Временные кущи, следовательно, были образом кущей вечных. Так как домостроительство Христово исполнило древние образы, дало начало новой благодати, то пророк хорошо предвозвещает, говоря: «Празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои»; указывает, что «не будет более проходить по тебе нечестивый». Древнее обновлено благодатью, – «он совсем уничтожен», так как «взыде» от земли «вдыхаяй в лице твое», и «отъемляй» тебя «от оскорбления». Пророк Наум открыто представил тебе Господа, вдыхающего святую благодать. Исаия иным образом предвозвещает о восставшем из мертвых и даровавшем своим (ученикам) Святого Духа. «Вспомнил, – говорит он, – древние дни ...где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих», – и вместо: «вдунул в лицо его», тотчас далее присовокупляет: «Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего» ( Ис.63:11 ). Божественное величие, Божественное наименование, царственное достоинство, недосягаемая слава, непостижимая сила – спрославляемый Отцу (Дух), соцарствующий Сыну, действующий все и разделяющий Божественные дары каждому, как хочет. Я хорошо знаю, что сказанное утверждает сынов Церкви, но уязвляет и причиняет крайнюю досаду врагам, – особенно врагам благочестия, отказывающимся спрославлять Духа Святого со Отцом и Сыном. О, несчастные! Они не хотят удостоить Святого Духа даже того, что получили сами. Апостол говорил о себе и подобных ему: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим.8:17 ). Павел спрославляется с Богом, а Дух Святой не спрославляется? Смертное естество возводится на такую высоту, что спрославляется со Христом, а покланяемый Дух не участвует даже в одинаковых с нами дарах? Тот же апостол говорит о людях: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» ( 2Тим.2:12 ), а Святой Дух не соцарствует Христу? О, великая неблагодарность! О, великое и нестерпимое безумие! О, нечестивая мысль, безмерное хуление и неисцельная язва! Мы надеемся соцарствовать Христу, и низводим Духа Святого в положение раба? Слушай о действии Духа, слушай о прославлении Его у апостолов; внимай их учениям, следуй по стопам святых, не блуждай по следам людей непотребных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). В нас, которым «Он должен был во всем уподобиться» (Евр. 2:17), хотя и был по сущности Богом, Христос не умаляет способности следовать Его примеру. Он говорит: «Дерзайте, Я победил мир» (Ин. 16:33). Какой «мир»? Здесь подразумевается то его состояние, которое «лежит во зле», закон повреждения, ветхий человек, и все, что приводит к тлению и смерти. Мир был побежден не волшебством или одной лишь Божественной властью, без участия человеческой воли. Он присно побеждается добровольной борьбой, противостоянием злу. Сперва должна проявиться наша собственная воля, и уже потом — действие благодати. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21). Важна наша собственная твердость в подвиге. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему» (1Пет.5:8—9). Но современный человек поверг себя во мрак безначалия и отказался от всякой попытки противостоять падению. Даже свою обязанность бежать от греха он рассматривает как посягательство на свою свободу, и именно поэтому торжествует враг наш диавол!    Есть строгое мерило для жизни каждого человека — преисполненная добродетелей жизнь Спасителя, и тем самым «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом» (Рим. 3:19). Добровольное нарушение человеком Божественной воли имело своим следствием отпадение от Бога. Человек виновен вдвойне: перед естественными законами человеческого существования, которое с момента своего возникновения зависит от Первопричины нашего бытия, и перед Богом — нашим Отцом и Создателем, Которого мы оскорбили и Которым пренебрегли.    Это двойное преступление произошло по собственной воле человека, без всякого принуждения. И преступнику надлежало самому на деле доказать свое исправление. Однако человеколюбивое домостроительство нашего Спасителя Христа смягчило горечь справедливого приговора. Он взял на Себя бремя ответственности и, в изъявление полной покорности, вочеловечился, а тем самым обратил подневольный труд в добровольное подражание Его всеблагому житию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Далее Елифаз говорит: Видел я, как глупец укореняется, и тотчас проклял дом его ( Иов. 5:3 ). В версии Септуагинты этот стих звучит гораздо более резко: Я видел, как безумные укореняются, но тотчас их жилище было истреблено ( Иов. 5:3 ; Септуагинта). По мысли святителя Иоанна Златоуста , Елифаз здесь подразумевает не столько некоего гипотетического грешника, сколько самого Иова. Пусть грешники иногда и имеют детей, но род их не укореняется на земле, ибо их дети по воле Божией гибнут – как это и произошло с сыновьями и дочерьми Иова. Жизнь детей грешника, по убеждению Елифаза, не может быть долгой. Елифаз как бы задается здесь вопросом: «Как же, если Иов был грешником, он наслаждался столькими благами?» 