Но совсем другой вид принимали мегалитические центры, когда изображаемое ими небо или его солнце являлось суровым ярым разрушителем, сжигающим и пожирающим своих собственных детей, свежие весенние произрастания. Тогда бамы, недавние блудилищные ложа, превращались в жертвенники, дымящиеся человеческою кровью. «Тебе мало было одного блуда, говорит пророк Иезекииль, 331 сынов своих и дочерей своих, которых ты рождала, ты приносила в жертву, на снедение им», т. е. камням лингам. В другом месте тот же пророк произносит приговор городу крови, совершающему человеческие кровопролития, такими словами: «кровь его среди него, он оставил ее на голой скале (в слав.: на гладцем камени); не на землю он проливал ее, где она могла бы по крайней мере покрыться пылью». 332 Какую здесь можно разуметь голую скалу или выглаженный камень, обагряемый кровью, если не те же мегалитические памятники, имеющие во многих экземплярах особенные приспособления для возлияния крови (так называемые чашечные камни)? Одна из больших мегалитических групп, открытая за Иорданом, в местном предании носит имя ел-Марегат, камни помазанные (кровью). А так как мегалитов в древней Палестине было очень много, так что по изображениям пророков, их можно было найти на каждой горе, под каждым деревом, то отсюда понятны библейские изображения обетованной земли как земли наполненной повсюду кровью. «И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским, и убиена бысть земля их кровьми». 333 Не в этом ли ханаанском культовом обычай оставлять кровь на мегалитических чашечных камнях, как вопиющее своею яркостью свидетельство кровавого жертвоприношения, нужно искать повода для противоположной статьи закона Моисея, по которому кровь даже животного убитого, если она не возливалась на жертвенник скинии, должна была на землю (не на скалу) излиться и быть присыпана землею. 334 В книге пророка Михея 335 израильский народ представляется говорящим: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом неба? Со всесожжениями ли, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов и неисчётными потоками елея? Разве я дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего в жертву за грех души моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Нужно также отметить, что по учению Церкви в аду существуют места с разными степенями мучений. «Души благочестивых находятся в лучшем месте, а злые и беззаконные – в худшем…» 331 , – читаем мы у Иустина Философа . И о вечном нахождении в Аду ветхозаветных праведников учение Церкви тоже не говорит. По словам митрополита Макария, в некоторых местах преисподней «…могли обитать, – конечно, без подобных страданий – даже ветхозаветные праведники до самого пришествия к ним Христова» 332 . Поэтому мнение о том, что Иаков с Иосифом будут вечно мучиться в Аду, которое «Свидетели Иеговы» приписывают Церкви, на самом деле не является православным. Известно также, что праведники по попущению Божию могли являться из недр ада живущим на земле, чтобы открыть им волю Господа. Такое событие описано в истории царя Саула и Аэндорской волшебницы. Когда последняя по просьбе царя, оказавшегося в неблагоприятной политической ситуации, вызвала из ада душу пророка Самуила, произошло следующее: «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел?… завтра ты и сыны твои будете со мною…» ( 1Цар. 28:15;19 ) То есть Самуил находился после своей смерти в некотором месте, куда по его пророчеству должен был попасть после смерти и Саул. Различные толкователи по-разному интерпретируют это место. Некоторые считали, что под видом Самуила царю явился некий демон или призрак, но, как мы уже отмечали в предыдущей главе, в книге Премудрости Иисуса Сына Сирахова содержится пояснение на этот эпизод, из которого явствует, что Саулу говорил именно пророк Самуил ( Сир. 46:23 ) (46:20 По Септуагинте) 333 . В Псалмах святого царя Давида мы также встречаем идею о том, что после смерти люди оказываются в аду. Причем, если для любящих Бога остается надежда на Спасение, то для забывших Господа предполагается тяжелая участь: «Да обратятся нечестивые в ад, – все народы забывающие Бога» ( Пс. 9:18 ). «…нечестивые же да посрамятся. Да умолкнут в аде» ( Пс.30:18 ). «Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад…» ( Пс. 54:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Овьетта — реальный персонаж. Ее имя встречается в протоколах процесса реабилитации Жанны д " Арк, где она давала показания о ее детстве и юности. Там же встречается и имя Манжетты. 