В частности, Алляций, приводя сообщение из «Церковной истории» Сократа Схоластика о многообразии богослужебной практики его времени, высказал предположение, что слова историка «в Александрии в среду и в так называемую пятницу читаются Писания, и учители толкуют их, и бывает все, относящееся к синаксису, кроме совершения Тайн ( δχα της των μυστηρων τελετς) " 4  можно понимать как указание на существование в Александрии литургии Преждеосвященных Даров 5 . На этом основании Смирнов-Платонов, переводя данную цитату, одновременно и комментировал ее как указывающую на литургию Преждеосвященных Даров. После слова «пятницу» он внес в скобках «в Четыреде-сятницу»; слово «синаксис», которое обозначало молитвенное собрание вообще, не только евхаристическое, он заменил словом «литургия», а слово « τελετς» перевел словом «освящение». В результате получилось: «В Александрии, в среду и в день, называемый пятком (в Четыредесятницу), читаются Писания, и учители изъясняют оные, и бывает все, что принадлежит до литургии, кроме освящения Тайн» 6 . Оставалось подтвердить комментированное таким образом сообщение Сократа, и подтверждение было найдено в незадолго до этого опубликованном трактате под названием «Слово Софрония, патриарха Иерусалимского, содержащее всю церковную историю и подробное объяснение всего совершающегося в Божественном священнодействии» 7 , где сказано: «Ныне более прочих в употреблении священнодействие Великого Василия и Иоанна Златоуста , с литургией Преждеосвященных, о которой одни говорят, что она Иакова, именуемого братом Господним, другие – Петра, верховного апостола, а иные – других» 8 . Этих слов было достаточно для обоих исследователей, чтобы относить происхождение литургии Преждеосвященных Даров ко временам апостольским 9 . Не избежал этого «искушения» и молодой проф. Киевской духовной академии А. А. Дмитриевский . Найдя в Синайской библиотеке рукопись с диаконскими прошениями для литургии Преждеосвященных апостола Иакова 10 , он по этому поводу писал: «Несомненно, что чин литургии Преждеосвященных Даров св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Кондаки в храме Богородицы и святого – в том же порядке, что и в понедельник. Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров) После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами читается конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитва: «Всесвятая Троице...». Иерей на солее при закрытых царских вратах совершает отпуст следующим образом. Иерей (или диакон): «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» до слов: «и Матерь Бога нашего» (включительно). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы – «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Иерей возвращается в алтарь. Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров Примечание. В традиционном издании Служебника указания относительно чина Литургии Преждеосвященных Даров находятся в трех главах: «Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных», «Изъявление о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии» и «Божественная Литургия Преждеосвященных». При этом некоторые действия вошли в практику без записи. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан «Чин Божественныя Литургии Преждеосвященных», где указания Служебника изложены в последовательном порядке и восполнены тем, что вошло в практику по обычаю . В «Богослужебных указаниях» при изложении порядка Литургии учтены особенности этого издания. Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем...» отверзается завеса; священник и диакон боковыми дверьми выходят из алтаря к царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому Образу Твоему...», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-20/

Я надеюсь, что Вы благословите это возвращение к уставной практике, которая уже дала на опыте добрые плоды». 2. Представление Преосвященного архиепископа Нью-Йоркского и Алеутского Ионафана, Патриаршего Экзарха Северной и Южной Америки, от 29 июля с. г.: «Ваше Святейшество, милостивый наш Первосвятитель и Отец! Местные условия жизни в пределах вверенного мне Экзархата все более остро ставят перед нами вопрос о необходимости перенести совершение литургии Преждеосвященных Даров во время Святой Четыредесятницы на вечернее время. Совершение литургии Преждеосвященных Даров в обычное время лишает верующих, занятых работой в учреждениях и на предприятиях, возможности посещать это богослужение. Если же эта литургия была бы перенесена на вечернее время, когда верующие свободны от занятий, наша паства имела бы Возможность присутствовать за богослужением. Поэтому я сыновне обращаюсь к Вашему Святейшеству и смиреннейше прошу внять просьбе и благословить нам совершение литургии Преждеосвященных Даров в вечернее время. В этой связи дерзаю обратиться к Вашему Святейшеству с еще одной просьбой. Если литургия Преждеосвященных Даров будет совершаться в вечернее время, естественно, возникнет необходимость причастия верующих за этой литургией. Да и сами священнослужители, совершающие литургию, будут причащаться. Это, в свою очередь, вызывает вопрос о времени воздержания от пищи и пития перед совершением литургии, т. е. перед причащением. Ввиду этого я смиреннейше прошу Ваше Святейшество обсудить одновременно и этот вопрос и найти приемлемое его решение в духе церковных правил и с учетом немощей человеческих и церковной икономии». 3. Историческую справку по вопросу причащения Святых Таин натощак профессора Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенского от 15 октября с. г.: «Господь Иисус Христос установил Таинство Причащения после вечери, и апостолы причастились Божественного Тела и Крови после принятия пищи (Лк. 22, 20; 1 Кор. 11, 25). Такого порядка в совершении Евхаристии, как освященного примером Самого Господа, держались апостолы и за ними христиане первых поколений.

