Литургия преждеосвященная установлена исключительно для великого поста. Блаженный Симеон митрополит Фессалонитский предлагает об ней следующее рассуждение: Литургия преждеосвященная есть издревле и от времен Апостольских, как и самые молитвы это показывают и осенение народа возженною свещею. И подлинно, говорит он далее, преданию ее от Апостолов мы несомненно быти веруем: из начала бо уставися для самого поста, яко плакати, а не праздновати нам во днех плача подобает. Из сих слов премудрого испытателя древности ясно усматривается, как древнее начало Преждеосвященной Литургии, так и причина ее установлена. Началом своим она обязана самим Апостолам и их преемникам, причина же установления есть пост. Постные дни древние Христиане провождали, (как некоторые и ныне) обыкновенно в воздержании, умилении и слезах, совершение же Литургии обыкновенно сопровождалось для верующих торжественным ликовствованием и насыщением как духовных, так отчасти и телесных утешений, которые по окончании Евхаристии тотчас представляемы были братии под именем братолюбной вечери, чрез что естественно и пост был разрешаем. Поскольку же время святой четыредесятницы, яко время покаяния и умиления, не могло вместить такого торжества и ликовствования: то совершение Литургии в ней и было оставлено. С другой стороны, поскольку ревностное ко Христу усердие древних Христиан не могло допустить, чтобы долговременно лишаться причащения Тела и Крови Господа своего: то Богомудрые начальники церкви изобрели способ, чрез который верующие без нарушения поста могли быть общниками трапезы Господней. Они в воскресные дни приносили для священнодействия многие хлебы и вино, которые, освятив в тело и кровь Господню, и оными причастив себя и присутствовавших тогда, оставшееся от них сохраняли для следующих постных дней; в сии же дни по принесении Господу вечерних молитв, причащались сих преждеосвященных даров, т. е. тела и крови Христовой в совокупном их виде, и тем удовлетворяя благочестивому своему ко Христу усердию, не только не нарушали поста, но еще благоговейнейшим соделывали свой постный подвиг. Не торжественнее ли будет пост твой, говорит древний церковный писатель Тертуллиан , ежели станешь пред жертвенником Господним? Приявши тело Господне сохраненное обое цело пребывает, и приобщение жертвы и исполнение долга, т. е. поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Арменопул 19 . С другой стороны, и напоение преждеосвященного Хлеба божественною Кровию, по мнению византийских церковных писателей, отнюдь не лишало св. чашу на литургии преждеосвященных Даров того значения, какое она имела при св. Хлебе, не соединенном со св. Кровию, т.е., и при данном условии содержимое потира признавалось истинною Кровию Господней, а не просто освященным вином. Блаженный Симеон Солунский , имеющий в виду преждеосвященную службу со св. Хлебом, напоенным св. Кровию, пишет об освящении в таком случае потира: «мы не творим (на преждеосвященной службе) вторично (обычной проскомидийной молитвы) при соединении (вина и воды). Почему же? Потому что Хлеб совершен, священнодействован, освящен, вознесен и соединен с божественною Кровию: в священную чашу без всякой молитвы вливается вино и вода, чтобы, по раздроблении божественного Хлеба и после того как в нее по обычному порядку вложена будет лежащая горе (на дискосе) частица, содержимое потира этим освятилось и чтобы, затем, иерей в обычном литургийном порядке причастился от Хлеба и от чаши сам и преподал имеющим потребу в причащении, – священнослужителям ли в алтаре по обычному для них чину, или мирянам – посредством лжицы. Так же мы творим причащение и в том случае, когда хотим причастить Таин кого-либо вне литургии, взимая для этого частицу от сохраняемого Хлеба и смешивая с вином, растворенным водой, или же часто пользуясь сухим одним лишь животворящим Хлебом, как соединенным с Кровию. Здесь же, на литургии преждеосвященных Даров, как сказано, для того, чтобы соблюсти (обычный) порядок причащения, и так как бывает нужда причастить большее количество людей, совершается (вложение частицы св. Хлеба в потир). Итак, содержимое чаши освящается на преждеосвященной литургии не призыванием Св. Духа и не благогословением, но общением и соединением с животворящим Хлебом, истинным Телом Христовым и соединенным с Кровию» 20 . Блаженный Симеон, как видим, не называет содержимого чаши прямо св. Кровию, но освящение