Таково в общих чертах библейское учение о творении... Оно раскрывается главным образом в ветхозаветной религии, раскрывается полнее и законченнее, чем учение о Боге. Св. Писание Ветхого Завета начинается описанием не существа Божия, но дел Его творения, и в дальнейшем своем раскрытии оно преимущественно сосредотачивается на изображении творческой и промыслительной деятельности Бога, имея в виду возвысить религиозное сознание древнего человека до истинного понятия о Боге – главным образом через изображение дел Его творения. Полное откровение относительно существа Божия и внутренней божественной жизни не входило в задачу ветхозаветного откровения, потому что древнее человечество не было еще подготовлено к воспринятию такого откровения. Оно сообщено через высшее – новозаветное откровение. Но все, что относится до учения о творении, не только в существенных и основных чертах, но и в большинстве подробностей, сообщено через ветхозаветное откровение. В этом пункте оно мало восполняется и через христианское откровение, кроме того, что в последнем яснее говорится об участии в деле творения всех лиц св. Троицы. Хотя и в Ветхом Завете упоминается о соучастии духа Божия и Слова Божия в деле творения («Дух Божий ношашеся вверху воды»; «Словом Господним небеса утвердишася»), но упоминается об этом, как выражаются древние отцы церкви, прикровенно, чтобы не подать повода еврейскому народу думать, что есть много богов. Поэтому в Ветхом Завете не говорится, например, прямо и определительно, что именно то Слово принимало участие в творении мира, которое должно было воплотиться для искупления человеческого рода. Между тем как в Новом Завете уже прямо и неприкровенно говорится о воплотившемся Слове: «вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» ( Uh. I, 13 ); «Им создано все, что на небесах и что на земли, видимое и невидимое, престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано» ( Koл. I, 16. 17 ). Во всем же остальном новозаветное учение касательно творения большей частью лишь воспроизводит ветхозаветное откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

