Диакон затворяет Царские врата и завесу наполовину, таже исходит на обычное место и глаголет диаконства: Далее Царские врата закрываются и задергивается завеса наполовину. Диакон же выходит на обычное место и произносит прошения: Ектения просительная Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви. Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господу. Лик: Господи, помилуй. О предложенных и Преждеосвященных Честных Дарех, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. О предложенных и преждеосвященных святых Дарах Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Яко да человеколюбец Бог наш, прием я во святый и пренебесный и мысленный Свой жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся. Хор: Господи, помилуй. Дабы Человеколюбец Бог наш, приняв их на святой и превысший небес и невещественный Свой жертвенник как аромат благоухания духовного, ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа, помолимся. Лик: Господи, помилуй. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся. Хор: Господи, помилуй. Об избавлении нас от всякой скорби, гнева, [опасности ] и нужды Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Хор: Господи, помилуй. Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию. Лик: Господи, помилуй. Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим. Хор: Господи, помилуй. Вечера сего совершенного, святого, мирного и безгрешного у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Ангела мира, верного наставника, хранителя душ и тел наших у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим. Хор: Подай, Господи. Прощения и оставления грехов и согрешений наших у Господа просим. Лик: Подай, Господи. Добрых и полезных душам нашим, и мира мipobu, у Господа просим. Хор: Подай, Господи.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС – опускается в потир, другая – ХС – разделяется для приобщения священнослужителей. По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением. Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями. Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.). Периодически – один раз в 3 дня или в неделю – священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин. Примечание. В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   Точно таким же порядком приготовляются Агнцы для литургии Преждеосвященных Даров. Разница только та, что для приготовления запасных Даров от священного Агнца отделяются частицы: НИ и КА, а оставшиеся две частицы: ИС — опускается в потир, другая — ХС — разделяется для приобщения священнослужителей.    По окончании литургии священник развертывает антиминс, а на него поставляет дискос, затем, поклонившись Святым Дарам, вынимает из дарохранительницы Святой Агнец и полагает его на дискосе. После этого вокруг престола он совершает крестообразное каждение, творит пред престолом подобающее поклонение, после чего раздробляет Агнец на малые частицы со всяким благоговением.    Раздробив Агнец, священник берет чистый, плоский камень или кирпич и полагает его справа от себя с краю антиминса; на этот камень устанавливается чистый новый сосуд (горелка) с горящим древесным углем. Поклонившись Святым Тайнам, священник берет дискос с лежащими на нем раздробленными частицами Даров и ставит на сосуд или держит в руке над сосудом с горячими углями и таким образом постепенно просушивает Дары, переворачивая их копием, чтобы не пригорели. Когда дискос нагреется, священник снимает его и ставит на антиминсе или на покровце, чтобы не подгорели частицы; когда дискос немного остынет, опять ставит его над сосудом с горящими углями.    Сухие Святые Дары полагаются в св. кивот дарохранительницы и хранятся на престоле. Держать Святые Дары священнику на дому воспрещается (см. Учительное известие и др.).    Периодически — один раз в 3 дня или в неделю — священник с должным благоговением осматривает Божественные Тайны, хранимые в кивоте. Если Святые Тайны отсырели, их просушивают, поставив с кивотом на развернутом антиминсе. Если по небрежности священника Святые Тайны будут попалены при высушивании или подверглись порче при хранении, то их должно потребить на жертвеннике после литургии вместе с остатками вновь освященных Божественных Таин.     Примечание.    В настоящее время во многих храмах существует следующая практика приготовления запасных Святых Даров.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

На каком-либо чистом месте распростерши священный плат, они должны поверх его положить святой покров, а на покров – лжицею часть всесвятого хлеба; потом после пения, каждения и троекратного поклонения приобщиться божественного хлеба не рукою, но устами. Затем из какого-либо сосуда вином с водою, или одною водою, омыть уста» . Здесь видна параллель с приобщением, которое дает мирянам священник и которое св. Симеон описывает так: «Поэтому и желая кого-нибудь приобщить Таин без Литургии, мы приобщаем так: берем частицу соблюдаемого на такой случай хлеба и влагаем его в вино с водою». Должны ли мы предположить, что во втором случае преложение вина в Кровь происходит, а в первом нет? По какой бы причине мирянин мог приобщиться Крови, в то время как отшельнику в пустыне, даже при наличии сосуда с вином и водой, приходится обходиться лишь Хлебом? Из-за отсутствия священника? Но какова его роль, если он не читает молитвы, и если само освящение происходит за счет прикосновения? Даже более значимой может оказаться описываемая св. Симеоном практика причащения новобрачных запасными Дарами (см. также ): «Вслед за тем иерей прикасается к священной Чаше Преждеосвященных Даров и возглашает: “Преждеосвященная святая святым”. И когда все запоют: “Един свят, един Господь”, потому что Он – единое освящение, и мир, и единение сочетающихся рабов своих, – приобщает новобрачных, если они достойны. Потом иерей преподает им Дары из общей Чаши, между тем как поют: “Чашу спасения прииму”. Это делается ради Всесвятых Даров и в знак единения вступающих в брак в благомыслии о Боге, а также того, что богомыслие их будет рождаться от мира и единомыслия. Недостойным причащения, как, например, двоеженцам и им подобным, не преподаются Божественные Дары, а только общая чаша — в освящение отчасти, во благое общение и единение в благословении Божием» . Несмотря на разницу в написании прописных и строчных букв в русском переводе, речь здесь, судя по греческому тексту, идет об одной и той же Чаше, которую св.

