Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Господь пришел в мир как младенец, а не как сложившийся, взрослый человек? 12 мин., 06.01.2024 Вера в то, что Бог пришел на землю как ребенок и, подобно всем детям, поначалу ничего не знал и не умел, с трудом укладывается в сознание. Знал ли маленький Иисус, что Он Бог? Может быть, Он только казался ребенком, а на самом деле им не был? Или Бог соединился с человеком Иисусом не сразу, а когда Тот вырос? Давайте разбираться. 1. Всесильный Бог, создавший мир, был младенцем, учился говорить и ходить... Разве в это можно поверить?  Поверить в это, конечно, трудно. Но не труднее, чем во все остальное, что мы знаем из Евангелия. Легко ли поверить, например, в то, что Бог стал человеком? Бог, существующий вечно, вне времени и пространства, Который словом творит галактики, для Которого пожелать что-либо — уже значит сделать, у Которого нет и не может быть никакого соперника, хоть сколько-нибудь соразмерного Ему!.. И — человек, рождающийся в мир на короткий промежуток времени, существование которого зависит от множества неподконтрольных ему случайностей, живущий в постоянном конфликте между желаниями и возможностями… Между нами громадная дистанция. Разница между нами больше, чем между гигантским Солнцем и крохотной песчинкой на берегу моря. И на этом фоне совсем не так важно, каким именно  человеком сделался Бог — взрослым или ребенком. Невозможно представить себе в принципе, что Бог стал человеком, вот в чем дело! А между тем именно это не укладывающееся в сознание событие и вспоминает Церковь, празднуя Рождество Христово. «Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы [человек], соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим», — впервые эту мысль высказал еще во II beke по Р. Х. святой Ириней Лионский, чуть позже она отлилась в чеканную формулировку святителя Афанасия Александрийского ( 373): «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Стоит за этими словами простой, если вдуматься, факт. Факт, понятный если не уму, то сердцу. Бог по-настоящему любит нас, людей, и очень хочет помочь нам выбраться из этого враждебного и бесчеловечного мира механических законов, причин и неотвратимых следствий, в котором мы оказались в результате грехопадения  наших прародителей Адама и Евы. Выбраться из этого мира и переселиться в мир Божий, мир вечной радости и любви. И поскольку не было для этого другой возможности, Бог Сам стал человеком, принял на Себя множество связанных с этим ограничений, неудобств и страданий, более того — добровольно пошел на распятие, самый страшный вид казни (это признавали сами римляне, придумавшие ее), претерпел «крест, гвоздия, копие, смерть», как говорится в одной из молитв ко Святому Причащению… И все это — ради любви к нам, ради того, чтобы мы смогли наконец вернуться в Его мир, светлый, радостный, не знающий смерти и горя. Тот самый, для которого Он нас когда-то и создал.

http://foma.ru/pochemu-gospod-prishel-v-...

игумен Филипп (Симонов) Песнь 3 Чти понедельнику первыя седмицы. Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление. Когда Господь разрешил неплодие Анны, жены Елканы-Ефрафянина, и родила она сына Самуила, что значит испрошенный у Бога 490 , «молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего» ( 1Цар.2:1–10 ). Церковь не забыла этой молитвы – она не может забыть ни одного чуда, коим Господь отвечает на веру чад Своих, как не забывает она и о том, как праведный человек славит Господа, когда прошение его наконец услышано. Анна дала обет посвятить Богу младенца, если родит его ( 1Цар.1:11 ), – и Господь внял сердечной молитве и благоволил исполнить ее слезное прошение. Она же в радости своей возвеличила все дела Его – в пример нам, многогрешным, так часто забывающим о благодарности в благополучии своем, как будто не Господь – виновник этого благополучия, а мы сами! Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) Господь Вседержитель. Аверс солида. 685-695 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж) [греч. Κριος παντοκρτωρ], одно из именований Бога в Свящ. Писании (см. ст. Господь Саваоф ), встречающееся в ВЗ: «Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар 3. 1), «Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Мак 6. 2), «…во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс 67. 21) - и в НЗ: «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6. 18). В Откровении Иоанна Богослова тексты: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1. 8), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (4. 8) - указывают на Христа Второго пришествия. Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Господь Вседержитель. Икона. 1262 - 1263 гг. (Национальный музей, Охрид) Употребление именования «Вседержитель» в отношении Иисуса Христа известно по памятникам визант., балканского, древнерус. искусства. Наиболее распространенный вариант иконографии - это поясное изображение Спасителя, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. Встречаются и др. изображения Христа, сопровождающиеся именованием «Вседержитель»: ростовые (напр., фреска в ц. св. Бессребреников в Кастории, XII в.), на престоле (икона, после 1356, Архиепископский дворец, Никосия (Кипр); икона, 1603, СНХГ). Отличия могут касаться изображения Евангелия (открытое или закрытое), иногда вместо Евангелия Христос держит свиток (икона, 1262-1263, Национальный музей, Охрид, Македония; икона, XIII в., мон-рь Ватопед на Афоне), возможны различия в написании благословляющей десницы (у груди или отведена в сторону, жест обращен вовне или к себе) и перстосложения. Формирование поясного типа образа Г.

http://pravenc.ru/text/Господь ...