ДА НЕ БУДЕТ! Ваше Святейшество! Не только о бедственном положении Русской Церкви хотим мы свидетельствовать перед Вами в этом письме, пришло ныне время свидетельствовать и о том, что милостью Божьей есть и в Русской Церкви тысячи мужей, «которые не преклонили колена свои перед Ваалом» ( Рим.11:4 ) и которые ныне являют собой внутреннюю ограду Церкви, духовно противостоящую беззаконию. «И на стенах твоих Иерусалиме приставих стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа» ( Ис.62:6 ). «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божья, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ). Следуя за Христом трагическими путями человеческой истории, Св. Церковь постоянно вникает в таинственные глубины данного Ей Божественного Откровения, находя в Нём неоскудевающий источник своего духовного обновления и учительского слова, обращенного к многомятежному миру: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф. 11:28 ). Содержание хранимого Церковью Божественного Откровения существенно неизменно, всегда самому себе равно и торжественно неподвижно. Оно ни в чём не сообразуется веку сему, но, как «Столп и утверждение Истины» ( 1Тим.3:15 ) непоколебимо возвышается над бушующим морем природной и социальной жизни. Но те формы, в которые Церковь , умудряемая Духом Святым, облекает вечное содержание Божественного Откровения, дабы сделать его всемерно доступным человеческому роду, подлежат постоянным изменениям. Церковь всегда стремится к тому, чтобы быть понятой всеми, поэтому Она всегда старалась говорить на том языке, выражать Своё учение в тех образах, понятиях и категориях, которые наиболее доступны тем, к кому непосредственно обращено Её учительское слово. Подобно великому Апостолу языков, Она для всех сделалась всем, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). Богословское стремление находить наиболее точные формы для выражения неисследимых глубин Божественного Откровения, с одной стороны, и пастырское стремление сделать эти формы наиболее доступными для восприятия и наиболее действенными для Христианского преображения жизни, с другой – вот два основных мотива постоянного обновления многообразных форм Церковного Учительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В прошедшей беседе, слушатели, я сказал вам, что Бог открыл Себя чрез Свои творения; в них мы и можем познавать Его. Но, братие, это познание недостаточно для человека. Чрез рассматривание природы и человека мы можем узнать, что Бог есть, что Он премудр, всемогущ, всеблагий, но этого для истинного Богопознания недостаточно. Откуда же человек может почерпнуть более совершенное познание о Боге? Господь не оставил человека без помощи, не допустил его до забвения истинного Бога, но открывал о Себе Самом много раз и различными способами, чтобы люди могли правильно н спасительно веровать в Него и достойно чтить Его. Для этого Господь избирал достойных лиц и открывал им Свою волю, а они сообщали открытое им другим людям. Такими были, например Адам, Ной, Авраам, Моисей и другие пророки; в особенности же Бог говорил людям чрез Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках», говорит Св. Апостол Павел, «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр.1:1–2 ). Откровения божественные передавались людям двояким способом: изустным и письменным. Изустный способ состоял в том, что, получивший откровение от Бога устно, не записывая в книгу, передавал его людям. Так было особенно в древние времена до Моисея, когда не было никаких книг. Тогда отец передавал волю Божию своим детям, внукам и правнукам, а эти последние в свою очередь своим детям и т.д. Люди в то время жили очень долго, несколько сот лет (некоторые, например, доживали до 900 лет и более), следовательно, один и тот же человек об одних и тех же истинах мог слушать сам и рассказывать другим далее целые сотни лет. Такой способ передачи Божественного откровения называется св. Преданием. Но чтобы откровение Божественное сохранялось правильнее, чтобы люди не примешивали к истине ложь, Господь повелел некоторым из праведных людей, получившим от Него откровение, записать его в книгу. Такой способ сохранения божественного откровения есть св. Писание. Первым из оставивших нам свящ. книги, был Моисей, который написал все, – и то, что слышал от других людей, – знал по преданию, и то, что сам непосредственно слышал от Самого Бога. Итак, Божественное откровение сохраняется и распространяется между людьми двумя способами: посредством Священного Предания и Священного Писания . Из этих двух источников и может почерпать Божественное учение всякий, кто хочет знать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Во Христе мы имеем Божественное Откровение во всей полноте, потому что Господь сообщил нам все необходимое для спасения. Ветхозаветные пророки говорили многократно и многообразно ( Евр. 1:1 ), поскольку каждый из них сообщал только ту малую часть знания о Боге, которая ему лично открылась. Кроме того, в Ветхом Завете Откровение было опосредованным, так как каждый из пророков свидетельствовал о том, что ему как человеку было открыто о Боге. Во Христе Откровение не фрагментарно, а целостно и полно, потому что Христос не просто тот, кто нечто знает о Боге, а Сам Бог . Это уже не свидетельство человека о своем опыте богопознания – во Христе Сам Бог открывает нам истину о Себе. Господь говорил Своим ученикам, что Он сообщил им все, что слышал от Отца ( Ин. 15:15 ). Апостолы, проповедуя богооткровенное Христово учение, возвещали людям всю волю Божию ( Деян. 20:27 ). Поэтому после Христа в принципе не может быть дарования новых откровений или заключения какого-то третьего завета, отличного от Завета Нового. Всякий, кто пытается нечто изменить в богооткровенном учении Господа Иисуса Христа или сделать некоторое добавление к нему, подпадает под анафему ап. Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ). 1. Священное Предание «Под именем Священного Предания разумеется то, когда истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки потомкам, учение веры, закон Божий, таинства и священные обряды» 32 . Само слово «предание» (греч. paradosis) означает передачу, оставление в наследство. Оно указывает, прежде всего, на само действие, то есть на процесс передачи. Именно таким образом сохраняется и распространяется среди людей Божественное Откровение. «Я от Самого Господа принял то, что и вам передал» ( 1Кор. 11:23 ), говорит ап. Павел. 1.1. Священное Писание о Священном Предании, понимание Священного Предания у раннехристианских авторов В книгах Нового Завета слово «предание» обозначает не процесс передачи, а само передаваемое, в первую очередь передаваемое учение:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Но если что худое обретется у тебя, связывай это со своей немощью, молвя: «Я грешник, прогневавший Господа». 4,8 «Итак, умоляю вас, братия, милосердием» 3638 . Христовым, стяжите смиренномудрие и облекитесь 3639 им 3640 , в коем упокоевается Господь, и каждодневно, словно [только] сегодня начали [путь в] христианство, будьте пред Господом более всех людей смиренными и нуждающимися и считайте себя грешниками паче всех жителей земли. Аминь. Слово 17. двух видах откровения –божественном свете и разумении писаний, [Об уповании на Бога и О том, что нельзя 3641 1,1 3642 Об утверждающих, что откровение, которое излагают Писания для верно разумеющих, бывает в размышлениях и толкованиях, и не сияет истинный Божественный свет, мы возьмем свидетельства из Писаний 3643 . Апостол, сравнивая со славой лица Моисеева единовидную славу света, осиявающего достойных, говорит: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню» 3644 . И самого Павла на пути в Дамаск осиял Божественный свет, воссияв паче солнца 3645 . И Стефан стоя сказал: «Зрю небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную силы» 3646 и еще: «Кто любит Меня, – говорит [Господь], – тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю Его и явлюсь ему Сам» 3647 . 1,2 Тем самым доказано, что это не домыслы, но ипостась и сущность и сияющий Божественный свет Святого Духа [почивает] на достойных и верных, и ты найдешь множество согласных свидетельств в остальных местах Писания. Однако некоторые утверждают, что существует только один вид откровения в толкованиях и разумениях, опираясь на свидетельство апостола: «Если же другому будет откровение», «то первый молчи» 3648 , и: «Заповедь Господня пресветлая, просвещающая очи» 3649 , а также: «Светильник ногам моим закон Твой и свет стезям моим» 3650 . 1,3 И мы исповедуем, что есть откровение и в толковании Писания, свершаемое Духом, но и они пусть признают, что в сердцах верных воссиявает Божественный свет в сущности и ипостаси 3651 . Следовательно, откровение истолковывается в двух образах: разумно и в познании Писания, и во свете Божественном и сущностно, каковой есть свет, являющийся и воссиявающий в душах паче солнечного. 2,1 О непостоянных и не имеющих фундамента веры, поскольку произволения их таковы: если я не буду причастен духовной благодати, то невозможно мне устоять, а если возымею [благодать], то пребуду постоянным. Сей, даже получив [благодать], не устоит, ибо не может благородно переносить скорби, сам не будучи таким образом подготовленным. Надлежит рассуждать, что мне необходимо служить Владыке моему со всяким благоразумием, и я – вне зависимости от того, дает ли Он мне [награду] или нет – не перестаю [свершать свой] бег, полагая то, что я не достоин даже имени Его призывать. Если же Он предаст меня наказанию в геенне, я не отступлю от Него. Так и 3652 [говорил]: если Ты [даже] убьешь меня, я не оставлю Тебя и от незлобивости моей не отступлю 3653 . Таковой справедливо унаследует жизнь [вечную].