322 Анжелюс — католическая молитва, читаемая 3 раза в день. 323 Госпожа Жервеза — чисто литературный образ. 324 Манжетта — реальный персонаж. 325 Аллюзия на слова Христа в Гефсиманском саду: «…душа Моя скорбит смертельно» (Мф, 26: 38). 326 Слова Христа из Нагорной Проповеди (Мф, 6:34). 327 пустой комментарий 328 Святой Петр был рыбаком и назывался Симоном. Когда он был призван к апостольскому служению, Христос сказал ему: «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф, 16:18) (Петрос — камень ( греч.)). 329 Малх — первосвященнический раб, которому святой Петр в Гефсиманском саду мечом отсек правое ухо, когда он вместе с вооруженными воинами и рабами, служителями первосвященников и фарисеев, хотел схватить Иисуса (Ин, 18: 10). 330 Таинство Евхаристии 331 Общение святых — см., например, Первое послание святого апостола Иоанна Богослова: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (Ин, 1:6–7). 332 Аллюзия на евангельский текст: «Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф, 10:39). В евангельском тексте «душа» понимается как «жизнь». 333 Пеги вкладывает в уста Овьетты слова, напоминающие ответ Людовика Святого, Гонзага (XVI b.) на вопрос, что бы он делал если бы через 25 минут настал конец света. Святой ответил, что продолжал бы играть в мяч… Этому святому Пеги посвятил очерк, опубликованный в 8–й Тетради 7–й серии от 31 декабря 1905 года. Там и приводятся эти слова. См.: Пеги Ш. Полное собрание прозаических сочинений: В 3–х тт. Париж: Галлимар, 1988. T. II. С. 380–381. 334 Benedicite — молитва перед едой. 335 Гора святого Михаила возвышается из вод Ла–Манша в нескольких километрах от берега, между провинциями Нормандия и Бретань. На вершине статуя Михаила Архангела. Имя Михаила Архангела встречается в Библии всего несколько раз, в том числе и в Откровении святого Иоанна (Апокалипсис) (Ин, 12:7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Отрасль Иеговы, называемая и сыном Давида, есть Предвечно-рожденный Сын Божий, облекшийся в плоть человеческую и родившийся на земле от Пресвятой Девы Марии 330 ; поэтому Он не только вечный Бог , но Он есть вместе с тем „плод земли“, как рожденный по человечеству от персти земной: „да раскроется земля и приносит спасение“, говорит Исаия пророк XLV, 8; и то же таинственно говорит Псалом 84 в стихах 11–12. Плодом земли называл Себя и Господь Иисус Христос, именуя Себя Сыном Человеческим и говоря о смерти Своей: „истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно не умрет, то останется одно, а если умрет то принесет много плода“. ( Ин. 12:24 ) 331 . Под именем уцелевших, которые в других местах называются остатком, предназначенным к спасению и к созданию новой великой церкви, пророк провидит то отделенное от соломы и отвеянное от мякины тяжеловесное зерно 332 , которое также упадало в землю и умирало и давало плод, взирая на Пастыреначальника и совершителя веры Иисуса 333 , шествуя по пути им указанному к Сиону и небесному Иерусалиму 334 и увлекая с собою тьмы людей из всех племен и народов, дабы исполнились судьбы Божии о спасении всего человечества. Все пророки говорят об этом „остатке“, как напр. Uouль II, 32 (Исаия I, 9 и ниже XI, 11) Иеремия XLVI, 28; Иезекииль VI, 8. В некотором смысле это относится до ближайших исторических событий; так можно бы назвать напр. сохранившийся в Иерусалиме остаток Израиля во время нашествия Сеннахерима при Езекии или остаток пленных Иудеев, возвратившийся при Кире в Палестину. Но все эти частные события лишь прообразовали великое событие о спасении человечества, посредством „остатка“ тех верующих Иудеев, кои признали в Господе нашем Иисусе Мессию пришедшего в мир, и разнесли о том благую весть во все стороны. И: „тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, даровал Он власть быть чадами Божиими“. ( Ин. 1:12 ) 335 . 