его чрез соединение со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Отвергнув пресуществление 59 , реформаторы по необходимости отвергли вместе с ним и понимание Евхаристии как Жертвы, поскольку, как известно, на Кресте Иисус Христос принёс в Жертву не хлеб и вино, но Свои истинные Тело и Кровь. В Формуле согласия на этот счёт сказано следующее: «Мы отвергаем и осуждаем все другие папские злоупотребления этим Таинством – такие, как мерзость Жертвоприношения мессы за живых и мёртвых» 60 . В данном случае подразумевается не действительные злоупотребления, некогда связанные с мессой в римском католицизме (одновременное служение «тайных» месс в одном костёле или служение одним пастором нескольких месс, ради большего количества евхаристических поминовений и т.п.), но отвергается само представление о Евхаристии как о Жертве за живых и умерших. При таком положении вещей одновременно отвергается не только католическое, но и соответствующее православное учение. Папская месса характеризуется в символических книгах лютеран как «великая и ужасная мерзость» и «идолопоклонство» 61 . Поскольку латинскую мессу Лютер рассматривал в качестве доброго дела, то, отвергая возможность для падшего человека добрых дел в религиозной сфере, он объявил учение о жертвенном характере Евхаристии противоречащим новозаветному учению о Сыне Божьем как о нашем единственном Посреднике пред Богом и как о нашем Искупителе 62 . Допустив умаление действия в Таинстве благодати Духа Святого по молитве Церкви, через отрицание всё того же преложения, Лютер получил теоретическую возможность приурочить момент освящения не ко времени молитвы Церкви о снисхождении на евхаристические элементы Божественной благодати, а к любому другому моменту своей мессы. Он воспользовался этим для возвышения значения личной веры и провозгласил ни на чём не основанное учение о соединении Человеческой природы Спасителя с хлебом и вином в момент самого вкушения. В результате этого, в лютеранстве прекратила существование берущая своё начало с первого века христианской эры практика хранения Преждеосвященных Даров. Соответственно, были утрачены практика причащения больных и древнейший обычай совершения в определённые дни Литургии Преждеосвященных Даров.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Глава X. О литургии Преждеосвященных Даров §1. Совершенные литургии в Четыредесятнице не бывают Пост Четыредесятницы, как основанный на строжайших правилах, чем прочие посты, древние отцы уважали так, что не положили в продолжение ее святейшего таинства литургии; они опасались, чтобы во дни Четыредесятницы не помешало это как-нибудь посту. Ибо так как дни Четыредесятницы установлены и посвящены не торжеству, но сетованию и очищению наших грехов, тогда как священнодействие совершенной литургии сопровождается веселием и радостию духовного торжества: то, чтобы печалию поста не нарушить веселия этого священнодействия, или чтобы плач, необходимый в Четыредесятницу, не был расстроен торжеством совершенной литургии, отцы Лаодикийского собора решительно воспретили приносить священный хлеб, то есть совершать священнодействие совершенной литургии, во все дни Четыредесятницы, кроме субботы и воскресных дней; даже запретили и память мучеников сопровождать радостным священнодействием и торжественными службами. В 48-м правиле сего собора написано: «в четыредесять дней Великого поста не проскомисати, но токмо в субботу и неделю». В толковании на это правило объясняются и вышеприведенные причины. «Понеже оные дни», сказано, «Великого поста покаяния суть время, и должен есть кийждо о согрешениях своих разум имети, и не оставити о тех потщание, на праздники уклонятися, о тех потщание имети и духовныя радости насытитися прежде времени». Посему в 50 правиле того же собора повелено: «в четыредесять дней Великого поста, кроме субботы и недели, ни мучеником память, ни инем святым творится». §2. Что есть преждеосвященная литургия Но чтобы оставлением священнодействия Божественных Даров в течение целой седмицы не лишить души небесной пищи и чтобы это священнодействие не показалось как бы уничтоженным, те же отцы, особенно отцы шестого Вселенского собора, повелели в некоторые дни седмицы совершать преждеосвященное священнодействие. Посему в 52-м правиле сего собора сказано: «во весь Великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, Преждеосвященными службу да содевают».

