского, рус. посла в Персию. Узнав о миссии монахов, Волынский известил об этом столицу, и по указу Петра I от 20 апр. 1716 г. митр. Тихону было предписано хранить святыню в кафедральном соборе Казани ( Платон (Любарский). 1868. С. 96). Она была помещена в покоях владыки, откуда ее переносили в Благовещенский собор, а также забирали для народного поклонения 21 мая 1716 г., «в день самых тех обретших Христов крест и гвозди благочестивых царей и равноапостольных в понедельник Св. Духа». Митрополит в полном облачении «изнесе той гвоздь Христов со престола в церковь на главе с кандилы и со свещами и с рипиды и полагает на амвоне на уготованном налое и на антиминсе, ради удобнаго зрения всего народа» (Там же. С. 95). Штат Казанского архиерейского дома при митр. Тихоне был многочислен. Художественным центром была «мастеровая палата», включавшая иконописцев, резчиков и серебряников, как жалованных, так и «безжалованных», живших в вотчинных митрополичьих селах и деревнях; все они состояли в ведении казначея домовых дел, стряпчего и главных монахов-служебников. Жалованные мастера получали не только денежное, но и т. н. хлебное жалованье (продуктами).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАНЬИН Василий (XVII в.), иконописец, родом из Ярославля. Неоднократно вызывался в Москву для работ в Кремле: принимал участие в создании икон для иконостаса Успенского собора (1653), в стенописи Архангельского собора (1660, 1666), ц. Образа Спаса Нерукотворного (1675) и царской Золотой палаты (1661, 1665). А. В. работал также в ц. свт. Григория Неокесарийского (1668) и писал иконы для храмов с. Коломенского (1670). Был послан в Ростов для «стенного письма» в Успенском соборе (1670, 1675). В 1671 г. вместе с братом Ананьиным Константином и Карповым Федором выполнил по заказу Оружейной палаты иконы «Сошествие Св. Духа», «Страшный Суд», «Неделя святых отец», а также, для отсылки царю, образы «Воскресение Христово», «Уверение Фомы», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Преполовение», Казанскую икону Божией Матери и др. В 1677 г. Посольским приказом привлекался для оформления рукописей. В 1686-1687 гг. вместе с Логином Сидоровым , Ермолой Фёдоровым и др. расписал ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле. Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России. Б. м., 1903. С. 122; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в.: Словарь. М., 1910. С. 6-7; Качалова И. Я. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора//ГММК. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2. С. 106; Турцова Н. М. Творчество Семена Спиридонова Холмогорца: Канд. дис. М., 1992. С. 40. И. Д. Соловьёва Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114770.html

евангелистов можно предположить, что «пасхой» называется и день, предшествующий 15 нисана. Однако точный ответ на вопрос о дате Тайной вечери остается открытым. Ап. Павел, сообщая об установлении Е., сказал лишь то, что произошло это «в ту ночь, в которую предан был» Господь Иисус (1 Кор 11. 23). По всей видимости, основное значение имеют содержание и детали самой трапезы, а не день ее совершения. II. Рассказ об установлении Е. Повествование об установлении Е. во время Тайной вечери приведено в Евангелиях в 2 неск. различающихся версиях. Одну содержат Евангелия от Матфея и от Марка, другую - Евангелие от Луки (в Евангелии от Иоанна, где также есть рассказ о Тайной вечере, об установлении Е. не упоминается; отдельный вопрос составляет отношение к Е. обряда омовения ног и прощальной беседы Спасителя, связанных в повествовании евангелиста Иоанна с Тайной вечерей). Тайная вечеря. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГММК) Тайная вечеря. Икона. 1-я пол. XVI в. (ГММК) В Евангелиях от Матфея (Мф 26. 26-29) и от Марка (Мк 14. 22-25) говорится о том, что Господь во время трапезы с 12 учениками преломил хлеб, благословил (ελογσας) его и подал ученикам со словами: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил (εχαριστσας) над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового Завета, за многих изливаемая» (в Евангелии от Матфея к речению над чашей прибавлены слова «во оставление грехов»; но и без них жертвенный и искупительный смысл евхаристической чаши очевиден; слова Христа над хлебом и чашей в церковной традиции называют установительными; см.: Jeremias. 1935). Далее Господь сказал о грядущих событиях - преподав чашу, Он прибавил: «...отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф 26. 29; ср.: Мк 14. 25: «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием»). В обоих Евангелиях установительные слова над хлебом подобны словам над чашей: «Тело Мое» - «Кровь Моя», но сотериологическое толкование дается только чаше. В отношении хлеба говорится о «благословении» (ελογσας), а в отношении чаши - о «благодарении» (εχαριστσας).