http://e-vestnik.ru/docs/liturgiya_prezh...

– в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; – а также в храмовый праздник и в праздник чтимого святого (кроме праздника Благовещения), случившиеся в указанный период. Приготовление Святых Даров. На полной литургии, предшествующей литургии Преждеосвященных Даров, на проскомидии священник заготавливает, кроме Агнца для данной полной литургии, ещё Агнцы по числу литургий Преждеосвященных Даров на грядущей седмице. Каждый Агнец священник вынимает и начинает со слов: В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а завершает прободением со словами: Един от воин копием ребра его прободе… Все Агнцы священник полагает на Дискосе, а затем вынимает частицы и располагает их по чину. И бывает чинопоследование полной литургии. Во время освящения Святых Даров все Агнцы освящаются как Единый Хлеб (Агнец). При возношении Святая святым священник возносит все Агнцы вместе. Затем берет один Агнец, предназначенный для данной полной литургии, раздробляет по чину, погружает часть ИИСУС в Чашу и вливает теплоту. Прочие же Агнцы священник с помощью лжицы напояет Святой Кровию и полагает их в Дарохранительнице печатью вниз. Далее следует полная литургия по чину. Последование Литургии Преждеосвященных Даров После поклонов на 9-м часе священник и диакон целуют иконы Спасителя и Божией Матери с молитвами: Пречистому образу Твоему… и Милосердия сущи источник… входят в алтарь, целуют Святый Престол и облачаются в полные богослужебные одежды, не читая молитв, разве только Господу помолимся и Господи, помилуй . Также умывают руки, не читая молитв на умовение. По отпусте Изобразительных священник входит в алтарь южной дверью и вместе с диаконом поклоняются трижды с молитвой Б оже, очисти мя, грешнаго. Священник целует Евангелие и Престол, а диакон – только Престол. Диакон, взяв благословение от священника, исходит северной дверью и, став на обычном месте (на амвоне), благоговейно поклонившись, возглашает: Благослови, владыко. Священник, изображая Евангелием знак Креста над Антиминсом, возглашает:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Изъявление» внесено в наш служебник сравнительно не особенно давно, – при патриархе Иоакиме: первый раз оно припечатано было к концу служебника, изданного в 1676 г. В изданиях правленного служебника до 1676 г. в последовании литургии преждеосвященных Даров о великом входе и о причащении священнослужителей говорилось просто: «и преносят святые Дары по обычаю, – и творит (иерей) по обычаю святое причастие божественных Даров». За отсутствием нарочитых пояснений к этим отметкам их, очевидно, нужно понимать в том смысле, что порядок и великого входа, и причащения, на литургии преждеосвященных Даров не должен отличаться от совершения их на полной литургии, т.