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

РАЗДЕЛ III. БОГОПОЗНАНИЕ И ЕГО ГРАНИЦЫ Глава 1. Богопознание в жизни христианина. Естественный и сверхъестественный пути богопознания    Наименование многих отраслей знания включает в себя слова «знание» или «ведение»: языкознание, правоведение и т. д. Очевидно, что богопознание, или боговедение, не может быть поставлено с ними в один ряд, поскольку знать нечто в рамках какой-либо науки, быть специалистом — означает, прежде всего, владеть в совершенстве информацией по тому или иному вопросу. В богословии дело обстоит иначе. Согласно Священному Писанию, знать — значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться, обладать. Господь Иисус Христос ставит, по существу, знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин.17:3).    Согласно Священному Писанию, цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается через богообщение. Ап. Павел говорит, что Бог от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем... (Деян.17:26-28).    Богопознание не есть однократный акт, а процесс, причем процесс, который предполагает не только работу мысли, но прежде всего надлежащий образ жизни. Согласно учению Православной Церкви, богопознание невозможно без Божественного Откровения.    Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким «пособием» к познанию Бога из Откровения является естественное богопознание. 1.1. Естественное богопознание (познание Бога на основании естественного Откровения)    Согласно преп. Феодору Студиту, «знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и изыскание, естественными пользуясь способами и силами».    Существует несколько способов естественного богопознания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

