Против ереси новгородских еретиков, говорящих: «Разве Бог не мог спасти Адама и род его, неужели у Него не было небесных воинств, пророков, праведников, чтобы послать на исполнение Своей воли, — но Он Сам сошел в виде нищего бедняка, вочеловечился, пострадал и этим победил дьявола? Не подобает Богу так поступать!» Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что для Бога все возможно, никто не может противиться Его Божественной власти; но из глубины Своей мудрости и человеколюбия, ради нашего спасения Он изволил Сам вочеловечиться, пострадать, сойти во ад, воскреснуть из мертвых, вывести из ада Адама и род его, — и так Божественной мудростью победил дьявола, спас мир и до сих пор спасает.   Божественный Павел, вселенский учитель, так говорит о таинстве воплощения Христа: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11:33—34) Как послужит мыслям язык? Как догадается ум? Не достаточны и слова известные — требуется духовное зрение. Ибо человеческий ум не может подступиться к природе непостижимого; и словом, всем известным, природу эту определить невозможно: «Он, будучи образом Божиим» (Флп. 2:6), «будучи сиянием славы и образом Ипостаси Его, через Которого и веки сотворил, и Он, держа все словом силы Своей» (См. Евр. 1:2—3), «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7). И далее: «И беспрекословно — великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16). И еще «Тайна сия велика» (Еф. 5:32) — о Христе и о Церкви. Все, что говорится о Христе, не простые слова, но называется тайной, по словам этого же апостола: «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать вам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрытой от веков и от родов» (См. Еф. 3:8 — 9), ныне же открытой святым Его, «которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос» (Кол. 1:26—27). И еще говорит апостол: «Мне через откровение возвещена тайна... вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой» (Еф. 3:3—4). Что таинственнее этого таинства? Что больше этого домостроительства? Говорит Василий Великий: Бог на земле был, и был во плоти, и действовал не через пророков, но непосредственно сроднился и соединился с человеческим естеством, и от нас воспринятою, сродною Ему плотию к Себе человечество возвел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Чудотворец – 1) одно из имен Божьих, указывающих, в частности, на то, что Бог может творить и творит чудеса, когда хочет и какие хочет (3Макк.6:29); 2) обладатель Божественного дара чудотворений ( 1Кор.12:28-29 ) (чудеса совершаются через него (например, по его молитве) силой Божьей, когда это угодно Богу, соответствует целям Божественного Домостроительства); 3) представитель лика святых, через которого совершались/совершаются чудеса. Являются ли чудотворцы особым разрядом святых? Имя «Чудотворец» усвоено в Церкви некоторому множеству святых (как то: Григорий Чудотворец , Николай Чудотворец и пр.). Однако из этого не следует, что Бог совершал чудеса только через этих святых и не совершал через других. В принципе, чудеса совершаются и по молитвам к другим святым, хотя, надо сказать, не каждый оказывается готов воспринимать чудо, как чудо (например, чудо исцеления «неизлечимого» больного после молитвенного обращения к святому (об исцелении) может быть воспринято им не как чудо, а как естественное оздоровление организма). Встречается ли слово «чудотворец» в Библии? В Священном Писании слово «чудотворец» встречается дважды. Первый раз – в Ветхом Завете: «Оставив жалостнейшую песнь плача, они начали песнь отцов, восхваляя Спасителя Израилева и Чудотворца Бога, и, отвергнув все сетование и рыдание, составили хоры в знамение мирного веселья» (3Макк.6:29) и второй раз – в Новом Завете: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» ( 1Кор.12:28-31 ). Всякий ли «творящий» «чудо» – святой? Не всякий. Возможны и ложные чудеса. К таким «чудесам» можно относить явления или события, которые хотя и не поддаются объяснению на основании знаний естественных законов мироздания, однако не являются результатом сверхъестественного проявления Божественной силы (наши знания об этих законах ограничены).  Подобные «чудеса», при попущении Божьем, в состоянии производить демоны, такого рода чудеса будет производить, при содействии демонических сил, и антихрист.  Многие святые, в частности, Макарий Египетский и Иоанн Кассиан , учат, что дьявол способен сотворить «чудо». С другой стороны, Бог силен совершить чудо и через грешников. Могут ли святые чудотворцы помогать по своем преставлении?

