(Лицевая сторона?) " ...благоволящий дать (просящим) по прошениям сердец их, подаст Свой мир... Тот, Который есть Святый (и истинный) Владыка, Господь именем Его, живущий на высоких и на смиренных взирающий... Сущий на небесах, Которому слава вовеки. Аминь. (Мы просим Тя, Господи,) и Владыко Вседержитель (всякой твари), всеблагий ... Бог и Отец (Господа нашего Иисуса Христа), сотворивший всяческая... " (Оборотная сторона?) " ... Ты — наш Помощник, Ты — наше Утверждение, Ты — наше Прибежище (в день скорби), Ты — наше Заступление (против всех), не остави нас (но избави от всякой опасности)... " По мнению исследователя, это — отрывок литании или молитвы над верными, предшествующей анафоре. По своему стилю и содержанию эти строки напоминают соответствующие молитвы Евхология Серапиона и позднейших коптских литургий. Фрагмент В (Лицевая сторона?) " ...он исповедует веру: Верую в Бога Отца Вседержителя и в Единороднаго Его Сына Господа нашего Иисуса Христа и Духа Святаго и в воскресение плоти и в Святую Кафолическую Церковь " . (Оборотная сторона?) " ...(благодать) Твоего дара в силу Духа Святаго, в укрепление и приложение веры, в упование жизни будущаго века, через Господа нашего Иисуса Христа, через Котораго Тебе Отцу слава со Святым Духом вовеки. Аминь " . Как видно, здесь перед нами на лицевой стороне оригинальная древняя форма Символа веры, отличная от Никео-Царьградского, а на оборотной стороне отрывок какой-то молитвы, в которой о. Каброль предполагает конец молитвы предложения. Фрагмент С (Лицевая сторона?) ( " Тебе предстоят тысячи тысяч и мириады мириад святых ангелов и архангелов: кругом Тебя предстоят шестокрылатые Серафимы) и двумя крыльями они покрывают лицо, двумя ноги и двумя летают. Всё всегда Тебя святит. Но и вместе со всеми Тебя освящающими приими освящение и нас, говорящих Тебе: " Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны небо и земля славы Твоей " . (Оборотная сторона?) " Исполни и нас Твоей славы и удостой низпослать Духа Святаго Твоего на творения сия, и сотвори хлеб Телом Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, а чашу Кровию Новаго Завета. Ибо Сам Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую Он был предан, взял хлеб и, благодарив, преломил и дал (ученикам Своим и апостолам), сказав: (Приимите и ядите все) от него; это есть Тело, за вас даваемое во оставление грехов. Подобным образом после Вечери, взяв чашу, благословив и пия, дал им со словами: Возьмите, пейте все от нея; это есть Моя Кровь, за вас изливаемая во оставление грехов. (Творите сие в Мое воспоминание.) Всякий раз, когда вы будете есть этот Хлеб и пить из этой Чаши, вы будете возвещать Мою смерть, и исповедовать Воскресение, и молиться... "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

Се новый мой завет в крови! Вам в завещание: В Мое сие творите вы Воспоминание!» И мы здесь кровь Твою, Христе Пролитую за нас, И плоть распяту на кресте, Воспоминаем все. Благослови ж нам, о Христе Сие вино и хлеб Вкусить, как Ты велел, в Твое Воспоминание!» 117 . По окончании песни пресвитер, обращаясь к предстоящим, возглашает: Господь да будет с вами. Предстоящие: И со духом твоим. Пресвитер: Вознесите сердца! Предстоящие: Возносим их ко Господу. Пресвитер: Благодарим Господа Бога нашего. Предстоящие: Достойно и праведно есть. Пресвитер: Воистину достойно, и праведно и спасительно есть во всякое время и во всяком месте благодарить Тебя, Святый Отче, Всемогущий Боже, чрез Иисуса Христа Господа нашего, ради Которого Ты милуешь нас прощаешь наши грехи нам и обещаешь вечное спасение, Посему мы со всеми ангелами и небесными силами поем, славе Твоей хвалебную песнь. Предстоящие: Свят, Свят, Свят Бог Господь Саваоф! Небо и земля полны славы Твоей! Пресвитер