3 . Тогда оставшиеся на Сионе и уцелевшие в Иерусалиме будут именоваться святыми, все вписанные в книгу для житья в Иерусалиме,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Отсюда мы видим, что и в книгах Моисея, и у пророков увещание хранить субботу часто соединяется с увещанием не уклоняться от служения Иегове 329 . С другой стороны, история древних евреев свидетельствует о том, что забвение истинного Бога и уклонение Израиля в идолопоклонство всегда сопровождалось нарушением субботы 330 . Вследствие столь тесной связи субботы с основною истиною ветхозаветной религии, тот, кто осквернил субботу Иеговы, уже не мог принадлежать к Его избранному народу. Поэтому и говорит законодатель: „соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего“ 331 . Таково было значение ветхозаветной субботы, как дня, который народ израильский должен был посвящать Иегове. Но, но словам блаж. Августина, „Бог не повелевает ничего, что приносило бы пользу Ему, а не тому, кому повелевает“ 332 . Поэтому и субботний покой, будучи со стороны избранного народа жертвой Иегове, являлся в то же время для него самого великим благодеянием. Суббота была установлена „ради человека“ 333 . В субботнем покое ветхозаветный народ воспринимал то благословение, которое положил Господь на седьмом дне, и вкушал блаженство и наслаждение, которое разлил Творец в этот день на все, созданное Им. Уже одно прекращение труда давало чувствовать благодетельное значение субботы. Труд падшего человека есть труд обременительный, – труд „в поте лица“ и на земле, произращающей волчцы и терния. Поэтому, уже как день покоя от такого труда, суббота была днем радости. Это благодетельное значение субботнего покоя в особенности должны были чувствовать те, на которых труд ложился всей своей тяжестью. Если и для всего народа суббота была днем радости и отдыха, то для рабочих классов и рабочего скота она была таким днем по преимуществу. И законодатель Моисей, заповедуя хранить субботний покой, действительно, часто указывает на благодетельное значение этого покоя именно для рабов и скота 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Письмо 162. Преподавателю Владимиру В., о словах из Евангелия от Марка Народное движение к Богу коснулось и Вас. И Вы начали читать Евангелие, но встречаются непонятные Вам слова. Вы приводите место, где Спаситель говорит о/внешних/:/вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах/ 331 . Ученики Его должны понимать тайны небесные непосредственно и воспринимать их как реальность, без образов и символов, а/тем внешним все бывает в притчах/, в указаниях на природные явления и в сравнениях, ибо/своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют/ 332 . Как это возможно? А так: разве не видели они Христа лицом к лицу, а Его Самого не видели? Поэтому, рассказывая в притчах о сеятеле, о царе, о хозяине, о милостивом самарянине и далее, Он говорил им о Себе. Так исполнилось пророчество великого пророка Исаии евреям:/И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите/( Ис. 6, 9 ); эти же слова повторяют три евангелиста: Матфей (См.: Мф. 13, 14 ), Марк (См.: Мк. 4, 12 ) и Иоанн (см.: Ин. 12, 40 ). Богодухновенный Иоанн Златоуст толкует так: «Они сами были причиной тому, что не разумели, заградив свой слух, ослепив зрение и окаменив сердца. А сделали это, говорит Господь, чтобы не обратиться и чтобы Я не исцелил их 333 . Говорит им это намеренно, чтобы их привлечь, показать им, что, если обратятся, Он исцелит их. Если бы Он не хотел спасти их, Он бы молчал, а не учил их в притчах»./Да не обратятся/– этими словами Господь выразил не Свое, а их желание. Как если бы мать посмотрела на свое непослушное, перепачканное грязью дитя и сокрушенно сказала: он испачкался, чтобы не подойти поцеловать меня! Иоанн Златоуст пишет: «ослепив зрение и окаменив сердца». Что ослепило их глаза и окаменило сердца? Кто? Грех или Бог? Грех по природе своей лишает видения Бога, Бог по Своей чистоте и святости не открывается нечистому зрению, пока оно не очистится. Ибо сказано:/блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят/ 334 . Мир Вам и радость от Господа. Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