http://azbyka.ru/chudotvorec

Самое обобщенное и углубленное понятие синергизма связано с идеей Церкви во всех ее многоразличных смыслах. Начнем с самого общего. Церковь есть исполнение предвечного плана Божия 165 в отношении к творению, его «спасения» (см. экскурс ниже) освящения, прославления, обожения, ософиения. Церковь в этом смысле есть самая основа творения, внутренняя его целепричина. Она есть София в обоих аспектах, Божественная и тварная в их взаимоотношении, которое и выражается в их единении, причем это единение есть и синергизм, богочеловечество in actu, в предвечном бытии и тварном становлении Церковь , с одной стороны, не «основана» и не возникла во времени, она вечна вечностью Божией, ибо есть сама Божественная София. Но вместе с тем в творении она разделяет с ним судьбы становления и в этом смысле возникает, вернее, становится явной во времени или в истории. Она проявляется в разных образах: райской, В. З., Н. З. церкви, и, наконец, в жизни будущего века, вернее, веков. О ней, как основе творения, говорится в экклезиологическом послании к Ефесянам (церковный авторитет которого не зависит от того или иного решения критического вопроса об его авторе), что Бог и Отец Г. И. Христа «избрал нас в Нем прежде создания мира ... предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в котором мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по Богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли, по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен , дабы все небесное и земное соединить под главою Христом; в Нем мы и соделались наследниками, бывши предназначены (к тому) по определению Совершающего все по изволению воли Своей» ( Еф. 1, 4–11 ). Здесь выражается общий план творения в соотношении к божественной его основе, – во Христе, в нераздельности Его с Духом Св. Христос в прославлении Своем и поставляется «выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (1, 23). Последние слова, о полноте – πλρωμα – всего во всем, относятся, конечно, к Божественной Софии, как основе творения в ее исполнении. Синергизм есть характер этого взаимоотношения: «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, – Божий дар, не от дел.... ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (2, 10) Это и есть «домостроительство тайны сокрывающейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям многоразличная Премудрость Божия πολυποκιλος Σοφια Θεο по предвечному определению , которое Он исполнил во Христе Иисусе Господе нашем» (3, 9–11). Нельзя яснее выразить софийную основу мира, которая есть Церковь , причем ософиение его совершается чрез искупление, данное Господом И. Христом в Его воплощении Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Соломон восседает на великолепном троне, престоле Давидовом. Архангел Гавриил возвещал Пречистой Деве, что Ее Сын: «будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк. 1:32–33 ). К трону ведут шесть ступеней, указывая на шестидневное творение мира и на воссоздание падшего человека Христом, Царем Иудейским, на Голгофе в шестой день и шестой час. На ступенях перед престолом справа шесть львов и слева – пять. В Библии говорится о шести львах с обеих сторон. На фреске [Я-П] надпись гласит, что «двенадесят льва стоят». Эти двенадцать львов – указание на двенадцать колен царства Соломонова, а также на двенадцать апостолов, проповедью и учением которых утвердилось в мире царство Христово, Нового Израиля. Если только изображение двенадцатого льва не утрачено, то, естественно, возникает вопрос, а почему львов все-таки только одиннадцать, хотя и Священное Писание, и сама надпись говорят о двенадцати? Не потому ли, что двенадцатый лев – сам Соломон (!), как представитель одного из двенадцати колен – колена Иудина. С одной стороны, царь Соломон стоит над царством, а с другой – он и сам из этого царства. Лев как царь зверей является символом царя. И Христос – Царь Небесный, «лев от колена Иудина» ( Откр. 5:5 ), как Бог, Он стоит над Своим царством, но как Человек, Он и Сам из этого царства. Тайновидец Иоанн Богослов слышал ангела, вопрошающего о таинственной книге Божией: «Кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» И не нашлось никого ни на небе, ни на земле, ни под землею. И много плакал о том тайновидец. Тогда ему было указано: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу» ( Откр. 5 гл.). На фреске мы видим в левой руке Соломона, сына Давидова, Льва от колена Иудина, победителя, раскрытую книгу! Подобно тайнозрителю, и мы желаем приникнуть к этой книге, посмотреть и прочитать ее. Никто не был достоин этого, кроме самого Царя, Льва Иудина от корня Давидова, Божественного Соломона. Тайна этой книги есть, по св. Андрею Кесарийскому , «домостроительство испытующаго глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может». Тайны