читает: Отче наш ... Предстоящие: Аминь Пресвитер: Господь наш И. Христос в ту ночь, в которую был предан, взяв хлеб и возблагодарив, преломил его, раздал ученикам своим и сказал: „Приймите, ядите сие есть тело Мое, за вас предаваемое. Сие творите в Мое воспоминание. Также после вечери взял Он чашу, возблагодарил, подал им и сказал: Пейте из нея все, сия чаша есть новый завет в Моей крови, она же за вас и за многих изливается во оставление грехов. Сие творите, когда только будете пить ее, в Мое воспоминание.» Затем обращаясь к предстоящим, пресвитер произносит: Мир Господа со всеми вами. Аминь. Предстоящие поют: „Агнче Божий, приявший грехи мира, помилуй нас! Агнче Божий, приявший грехи мира, помилуй нас! Агнче Божий, приявший грехи мира, даруй нам мир Твой“! Во время пения этих стихов начинается причастие; пресвитер, разламывая хлеб на куски, подает их диакону, а последний раздаёт предстоящим; потом пресвитер, взяв чашу, отпивает из неё, и чрез диакона передаёт её предстоящим. По окончании причащения, пресвитер возглашает: Благодарите Господа, ибо Он благ. Аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Отче наш, иже еси на небесех! Как высоко величество Твое! Как дивно превознесен Ты над всеми! И видимое небо чудно как указывает на величие Твое, как над всею землею являет славу Твою, и до пределов вселенной открывает силу Твою! Если столь высоко небо и так величественно солнце – дело рук Твоих: каков же должен быть Создатель? О, сколь Ты, Отче, превосходен пред всем Своим творением! Ты, сущий на небесах! Не только небо видимое нами, но и небо небес не довлеет Ти, сказано: и потому Ты превознес величие Свое превыше всех небес (Ср. Пс.8:2 ). И никтоже взыде на то небо, токмо Сын на небеси ( Ин.3:13 ). Так по величеству славы Твоей, Ты превознес и величие Свое, О, Отче святый! Как величественно, достопоклоняемо и свято должно быть имя Твое по всей земле! Да святится имя Твое! Превеликое имя Отца светов всею разумною тварью почитается; и пророк сказал: свято и страшно имя Его ( Пс.110:9 ). Свято оно и страшно даже небесным силам; тысячи тысяч и тьмы тем предстоят пред Его престолом на небесах, и, покрыв лица, день и ночь друг другу вопиют: свят, свят, свят Господь Саваоф ( Ис.6:3 ). Так свято и страшно имя Твое, Отче наш, небесному воинству! Да будет свято оно и страшно нам, земным чадам Твоим. Как на небесах страшатся имени Твоего, и сим страхом, как источником, благоволение Твое непрестанно изливается; так и на земле милость Твоя, Господи, от века и до века пребывает на боящихся Тебя ( Пс.102:17 ). Посему и просим мы: подай, Господи, страх Твой в сердца наши, и да будет свято для нас великое имя Твое. О, если бы мы оставались всегда в той свободе, которую даровал нам Христос Бог, и не подвергались игу рабства греховного ( Гал.5:1 )! Если же и опять лишились свободы чад Божиих, то искали бы со всем усердием Царствия Божия, которое внутрь нас есть ( Лк.17:21 ), и достигается усилием, постоянным навыком в добре. Ибо Царствие Божие усилием восхищается, и только прилежные искатели находят Его; потому и сказано: ищите прежде всего, прежде всех временных благ, Царствия Божия и правды Его ( Мф.6:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Перед молитвой Господней священник говорит: Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отче щедрот и Боже всякой утехи, сидящий на Херувимах и прославляемый Серафимами, Которому предстоит тысяча тем Ангелов, горнее небесное воинство, сподобивший приношения, принесенные Тебе в приятное благоухание из даров и произведений плодов, освятить и совершить (Телом и Кровью своей) благодатью Единородного Сына Твоего и наитием Духа Твоего Святого. Освяти, Господи, и души наши, и тела наши, и Дух каждого из