7 . «И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог» ( Быт.22:8–9 ). Когда Моисей пришел на место, указанное ему Богом, ему не позволено было подняться, но сперва Бог сказал ему: «Сними обувь твою с ног твоих» ( Исх.3:5 ). Ничего подобного не сказано Аврааму и Исааку, и они поднимаются на гору, не сняв обуви. Причина этого, возможно, заключается в том, что Моисей, хотя и «был весьма велик» ( Исх.11:3 ), все же шел из Египта, и путы смертности были на ногах его. У Авраама и Исаака их не было, «и пришли на место». Авраам устраивает жертвенник, раскладывает дрова, связывает отрока и готовится убить его. Многие из вас, слышащих эти слова, являются отцами в Церкви Божьей. Не думаете ли вы, что кто-то из вас, прочитав эту историю, обретет такую непреклонность, такую силу души, что когда потеряет сына, вследствие его смерти, естественной и ожидающей всех, даже если он – единственный сын, даже если он – возлюбленный сын, сможет поставить Авраама в пример и подражать его великодушию? И ведь от тебя не требуется такое величие души, чтобы ты сам связал своего сына, сам взял нож и сам убил своего единственного сына. От тебя не требуется исполнять все эти таинства. Будь постоянен хотя бы в намерении и приноси Богу своего сына радостным, непоколебимым в вере. Стань священником в жизни твоего сына. Негоже плакать священнику, приносящему жертву Богу. Хочешь увидеть, что все это требуется от тебя? В Евангелии Господь говорит: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» ( Ин.8:39 ). Смотри, это и есть дело Авраамово. Совершай дела, которые Авраам делал, но «не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор.9:7 ). И если ты стремишься к Богу именно так, то будет сказано и тебе: «Пойди в землю высокогорную и там принеси [сына] во всесожжение на одной из гор» ( Быт.22:2 ); не в земных глубинах, не в долине плача (ср. Пс.83:7 ), но на высоких и величественных горах. Покажи, что вера в Господа сильней привязанности плоти. Ибо сказано, что любил сына своего Исаака, но поставил любовь к Богу выше любви плоти и исполнен не плотской любовью, но «любовью Иисуса Христа» ( Фил.1:8 ), то есть любовью к Слову Божию, к истине и премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

– заключение завета Бога с Авраамом и его потомством; – таинственное Богоявление, явление Ягве в пламени огня; – созерцание дня Господня, дня Мессии; – прозревание последних судеб этого мира. Суть Завета в том, что Бог отдает потомству Авраама все пределы Святой Земли. Потомству твоему, говорит Господь Аврааму, – даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата... И далее перечисляются десять, а в LXX – даже одиннадцать племен аморреев и хананеев, имеющих быть истребленными. Кстати, сами аморреи и хананеи именуются либо обобщенно, как все племена Ханаанской земли, либо как конкретные племена. Св. Иоанн Златоуст подчеркивает обширность дарованной потомкам Авраама земли: «Потом, чтобы праведник по пространству земли и по обширности пределов мог заключить, как распространится его семя, говорит: от реки Египетской даже до реки великой Евфрата, – так велико, говорит, будет семя твое» 526 . Какую реку считать рекой Египетской? Блаж. Августин: «Это не от великой Египетской реки, то есть Нила, а от малой, которая разделяет Египет и Палестину в том месте, где находится город Ринокорура» 527 . И.Ш. Шифман поясняет: «Река Египетская – современная Вади аль-Ариш, отделяющая Палестину от Синайского полуострова» 528 . Указанные Богом пределы Обетованной Земли были достигнуты в Давидо-Соломоновом едином Израильском царстве. Св. Филарет Московский : " От реки Египетской до великой реки Евфрата. До сих пределов простирались владения Давида и Соломона». Где произошло пятое Богоявление Аврааму, когда Бог заключил с ним Завет через жертву рассечения животных? Об этом говорится в «Книге Юбилеев»: «И он [Авраам – Г.Ф.] взял их всех [жертвенных животных – Г.Ф.] в середине месяца, когда он у дуба Мамврийского, который близ Хеврона, жил» 529 . Итак, это было у дуба Мамврийского, близ Хеврона! «Книга Юбилеев» также отмечает, что это было в тот же месяц, когда Бог заключил Завет с Ноем, и Авраам возобновил это празднование и установление навеки. 486 Новая Толковая Библия, т. I, Изд. «Искусство», Ленинград, 1990, с. 159; Вавилонский Талмуд, трактат Бава Меция, первая глава, изд. Рав Адина Штейнзальца, Институт изучения иудаизма в СНГ, Израильский институт талмудических публикаций, 1995, с. 35; Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 2, с. