" Приносить радость " января 2024 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Рождества Христова на Песках " На второй день после Рождества Христова мы празднуем Собор Пресвятой Богородицы, - сказал владыка в проповеди. - В него входят святой Иосиф Обручник, царь Давид и Иаков, брат Господень. Мы начинаем праздновать Святки и каждый день будем вспоминать пришествие в мир Господа, который по любви к роду человеческому воплотился, и ангелы возвестили человечеству, что родился Спаситель (Лк. 2:8-14). Что это означает для нас и какой смысл в словах небесных посланников? Смысл в том, что мы, как и они, теперь имеем возможность общаться с Богом ежедневно, слушать Его Слово, обращаться к Нему со скорбями, получать от Него божественную силу, исцеляющую от болезней душевных и телесных. Вот что это означает! " С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: Яко с нами Бог " . Об этом говорили пророки, а теперь Он с нами: Христос родился, пришел на землю, призвал нас, чтобы мы следовали за Ним. Он будет говорить: " Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30) " . Господь называет нас Своими детьми, Он дал нам молитву, с которой мы можем ежедневно обращаться к Нему. Эта молитва всем известна: " Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь " . Хлеб насущный - это все, что необходимо нам на земле, что мы можем просить у нашего Отца Небесного: и квартиру, и машину, и здоровье, и питание телесное и духовное " . " Все мы - Его чада, братья и сестры во Христе, - продолжил архипастырь. - А если мы чада Божии, то на нас лежит большая ответственность, на нас обращают внимание: как мы себя ведем, позорим Отца или, наоборот, радуем. Мы должны всегда помнить об этом, знать, Кто наш Отец. Отец наш - Господь, которого мы должны любить, слушаться и смотреть, как Он жил, изучать Евангелие. Вся Его жизнь - служение людям. Он не имел ни одной минуты для праздности: либо проповедовал, либо исцелял, либо молился. Чаще всего Ему не хватало дня, и Он молился по ночам. Слишком много людей окружало Его, от них были просьбы, просьбы, просьбы... Господь всем помогал и показал, как мы должны относиться к ближним. Они нуждаются в соучастии, ласке, любви - этого не хватает людям, и мы должны по примеру Спасителя проявлять это участие. Мы должны нести счастье и радость ближним, а не быть обременением, нагрузкой для них. Мы должны помогать людям нести их крест, как Симон Киринейский помог Господу нести Крест на Голгофу. Вот как мы должны поступать, вот чему Господь пришел научить нас. Будем следовать Ему " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Этот комок потом нужно бросить в купель. Ничего мистического в этих действиях нет. Пострижение волос символизирует первую, символическую жертву новокрещенного за Христа. Но суеверие гласит, что если воск утонет в воде, то младенец будет жить недолго. Подобное утверждение совершенно беспочвенно, т.к. воск вообще не может утонуть в воде. Но брошенный с силой и с определенной высоты, в первые секунды он, действительно, может уйти под воду. Печально, если этот момент увидит суеверный крестный или крестная. Тут же начинаются причитания, стенания о несчастной судьбе ребеночка. Вместо того, чтобы порадоваться о духовном рождении нового православного христианина, крестные начинают его хоронить заживо. Некоторые люди считают, что благодатное действие причастия не утрачивается в течение шести недель, поэтому причащаться чаще вовсе не стоит. В первую очередь нужно напомнить этим людям, что к причащению Святых Своих Тела и Крови призывает нас Сам Христос: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое … пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26-28 ). Мы слышим эти слова каждый раз, когда присутствуем на Божественной литургии. Неужели не к нам обращается Христос, к стоящим в храме или молящимся в алтаре? К нам и только к нам Он обращается со словами «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Это воспоминание и есть причащение Святых Христовых Тайн, к которому призывает Господь. Евхаристия всегда была центром христианской общины, без нее не проходили молитвенные собрания первых христиан, которые «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ). Поэтому причащение Божественных Тела и Крови за каждой литургией должно быть непременным и естественным желанием каждого православного христианина. Что же касается благодатного действия причастия, то стоит сказать, что даже и в сам день причастия можно нагрешить так, что от той Божественной благодати, изобильно полученной в Святом Причащении, не останется и следа.

http://sueverie.net/okkultizm-i-sueveriy...

