7 ст. Которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его. Причем Господу Богу угодно было проявить особую силу воздействия на меня, и из гонителя сделать апостола. 8 ст. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия – благовествовать язычникам неизследимое богатство Христово. И мне то, меньшему из всех христиан – так апостол называет себя по своему смирению – поручено быть проводником этой благодати в сердца ваши и быть провозвестником вам – язычникам неизгладимого богатства Христова, т. е. обильного, неиссякаемого, богатства выше всякой меры. Что же это за богатство Христово? Это то, что язычники получили чрез веру во Христа: вместе с истинным Израилем составили единое тело, единую Церковь , возглавляемую Христом и одушевляемую одним Духом Божиим. 9 ст. И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом. И открыть всем, т. е. разъяснить иудеям, язычникам и всем вообще людям, в чем состоит домостроительство тайны, т. е. в чем сущность этой тайны, тайны призвания язычников в Церковь Христову, раскрыть ее именно с этой стороны, раскрыть величие Церкви Христовой в ее всеобщности, всенародности. Эта тайна была сокрыта от вечности в Боге, т. е. никто из людей не знал этой тайны. В Боге, создавшем мир Иисусом Христом, т. е. она была уже в Боге, когда мир еще начал только твориться Богом чрез Иисуса Христа, ибо вся тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 3 ). 10 ст. Дабы ныне соделалась известной чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия. Эту тайну не знали даже ангелы во всей ее полноте. И только теперь, когда на земле стала устрояться Церковь Божия из верующих всех мест, времен и народов под главенством Христа, когда Он, седши одесную Бога и по человечеству возглавил Собой все небесное и земное, ангелы стали проникать в эту тайну. И начальствам, и властям небесным стала понятной многоразличная премудрость Божия. Разумеется, как существа высшие, окрест престола Господня находящиеся, ангелы знали о том, что Господь Бог в предвечном Своем совете определил спасти людей чрез Единородного Сына своего. Но самый образ осуществления этого божественного определения и избранные Богом к тому средства и многое другое в деле спасения людей было им недоведомо. Узнают это они из самых событий. События им открывают тайны, лежащие в основе их. Они видят, как устрояется Церковь , и как все в Господе, возседшем одесную Отца, воссоединяется, – и уразумевают в этом многоразличную Божию премудрость (Злат. толк. на посл. ап. Павла к Эфес. Епископа Феофана стр. 197).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

“Смерть побеждена” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 11 июля, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 24, 2000 Последние времена по учению Отцов Церкви 1 Христианин — это человек, полный ожидания. Господь говорит нам в Евангелии: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему (Лк 12:35–36). Мало найдется текстов, столь ясно раскрывающих перед нами смысл и глубинную ориентацию христианской жизни. Цель творения — обожение человека и вселенной. Все домостроительство спасения, искупительная жертва Христа, освящение, совершенное Святым Духом, имеют целью вернуть падшее человечество к тому состоянию, ради которого оно было создано — к полноте обожения. Мы чаем, что окончательное исполнение этого замысла Божия, совершится при Втором пришествии Христа, и тогда домостроительство спасения получит свое последнее завершение. Если мы хотим вновь обрести живое христианство, которое станет для нас постоянным источником радости и духовного вдохновения, нам необходимо возродить в сердце нашей христианской жизни нетерпеливое желание и уверенность, которыми были воодушевлены первые поколения христиан. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр 22:17). Самое главное, о чем возвещает христианство, “Благая весть” о спасении — это заявление о воскресении, о вторжении новой и бессмертной жизни в наш мир, обреченный на страдание и смерть в силу грехопадения человека. Это вторжение подлинной жизни осуществилось коренным образом при воскресении Христа, при Его пасхальном переходе от смерти к жизни. Смерть уже побеждена, жизнь уже восторжествовала. Но каждый из нас на протяжении своей жизни — и Церковь на протяжении своей истории — должны сделать этот переход своим личным переходом, должны вновь пережить его со Христом — или скорее Христос должен оживить его в нас — для этого мы приносим свое свободное согласие на действие Божественной благодати. Второе пришествие Христа со славою в конце времен сделает явным все то, что в скрытом виде заключено было в воскресении Христовом в день Пасхи: оно приобщит все Тело Его, Которое есть Церковь, к Его окончательной победе над грехом, страданием и смертью. На это надеется Церковь, в этом основа ее уверенности.

