82 Безкровныя жертвы – евхаристические Дары, приносимые Богу «о всех и за вся» в священнодействии Божественной Литургии. 84 В древности все ектении и молитвословия Литургии произносились вслух при всеобщем коленопреклонении народа. См. статью в приложении «О древней традиции…». 85 В древности иподиаконы разносили чаши со св. водой между рядами верующих для омовения и освящения всех 5 чувств. Во дворах храмов сооружались бассейны или фонтаны со святой водой. Остаток обычая – омовение рук иереев на литургии и стояние иподиакона с чашей у царских врат до херувимской песни на хиротонии. 86 «Молящиеся с нами» – члены иных общин епархии (диоцеза), находящиеся в молитвенном общении с епископом диоцеза. Возможно это верные, отсутствующие в храме по извинительной причине или те члены общины, которые согласно древней покаянной дисциплине, хотя и исполнили епитимью, но ещё не получили от епископа разрешения причащаться с верными. (В более поздние века, видя нерадение многих верных о причащении, святитель Иоанн Златоуст воскликнет: «Напрасна (евхаристическая) Жертва наша: никто не причащается!»). 87 Власть (держава) Бога –  Бог обладает абсолютной властью Сам от Себя (греч. автовасилия – букв. самоцарствие, самодержавие). Бог есть полновластный и единовластный Царь всех. 90 Сын Божий воплотился “недвижимо”, не покидая Отца и Небес, пребывая везде и оставаясь второй Ипостасью святой единосущной и нераздельной Троицы. 91 В ипостаси Христовой божественная природа Сына Божьего не претерпела никакого изменения, смешения или разделения. 93 Лк.22:17–19 : «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою; ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». 94 Тема пребывания Христа в сонме ангелов присутствует и в гимне «Иже херувимы…» Многие древние иконы имеют название «Спас в силах», т.е., «Спаситель в ангелах».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?.. Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор. 9:4 –14 ). Поэтому, замечает он, «наставляемый словом делись всяким добром с наставляющими» ( Гал. 6:6 ) 655 7) О внешних действиях во время совершения богослужения. Божественная литургия, как важнейшее христианское богослужение, подвергается особенно усиленным нападкам сектантов. В ней они не оставляют почти ни одного действия без замечания и во всем стараются найти повод к обвинению православных. Так, а) они ставят в вину совершение литургии при закрытых дверях, но – напрасно. На литургии приносится Богу, под видом хлеба и вина, таинственная жертва тела и крови Христовой, – жертва по существу своему не доступная никому, самое совершение которой есть таинство непостижимое для всех, почему св. Дары, приносимые на ней, называются и есть лействительно Тайны. А так как при открытом совершении литургии эти Тайны были бы открыты всем без различия, – достойным и недостойным, верным и маловерным, чистым и нечистым, – самая тайна Церкви Христовой как будто нарушилась бы, то во избежание этого литургия и совершается в алтаре при закрытых дверях, причем лишь в некоторые моменты ее (в пасхальную седмицу все время) двери эти открываются и св. Дары показываются народу. 656 б) Далее сектанты говорят: «ваше причащение неистинное, пот. что ап. Павел пишет: «все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ), а у вас на литургии употребляют 5 просфор». – Действительно, для совершения лигургии употребляется 5 просфор, но самое таинство причащения совершается на одной – той именно, из которой вынимается часть, представляющая собой Агнца Божия, закланного за грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), и потому называемая агнцем. При изъятии этой части читаются молитвы, в которых воспоминаются пророчества, прообразования и события, касающиеся рождения, страданий и смерти Спасителя ( Ис. 53:7–8 ). Из остальных же 4 просфор вынимаются частицы в честь Богородицы, святых, за живых людей и умерших– в знак единения их с Христом и между собой ( Ин. 17:21–24 ). 657 в) «Ваши священники, замечают сектанты, вторично мучат Христа, ибо режут ножом и прободают копьем тело Христово во время преломления».– Нет, православные пастыри надрезают крестообразно и прободают копьем агнец в то время, когда он бывает еще простым хлебом, а не телом Христовым (последним он становится после произнесения совершительной молитвы: «и сотвори убо хлеб сей...», а надрезывание и прободение копьем бывает на проскомидии): делают они это не в поругание Христу и не с целью причинить Ему новые мучения, а по примеру совершенного им преломления хле6а ( Ин. 19: 33–34 ) и в воспоминание Его крестных страданий и разных обстоятельств, бывших при этих страданиях. 658