457 Елифаз сам же и отвечает на этот вопрос. С одной стороны, Бог долготерпит, ожидая исправления грешника. Так, в интерпретации Златоуста, Елифаз полагает, что «Божественное домостроительство таково, что оно не тотчас истребляет грешников, но дает им время для покаяния, чтобы [Божественное] благо не было навязано людям» 458 . С другой стороны, Иов, вероятно, эту меру Божественного долготерпения уже исчерпал, и потому Господь «истребил» его «жилище». Елифаз продолжает описывать те несчастья, что постигают грешника, когда заканчивается мера Божественного долготерпения: Дети его далеки от счастья, их будут бить у ворот, и не будет заступника. Жатву его съест голодный и из-за терна возьмет ее, и жаждущие поглотят имущество его ( Иов. 5:4–5 ). Вслед за этим он выражает убежденность в том, что причина людских страданий находится отнюдь не вне нас, а в нас самих – в порабощенности греху нашего естества: Так, не из праха выходит горе, и не из земли вырастает беда; но человек рождается на страдание, [как] искры, чтобы устремляться вверх ( Иов. 5:6–7 ). Здесь, по мысли святителя Григория Великого , говорится о том, что «ничто на земле не [бывает] без причины» 459 : все людские несчастья и посылаемые человеку наказания Божии происходят по причине человеческой порочности 460 . Кроме того, в этих стихах, по Златоусту, Елифаз подразумевает также и то, что «человеку свойственно быть испытываемым посредством несчастий. Тотчас по рождении он обречен на труд, и вся жизнь полна работы и горя» 461 . Дидим Слепец считает, что Елифаз здесь как бы говорит Иову: «ты пострадал по свойству человеческой природы, ибо мы обречены жить в скорби». Дидим в связи с этими стихами пишет и о том, что, по мысли Елифаза, даже «само наше рождение совершается в скорби и мучении, поскольку и рождающие подвергаются множеству страданий, и рождающиеся живут в муках». Так «человек становится жертвой своих грехов» 462 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Дорогие во Христе братья и сестры! Сегодня мы прощаемся с праздником Крещения Господня. Но явленные в этом празднике Божественные тайны навсегда остаются с нами. Мы должны знать их, помнить – и быть достойными их. Об этом напоминает нам святой апостол Петр в сегодняшнем апостольском чтении: Крещение – не плотской нечистоты омытые, но обещание Богу доброй совести – спасает нас воскресением Иисуса Христа ( 1Пет.3:21 ). Да, тайна Троицы открыта нам в Богоявлении не для того только, чтобы обогатить наши знания или чтобы нам было о чем рассуждать в умных богословских книгах. Прежде всего, это откровение, как и любое Божественное откровение, призвано научить нас любви. Ведь если подумать, без троичности Бога лживыми оказались бы слова евангелиста Иоанна: Бог есть любовь! ( 1Ин.4:8 ). Да, Бог – вечен и неизменен; Он был еще до того, как появился наш мир. Кого же Он любил до первого дня творения? Как может существовать любовь без объекта любви? И разве мог неизменный Бог – измениться после творения, сначала не быть любовью, а потом стать ею? Ответ на эти недоумения содержится в Троичном устроении Бога. Любовь была всегда, Она есть Сам Бог – и еще до того, как появился мир, жила и действовала между всеми тремя Лицами Пресвятой Троицы. Мы, люди, единственные из всех живых существ созданы по образу и подобию Бога – а значит, должны быть подобны Ему в этой любви. А также должны не ронять, но, напротив, умножать свое божественное достоинство, взращивая в сердце угодные Творцу добродетели и приближаясь к Нему, насколько это возможно. Как сказал об этом святитель Феофан Затворник: «В день Богоявления показано действием, что Домостроительство спасения нашего совершается Господом Иисусом Христом по благоволению Отца при общении Святого Духа. Ныне же словом апостола внушается нам, что и спасение каждого по этому Домостроительству бывает не иначе как действом Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа: по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа ( 