е., рассуждая последовательно, нужно принимать содержимое св. чаши не просто за освященное вино, но за св. Кровь. Московские дониконовские печатные служебники повелевают творить великий вход на литургии преждеосвященных Даров точно так же, как и на полной литургии, не исключая и поминовений – «Всех вас да помянет» и проч. 1 . О причащении на литургии преждеосвященных Даров эти служебники говорят довольно выразительно: «и причащаются (священнослужители) пречистых Таин по последованию службы Иоанновой». Во многих рукописных русских служебниках причащение «по последованию службы Иоанновой» описывается яснее и конкретнее: весьма многие рукописи XV-XVI вв. указывают говорить на преждеосвященной службе при вложении частицы св. Хлеба в потир слова: «Исполнение Св. Духа»; изредка встречаются рукописные служебники с подробным уставом причащения священнослужителей на литургии преждеосвященных Даров и со всеми относящимися сюда молитвами, где Святая Чаша прямо и решительно исповедуется божественной Кровию 2 . Такая практика существовала до половины XVII в. в Русской церкви повсеместно, т.е. в пределах и Московского государства, и Польши. В киевских изданиях служебника Петра Могилы 1629 и 1639 гг., правленных уже по греческим печатным евхологиям, устав причащения священнослужителей на литургии преждеосвященных Даров изложен со всеми обычными формулами и молитвами точно в том виде, как он полагается на литургиях Златоуста и Василия В.: единственное отличие преждеосвященной службы это – то, что на ней от потира полагается у Могилы вкушать единожды 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Митрополит Иларион: Божественная литургия — это служба, за которой происходит преложение, то есть изменение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Это богослужение носит праздничный характер, даже если совершается в будни. В Великий пост полная Литургия по будням не совершается, потому что в знак покаяния Церковь как бы отказывается от самого главного, чем она обладает, — от совершения Тайной вечери. По понедельникам, вторникам и четвергам Великого поста Литургия вообще не совершается, а по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров. По своей форме это вечерня, за которой верующие причащаются Святых Даров, освящение которых произошло в предыдущее воскресенье или субботу. Это богослужение очень сильно отличается по своей структуре, по своему молитвенному настрою от обычной Литургии. Прежде всего, оно носит глубоко покаянный характер и, по уставу, должно совершаться вечером. Однако до недавнего времени эта Литургия почти повсеместно совершалась у нас по утрам — и в восемь утра мы пели вечерние песнопения: «Пришедше на запад солнца…, видевше свет вечерний..., воздеяние руку моею, жертва вечерняя» и так далее. Но сейчас возвращается древний обычай совершать Литургию Преждеосвященных Даров по вечерам. Например, в храме, где я служу, на Большой Ордынке в Москве, эту Литургию мы служим и утром, и вечером по средам и пятницам Великого поста для того, чтобы могли прийти и те, кто работает днем, и те, кто не работает, например, пенсионеры. И. Семенов: На наступающей неделе эти богослужения будут совершаться в том же порядке? Митрополит Иларион: На Страстной седмице Литургия Преждеосвященных Даров совершается все первые три дня — в понедельник, вторник и среду. Мы планируем совершать ее каждый день утром, а в среду — также вечером, чтобы люди, которые днем работают, смогли в ней участвовать. И. Семенов: Хотел бы уточнить один вопрос. Ведь если человек собирается причаститься, он должен ничего не есть с начала суток — то есть с полуночи. Выходит, тот, кто хочет причаститься вечером за Литургией Преждеосвященных Даров, не должен есть почти целые сутки?

