Про деятельность Александра и Наполеона нельзя сказать, чтобы она была полезна или вредна, ибо мы не можем сказать, для чего она полезна и для чего вредна. Если деятельность эта кому-нибудь не нравится, то она не нравится ему только вследствие несовпадения ее с ограниченным пониманием его о том, что есть благо. Представляется ли мне благом сохранение в 12-м году дома моего отца в Москве, или слава русских войск, или процветание Петербургского и других университетов, или свобода Польши, или могущество России, или равновесие Европы, или известного рода европейское просвещение — прогресс, я должен признать, что деятельность всякого исторического лица имела, кроме этих целей, ещь другие, более общие и недоступные мне цели. Но положим, что так называемая наука имеет возможность примирить все противоречия и имеет для исторических лиц и событий неизменное мерило хорошего и дурного. Положим, что Александр мог сделать все иначе. Положим, что он мог, по предписанию тех, которые обвиняют его, тех, которые профессируют знание конечной цели движения человечества, распорядиться по той программе народности, свободы, равенства и прогресса (другой, кажется, нет), которую бы ему дали теперешние обвинители. Положим, что эта программа была бы возможна и составлена и что Александр действовал бы по ней. Что же сталось бы тогда с деятельностью всех тех людей, которые противодействовали тогдашнему направлению правительства, — с деятельностью, которая, по мнению историков, хороша и полезна? Деятельности бы этой не было; жизни бы не было; ничего бы не было. Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, — то уничтожится возможность жизни.     II Если допустить, как то делают историки, что великие люди ведут человечество к достижению известных целей, состоящих или в величии России или Франции, или в равновесии Европы, или в разнесении идей революции, или в общем прогрессе, или в чем бы то ни было, то невозможно объяснить явлений истории без понятий о случае и о гении. Если цель европейских войн начала нынешнего столетия состояла в величии России, то эта цель могла быть достигнута без всех предшествовавших войн и без нашествия. Если цель — величие Франции, то эта цель могла быть достигнута и без революции, и без империи. Если цель — распространение идей, то книгопечатание исполнило бы это гораздо лучше, чем солдаты. Если цель — прогресс цивилизации, то весьма легко предположить, что, кроме истребления людей и их богатств, есть другие более целесообразные пути для распространения цивилизации.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

имеет смысл и значение клятвы. II. Формальная клятва среди христиан (присяга) . Имеет ли христианин право употреблять формальную клятву, соединенную с внешним призыванием имени Божия? Без всякого сомнения имеет: это видно уже из употребления клятвы не только ап. Павлом, но и Самим И. Христом. Когда нужно дозволять себе употребление формальной религиозной клятвы, это ясно указано Самим Спасителем и ап. Павлом. Господь И. Христос всегда говорил людям лишь одну истину и посвятил Себя всецело на служение благу людей. Усвоение Его учения и полная преданность Ему были бы и для современников Его, как и для всех других людей, источником и условием их временного и вечного блага. Что касается ап. Павла, то и он, благовествуя о Распятом и Воскресением и об Его воле, возвещал то же одну только истину и служил несомненному благу людей, Между тем, большинство их, во вреду для себя самих, недоверяло не только ан. Павлу, но и самой воплощенной истине — И. Христу. Вот почему Он Сам, а по Его примеру и ап. Павел, ссылаются на Самого Бога во свидетельство истинности Своих слов. Ради того же, чтобы и в особенно торжественные минуты Своей земной жизни, пред Своими крестными страданиями и в виду Своей смерти, засвидетельствовать, для блага людей и преспеяния царствия Божия, о Себе, как об истинном Мессии и Сыне Божием, и чтобы чрез то положить конец и малейшим сомнениям в неизменности Своего учения о Себе, Господь И. Христос не только не противится принятию присяги, во тотчас же дает клятву, лишь только она была предложена. В этом действии Спасителя снова обнаружилось, что Он не только учил любви к Богу и к ближнему, но Сам был воплощенной любовью к Отцу Своему небесному и к людям. Вот в этой любви к делу царствия Божия на земле и в людям заключается указание и для каждого христианина, когда он не только может, но и обязан, как частный человек, клясться, а, как гражданин государства, присягать: когда интересы правды и добра и благо общее требуют формальной клятвы и присяги, всякий христианин обязан поклясться или присягнут, явно призвав Самого Бога во свидетели своих слов или произнесши предписанную законной властью формулу присяги и облобызавши св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