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Какого же мнения держался блж. Симеон Солунский? Несомненно, первого — о преложении Святым Духом. В действительности он настолько четко выражал эту точку зрения, что его ответы во множестве были включены в «Остен» патриарха Иоакима — результирующий документ Московского собора 1689 года против Сильвестра Медведева, провозглашающий преложение исключительно эпиклезой . Мы позволим себе привести лишь самый показательный ответ св. Симеона : «Вопрос. Если по забвению иерея случится, что не будет сделано соединение, и потир будет покрыт пустой: что тогда делать? Если же он не приметит до конца литургии и узнает уже в то время, когда приступит к причащению: и тогда должен сделать соединение и прочитать молитву предложения, и повторить сначала все молитвы, читаемые от самого великого входа, а во время призывания Духа назнаменать только потир, потом совершать следующее и тогда уже причащаться. Я думаю, что справедливо будет так поступать иерею, хотя и не знаю, удобным ли это покажется и другим из архиереев Христовых, и в особенности великому Синоду. Дары не могут быть совершенными, если над ними не было молитв, если посредством крестного благословения и призывания Духа не претворились в божественную кровь: так как не находились тогда там (в потире). Ибо священнодействие совершается посредством предложения, молитв иерея, и благословения». Заметим, что ситуация, описываемая вопросом, предельно близка к Преждеосвященной. Есть освященный Хлеб, уже ставший Телом, и есть вино, которое должно быть освящено. Казалось бы, если св. Симеон допускал возможность пресуществления прикосновением, то он бы мог просто разрешить подлить вино, чтобы оно пресуществилось от касания с Хлебом. Но св. Симеон требует повторения молитв, причем его мотивация весьма четко изложена: «Дары не могут быть совершенными, если над ними не было призывания Духа». Заметим, св. Симеон осознает, что это требование весьма строго и может показаться архиереям неудобным, однако считает необходимым настаивать. Итак, если Дары не могут быть совершенными без призывания Духа (даже если Хлеб уже преложен), а на Преждеосвященной призывания Духа не совершается, то, значит, вино на литургии Преждеосвященных прелагаться не должно. Это, кажется, неизбежный логический вывод из сакраментологии св. Симеона.

http://bogoslov.ru/article/6028886

Симеон, Митрополит Солунский, говоря о древности той же Литургии, предлагает свое суждение от лица Церкви, в которой мысль сия, утвержденная давностию, обратилась в общее верование: «Преждеосященная Литургия существует издревле и от преемников Апостольских, как свидетельствуют и молитвы ее и существующее древнее предание. И мы верим, что она предана Апостолами, что она существовала изначала ради самого поста, дабы плакать, а не радоваться нам во время плача, как говорено было и другими прежде нас; но дабы при сем совершенно не сделаться непричастными благодати Таин Христовых и очищения чрез святые молитвы, то сие и установлено Отцами» 61 . Принимая в соображение древность великопостной Литургии, Патриарх Иерусалимский Дocuфeй (XVII в.), известный своими учеными трудами по истории церковной, писал, «что Преждеосвященная Литургия принята от преемников Апостольских, и не есть творение Григория Двоеслова » 62 . Основания, предлагаемые Патр. Досифеем собственно в подтверждение того, что Литургия Преждеосвященных не есть творение Григория Двоеслова , укажем в порядке нашего исследования. В настоящем случае, по историческим свидетельствам о древности Литургии Преждеосвященных, вообще определим, какое место должна занимать сия Литургия в истории Богослужения, как по времени первоначального ее происхождения, так и по времени письменного изложения. При разрешении того вопроса, какому времени принадлежит происхождение Литургии Преждеосвященных, особенную важность имеет сочинение о Литургии св. Софрония. Говоря о Литургиях, бывших в общем употреблении в православных Церквах его времени, Софроний предварительно кратко изображает общую историю Литургии в первых веках, в которой дает известное место и Литургии Преждеосвященных. Мы выпишем полнее его слова, чтобы с большею точностию определить древнее происхождение рассматриваемой Литургии. Сказав, что образ совершения Евхаристии показан был самим установителем Таинства – Иисусом Христом, а чин самой