Вместо предисловия Святитель Феофан, затворник Вышенский , в своих многочисленных письмах преподает великое множество советов и указаний для идущих по пути ко спасению. Св. Афонская обитель наша, издав к настоящему времени 1471 письмо святителя в восьми выпусках, совокупность коих составляет уже громадный том, теперь предлагает благосклонному вниманию почитателей св. Феофана и указатель к этим письмам. Указатель сей составлен о. Архимандритом Никодимом, смотрителем СПБ Александра-Невского Духовного училища, в одиннадцати отделах: о Боге и Его творении, о созидании спасения: в семье, в иночестве, в мире, о делании духовном, о пороках и добродетелях, болезнях, исповеди и Св. Причасти, смерти, страшном суде и о Св.Писании, так что каждый желающий легко может отыскать ему потребное во спасение. Русский Афонско-Пантелеимоновский монастырь Страница Бог; мир ангельский, Святые, их почитание. Божие творение, человек УКАЗАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма 179–180 Бог – Творец всего Бог – Творец Все от Бога 218–211 Милость Божия безмерна, но мы мерны, надо избегать повторения падений 123–124 Божие долготерпение Господь ведает степень благоугождения Ему Божественное управление церковью Бог везде Искание Бога Господь – близ Господь всегда с нами Близ Господь ищущих его Господь везде для ищущей Его души человека Бог с нами Утешение – от Господа Вся весть Господь УКАЗАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ Выпуска Страницы Письма Проявление Божественной неизменяемости в людях Предопределение Светлое и мрачное в божием творении и все мудро и спасительно устроено Творцем 146–148 Господь всем хочет спасения 133–134 Покой Божий «Соль» – любовь Божия Божие долготерпение к нашим грехам Благодать Св.Духа в верующем «Живет во мне Христос» Утешение наше – Христос Совоскресение Христу Источник утешения – Господь Сила Христова воскресения Преданность Божьему промыслу 199–200 Что значит принадлежать Господу? Божественное управление всею церковью и каждым христианином в частности Ангелы Ангелы Святый Ангел хранитель – руководитель наш

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Почему человеку кажется, что все не так, как должно быть? На вопросы радиослушателей отвечает архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Георгий Титов. 13.01.2014 10:33:09 Кульков Сергей Андреевич Говорит радиостанция «Радонеж». Православное вещание для России и соотечественников за рубежом. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире православная радиостанция «Радонеж». Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в г. Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Георгий Титов. Вы можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира, или присылать их по смс. Так же, братья и сестры, мы хотим объявить, что наш монастырь проводит сбор пожертвований для детей -инвалидов, для детей- сирот, просто для инвалидов. В общем, для всех нуждающихся в нашем внимании. Сбор пожертвований приурочен к Рождеству. Для этого мы принимаем ваши денежные пожертвования в наш монастырь по адресу г. Иваново, улица Базисная, дом 23. Введенский женский монастырь.  -Батюшка, благословите.  -Бог благословит.  - Почему в нашей жизни, некоторые так думают, все не так, как надо? Не то правительство не та зарплата, не тот муж или не та жена, которая должна была бы быть у меня. Не те соседи по лестничной площадке, не то жилье, и вообще не в той стране я родился. Почему человеку кажется, что все не так, как должно быть?  -Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Конечно, это вопрос очень интересный. По началу, когда Бог создал человека, все было прекрасно. Потому что человек, Адам, и Бог были едины. Но когда человек согрешил грех непослушания и не покаялся, вся природа нарушилась. Господь сказал: будь проклята земля. И все животные отвернулись от человека. И все разрушается. Природа стала к человеку агрессивна. И так во всем. Пошли беда за бедой. И в Ветхом завете, и в Новом завете Господь вещал: терпением спасайте души ваши. Претерпевший до конца спасется.  Почему у нас все не так, как надо? Потому что мы не живем по заповедям Господним. Потому что в Евангелии, когда мы его открываем, видим зеркало нашей души. Если мы исполняем то, что Господь говорит, то все становится на свои места. Ведь Денница, который упал с неба, захотел быть Богом, знать все, что знает Бог. И, конечно, упал с неба за свою гордыню. Архангел Михаил сверг его и третью часть ангелов. Тогда дьявол Денница вошел в змея, и когда Ева гуляла по райскому саду, он сказал человеческим голосом: Ева, я здесь. Это правда, что Господь сказал, что если вы вкусите запрещенный плод, то вы совершите грех? Она говорит: да. Господь это знал, что когда вы вкусите этот запрещенный плод, вы будете знать все, что знает Бог. И, конечно, ей захотелось знать все, что знает Бог. Так произошло падение, но не было покаяния. И вот что надо сказать. Поскольку я исповедую людей, огромная масса людей приходит с одним и тем же вопросом: почему мне Господь не помогает? Почему у меня в семье беды, болезни, скорби? И ребенок рождается больным прямо с малых лет?