Глава XV. О том, что все дело благодати Божией, извлекающей нас из глубины древнего злополучия, имеет отношение к новому порядку будущего века    Однако же в тяжком иге, лежащем на сынах Адама от дня исхода из чрева матери и до дня погребения в общую матерь, заключается и это удивительное зло затем, чтобы мы были благоразумны и понимали, что настоящая жизнь сделалась для нас мучительной вследствие того в высшей степени непотребного греха, который был создан в раю, и что все, совершаемое в нас Новым заветом, имеет отношение ни к чему иному, как к новому наследию нового века, дабы, получив теперь залог, мы наследовали в свое время и то, залогом чего он служит, а пока ходили в надежде и, со дня на день совершенствуясь, умерщвляли духом дела плотские (Рим. VIII:13). Ибо «познал Господь Своих» (2Тим. II:19); и «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. VIII:14). Но (сыны Божии) по благодати, а не по природе. По природе есть только один Сын Божий, ради нас по милосердию сделавшийся Сыном Человеческим, чтобы мы, будучи по природе сынами человеческими, стали по благодати сынами Божиими. Ибо, оставаясь неизменным, Он принял от нас нашу природу, чтобы в ней воспринять нас, и непреложно сохраняя Свое божество, сделался причастным нашей слабости, чтобы мы, изменившись на лучшее, совлекали свое смертное и греховное состояние через общее с Ним, бессмертным и праведным, дополняя это добро в благости Его природы высшим добром. Ибо как через одного согрешившего (Рим. V:12) мы дошли до столь великого зла; так через одного и того же оправдывающего, человека и вместе — Бога, достигаем столь великого блага.    Никто не должен считать себя перешедшим от первого к последнему до тех пор, пока не будет там, где не будет уже никакого искушения, пока не достигнет мира, приобретаемого ценою многих и разнообразных подвигов этой брани, в которой плоть желает противного духу, а дух — противного плоти (Гал V:17). Подобной брани никогда не было бы, если бы человеческая природа силою свободной воли устояла в той правоте, в которой была сотворена. Но не захотев оставаться в мире с Богом, когда была блаженною, ныне, потеряв блаженство, она враждует сама с собою. И однако, хотя существует в настоящее время эта плачевная вражда, она все же лучше, чем предыдущая история человечества. Гораздо лучше, конечно, когда борются с пороками, чем когда без всякой борьбы остаются в подчинении у них. Лучше, говорю, война с надеждой на вечный мир, нежели плен без всякой мысли об освобождении. И мы желаем избавиться от этой войны, горим огнем божественной любви к приобретению того строжайшим порядком исполненного мира, где низшее непреложно подчинено высшему. Но если (не дай Боже!) нет уже никакой надежды на такое благо, то мы должны лучше оставаться в тягостном состоянии этой борьбы, чем без борьбы допустить порокам возобладать над собою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Патриаршее поздравление министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову с Днем дипломатического работника 10 февраля 2008 г. 14:21 10 февраля отмечается День дипломатического работника. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову  послание, в котором поздравил всех сотрудников МИД РФ с профессиональным праздником. Многоуважаемый Сергей Викторович! Сердечно поздравляю Вас и всех сотрудников Министерства иностранных дел Российской Федерации с профессиональным праздником — Днем дипломатического работника. Продолжая лучшие традиции, накопленные Министерством иностранных дел за прошедшие века, Вы с честью и достоинством служите благу Отечества, являете пример действенного патриотизма и верности служебному долгу. Помимо задач обеспечения национальных внешнеполитических интересов российская дипломатия тесно связана с решением вопросов безопасности и хозяйственного подъема страны, реальными нуждами и интересами людей. Отрадно, что день дипломатического работника отмечается уже в четвертый раз. Ваш профессиональный праздник призван служить интересам укрепления российской государственности и ее неизменной опоры — внешнеполитической службы, развитию чувства патриотизма и гордости за наше Отечество и его историю. Мне весьма отрадно сознавать, что за последние годы установились добрые взаимоотношения между Министерством иностранных дел и Русской Православной Церковью, призванные проявлять совместную заботу о нравственном здоровье нашего общества, укреплении мира и общественного согласия. Пользуясь возможностью, хотел бы поблагодарить Вас за четкую и слаженную работу, за готовность и в дальнейшем прилагать усилия к тому, чтобы такие высокие понятия как «верность» и «честь» всегда были бы наполнены исконным содержанием и убедительно свидетельствовали о Вашей верности своему призванию и добрым традициям российской дипломатии, по праву считающейся одной из наиболее сильных в мире. В этот памятный день желаю Вам, многоуважаемый Сергей Викторович, всем сотрудникам МИД России доброго здоровья, душевных и телесных сил, мужества и благословенных успехов в дальнейшем служении во благо России. С искренним уважением + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/361899.htm...