Литургии предоставлено было устроить Апостолам по научению Духа Святого, Софроний так раскрывает первоначальную историю чина Литургии 63 : «Апостолы слагали молитвы Божественного священнодействия Таин, приспособляясь к свойствам народов, к обстоятельствам времени, к враждебным преследованиям гонителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Поэтому прелагаются в честную кровь Христову не просто вино (кровь земли), но и вода. Конечно, вино как жидкость во всяком случае содержит в себе влагу. Но во «св. соединении» вода вступает и как особый евхаристический элемент и как таковой, очевидно, и прелагается (хотя это не выражено в особом евхаристическом возглашении, потому что при благословении чаши просто говорится: «чашу убо сию самую честную кровь Господа» и т. д.). Соответственно символике проскомидии евхаристическая кровь ставится в прямую параллель с голгофским излиянием «крови и воды» Христовых. Здесь, однако, мы имеем лишь аллегорическую символику. Гораздо значительнее и знаменательнее то, что, согласно чину православной литургии, к евхаристической крови после преложения Св. Даров, пред причащением, прибавляется горячая вода – «теплота». Как это возможно? Как следует понимать это смешение природного вещества с кровию Христовой? Толкование аллегорическое, выраженное в произносимых при этом словах, 38 еще не дает ответа на основной вопрос. Его можно находить только в том соображении, что вода, примешиваемая к евхаристической крови, уже освящена как природное вещество излиянием воды из ребра Спасителя. Она стала причастна Его воды, и силою этой причастности она допускается до смешения с честной кровию. И это же значение воды указуется и проскомидийным чином чрез смешение воды с вином в «святом соединении». Аналогичное соображение может быть высказано не только относительно воды, но и вина, насколько оно не есть непосредственно евхаристическое вещество. Не только вода в виде теплоты, но и вино примешивается к божественной Евхаристии, именно, на литургии преждеосвященных Даров, где агнец, напоенный кровию и, следовательно, содержащий в себе честную кровь, опускается в соединение воды с вином (причем это соединение само по себе не рассматривается как Евхаристия: если священник служит один, то он, причащаясь, не пьет из чаши, по указанию служебника, прежде потребления Св. Даров, так что содержимое в чаше приравнивается для него как бы «теплоте»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Дары уже освящены. В настоящее время хлебоносец находится обыкновенно не на жертвеннике, а на престоле, а потому совершается предварительно перенесение Преждеосвященного Агнца с престола на жертвенник. При начале первого антифона, священник поставляет Евангелие на горнюю часть престола, раскрывает антиминс, поставляет на него дискос и полагает на него из хлебоносца Преждеосвященный Агнец. Во время второго антифона, священник с диаконом, держащим в руке свечу, кадит престол с Агнцем, лежащим на дискосе, обходя его трижды вокруг. Во время третьего антифона священник, сотворив земной поклон Св. Дарам, поднимает дискос со Св. Агнцем на главу свою и, обходя справа престол, переносит его на жертвенник, вливает в чашу вино с водой и покрывает священные сосуды, как указано выше, покровцами и кадит Св. Дары. Затем возвращается к престолу, складывает антиминс и полагает на нем св. Евангелие.    По окончании кафизмы и третьей малой ектении следует пение «Господи, воззвах» и стихир, которых на литургии Преждеосвященных Даров всегда бывает десять. На «Слава, и ныне» отверзаются царские врата и совершается вечерний вход с кадильницей. Но в тех случаях, когда на литургии Преждеосвященных Даров читается Евангелие, как это бывает в дни праздников и в первые три дня Страстной седмицы, вход совершается с Евангелием. Если литургию Преждеосвященных Даров совершает сам архиерей, вход всегда совершается с Евангелием.    По входе и обычном пении «Свете тихий» произносится прокимен из Триоди и бывает чтение двух паремий. Во св. Четыредесятницу первая паремия всегда бывает из книги Бытия, как изображающая грехопадение человека и пагубные последствия его, а вторая — из книги Притчей — о Божественной премудрости, которую надлежит искать кающимся грешникам, если они желают подлинно исправить свою греховную жизнь и угождать Богу. На время чтения паремий царские врата закрываются.    По окончании первой паремии царские врата отверзаются и произносится чтецом и поется ликом второй прокимен, также из Триоди.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