1Пет.1:2 ). Предведая того, кто уверует, Бог Отец встречает его благоволением Своим и призывает к спасению благодатью Святого Духа. Дух Святой, призвав к вере и укрепив в ней, окропляет уверовавшего Кровию Господа Спасителя в Таинстве Крещения и таким образом получив вход в него, Сам вселяется в него и всячески содействует ему в устроении его спасения. Да хвалим, поем и величаем Троицу Пресвятую, благую содетельницу нашего спасения, и, со своей стороны, прилагая к сему все старание, поспешим украсить себя всякими добродетелями по образу Создавшего и Воссоздавшего нас, чтобы не остаться без успеха и плода в познании Господа и не заградить себе вход в вечное Царство, к которому призваны ( 2Пет.1:5, 8 , И)».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием. Душевный человек тот, кто во всем полагается на свои умозаключения и не думает, что ему нужна высшая помощь, и тот, кто ничего не хочет принимать верой, и все, что нельзя доказать, почитает безумием. Итак, того, кто думает, что все происходит естественным порядком, и не допускает ничего сверхъестественного, называет душевным, то есть естественным: ибо душа его занимается только домостроительством естества. И как глаза телесные, сами по себе прекрасные и в высшей степени полезные, без света ничего не могут видеть, так и душа, сделавшись способной к принятию Святого Духа, без Него не может созерцать предметов божественных. И не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. То есть не понимает того/что такие предметы требуют веры и не могут быть постигнуты разумом; ибо это значит о сем надобно судить духовно, то есть это имеет доказательства в вере и в Духе. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. Духовный, говорит, знает все; знает, что все здешнее временно, а будущее постоянно; знает, что он получит спасение, а неверные будут наказаны. Поэтому и обличает их, а о нем судить никто не может, то есть не его не могут обличать, ибо тот, кто видит, видит и свое, и то, что принадлежит невидящим; напротив, они, как слепцы, не видят ни своего, ни того, что принадлежит ему Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? Духовный ум называет умом Господним. Слово судить (υε) стоит вместо: исправить (οε). Выше сказав: о духовном судить никто не может, теперь доказывает, что сказал это справедливо. Ибо кто познал ум Господень так, чтобы решился судить его, то есть исправить? Ибо если никто не может даже знать ум Господень, а таков ум человека духовного, то тем более не может учить его и исправлять. А мы имеем ум Христов. Не дивись, говорит, что духовного человека и ум его я назвал умом Господним. Все мы имеем ум Христов, то есть все, что мы ни знаем, открыл нам Христос, и разумение (ο ου) свое относительно вещей божественных имеем от Христа; другими словами: знание, какое мы имеем о духовных предметах веры, имеем от Христа, так что подлинно никто не может нас судить. Некоторые, впрочем, умом Христовым называли Отца, а другие - Духа. ГЛАВА ТРЕТЬЯ

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

«За пришедшую же лжебратию, иже привнидоша соглядати свободы нашея, юже имамы о Христе Иисусе, да нас поработят». Союз «же» в составе речи излишен. Ибо смысл сих изречений таков: и Тита, хотя был эллин, не принуждали обрезаться ради прившедших лжебратий и т. д. «Свободою» же называет Апостол пребывание вне закона. Гал.2:5 .  Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. «Имже ни к часу повинухомся в покорение, да истина благовестия пребудет в вас». Ибо и на краткое время не потерпели мы упорного их нрава, но предпочли всему истину Евангелия. Сие-то сказал Апостол о тех, которые по собственному расположению поработились закону. Но поскольку, как вероятно, и галаты говорили, что самые первые из апостолов хранят закон, а божественный Апостол знал, что они принуждены были делать это по снисхождению к уверовавшим из иудеев и еще не твердым в вере, то, поставленный среди двух крайностей, и, с одной стороны, признав всего более неуместным обвинять апостолов, а с другой, не желая обнаружить их намерение, чтобы не повредить тем Домостроительству, пролагает себе какой-то средний путь и принимает на себя такой вид, будто огорчается тем, что делается, и затрудняется сказать о том, и предоставляет все Божию определению. Гал.2:6 .  И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более. 1 Гал.2:14 .  Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? «От мнящихся же быти что, якови некогда беша, ничтоже ми разнствует: лица Бог человеча не приемлет» Посему, хотя я сказал это, говорит Апостол, о других худо пользующихся законом, но огорчаюсь тем, что и собственные мои ученики терпят от сего вред. Ибо сие и выразил словами: «Почто языки нудиши иудейски жителствовати»? Твое это постановление, чтобы не законом водились они в жизни, а дела твои противоречат тому, что уже написано. Великий Петр молчанием подтверждает сии Павловы слова, как бы так говоря уверовавшим из иудеев и бывшим тогда с апостолами: «Справедливо укоряет меня Павел, невозможно и противоречить словам его». А что Петр, имея в виду пользу слушающих, остался доволен словами Павловыми, – это явно для всякого. Итак, поскольку один укорял, а другой принимал это в молчании, то сим уготовлялось врачевство, полезное для уверовавших и из иудеев, и из язычников. Написал же сие божественный Апостол галатам, давая тем знать, что великие и первые апостолы по немощи иудеев дозволяли иногда хранить закон, но не всегда так поступали. Сказует же Павел и все иное, что говорил он блаженному Петру, имея в виду пользу бывших там иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И в самом деле, божественный Петр говорит: Мужи братья! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему о т плода чресл его посадить на престоле его, он прежде сказал о воскресении Христа, ч то не оставлена душа Его в аде и плоть Его не видела тления ( Деян.2:29–31 ). Согласись, что не следует говорить, будто соединенная со Словом плоть может долго 144 побеждаться тлением, а Божественная душа может быть скована вратами ада. В самом деле, она не оставлена в аде, как и сказал божественный Петр. Ведь он вовсе не говорит 145 , будто совершенно неприступная и неодолимая смертью природа, то есть Божество Единородного, возвращено из подземных бездн. Да и не заслуживало бы удивления то, что не пребывает в аде Слово от Бога, Которое действием и природой Божества чудным образом и превыше разумения наполняет все и пребывает во всем. Ведь Божество выше места, ограничения и измеримой величины, и Оно ни во что не вмещается. Но то необычайно и не может не изумить всякого, что тело, которое тленно по природе, воскресло, потому что оно соединилось с нетленным Словом. Божественная же душа 146 , обретшая сближение и соединение с Ним, хотя и сошла в ад, но, пользуясь подобающей Божеству силой и властью, явилась пребывающим там духам. Поэтому Он и сказал узникам: выходите и тем, которые во тьме: откройтесь ( Ис.49:9 ). И мне представляется, что нечто такое разумеет и божественный Петр о Боге Слове и о душе, ставшей Его собственной через единение по домостроительству. Ибо если угодно воле Божией, говорит он, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые; потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды умер за грехи, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал, некогда непокорным ( 1Пет.3:17–20 ). В самом деле, они не могут сказать, думаю я, что обнаженное и само по себе Божество Единородного, которое совершенно невидимо, сошло в ад и проповедало тамошним духам, потому что Божество всегда превосходит то, чтоб быть видимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

И особенно это все усилится во дни антихриста, главного хищника и разрушителя божественного мира. Далее святитель Ипполит пишет: «…Восплачутся и церкви Божии плачем велиим, зане ни приношение, ниже кадило совершатся, ниже служба богоугодная. Священные бо церкви яко овощное хранилище будут… Служба угаснет, чтение Писаний не услышится, но тьма будет на человецех, и плачь на плачь, и горе на горе… По местам и в домах глад (голод, нехватка продуктов – О.С.) и жажда (т. е. вода не будет пригодна для употребления – О.С.), на местах мятеж (т. е. восстания и бунты, рост преступности – О.С.), и в домах рыдание. Увянут доброты лиц и образов, будут видове (т. е. вид лица – О.