Победа Христа была Его высшим самоотречением, Его готовностью принять смерть от злобы иудеев» (1,193–195 ср. III, 258–282). Отличие новозаветной праведности от ветхозаветной в том, что ветхозаветный закон был условным законом социального благоустройства, тогда как евангельский принцип жизнедеятельности определяет вытекающий из богосыновней основы абсолютный характер личной жизни. Все ветхозаветные заповеди устрояли порядок общественной жизни, все они относились к формам социального устройства и имели единственной целью благо общественного строя, так что иудейский закон необходимо предполагает данный общественный строй и относится к личности единственно как к социальному элементу. Напротив, евангельский принцип предполагает религиозно-свободную, творчески и изнутри действующую личность, и все новозаветные заповеди относятся единственно к свободной, творчески действующей личности, отмечая тот путь, которым неизбежно должен идти человек с богосыновним самосознанием. И хотя христианская любовь не отвлеченная любовь к Богу, но реальная любовь к человеку, и это скрепляет христианскую личность с обществом, однако общество для евангельского принципа выступает лишь в качестве объекта личной любви, субъектом же, как богосыновней любви, так и евангельского принципа жизнедеятельности является свободная личность. Ветхозаветный закон действовал чрез общественный строй на личность, новозаветный принцип действует чрез личность на общество. Поэтому неизменные свойства ветхозаветного закона – условность и номистический экстернализм. Ветхозаветный закон был условным, потому что он непосредственно прилагался к общественным формам, – и он был и строгом смысле заколом, прокладывал путь номистического экстернализма, потому что являлся для личности внешнею заповедью, направлялся от периферии личности к ее центру, которого никогда не мог достигнуть. В противоположность этому, евангельский принцип запечатлев характером абсолютности и не имеет специфических черт законничества: он только раскрывает абсолютную основу евангельского опыта в применении ко всей широте личной жизни, покрывает внутреннею абсолютностью все отношения личности, и он как не прибавляет ничего по содержанию к этой основе, так и ничего не повелевает, так как направляется от центра к периферии, от свободного личного творчества к внешним отношениям (II, 200–201).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 81  голос:  3.5 из  5) II 20 ноября 1739 г. Милый мой мальчик, Ты занят историей Рима; надеюсь, что ты уделяешь этому предмету достаточно внимания и сил. Польза истории заключается главным образом в примерах добродетели и порока людей, которые жили до нас: касательно них нам надлежит сделать собственные выводы. История пробуждает в нас любовь к добру и толкает на благие деяния; она показывает нам, как во все времена чтили и уважали людей великих и добродетельных при жизни, а также какою славою их увенчало потомство, увековечив их имена и донеся память о них до наших дней. В истории Рима мы находим больше примеров благородства и великодушия, иначе говоря, величия души, чем в истории какой-либо другой страны. Там никого не удивляло, что консулы и диктаторы (а как ты знаешь, это были их главные правители) оставляли свой плуг, чтобы вести армии на врага, а потом, одержав победу, снова брались за плуг и доживали свои дни в скромном уединении — уединении более славном, чем все предшествовавшие ему победы! Немало величайших людей древности умерло такими бедными, что хоронить их приходилось за государственный счет. Живя в крайней нужде, Курий, тем не менее, отказался от крупной суммы денег, которую ему хотели подарить самнитяне, ответив, что благо отнюдь не в том, чтобы иметь деньги самому, а лишь в том, чтобы иметь власть над теми, у кого они есть. Вот что об этом рассказывает Цицерон: «Curio ad focum sedenti magnum auri pondus Samnites cum attulissent, repudiati ab eo sunt. Non enim aurum habere praeclarum sibi videri, sed iis, qui haberent aurum imperare» Что же касается Фабриция, которому не раз доводилось командовать римскими армиями и всякий раз неизменно побеждать врагов, то приехавшие к нему люди увидели, как он, сидя у очага, ест обед из трав и кореньев, им же самим посаженных и выращенных в огороде. Сенека пишет: «Fabricius ad focum coenat illas ipsas radices, quas, in agro repurgando, triumphalis senex vulsit» . Когда Сципион одержал победу в Испании, среди взятых в плен оказалась юная принцесса редкой красоты, которую, как ему сообщили, скоро должны были выдать замуж за одного ее знатного соотечественника. Он приказал, чтобы за ней ухаживали и заботились не хуже, чем в родном доме, а как только разыскал ее возлюбленного, отдал принцессу ему в жены, а деньги, которые отец ее прислал, чтобы выкупить дочь, присоединил к приданому. Валерий Максим говорит по этому поводу: «Eximiae formae virginem accersitis parentibus et sponso, inviolataru tradidit, et juvenis, et coelebs, et victor» . Это был замечательный пример сдержанности, выдержки и великодушия, покоривший сердца всех жителей Испании, которые, как утверждает Ливий, говорили: «Venisse Diis simillimum juvenem, vincentem omnia, turn armis, turn benignitate, ac beneficiis» .

