1985. С. 67); писал иконы в ц. прп. Иоасафа, царевича Индийского, в Измайлове ( Токмаков. 1889. С. 21-22); «починивал в соборную церковь Преображения Господня, что на дворце, иконы местныя, деисусы, северную и южную двери» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 16. 26079). На рубеже 1688 и 1689 гг. З. «погорел и разорился без остатку»; на восстановление из Оружейной палаты ему было выдано 10 р. (Там же. 26441). В 1691 г. З. написал диаконские врата для Высокопетровского мон-ря; в 1697 г.- для придела св. Иоанна Предтечи в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в имении Узкое писал иконы, к-рые сохранялись там вплоть до нач. XX в. ( Гурьянов. 1904); в 1698 г. для деисусного ряда Спасо-Преображенской ц. в Вязёмах исполнил икону апостолов Петра и Павла ( Шереметев. 1916). Последней известной работой З. в 1700 г. стала сохранившаяся до настоящего времени 2-сторонняя икона «Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном» с изображением на обороте Голгофского креста (ГММК). Образ кон. XIV - нач. XV в. был поновлен З. (икона, согласно сведениям реставрации 1980 г., была полностью переписана, расчищена), о чем сообщала надпись: «...поновлен сей святый чудотворный образ Спасителев греческаго письма во вторые изографом Георгием Терентьевым сыном Зиновьевым» (цит. по: РИБ. М., 1876. Т. 3. С. 587). Последние упоминания о З. датированы 1701 и 1702 гг. в связи с его поручительством об иконописцах Оружейной палаты (РГАДА. Ф. 282. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 1029. Л. 123 об., 156; Ед. хр. 1031. Л. 332 об.). Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 100, 102, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII ст.//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 2. С. 115, 122; Гурьянов В. П. Лицевые святцы XVII в. Никольского Единоверческого мон-ря в Москве. М., 1904; Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 81-85; Шереметев П. С. Вязёмы. Пг., 1916. С. 49, 193, 198. Лит.: Токмаков И. Ф. Сборник мат-лов для VIII Археол. съезда в Москве. М., 1889. Вып. 2: Моск. губерния и ее святыни: История, археология, статистика; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 381-384; Брюсова В. Г. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 49, 54; Налетов А. Г. К истории создания иконостаса нового собора Донского мон-ря//ВМУ: Ист. 1985. 2. С. 66-67; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. 1988. Кат. 151, 152; Гладкая М. С. Иконостас собора Рождества Богородицы в г. Суздале. Владимир, 1996. С. 5, 19, 22-27, 29, 31-34, 57, 62, 108, 121, 138; Кочетков. Словарь иконописцев. С. 229-234 [Библиогр.]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/199835.html

Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанский Богородицкий мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБИ) Казанская икона в киоте помещалась в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме имелось 12 клейм. Оклад внутренней рамы (1806) был выполнен на средства игум. Софии (Болховской) к возведению в 1808 г. нового Казанского собора. Внешнюю раму с клеймами чудес украшал оклад 1-й пол. XVIII в. с фигурными обрамлениями клейм, выполненный на средства полковника А. И. Змеева и его супруги. Внутренняя рама изымалась из внешней и имела ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В теплое время года чудотворный образ пребывал в летнем Казанском соборе, в холодное - в зимнем храме свт. Николая Чудотворца (Николы Тульского). В Казанском соборе (1808) чудотворный образ находился в иконостасе слева от царских врат в большом деревянном киоте ( Малов. 1879. С. 29-34; Загоскин. 1895. С. 160). Сохранившаяся монастырская пелена кон. XVI в. (27,5×24,5 см) с изображением Казанского образа (НМРТ) создана, вероятно, в местной мастерской. Возможно, именно эта пелена в XIX в. висела под явленной иконой ( Завьялова М. К., Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. Гос. объединенного музея Респ. Татарстан//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1995. Вып. 10: Древнерус. худож. шитье. С. 76-78. Ил. 4). 8 июля и 22 окт.- в дни празднования Казанской иконе - совершались крестные ходы из Благовещенского собора в монастырский собор, в обители богослужения возглавляли епархиальные архиереи. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. архиерейские службы в мон-ре проходили 15-20 раз в год. Чудотворную икону ежегодно носили еще в 14 крестных ходах в храмы города. По просьбам горожан монастырские священники приносили Казанскую икону в частные дома. Обитель посещало множество паломников, в т. ч. 28 мая 1722 г.- имп. Петр I Алексеевич , 28 мая 1767 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , затем имп. Павел I Петрович , 18 авг. 1836 г.- имп. Николай I Павлович , 20 июля 1837 г. и 27 авг. 1871 г.- имп. Александр II Николаевич , в 1871 г.- буд. имп. Александр III Александрович . 5 июля 1894 г. и 16 июля 1897 г. в мон-ре был прав. Иоанн Кронштадтский . После святотатственного похищения явленной Казанской иконы (в ночь на 29 июля 1904) на ее место в соборе была поставлена икона Божией Матери «Паммакаристос», написанная по заказу К-польского патриарха Иоакима III и присланная в дар мон-рю (к 2012 - в фондах Национального музея Республики Татарстан).