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Быт.17:21 Завет же мой поставлю Исааку, которого родит тебе Сарра, в сие самое время на другой год. Быт.17:22 И кончил разговор с ним и вознесся Бог от Авраама. Быт.17:23 И взял Авраам Исмаила сына своего, и всех рожденных в доме его, и всех купленных за серебро, и весь мужеский пол людей в доме Авраама, и обрезал плоть, закрывающую край их, во время дня онаго, как сказал ему Бог . Быт.17:24 Аврааму же было девяносто девять лет, когда (он) обрезал плоть, закрывающую край его. Быт.17:25 А Исмаилу сыну его лет тринадцать было, когда обрезана была плоть, закрывающая край его. Быт.17:26 Во время дня оного обрезан Авраам, и Исмаил сын его, и все мужчины дома его, и рожденные в доме, и купленные за серебро у инородных племен: (он) обрезал их. Глава 18 Быт.18:1 Явился же ему Бог у дуба Мамври, когда сидел он у двери кущи своей, в полдень. Быт.18:2 Воззрев же очами своими, увидел: и вот три мужа остановились выше его [[На таком месте, которое было выше того места, где стояла куща Авраама.]]; и видя, пошел на встречу им от двери кущи своей, и поклонился до земли. Быт.18:3 И сказал: Господи, уж если нашел я милость пред тобою, не пройди мимо слуги твоего. Быт.18:4 Пусть принесется вода, и омойте ноги ваши, и отдохните под деревом; Быт.18:5 И принесу хлеб, и вкусите, и потом пойдете (в путь ваш); Для этого уклонились (вы) к слуге вашему. И сказали: так сделай, как сказал. Быт.18:6 И поспешил Авраам в кущу к Сарре и сказал ей: поспеши и замеси три мерки лучшей муки, и сделай опресноки. Быт.18:7 И к коровам побежал Авраам, и взял теленка нежного и хорошаго, и дал домочадцу, который и поспешил приготовить его. Быт.18:8 И взял масла и молока и теленка, которого приготовил, и предложил им, и ели: сам же стоял пред ними под деревом. Быт.18:9 И сказали ему: где Сарра жена твоя? Он же отвечая сказал: вот в куще. Быт.18:10 И сказал (гость): возвращаясь я зайду к тебе в это же время, час в час, и будет иметь сына Сарра, жена твоя. Сарра же слышала за дверью кущи, будучи позади (гостя). Быт.18:11 Авраам же и Сарра 6ыли стары, в преклонных летах: прекратилось у Сарры и бываемое женское.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«И Дух Святой, как голубка, парил над водою», — так надо бы исправить текст Синодального перевода. В то время, когда Дух Святой является в виде голубки, облако осеняет эту сцену, «и глас из облака бысть, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих». «О Нем же благоволих…» — он о эудо " киса — «Которого Я люблю». Я уже говорил, что греческое слово эудокиа — это «любовь Божия». «…Которого Я люблю». Тот, кто читал Ветхий Завет по-славянски, должен знать эту формулировку, но в несколько ином виде: «Сын твой возлюбленный, которого ты любишь». «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь» (Быт 22:2). Это о жертвоприношении Авраама. Не случайно как святоотеческая традиция, так и средневековое искусство сопоставляли эти две сцены — жертвоприношение Авраама и шествие Иисуса на Голгофу. Подобно тому как Исаак несёт дрова в гору, Иисус несёт на Голгофу Свой Крест. Итак, в Ветхом Завете употреблено слово «единственный», по-еврейски яхи " д. «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь…» — так в Синодальном переводе Ветхого Завета. Но в греческом варианте, в Септуагинте, в Новом Завете, в Евангелии от Матфея — «Возьми Сына Твоего возлюбленного ( агапето " н), Которого Ты любишь». Так что у Матфея — прямая отсылка к Ветхому Завету. Подобно Аврааму, который готов принести в жертву Исаака, Бог приносит в жертву Сына Своего. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…», там сказано «единородного» ( моногенис) и употреблено прилагательное яхид — «…Сына твоего единственного, которого ты любишь». Так тексты из книги Бытия о жертвоприношении Авраама и из третьей главы Евангелия от Иоанна с фразой, исходящей из уст Иисуса: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» (Ин 3:16), — оказываются связанными воедино со словами, прозвучавшими из облака в момент Богоявления: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф 3:17). В этих словах тоже уже присутствует крест («отдал Сына Своего…»). Как в сцене сретения через детали текста мы видим крест, так и здесь, в сцене Богоявления, мы видим крест в словах «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