http://bogoslov.ru/article/6028886

Для священнодействия соединения Св. Даров в древнерусских Служебниках, как заметил А. С. Слуцкий 357 , приводится не одна, а две формулы – неконстантинопольская 358 Смшень стго тла и чтны крове га нашего ха и константинопольская 359 Исполнень стаго дха всегда и нын и при (текст обеих формул приведен здесь по 8. Л. 46). В рукописях они выписываются почти столь же часто, как и формула Понаста… – среди 20-ти дофилофеевских древнерусских Служебников, содержащих последнюю, 15 360 рукописей содержат и формулу Смшень…, 19 361 рукописей – формулу Исполнень… Еще в 2-х Служебниках 362 константинопольская формула Исполнень… приводится без неконстантинопольских формул Познаста… и Смшень… – на основании этого можно предположить, что неконстантинопольские формулы были сознательно опущены писцами этих рукописей (или писцами их протографов) в целях согласования древнерусского формуляра с константинопольскими греческими аналогами 363 . Таким образом, в большинстве случаев обе формулы, сначала неконстантинопольская и затем константинопольская (в двух рукописях – 5 и 6 – формулы даны в обратном порядке), приводятся одновременно. Альтернативных им формул древнерусские Служебники не содержат, поэтому можно сделать вывод о том, что базовая древнерусская редакция литургийных формуляров содержала и формулы Понаста… (неясного происхождения) и Смшень… (палестинского происхождения), и константинопольскую формулу Исполнень… Немаловажно, что формулы Смшень… и Исполнень…, как указал А. С. Слуцкий 364 , в древнерусских рукописях могут выписываться не только в формулярах полных литургий, но и в формуляре литургии Преждеосвященных Даров 365 – из-за того, что в древней практике священнодействия полной и Преждеосвященной литургии при соединении Тела и Крови Христовых были внешне тождественны 366 , формулы из полных литургийных формуляров могли автоматически переноситься в чин литургии Преждеосвященных Даров. Стоит, наконец, отметить, что каждая из двух формул на соединение Св. Даров может предваряться соответствующими вступительными словами диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Аллилуиа. В древности, когда желающих причаститься за литургией Преждеосвященных Даров было много, пелся весь (33-й) псалом „Благословлю Господа“. Когда же число причастников уменьшилось, постановлено было петь один только стих из этого псалма с прибавлением слов; «хлеб небесный и чашу жизни» для большего применения этого псалма к причащению. В то время, как клир от лица народа прославляет Господа, священник благословляет народ и молится, чтобы Господь даровал спасение своему народу: «Спаси, Боже, молится он, люди Твоя, и благослови достояние Твое». Это молитвенное благословение изображает то благословение Иисуса Христа, которое он преподал ученикам своим при вознесении на небо. После этого благословения, священник, покадив святые Дары, возлагает дискос со звездицею на голову диакона, который и относит все это на жертвенник. Сам же, взяв святую чашу и обратившись к народу, говорит тихо: «Благословен Бог наш», а потом громко возглашает: Всегда, ныне и присно и во веки веков». Это в последний раз уже священник показывает святые Дары народу и затем уносит их на жертвенник. Это явление святых Даров народу изображает вознесение Спасителя на небо; а слова священника напоминают нам слова Самого Иисуса Христа, сказанные верующим при Своем вознесении: «вот, Я буду с вами во все дни до скончания века». Как святые Апостолы прославляли Господа при Его вознесении, так и мы, проникнутые благодарностию к Господу за все Его благодеяния к нам грешным, особенно же за причащение святых Таин, с радостию отвечаем на слова священника следующею священною песнию: Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим тайнам; соблюди нас во Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей: аллилуия, аллилуия, аллилуия. (Господи! да исполнятся уста наши славословием Тебя за то, что Ты удостоил нас причаститися святым Твоим, Божественным, безсмертным и жизнь дающим тайнам; сохраняй нас во Твоей святыне, чтобы мы постоянно следовали правде Твоей).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   И тогда диакон выходит перед паремией. А по паремии тотчас поётся «да исправится» и совершается прочее обычное последование литургии Преждеосвященных Даров. 319. О том, что надобно с особенным благоговением поклоняться во время входа на литургии Преждеосвященных Даров    При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью.    В конце же литургии читается заамвонная молитва как умилостивительная и отпустительная, как молитва прошения о том, чтобы мы увидели Воскресение и торжествовали его и здесь и там. А читается она за амвоном, среди храма, для того чтобы мы слышали её и словами её молились за весь народ, как пред лицом Божиим.    Когда таким образом литургия окончена, бывает всенощное бдение. Вот посмотри и чин его. 320. О всенощном бдении в первую седмицу святой Четыредесятницы    На первой седмице, после заамвонной молитвы иерей (или архиерей, если он присутствует) благословляет певца, и певец тотчас поёт: «Живый в помощи» (Пс. 90), а иерей, произнося молитву, относит в сосудохранилище священные сосуды, потом на «слава, и ныне» творит великую ектению и совершает возглас: «яко подобает Тебе». Певец поёт первый антифон ко Господу «внегда скорбети ми» (Пс. 119:1), с припевом «яко благоутробный Господи», и вместе с тем стихи поются обоими ликами. Иерей говорит молитву первого антифона иже во время дня.    После «слава, и ныне» и прибавочного стиха иерей опять творит малую ектению и возглас: «Яко святися и прославися». Левый лик поёт второй антифон к «Тебе, Господи, воздвигох душу мою», с припевом «милосердия двери». Во время же пения вместе с этим стихом, иерей читает молитву второго антифона «Тебе, вечный» и «невечерний Свете», и присоединяет другие две молитвы: «Иже неусыпное и непрестанное славословие» и «Владыко Вседержителю непостижиме». Эти дивные молитвы принадлежат, по преимуществу, панихиде.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