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Аминь», – заключает Символ. Истинно, буди, буди. «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, который благословил нас во Христе всяким благословением духовным в небесах, так что в Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов по богатству Его благодати» ( Ефес.1:3–7 ). О литургии Хотя в письмах о Богослужении старался я, по мере тесного их объема и моих понятий, изобразить постепенный ход Литургии, однако же истолкование сие представляется тебе неудовлетворительным как по самой краткости, так и по тому, что ты менее ознакомлен с служением Архиерейским, мною описанным. И так хочу еще однажды изложить пред тобою порядок и значение Божественной службы, уже не торжественной по внешнему великолепию, числу и сану священнослужителей, но с таким же духовным торжеством совершаемой одним Иереем и Диаконом. Ибо и в их скромном служении представляется для нас то же высокое зрелище Тайной Вечери Христовой и всей Его жизни от колыбели Вифлеемской до Вознесения на Небо. Как часто с сокрушением сердца доводится нам слышать от людей, совсем не чуждых веры и благочестия, ибо в устах неверующих и не странно было бы такое слово: «За чем нам ходить в церковь ? Разве нельзя также молиться дома?» Такой образ понятий тем более огорчителен, что, проистекая не от ожесточения против Церкви, а только от неведения, он лишает, однако же, неправомыслящих духовного блага соборной молитвы наравне с чуждыми всякого общения с Церковью. Если под именем её они разумеют только четыре стены храма, осененные крестом: то, конечно, и в стенах собственной их храмины можно возносить теплые молитвы к Богу. Ибо Сам Спаситель сказал: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в сонмищах и на улицах останавливаясь, молиться, чтобы видели их люди. Ты же, когда молишься, взойди в комнату свою и, затворив за собой двери, помолись Отцу твоему, Который втайне и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». ( Мф. 6:5,6 ) Но должно понимать Церковь в истинном её значении, т. е. собранием верных, соединенных между собою таинствами, и верою в Господа Иисуса Христа, Который обещал им: «там где соберутся двое или трое, во имя Его, и Он будет посреди их» ( Мф.18:20 ), и приобщив Апостолов на Вечери Тайной Своего Тела и Крови повелел им «творить сие в Его воспоминание» ( Лук.22:15 ). Тогда сколь знаменательным сделается для каждого члена Церкви сие повторение Вечери Христовой. Ибо говорит Апостол: «Всякий раз, когда вы ядите хлеб сей и пьете чашу сию, вы возвещаете смерть Господню, доколе приидет» ( 1Кор.11:26 ). И так не одна лишь память первого Искупительного Пришествия Христова, но и ожидание второго Страшного Его Пришествия для рассуждения дел наших должны исполнять трепетом сердца наши при Божественной Литургии, во время коей опять приносится за нас жертва Христова, хотя в виде бескровной, чтобы сделаться более нам доступной.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Литургия – это не обрядовые действия для воспоминания Тайной Вечери, совершенной Иисусом Христом, и не попытка ее повторения. На Евхаристии мы приобщаемся непостижимой тайне, духовно входим в ту самую комнату – Сионскую горницу, в которой Христос совершил Тайную Вечерю. Соединяясь со Христом, мы соединяемся друг с другом и со всеми членами Церкви – и живыми, и умершими, и находящимися в райском состоянии, и не в райском. Поэтому Евхаристическая жертва приносится за всех и о всех. «Еще в глубокой древности, задолго до Рождества Христова, Его жертва предызображалась во многих символических действиях, главным из которых было заклание жертвенного агнца. Агнцем заменил Бог Исаака, положенного на жертвенник для всесожжения. Агнца иудеи готовили на праздник пасхи и вкушали, вспоминая спасительный исход из египетского плена. Пророк Исаия, предвещая грядущего Христа, сравнивал Его с невинным Агнцем, который кротко идет на заклание»6 (см. Ис. 53, 7). Это пророчество Исаии имеет прямое отношение к спасительной Жертве Богочеловека на Голгофском Кресте. Оно упоминается на проскомидии – первой части Божественной Литургии. Поэтому и литургический Хлеб – просфора, который приготавливается для освящения на Литургии, называется Агнцем. Таинство Евхаристии является Бескровной Жертвой. «Бескровной она названа потому, что Литургия – новозаветное богослужение, в отличие от кровавых служб Ветхого Завета, когда проливалась кровь невинных животных и приносились дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего (Евр. 9, 9). А жертвой Евхаристия называется потому, что являет собой ту самую Жертву, которую принес чистый и невинный Агнец Христос за грехи всех людей»7. На православном богослужении Божественной Литургии, совершая Таинство Святого Причащения – Евхаристию, на которой приобщаемся к Христовой Жертве, – мы причащаемся Его Святому Телу, пострадавшему ради нас, и Его Святой Крови, пролитой на Кресте за наши грехи, то есть соединяемся со Христом. А приобщаясь Жертве Христа в Евхаристии, мы приобщаемся и к совершенному Им спасению. Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному (Евр. 9, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