И преклонив главу молится говоря: Верую, Господи, и исповедую: и: Вечери Твоея тайныя: и: Да не в суд, или во осуждение: все до конца. Причастившись Святых Таин священник губой отирает руку, говоря: Слава Тебе Боже: трижды , и поцеловав губу полагает её на место. Далее священник испивает из Чаши ничего не говоря. Диакон к Чаше не подходит, т.к. ему предстоит потреблять Святые Дары после Литургии ибо в Чаше не Кровь, а освященное вино, т.к. не было пресуществления. (Если священник служит один, то из Чаши также не причащается, т.к. после литургии ему надо потребить Святые Дары). В практику вошёл обычай делать три глотка, чтобы во рту не осталась святыня. Затем священник читает благодарственую молитву: Б лагодарим Тя Спаса всех Бога о всех ихже подал еси нам благих, и о причастии святаго Тела и Крове Христа Твоего, и молим Ти ся, Владыко человеколюбче: сохрани нас под кровом крилу Твоею, и даждь нам даже до последняго нашего издыхания, достойне причащатися святынь Твоих, в просвещение души и тела, в Царства Небеснаго наследие. Далее следует приготовление Святых Даров для мирян. Священник раздробляет части Агнца НИ и КА по числу причастников – мирян, погружает частицы в Чашу, отирая при этом губой Дискос, и, покрыв Чашу покровцом, полагает сверху лжицу. Диакон отверзает завесу и Царские врата. Священник берет с Престола Чашу со Святыми Дарами и отдаёт диакону . Диакон в Царских вратах возглашает: Со страхом Божиим, и верою приступите. Лик: Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих. И совершается причащение мирян по обычаю. (По традиции за литургией Преждеосвященных Даров младенцев не причащают, а только тех кто может потребить Святое Тело). После причащения мирян священник уносит Чашу в алтарь и поставляет на Престоле. Затем священник благословляет народ, говоря: Спаси, Боже, люди Твоя, и благослови достояние Твое. Лик: Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. Священник кадит Святые Дары, ничего не говоря, отдаёт кадило диакону и поставляет на главу его Дискос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это так.   24. О внесении честных даров в алтарь Потом священник, совершив громогласно славословие Богу, идет к дарам и, благоговейно подняв их на главу, выходит. Неся их таким образом, он входит в алтарь и нарочито идет по храму спокойно и медленно. Сами же (верные) поют и со всяким смирением и благоговением наклоняются пред ним, прося, чтобы он при возношении даров помянул их. А он идет в предшествии светильников и фимиама и в таком чине вступает в алтарь. Это бывает по нужде, ибо надобно внести и положить в алтарь дары, имеющие быть принесенными в жертву, и притом совершить это, сколько можно, благоговейно и благоприлично. Так и цари, когда желают принести дар Богу, не другим поручают это дело, но несут и вносят их сами, имея на главе корону. Это может означать и последнее явление Христа, которым воспламенена была особенно ненависть евреев, и шествие Его из отечества в Иерусалим, в котором надлежало Ему принести Себя в жертву, и въезд Его в город в предшествии и при хвалебных восклицаниях народа. В это время надобно припадать к ногам священника, прося, чтобы он помянул нас в тех молитвах, ибо нет иного способа прошения, который имел бы столь великую силу и подавал нам столь твердые надежды, как способ, представляемый сею страшною жертвою, которая туне очистила нечестия и беззакония. А кто из припадающих к ногам священника, когда он входит с дарами, покланяется и обращается к несомым дарам как бы к самому Телу и Крови Христовой, тот поступает несправедливо, смешивая этот вход со входом преждеосвященных Даров по незнанию различия между сим и тем священнодействием. Во время этого входа дары бывают еще не священнодействованные и несовершенные; а в том священнодействии они совершенны и освящены: они Тело и Кровь Христовы. Это так.   25. О том, что совершается по внесении даров, о молитвах и наставлениях священника народу Священник полагает дары на престоле, а сам, так как уже приступает к тайнодействию и намеревается прикасаться страшной жертве, благонастрояет себя, очищается молитвами и приготовляется к священнодействию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010