Действительно, народ тот узнал царскую силу и пришествие. Как теперь, когда земной царь совершит поход против тирана и возвращается с победой, все граждане встречают его перед городом с цветами, отплачивают за победу хвалебными песнями, сплетая похвалы, — а влечет их к этому не любовь к славе, но победная песня и желание (прославить), — точно таким же образом и к Владыке Христу, как царю–трофееносцу, (вышло навстречу) все множество и объявляло словами и вайями, что прибывший есть победитель, или лучше, познаваемый есть Бог. Только для Бога (были) тогда стройно раздававшиеся голоса, и для разумных обнаруживались божественные тайны: «осанна в вышних», т. е., «спаси Ты, Который в вышних». Так объясняется на еврейском языке «осанна в вышних»: вверху спасение, а внизу человеколюбие. О, богознание народа, участника в ангельском служении! Ступают по земле и восходят на небо, обложены телом и следуют за бестелесными, иудеи по названию и христиане по деланию, мирские по образу жизни и апостольские по исповеданию; и они, как Петр, свыше получили откровение. Как верховный из апостолов не по собственному размышлению, но по божественному откровению говорил Господу: « Ты — Христос, Сын Бога Живого » ( ты еси Сын Бога живаго ) (Мф. 16:16), и Господь, показывая, что он не по собственным помыслам, но от Отца получил откровение, говорил, ублажая его: « блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах » ( блажен еси Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец мой иже на небесех ) (ст. 17), — таким же точно образом и народ, свыше приняв откровение, взывал к Господу словами: « осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » ( осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне царь Израилев ). Но вполне естественно сказать: «Какое и откуда у нас доказательство, что этот иудейский народ свыше получил откровение?» Итак, чем мне для вас доказать? Самими словами Господа: « Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? » ( видевше архиерее и книжницы отроки зовуща в церкви и глаголюща: осанна Сыну Давидову, негодоваша, и реша Иисусу: слышиши ли, что сии глаголют? Иисус же говорит им: ей, несте ли чли николиже: из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу ) (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ещё одной причиной ограниченности общего Откровения является невозможность объяснить наличия в мире зла, болезни, уродства, и смерти. Природа скорее констатирует факт, но не даёт объяснение, откуда взялось это зло. Чтобы преодолеть все ограниченности общего Откровения Бог Сам даёт особое Откровение 74 . Способы передачи особого Откровения. Наверно лучше всего об особом Откровении сказано в Послании к евреям: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» ( Евр.1:1–2 ). Из этого отрывка можно сделать несколько выводов. Во-первых, Бог открывался людям много раз («многократно»); во-вторых, Он делал это различными способами («многообразно»), в-третьих, Господь говорил людям через избранных людей («в пророках»); и, в-четвёртых, Откровение давалось в несколько этапов («издревле в последние времена»). Сначала это Откровение давалось ветхозаветной Церкви («отцам»), затем – новозаветной («нам»). Однако все части являются Божественным Откровением, и они все важны для христиан. Можно сделать ещё один вывод: так как Божественное Откровение можно прочитать, то оно записывалось. Важно правильно понимать стоящее здесь выражение «через пророков», которое не означает только пророческие книги. Древнееврейское слово [нави] и соответствующее ему греческое προφτης [профитис] переводятся обычно на русский как «пророк». Однако в современном русском языке «пророк» означает, прежде всего, «предсказатель будущего», «прорицатель». Это значение лишь частично отражает смысл библейского термина. Происхождение слова остаётся спорным, но прослеживается тенденция считать, это слово имеет и пассивное, и активное значение. В пассивном значении оно указывает на «того, кто призван Богом», а в активном, пророк – это «вестник Божий», т.е. тот, кто возвещает людям волю Божию 75 . Приведенные выше два значения описывают пророка как посредника при передаче Божественной вести. Это посредничество можно проиллюстрировать на примере назначения Аарона представителем Моисея, который говорил от его имени Израилю и фараону. Бог сказал Моисею: «Смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. Ты будешь говорить всё, что Я повелю тебе, а Аарон, брат твой, будет говорить фараону, чтобы он отпустил сынов Израилевых из земли своей» ( Исх.7:1–2 ; ср. 4:10–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Иер.23:27 .  Думают ли они довести народ Мой до забве­ния име­ни Моего по­сред­с­т­во­м снов сво­их, которые они пере­ска­зывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала? Имя Божие, т. е. истинное откровение Существа Божия. Это откровение дано в законе и словах истинных пророков. Иер.23:28 .  Пророк, который видел сон, пусть и рас­сказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Го­с­по­дь. Сон далеко не то же, что действительное откровение от Бога, потому что если даже иной сон посылается от Бога, как, напр., Иакову, то с другой стороны люди способны и простые сновидения – игру их собственной фантазии – принять за откровение от Бога. Иер.23:29 .  