http://radonezh.ru/text/pochemu-chelovek...

   В древности народ иудейский украшался служением про­роческим, был полем, над которым трудились пророки. А теперь и этой похвалы он лишен церковью. И самые тела пророков находятся у нас. Конечно, для бесплодного народа и не нужны были пророки-земледельцы; нелепо было удерживать у себя пророков тем, которые распяли Предсказанного ими, распяли (в благодарность) за мертвых, которых Он у них воскресил, за слепых, которым возвратил зрение, за голод­ных, которых Он у них насытил, за принуждение, которое из-за них Владыка всех употребил относительно пророка Илии, заставляя пророка взять назад свое отречение от них. Предшествовавший наставник приводит меня к Илии. Бла­женный Илия, видя, что народ иудейский не достоин человеко­любия Божия и что, хотя Бог постоянно терпит его богоборство, но и самое долготерпение Его они всегда обращают во зло, восстает против благости Божией к ним: он высказывается против них. Затем, зная, что Богу угодна ревность правед­ных, желая наказать иудеев и в то же время опасаясь, что божественная благость тотчас смягчится немногими слезами, он налагает на них наказание и связывает свое наказание клятвой, чтобы Бог из уважения к клятве не мог отменить произнесенного против них осуждения. Бог, говорит он, благ к ним и смягчается немногими их слезами, а это укрепляет их в их идолослужении. «Жив Господь Бог Израилев... , — говорил он, — в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3Цар.17:1). Затем, Бог как бы возражал ему: что же, Илия, если они умилости­вят Меня покаянием, если Я увижу их проливающими слезы и кающимися в своих согрешениях, разве Я не пошлю тот­час дождя? Нет, «жив Господь Бог Израилев, ...разве только по моему слову» (3Цар.17:1). «Жив Господь» . Они, говорит, привязаны к идолам, а я клянусь Твоим божеством. Покажи, какую силу имеет клятва Тобою, чтобы чрез это они убедились в бессилии своих идолов. Нет, «жив Господь Бог Израилев, ...в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» . Ты не отменишь, говорит, нака­зания, как только покажется Тебе (угодным) (потому что Тебе угодно быть человеколюбивым), но только тогда, когда я буду просить о них, когда я присужу, когда они обнаружат доста­точное сердечное покаяние. Бог принял в уважение проро­ческое запрещение, исполнил клятву, данную Его именем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3345...