нас, чтобы с чистым сердцем, светлой душой и без стыда нам иметь смелость призывать Тебя – небесного Бога, всемогущего Отца, молиться и говорить: Отче наш, сущий на небесах. Народ Да святится и проч. Священник Господи Боже наш, не введи нас в (такое) искушение, которого, мы, бессильные, не могли бы перенести, но при искушении дай и облегчение, чтобы мы могли перенести (см. 1Кор. 10, 13 ), и избавь нас от лукавого, через Господа нашего Иисуса Христа, через которого и проч. Народ Аминь. Священник Мир (всем). Народ И с (духом твоим). Диакон Приклоните головы ваши перед милосердым Господом, перед умилостивительным жертвенником, перед Телом и Кровью Спасителя нашего, в котором заключается жизнь для тех, кто принимает их, и примите благословение от Господа. Священник Тебе приклоняют рабы твои головы свои, ожидая от Тебя обильных милостей. Пошли, Господи, исходящие от Тебя обильные благословения и освяти души, тела наши и дух каждого из нас, чтобы нам быть достойными приобщения Тела и Крови Христа, нашего Спасителя, по благости, милосердию и любви Его же Иисуса Христа, Господа нашего, с которым Ты препрославлен, благословен на небе и на земле (вместе) с Духом Твоим и проч. Народ Аминь. Священник Мир (всем). Народ И с (духом твоим). Священник Милости Божии (да будут с вами). Народ И с (духом твоим). Диакон Каждый со страхом и трепетом да обратит взор свой к Богу и да просит у Господа милости и благодати. Священник Свят, свят, свят Бог сильный, Господь Саваоф! Небеса и земля полны хвалы Тебе. Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя ( Пс. 56, 6 ). К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах ( Пс. 122, 1 ) и проч. И спустя немного времени, взяв в руки Евхаристию, провозглашает: святое святым преподается в совершенстве, чистоте и святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Подпишитесь на наш Телеграм Во время Великого поста существует традиция чтения Книги Исайи — именно в это и только в это время Православная Церковь обращает внимание на Ветхий Завет. Мы выбрали те отрывки, которые, на наш взгляд, наиболее полно отражают содержание Книги Исайи, и исследуем, что из слов пророка можно сегодня примерить на себя. Размышляя о том, что значит «Божий суд» на самом деле, читаем шестую главу Книги Исайи. «И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис 5:5). О престиже страны судили по главному царскому святилищу В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Ис 6:1–3 В пророческих книгах нередко упоминается день Яхве (в переводах, включая Синодальный, это выражение переводится как «день Господень»). Современный читатель обычно связывает с ним представление о конце времен. Между тем изначально речь шла о яхвистском празднике, который отмечался каждый год в память об освящении Храма, построенного Соломоном в Иерусалиме. В Библии о строительстве Храма рассказано достаточно подробно, в частности, в Третьей Книге Царств (3 Цар 6). Он должен был свидетельствовать о статусе яхвизма как государственной религии Израиля, чему Соломон придавал значение не меньшее, чем его отец. К тому же Храм был царским, т. е. государственным, святилищем, и этот его статус требовал соответствующего величия — речь ведь шла, кроме всего прочего, еще и о престиже страны, о которой во многом судили по таким постройкам, как царский дворец и главное царское святилище. Все сказанное не отменяет того факта, что Соломон был человеком глубоко и искренне верующим, хотя он и не был пророком, как его отец. Он нередко обращался к Богу, и Бог ему отвечал (3 Цар 3:4–15, 8:12–9:9). Строя Храм, Соломон, несомненно, думал не только о престиже своей страны, в это дело он вложил всю душу и всю веру, какая у него была.

http://blog.predanie.ru/article/tot-kto-...