Слово Мое не подобно ли огню, говорит Го­с­по­дь, и не подобно ли молоту, раз­бива­ю­щему скалу? В настоящее время истинное слово Божие должно дышать гневом и возвещать погибель Иерусалиму. Иер.23:30 .  Посему, вот Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые крадут слова Мои друг у друга. Иер.23:31 .  Вот, Я – на про­роков, говорит Го­с­по­дь, которые дей­с­т­ву­ют сво­им языком, а говорят: «Он сказал». Ложные пророки Иерусалимские заимствовали, напр., у Исаии утешительные его пророчества (гл. VII и VIII), которые сказаны были совершенно при других обстоятельствах и не имели в виду времени падения царства Иудейского. Другие сами измышляют пророчества, а третьи – свои сны выдают за прямые божественные откровения. Иер.23:33–40 . Пророк осуждает отношение народа к слову истинного пророка. Так как Иеремия принужден был возвещать большею частью горькое будущее народу, то в народе составилось такое мнение о пророке, что он ничего другого кроме тяжкой беды (по евр. massa) и не может возвещать. Поэтому при каждом появлении пророка Иеремии недовольный его пророчествами народ спрашивал его насмешливо, какое новое massa или тяжкую беду (в рус. пер. – бремя) он теперь возвестит? Пророк учит поэтому совсем не употреблять этого старинного обозначения пророчества – massa, а прямо спрашивать: что сказал Господь?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время. Подобно как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать. Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру; чтобы, придя внезапно, не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» ( Мк.13:30-36 ). Эти слова обращены к нам — будем бодрствовать. Глава 12. Божественно откровение и богопознание Богословие — путь к Богу. Догматы — вопросы спасения. Катафатическое и апофатическое богословие. Познание непознаваемого Бога. Мрак Божественного света Узнавать о Боге можно из самых разных источников. Весь мир свидетельствует о Творце: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» ( Рим.1:20 ). Тайну Бога может приоткрывать и сам человек, ведь «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» ( Быт.1:27 ). Это откровение творения о своем Творце. Но в совершенстве Сам Бог открывает Себя в Божественном Откровении — Священном Писании и Предании. Именно на Писании, понимаемом в свете Предания, и строится все учение Церкви, все ее богословие. В дохристианскую эпоху термин «богословие» («феология») присутствовал в мире греческой мысли. Аристотель употреблял его как синоним мифотворчества. (Позже блаженный Августин говорил о поэтах, которые назывались «богословами», потому что сочиняли поэмы о богах.) У стоиков мифотворчество подвергается философскому осмыслению при помощи аллегорического метода. С приходом же в мир Слова Божиего богословие становится и словом Бога о Себе, и раскрытием Божиего Откровения в церковном учении. Откровение раскрывается в истории. Поэтому богословие тесно переплетено с церковной историей. В Церкви человек призван стать соработником Бога — Откровение раскрывается через человека, и потому богословие связано с патрологией, дисциплиной, занимающейся историей христианской письменности, и в первую очередь той ее частью, что изучает творения святых отцов.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Поэтому мы правильно делаем, что изучаем Священное Писание, то есть вникаем в закон совершенный, в Закон Божий. И вы очень правильно делаете, что оставляете все и изучаете закон Божий. Таким образом, мы обретаем духовную вменяемость, становимся чадами Божиими, младенцами во Христе, потом – более зрелыми чадами Божиими. Человек религиозный проходит разные этапы своей духовной жизни. Я уже больше 15 лет в священном сане, но я чувствую, что я младенец во Христе, мне где-то года три, не больше. Такое может быть. Человек не может пребывать все время в младенческом состоянии, ему надо расти. Как сказано: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). В Писании также сказано: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). В слове Божьем есть откровения для самых разных уровней духовного состояния. Епископ Игнатий Богоносец , когда его везли на казнь в Рим, говорил: – Я только становлюсь учеником. Он считал себя младенцем, хотя был епископом, пользовался огромным авторитетом в Церкви, и был приговорен к мученической смерти. Он считал себя младенцем во Христе. Это очень важно; потому что если мы не умалимся как дети, то мы не войдем в Царство Небесное. Поэтому во Христе мы можем быть чем-то, если мы сами себя почитаем ничем. Как апостол Павел сказал о себе: «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор (то есть за мусор – О.С.), чтобы приобрести Христа» ( Флп.3:8 ). Что он почитал за мусор? Весь свой прежний религиозный опыт. Он считал, что он совершенно несостоятельный. И ради превосходства во Христе он почел этот свой религиозный опыт за мусор. Для того, чтобы обрестись во Христе спасенным чадом Божиим. Итак, мы должны исследовать Божественное Откровение очень внимательно, потому что Откровение, которое мы читаем, Иисус Христос получил от Бога Отца. Через Ангела Своего Иисус Христос передал это Откровение Иоанну Богослову. А Иоанн Богослов передает это откровение всем христианским общинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