В древности народ иудейский украшался служением пророческим, был полем, над которым трудились пророки. А теперь и этой похвалы он лишен церковью. И самые тела пророков находятся у нас. Конечно, для бесплодного народа и не нужны были пророки-земледельцы; нелепо было удерживать у себя пророков тем, которые распяли Предсказанного ими, распяли (в благодарность) за мертвых, которых Он у них воскресил, за слепых, которым возвратил зрение, за голодных, которых Он у них насытил, за принуждение, которое из-за них Владыка всех употребил относительно пророка Илии, заставляя пророка взять назад свое отречение от них. Предшествовавший наставник приводит меня к Илии. Блаженный Илия, видя, что народ иудейский не достоин человеколюбия Божия и что, хотя Бог постоянно терпит его богоборство, но и самое долготерпение Его они всегда обращают во зло, восстает против благости Божией к ним: он высказывается против них. Затем, зная, что Богу угодна ревность праведных, желая наказать иудеев и в то же время опасаясь, что божественная благость тотчас смягчится немногими слезами, он налагает на них наказание и связывает свое наказание клятвой, чтобы Бог из уважения к клятве не мог отменить произнесенного против них осуждения. Бог , говорит он, благ к ним и смягчается немногими их слезами, а это укрепляет их в их идолослужении. «Жив Господь Бог Израилев, – говорил он, – в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). Затем, Бог как бы возражал ему: что же, Илия, если они умилостивят Меня покаянием, если Я увижу их проливающими слезы и кающимися в своих согрешениях, разве Я не пошлю тотчас дождя? Нет, «жив Господь Бог Израилев, разве только по моему слову» ( 3Цар.17:1 ). «Жив Господь». Они, говорит, привязаны к идолам, а я клянусь Твоим божеством. Покажи, какую силу имеет клятва Тобою, чтобы чрез это они убедились в бессилии своих идолов. Нет, «жив Господь Бог Израилев, в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову». Ты не отменишь, говорит, наказания, как только покажется Тебе (угодным) (потому что Тебе угодно быть человеколюбивым), но только тогда, когда я буду просить о них, когда я присужу, когда они обнаружат достаточное сердечное покаяние. Бог принял в уважение пророческое запрещение, исполнил клятву, данную Его именем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Часть первая. О Боге и общем отношении его к миру и человеку Отдел I. О Боге § 8. Сущность и разделение православного учения о Боге Сущность всего того, что Бог благоволил открыть нам о Самом Себе, православная Церковь выражает кратко в следующих словах символа Афанасиева: «Вера кафолическая сия есть: да единаго Бога в Троице, и Троицу в единице почитаем, ниже сливающе Ипостаси, ниже существо разделяюще»; или еще короче – в словах Православного Исповедания: «Бог есть един в существе и троичен в лицах» (ч. 1, отв. на вопр. 10). Таким образом, всё православное учение о Боге разделяется на две части: 1) на учение о Боге, едином в существе, и – 2) на учение о Боге, троичном в лицах. Глава 1. О Боге, едином в существе § 9. Учение Церкви о Боге, едином в существе, и содержание этого учения Православная Церковь преподает нам о Боге, как едином по существу, следующее понятие: «Бог есть Дух вечный, всеблагий, всеведущий, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный» (Простран. Христ. Катих. о чл. 1). Этим понятием о Боге прямо указываются а) Его существо (иначе природа, естество) и б) существенные свойства, и необходимо предполагается в) Его единство по существу. § 10. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух Бог есть чистейший Дух, не соединенный ни с каким телом, и, следовательно, природа Его – совершенно невещественная, непричастная ни малейшей сложности, простая. Это видно: 1. Из тех мест Св. Писания, которыми отрицаются в Боге все свойства, необходимо принадлежащие веществу или телу: а) всякое тело ограничено пространством, а Бог ничем неограничен и вездеприсущ – еда небо и землю не Аз наполняю? рече Господь ( Иер. 23:24 ; Пс. 138:7–10 ); б) всякое тело может подлежать переменам, – у Отца светов несть пременение, или преложения стень ( Иак. 1:17 ) в) всякое тело, как сложенное из частей, разрушимо и тленно, – Бог есть нетленный царь веков ( 1Тим. 1:17 ). 2. Из тех мест, где, напротив, Богу приписываются свойства, существенно принадлежащие только духу, как то: а) самосознание и личность, – видите, видите, яко Аз есмь, и несть Бог разве Мене; ( Втор. 32:39 ; снес. Исх. 20:2–3 ); б) разум, – о, глубина премудрости и разума Божия! кто бо разуме ум Господень? ( Рим. 11:33–34 ); в) свободная воля, – вся елика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах ( Пс. 134:6 ), и вообще действует вся по совету воли Своея ( Еф. 1:11 ); г) жизнь и непрестающая деятельность – живу Аз, рече Господь ( Иер. 22:24 ), живу Аз во веки ( Втор. 32:40 ); Отец Мой доселе делает, и Аз делаю ( Ин. 5:18 ), – соответственно чему истинный Бог называется Богом живым, в отличие от всех богов ложных ( 1Сол. 1:9 ; 1Тим. 6:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Эфир от 01.02.2015 19:00. В прямом эфире радио «Радонеж» протоиерей Олег Стеняев беседует о молитве. Ведущий - Владимир Носов. 10.03.2015 08:39:07 Кульков Сергей Андреевич - Братья и сестры! Пока я еще готовлю новый цикл бесед после тех, которые мы проводили на книгу «Исход», возможно, несколько передач посвятим общим темам. Сегодня мы с Владимиром  побеседуем о молитве.   - Батюшка, я до рассмотрения этой темы еще не дорос. - Я думаю, что молитвенный опыт каждого человека - это  его  реальный опыт. Я неоднократно объяснял, почему Бог говорит о Себе: «Я - Бог Авраама, Я  - Бог Исаака, Я - Бог Иакова». Почему? Разве у Авраама не тот же Бог, как у Исаака, а у Исаака не тот же Бог как у Иакова? Нет. Просто духовный, молитвенный опыт Авраама - это неповторимый опыт, точно так же, как духовный молитвенный опыт Исаака и Иакова тоже неповторим. И Ваш молитвенный опыт, и мой, и каждого человека по-своему неповторим, потому что Бог ведет диалог со всем Своим творением. И здесь совершенно очевидно, что у Бога не могут быть любимчики, потому что  Он промышляет обо всех живых существах - не только о людях, но и даже о животных. Но если мы начинаем говорить о молитве, первый тезис, который я предлагаю рассмотреть -  молитва заповедана Господом. То- есть:  почитай отца и мать,  помни день субботний – так же и о молитве. Например, у пророка Исаии сказано: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко». То- есть это как бы повеление. Интересно, как понять слова: «призывайте Его, когда Он близко»? Как на Ваш взгляд? - Мне кажется, Господь близко тогда, когда человеку очень плохо, когда гром  гремит. В виде грома выступает больница, тюрьма, война. Тогда, наверное, Господь становится ближе к человеку. - Может быть, Вы правы. Потому что когда наши предки сталкивались с  какими-то проблемами, они говорили – «Господь посетил», то- есть как бы приблизился. Но в  действительности в любом случае Бог одинаково близок ко всему творению, Бог ни от кого не удаляется,  ни к кому не приближается в этом смысле.