http://pravmir.ru/smert-pobezhdena/

а. обращенная внутрь себя – для внедрения особых элементов национального облика, тенденция ассимилирующая другие нации данного государства, и б. обращенная вовне – для преодоления особых элементов национального облика тенденция создания наднациональной государственной организации. Эти две тенденции дают много примеров своего динамичного исторического развития, однако, первая закладывает фундамент большей выносливости наций, а вторая способствует расширению авторитета государств. Тем не менее, в обеих тенденциях нельзя игнорировать внутренний динамизм более слабых наций, использующих все свои национальные особенности, чтобы выжить. Таким образом, нация всегда являлась неким стабильным и непоколебимым полюсом в широком политическом, социальном и духовном бытии, так как противопоставляла и противопоставляет в этом историческом процессе всегда свои особые элементы. Позиция Христианства по отношению к нации определилась полностью на основе священной истории всей икономии (домостроительства) во Христе, т.е. от сотворения мира до самого его конца. Сотворение мира и человека, падение человека, обетование, которое было дано Богом о спасении, выбор избранного народа, завершение первого творения во Христе, учреждение Церкви и установление Царства Божия – вот основные герменевтические критерии христианского учения об отношении Бога, человека и мира, с помощью которых лучше понимается отношение Христианства к нации. С помощью этих критериев полнее понимается новозаветное учение как об утверждении нации, так и о ее преодолении в рамках структур и функционирования тела Церкви. Божественное творение и его совершенствование во Христе ощущается в новой реальности Церкви как опыт спасения и эсхатологическое ожидание нового во Христе отношения между Богом, человеком и миром. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы он искал Бога...ибо мы Им живем и движемся ( Деян. 17:26–28 ). Исполнение во Христе ветхозаветного Божия обетования было осуществлено назначением избранного народа, но согласно творческому слову, в этой подготовке участвовали по-разному все нации, ибо, когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон,. о чем свидетельствует совесть их ( Рим. 2:14 ). В этом духе можно понять ответ, который дает Апостол Павел на вопросы: Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников ( Рим. 3:29 ). Итак, само собой разумеется, что и язычникам суждено быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования ( Еф. 3:6 ), так как в деле божественной икономии (домостроительства) во Христе соединялся весь человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В зиждительном начале и в сфере всех действий по сему «домостроительству» Божию необходимо должны открываться две стороны: во-первых, сторона только Божественная по отношению взыскания спасения человека и, во-вторых, сторона лично-человеческая, являющаяся в сохранении своего «божественного момента», в оказательстве личного своего желания спасения от Бога, в принятии самого спасения в личное свое определение, и таким образом в личном соразделении каждым человеком Бога-Спасителя. Подробные изъяснения по предмету высказанных сих положений даны будут в своем месте, в настоящей же главе укажем, что Господь, изрекши Свой суд первым человекам, по их грехопадении, именно и указывает на оные две стороны в Своем «домостроительстве» о спасении человека, ибо, говоря змию искусителю: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ея: оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт.3:15 ), – Господь ясно свидетельствует, с одной стороны, о том, что Он – Сам будет действующим Лицом («положу» т. е. Я) в имеющей быть непрерывающейся вражде человека против змия-искусителя, т. е. против диавола, – с другой стороны, о том, что именно от «Семени жены», т. е. вполне от человеческого естества в Лице «Семени жены», при Действующем Господе, совершится завершение вражды между семенем змия-искусителя и Семенем Жены победою над самым змеем-искусителем и поражением его самого именно от «Семени Жены». Так имела начаться и быть история рода человеческого пред Богом и в «домостроительстве» Его о спасении человека, история «века сего» сынов человеческих, конец которого, как увидим, необходимо мыслить и для всего рода человеческого и для отдельных сынов человеческих совместно с временем воскресения мертвых и последнего суда Божия: только именно на сем суде, с завершением истории рода человеческого, личность каждого из сынов человеческих