11:12 ). Понятно, как это исполнилось в Новом Завете. В Ветхом Завете содержатся пророчества о том, что на Христа будут лжесвидетельствовать. В 34м псалме Давида: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» ( Пс. 34:11 ). На Господа одно из лжесвидетельств было о том, что Господь собирается разорить Храм. Формально это как бы напоминало истину, это описано при эпизоде первой Пасхи общественного служения у Иоанна Богослова. Христа Спасителя спрашивают после описания изгнания торгующих из храма: «Каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать?» Это таинственное описание из 2й главы Евангелия Иоанна Богослова, которое с трудом согласуется с синоптическим описанием, и произошло уже после Входа Господня в Иерусалим уже на Страстной, за неделю до Крестной смерти. О том, как можно понимать изгнание торгующих из храма в самом начале четвертого Евангелия, речь будет позднее. В данный момент нам интересно то, как исковеркали Его слова. И вот Христос им отвечал: «Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Он не говорил: «Я разрушу этот Храм, и в 3 дня воздвигну его», как на него лжесвидетельствовали. Он говорил о храме Тела Своего, которое Он действительно воздвиг тридневно, как писано. О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53:7 ). Эти слова теперь читаются при совершении Проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца, когда Его надрезают. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал, молчал Он на одре у Пилата, молчал на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошающих уже заранее решено и нечего отвечать. О поругании и оплевании Господа говорит тот же ветхозаветный евангелист Исаия в 50й главе.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

1607 Лк. 18:9—14 (см. с. 368). 1608 Лк. 7:37—48 (см. с. 110). 1609 Мф. 15:21—28: «Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлебу детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.»: 1610 Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43. 1611 См. одно из мнений по этому вопросу, которое приводит блаженный Феофилакт (на Лк. 23:39—43): «Еще иный, и, кажется, весьма удачно, объясняет это так: обещанные нам блага суть не жизнь в раю или возвращение в оный, а Царство Небесное, почему мы и молимся: да приидет царствие Твое , а не жизнь райская. И не говори мне никто, что рай и Царствие одно и то же. Ибо благ Царствия ни глаз не видал, ни ухо не слыхало, и на сердце человеку они не приходили (см.: 1 Кор. 2:9). А рай и виден был глазом Адама, и ухо о нем слышало, ибо сказано: «от всякого дерева в саду ты будешь есть»: 1612 Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43; см. также: Евр. 11. 1613 Феофилакт Болгарский на Лк. 23:39—43. 1614 Феофилакт Болгарский на Лк. 22:54—62. 1615 Феофилакт Болгарский на Лк. 18:9—14. 1616 Феофилакт Болгарский на Лк. 10:17—20. 1617 Феофилакт Болгарский на Лк. 7:44—50. 1618 Феофилакт Болгарский на Мф. 15:23—24. 1619 Феофилакт Болгарский на Мф. 15:28. 1620 Феофилакт Болгарский на Мф. 15:28. 1621 Обратим внимание на значение, которое придает Церковь воскурению фимиама за богослужением, — например, в начале Всенощного бдения или Божественной литургии. «Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

28 мая 2020 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! О событии Вознесения мы знаем из Евангелия, а также из книги Деяний апостольских. Евангелист Лука достаточно подробно описывает это событие, и в Книге Деяний мы встречаемся с очень важным эпизодом, исполненным очень глубокого и спасительного смысла. Когда Господь возносился, апостолам явились некие мужи, ангелы Божии, и сказали с некоторым удивлением, словно ничего особенного не происходило: «Мужи Израильские, что вы стоите и смотрите, как Иисус возносится на небо? Будет время, когда Он снова явится вам, и вы будете видеть Его нисходящим с неба так, как видите сейчас восходящим на небеса» (см. Деян. 1:11). Как повествует Книга Деяний, слова эти так поразили учеников, что они с радостью возвратились в Иерусалим, прославляя Бога, ибо поняли, что никакая смерть не разлучит их со Спасителем. Даже удивительное видение восходящего на небо Спасителя не означало разлуки с Ним, и вера в скорое пришествие Господа была, наверное, самым сильным духовным переживанием в жизни первой христианской общины. Все ученики Спасителя и даже ближайшие к ним поколения с нетерпением ждали осуществления пророчества, услышанного на горе Елеонской. И это ожидание иногда настолько сильно захватывало христианскую общину, что многие впадали в ересь, утверждая, что пришествие Спасителя будет очень скоро, так что вся жизнь таких людей и христианских общин, ими возглавляемых, направлялась на скорое ожидание Спасителя. Но у Господа «один день как тысяча лет, и тысяча лет как один день» (2 Пет. 3:8). Бог вне всякого времени, и слова «что вы стоите и смотрите на Иисуса, восходящего на небо? Он таким же образом снизойдет к вам с неба» не потеряли и не могут потерять своей актуальности до тех пор, пока не осуществятся.