Тот, кто поет, ходит верою, и имеет покой. Это пение Церкви освежается хлебом жизни, игом и неутомимой полнотой Его удовлетворен Иерусалим. Но как смеет верить или говорить, что она дочь святого небесного Иерусалима, та церковь, которая не думает, что это можно сказать о себе на земле, как не перестает говорить сия святая мать на небесах? Или как может иметь с ней общее счастье тот, с кем не разделит похвалы самой Божией? Поскольку действительно ни в коем случае не может достичь общества этого святого Иерусалима тот, кто не подражает теперь его послушанию; когда само небесное воинство, рожденное по духу от Сына, не воспевало на земле ничего иного, как: «Слава в вышних Богу» (Лк. 2:14). Но если кто спросит, какому Богу, то ангельское множество тотчас ответит: Сидящему на престоле и Агнцу. Это говорят ангелы в небесных высях, это поют на земле люди доброй воли; чтобы явился один и тот же Христос, которому ангелы говорят: слава в вышних Богу, и мир на земле людям доброй воли. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно (Еф. 2:14). От Него мы имеем мир, получили благоволение, и чрез этот дар безвозмездного оправдания воздаем славу Отцу и Сыну и Святому Духу единому Богу, чтобы нам достичь общества Ангелов: где, получив дар прославления, мы воздадим славу Сидящему на престоле и Агнцу, Богу нашему, навеки. Но пусть никого не смущает то, что во всем этом ничего не было сказано о Святом Духе. Ибо евангельское учение, какое бы служение ни предписывалось приносить Отцу и Сыну, показывает, что оно должно быть предложено одновременно и Святому Духу. Это показал наш Спаситель в одной заповеди, сказав: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Говоря это, Он намекнул, что всяким религиозным послушанием мы обязаны той же Троице, во имя которой подается начало спасения верующим и крестящимся. Однако более всего в этом отрывке пророка Исайи признается единая слава Троицы там, где Серафимы восклицают. Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф (Ис.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Хвалебная песнь святого Амвросия Медиоланского , гл. 3 Тебя, Бога, хвалим, Тебя, Господа, исповедуем, Тебя, предвечного Отца вся земля величает. Тебе все Ангелы, Тебе небеса и все силы, Тебе Херувимы и Серафимы непрестанными голосами взывают: «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, небо и земля полны величества славы Твоей». Тебя преславный апостольский собор, Тебя хвалебное множество пророков, Тебя хвалит пресветлое воинство мучеников. Тебя по всей вселенной исповедует святая Церковь , Отца непостижимого величества, достойного поклонения Твоего Истинного и Единородного Сына и Святого Утешителя Духа. Ты – Царь славы, Христос, Ты – Вечносуществующий Сын Отца. Ты для избавления людей не возгнушался Девичесюго чрева. Ты, одержав победу над смертью, сотворил верующим царство небесное. Ты сидишь по правую сторону Бога во славе Отца и веруем, что Ты придешь судить нас. Поэтому мы просим Тебя: «Помоги рабам Твоим, которых Ты искупил драгоценною Твоею кровию. Удостой нас со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовать. Спаси, Господи, народ Твой и благослови достояние Твое, управляй им и возвеличь его во веки». Во все дни будем благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во век и в век вечный. Сподоби, Господи, в этот день без греха сохраниться нам. Сжалься над нами, Господи, и помилуй нас. Да будет милость Твоя, Господи, на нас, ибо мы уповаем на Тебя. На Тебя, Господи, надеемся, да не постыдимся во веки. Аминь. Молитва перед трапезой Многомилостивый Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, взоры всех, уповая, обращаются к Тебе и Ты даешь им пищу в свое время; открываешь руку милосердия Твоего и, насыщая все живущее, питаешь нас с первых дней нашей жизни. Ты, благословивший в пустыне хлеб народу, Сам благослови все, что Ты дал нам в пищу, и избавь нас от всякого искушения, ибо мы на Тебя надеемся и Тебе воссылаем славу с Отцом и Святым Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь. Молитва после трапезы Благодарим Тебя, Христе Боже наш, за то, что Ты насытил нас земными Твоими благами, не лиши нас и небесного Твоего Царства. Но как некогда Ты пришел и стал посреди учеников Своих, мир даруя им, так и ныне приди к нам, Спаситель, и спаси нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Второй мир Нового Завета творится при водах и действием Духа Святого, Богочеловечеством Иисуса Христа и волею Бога Отца. А созданию человека предшествует собор всех Лиц Святой Троицы:  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему  (Быт. 1, 26). Блаженный Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что Один и тот же Бог не просто один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась [Личность]. Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами:  …Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога  (Исх. 3, 6). О прославлении Бога Серафимами сказано:  Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!  (Ис. 6, 2–3). Трехкратное прославление Единого Бога нечто собою символизирует. Грамматическая конструкция следующего предложения тоже интересна в свете рассматриваемого вопроса:  …из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь  (Рим. 11, 36). Подобная конструкция в другом же стихе:  …все Им и для Него создано  (Кол. 1, 16). Прямая цитата по данному вопросу:  Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа  (Мф. 28, 19). Даже главная заповедь о Единстве Творца:  Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть  (Втор. 6, 4), — оканчивается словами не «Господь один», а «Господь един» — Адонай эхад. «Эхад» означает именно «един». Хотя иногда это слово и понимается как «один», но скорее «один» (одно) как начало череды неких множеств. Множеств — соединенных чем-либо друг с другом или во имя чего-либо. Маймонид понимал опасность этого слова для иудаизма и убрал его из 13-и догматов веры иудеев. Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите: «С кем я един»? Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.