http://pravenc.ru/text/1319812.html

Рака была изъята из Успенского собора Кремля в 1922 г. (предполагалась передача ее в Гохран), разборка производилась с 1 по 9 сент. (ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1922 г. Ед. хр. 4. Л. 161-162 об.). Местонахождение раки неизвестно (скорее всего она была переплавлена), сохранилась пластина от ее крышки (ГММК). Перед ракой стоял массивный подсвечник, изготовленный ок. 1914 г. мастером Мишуковым (ГМИР, см.: Павлова И. А. Серебряная утварь моск. фирм кон. XIX - нач. XX в.//Москва в нач. XX в./Авт.-сост.: А. С. Федотов. М., 1997. С. 275. Ил.). Сщмч. Ермоген. Икона. Ок. 1914 г. (ц. Казанской иконы Божией Матери в Вырице) Сщмч. Ермоген. Икона. Ок. 1914 г. (ц. Казанской иконы Божией Матери в Вырице) Мастерицами московского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря (и, возможно, Вознесенского и Иоанновского мон-рей) на средства царицы мц. Александры Феодоровны для св. мощей Е. было изготовлено облачение: мантия, клобук и епитрахиль (ГММК). На скрижалях мантии из серо-зеленого репса в традициях древнерус. шитья исполнены с одной стороны - Казанская икона Божией Матери, с другой - изображение тезоименитого Е. мч. Ермогена вместе со сщмч. Ермолаем. Белый клобук с серебряными золочеными дробницами на воскрылиях повторял форму клобука патриарха Филарета (Романова). На очелье клобука Е. сделано отверстие для прикладывания к св. мощам, выше - изображение 6-крылого серафима, к-рое вышила и обнизала жемчугом царица мц. Александра Феодоровна (Открытие мощей свт. Ермогена: 1914 г.//Патриарх Ермоген. 1997. С. 284). На дробницах - резные изображения святых, тезоименитых мученикам царю Николаю II, царице Александре и их детям, а также ангела-хранителя. На бархатной епитрахили, шитой разноцветными шелками и золотными нитями с завитками из перламутра на фоне, выполнены изображения московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и 6 золоченых круглых дробниц с гравированными изображениями 6-крылых серафимов. Внизу в 4 строки крупная надпись вязью: «Пастырь добрый душу свою полагаетъ за овцы» и «Будите оубо мудри яко змия, и цели яко roлyбie» (Ин 10.