божественных судеб сосредоточиваются на тайне домостроительства нашего спасения через воплощение превечного Слова, через рождение от пречистого ребра Спасителева Его Невесты-Церкви. Сия есть тайна Христа и Церкви. А сокровеннейшее сей тайны и заключает в себе божественная Песнь Песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Тайна Крещения, в которой мы становимся членами тела Христова, черпает свою спасительную силу и благодать прямо в Воскресении Христовом, и силой и благодатью Воскресения воскрешает нас от греховной смерти, а затем воскресит нас от смерти телесной ( Рим. 6:3–11 ; Кол. 2:11–13, 3:10–11 ). И другие Святые Таинства Церкви, и прежде всего Святая Евхаристия, имеют источником непосредственно Христа Воскресшего и переливаются в тело Его Церкви как животворящая сила оживления и обессмерчивания всех. Вообще, надо сказать, что для апостола Павла Воскресение Христово является исполнением и осуществлением всей Божественной Икономии, объявленной через Моисея и пророков, которые прорицали, пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть что Христос имел пострадать и, восстав первый из мёртвых ( πρτος ξ ναστσεως νεκρν), возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам ( Деян. 26:22–23 ), из которых (народов) Он Воскресший составил Церковь Воскресения. Поэтому Православная Церковь так прославляет и подчёркивает Воскресение Христово и наше. 6 . В Божественной Икономии во Христе, в Икономии (Домостроительстве, плане) полноты времён, в возглавлении (составлении, соединении) во Христе, и того, что на небе, и того, что на земле ( Еф. 1:10 ), исключительное место занимает телесное Вознесение Христа на Небо и Пятидесятница . Вознесение – это крыша, то есть исполнение и завершение Икономии (Домостроительства) тайны ( Еф. 3:9–11 ) 282 . Великой благочестия тайны, как говорит апостол Павел в известном нам своём гимне: Бог явился во плоти... вознёсся в славе ( 1Тим. 3:16 ). В Вознесении Христовом содержатся элементы существа и жизни Церкви, такие как возвышение нашей человеческой природы в Богочеловеке Христе и сидение одесную Бога Отца, ниспослание Духа Святого на Церковь и возглавление (соединение) всех земных и небесных существ во Христе. Вот о чём говорит апостол. Особенно характерны его слова о Вознесении Христовом в Послании к Ефесянам, где после предшествующего гимна, посвящённого Святой Троице, в продолжении он пишет о Боге: ...во Христе, воскресив Его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём ( Еф. 1:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Так Григорий Назианзин говорит: «Я истинно знаю, что Бога высочайшая причина знает в полном совершенстве причины наших намерений и поступков».  . Из предшествующего видно, что деяния каждого человека, благополучные или неуспешные, до малейшей черты и числа начертаны на хронометре Божия Провидения, и хронометр этот непогрешим ни на одну йоту, ибо истинно говорю вам... ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона (воли Божией), пока не исполнится все ( Мф 5,18 ). Если же хронометру, устроенному мудрым строителем, верим, то какое безумие и дерзость укорять, а иногда и порицать хронометр того величайшего мирового домостроительства Божия, которое непогрешимо, благодаря которому все события всего сотворенного расположены наилучшим образом? Мудрый муж так взывает ко Господу: промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства ( Прем 14, 3–4 ). Действительно, часто случалось, что добрым людям служили вместо лодки – одежда, вместо весла – простая палка. А потому всегда благонадежно верить Божию Провидению: когда же видим, что люди богоугодно живущие бывают обижаемы, унижаемы и оскорбляемы, а беззаконно живущие благоденствуют и все дела свои доводят до благополучного конца, то думаем о Провидении, что оно как бы спит или очень снисходительно. Такие мысли бывали иногда и у святых мужей, несколько смущая их; но сомнение их послужило к нашему наставлению и утверждению. Царь Давид сам о себе говорит: Мои же вмале не подвижастеся нозе: вмале не пролияшася стопы моя ( Пс 72, 2 ); ибо я вознегодовал на безумных, видя благоденствие нечестивых. Ибо нет им огорчений до самой смерти, и тело их тучно, в трудах человеческих нет их: они не страждут; итак, не напрасно ли я очищаю сердце мое и омываю невинностью руки мои; терплю раны всякий день и страдание всякое утро? Давид думал открыть причину такой несообразности заслуг с наградами, а потому говорит далее: итак начал я размышлять, чтобы узнать сие; но сие трудно было в глазах моих, пока вниду в святилище Божие ( Пс 72,12–17 ). Все это после узнаем в Царствии Небесном; теперь же, в настоящей жизни, нет возможности постигнуть судеб Божиих. Об этом же пророк Иеремия говорит с сожалением: Праведен... Ты, Господи, если я стану судиться с Тобою; и однако же буду говорить с Тобою о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, и они укоренились, выросли и приносят плод. В устах их Ты близок (т.