имеет явиться с конечным в себе самоопределением или относительно истины и правды своего личного бытия с Богом, или относительно диавольского своего восхищения против Бога; – и только именно по воскресении мертвых имеет быть снова восстановленным бессмертие человеческой личности для «века грядущего», для века, в котором человеческая личность имеет явиться и быть уже не в «истории только добра и зла века сего», а конечно и безусловно или в добре или в зле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Во-первых, к словам: «если возможно, да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ), которые выражают как бы подчинение, – эти слова, по-видимому, поставляют Просящего под власть Другого, – мы привели то изречение Господа, исполненное по истине всей Божественной власти и указывающее на достоинство Говорящего: «Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» ( Ин.10:18 ), – и объяснили, что слово: «имею» – свойственно Божеству, а слова: «если возможно, да минует Меня чаша сия», Он сказал со стороны плоти, а не со стороны Божества; и в подтверждение этого мы, в свою очередь, представили свидетельство Господа, в котором Он сказал: «дух бодр, плоть же немощна» ( Мф.26:41 ), и показали, что весьма безрассудно – относить слова уничижения к Самовластному Божеству, тогда как Сам Господь относит их к плоти. А чтобы объяснить цель Господа, по которой Он говорил: «да минует Меня чаша сия», мы сказали, что, не уклоняясь от Креста при домостроительстве нашего спасения, Он просил об освобождении Его от смерти, но произнес это изречение потому, что несведущие имели соблазняться этим домостроительством, совершенным на Кресте. И эта мысль, в свою очередь, подтверждена свидетельством: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Мф.26:41 ). Некоторые же клевещут, будто мы сказали: разве не возможно было бы совершить это домостроительство другим родом смерти? Но это не было говорено и не будет сказано. Я не говорил: «другой смертью »; но сказал: «другим образом совершить домостроительство», т.е. без смерти. Ведь я объяснял слова о чаше; а другой способ домостроительства разумел как бы без смерти. И это желание Господь выразил не потому, чтобы Он действительно отказывался от смерти за мир, но чтобы показать немощь плоти, которая действительно страшилась и смущалась. «Дух бодр, плоть же немощна». Он сам приписал эти слова плоти, а не унизил достоинства Божества. Для чего же ты наговариваешь на меня то, чего я не говорю? Для чего клевещешь на меня в том, чего я не проповедую? Я сказал: другим образом не смерти, а домостроительства, потому что не сказано: «если возможно», да изменится «чаша сия». Это – немощь плоти, страдание Вочеловечившегося. Он произносит слова немощи, чтобы показать, что Он облечен таким естеством, которое боится смерти. А чтобы ты опять рабски не останавливался на выражении, я пространно объяснял, основательно ли думать, будто, тогда как апостолы мужественно попирали смерть, Господь апостолов боялся и страшился испытать смерть? Это я скажу, братья, и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

д) будучи детьми Божиими, мы являемся сонаследниками Христу, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ними прославиться» (8:17). 2. Грядущая слава а) «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (8:18) б) Спасение твари зависит от человека. Тварь подверглась тлению в результате грехопадения людей и «освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (8:21). Что значит: тварь покорилась суете?» Сделалась тленною. Для чего же и от чего? От тебя, человек. Поскольку ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы ( Быт. 3:17 – 18 ) (св. Иоанн Златоуст ) в) Сыны Божии с надеждой ожидают будущую славу. Мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (8:24 – 25) г) Славословие Божественной любви. Бог избирает любящих Его и от любви Божией ничто тварное отлучить не может. Семинар 13. Рим. 9 – 15 Домашнее задание 1. Найдите ветхозаветные цитаты, которыми ап. Павел показывает божественное избрание израильского народа ( Рим. 9 – 11 ). 2. В тексте Послания найдите ветхозаветные примеры, говорящие о Божественном предопределении. 3. Приведите и истолкуйте символический образ, которым ап. Павел иллюстрирует отношения иудеев и язычников в домостроительстве спасения. 