http://pravenc.ru/text/190175.html

По проекту иконостаса Воронихина 1810-1811 гг. икона помещалась в круглом обрамлении с фигурными картушами вокруг нее (ГМИС) (Религиозный Петербург/ГРМ. СПб., 2004. Ил. 271 на с. 181; Тебе в дар богатство любви к Отечеству: Кат. выст. СПб., 2011. Ил. на с. 166). По проекту 30-х гг. XIX в. К. А. Тона икона получила прямоугольную раму, в поле к-рой вокруг иконы расположены в прямоугольных же обрамлениях изображения из истории явленной Казанской иконы (обмерный чертеж В. Моргана, 1836-1838, ГМИР) (Тебе в дар богатство любви к Отечеству. 2011. Ил. на с. 37). В 1836 г. над изображениями работал худож. В. К. Сазонов ( Завьялов. 1895. 25. С. 553). Эти 10 сюжетов (4 вверху, по 2 по бокам и 2 внизу) видны на акварели А. Д. Лосева 1859-1860 гг. (ГРМ) (Религиозный Петербург. 2004. Ил. 54 на с. 57). В XIX - нач. XX в. с П. К. и. делались многочисленные списки и хромолитографии ( Мухин В. В. Церковная культура С.-Петербурга. СПб., 1994. Ил. на с. 136, 138, 140). В наст. время икона находится в иконостасе Казанского собора, как и прежде, слева от царских врат. Празднование Казанской иконе Божией Матери (К. и.) Казанская икона Божией Матери. 70–80-е гг. XVII в. Оклад 1717 г. с частицами,Ризы и волос Божией Матери (ГММК) Казанская икона Божией Матери. 70–80-е гг. XVII в. Оклад 1717 г. с частицами,Ризы и волос Божией Матери (ГММК) Из Повести митр. Ермогена известно, что явленную в Казани икону в воскресные и праздничные дни приносили из Казанского девичьего монастыря в Благовещенский собор Казанского кремля и ставили перед местным образом Благовещения Пресв. Богородицы. В Казани местное празднование совершалось в день обретения явленной Казанской иконы, 8 июля. Служба Казанской иконе явилась 1-й рус. печатной службой иконе Божией Матери на Руси. Она была напечатана ок. 1589/90 г. в Казани одним из шрифтов привезенной из Москвы анонимной типографии, предшественницы Печатного двора Ивана Фёдорова, на бумаге франц. производства, которая использовалась в московских изданиях, и была скромно орнаментирована.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

XVII в. (ГРМ), на правом поле - свт. Варсонофий. Г. облачен в фелонь, омофор, низкую митру, правая рука в молении, в левой Евангелие; в соответствии с иконописным подлинником Г. выше свт. Варсонофия. Вместе святители представлены особенно часто, в т. ч. на полях Казанских икон Божией Матери (вологодский образ 1-й четв. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, ВГИАХМЗ). Подобная икона-пядница XVII в. находилась в Вознесенском монастыре Московского Кремля ( Успенский А. И. Иконы церковно-археологического музея ОЛДП//Моск. ЦВед. 1904. 51-52. С. 602). Сохранилась прорись с иконы XVII в. с фигурами Г. и свт. Варсонофия в молении Спасу Еммануилу (ГРМ - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 211). Оба святителя, благословляемые Спасителем в облаках, помещены на фоне пейзажа на иконе 1705 г. московского иконописца Оружейной палаты Якова Иванова (по правленой надписи на нижнем поле - Никифорова) Молчанова (ГМИР). Одна из ранних икон Г. со свт. Германом (святые в молении образу Божией Матери «Знамение») из Успенского собора Свияжского монастыря упомянута в описи 1614 г. (Опись свияжского Богородицкого муж. монастыря 1614 г. Каз., 1892. С. 15). Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) Свт. Гурий Казанский. Фрагмент крышки ковчега-мощевика. 