http://pravoslavie.ru/69985.html

(8, с. 739). Упомянутые профессора не приводят цитат из этих служебников, поэтому нельзя точно сказать, говорится ли там именно о преложении вина в святую Кровь на Литургии Преждеосвященных Даров. Ведь из анализа трудов блаженного Симеона Солунского (3), на которые ссылаются и сами упомянутые профессора (8, с. 745–746) (20, с. 165), видно, что блаженный Симеон определенно пишет только о растворении Даров – Тела и Крови Христовых в вине с водой: «чтобы, по растворении в них божественного хлеба и крови ... священник , по чину литургии, мог приобщиться и от хлеба, и от чаши » (3). Поэтому в Чаше на Литургии Преждеосвященных Даров действительно содержится растворенная в вине святая Кровь, если преждеосвященный Агнец ранее был напоен Ею в соответствии со второй практикой . Поэтому греческие священники сразу испивают из Чаши и могут причащаться по чину Литургии Иоанна Златоуста (3). Такое положение дел и на Руси подтверждает, например, печатный служебник 1602 г. Напитанными святой Кровью преждеосвященными Дарами предписано причащаться по чину Литургии Златоустовой (15, л.185 об., 216). Но, нужно заметить, что в этом случае причащение все же будет отличаться от причащения на Литургии святителя Иоанна Златоуста . Еще нужно добавить, что нельзя определенно сказать, насколько быстро происходит упомянутое растворение Даров, поэтому лучшей является установившаяся ныне русская практика, одному служащему священнику на Литургии Преждеосвященных Даров сразу после причащения не испивать из потира. Исходя из вышесказанного, доводы двух упомянутых профессоров о существовании на Руси верования в преложение вина в Кровь Христову на Литургии Преждеосвященных Даров, тем более единственном не могут быть признаны основательными. Соответственно, этих данных не достаточно для доказательства существования на Руси практики не напаять освященный Агнец святой Кровью. Наоборот, достоверно известно, что, на Руси издревле существовала противоположная практика напаять святой Хлеб Кровью Христовой для Литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Давно ли стали совершать в святой церкви Христовой литургии Преждеосвященных Даров? С самых первых времен христианства, братия мои. Она современна самому великому посту св. четыредесятницы, или яснее, она современна самим апостолам. «Сия тайноводственная служба, – говорит один из писателей церковных, – необходимо сопутствовала проповеди апостольской и утвердилась вместе с преданием поста четыредесятидневного» 1 . «Мы принимаем за несомненное, – говорит другой святитель, весьма много потрудившийся для объяснения богослужения св. православной церкви, – мы принимаем за несомненное, что своим происхождением эта литургия обязана апостолам, быв в начале составлена ради самого поста, чтобы мы во дни скорби могли скорбеть, а не торжествовать» 2 . «Апостолы, – приведем слова еще одного святителя 3 , – слагали молитвы божественного священнодействия тайн, приспособляясь к свойствам народов, к обстоятельствам времени, к враждебным преследованиям гонителей. В молитвах и возглашениях они отличались друг от друга, но образ совершения Таин всеми ими соблюдаем был неизменно, как он предан был Самим Господом нашим Иисусом Христом. После благоглаголивых апостолов, некоторые из божественных отцов, каждый сам по себе, слагали молитвы и возглашения, и целое чинопоследование литургии; таковы славный во святых Епифаний, и Великий Василий, и божественный Златоуст. Все они удостоены научения, истекающего от обильных живоносных истоков Утешителя, и церковь христиан православных принимала их слова и дела, как бы Сам Христос говорил и делал. «И ныне, – продолжает тот же святитель, – и ныне более прочих в употреблении священнодействие Василия Великого , и Иоанна Златоустог о с литургией преждеосвященных, о которой говорят одни, что она – Иакова, именуемого братом Господним, – другие – Петра верховного апостола, иные-иначе». Египетские христиане приписывали ее святому евангелисту Марку. Таким образом, несомненным делается то верование и убеждение ев. церкви православной, что литургия Преждеосвященных Даров ведет свое начало от самых времен апостольских; что она составлена первоначально св. апостолами по научению Самого Господа Иисуса Христа. Что касается до приведения её в тот вид и состав, в каком она ныне совершается у нас, то св. церковь наша приписывает это св. отцу нашему Григорию Двоеслову , имя которого молитвенно поминается в конце этой литургии точно так, как в конце литургии Иоанна Златоустог