По замечанию св. Иустина Мученика , именно об Иисусе Навине как носителе имени Мессии Бог сказал: „Имя Моё на нём” («Разговор с Трифоном Иудеем» гл. 75, 106, 113 и 132; стр. 271, 322, 332 и 366). Гл. 24, 5 и послá юношы сынóв Изрáилевых, и принесóша всесожжéния, и пожрóша жéртву спасéния Гóсподу Бóгу телцы и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу] «Как в агнцах, так и в тельцах, приносимых в жертву, сохраняется образ незлобия, что наиболее приложимо к лицу Иисуса Христа», – говорит св. Кирилл Александрийский (тв. ч. 3, стр. 289). Гл. 24, 8 Взéм же Моисéй крóвь, окропи люди и речé: сé, крóвь завета, егóже завещá Госпóдь к вáм о всех словесех сих И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих По мнению того же св. Отца, «кровь, кроплённая премудрым Моисеем на древних, была прообразом крови из рёбер Спасителя» (тв. ч. 11, стр. 125). А по мнению св. Ефрема Сирина , «сею кровью Завета предызображена тайна Евангелия, которое смертью Христовой даруется всем народам» (тв. ч. 6, стр. 499). Скиния и её принадлежности Гл. 25, 9 и сотвориши Ми по всемý, елика Аз покажý тебе на горе, образ скинии и образ всех сосýдов ея: сице да сотвориши всё [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов её; так и сделайте «Моисей поставил скинию свидения и научил иудеев молитвам и преподал им жертвы для очищения грехов их, – говорит св. Иаков Низибийский , – а Иисус Христос воздвиг скинию Давидову и укрепил её, ибо Он Сам так сказал иудеям ( Ин.2, 19 ); в сей самой скинии Он обещал нам живот, и через неё очищаются грехи наши» («О Пасхе» стр. 36–37). А по мнению св. Григория Нисского , скиния тем, что «она нерукотворенна по собственному своему естеству, допускает же устроение, когда должно стало скинии сей быть водружённою в нас. Так что некоторым образом она есть и несозданная, как предсуществующая, и созданная, как приявшая сей вещественный состав». Прообразовала Иисуса Христа как Богочеловека, как «единое из всего и что было прежде веков, и что произошло напоследок веков, что не имело нужды во временном происхождении и ради нас пришло в бытие, подобно нам», словом – как «Единородного Бога, в Себе всё объемлющего, но и в нас водрузившего Свою скинию» (тв. ч. 1, стр. 321).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

По праву старшинства наследие трона принадлежало Адонии, сыну Аггифы. Но Соломон был любимое дитя Давида в дни его старости: он поручил его покровительству своего обличителя, пророка Нафана 332 , а Вирсавии обещал сделать его своим преемником. Человек Божий является к Вирсавии и извещает ее, что важная опасность угрожает жизни ее сына и ее собственной. В эту минуту пир соединил всех сторонников Адонии, и они провозглашали его царем. По совету Нафана, царица пришла в комнату Давида. С царем была молодая и прекрасная девица, Ависага, Сунамитянка. Она распространяла на старость царя прелесть своей девственной красоты, и Давид относился к ней, как к своей дочери. Вирсавия, поклонившись пред царским величием, упала Давиду в ноги. «Что ты?» спросил ее супруг. «Государь мой!» отвечала она, «ты клялся рабе своей Господом, Богом твоим: после меня царем будет сын твой, Соломон, и он сядет на престоле моем. Но вот теперь воцарился Адония; а ты государь мой, царь, и не знаешь. Он заколол множество быков, и откормленного скота, и овец, и позвал всех сыновей царевых, и Авиафара священника, и Иоава военачальника, а Соломона, раба твоего, не позвал» 333 . Народ, прибавляла Вирсавия, ждет, что царь сам назовет его будущего государя… Ужели же Соломон и его мать будут предоставлены мщению принца, которого правами Давид хотел пожертвовать в их пользу? Вирсавия затронула и честь царя, и нежность супруга, и любовь отца. Она еще говорила, послышался голос. «Вот, Нафан, пророк!» 334 извещают. Царица удалилась. Человек Божий подтвердил Давиду все, что говорила Вирсавия. «Да живет царь Адония!» 335 кричали гости Адонии. Этот крик нашел эхо в сердце мужа Вирсавии. «Позовите ко мне Вирсавию!» сказал царь. Царица, возвратившись к своему супругу, становится перед ним и ждет. Давид начинает говорить. «Жив Господь, Который избавляет душу мою от всякого бедствия! Как я клялся тебе Господом, Богом Израилевым, говоря: царем после меня будет сын твой, Соломон, и будет сидеть на престоле моем вместо меня, так и сделаю сегодня».