С чего же мы начинаем ежедневную последовательность молитв? Вечерня начинается с чтения или пения 103 Псалма – хвалебного гимна вселенной: Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием. Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это – море великое и пространное... Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Таким образом, пишет отец Александр, ежедневная вечерняя служба «начинается с начала»: «Она начинается с начала, а это значит с «открытия», восхищенного и благодарного, мира как творения Божьего. церковь как бы возвращает нас к тому первому вечеру, когда человек, вызванный Богом к жизни, открыл глаза и увидел, что дал ему Бог в любви Своей, увидел всю красоту, всю славу храма вокруг себя, и возблагодарил Бога. И в этом благодарении он стал собою... Поскольку церковь – во Христе, она всегда начинает с этого акта благодарения, возвращения мира Богу» 29 . Вот в чем, стало быть, пятый аспект нашей человеческой сущности. В благодарении мы становимся собою. Без благодарности мы недолюди, или даже анти-люди. Лишь жертвуя и благословляя обретаем мы подлинную человеческую суть. Мы можем теперь уточнить, в чем состоит наша личная отвественность перед окружющим нас миром. Высшее призвание человека – священство. Это наша высшая привилегия как разумных существ, наделенных самосознанием и свободной волей, и в то же время как евхаристических существ, способных к обожению. Мы должны сознательно и благодарно возвращать мир Богу-Творцу как жертву хваления. Эта задача точно определена в чине Божественной Литургии, где непосредственно перед эпиклезой – призыванием Духа Святаго – священник поднимает Святые Дары, возглашая Твоя от Твоих Тебе приносяще от всех и за вся. «Призвание священства», «приношение жертвы»: что означают сами эти слова? Во-первых, мы говорим на Литургии: Твоя от Твоих. Мы приносим в жертву Богу лишь то, что Он Сам дал нам. Если бы Бог Своей свободной волей не подарил нам мир, нам нечего было бы жертвовать. Приношение принадлежит Ему более, чем нам; без Него наши руки были бы пусты. На самом деле в Божественной Литургии истинным Приносящим жертву, единственным Первосвященником является Сам Христос, мы же, как священнослужители, так и прихожане, присутствующие при совершении Евхаристии, можем действовать как священники лишь в силу нашего соединения с Ним. Лишь Он служит Литургию в собственном смысле слова. Мы можем лишь сослужить Ему. И это приложимо не только к Евхаристии, совершаемой в «Действе Обедни» по выражению Чарльза Уильямса, но и к любой жертве, приносимой человеком во всю его жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Uer/ch...

162 Термины апофатического богословия, отрицающие человеческие качества в Боге. Согласно Дионисию Ареопагиту выразить сущность Бога в категориях человеческого языка невозможно. В отношении сокровенного Бога он употребляет выражение «Божественное Ничто». 163 Присно – постоянно, всегда. Церк. слав. «присносущный Бог» – т. е., Бог, вне времени и вне пространства бытийствующий, всегда сущий, всегда существующий. 164 «и также всегда сущий – Ты и Единородный Сын и Дух Твой Святый» – позднейшая интерполяция, утверждающая единосущное ипостасное бытие Святой Троицы. 165 В библейском повествовании Бог сотворил Мир из небытия Своим Словом: «И сказал Бог...» (см. Быт.1 ). Согласно новозаветному учению и учению Святых Отцов, Вселенная сотворена из ничего Богом-Отцом через Его Превечное Божественное Слово – Сына Божьего, содействием исходящего от Отца Святого Духа. (В анафоре Литургии св. Василия Великого о Сыне Божьем сказано, что Сыном Божьим Бог-Отец «время сотворил и... утвердил (в бытии) всё сущее, ибо Он (Сын Твой) есть всесильное Слово Твоё»). Бытие Божие – истинное, несотворенное, бытие Мира – тварное. 169 Грядущее Царство=Будущее Царство. Грядущее Царство – это Царство Христово, постепенно раскрывающее себя как Присутствие Духа Святого и явление благодати Божией в мире и человеке. О Царстве Божием смотрите также сноску к начальному возгласу Литургии «Благословенно Царство...» Ср. прошение из молитвы Господней «Отче наш»: «...да приидет Царствие Твое...» и ( Мф.3:2 ):«Покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство Небесное». 171 Златоуст прославляет Бога не только за благодеяния, которые нам очевидны, но и за те, истинная цель которых от нас сокрыта и они кажутся нам злом. Истинная цель присутствия зла в жизни людей и страданий человека откроется только в вечности. Последними словами умиравшего святителя Иоанна Златоуста были: «Слава Богу за всё!» 174 Об ангелах см. ( Ис.6:3 ): «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»; ( Откр.4:8 ): «И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