http://azbyka.ru/fiction/pisma-k-synu/2/

Вот почему слово Божие говорит об узких вратах, ведущих в Царство Небесное ( Мф. 7:13–14 ), а Спаситель прежде всего требует от Своих последователей самоотвержения и креста (Мк, 8:34). По Его же словам, «Царство Божие нудится (т.е. усилием берется), и нуждницы восхищают е» ( Мф. 11:12 ). Но путь добра труден для человека только в начале. Чем более уразумевает он истину (αλθεα – истина не теоретическая, а нравственная – добро), тем более пленяется ею и постигает ее внутреннюю привлекательность, тем более приятным становится для него исполнение нравственного закона. На высшей ступени развития требования последнего сливаются во едино с натуральными влечениями его природы, он видит в делании добра свое высшее счастье, «внутренний человек» окончательно подавляет «ин закон, живущий во удех его», и он достигает высшей христианской свободы, при наличности которой делание зла становится психологически невозможным. Для такого человека «иго» закона Божия становится «благо» и «бремя» его «легко» ( Мф. 11:30 ; 1Тим. 1:9 ). II. Свобода как условие нравственности Слово Божие представляет человека существом свободным, имеющим возможность выбирать добро или зло, делаться праведным или грешным ( Втор. 30:19 ; Ис. 1:19–20 ; Мф. 19:17; 23:37 ; Ин. 7:17 ; сн. Рим. 21 ; Колос. 5:21 ; Еф. 5:10,15.17 ). В своем «Введении в нравственное богословие» 2 мы говорили, что свобода составляет необходимое условие нравственности и в то же время главное основание ее ценности1. Теперь, приступая к анализу присущих человеку нравственных законов и совести, мы считаем нелишним остановиться на выяснении данной мысли более подробно, особенно в виду того, что в новейшей философии все настойчивее и настойчивее начинает проводиться тенденция о возможности нравственности даже с детерминистической точки зрения. Механическое мировоззрение, говорят нам, постулирует равенство бытия самому себе, его тождественность и внутреннюю неизменность. Оно есть синоним вечного факта, существования, но в объеме последнего входит и все то, что мы относим к области морали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Levitov/...

Неизменно верные Господу до готовности – верность Ему, преданность истинному Богопочтению запечатлеть мученическою смертью, – пребудут в неизменной любви у Него. И кого же больше, как не их любить Ему? Эти люди преподобные, – святые, и избранные, – выдающиеся своею ревностью к Богоугождению. Они вполне заслужили Его благодать, благоволение, и милость. Они – предмет Его посещения, – особенного промышления. II. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (IV, 7–15) В этой паремии идет речь о том, что рановременная кончина праведников не есть для них зло. Гл. IV, 7. Праведник аще постигнет скончатися (если рановременно умрет) , в покои будет Долголетие есть милость Божия, которая даруется одним в награду за их благочестие и добродетели согласно обетованию Божию (Исход. XXII, 26), другим для побуждения их к покаянию. Кроме того, долголетие имеет благотворное влияние на ближних, – в жизни семейной и общественной. Счастливо семейство, в среде которого живет мудрый и добродетельный старец. Для детей и внуков он – живая книга, поведающая им о милосердии Божием, опыт которого он многократно видел над собою. Как охранительное начало в семье, он силою примера и долговременной опытности и благоразумия противодействует вторжению в нее вредных влияний со стороны и утверждает ее в правилах, какими сам руководился и в благотворности которых убедился личным опытом. Равно в делах жизни общественной и гражданской справедливо отдается предпочтение старцам, много видевшим и узнавшим на своем веку, пред людьми молодыми, умными, но не успевшими обогатиться житейскою опытностью. Судя по таковому значению долголетия, люди обыкновенно себе и другим желают этого блага. Это желание однако не всегда исполняется. Многие рановременно похищаются естественною или насильственною смертью. Нельзя, конечно, не сожалеть об этом, – преждевременная смерть кого бы ни было горька особенно для близких к нему родных и знакомых, видящих в ней несчастие для себя. Но грешно предаваться безутешной скорби о рановременной кончине кого бы ни было, о рановременной кончине кого бы ни было, особенно праведного: она для него лично не есть несчастие, а благо, ибо служит переходом к лучшей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Поздравительное послание писателю А.А. Лиханову в связи с 70-летием 13 сентября 2005 г. 12:35 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил президента Российского детского фонда, писателя Альберта Лиханова с 70-летием со дня рождения и удостоил его ордена прп. Сергия Радонежского II степени. Президенту Международной Ассоциации детских фондов, Президенту Российского детского фонда, академику Российской академии образования, писателю А.