4. По книге Деяний кратко изложите отношение ап. Павла к властям. План семинара I. Иудеи нязычники в домостроительстве спасения (9 – 11) 1. Печаль ап. Павла о родных по плоти иудеях «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (9:2) Смысл фразы в том, что апостол считает дело спасения Израиля более важным, чем дело своего личного спасения. Ср. аналогичное поведение Моисея ( Исх. 32:32 ) (Послание к римлянам. Комментарий к греческому тексту) 2. Богоизбранность израильского народа а) потомки (семя) Авраама, т. е. израильский народ – дети обетования, но не плотские дети суть дети Божии, но» наоборот – «дети обетования признаются за семя» Авраама (9:8)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Даже в состоянии обожения Христос остается истинным Человеком, и в этом отношении по Своему человечеству Он является меньшим, чем Отец. При этом отцы соборов ссылались на Ин. 20, 17, слова Спасителя после Воскресения, обращенные к Марии Магдалине: " Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему " , где Христос именует Своего Отца и Отцом и Богом одновременно. Это двойное наименование указывает, что различие естеств и после Воскресения не упразднилось. Еще задолго до этих Соборов, в VIII веке, св. Иоанн Дамаскин следующим образом истолковал этот стих: " Отцом называет Бога потому, что Бог есть Отец по естеству, а наш — по благодати, нам Бог — по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком " . Поскольку Сын Бога во всем после Воплощения сделался подобным нам, то Его Отец одновременно является для Него и Богом, так же, как и для нас. Однако для нас он является Богом по естеству, а для Сына — по домостроительству, поскольку Сам Сын соблаговолил стать человеком. Таких уничижительных мест в Священном Писании довольно много. Мф. 20, 23, ответ Спасителя на просьбу сынов Зеведеевых: " Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим " . Ин. 15, 10: " Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви " . Высказывания, подобные этим, церковными экзегетами относят к человеческому естеству Спасителя. В Деян. 2, 36 о Христе сказано, что " Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли " , у евангелиста Луки здесь стоит глагол epoiese, что действительно можно понимать как " сотворил " (в смысле " сотворил из ничего " ). Однако из контекста видно, что здесь имеется в виду творение не по естеству, а по домостроительству, в смысле " уготовал " . 6.2.4. Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом Один из древнейших памятников святоотеческой литературы — послания священномученника Игнатия Богоносца, датируемые примерно 107 годом. В послании к Римлянам, в 6 главе Свящ. мчн. Игнатий пишет:

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

Душа, оказываясь вне восприятия чувственных вещей, с помощью входа святых тайн «возводится к делающемуся явным, нематериальному, простому, неизменному, богоподобному, свободному от всякого образа и вида знанию вещей духовных». Через это знание человеческая душа, собрав свои силы, «приближается к Слову и соединяет умным лобзанием совершеннейшее и таинственнейшее новое учение и ведение о домостроительстве Божием нашего спасения». В этом обряде показывается преходящность чувственного и обнаружение умопостигаемого, «новое учение божественного о нас таинства, тождество единомыслия, единодушия и любви, в котором все будут находиться между собой и с Богом» . Говоря об общем смысле обряда Великого входа, преподобный Максим замечает, что этот вход «есть начало и прелюдия к новому обучению, которое совершится на небесах, о домостроительстве Божием касательно нас и откровением тайны спасения нашего, сущей в святилищах божественной сокровенности» . В качестве свидетельства и подтверждения этого святой приводит слова Господа Иисуса Христа: «Отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26: 29). Великий вход у преподобного Максима имеет возвышенное духовно-­символическое значение, которое заключается в возведении души к Богу и созерцании умопостигаемых истин. Вход святых даров расположен после евангельского чтения, которое в общем плане прообразует «скончание мира сего» и Страшный суд. Поэтому вход символизирует то, что совершится после суда в Царстве Божием, – некое «новое обучение», познание истинного Бога, в котором будут совершенствоваться все, удостоившиеся Небесного Царства Его, как сказано у апостола Павла: «Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (1 Кор. 13: 12). 2.3. Святитель Герман Константинопольский Святой Герман родился между 630 и 650 годами, скорее всего, в середине 640-х годов. Он был византийцем из знатной семьи, его отец приходился родственником императору Ираклию и занимал во время его правления высокий пост.