... да не приобщатся глаза наши ко всякому лукавому зрению, и слух наш закроется к словам праздным. Очисти наши уста, хвалящие Тебя, Господи: да воздержатся руки наша от злых дел, чтобы исполнять дела только благоугодные Тебе, укрепляя и утверждая все члены и мысль нашу Твоей благодатью. Другая молитва готовит нас к перенесению Преждеосвященных Даров: ... се бо пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящая, на тайней сей предложиться имут трапезе, от множества воинства небеснаго невидимо дориносимыя. Их же причастие неосужденно нам даруй, да теми мысленное око озаряющее, сынове света и дне будем. ... Ибо вот Пречистое Его Тело и животворящая Кровь, в настоящий час входящие, будут предложены на этой тайной трапезе, невидимо переносимые множеством небесных воинств. Даруй нам неосужденно причаститься им, да просветится ими мысленное око наше, и мы станем сыновьями света и дня. Вместо обычной Херувимской песни хор споет гимн «Ныне силы Небесные». Так как переносят уже освященные Дары, то верующие снова становятся на колени, а потом еще раз делают три земных поклона, мысленно повторяя за священником молитву св. Ефрема Сирина. После великого входа закрывают царские врата и завесу до половины. Святые Дары теперь перенесены на престол, а мы, готовясь к Причастию, просим: ... освяти всех нас души и телеса освящением неотъемлемым: да чистию совестию, непосрамленным лицем, просвещенным сердцем божественных сих причащаюся святынь и от них оживотворяеми, соединимся самому Христу Твоему... рекшему: ядый плоть Мою и пияй Кровь Мою, во мне пребывает и Аз в нем... да будем Храм Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, избавлении всякия диавольская козни... и получим обетованная нам благая со всеми святыми Твоими... ... освяти души и телеса всех нас освящением неотъемлемым: чтобы чистою совестию, непосрамленным лицом, просвещенным сердцем причастившись святых Даров и получивши от них жизнь, мы соединились бы с самим Христом Твоим..., сказавшим: тот, кто ест плоть Мою и пьет кровь Мою, во Мне пребывает, и Я в нем... да будем мы Храмом Пресвятого и поклоняемого Твоего Духа, да будем мы избавлены всяких дьявольских козней... и получим обещанные нам блага со всеми святыми Твоими...

http://foma.ru/o-liturgii-prezhdeosvyash...