«И Дух Святой, как голубка, парил над водою», – так надо бы исправить текст Синодального перевода. В то время, когда Дух Святой является в виде голубки, облако осеняет эту сцену, «и глас из облака бысть, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих». «О Нем же благоволих…» – он о эудо’киса – «Которого Я люблю». Я уже говорил, что греческое слово эудокиа – это «любовь Божия». «…Которого Я люблю». Тот, кто читал Ветхий Завет по-славянски, должен знать эту формулировку, но в несколько ином виде: «Сын твой возлюбленный, которого ты любишь». «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь» (Быт.22:2). Это о жертвоприношении Авраама. Не случайно как святоотеческая традиция, так и средневековое искусство сопоставляли эти две сцены – жертвоприношение Авраама и шествие Иисуса на Голгофу. Подобно тому как Исаак несёт дрова в гору, Иисус несёт на Голгофу Свой Крест. Итак, в Ветхом Завете употреблено слово «единственный», по-еврейски яхи’д . «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь…» – так в Синодальном переводе Ветхого Завета. Но в греческом варианте, в Септуагинте, в Новом Завете, в Евангелии от Матфея – «Возьми Сына Твоего возлюбленного ( агапето’н ), Которого Ты любишь». Так что у Матфея – прямая отсылка к Ветхому Завету. Подобно Аврааму, который готов принести в жертву Исаака, Бог приносит в жертву Сына Своего. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…», там сказано «единородного» ( моногенис ) и употреблено прилагательное яхид – «…Сына твоего единственного, которого ты любишь». Так тексты из книги Бытия о жертвоприношении Авраама и из третьей главы Евангелия от Иоанна с фразой, исходящей из уст Иисуса: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного…» (Ин.3:16), – оказываются связанными воедино со словами, прозвучавшими из облака в момент Богоявления: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение» (Мф.3:17). В этих словах тоже уже присутствует крест («отдал Сына Своего…»). Как в сцене сретения через детали текста мы видим крест, так и здесь, в сцене Богоявления, мы видим крест в словах «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Но вот вопрос: «Куда ты летишь?» Летишь обычно вниз.  Но  чувство полета каково!  Каков завораживающий восторг! До земли еще так далеко… Второе искушение, которое дается человечеству – это искушение безграничной свободой.  Попробуй это, попробуй то.  Ничего страшного не случится, все будет хорошо, ведь человеку все позволено. Свобода – это и есть идеал.  Нет никакой нравственности, есть свобода. Нет никаких  границ, есть свобода. Есть свобода, за которой на самом деле нет ничего, кроме смерти. Третье искушение:  Все это дам Тебе, если пав, поклонишься мне, –  говорит сатана,  показывая Христу все царства мира и славу их (Мф. 4,9). Такое простое и банальное: «Поклонись мне, и все тебе будет. Сделай вид, что Бога нет, что нет никакой духовной жизни. Сделай вид, что есть только законы мирского бытия, что тебе нужно в этом мире достичь  всего, но без Бога». Не будем долго об этом говорить, современным людям это и  так хорошо понятно. К каждому из нас  рано или поздно эти три искушения приходят.  Как мы их встречаем, и как мы с ними боремся?  Пусть будет нам в этом примером наш Спаситель, который на каждое искушение  ответил от лица людей,  искушаемый, как Сын Человеческий. Еще один смысл слова «искушение» –  испытание. Именно так его можно перевести с  церковнославянского языка,  так как оно происходит от слова «искус». Искусный – тот, кто прошел испытания, кто по-настоящему владеет ремеслом. Процесс,  когда переплавляют серебро из нечистой породы в чистую, тоже по церковнославянски называют искушением. Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро (Пс.65,10) В этом смысле  слова нас искушает, или испытывает, Сам Господь. То есть, с одной стороны нас искушает лукавый, а с другой  –  испытывает  Господь. Как Бог искушает, мы знаем из  Священного Писания. В книге Бытия  написано,  как Бог искушал Авраама.  У Авраама от Сары родился долгожданный сын Исаак. Он дорос он до зрелого возраста (кто-то  из толкователей считает, что он был отроком, кто-то –  что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе (Быт. 22,2).  Авраам  взвалил на Исаака вязанку хвороста, и они пошли  на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить аврааму: … вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?  Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7-8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1420...