http://pravoslavie.ru/32083.html

Если «надлежало пострадать Христу» ( Лк. 24, 26 ), то почему наказаны распявшие? ... " Надлежало пострадать» – указывает на вольное избрание страдания и на Божественное Домостроительство, но не извиняет действовавших, потому что злонамеренность нечестивых не была Божественным изволением. Она старалась даже разрушить то, что домостроительствовал Бог. Поэтому в злодеях действовало нечестие, а Богом совершено премудрое Домостроительство и освобождение людей; лукавство распинателей обращено в благодеяние человеческому роду, и плоть ехидны употреблена на приготовление лекарства. Преподобный Исидор Пелусиот ( 116, 686–687 ). Да остановится здесь всякий человек, проходящий путь этой скорбной жизни, да посмотрит и увидит, есть ли страдание, подобное страданию Господа нашего Иисуса Христа, носящего наши грехи, о котором пророк говорит: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо» ( 1Пет. 2, 24 ). ... Есть ли столь жестокий варвар, столь немилосердный разбойник, как здесь, где раб Владыку, тварь Создателя, человек Бога так связывает, бесчестит, обнажает, мучит и бесчеловечно умерщвляет: «Умертвили, повесив на древе» ( Деян. 5, 30 ). Каждый, кто многими скорбями, тесным и прискорбным путем старается войти в Небо, остановись здесь, посмотри и увидишь, есть ли такая скорбь, как скорбь Того, который говорит: «Душа Моя скорбит смертельно» ( Мф. 26, 38 ). О вы, проходящие мимо! Обернитесь и посмотрите на не имеющего ни вида, ни красоты, вспомните, как «предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения» смертного и распяли Его ( Лк. 24, 20 ). Обернитесь и посмотрите! Скажу словами Августина: «Сын Божий ко Кресту ведется; тернием венчается пришедший уничтожить тернии грешных; связывается разрешающий на древе связанных; распинается возводящий низверженных; уксусом напояется источник жизни; Тот, который определил некогда за совершенный в раю грех матери в болезнях рождать чад, Сам теперь, как мать, страждет, порождая нас кровию и водою: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» ( Гал. 4, 19 ); в печали, в болезнях и муках рождает нас: «Как беременная женщина при наступлении родов мучится, вопит от болей своих» ( Ис. 26, 17 ); ...о вы, проходящие мимо, обернитесь и посмотрите! Как бы с многострадальным Иовом говорит: «Помилуйте Меня, помилуйте Меня вы, друзья мои!» ( Иов. 19, 21 ), то есть соболезнуйте, сострадайте Мне, сжальтесь надо Мною все взирающие на Меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Как же евангелист говорил: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В мире был, и мир чрез Него начал быть» ( Ин.1:3, 10 )? Если, следовательно, Он был в мире, то как посылается в мир? Разве ты не слышал, как Он говорит: «Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь» ( Иер.23:24 )? Что же значит: «послан»? Значит: «явился», значит: «воссиял по плоти». Посольство обозначает не переход с места на место, а переход из (состояния) невидимого Божества в видимое присутствие. Подлинно, Сын Божий, и когда пришел на землю, восприяв человеческую природу по домостроительству, не лишил небес Своего величия, и теперь, вознесшись плотью, не оставил землю чуждой Своего управления. 5. Дабы ты вполне знал, что посланничество от Бога означает не перемещение с места на место, а указывает на воплощение (я укажу тебе вот на что). Об Иоанне Крестителе, который был от земли и явился на земле, Евангелие говорит: «Был человек, посланный от Бога» ( Ин.1:6 ). С небес ли послан был Иоанн? С небесной ли высоты пришел он? Как же он пришел? Если, таким образом, посылаемый человек не перешел из одного места в другое, (если он послан в том смысле, что) ему вверено было некоторое служение, то Бог ли Слово, все наполняющий, уничижает Свое естество и указывает не на домостроительство, когда Он называет Себя посланным? Смотри, брат мой, как Он исполняет и домостроительство плоти, и не нарушает Божественного Своего достоинства и силы. «Восхожу, – говорит Он, указывая на первосвященническое Свое служение, – к Отцу Моему... Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя... Духа истины» ( Ин.20:17, 14:16–17 ). Если Ты восходишь на небеса, если умоляешь, если во время молитвы предстоишь смиренно, если после молитвы посылаешь Духа (умоляю, говоришь Ты, и посылаю), то для чего Ты до восхождения отвергаешь власть Отца? Если ты не действуешь со властью соответственно Божественному достоинству, а ждешь, пока не взойдешь на небо к Отцу, пока не принесешь просьбы и молитвы, и, получив таким образом благодать Духа, пошлешь ее во всю вселенную, то зачем Ты показываешь собственную Свою власть прежде, чем взойдешь, прежде, чем умолишь? Почему Ты до вознесения, восстав из мертвых, дунул в лицо апостолов и сказал: «Примите Духа Святаго» ( Ин.20:22 )? То, чего Ты просишь от Отца, Ты даешь прежде, чем умолишь Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010