РАЗДЕЛ III. БОГОПОЗНАНИЕ И ЕГО ГРАНИЦЫ Глава 1. Богопознание в жизни христианина. Естественный и сверхъестественный пути богопознания Наименование многих отраслей знания включает в себя слова «знание» или «ведение»: языкознание, правоведение и т. д. Очевидно, что богопознание, или боговедение, не может быть поставлено с ними в один ряд, поскольку знать нечто в рамках какой-либо науки, быть специалистом – означает, прежде всего, владеть в совершенстве информацией по тому или иному вопросу. В богословии дело обстоит иначе. Согласно Священному Писанию , знать – значит испытать нечто на личном опыте, приобщиться, обладать. Господь Иисус Христос ставит, по существу, знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Согласно Священному Писанию , цель жизни человека и есть богопознание, которое достигается через богообщение. Ап. Павел говорит, что Бог от одной крови... произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем... ( Деян.17:26–28 ). Богопознание не есть однократный акт, а процесс, причем процесс, который предполагает не только работу мысли, но прежде всего надлежащий образ жизни. Согласно учению Православной Церкви, богопознание невозможно без Божественного Откровения. Человек знает Бога настолько, насколько Сам Бог ему открывается, но человек каким-то образом должен быть подготовлен к восприятию Божественного Откровения. Таким «пособием» к познанию Бога из Откровения является естественное богопознание. 1.1. Естественное богопознание (познание Бога на основании естественного Откровения) Согласно преп. Феодору Студиту , «знанием естественным называем мы то, которое душа может получить через исследование и изыскание, естественными пользуясь способами и силами» 134 . Существует несколько способов естественного богопознания. Через исследование природы

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

     В апостольском чтении 20-й Недели по Пятидесятнице святой Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11–12). Эти слова открывают нам, братья и сестры, что природа евангельской проповеди не человеческая, не от мира сего. Евангелие есть откровение из мира иного. То, о чем возвестили нам апостолы, нельзя придумать человеческим умом или рационально «разложить по полочкам». Новозаветное благовестие возможно только принять верою. Апостол Павел неоднократно в своих Посланиях свидетельствует о божественном происхождении христианства. Православие есть удивительный и великий дар, и церковный человек не может не чувствовать этого. Хоть мы и учимся вере, но по сути своей она не есть только учение или какое-то направление философии. Вера христианина связана с откровением Иисуса Христа и не обусловлена напрямую догматическим знанием человека о Боге. Есть множество случаев, когда и не наученные в догматах люди обретали дар этой веры. Павел – один из них. Получив откровение веры, он не пошел учиться у других апостолов. И не чувствовал потребности уточнять что-либо – ему необходимо было пережить полученное. Поэтому он идет в аравийскую пустыню, чтобы осмыслить принятое откровение и в подвиге молитвы и поста окрепнуть для последующей проповеди. Об этом рассказывает нам сам Павел: «Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, – я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию…» (Гал. 1:15–17). А ведь наша с вами вера тоже такова, братья и сестры. Много ли знали мы о христианском учении, когда впервые перешагнули порог храма? Большая часть из нас не понимала почти ничего. Потом мы начали учиться в Церкви – либо пошли на курсы, либо занимались самообразованием. Но все-таки изначально привело нас в Церковь не какое-то рациональное знание и не жажда этого знания, а некий зов сердца, тоскующего без истинного Бога. И теперь нам, так же, как и Павлу, уже не нужны какие-то внешние доказательства истинности нашей веры, потому что наше сердце нашло Бога и успокоилось в Нем. Мы – удостоверены. У пророка Исайи есть такие слова: «Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены» (Ис. 7:9). Мы же удостоверены в истинности Православия свидетельством души. И если этого внутреннего свидетельства нет, то бесполезны будут все знания. Вера христианская, вера Павла и других апостолов – это именно упокоение сердца во Христе, которое дается свыше. В основе христианства должна быть именно такая вера, а знания уже будут только укреплять ее.