1-я пол. XVII в. (ГММК) При перенесении в 1630 г. св. мощей Г. из Преображенского мон-ря в кафедральный Благовещенский собор на средства казанского дворянина С. Т. Аристова была устроена новая, серебряная рака, на к-рую кн. Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением Г. в рост ( Яблоков. 1909. С. 39). На крышке небольшого серебряного позолоченного ковчега-мощевика 1-й пол. XVII в. (ГММК), созданного, очевидно, не ранее перенесения св. мощей Г.,- чеканное полуфигурное рельефное изображение двуперстно благословляющего Г., в фелони, омофоре и невысокой митре, с Евангелием в руке (на 2-й части крышки - полуфигура блгв. кн. Георгия Всеволодовича), с 1681 г. ковчег находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/168357.html

иконных окладов Нового времени//Рус. церк. искусство Нового времени/Отв. ред.: А. В. Рындина. М., 2004. С. 107-118. Ил. 8, 9, 11). «Народные» К. и. писались по всей России ( Иванова И. А. Кашин. [М.], 2009. Ил. на с. 18), многие из них - во владимирских иконописных селах. В нач. XX в. по заказу Н. П. Кондакова К. и. исполнил известный мстёрский иконописец И. В. Брягин (ГРМ) («Пречистому образу Твоему». СПб., 1994. 147. С. 233. Ил. на с. 232). К. и. занимает важное место в верхнем ряду икон-целебников с надписью, что ей молятся «о прозрении ослепших очес» (Русская икона из колл. Г. Сависаара/Авт. текста: Ю. Мануилов. Kirjastus, 2009. 73. С. 86-87 с ил.). Часто встречаются иконы с избранными святыми, предстоящими в молении К. и. Казанская икона Божией Матери. 1676 г. (?) Иконописец Симон Ушаков. Киот 1694 г. (ГЭ) Казанская икона Божией Матери. 1676 г. (?) Иконописец Симон Ушаков. Киот 1694 г. (ГЭ) Казанская икона Божией Матери. 1721 г. Иконописец Тихон Семёнов (ГВСМЗ) Нек-рые К. и.-пядницы кон. XIX - нач. XX в. стилизуют явленную К. и. (ГИМ, частные собрания). Ок. 1912 г. иконописцем Н. С. Емельяновым (?) выполнена К. и. для Феодоровского собора в Царском Селе (частный музей «Дом Иконы на Спиридоновке») (Русская икона XV-XX вв. из колл. И. Возякова. М.; СПб., 2009. 224. С. 346. Ил. на с. 285). В одеждах Богоматери и Христа живописными средствами воспроизводятся мотивы оклада Петербургской К. и., пропорции иконы также приближаются к квадрату (71,8×71,3 см), но лики исполнены в неовизант. стиле с «воспоминанием» явленной К. и. По полям оклада в 2 ряда - рельефный текст тропаря К. и. В 1913-1914 гг. к канонизации патриарха Ермогена по инициативе имп. Александры Феодоровны на его св. мощи изготовлена шелковая мантия, на скрижали к-рой разноцветными шелковыми нитями гладью вышита К. и. (ГММК). Рисунок для вышивки был разработан в иконописной школе Ивановского (Иоанно-Предтеченского) жен. мон-ря при участии В. М. Васнецова, исполнена она была мастерицами московского Алексеевского мон-ря ( Георгиевский В.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Рождества Пресв. Богородицы в Острогожске. Сведений о произведениях прикладного искусства сер.- 2-й пол. XVIII в. в храмах В. е. мало. Судя по украшенному чеканкой напрестольному кресту (1761, ГММК) из Толшевского Преображенского мон-ря, были и предметы московской работы, и более скромные произведения, напр. напрестольный крест из Казанской ц. в Павловске (1773, ГММК, см.: Костина И. Д. Серебряные напрестольные кресты XVIII в. с вкладными надписями в собр. музеев Моск. Кремля//Ставрографический сб.: Крест в Православии: Сб. ст. М., 2003. Кн. 2. С. 274-275, 279-280. Кат. 14, 18), оклад Евангелия с чернью, эмалевыми изображениями евангелистов и чеканной композицией «Древо Иессеево» на нижней доске, выполненный в стиле классицизма с отдельными элементами барокко московским серебряником А. И. Ратковым (1789, ГММК; см.: Рус. серебро XIV - нач. XX в. из фондов Гос. музеев Моск. Кремля/Авт.