http://pravoslavie.ru/131448.html

—377— нуждая себя к исполнению заповедей Христовых, понуждая себя на пост, молитву и добрые дела. В этот вечер мы собрались по традиции в нашем святом храме так же, как и многие столетия назад в древней Церкви православные христиане собирались накануне Святой Четыредесятницы, чтобы испросить друг у друга прощения. Прежде чем вступить на великопостное поприще, на поприще особо напряженного духовного делания, нам надлежит простить друг друга, примириться друг с другом, ничего не держать на душе против других. Нам надлежит испросить прощение у своих духовных наставников и руководителей, близких и родных, товарищей, однокурсников, сослуживцев. В Евангелии от Матфея, которое читалось сегодня утром за Божественной Литургией, мы слышали: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим...» 844 . Итак, прощение ближнего является непременным и необходимым условием для того, чтобы мы принесли Богу жертву хвалы, жертву от начатков всего, что мы имеем, принесли чистый дар, состоящий из молитвы и прочих внешних и внутренних подвигов. Прощение ближних позволяет нам достойно вступить на поприще поста, на протяжении которого мы призваны приготовить и принести Богу этот дар. А в другом месте у того же евангелиста сказано: «Если вы прощаете согрешения ближним, то Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши. И если вы не прощаете согрешений ближних, то и Отец ваш Небесный не простит ваших согрешений» 845 . Таким образом, в прямой зависимости от того, прощаем ли мы согрешения нашим ближним, стоит прощение наших собственных грехов. Прощение ближнего не означает нашего собственного не- —378— медленного прощения, но позволяет нам вступить на путь покаяния и плача, путь очищения пред очами строгого, и в то же время милостивого Судии. Прощение ближних позволяет нам принести достойный «плод покаяния» 846 в уготованное для нас Великим постом «время покаяния». Каждый из нас обязан всегда и особенно в предстоящие святые дни поста стремиться к обретению нелицемерного покаяния и прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Песнопению “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя!” предшествует чтение Послания апостола Павла к Римлянам, которое гласит: “Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни...” ( Рим. 6:3–4 ). 4 . Кульминация богослужения Святой Субботы приходится на возглашение прокимна: “Воскресни, Господи, суди земли, яко наследиши во всех языцех”. С этого момента темные облачения священства и служителей, все одеяния в Алтаре и на аналоях заменяются на белые, так как Воскресение уже свершилось во аде и скоро будет провозглашено нам. 5 . И вот уже начинается Божественная Литургия, и мы слышим чтение Евангелия от Матфея (28:1–20), в котором говорится, что весть о Воскресении Христовом открывается женам-мироносицам у гроба ангелом Господним. По мере продолжения Литургии мы видим, что гроб Господень все еще находится в центре храма. Христова работа во аде начата, однако мы должны еще долго ожидать перед тем, как услышим радостную Весть. Во время Херувимской поются нижеприведенные слова, а Вход со Святыми Дарами происходит в молчании, без поминовения. Д а молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо Царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. (после безмолвного Входа) Предходят же сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа. Святые Дары освящаются, и тогда слышится песнь Матери Божией: Н е рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя. Уже поздний вечер, осталось всего несколько часов до радостной Вести. В это воистину великое время в храме должна царить темнота. А в полночь пламя свечей ярко осветит церковь . Вне храма давно уже мерцает море огоньков, рассеивающих тьму, и мы слышим:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3 . (читай, сколько позволит время): «Господи! Ты со Своими учениками в Сионской горнице совершил Тайную Вечерю и причастил их под видом хлеба Пречистым Твоим Телом и под видом вина – Честною Твоею Кровию, и заповедал им творить сие в Твое воспоминание. Мы по заповеди Твоей собрались в храме сем и молим, и просим Тебя, Господи, соверши и с нами, как Ты совершил со святыми апостолами, Тайную Вечерю и ниспосли Духа Твоего Святаго на нас, собравшихся здесь во имя Твое, и на предлежащие Святые Дары сии: освяти их Духом Святым и преложи в Пречистое Тело Твое и Честную Кровь Твою, и преподай нам для жизни вечной с Тобой. Ты же Сам говорил: ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем, и Я воскрешу его в последний день. Сделай, Господи, по слову Твоему, а слово Твое есть слово вечной истины. Господи! Ведь Ты же Сам сказал нам, что небо и земля прейдут, а слова Мои не прейдут. И да будет как Ты Сам учил: ниспосли Духа Твоего Святаго и сотвори убо хлеб сей в Пречистое Тело Твое. Аминь. А еже в чаше вино – в Честную Кровь Твою, преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь. Господи! Пред Тобою с молитвами своими предстоит вся Святая Церковь , которую Ты на земле основал: торжествующая, прославленная на небе, и воинствующая, ожидающая от Тебе своего спасения. Ведь Ты есть Бог живых, но не Бог мертвых». После этой молитвы молящиеся пред Господом, в лице Его Пречистого Тела и Честныя Крови находящихся на престоле, должны помолиться за всю Церковь , торжествующую и воинствующую, и помянуть всех членов ее в следующем порядке: «Помяни, Господи, святаго славнаго Пророка, Предтечу и Крестителя Господня Иоанна, святых пророков: Моисея, Аарона, Илию, Елисея, Давида и всех прочих святых пророков; святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла, и всех прочих святых Твоих апостолов; святителей и учителей Церкви: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Николая, Мирликийского чудотворца, и всех прочих святителей; первомученика архидиакона Стефана и всех прочих святых Твоих мучеников и мучениц;