После этих событий было слово Господа к Авраму в ночном видении. Ему было сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика (Быт 15, 1). В ответ патриарх сказал, что он бездетный. Бог сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (15, 5). Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. Авраму было семьдесят пять лет, когда Господь впервые обещал произвести от него великий народ. Когда родился Измаил, Авраму было уже восемьдесят шесть лет. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Бог еще тринадцать лет испытывал терпение праведника и только тогда исполнил Свое обетование. Он хорошо знал, что, как золото, очищаемое через долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее» (Беседы на книгу Бытия. 39. 2). Бог повелел Аврааму совершать в восьмой день обрéзание младенцев мужского пола, как знамение завета между Богом и потомками Авраама. Обрезание было зримым, отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу. В духовном смысле обрезание, состоящее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий. В таинственном значении обрезание предзнаменовало новозаветное Таинство крещения, смывающее эту наследственную прародительскую поврежденность. Вскоре Авраам удостоился нового богоявления, которое признается одним из самых значимых в ветхозаветной истории. Господь явился ему у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер во время дневного зноя. В видении трех странников Авраму была явлена тайна трех Лиц Божественной Троицы. Авраам побежал навстречу трем, а поклонился как одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего . Библейское повествование о явлении трех мужей Аврааму нашло выражение в иконографии. Патриарх Авраам устроил трем посетителям трапезу, проявив страннолюбие. После трапезы два Ангела пошли в Содом, а один остался. Жители города были заражены мерзким грехом. Патриарх обращается к оставшемуся Ангелу, как к Господу, с мольбой сохранить город, в котором жил его племянник с семьей. Вся беседа патриарха с Богом, которую можно также назвать молитвой, чрезвычайно назидательна. Она показывает великое Божие снисхождение и смысл высшей Божественной правды, не допускающей незаслуженной гибели праведников. Беседа эта свидетельствует и о молитвенном дерзновении Авраама.

http://pravoslavie.ru/103629.html

Толкование блаж. Феофилакта: «Говорит – «сыны пророков» вместо того, чтобы сказать: не должно ни унывать, ни думать, что вы лишились обетований. «Вы – сыны пророков», так что они вам говорили и ради вас все это совершилось. А что значит – «сыны Завета?» Это вместо: «наследники», но наследники не приписанные только, а такие же, как сыны. И так, если вы сами хотите, то вы – наследники». «Бог завещал отцам вашим, говоря Аврааму». Завет с Авраамом был Заветом вместе со всеми отцами народа еврейского, имеющими Авраама своим праотцем, а значит и со всем народом еврейским. Но это не исключительно: не одним им, евреям, обещано благословение Божие, а всем племенам земным, – евреям лишь первым, по особенному Завету с ними чрез Моисея. «В семени твоем благословятся» – обетование Аврааму, повторенное не раз Богом ( Быт. 12:3, 18:18, 22:18 ). Под «семенем» Авраама здесь разумеется не вообще потомство Авраама, но одно определенное Лицо из этого потомства, именно Мессия. Так толкует это не только Петр, но и Павел Ап. ( Гал. 3, 16 ). Деян.3:26 .  Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым по­слал Его благо­словить вас, отвращая каждого от злых дел ваших. Что Бог к «первым» иудеям или «прежде всего» иудеям послал благословенного потомка Авраамова, в этом Апостол старается показать не простое их преимущество пред всеми остальными народами, но и сильнейшее побуждение и как бы обязанность прежде всех принять обетованное благословение – чрез обращение ко Христу и веру в Него. «Воскресив Сына Своего», – см. выше к Деян.2:24, 3:13 . «Послал благословить Вас», т.е. исполнить на вас обетование, данное Аврааму, сделать вас благословенными участниками всех благ царства Мессии, даровать вам спасение и вечную жизнь. «И так, не считайте себя отринутыми и отверженными» – заключает Златоуст. «Отвращая от злых дел ваших» – существенное условие для получения обетованного благословения Божия в Царстве Мессии, в которое не войдет ничто нечистое и неправое. В суждении о первенстве Израиля в принятии благ царства Мессии опять повторяется Апостолом мысль о всеобщности Царства Мессии, имеющего распространиться на все племена земные.