о и Василия Великого поминаются имена сих великих святителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Я постараюсь, братия мои, изложить вам, при помощи Божией, в подробности весь состав и значение этой божественной литургии, причем опять обращено будет особенное внимание ваше на служение архиерейское. Вам, братия мои, легче следить за моими объяснениями, потому что вы уже знаете состав и значение часов и вечерни, с которыми обыкновенно соединяется литургия Преждеосвященных Даров, а также состав и значение полной литургии Василия Великого и Иоанна Златоустог о, к которой она относится, как часть к своему целому. Притом же теперь вы сами присутствовать можете при этой божественной службе, сами можете следить за совершением её и за священнодействиями её. Испросим же все вместе у Господа нашего Иисуса Христа благословения и всеукрепляющей благодати Его на предстоящее дело. Господи и Владыко живота нашего! Ты, по слову св. Иоанна Златоустог о, приемлешь милостиво и доброе желание наше, и радостно приветствуешь всякое доброе намерение наше, не отврати лица Твоего от нас недостойных рабов Твоих, даруй нам дух премудрости и разума, дух любви и терпения, дух сокрушения и умиления, дух дерзновения и упования на Тебя, – единого Спасителя нашего и Господа, особенно благопотребные нам при настоящем труде нашем, приими труд сей и усердие наше с такою же любовию и благоприветливостию, с какою Ты принял некогда две лепты вдовицы ( Мк.12:43 ), с какою внимал Ты детскому лепету детей еврейских, воспевавших Тебе: «Осанна!»( Мф.21:16 ) – с какою принимаешь хвалу и благодарение от последнего из созданий Твоих; сотвори неизреченною милостию Твоею, да будет труд сей для нас недостойных укреплением среди подвигов поста и покаяния, очищением для души нашей от помыслов нечистых и преступных, поощрением к нравственному исправлению и улучшению нашему. Ей, Господи и Владыко живота нашего, услыши молитву нашу, и ниспосли благословение Твое на нас и на предлежащий труд наш! Аминь. Поучение II Прежде объяснения самой литургии Преждеосвященных Даров, позвольте, братия мои, предложить вам несколько предварительных сведений о происхождении её, о причинах её установления и о времени, в которое она ныне совершается. Эти сведения весьма полезны будут нам впоследствии при объяснении самой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

апостола Иакова явился в практике Иерусалимской Церкви очень рано… Отсюда он проник в патриархат Антиохийский и Синайскую архиепископию… Василий Великий … сообразно с потребностями своего времени пересмотрел этот последний чин, сократил его и внес даже молитвы собственного сочинения. В этом вновь проредактированном виде чин литургии Преждеосвященных Даров, усвоив себе даже имя последнего редактора, был введен в богослужебную практику Константинопольской Церкви, а оттуда распространился по всему христианскому Востоку, вытеснив окончательно чин литургии Преждеосвященных Даров св. апостола Иакова, о существовании которого хранили довольно неопределенные слухи лишь литературные источники того времени» 11 . Но гипотеза вскоре была отвергнута, когда проф. Η. Ф. Красносельцев опубликовал свои наблюдения в области древних толкований литургии 12 . Сличив трактат, приписываемый Софронию, патриарху Иерусалимскому, со «Сказанием церковным и тайноводственным» с именем Германа, патриарха Константинопольского (VIII век) 13 , и с «Кратким рассуждением о тайнах и образах Божественной литургии» Феодора, епископа Андидского 14 , он установил, что первая глава Софрониева «Слова» буквально повторяет XXXII главу «Краткого рассуждения» Феодора Андидского, следующие семь глав «Слова» местами совпадают со «Сказанием» Германа, а остальные 12 глав «Слова» – почти целиком с текстом Феодора Андидского 15 . В конечном итоге проф. Η. Ф. Красносельцев пришел к выводу, что «сочинение, изданное Май под именем Софрония, есть произведение позднейшего неизвестного компилятора, жившего не ранее XII века, т. е. позднее Феодора Андидского 16  (с толкованием которого оно имеет большое сходство), или же двух: одного, жившего не ранее VIII века, и другого – не ранее XII века. Сочинение это есть та же самая „История церковная», которая в более или менее переработанном и интерполированном виде встречается в византийской литературе чрезвычайно часто то без имени автора, то под разными именами» 17 . В настоящее время в науке нет двух мнений по поводу «Слова» с именем Софрония, патриарха Иерусалимского 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010