А. ЛИХАНОВУ Многоуважаемый Альберт Анатольевич! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 70-летием со дня рождения. За минувшие годы Вы много и усердно потрудились во благо ближних. Возглавляя Российский детский фонд, руководствуясь заботой о подрастающем поколении, через радость соприкосновения с миром искусства Вы неизменно стремились внести свою посильную лепту в воспитание детей, привить им любовь друг ко другу и к братьям нашим меньшим, научить их понимать и сопереживать. Пройдя долгий творческий путь, Вы достигли впечатляющих результатов: осуществляемые под Вашим руководством социальные, культурные и образовательные инициативы, в том числе и многие благотворительные мероприятия для детей, всегда привлекают к себе широкое внимание. Вас знают в нашей стране и далеко за ее пределами как талантливого писателя и создателя общественных организаций взрослых в защиту детства. Обладая высоким профессионализмом и большим жизненным опытом, Вы с успехом трудитесь на многих ответственных постах, совмещая организационную и творческую деятельность с общественным служением. Широта знаний, отзывчивость и внимательное отношение к людям снискали Вам заслуженный авторитет и признание. Мне весьма отрадно сознавать, что Вы вместе с другими отзывчивыми современниками принимаете активное участие в работе Детского фонда, мудрым словом и добрым делом убедительно свидетельствуя о своей приверженности высоким христианским идеалам милосердного служения ближним. По Вашей инициативе совместно с Русской Православной Церковью был учрежден орден святого благоверного царевича Димитрия, издается журнал «Божий мир», проводятся общественно значимые мероприятия, направленные на оказание адресной помощи детям. Выражаю надежду, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет столь же искренним и плодотворным. Во внимание к усердным трудам и в связи с 70-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена Преподобного Сергия Радонежского 2 степени. Желаю Вам, многоуважаемый Альберт Анатольевич, крепости душевных и телесных сил, неиссякаемой энергии, творческого вдохновения и помощи Божией в дальнейших трудах во благо России. Да хранит Вас Господь в здравии и долгоденствии на многая и благая лета. С искренним уважением, + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/40073.html

Патриаршее поздравление председателю Московской федерации профсоюзов М.Д. Нагайцеву с 60-летием 25 октября 2008 г. 10:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поздравил председателя Московской федерации профсоюзов М.Д. Нагайцева с 60-летием. Председателю Московской Федерации Профсоюзов Михаилу Дмитриевичу Нагайцеву Многоуважаемый Михаил Дмитриевич! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 60-летием со Дня рождения. С честью Вы прошли нелегкий путь служения Отечеству. Ныне, как и прежде, Вы продолжаете активно трудиться во благо России на ответственном посту Председателя Московской Федерации Профсоюзов в Первопрестольном граде нашем, занимающем особое место среди всех городов России. Неизменно защищая социально-экономические и правовые интересы трудящихся, Вы вместе с тем проявляете деятельную заботу о здоровье, отдыхе и духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, уделяете особое внимание вопросам просвещения и возрождения исконных традиций нашего народа. С чувством ответственности и верности служебному долгу Вы всегда исполняли и исполняете все многообразие принятых на себя обязательств. Вся Ваша деятельность — достойный пример следования своему призванию. Как Предстоятелю Русской Православной Церкви и правящему Епископу г. Москвы, мне весьма отрадно свидетельствовать о Вашем значительном вкладе в укрепление плодотворного сотрудничества между столичными профсоюзами и Московской Патриархией. Ваше внимание к нуждам Московской епархии , организация и проведение Рождественских елок для детей воскресных школ и детских приютов, содействие восстановлению порушенных в прошлом святынь и возрождению духовной жизни вызывает чувство глубокой благодарности со стороны многих людей. Во внимание к Вашим усердным трудам и в связи с 60-летием со Дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В этот памятный день желаю Вам, многоуважаемый Михаил Дмитриевич, крепости душевных и телесных сил, мудрости, терпения и помощи Божией в дальнейшем служении на благо России и ее стольного града Москвы. Да хранит Вас Господь в здравии и благоденствии на многая и благая лета! С искренним уважением +АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/479053.htm...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010