-сост. С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М., 1984. Табл. 116-117. С. 231). В 1801 г. был создан почитаемый в Воронеже крест с частицами Животворящего Креста и ризы Господней, мощами мн. святых, заказанный купцом С. А. Аникеевым и служивший храмовым образом Крестовоздвиженской (Петропавловской) ц. (8-конечный крест был вставлен в икону с образами святых в медальонах, мощи к-рых хранились в кресте, и вкладной надписью на обороте). Сохранились сведения о мастерах, трудившихся в В. е. во 2-й пол. XVIII в.: Степан Арбузов в 1789 г. писал иконы для крестовой ц. архиерейского дома, острогожский золотых дел мастер Павленков выполнял богослужебные сосуды для ц. Рождества Богородицы в Острогожске. Предания о чтимых в В. е. иконах называют имена художников, в т. ч. лиц духовного сословия, напр. образ Тихвинской Божией Матери в Воскресенском соборе в Землянске был создан по желанию свт. Тихона Задонского местным священником-иконописцем; он не знал, как выглядит икона, и по начертанию, сделанному святителем на двери, написал образ Богоматери в человеческий рост, к-рый затем был вырезан из двери и поставлен в городском соборе; судя по размерам («в рост человека»), икона была списком с Тихвинской иконы Божией Матери из новгородской Воскресенской кладбищенской ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Внизу надпись: «Cbяmeйшiй Гермогенъ Nampiapxъ, всеа Pocciu, въ зamoчehiu въ подземельи Чудова монастыря. 1612 года 17 февраля». Подобный иконографический извод известен в хромолитографиях с подписью: «В. Васнецовъ 1911 г.», издававшихся поставщиком имп. двора Товариществом скоропечатни А. А. Левенсона в Москве (РГАДА), а также в иконописи, в финифти (Е. на фоне белокаменной стены, ГИМ), в шитье (икона работы Е. А. Ширинской-Шихматовой, подаренная прот. сщмч. Александром Хотовицким Л. А. Титовой), в фотокопиях (Дом-музей В. М. Васнецова). Первый храм во имя Е. в Чудовом мон-ре был освящен 13 мая 1913 г. На зап. стене храма находилась памятная медная доска с выгравированной надписью: «Храмъ сей въ молитвенную память святейшаго Патриарха Гермогена здесь скончавшемся мученической смертью за родину 17 февраля 1612 г. Устроенъ ycepдieмъ Русскаго Монархическаго Общества и Русскаго Монархическаго Союза въ Москве въ мае 1913 года въ oзhaмehobahie 300-лemiя Августейшаго Дома Романовыхъ и благополучнаго цapcmbobahiя Госуд. Императ. Николая Александровича по блarocлobehiю Митрополитовъ Московскаго и Коломенскаго Владимира (с 1912 митрополит С.-Петербургский и Ладожский.- Авт.) и Makapiя. Зoдчiй Н. Д. Стрюковъ [Струков]. Председатель Русск. Монарх. Coбpahiя и Русск. Монарх. Союза npomoiepeй Ioahhъ Восторговъ» (Доклад Н. П. Яныченко «Храм в память Св. Патриарха Гермогена в подклете храма Чуда святого Архистратига Михаила Чудова монастыря», 16 янв. 1919 г.- ГММК ОРПГФ. Ф. 20. Оп. 1919 г. Ед. хр. 15. Л. 96). Небольшой подземный храм напоминал церковь XVII в.: деревянный иконостас был обложен тисненой медью, царские врата, сень, столбцы и нек-рые иконы относились ко времени царя Алексея Михайловича. Слева в иконостасе располагался почитаемый Казанский образ Божией Матери XVII в. в басменном серебряном окладе. Здесь находились новописаные иконы Е. (виды храма печатались во мн. книгах и журналах). Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена. 1914 г. (ГММК) Мантия, изготовленная для мощей сщмч Ермогена.