е. они часто говорят о Боге, но как говорят?), но далек от сердца их ( Иер 12,1–2 ). Подобно этому сожалеет и Аввакум: для чего Ты, Господи, не взираешь на насилие обидящих и молчишь, когда пожирает нечестивый праведного; невинно притесняемые становятся, подобно рыбам, безгласными: нет суда правильного: закон потерял силу, а потому и суд происходит превратный (ср.: Авв 1, 1–4 ). 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось» ( 2Тим.3:1–9 ). 12 . Предсказанное исполняется, и с приближением кончины века являются уже таковые люди и настают такие времена. При увеличивающейся свирепости врага заблуждение обольщает, буйство наполняет, зависть воспламеняет, похоть ослепляет, нечестие развращает, гордость надмевает, несогласие ожесточает, гнев погубляет. Но да не колеблет и не смущает нас крайнее и неожиданное вероломство многих; пусть лучше истина предсказанного укрепит веру нашу. Как некоторые стали таковыми, потому что это было предсказано, так прочие братья пусть остерегаются их, потому что и это также предвозвещено в наставлении Господа: «Вы же берегитесь. Вот, Я наперёд сказал вам всё» ( Мф.13:23 ). Убегайте, молю вас, от таковых людей и, как смертельную заразу, отдаляйте от себя и от слуха вашего пагубные разговоры их, по Писанию: «Огради уши твои тернием и не слушай языка нечестивого» ( Сир.28:28 ), потому что худые сообщества развращают добрые нравы ( 1Кор.15–33 ) Сам Господь научает нас и заповедует нам удаляться от таковых: «Слепые вожди слепых, – говорит Он, – а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ) Должно отвращаться и бегать от всякого отделившегося от Церкви: что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён ( Тит.3:11 ). Можно ли представить себе, что тот находится со Христом, кто действует против священников Христовых, отделяет себя от общения с Его клиром и народом? Да ведь вооружается против Церкви, противодействует Божественному домостроительству, он враг алтаря, возмутитель против жертвы Христовой, изменник в отношении веры, в отношении благочестия – святотатец; непокорный раб, беззаконный сын, неприязненный брат: презревши епископов и оставивши священников Божиих, он дерзает устраивать другой алтарь, составлять другую молитву из слов непозволительных, ложными жертвоприношениями осквернять истину жертвы Господней и даже не хочет знать, что действующий вопреки Божию чиноположению наказывается за безрассудное дерзновение по усмотрению божественному.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Это, однако, приходит в полное противоречие со всеми усилиями Господа, пытавшего отвратить его от ужасного деяния. Ибо: Господь «не хотяй смерти грешника, но еже обратитися, и живу быти ему» (Чин исповедания. Священническая молитва.). Воля Отца в том, чтобы «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3, 15, 16). Поэтому и Христос до самого последнего момента чает от Иуды покаяния. Даже на Тайной вечере, когда Иуда уже донес на своего Учителя, Он прислуживает предателю, умывая ему ноги: усаживает возле Себя, делит с ним пасхальную трапезу, кротко и деликатно, но недвусмысленно дает Иуде понять, что Ему все известно и что тому еще не поздно отвратиться от погибельного пути, еще есть возможность покаяться, причаститься «не в суд или во осуждение», но «во оставление грехов и в жизнь вечную». И даже встретив Иуду в Гефсиманском саду, Господь не обличает его, но стремится вновь обратить Своей любовью: «Друг! Для чего ты пришел?» (Мф. 26, 50). Наконец, Он произносит страшное слово, откровенно называя совершаемое предателем, дабы тот проникся его смыслом, опомнился и ужаснулся содеянному: здесь Господь впервые открыто употребляет глагол «предать» уже непосредственно в применении к самому Иуде: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22, 48). Святой Ефрем Сирин дает такое объяснение: «Господь же избрал его тогда, когда тайный замысел его был еще неизвестен? Но зачем избрал Его, или потому, что ненавидел его? Зачем же еще сделал его распорядителем и носителем кошелька? Во-первых, затем, чтобы показать совершенную любовь Свою и благодать милосердия Своего, потом чтобы научить Церковь Свою, что хотя в ней бывают и ложные учителя, однако (самое) учительское звание истинно, ибо место Иуды предателя не осталось праздным, наконец, чтобы научить, что хотя и бывают негодные управители, однако правление Его домостроительства истинно» . В связи с этим встает вопрос об отношениях Божественного Промысла и воли человеческой. В плане Божественного замысла «Сын Человеческий идет, как писано о Нем», но о предателе, через которого этот замысел осуществляется, сказано: «Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Мф. 26, 24).