16 Царство Отца и Сына и Святого Духа – постепенно раскрывающееся Присутствие Троичного Бога, явление благодати Божией в мире и человеке. Царство Божие – ключевое понятие христианской жизни и содержание Христова благовестия ( Мф.4:17 ), отнюдь не «потусторонний» мир, а знание Бога, любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нем ( Ин.17:3 ): «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа»). Евхаристия есть приближение и явление Царства Божия, Небо на земле. 18 Т.е., в мире, в тишине, спокойствии, в молчании, в состоянии душевного умиротворения. В древности это был призыв к духовной молитве всего собрания. Громкий ответ «Господи, помилуй» не полагался. Великая ектения первоначально была более продолжительной, включая в себя прошения мирной + просительной ектении, и произносилась в древности на «литургии верных», а, несколько позднее, перед «Святый Боже». На всех ектениях преклоняли колени, как делают это и ныне на чтении трех коленопреклонных молитв на вечерне первого дня Святой Троицы: «Паки и паки, преклоньше колени...», и в конце молитв: «Заступи, спаси, возстави...» По свидетельству святителя Иоанна Златоуста молитвы Евхаристии также слушались коленопреклонно: «И в молитвах, как всякий может видеть, много содействует народ. Так, например, о бесноватых и о кающихся совершаются общие молитвы священником и народом, и все читают одну молитву – исполненную милосердия. Равным образом, когда изгоняем из священной ограды недостойных участвовать в святой трапезе (Евхаристии), нужна бывает другая молитва , – мы все вместе повергаемся на землю, и все вместе встаем». В чине Божественной Литургии святителя Иоанна Златоуста (во второй молитве верных) читаем: «Паки и многажды припадаем, и Тебе молимся, Благий и человеколюбче:...» Об образе произнесения ектений и молитвословий Евхаристии в древности см. статью в приложении. 19 Прошение о ниспослании общине Мира Божьего (евр. «Шалом Ягве»). См. ( Фил.4:7 ): «И Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе»; ( Кол.3:15 ): «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тертуллиан в III веке писал к язычникам: «Каковы наши Вечери, это видно из самого их имени: они называются греческим именем, которое означает любовь или дружбу. Сколько бы они не стоили, но издержка на них, которая верующими делается из любви, есть приобретение: за этою трапезою кормятся бедные... Нет на них ничего худого, ничего противного добрым нравам. Вечери начинаются молитвою к Богу, едят столько, сколько требуется для утешения голода, и пьют, сколько прилично трезвому человеку. Едят досыта, но не забывают, что и ночью надобно быть на молитве, разговаривают между собою, но знают, что Господь слышит все». После освобождения Церкви Христовой от гонений, когда христианство стало господствующей религией и число верующих возросло в ней до миллионов, многие из обычаев и обрядов первоначальной Церкви, естественно, должны были измениться, но память о них до наших дней сохранилась в литургиях Иоанна Златоуста , Василия Великого и Григория Двоеслова . Отражение мира и любви в Божественной литургии В Божественной Литургии Православной Церкви отражена основная идея христианской религии – примирение человека с Богом великой крестной жертвой Господа нашего Иисуса Христа во имя любви к человеку. Святой евангелист Иоанн Богослов учит: Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Ин.4:9 ). И апостол Павел учит: Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор.5:19–21 ). Вот почему вся Божественная Литургия есть гимн хвалы и благодарения Господу Иисусу Христу, возлюбившему нас до смерти крестной и принесшему на землю Свой Божественный мир и святую любовь. Божественная Литургия есть важнейшее и высочайшее священнодействие Христовой Церкви, во время которой приносится бескровная жертва, примиряющая небо с землею, Бога с человеком через Святые Тайны – Тело и Кровь Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Апостол Павел запретил «сообщаться с тем, кто, называясь братом (верующим. – С. Ф.), остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе... извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор. 5:11, 13 ). «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» ( 2Кор. 6:14 ). В христианстве вера неотделима от нравственности, от исполнения заповедей. Исполнение заповедей есть действование любви. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», – сказал Христос ( Ин. 14:15 ). Вера не может быть не действующей, не любящей. «Все... прекрасно, если веруете с любовию», – писал в начале II века св. Игнатий Богоносец 91 . «Старайтесь... благоуспевать плотью и духом, верою и любовию» 92 . «Вера есть Плоть Господа, любовь – Кровь Иисуса Христа» 93 . Как в литургии мы принимаем и Плоть, и Кровь Господню, так и в своей христианской жизни мы должны осуществить не одну веру, но и любовь, или, по слову апостола, «веру, действующую любовью» ( Гал. 5:6 ). Действование любви и есть христианский подвиг. Вне его, вне любви обескровленная плоть веры умирает. Нераскаянный грешник сам отлучает себя от Тела Христова, от Его Церкви, и тем самым не может участвовать в ее таинствах. «...Будем жительствовать достойно Главы нашей... – пишет преп. Феодор Студит , – как сотелесники и соучастники и сонаследники Христовы... Оскверняющий тело уже не член Тела Христова, то же злопамятствующий или другой какою-либо страстью обладаемый, и потому недостоин причащаться Святых Тайн» 94 . Недопускаемые к причастию грешники выходили из храма перед началом главной части литургии. Так было в древней Церкви. Но еще в ее средние века, в XI веке, преп. Симеон Новый Богослов советовал людям грешным, хоть уже принесшим покаяние и не находящимся под церковным запрещением, но еще недостаточно себя освятившим новой, чистой жизнью, воздерживаться от причастия, пока, – пишет преп. Симеон, – «помысел твой и расположение твое не отложатся от злых дел греховных, пока не стяжешь твердаго намерения никогда уже не оставлять Добрых дел и... (пока. – С. Ф.) совершенно не возненавидишь грех». Пока же этого нет, «когда совершается Божественная литургия и священник или диакон скажет: «Елицы оглашеннии, изыдите», выходи из церкви, и становись в преддверии храма, и, вспоминай о грехах своих, и плачь. Потом, когда кончится Божественная литургия, можешь опять входить в церковь » 95 . «...Тебе следует стоять за дверьми церкви, как оглашенному... Ибо оглашенным следует называть не только невернаго (еще не крещенного. – С. Ф.), но и всякого, кто не зрит славы Господа откровенным лицем ума своего» 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/z...

Весь мир Церкви, новое творение, есть богочеловечество. Неслитно, неизменно и нераздельно тварный мир соединяется с нетварной Благодатью – и не упраздняется, не сгорает, но преображается и становится нетленным: «Ведь теми, кто имеет [духовное] зрение, весь духовный мир видится таинственно отпечатленным в символических образах в каждой части чувственного мира; и, напротив, в каждой части духовного мира содержится весь чувственный мир, помещаясь в нем интеллигибельно в умопостигаемых логосах " 96 . Святой созерцатель Откровения пишет: Я, Иоанн, брат ваш... был в Духе в день воскресный... И увидел я новое небо и новую землю ( Откр.1:9–10; 21:1 ). В этих словах он, как бы, говорит нам: «Я, брат ваш Иоанн, был на Божественной Литургии». Литургия помещает нас перед открытым окном откровения, нетления. Она дает нам возможность вздохнуть чистым воздухом, который оживляет наше сердце. Таково событие и таков опыт, которые мы переживаем на божественной Литургии: все становится новым по благодати и в общении Святого Духа. Уже не солнце освещает землю и не фантазия нашего ума простирается в небесные выси – ибо небо и земля прейдут ( Мф.24:35 ), – но само присутствие Божие обновляет, делает нетленными и едиными небо и землю. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его ( Откр.21:23 ). Реальность Литургии не может быть освещена светом, который должен пройти: «Ничто видимое не есть благо " 97 . Невидимое присутствие Господа – вот что сообщает свет и откровение всему существующему. 5. «Да живот имут» (Ин.10:10) Литургия, совершаемая на Святом Престоле, создает, приводит в гармонию и образует «все во всем». Великим и удивительным событием при этом является тот факт, что литургический дух воплощается в нашей жизни. Литургия Христовой жертвы, которая священнодействуется на Святом Престоле, составляет сердце нашей жизни и нашего самосознания. Она согревает и хранит нашу жизнь. Она включает в себя как личность каждого из нас, так и всю нашу литургическую общину. Она создает и содержит все, что есть в нас и вокруг нас. Невидимое и нетварное она воплощает и отдает нам, привносит в нас, делая все это доступным нашему осмыслению и осязанию; все же видимое и незначительное она преображает и освящает. Мы переживаем несмешиваемое взаимопроникновение нетварного и тварного, жизни и смерти, движения и покоя, таинства и рационального мышления, чуда и закона, свободы и природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010