http://pravoslavie.ru/100280.html

   22) И если Господь в Евангелии от Иоанна говорит: «се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послал еси Иисус Христа» (Ин. 17:3); то сей же Иоанн в другом месте называет Сына истинным Богом. Ибо говорит: «вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем, в Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный» (1 Иоан. 5:20). Посему Сын — истинный Бог и прежде нежели сделался человеком, и после того, как стал Ходатаем Бога и человеков, человеком Иисус Христом. Это значат слова:« Егоже послал еси Иисус Христа», Который в единении со Отцом по духу, а с нами по плоти, и таким образом стал Ходатаем Бога и человеков. Один и тот же есть не просто человек, но и Бог, как говорит и Иеремия: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему. Изобрете всяк путь хитрости, и даде ю Иакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному от Него. Посем на земли явися, и с человеки поживе» (Вар. 3:36—38). Когда же «поживе с человеки»? не тогда ли, как подобно им родился от жены, был младенцем, возрастал, вкушал пищу? И в другом месте говорит Иеремия: «глубоко сердце Ему паче всех, и человек есть, и кто познает Его» (Иер. 17:9)? А подобно сему и Исаия говорит: «яко Отроча родися нам, и Сын дадеся нам, Егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, князь мира, Отец будущаго века» (Иса. 9:6); и в другом месте: «се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог» (Матф. 1:23, Иса. 7:14). Итак, Родившийся от Девы и Сделавшийся человеком от Богородицы Марии есть Бог. И еще в другом месте говорит Исаия: «и видехом Его, и не имяше вида, ни доброты» (Иса. 53:2). Ибо Его же видел он прежде в божеском и преславном образе, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и славословимого Серафимами, которые взывали: «свят, свят, свят Господь Саваоф» (Иса. 6:3); а после сего видит Его приявшего зрак раба и в подобии человеческом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2558...

Об этом Давид, вдохновленный Богом, свидетельствует: «Слово Божие породило небо и в дуновении от уст его вся сила его» 766 . Представь же, как наполнено краткое время и какое величие он обрел в залог единства: ибо Отец в Господе, Сын рожден объявлением слова. Дух Святой вызван из «уст Всевышнего» 767 . И не объявление желаемого заключалось в слове, но сказал, и через это возникли небеса; и не один лишь порыв заключен в Духе, но через него явлено нам всемогущество божественной силы. А где сила, там необходимо возникает и лицо, ею обладающее; и тогда вся она не отделена от Отца и Сына, но соединенно выражена в Святом Духе, не потому, что он сохраняет свою особенность, ибо это присуще и Отцу и Сыну, но потому, что составляет целое и с тем и с другим. Этот вопрос веры еще в древности был раскрыт и подтвержден через благословение Моисея, так как Господом было велено благословлять народ таинством тройного призывания. Вот что сказал Бог Моисею: «Да благословишь ты народ мой так, как и я благословляю их: и тогда благословит тебя Господь и защитит тебя; озарит Господь лик свой перед тобой и смилостивится над тобой; обратит Господь к тебе лик свой и даст тебе мир» 771 . Что это так, подтверждает сам пророк Давид, говоря: «Да благословит нас Бог, Бог наш, да благословит нас Бог и да устрашатся гнева его во всех пределах земли» 772 . Ибо единую Троицу славит песнопением и воинство небесных ангелов, и три раза «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» 773 неустанно повторяют поющие голоса, вознося славу к единому престолу царства его. И чтобы еще более прочно эта истина запечатлелась в умах верующих, мы приводим слова причастного божественным таинствам Павла. Он же говорит: «Дары различны, но дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всем» 774 . Павел учит нас, что Святой Дух совершает эти различия, разделяя всех приобщенных по природе и по справедливости: когда сам раздает различные свои милости вплоть до последних из нас – так внушает нам апостол, говоря: «Все же сие производит один и тот же дух, разделяя каждого особо, как ему угодно» 775 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010