17. См. цитату из обсуждаемого ответа свт. Симеона: «В священный потир, без чтения известной молитвы, вливается вино и вода, чтобы, по растворении в них божественного Хлеба эти вещества в потире своим причастием освятились (γιασθσι τ μετοχ) и чтобы священник, и по чину Литургии (κα κατ τν ν τ λειτουργ τξιν) мог приобщиться и от Хлеба, и от Чаши». Сверено и греч. текст по: Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum. PG. 155. Col. 909C. 18. См. в «При входе со Святыми Дарами мы должны поклоняться с особенным благоговением, потому что Божественные Дары освящены и в них истинно присутствует Сам Спаситель наш, ибо на дискосе возлежит Всесвятое Тело Его с Божественной Его Кровью». De sacra precatione. PG. 155. Col. 657D. См. ПЭ: «Эта практика [напоение Агнца Св. Кровью] установилась к XIV в., тогда как в более раннюю эпоху, согласно целому ряду источников, Преждеосвященный Хлеб для Л. П. Д., в отличие от запасных Св. Даров для причащения отшельников и больных, мог приготавливаться и храниться без напоения его Св. Кровью»/Михаил Желтов, свящ. Литургия Преждеосвященных Даров//Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 41. С. 263-278. Мы еще коснемся теории обсуждаемой статьи об использовании ненапоенного Агнца. 19. В также См. PG. 155. Col. 909B. 20. De sacramentis. PG. 155. Col. 188-189. 21. В. Леонов. Содержимое чаши на Литургии Преждеосвященных Даров: традиция и интерпретации//Богослов.ру [Электронный ресурс.] Режим доступа: http://bogoslov.ru/article/5752302 (дата обращения: 21.04.2020). 22. Dr. Vitaly Permiakov, Hieromonk Herman (Majkrzak). Notes on the Epiclesis in the Anaphora of St. Basil and on the Chalice at the Liturgy of the Presanctified Gifts//Orthodox Church in America [Электронный ресурс.] Режим доступа: (дата обращения: 21.04.2020). 23. В сверено по: Responsa ad Gabrielem Pentapolitanum. PG. 155. Col. 941A. 24. В сверено по: Ibid. Col. 948C. 25. В сверено по: S. Hawkes-Teeples, St. Symeon of Thessalonika, The Liturgical Commentaries//Studies and Texts 168. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 2011. P. 218.

http://bogoslov.ru/article/6028886

37 . Sventsitskaya I. (2006) «Sudby apostolov. Mify i realnost» [The fate of the apostle. Myths and reality]. Moscow, (in Russian). 38 . Ward G. (2012) Centurions: the Practice of Roman Officership. Diss. Chapel Hill. 39 . Weisman A. (1991) «Grechesko-russkiy slovar» [Greek-Russian Dictionary]. Moscow. (in Russian). 40 . White C. (2007) The Emergence of Christianity. Westport; London, 2007. 1 Уминский А., прот. Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания. М., 2015. С. 3. 2 Хохлова Д., Платонов Н., протодиак. Я просто хотел научиться петь//Православие и современность [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 04.12.18). Загл. с экрана. 3 Одной из главных обязанностей священнослужителя является совершение Евхаристии (т. е. это, если можно так выразиться, «профессиональный долг»). Потому он должен уметь дать каждому вопрошающему про любое действие на Литургии «ответ с кротостью и благоговением» ( 1Пет.3:15 ). 8 См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. В 3 т. Т. 2. Киев, 1901. С. 140. 9 См.: Матеос Х. Служение Слова в византийской литургии: исторический очерк. Омск, 2010. С. 122. 14 На Архиерейском чине Литургии Преждеосвященных Даров Евангелие выносится всегда, что косвенно может говорить о древней практике, но, по мнению автора, весьма маловероятно. Евхологий Барберини (один из самых авторитетных) вообще не описывает вход на Литургии Преждеосвященных, лишь вскользь упоминая просто его наличие. 15 На практике молитва входа читается «на ходу», поэтому после того, как все выстроились, диакон испрашивает благословения на вход, получает его и, дав священнику поцеловать Евангелие (поцеловав при этом его руку), встаёт перед царскими вратами, ожидая окончания третьего антифона. 16 На практике диакон творит Евангелием знак креста при возглашении, в практику, скорее всего, это действие перешло из архиерейского чиновника. 26 На практике священник благословляет молча, диакон целует ему руку и царскими вратами исходит на солею. Сам возглас иерей говорит после выхода диакона на солею, возглашения им слов «Господу помолимся» и ответа хора: «Господи, помилуй». Хуан Матеос указывает, что такая практика встречается у греков и мельхитов, поэтому, вероятно, в русскую литургическую практику эта вставка пришла именно оттуда. Подробнее см.: Матеос Х. Указ. соч. С. 144.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010