http://pravenc.ru/text/348067.html

Как писал прп. Иоанн Дамаскин, «Бог сказал: «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», и «сие творите в Мое воспоминание» - и всемогущим Его повелением это происходит... Ты спрашиваешь, каким образом хлеб делается Телом Христовым, а вино и вода - Кровью Христовою. Говорю тебе и я: Дух Святой приходит и делает это, что превосходит слово и мысль» ( Ioan. Damasc. De fide orth. 4. 13 (86)). Заключительная часть литургии состоит в Причащении, в к-ром, вкушая под видами хлеба и вина Тело и Кровь Христовы, верные соединяются со Христом, а в Нем - друг с другом; тем самым литургия является таинством самой Церкви как единства верующих (ср.: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10. 16-17)). Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Лжица. Москва (?). 1761 г. (?) (ГММК) Правом приступать ко св. Причащению обладают лишь крещеные правосл. христиане (ср.: «От Евхаристии вашей никто да не вкушает и не пьет, кроме крещеных во имя Господне, ибо и о сем сказал Господь: не давайте святыни псам» (Didache. 9)), не находящиеся в состоянии отлучения от Церкви (церковная традиция также предполагает, что причастники готовятся ко св. Причащению постом и молитвой). Св. Причащение преподается и духовенству, и мирянам под двумя видами, хотя младенцам преподается только под видом вина; под одним видом св. Причащение может быть преподано и тяжелобольным ( Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 309-317). Св. Дары также могут быть преподаны вне Божественной литургии - из-за болезни или по иным особым причинам. Кроме полной литургии в правосл. Церкви существует особый чин литургии для дней Великого поста (в древности она могла совершаться и в некоторые др. дни) - литургия Преждеосвященных Даров , к-рая не содержит анафоры, но включает помимо прочего определенные священнодействия над заранее освященными Дарами и причащение.

http://pravenc.ru/text/348067.html

Копие. Россия. XVII в. (ГММК) Важнейший аспект учения Церкви о Е. - вера в то, что Е. есть истинная и действительная Жертва (см.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 317-324). Эта вера основана на словах Христа: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6. 51), «сия Чаша есть новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20). Сам образ изливаемой крови и отделения ее от тела является символом смерти; обозначение крови как крови Завета говорит о жертве, поскольку заключенный при Моисее Завет между Богом и Его народом был утвержден жертвоприношением и окроплением людей жертвенной кровью (ср.: Исх 24. 4-8); слова о том, что Тело «предается» за учеников (Лк 22. 19), подчеркивают добровольность страданий. На это же указывают общий контекст Тайной вечери, к-рая в одно и то же время была вкушением ветхозаветной пасхальной жертвы (ср.: Мф 26. 17; Мк 14. 12-16; Лк 22. 7-16) и началом Страстей Христовых - непосредственно за Тайной вечерей, согласно всем четырем Евангелиям, произошли Гефсиманское моление и затем взятие Господа Иисуса Христа под стражу. Пророческое предуказание о Е. как о единственной и чистой Жертве, к-рая должна заменить все ветхозаветные жертвоприношения и к-рая будет приноситься всеми народами земли, церковная традиция видит в словах прор. Малахии: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал 1. 11). Их используют в своем богословии Е. уже древнейшие церковные авторы (Didache. 14; Iust. Martyr. Dial. 28. 5; 41. 2; 116. 3; 117. 1; Iren. Adv. haer. IV 29. 5 и др.), чем подтверждается изначальность понимания Е. как Жертвы. Сам чин евхаристической литургии или его важнейшая часть, анафора, в церковной традиции часто именуются Жертвой - напр., в диалоге литургическом перед началом анафоры в литургиях свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста говорится о том, что мы приносим Богу     (θυσαν ανσεως); в нек-рых языках для обозначения чина евхаристической литургии используются слова со значением «жертвоприношение» (напр., сир.

http://pravenc.ru/text/348067.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010