http://pravenc.ru/text/190175.html

70-х - нач. 80-х гг. XVII в., принадлежала схим. Иоанне (Барятинской) (ныне в ГММК). Для почитаемой инокиней иконы 10 янв. 1717 г. был «построен» (собран и возложен на икону) золотой оклад с венцами, цатой, жемчужной обнизью. Детали одежд Богородицы и Младенца украшали изумруды, алмазы, сапфиры. На левом поле иконы вмонтирован ковчег со слюдяной крышкой, в котором заключены частицы ризы и волос Пресв. Богородицы (по предположению Меняйло, оклад связан с семьей кн. В. В. Голицына - см.: Меняйло В. А. Икона-реликварий «Богоматерь Казанская»//Христ. реликвии. 2000. С. 71). Небольшая икона «Богоматерь Казанская» покрыта серебряным позолоченным окладом с богатейшим многоцветным убором ( Костина. 2003. Кат. 41. С. 63-64). У Богородицы и Младенца золотые нимбы, украшенные цветными камнями, над нимбом Пресв. Богородицы ангелы, херувимы и серафимы поддерживают венец с эмалью, на крещатых «городках» к-рого исполнен деисус, на убрусе Божией Матери закреплена имп. корона. В декор прочеканенной цаты входят жен. серьги кон. XVII в. (атрибуция Стерлиговой) и чеканные накладки с камнями, которые нашивались на одежду. На левом поле под крестом закреплен прямоугольный ковчежец с замочком, заключающий частицы волос и ризы Пресв. Богородицы. На правом поле оклада - картуш с подписью о времени создания ризы и золотого венца на икону, «при схимонахине Иоанне Борятинской подаянием б(о)голюбивых ч(е)л(ове)къ» (Там же. С. 69). Икона оставалась святыней церкви, посвященной этому образу, после закрытия мон-ря была отдана патриарху Московскому и всея России Тихону , но 13 нояб. 1918 г. была изъята из Патриархии и передана в Оружейную палату. Лишь в 1997 г. Н. Н. Чугреева установила связь иконы с М. В. м. ( Чугреева. 2000). О древнем иконостасе Вознесенского собора сведений не сохранилось. Ок. 1679 г. был создан новый, 6-ярусный иконостас в барочном стиле, ставший основным во внутреннем пространстве собора. Благодаря усилиям заведующего Музеями Кремля Померанцева он был перенесен в 1929 г. в ц. во имя Двенадцати апостолов в Патриарших палатах, к северу от Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

К числу древнейших предметов шитья из М. В. м. следует отнести 2 лицевые пелены, упомянутые в описях XVIII-XIX вв. как «иконы»: пелена с образом вмц. Екатерины на светлом фоне (Там же. Рис. 8. С. 64). Возможно, пелена была создана в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой в 1-й трети XVI в. ( Меняйло. 2000. С. 96, 97); согласно описям собора, она находилась в 1859 г. на юж. стене рядом с Казанской иконой Божией Матери. Др. пелена, с образом свт. Николая Чудотворца (Николой Можайским) и тропарем святителю (1000-летие рус. худож. культуры: Кат. выст. М., 1988. Кат. 354), в древности также упоминалась как икона ( Пшеничников. 1894. Рис. 9. С. 64). Можайским образ назван в надписи; наличие тропаря и кондака также указывают на вероятное использование пелены как выносной иконы (хоругви?). Вероятно, пелена была создана в мастерской вел. кнг. Елены Глинской во 2-й четв. XVI в. Чудотворную икону Божией Матери, поновленную Дионисием, также сопровождали пелены с образом «Одигитрия» (2 опубл. см.: Пшеничников. 1894. Рис. 1. С. 62). Самая ранняя лицевая пелена была вышита в Москве в мастерской Д. М. Мстиславской в 1630 г. (ГММК; Меняйло. 2011. С. 11); на ней - строки кондака «К Богородице прилежно ныне притецем» и молитвы «Не имамы иныя помощи». Пшеничников называет ее Смоленской иконой Божией Матери. Др. пелена с образом Богоматери «Одигитрия» и надписями на полях: тропарь «К Богородице прилежно ныне притецем» и подписью под средником: «Сия пелена дана в до(м) Вознесения Христова» ( Пшеничников. 1894. Рис. 7). Черты лика Богоматери чрезвычайно крупные (особенно глаза), нимбы вышиты с имитацией драгоценных камней. По замечанию Н. А. Маясовой, в шитье повторены детали пелен XV в. со Смоленским образом Божией Матери: одежда Младенца шита единым цветом без разделения на хитон и гиматий, с пояском, перетягивающим одеяние. Из М. В. м. происходит лицевая пелена с Владимирским образом Божией Матери, шитым по красному атласу и при поновлениях прописанным творенным золотом; с большой осторожностью Маясова предположила, что пелена предназначалась для самой древней в мон-ре иконы этого извода (XVI в.; ГММК), стоявшей в соборе в ногах гробницы царевны Татианы Михайловны, т. е. той иконой, что была вложена кнг. Трубецкой в 1633 г.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010