протоиерей Владимир Глиндский Скачать epub pdf Часть вторая. Православное Вероучение 1-й Отдел § 35. Вступительныя пояснения 1. Что открывает христианину Божественное Откровение? Святое Откровение Божие сообщает нравственный закон , в котором указание – как должно жить по Божьи. Вместе с этим Откровение говорить о свойствах Бога , тем раскрывая пред нами Предмет нашей веры. Нравственное учение составило содержание первой части настоящей книги. В части второй изложено «Православное вероучение», в котором также приведены установления о правильном исполнении веры. 2. Указывает ли Священное Писание, что стремление познать Бога – спасительно, укрепляет веру и богоугодно? «Во всех путях познавай Его и Он направить стезю твою« ( Npumч. III, 6 ). »И взыщите Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим» ( Uep. XXIX, 13 ). " А они скажут мне: как Ему имя? что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий (Иегова) послал меня к вам« ( Ucx. III, 13, 14 ). 3. Какими путями познание Бога проникает в душу верующаго? 1) Изучением всего, что открыл Бог о Себе словами Божественного Откровения: «Откровение слов Твоих просвищает, вразумляет простых» (Пс. CXVIII, 130). 2) Размышлением по наблюдении многообразной жизни вселенной: «Небеса проповедают Славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. XVIII, 2). 3) И третьим путем: распознавая в своей душе движения сил Божиих и явления Его благодати: «Кто желает увидеть Бога внутри себя, да напряжется всеусильно очистить сердце свое непрестанным памятованием о Боге, и так во светлости ума своего всякий час он будет зреть Господа» (Пр. Исаак Сирин , Добротолюбие). Всякое искреннее усилие к самоочищению, усердное говение, причащение в пасхальную ночь, – тоже озаряют душу радостным лучем Божьего присутствия. 4. Насколько полны могут быть наши познания о Боге? «Божество и Божественное в некотором отношении познаваемо, а в некотором – непознаваемо. Познаваемо созерцанием того, что есть окрест Его; непознаваемо в том, что Оно в самом себе» (Пр. Максим Испов., Доброт.). То есть: доступно познать силы и действия Божии. Недоступно – представить себе сущность Его естества .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Узнать Троицу можно лишь любовью чистого сердца к Богу. Как говорит апостол Иоанн Богослов, «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин. 4, 16 ). Как-то Блаженный Августин гулял по берегу моря, размышляя о тайне Святой Троицы. И вдруг он увидел маленького мальчика, вырывшего небольшую ямку в песке и переливающего в нее воды моря ложкой. – Что ты делаешь? – удивился Августин. – Хочу перелить море вот в эту ямку, – отвечал мальчик. – Но это же невозможно, ведь ямка такая маленькая. Как море может в ней поместиться? – А как же ты пытаешься своим маленьким умом узнать тайну бесконечной Троицы? – ответил мальчик и стал невидимым. Так Ангел показал и святому, и нам непостижимость Божества, перед Которым должен склониться наш слабый разум. Божественное Откровение Бог, хотя и непостижимый, не оставил Свое творение без знания о Себе и Своих делах. Святым Духом Он открыл Свою волю праведным людям с чистыми сердцами. Они называются пророками и апостолами. По словам святителя Иоанна Златоуста , нужно было бы, чтобы всякий человек стал слышать Слово Божие, но, так как мы погрязли в грехах и плотоугодии, Бог , по милости Своей, оставил нам Откровение, переданное через людей. Различают естественное и сверхъестественное Откровение. Преподобный Антоний Великий так отвечал философам, удивлявшимся его мудрости: – Я читаю две книги – Природы и Писания, – и через них узнаю Бога Творца. Первая из этих книг ясно учит созерцать могущество, мудрость, искусность Господа и Его заботу о мире, а Писание, сверхъестественное Откровение, раскрывает и Его свойства, и Его замыслы о мире и человеке. Даже не знающие Писания язычники не остаются без знания о Боге, которое вложено в их сердца, передано им по Преданию от предков и черпается от созерцания природы. Потому они и будут безответны в день Суда, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1, 20 ). Но без сверхъестественного Откровения Бог остался бы для нас некоей далекой Силой, могучей, но непонятной.