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его» ( Евр.11:5 ). Енох так угодил Богу своей верой в обетования Его, так был крепок в вере, что и среди всеобщего развращения остался верен Богу, за что и взят живым на небо. Также и пророк Илия взят живым на небо ( 4Цар.2:5 ). Енох и Илия были взяты на небо, потому что достигли предопределенной меры благодатного возраста и чистоты внутренней, так что смертное поглощено было жизнью ( 2Кор.5:4 ). Свт. И. Златоуст говорит: «Такое событие, разумею переселение Еноха (и Илии), произошло для того, чтобы человечество питало надежду на прекращение смерти... Авелем устрашил, а Енохом внушил ревность о благоугождении Богу» (еп. Никанор, Толк. Апостол, ч. III, стр. 317). Также и для Ноя вера была главным стимулом в его решимости строить ковчег. Она давала ему силу противостоять всеобщим насмешкам и строить ковчег в надежде на обетование о спасении в предстоящее грозное посещение Божие. Своей верой Ной «осудил весь мир», ибо доказал, что мир действительно заслужил наказания, потому что мог бы тоже спастись, подобно праведному Ною. б) Примеры веры Авраама и Сарры (Евр.11:8–19) О вере Авраама и Сарры Апостол говорит особенно пространно, так как Авраам есть отец всех по вере, а евреев и по происхождению от него ( Быт.12–22 гл.). В чём же высота веры Авраама? В том, что он, поверив и повинуясь призвавшему его Богу, оставил дом и последовал в совершенно неведомую страну. Да и пришедши в обетованную землю, он жил как пришелец, в палатках, как на чужбине; «ибо он ожидал города... которого художник и строитель Бог» ( Евр.11:10 ). Авраам ожидал не настоящего жилища, а будущего, нерукотворенного, имеющего вечное основание на небеси. Авраам и Сарра показали себя достойными высших благ -и получили их, низшие же приложились сами собой: они стали обладать и всей землей Ханаанской, стали отцами потомства столь великого; «как много звезд на небе, и как бесчислен песок на берегу морском» ( Евр.11:12 ). Но исполнение обетований они получили не при жизни, а «только издали видели оные и радовались» ( Евр.11:13 ). Сам Иисус Христос сказал, что Авраам видел Его пришествие и, видя, возрадовался ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

И мы видим готовность Авраама исполнить волю Божию. Когда он услышал призыв, он сказал: Вот я . И далее мы читаем: Авраам встал рано утром ,– вы видите, как этот праведный поступает! – оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог (Быт. 22, 3). Ориген пишет: «Авраам встал рано утром, поскольку в тексте прибавлено “рано”, вероятно стремление показать, что свет сиял в его сердце» . Авраам встает раньше всех. Сказано, что он оседлал осла своего , и только потом говорится, что взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения ,– опять же сам – и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог . Сколько лет тогда было Исааку? Дело в том, что 22я глава не связана с 21й главой непосредственно. Она, скорее, связана с 23й, в которой говорится о смерти Сарры: Жизни Сарриной было сто двадцать семь лет: вот лета жизни Сарриной; и умерла Сарра (Быт. 23, 1–2). Иными словами, Священное Писание подсказывает нам, почему умерла Сарра: она узнала о том, какому риску был подвергнут Исаак, и она не перенесла такого переживания; впрочем, не все отцы разделяют эту точку зрения. Она умирает в 127 лет – кстати, это единственная женщина, чей возраст на момент смерти указывается в Священном Писании, ибо указанное число имеет символический смысл. Итак, это значит, что Исааку на тот момент, когда Авраам решил принести его в жертву, было 37 лет. Очень часто на картинках изображают Авраама, как он маленького мальчика пытается принести в жертву. Но Исаак был не маленький мальчик, ему было 37 лет! Авраам взял с собой двух отроков. Не надо думать, что отрок – это отрок в теперешнем понимании, такой мальчик-тинэйджер, почти ребенок. Отрок – это прежде всего слуга, это тот, который не создал еще свою семью. И мы можем предположить, что двое отроков – это самые близкие к Аврааму люди. Это Измаил, которому на тот момент было 50 лет, и Елиезер, который был значительно старше Измаила. То есть самые близкие люди. Возможно, что Измаил присоединился к этому походу между первой и второй женитьбой. В прошлый раз мы с вами вспоминали, что, по древнему преданию, первую жену Измаил прогнал, потому что Авраам не нашел в ней добродетелей.

http://pravoslavie.ru/109426.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010