http://radonezh.ru/text/efir-ot-01-02-20...

блаженный Иероним Стридонский Содержание Глава I Наум.1:2. Бог ревнитель и мститель Господь.    Это — слова пророка, восхваляющего Бога за то, что Он отмстил ассириянам за обиды народу Его, или, в более высоком смысле, потому, что Он слышит стенание святых Своих и при кончине мира подвергнет противников наказаниям. А что ревность понимается в хорошем смысле, это показывает и апостол Павел, говоря: «ревнуйте о больших дарах» (1 Кор. 12:31). И в другом месте: «ревную бо по вас Божиею ревностию» (2 Кор. 11:2). Также сам Господь в псалме говорит: «ревность дому Твоего снеде Мя» (Псал. 68:10), и Илия: «ревнуя поревновах по Господе Бозе Вседержителе» Израилевом (3Цар. 19:10). Мы читаем также о ревности Финееса и Маттафии (Числ. 25, 1 Макк. 2) и об апостоле Иисуса Христа, Симоне Зилоте ревнителе — (Деян. 1), которого евангелист Марк (гл. 3) называет Симоном Кананитом (Снапапаеит). Ревнует же Господь ради спасения тех, о коих ревнует, чтобы ревностию спасти тех, коих не могла спасти Его благость. Поэтому и относительно Иерусалима, который вследствие чрезмерных грехов не был достоин посещения ревностию и гневом Его, Бог говорит в книге Иезекиля: «ревность Моя оставила или оставит тебя, и Я не буду более гневаться на тебя» (Иезек. 16:42). Таким образом пока мир приносил покаяние, то не было кончины для него, но когда, по умножении беззакония, охладела любовь многих, так что и избранники Божии подвергаются искушению, тогда Господь ревнитель приходит для мщения; но это не потому, что Он есть враг и мститель, как это говорится о диаволе (Псал. 8:3), а потому, что мщение его будет подобно мщению врага и будет истреблять, подобно огню, дрова, сено и солому (1 Кор. 3), чтобы осталось чистое золото и серебро. Мстит Господь и проявляет ярость; мстит Господь врагам Своим и гневается на противников Своих    LXX: Мстит Господь с яростию; мстит Господь противникам Своим и истребляет врагов Своих.    Так как «егоже... любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет» (Притч. 3:12), то в том и другом смысле Он гневается для того, чтобы истребить Своих врагов и противников и чтобы, по сокрушении и уничтожении враждебных и неприязненных замыслов и речей, они возвратились в прежнее состояние. Поэтому далее говорится: «Господь долготерпелив, и велика сила Его» (Наум. 1:3). Но так как мы имеем в виду вместе с тем излагать и исторический смысл, то под врагами и противниками мы должны понимать ассириян, в которым Он долго проявлял Свое терпение, но впоследствии Он будет мстить им с гневом и яростию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3156...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010