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Христианское сознание выразило истину о творческом воздействии силы Святого Духа на Природу словами повседневной молитвы к Богу Духу Святому: «Царь Небесный! Дух истины, который везде находится и все Собой наполняет! Сокровище (источник) всякого блага и податель жизни! Прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши!». Пролог Книги Бытия есть именно пролог, а не Откровение о происхождении мира. Откровение дает нам в прологе картину онтологической сущности мира, которая, естественно, не может быть отождествлена ни с его хронологическим, то есть меняющимся во времени состоянием – «вселенной», ни с нашей постепенно меняющейся из года в год гносеологической способностью познавать мир. Мы очень мало знаем о том, как развивался мир, пока не стал таким, каким мы видим его в настоящее время. Мы имеем в виду не только этапы развития, которые претерпела наша планета, но и все те этапы, через которые прошел космос в целом. О том, как шло постепенное развитие мира, Откровение говорит в стихах Книги Бытия, описывающих «дни» становления нашего мира. Необходимо отметить следующее: все, что мы знали и знаем о становлении мира – не только в прошедшие века, но и в значительной степени и в наши дни, – не выходит за рамки этих библейских строк. Лишь совсем недавно развитие науки позволило человечеству познать некоторые детали тех тайн, о которых на своем символическом языке говорит Откровение. Дни творения «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – вся сила их» ( Пс.13:6 ). Переходя к описанию созидания конкретных форм мира, автор Книги Бытия говорит, что акт их возникновения происходит по творческому Слову: «И сказал Бог...». В этом речении мы видим аналогию тому, что говорится в Евангелии от Иоанна о творении мира через Божественное Слово – Логос. Иоанн Богослов начинает Евангелие прежде всего с откровения о второй Ипостаси Единого Бога – Божественном Логосе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Христианское сознание выразило истину о творческом воздействии силы Святого Духа на Природу словами повседневной молитвы к Богу Духу Святому: «Царь Небесный!.. Дух истины, который везде находится и все Собой наполняет. Сокровище (источник) всякого блага и податель жизни! Прииди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны и спаси, Благий, души наши!». Пролог Книги Бытия есть именно Пролог, а не Откровение о происхождении мира. Откровение дает нам в Прологе картину онтологической сущности мира, которая, естественно, не может быть отождествлена ни с его хронологическим, т.е. меняющимся во времени состоянием — «вселенной», ни с нашей постепенно меняющейся из года в год гносеологической способностью познавать мир. Мы очень мало знаем о том, как развивался мир, пока не стал таким, каким мы видим его в настоящее время. Мы имеем в виду не только этапы развития, которые претерпела наша планета, но и все те этапы, через которые прошел Космос в целом. О том, как шло постепенное развитие мира, Откровение говорит в стихах Книги Бытия, описывающих «дни» становления нашего мира. Необходимо отметить следующее: все, что мы знали и знаем о становлении мира — не только в прошедшие века, но и в значительной степени и в наши дни, — не выходит за рамки этих библейских строк. Лишь совсем недавно развитие науки позволило человечеству познать некоторые детали тех тайн, о которых на своем символическом языке говорит Откровение. Дни творения «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — вся сила их» (Пс.32:6). Переходя к описанию созидания конкретных форм мира, автор Книги Бытия говорит, что акт их возникновения происходит по творческому Слову: «И сказал Бог…» В этом речении мы видим аналогию тому, что говорится в Евангелии от Иоанна о творении мира через Божественное Слово — Логос. Иоанн Богослов начинает Евангелие прежде всего с откровения о Второй ипостаси Единого Бога — Божественном Логосе: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1—3).

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Что касается содержания, то таковое, будучи близко во многом к откровению ветхозаветному, составляет однако дополнение и завершение сего последнего. Все, что было в том вечного, неизменного, как учение о Боге, о миротворении, о мироправлении, об ангелах, и т.п., получило только дополнение, разъяснение, а все, что было только временного, образного, как обрезание, жертва и т.п., заменялось мало-помалу истинными предметами. Было, впрочем, и много такого, что превосходило все до тех пор слышанное. Сюда относится: откровение о существе Бога, о самом благовестнике этого учения – Спасителе мира – Сыне Божием, о цели Его воплощения, о Духе Святом, о существе человека, о бедственном его состоянии, о необходимости спасительной помощи, о средствах спасения, о плодах искупления, о любви, как основе духовной жизни и о жизни вечной с ее наградами и наказаниями. Как много было во всем этом нового даже в сравнении с ветхозаветным откровением, о том так возвещено было Христом Спасителем: Многие, говорит Он, пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ). §17. Источники Богопознания по учению Христа Спасителя Познание о Боге и Его отношении к миру получается, по учению Христа Спасителя, тремя путями: чрез рассматривание видимой природы, чрез ветхозаветное откровение и чрез собственное Его, Сына Божия, откровение. Рассматривание природы видимой может привести, по Его словам, к признанию премудрости Творца, благости Его и промышления Его о мире. Посмотрите, говорит Он, на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры ( Мф.6:28–30 ). Еще более может, по Его учению, сообщить о Боге ветхозаветное Божественное откровение. Заключая в себе все, что требуется для благоугождения Богу своею жизнью ( Лк.10:28 ), оно заключает в себе многое из того, что потребно для познания о Боге и Его отношении к миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010