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

4 сентября 2011 года, когда Церковь совершает празднование Собора Московских святых, митрополит Волоколамский Иларион возглавил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании литургии владыка Иларион поздравил верующих с воскресным днем и обратился к ним с проповедью: «Дорогие братия и сестры! Сегодня в Евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как к Господу Иисусу Христу подошел богатый юноша и спросил, что нужно делать, чтобы наследовать Царствие Небесное. Господь в ответ перечислил ему ветхозаветные заповеди, что были даны Моисею как путь, по которому человек должен идти, чтобы наследовать Царствие Божие. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение ( Мф. 19. 20–22 ). Этим рассказом Евангелие напоминает нам, прежде всего, о том, что на первом месте в жизни человека должен быть Бог и Его заповеди. Многие ли из нас могут сказать, как богатый юноша, что все заповеди исполняют от юности и живут по закону Божию, что евангельский закон является тем нравственным ориентиром, по которому они сверяют свою жизнь? Многие ли из нас могут сказать, что не нарушают ежедневно заповеданное нам и, прежде всего, заповедь о любви к Богу и любви к ближнему? Как важно помнить об этих заповедях, передавать детям Божий закон, живя по которому, они всегда будут вместе с Господом и неизменно будут идти по пути к Царствию Небесному! Ведь сколько соблазнов сегодня подстерегает наших детей: негативное и тлетворное влияние оказывают на них улица, школа, сверстники, да и весь окружающий мир. Как трудно бывает ребенку в этом мире сохранить веру и благочестие, не послушать уговоры сверстников, не поддаться веяниям времени, но твердо идти по пути следования евангельским заповедям. Немногие дети сегодня способны жить так, как заповедует Церковь Христова, но и немногие взрослые могут показать им пример добродетельной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

77. По случаю освящения в г.Таганроге предела во имя св. Афанасия Александрийского «Отныне будете видеть небо отверстым, и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну человеческому». ( Ин.1:51 ). Семь тысяч лет было закрыто небо над этим местом, над которым воздвигнут сей благолепный храм – во имя первого слуги Божия Архистратига Михаила и двух святителей Его: Епископа Тихона Задонского и Архиепископа Афанасия Александрийского , предел, который ныне же благодатью Божией и молитвами пастырей освящен. Первый раз от сотворения мира на сем престоле принесена бескровная жертва, первый раз воссияло здесь Солнце правды – Христос Бог наш, от которого отныне станут изливаться на всех верующих и молящихся здесь многоразличные и обильные источники благодати и милости Божией; ибо отныне не только Ангелы, но и сам Дух Святый в каждую Божественную литургию, через отверстые небеса, будет нисходить на Сына человеческого при принесении таинственной жертвы; и претворят хлеб в Его пречистое тело, а вино в Его пресвятую кровь – для вкушения верующих христиан, желающих получить жизнь вечную. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный». Хотя телесными очами мы не видим сего величайшего зрелища – отверстых небес, Духа Божия и Ангелов, восходящих и нисходящих, как многие видели это в Вифлееме и на Иордане; но зато очами веры все можем их видеть. Таким образом, отселе будет обитать во храме сем Триединый Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух святый; ибо где Сын Божий, там и Бог Отец, где Богоотец, там и Дух святый. Отселе храм этот не простой дом, но дом Божий, и сия врата Господни; ибо Сам Бог сказал: «вселюсь в них... и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом». О какое счастье! Какая радость – жить вместе с Богом! По истине, днесь спасение не только дому сему бысть, но и тому, кто станет посещать этот дом и пребывать в нем на молитве; здесь христианин найдет все необходимое для временной и для вечной жизни. Нужда ли какая семейная, болезнь ли, горе ли какое постигнет, – приходи сюда, все для себя выпросишь; ибо Сам Христос сказал: «все, чего вы ни будете просить в молитве верьте, что получите».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010