С.) человеком якоже мертвых» (Слово 3-е). То есть люди будут как зомби, как живые мертвецы. Сказано: «Будет смятение во многих местах, часто будет посылаем с неба огонь; дикие звери переменят места свои, и нечистые женщины будут рождать чудовищ. Сладкие воды сделаются солеными, и все друзья ополчатся друг против друга; тогда сокроется ум, и разум удалится в свое хранилище. Многие будут искать его, но не найдут, и умножится на земле неправда и невоздержание. Одна область будет спрашивать другую соседнюю: “не проходила ли по тебе правда, делающая праведным?” И та скажет: “нет”. Люди в то время будут надеяться, и не достигнут желаемого, будут трудиться, и не управятся пути их» ( 3Езд.5,8–12 ). И другой вопрос, которого тоже надо коснуться в этой предварительной беседе, – это еврейский вопрос. Очень сложный вопрос и интересный вопрос, и он неоднозначный. В Писании сказано: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов» ( Рим.11:28 ). Вот, ни об одном народе так не сказано, что одновременно и «враги» Божии, и «возлюбленные Божии». Какая-то странная, шизофреническая раздвоенность, ее трудно понять, но это – тайна Израиля, тайна непреложных Божиих обетований. Похоже, что их выпадение из духовного мира имеет некоторое промыслительное происхождение, то есть это входит в часть Божественного плана – домостроительство спасения всего рода человеческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. ( Числ. 20, 12 ).   Когда Моисей и Аарон сетовали о смерти сестры, мятежно возстал на них народ по недостатку воды. Посему, негодуя на безчиние Израильтян, когда изводили воду, употребили они слова, выражающие сомнение. Ибо законодатель сказал так: «послушайте мене непокоривии, еда из камене сего изведем вам воду» ( Числ. 20, 10 )? Посему-то Владыка Бог произнес на них приговор, и сказал: «понеже не веровасте освятити Мя пред сынами Израильтескими, сего ради не введете вы сонма сего в землю, юже дах им» ( Числ. 20, 12 ). Сие же и божественный Давид изрек песненно: «и озлоблен бысть Моисей их ради: яко преогорчиша дух его, и разнствова устнама своима» ( Псал. 105, 32–33 ); потому что, гневаясь на них, произнес слово с сомнением. И сомнение это было не в душе, но на языке. Ибо сие выразил Давид: «разнствова устнама своима». Должно, впрочем, знать, что Бог произнес приговор сей, домостроительствуя нечто иное, как объясним это в свое время. Вопрос 38. Почему от угрызения змей повелел Бог врачевать медным змием? И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. ( Числ. 21, 9 ).   И сие прообразовало спасительное страдание; потому что чрез змия прозяб грех; почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческих. Поэтому змий есть образ греха и клятвы. А поелику Владыка Христос, как говорит божественный Апостол, пришел «в подобии плоти греха» ( Рим. 8, 3 ); потому что действительно приял на Себя тело, «греха же не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» ( 1Петр. 2, 22 ); то спасительное страдание прообразуется медным змием. Ибо, как медный змий был изображением змиев, но не имел змииного яда, так и единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, и приобретают вечную жизнь. Вопрос 39. Если Валаам был волхв; то для чего вопрошал он Господа?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ибо все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись ( Гал.3:27 ), как сказано. ( ) 212 В – Так разве мы крещены в человека, и разве мы скажем, что это правда? ( ) 213 А – Удержись от злословия, человек! Что ты делаешь? Ты же уносишь в землю нашу надежду! Ведь мы крещены не в простого человека, но в Бога вочеловечившегося и освобождающего от кары и древних прегрешений тех, кто принимает веру в Него. Поэтому и божественный Петр говорил, обращаясь к иудеям: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ( Деян.2:38 ). Действительно, освобождая от греха тех, кто Ему предан, Он наконец помазует их собственным Духом, Которого и Сам, как Слово от Бога Отца, посылает и источает от Своей собственной природы, а с другой стороны, поскольку Он по домостроительству словно бы учреждает общее с плотью через единение, то и как человек телесно дышит Им. А именно, Он дунул святым апостолам, сказав: приимите Духа Святаго ( Ин.20:22 ). Притом Он не мерою дает Духа (ср. Ин.3:34 ), по изречению Иоанна, но Сам от Себя посылает Его совсем так же, без сомнения, как и Отец. И потому мы видим, что божественный Павел, именно в этом отказавшись от всякого различения, иногда приписывает Его Богу и Отцу, а иногда – Сыну. В самом деле, он пишет: но вы не по плоти живете, а по Духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности ( Рим.8:9–10 ). А – Тогда почему Он хотя и животворит нас как Бог, однако не через причастие только Святому Духу, но и тем, что предлагает для съедения воспринятую плоть? 219 А именно, Он сказал: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). А когда однажды иудеи зло осмеивали Его, пытаясь отдать первенство, не знаю как, блаженному Моисею, и открыто говорили: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010