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Подобно же тому, как засыхают и бывают бесплодными деревья, растущие в пустыне, где нет воды, так же засыхают и бывают бесплодными перед Богом люди непослушные, самонадеянные в своем собственном разумении, которые погибнут быстро, как трава 330 . Горе же нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Я не умолчу, но их грехи и грехи их отцов воздам в лоно их, сказал Господь» 331 , или: «Их грехи и их дела Я воздам в лоно их 332 бедами, и скорбями, и обличениями, и проклятиями», или скажет: «Я предам вас мечу, вы падете все от меча, потому что Я звал вас, (а) вы не послушали меня, Я говорил, а вы не обращали внимания, (и) творили зло передо Мной, и избрали то, что Я не хочу» 333 , или скажет: «Они избрали свои нечестия и свои дела, те, которые их душа восхотела, Я же, сказал Он, изберу их поругания и воздам за их грехи, потому что Я звал их, (а) они не послушали Меня, Я говорил, а они не слушали, и творили зло передо Мной, и избрали то, что Я не хочу» 334 . Благо тем из нас, кому Слово, которое написано, скажет: «Они построят дома, и поселятся в них, и насадят виноградники, и будут есть их плод и пить вино; не построят, чтобы другие поселились в них, кроме как они сами, и не насадят, чтобы другие ели их, но они сами будут насыщаться их плодами; ибо дням древа жизни уподобятся дни Моего народа; Мои избранные будут делать дела их трудов и будут трудиться не напрасно, и не родят чад на проклятие, потому что это – семя, которое благословенно Богом, и будет (так, что) прежде чем они воззовут, Я услышу их, пока еще они говорят, Я скажу: что происходит?» 335 . Горе же нам, если Слово, которое написано, скажет некоторым из нас: «Ты построишь дом и не поселишься в нем, ты насадишь виноградник и не соберешь плодов с него, твой телец заклан перед тобой, и ты не поешь от него» 336 . Я говорю вам, что как те, кто ест мясо свиное и похлебку (жертвенную), и все их сосуды нечисты 337 , согласно тому, как написано, так и у людей борющихся, спорящих их помыслы сердечные нечисты в нечистоте всякой, будь то в осквернениях, или в воровстве, или во лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

После этого царь пришел с Аманом на пир к царице Есфири и опять спросил Есфирь: «Какое желание твое, царица Есфирь? Я готов дать тебе даже полцарства». Есфирь сказала: «Если я нашла благоволение твое, царь, даруй жизнь мне и народу моему, потому что проданы мы на истребление». Царь спросил: «Кто это такой, кто отважился сделать так?» «Этот враг – сказала Есфирь, – вот этот злобный Аман». По слову царя накрыли лицо Амана 518 . Тут один из слуг сказал: «Вот и дерево, которое приготовил Аман для Мардохея, стоит у дома Амана». Царь сказал: «Повесить его на нем». Амана повесили. Имущество Амана царь отдал Есфири, а власть его передал Мардохею. Затем, по повелению царя, был разослан новый указ, которым предписано было не приводить в исполнение указа об истреблении иудеев, и дозволялось иудеям в 13-й день двенадцатого месяца стать на защиту жизни своей и убивать врагов своих. По этому указу иудеи в назначенный день истребили в Сузах 500 человек, а в областях Персидского царства 75000 человек и, кроме того, на другой день, с разрешения царя, истребили в Сузах 300 человек врагов своих. В память этого события иудеи установили праздник Пурим (жребия), потому что Аман бросал жребии, чтобы назначить, в какой день истребить иудеев 519 (кн. Есфирь). Иудеи под властью Александра Македонского (5177 год от сотворения мира, 332 год до Рождества Христова). Построение Самарийского храма Бог чрез пророка Даниила возвестил, что царство Персидское будет покорено царем Греции ( Дан. 8:20, 21 ). Когда настало время исполниться этому определению Божию, царь греческий Александр Македонский вступил с войском в Персидское царство, разбил персидских полководцев, потом самого персидского царя, Дария (Кодомана), и осадил город Тир. Отсюда он послал иудейскому первосвященнику Адую (Иаддаю) требование, чтобы он с народом своим покорился ему и прислал помощь и продовольствие для войска. Но первосвященник отвечал, что он клялся быть верным царю персидскому Дарию, и не может изменить ему. Такой ответ сильно прогневал Александра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010