http://pravoslavie.ru/107438.html

Благословен Грядущий, Который всегда с нами находится и вне верных никогда не бывает. Благословен… Царь Израилев! Поистине народ этот знал о Его вшествии. Ибо как в нынешнее время, когда земной царь ведет войну против врагов и возвращается с победой, все граждане выходят к нему навстречу за город, носят цветы, сплетают похвалы, вместо розовых цветков поют хвалебную песнь, побуждает же их к этому не любовь к славе, но желание прославить победу: так и о Владыке Христе, как о победоносном Царе, весь народ показал словом и делом, что Грядущий есть Победитель, или лучше, что Он есть подлинно Бог . Ибо одному только Богу приличествуют эти произнесенные тогда слова, открывающие для разумных божественные тайны: Осанна в вышних. Что значит осанна в вышних? – «спаси»; ибо осанна по-еврейски значит – «спаси». Осанна в вышних, то есть, как вверху спасение, так внизу человеколюбие. Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! О боговедущий народ, участвующий в ангельском служении! Ходя по земле, они ликуют на небе; будучи облечены телом, касаются бестелесного, иудеи по имени, христиане на деле; миряне по жизни, апостолы по исповеданию. Они свыше получили откровение. Ибо как верховный между апостолами Петр не от своего ума, но из Божественного свыше откровения от Отца говорил Господу Ты – Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16: 16 ), и Господь, показывая, что он (Петр) получил откровение не от своего ума, но свыше от Отца, называя Петра блаженным, говорил ему – блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах ( Мф. 16: 17 ): так точно и народ этот, получив свыше откровение, восклицал ко Господу, говоря: Осанна в вышних. Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Теперь уместно сказать, какое и откуда мы имеем указание на то, что этот иудейский народ получил откровение свыше. Итак, откуда я покажу вам это? Самими словами Господа: Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? ( Мф. 21: 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

В предложенном ныне чтении апостол Павел доказывает, что его учение не есть человеческое, а Божественное, которому он научился чрез откровение Иисуса Христа. Рассмотрим предложенное чтение по порядку. «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я принял его, и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Это говорит Павел прямо против людей, распространявших о нем мнение, будто он узнал Евангельское учение не от Иисуса Христа, как не бывший в общении с Ним вместе с другими избранными учениками, а обратившийся ко Христу уже по вознесении Господа на небо. Самое начало послания к Галатам было уже началом ответа на это мнение. Послание начинается так: «Павел, избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцем, воскресившим Его из мертвых» ( Гал. 1:1 ). И о неизменной истине и достоверности своего учения, устно преподанного Галатам, он говорит: аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (ст. 8). Так уверен был Павел в своем Апостольском призвании! Так уверен он был и в неизменной истине того Евангельского учения, которое преподал он Галатам! После такого свидетельства об истине Евангельского учения Павел говорит: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое». «Возвещаю» – это в устах Апостола не значит говорить что – нибудь новое, чего Галаты не знали и не слыхали, а значит уверение в истине того, о чем говорится. Как бы так сказал Павел: знайте, братия, что слышанное вами от меня Евангелие не есть человеческое. И затем объясняет, почему так говорит. «Ибо и я принял его и научился не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа». Евангельское учение принял я не от кого – нибудь из учителей человеков; я научился ему не у кого – нибудь из людей; но сам Иисус Христос открыл мне это учение. Св. Павел много имел откровении и это «откровение» Иисуса Христа не было однократное действие сверх – естественного научения от Иисуса Христа, но многократно повторявшееся, как обещал ему Господь ( Деян. 26:16 ), или продолжавшееся; потому что Дух Христов, осенивший Павла, со дня его обращения ко Христу, всегда пребывал в нем, и Павел жил и действовал во Христе, как сам он свидетельствует о себе, говоря: живу не к тому аз, но живет во мне Христос ( Гал. 2:20 ; сл. 2Кор. 12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010