http://pravoslavie.ru/3065.html

11:29). Иудеи же, однажды отпущенных привлекая обратно и снова подчиняя игу рабства, не соблюли эту нераскаянность и чрез то оскорбили силу таинства, отвергши и не почтивши ее, хотя она была еще в образах.     П. Весьма правильно сказал ты.     К. А что мы даром оправдываемся благодатью во Христе, не принесши ничего в обмен за свою жизнь и не выкупивши славу свободы, но приобретая ее милостью и человеколюбием Владычним, это Он предызображал во Второзаконии, говоря: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа.... с иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости. Разве только не будет у тебя нищего: ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство» (Втор. 15:1-4). Видишь ли сверкающую сквозь тени истину? Ибо и это может яснейшим образом показать домостроительство Спасителя нашего о нас: так как ставшим близко к Нему чрез веру и уже оказавшимся домашними и братьями чрез причастие Святого Духа и приобщение Божественному естеству Он отпустил долги, хотя они ничего не заплатили Ему; Он не подверг их наказанию за преступление, хотя они и обязаны были Ему отчетом в том, как они провели жизнь; а тех, которые еще чужды, даже едва не иноплеменны по причине гибельного их неверия и весьма далеки от родства с Ним, Он учинил повинными долгам и, как имеющих неомытым еще грех, по справедливости сделал подлежащими суду и наказанию. Поэтому уверовавшим Он провозглашал: «если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32), а не почитающим истинного и евангельского научения: истинно, истинно говорю вам, «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин.8:24). Итак, понимаешь ли, что Он домашних для него по вере обещает отпустить на свободу, а о тех, которые еще чужды и чужеземны и омертвели в грехопадениях, сказал, что они отдадут Судии отчет в своих прегрешениях?     П. Правда.     К. Неделание в субботу прекрасно изображает также приличествующее святым наслаждение в будущем веке и причастие небесных благ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

1375 . Мы были некогда несмысленны относительно всего Божественного, и непокорны совести – гласу Божию, и прельщеные чувственностью, рабы низших похотей душевных и связанными с удовлетворением их различных удовольствий, жили в злобе и зависти, из-за чего и были гнусны и ненавидели друг друга. Когда же благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, явилась в воплощенном домостроительстве, не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а напротив, из-за крайней нищеты нашей и беспомощности, по Своей милости, спас нас банею возрождения, нового рождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит. 3:3–5 ). Сын Человеческий пришел на землю, чтобы взыскать и спасти погибшее человечество ( Мф. 18:11 ), которое погибло через прекращение общения своего с Богом и через вступление в общение с падшими духами. Погибель эта обнаружила себя повреждением естества человеческого грехом и смертью. Сущность спасения для человека, очевидно, заключается в расторжении общения с духами отверженными и в восстановлении общения с Богом, что возможно лишь в том случае, когда поврежденное естество исцелится от порчи и избавится от всех следствий порчи, оказавшись способным к беспрепятственному общению с Богом. Именно такой смысл заключает в себе греческое слово σωτηρι, переведенное как спасение. В этом слове заключены такие понятия, как избавление, исцеление, возвращение целостности и здоровья. В таких смыслах в Писании часто употребляется термин «спасение». Кровоточивая жена, подошедши ко Христу, сказала сама в себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею (спасена буду)» ( Мф. 9:21 ). И когда прикоснулась, действительно с того часа стала здорова ( Мф. 9:22 ). В таком же смысле спасся бесноватый ( Лук. 8:36 ) и тот немощный человек ( Деян. 4:19 ); как и обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти ( Иак. 5:20 ). Таким образом, спасение понимается как избавление человека от греха и его последствий. Зная, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф. 9:12 ), человеколюбец Бог послал Сына Своего в мир, чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010